Научная статья на тему 'Психологическая устойчивость специалиста МЧС России как фактор безопасности его труда'

Психологическая устойчивость специалиста МЧС России как фактор безопасности его труда Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
530
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / РЕЗЕРВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Казанков Вячеслав Владимирович

Проанализированы понятия «психологическая устойчивость», «безопасность», «безопасность труда», «резерв психологической устойчивости». Раскрыта роль информации в процессе формирования резерва психологической устойчивости специалиста МЧС.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Казанков Вячеслав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article, such concepts as «psychological stability», «safety», «work safety», «reserve for psychological stability» are analyzed. The role of information in the process of EMERCOM specialist psychological stability reserve forming is pointed out.

Текст научной работы на тему «Психологическая устойчивость специалиста МЧС России как фактор безопасности его труда»



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Валиева, Ф.И. Профессиональное выгорание и как его преодолеть [Текст]: спецкурс / Ф.И. Валиева. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2009. -150 с.

2. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности [Текст] / Н.В. Самоукина. — СПб.: Питер, 2004. — 224 с.

3. Cherniss, С. Professional Burnout in Human Service organizations [Text] / C. Cherniss. — N. Y.: Praeger, 1980. — 318 p.

4. Cobb, S. Social support as a moderator of life stress [Text] / S. Cobb // Psychosomatic Medicine. — 1976. -N 5. - P. 300-314.

5. Cooper, C.L. Organizational stress: a review and criti-que of theory, research and Applications [Text] /

C.L. Cooper, P.L. Dewe. — London: Sage Publications, 2001. - 288 p.

6. Cooper, C.L. Handbook of stress medicine and health [Text] / C.L. Cooper. — 2nd ed. — P CRC Press, 2004. - 440 p.

7. House, J.S. Work Stress and Social Support [Text] / J.S. House. — Addison-Wesley Educational Publishers Inc. — 1981. — 156 p.

8. Pines, A.M. Why are Israelis less Burnes Out? [Text] / A.M. Pines // European Psychologist. — N 9(2). — 2004. - P. 69-77.

9. Ray, E.B. The influence of communication structure and social support on job stress and burnout [Text] / E.B. Ray, K.I. Miller // Management Communication Quarterly. — N 4. — 1991. — P. 506—527.

УДК 1 59.9

В. В. Казанков

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА МЧС РОССИИ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ ЕГО ТРУДА

При решении профессиональных задач специалисту МЧС России (далее — специалист) приходится руководствоваться правилами (соответствующими ограничениями), налагаемыми на него производственным процессом. Эти ограничения специалист обычно принимает как объективную необходимость, без соблюдения которой не может быть достигнута цель его трудовой деятельности. Правила по технике безопасности налагают на него свои ограничения. Там, где эти ограничения оказываются незначительными или совпадают с ограничениями производственного процесса, они не создают для специалиста каких-либо дополнительных психологических трудностей. Однако чаще всего с правилами техники безопасности связаны свои ограничения, которые в той или иной мере усложняют его работу и тем самым способствуют появлению дестабилизирующих состояний. Поэтому важно, чтобы специалист вырабатывал и развивал определенные факторы безопасности труда (БТ). Одним из таких факторов является психологическая устойчивость (ПУ) специалиста, способствующая

вырабатыванию навыков безопасного выполнения профессиональных операций с учетом правил техники безопасности.

Под ПУ мы понимаем способность специалиста сохранять свою работоспособность на биологическом, психическом и социальном уровнях в границах нормы устойчивости и за ее пределами независимо от воздействующих факторов среды. Норма устойчивости (НУ) — это границы допустимых отклонений специалиста от своих нормальных характеристик под воздействием среды, при которых не нарушаются внутренние и внешние структурно-функциональные связи [1].

Биологический уровень с точки зрения ПУ отражает силу, уравновешенность и подвижность нервной системы специалиста и ее способность сохранять работоспособность в границах биологической НУ и за ее пределами при воздействии факторов среды. Психический уровень с точки зрения ПУ отражает способность организма специалиста сохранять работоспособность познавательных, эмоциональных и волевых процессов в границах психической НУ и за

ее пределами, формируя правильное психическое состояние по отношению к воздействующим факторам среды. Социальный уровень с точки зрения ПУ отражает способность специалиста сохранять общественно полезную работоспособность в границах НУ и за ее пределами в социуме.

Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность [2].

Безопасность — состояние, при котором риск для здоровья и безопасности персонала находится на приемлемом уровне (ГОСТ Р 12.0.006—2002). Это состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности ее функционирования и развития. Безопасность человека — это такое его состояние, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к смерти, ухудшению функционирования и развития организма, сознания, психики и человека в целом и не препятствует достижению определенных желательных для человека целей [3].

Под общей организацией БТ в профессиональной деятельности специалиста подразумевается широкий круг мероприятий: от общего усовершенствования техники и технологического процесса в целях снижения уровня опасных производственных факторов и до организации различными путями безопасных условий труда на отдельных рабочих местах. При этом предполагается, что БТ должна закладываться уже в процессе проектирования техники и условий труда.

С психологической точки зрения БТ специалиста определяется тем, насколько жизнеспособна его система ПУ на биологическом, психическом и социальном уровнях.

Жизнеспособность ПУ определяется при выполнении обязанностей по должности в процессе решения поставленных задач, когда могут возникать противоречия между требованиями деятельности и уровнем развития как отдельных личностных образований, так и профессионально ориентированных структур психики, а также того, что требует конкретная ситуация, и того, что может сделать в данной ситуации специалист, имеющий определенный уровень способностей, умений и навыков.

Из процесса профессиональной деятельности в системе МЧС России следует выделить, с одной стороны, специалиста, с другой — производство, куда включаются предметы и орудия труда, а также окружающая среда. Под производством в статье понимается не процесс труда, а пространство (рабочая зона), где находится специалист в процессе рассматриваемой деятельности, — го-мосфера, а также пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности — ноксосфера. Совмещение гомо- и ноксосферы недопустимо. Гомо- и ноксосферой могут быть: помещения подразделения; кабина служебного автомобиля, следующего к месту вызова; непосредственное место происшествия (пожар, чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа и т. д.); любая окружающая среда.

Возможности специалиста классифицировать пространство как гомосферу или нок-сосферу и адекватно реагировать в ней определяются индивидуальными особенностями специалиста, и в частности его резервом ПУ.

В общем смысле под резервом понимается запас чего-либо на случай надобности; источник, откуда черпаются необходимые новые средства, силы [4]. Резервирование — главное условие, основополагающий принцип безопасного функционирования любой системы. Выделяют структурное и функциональное резервирование. Под первым понимается наличие дополнительных элементов, которые могут заменить неисправные элементы с использованием нескольких вариантов взаимодействия между элементами системы или путем дублирования. Под функциональным резервированием понима-

ются те диапазоны условии, в которых система может выполнять возложенные на нее функции. Все виды резервирования связаны с определенными ресурсами и потенциалами системы.

Под ресурсом системы понимаются ее возможности и источники активности [5]. Словарь определяет ресурсы как средства, запасы чего-нибудь, к которым обращаются в случае необходимости [4]. А потенциал определяется как совокупность наличных средств, возможностей в некой области, не-ком отношении. В психологии потенциал рассматривается как скрытое психическое явление, которое при определенных условиях может актуализироваться [6]. Таким образом, резерв устойчивости — это величина, характеризующаяся имеющимися ресурсами и потенциалами, достаточными для работоспособности системы в границах НУ под воздействием среды.

Резерв ПУ — психологический конструкт, контролирующий и управляющий ресурсами и потенциалами (имеющими свои собственные возможности), перераспределяя их между отдельными частями биологического, психического и социального уровней, подключая необходимые к активным действиям.

Резерв ПУ резервирует и формирует профессионально важные качества специалиста и его опыт. Здесь имеются в виду не столько навыки и умения решения задач для достижения трудовой цели, сколько навыки и умения решать такие задачи безопасно. Следует отметить, что умение безопасно работать зависит главным образом от знания специалистом своей профессии и правил БТ, от жизненного опыта, дающего ему возможность гибко использовать эти факторы для успешного и безопасного решения различных трудовых задач. Этому в значительной мере способствуют и творческие возможности специалиста, позволяющие ему изыскивать новые пути, новые методы безопасного решения трудовой задачи в самых разнообразных и неожиданных ситуациях.

Резерв ПУ определяет скоростные характеристики включаемости тех или иных ресурсов и потенциалов уровней ПУ и не является жестко фиксированным образовани-

ем. Специалист обладает большими возможностями в обеспечении БТ, когда резерв ПУ претерпевает новые изменения и дополнения в ресурсах и потенциалах трех уровней. Между предшествующим и последующим состоянием ПУ появляется внутренняя связь.

Изменчивость возникает в «недрах» резерва ПУ, когда начинают обнаруживаться некоторые признаки, свидетельствующие о переходящем характере устойчивого состояния специалиста. Здесь еще господствуют старые составляющие, но в результате новых качественных и количественных информационных дополнений резерв ПУ претерпевает изменения. Благодаря этому устанавливается внутренняя связь между предшествующим и последующим состоянием ПУ.

Часто изменение происходит непрерывно, т. е. бесконечно малыми шагами. Для того чтобы происходило изменение, необходимы: то, что испытывает действие (в нашем случае — это резерв ПУ); действующий фактор — информационное поле; то, во что трансформируется резерв ПУ после действующего фактора (измененный резерв ПУ). Таким образом, речь идет о множестве информационных операций внутри резерва ПУ, переходящих друг в друга при воздействии внешнего информационного поля окружающей среды при выполнении специалистом трудовых задач деятельности. Множество информационных переходов есть преобразование, т. е. они замкнуты относительно происходящего преобразования, которое начинающий может не признать как преобразование ввиду того, что в нем не происходит никаких видимых изменений, и каждый образ совпадает со своим операндом.

Все окружающее нас пространство образует информационное поле. В его основе лежит операнд — информация, которой пронизаны все объекты и процессы. Из анализа многочисленных работ следует, что информация — универсальное свойство предметов, явлений, процессов, заключающееся в способности воспринимать внутреннее состояние и воздействие окружающей среды, преобразовывать полученные сведения и передавать результаты обработки

другим предметам, явлениям и процессам. Все живые существа с момента их зарождения и после смерти пребывают в информационном поле, которое непрестанно, беспрерывно воздействует на них. Весь окружающий мир улавливает информацию, перерабатывает ее и обменивается ею.

Значимость информации оказывает прямое влияние на безопасность труда путем формирования и развития ПУ специалиста. Процесс поиска значимой информации поддерживает ПУ специалиста к факторам опасности и неопределенности. По мере того как улучшается способность резерва ПУ обрабатывать и отфильтровывать информацию, улучшается и становится безопаснее, эффективнее и результативнее работоспособность специалиста в целом.

Информационная основа резерва ПУ формируется на трех уровнях:

• сенсорно-перцептивном, когда отражаются закономерности соответствующих механизмов восприятия (отражения) сигналов, несущих необходимую информацию;

• когнитивном, когда формируется оценка функциональной значимости сигналов, т. е. ценности информации, а также организуются сбор, хранение и извлечение этой информации;

• образно-оперативном, когда отражаются закономерности объединения отдельных информационных признаков в целостные образы, с опорой на которые происходят «программирование» и регулирование работоспособности.

На БТ влияет оценка ПУ информации, которая сводится к тому, что процессы восприятия влияют на построение внутренней схемы значимости поступаемой информации для специалиста. По мере развития ситуации новая информация может привести к изменению ее восприятия, что повлечет за собой создание новой схемы ситуации. В результате меняется и значимость события с точки зрения ее конечных целей и последствий, возможности оценки и контроля. Данная схема определения значимости ситуации и информации о ней основывается на совокупности индивидуально проявляемых процессов, способностях избиратель-

ного восприятия информации, актуализации информации о предшествующем опыте реагирования, прогнозирования ее развития и ожидаемых последствий и т. п.

Информационный аспект ПУ характеризуется информационной средой и имеет четыре условия: определенность, риск, неопределенность, нечеткость (неясность). Их значение зависит от данных резерва ПУ и его «трактовки» истины. В условиях определенности специалист имеет полную информацию о результатах, т. е. о множестве альтернатив и о состояниях гомо- и ноксосфе-ры. В условиях риска известны результаты и относительная вероятность возможных состояний гомо- и ноксосферы. В условиях неопределенности результаты также известны, но нет сведений о вероятности состояний гомо- и ноксосферы (мы имеем дело с четко определенным явлением, но не знаем, произойдет оно или нет). В условиях неясности событие определено нечетко, и его трудно классифицировать как гомосферу или ноксосферу.

Информация характеризуется с количественной и качественной стороны. Количество информации определяется как мера уменьшения неопределенности некоторой ситуации вследствие того, что становится известным исход другой ситуации. Качество информации характеризуется такими свойствами, как точность, полнота, достоверность (надежность), однозначность, согласованность и т. п.

Информация предназначена для решения двух главных задач резерва ПУ: снижать уровень производственной опасности и способствовать повышению защищенности специалиста в труде с психологической точки зрения, достигаемого степенью мотивации к труду и обеспечению его безопасности. У разных людей уровень такой мотивации не одинаков и имеет различное значение среди прочих мотивов, побуждающих человека к пониманию следующих положений:

1. Жизнь и здоровье человека важнее цены производимого продукта и стоимости оказываемых услуг.

2. Внештатные ситуации должны быть сведены к минимуму.

3. В целях повышения эффективности работы количество травм рабочих должно быть минимальным.

4. Время отсутствия квалифицированных специалистов на рабочем месте из-за профессиональных травм и/или заболеваний должно быть сведено к минимуму.

Все многообразные параметры резерва ПУ объединены в структуру из трех блоков. Первый блок (потенциальный) — совокупность всех компонентов, образующих безопасный, субъективный энергоресурсный резерв ПУ по разрешению различных последствий от воздействий среды (гомо- и ноксо-сферы). Второй блок (инструментальный) включает операционно-инструментальные параметры, т. е. совокупность безопасных стратегий, работающих как непосредственные инструменты в процессе сохранения специалиста в пределах допустимых норм. Третий блок (инициирующий) — образования, запускающие в работу первые два блока, инициирующие и поддерживающие безопасный процесс профессиональной деятельности специалиста. Взаимодействие трех

блоков определяет фактический уровень БТ.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что ПУ формирует способность специалиста безопасно функционировать в профессиональной среде за счет изменяющихся резервов биологического, психического и социального уровней под воздействием факторов среды. При этом, когда воздействие кратковременно, единично, тогда ПУ проявляется в том, насколько быстро специалист вернется к прежнему нормальному состоянию работоспособности. Если воздействие продолжительное по времени или многократно повторяющееся, то ПУ проявляется в том, как долго специалист будет находиться в пределах безопасной работоспособности или перейдет из одного безопасного состояния в другое, сохраняя основные внутренние и внешние взаимосвязи БТ.

В заключение приведем оценку условий деятельности представителей различных профессиональных групп МЧС России на основе опроса 115 респондентов (см. таблицу).

Оценка условий деятельности специалистов различных профессиональных групп МЧС России1

Характеристики Оценка условий деятельности специалистов

условии деятельности Пожарные Спасатели Саперы Водолазы Летчики Врачи Инспектора

Наиболее ве- Сгореть 8, Быть Подорвать- Утонуть 9 Разбить- Отсутст- Отсутст-

роятный вид угореть 5, придавлен- ся 7 ся 9 вует 9 вует 9

опасности для быть при- ным 9,

здоровья давленным 10, сорваться с высоты 6 сорваться с высоты 10

Характер Постоянст- Постоянст- Постоянст- Постоянст- Постоянст- Постоянст- Постоянст-

физических во, интен- во, интен- во во во во, интен- во, интен-

и психологи- сивность, сивность сивность, сивность

ческих непред- непредска-

нагрузок сказуемость зуемость

Специфика Постоянст- Постоянст- Постоянст- Постоянст- Постоянст- Постоянст- Постоянст-

контактов во присут- во присут- во присут- во присут- во присут- во присут- во присут-

с посторон- ствия — вы- ствия — ствия — ствия — ствия — ствия — ствия —

ними лицами сокая и на- высокая средняя не средняя средняя высокая высокая

(постра- пряженная и напря- напряжен- умеренная умеренная и напря- и умерен-

давшие, женная ная женная ная

эвакуируемые,

вовлеченные

в деятель-

ность)

'Оценка производилась по 10-балльной системе.

Окончание таблицы

Характеристики условий деятельности Оценка условий деятельности специалистов

Пожарные Спасатели Саперы Водолазы Летчики Врачи Инспектора

Взаимодействие Постоянное Постоянное Постоянное Постоянное Постоянное Постоянное Переменное

с техникой

Требуемый уровень профессиональной подготовки Средний 5 Средний 6 Средний 4 Средний 5 Высокий 7 Высокий 9 Средний 6

Социальный статус (элит-ность) Низкий 10 Средний 6 Низкий 10 Средний 5 Высокий 9 Высокий 9 Низкий 4

Требования БТ Высокая 9 Высокая 8 Низкая 4 Высокая 10 Высокая 9 Высокая 10 Низкая 2

Возможность Высокая 10 Высокая 10 Низкая 2 Средняя 6 Низкая 2 Высокая 10 Низкая 4

видеть тела погибших

и раненых

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казанков, В.В. Духовно-нравственное воспитание сотрудников оперативных подразделений Государственной противопожарной службы МВД России [Текст]: дис. ... канд. пед. наук/ В.В. Казанков. - СПб., 2001. - 258 с.

2. О безопасности [Текст]: федер. закон, № 2446-1 от 5 марта 1992 г.

3. Заплатинский, В.М. Терминология науки о безопасности [Текст] / В.М. Заплатинский // Zbornik prispevkov z medzinarodnejvedeckej konferencie «Bezhecnostna veda a bezpecnoste vzdelanie». —

Liptovsky Mikulas: AOS v Liptovskom Mikulasi, 2006 (CD nosic).

4. Современный словарь иностранных слов [Текст]. — М.: Рус. яз., 1993. — 740 с.

5. Энциклопедический словарь: Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика [Текст] / под ред. Б.А. Душковой. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 462 с.

6. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] / К.К. Платонов. — М.: Высш. шк, 1984. — 174 с.

УДК81 1.1 1:378.147:004

Н.В. Попова

СОВРЕМЕННЫЙ СТАТУС МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО УЧЕБНИКА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время в ходе реформы высшего образования необходимо оценить существующие возможности вхождения России в мировое образовательное пространство. В связи с комплексным характером проблемы логично обратиться к рассмотрению отдельных ее аспектов, которые неизменно имеют высокую степень актуальности для сферы высшего образования. Таким частным аспектом является, на наш взгляд, разработка учебников нового поколения по

иностранному языку для студентов неязыкового вуза. Поскольку наше представление о модели современного учебника базируется на междисциплинарном подходе к его созданию, рассмотрим понятие междисциплинарных связей (МДС) как действенной парадигмы высшего профессионального образования.

Междисциплинарные связи являются прикладным аспектом процесса интеграции и отвечают за целостность современного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.