Научная статья на тему 'Трехфакторная модель психологической устойчивости субъекта деятельности'

Трехфакторная модель психологической устойчивости субъекта деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
824
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PSYCHOLOGICAL STABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казанков Вячеслав Владимирович

В статье раскрывается сущность трехфакторной модели психологической устойчивости субъекта деятельности. Дано определение психологической устойчивости и неотъемлемых ее характеристик: нормы, предела, резерва и изменчивости. Рассмотрены три фактора психологической устойчивости: биологический, психический и социальный. Представлены основные характеристики субъекта деятельности. Субъект деятельности рассмотрен с позиции индивида и личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Three-factor model of psychological stability

A three-factor model of psychological stability is presented. The definition of psychological stability is formulated and its inalienable characteristics are discussed. Three factors of psychological stability are explicated: biological, psychological and social.

Текст научной работы на тему «Трехфакторная модель психологической устойчивости субъекта деятельности»

РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

УДК 159.9

В. В. Казанков

Трехфакторная модель

психологической устойчивости субъекта деятельности

В статье раскрывается сущность трехфакторной модели психологической устойчивости субъекта деятельности. Дано определение психологической устойчивости и неотъемлемых ее характеристик: нормы, предела, резерва и изменчивости. Рассмотрены три фактора психологической устойчивости: биологический, психический и социальный. Представлены основные характеристики субъекта деятельности. Субъект деятельности рассмотрен с позиции индивида и личности.

A three-factor model of psychological stability is presented. The definition of psychological stability is formulated and its inalienable characteristics are discussed. Three factors of psychological stability are explicated: biological, psychological and social.

Ключевые слова: психологическая устойчивость, субъект деятельности.

Key words: psychological stability.

Трехфакторная модель психологической устойчивости (ТМПУ), в значительной мере определяется современными взглядами на изучение человека с позиций категории субъекта деятельности (СД). Использование этого подхода обусловливается тем, что только включение личности в систему общественных и производственных отношений и превращение ее в СД обеспечивает синтез психологи -ческих требований деятельности и возможностей, способностей и активности личности [1].

Основные характеристики СД сводятся к следующим положениям:

1) СД - это существо, обладающее сознанием и волей, способностью действовать целенаправленно, т. е. на основе образа предметного мира;

2) СД - это человек, познающий и преобразующий окружающий

мир;

3) СД - это человек как носитель, источник, инициатор активности, это человек-творец в отношениях с противостоящими ему объектами предметной и социальной среды [2].

Существует целый ряд психологических концепций, приведенных в источнике [3], в которых СД представляется как целостное интегративное образование, включающее в себя биологические, психические и социальные особенности. Такой подход связан с тем, что понятие СД по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Эти понятия не тождественны по содержанию. Каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.

Результаты многочисленных исследований закономерностей психического развития человека позволяют говорить о том, что исходной предпосылкой является индивид с его биологическим разви -тием. Индивид рождается с определенным набором свойств возрастно-половых и индивидуально-типичных, определяющих динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. Вся (генетически закрепленная) система свойств и механизмов является общей исходной предпосылкой дальнейшего развития индивида. Она обеспечивает универсальную его готовность к психофизиологическому развитию, реализующемуся в условиях социального окружения. Это дает основание рассматривать индивид как личность, развивающуюся не только как биологический объект, но и как представитель конкретного общества.

Толкование понятия «личность» оказалось менее простым и однозначным, чем понятия «индивид», что дало существование целому ряду определений личности. К основным теориям личности следуете отнести: психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, диспозиционную и деятельностную, подробно рассмотренных в работе [4].

Несмотря на то, что в процессе становления и развития психологии были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «биологическое» и «социальное», их соотношение остается одним из центральных аспектов современной психологии.

Психическое развитие трактуется: как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального; как производный только от биологического или только от социального развития либо как результат их параллельного действия на индивида.

В биологических концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. С позиции данных концепций все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон - закон рекапитуляции, согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий.

Существует целый ряд социологических концепций, в рамках которых утверждается, что психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего, развития его духовной жизни, культуры.

Таким образом, мы предлагаем рассматривать психологическую устойчивость (ПУ) СД через призму трех факторов: биологического, психического и социального. Следовательно, психологическая устойчивость есть способность СД сохранять свою работоспособность на биологическом, психическом и социальном уровнях в границах НУ и за ее пределами независимо от воздействующих факторов среды (рис. 1). Норма устойчивости (НУ) - это границы допустимых отклонений специалиста от своих нормальных характе -ристик под воздействием среды, при которых не нарушаются внутренние и внешние структурно-функциональные связи.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПСИХИЧЕСКИЙ

ФАКТОР: ФАКТОР:

Сила, уравновешенность к / Процессы и состояния

и подвижность нервной Л ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ Темперамент

системы \ УСТОЙЧИВОСТЬ СУБЪЕКТА / Характер

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЦИАЛЬНЫЙ

ФАКТОР:

Инстинкты

Установки

Мотивы

Рис. 1. Трехфакторная модель психологической устойчивости субъекта деятельности

Представленные факторы ПУ являются, с одной стороны, довольно статическим внутрисистемным образованием, согласно принципу системности, с другой, динамичным, претерпевающим постоянные изменения согласно эволюционным процессам. Каждому из факторов свойственны свои норма, предел, резерв и изменчивость, но, несмотря на это, все они взаимосвязаны и влияют друг на друга по линиям обратной связи.

Предел устойчивости - это величина, характеризующая крайние границы НУ, по достижении которых СД начинает переход в состояние аттрактора, достигнув которого, уже не может вернуться в прежнее устойчивое состояние.

Резерв устойчивости - это величина, характеризующаяся имеющимися ресурсами и потенциалами СД, достаточными для его работоспособности в районе границ НУ под воздействием факторов среды.

Изменчивость устойчивости - это величина, характеризующая изменение резерва устойчивости СД в границах НУ.

Биологический фактор - это первая ступень ПУ и отражает главным образом возможности организма СД и в частности возможности нервной системы (НС). Биологический фактор ПУ отражает силу, уравновешенность и подвижность НС СД и ее способность со-

хранять работоспособность в границах биологической НУ и за ее пределами при воздействии факторов среды.

Сила - слабость, подвижность - инертность, уравновешенность - неуравновешенность характеризуют ПУ параметрами процессов возбуждения и торможения НС. Сила нервных процессов характеризуется работоспособностью, выносливостью НС, способностью переносить сильное возбуждение или торможение. Слабость - напротив, неспособность нервных клеток выдержать сильное возбуждение или торможение, быстрый переход клеток в состояние охранительного торможения. Подвижность нервных процессов заключается в их способности быстро сменять друг друга и образования новых условных рефлексов. Уравновешенность нервных процессов определяется соотношением возбуждения и торможения.

В выносливости к экстремальному напряжению и перенапряжению лежит сила СН по отношению к возбуждению либо уравновешенность нервных процессов, в реакции на непредвиденные раздражители - функция уравновешенности процессов возбуждения, торможения и переключаемости, которая находится в связи с подвижностью нервных процессов [5].

^абая НС, повышая устойчивость к монотонному фактору, является в то же время неблагоприятным фактором для экстремаль -ных условий. Экспериментально установлено, что при большой психической напряженности раньше нарушается деятельность у лиц со слабой НС. Лица с сильной НС имеют больше шансов выдержать напряженную (значимую, ответственную) ситуацию [6].

Экспериментально установлено [7], что пожарные с сильной НС как в специально организованном эксперименте, так и в боевой обстановке тушения пожара проявляют разумную инициативу, умело руководят своими подчиненными, четко отдают приказания и распоряжения, проявляют при встрече с препятствиями решительность и смелость, сохраняют хорошую работоспособность в опасных для жизни условиях. Они с желанием и охотно выезжают на пожары, во время следования на пожар ведут себя спокойно, иногда шутят, смеются, многие из них интересуются предполагаемыми боевыми действиями. У этих пожарных не наблюдается резко выраженных

внешних проявлений эмоционального возбуждения перед выполнением боевых задач (отсутствует заметный тремор, голос спокоен, нет заметных изменений в мимике и т. д.).

Пожарные со слабой НС в экстремальных условиях, как правило, обнаруживают растерянность, неоперативность, движения их скованны. Инициативы на пожаре не проявляют, а если пожар большой, то заявляют: «Пусть горит - все равно не потушим». В процессе тушения пожара у этих лиц можно наблюдать затормо-женность действий, оцепенение, бессмысленную беготню и паническое состояние. Они долго не отвечают на вопросы, на приказания не реагируют или выполняют их с нежеланием и ошибками. Нередко они избегают действий в опасных ситуациях или отстраняются вы -шестоящими лицами за неэффективное выполнение боевой задачи. Иногда имеет место и увольнение со службы за систематическое невыполнение служебных обязанностей, неумелое руководство подчиненными.

Психический фактор - это вторая ступень ПУ и отражает глав -ным образом возможности психики СД, а именно, познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы, являющиеся основным источником информации об окружающем мире. Психический фактор ПУ отражает способность специалиста сохранять работоспособность познавательных, эмоциональных и волевых процессов в границах психической НУ и за ее пределами, формируя правильное психическое состояние по отношению к воздействую -щим факторам среды с учетом темперамента и характера СД.

Из многочисленных источников известно, что познавательный процесс заключается в восприятии, переработке, накоплении, воспроизведении и передаче информации на волевой уровень через призму эмоционального психического процесса. В данный процесс входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание.

Эмоциональный процесс возникает после познавательного и является его результатом. Данный процесс заключается в отражении и регулировании информации, полученной от познавательного процесса, для волевого акта. В рамках эмоциональной группы рас-

сматривают психические явления как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.

Волевой процесс заключается в сознательной регуляции актив-

П ^ V

ности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения НС.

Психические процессы формируют психические состояния, характеризующие психическую деятельность СД, являясь своего рода тембром психической жизни. Своеобразие психического состояния зависит от протекания психических процессов, вне которых нет никаких психических состояний. Любые существенные изменения окружающей среды в организме СД вызывают определенный отклик и влекут за собой переход в новое психическое состояние, меняя уровень активности СД, характер переживания и многое другое.

Общим для всех состояний является то, что они имеют временные, эмоциональные, активационные, тонические, тензионные па-

\ / V V

раметры. У разных групп состояний на передний план выходят разные параметры. Это дает возможность разделять состояния на долговременные и кратковременные (по временному параметру).

В соответствии с тем, какой именно параметр у СД является ведущим, определяющим остальные параметры, выделяют следующие состояния:

• эмоциональные, характеризуются эйфорией, радостью, удовлетворением, меланхолией, тревогой, страхом и паникой;

• активационные, характеризуются возбуждением, вдохновением, сосредоточенностью, подъемом, рассеянностью, скукой, апатией;

• тонические, характеризуются бодрствованием, монотоннией, пресыщением, утомлением, переутомлением, сонливостью, сном;

• тензионные, характеризуются напряжением, эмоциональным разрешением, фрустрацией, сенсорным голодом, состоянием изоляции, стрессом.

В психическом факторе той части поведения СД, которая обычно признается непроизвольной и наследственной, господствующим понятием является темперамент. Темперамент охватывает ту сфе -ру СД, которая обнаруживается в инстинктивных, эмоциональных, рефлекторных реакциях. При этом темпераменту свойственна сте-

пень динамической устойчивости, при которой сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им: более сильное раздражение вызывает более сильную реакцию, и наоборот [8].

Каждому типу темперамента соответствует и тип НС. Живой тип

/ \ V и и V V

(сангвиник) - сильный, уравновешенный и подвижный. Спокойный, медлительный тип (флегматик) - сильный, уравновешенный и инертный. Возбудимый, безудержанный тип (холерик) - сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением. И наконец, слабый тип (меланхолик). Темпераменты рассматриваются как экстраверсия и интроверсия, присовокупив к ним понятия стабильности и нестабильности. При этом сильный и слабый типы близки к экстравертированному и интровертированному типам личности, и природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах НС, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Анализ особенностей темперамента специалистов МЧС России показал, что у всех исследуемых наблюдается примерно один и тот же профиль свойств темперамента, т. е. практически не наблюдается различий (рис. 1).

□ Спасатели П Пожарные

10

8

6

4

2

0

Эр. С.эр. Пл. С.пл. Т. С.т. Эм. С. эм.

Свойства

Рис. 2. Профиль свойств темперамента специалистов МЧС России

Из рис. 2 следует, что сходные требования со стороны профессиональной деятельности способствуют, с одной стороны, профессиональному подбору людей с определёнными свойствами темперамента, с другой стороны, определяют включение в структуру профессионально важных качеств определённые свойства темперамента, которые создают специфику типа индивидуальности в структуре профессиональной личности.

Характер проявляется как внешняя форма выражения темперамента. Последний накладывает своеобразный отпечаток на те или иные проявления характера, который в основном возникает и формируется прижизненно в процессе общения и совместной деятельности. То есть характер развивается на основе определенного темперамента, и СД оказывается более чувствительным к усвоению такой манеры поведения, которая больше подходит ему по темпераменту.

Характер может выражаться как в целях, которые СД перед собой ставит, так и в средствах или способах, которыми он их осуществляет. В механизме формирования характера отчетливо выступает, с одной стороны, отношение субъекта к существенным целям и условиям своей жизни, а с другой - способы действия, стиль поведения. Как устойчивое целостное образование, характер формируется не отдельными поступками и действиями, а всем образом жизни СД, который включает определенный образ действий в единстве с объективными условиями, в которых он осуществляется.

В общей структуре СД характер объединяет все свойства и особенности поведения. От других черт СД характер отличается своей устойчивостью и более ранним формированием.

Социальный фактор - это третья ступень ПУ и отражает способность СД сохранять общественно-полезную работоспособность в границах НУ и за ее пределами в социуме. И здесь на первое место мы выдвигаем инстинкт, в понятие которого в разное время вкладывалось различное смысловое содержание. В одних случаях инстинкт противопоставляется сознанию, а применительно к человеку термин «инстинкт» служил для обозначения импульсивного, необдуманного поведения, «животного начала» в человеческой пси-

хике. В других случаях инстинктом назывались сложные безуслов -ные рефлексы, нервные механизмы для координации жизненно необходимых движений.

Проанализировав различные работы, мы склонны утверждать, что инстинкты - это единица социально-психической реальности жизни СД, и как фундамент врожденных особенностей они обусловливают его генетическую цельность, предрешая, каковы должны быть темперамент и конституция у человека. Именно инстинкты определяют первичную, фундаментальную типологию СД, его природно-социальное призвание. В них заложена основополагающая программа ПУ по социальному фактору, система канонизации жизни и внутренней диагностики.

Выделяют семь типов личности по доминирующему инстинкту: эгофильный, генофильный, альтруистический, исследовательский, доминантный, либертофильный и дигнитофильный [9].

Для эгофильного типа личности по доминирующему инстинкту характерен: акцентуированный эгоизм, интровертивность, консерватизм, гиперсоциальность, ответственность, осторожность, приоритет самоутверждения. Для генофильного типа: приоритет интересов семьи, ответственность, терпеливость, трудолюбие, конформность, бережливость, стремление к стабильности. Для альтруистического типа: интерес ко всему сущему на свете, оптимизм, отвага, гармония, интуитивизм и эмпатийность, дружелюбие, близость к природе и любовь к ней. Для исследовательского типа: склонность к поиску нового и к исследованию, творческая одаренность, любознательность, предрасположение к риску, самоотверженность в реализации творческих планов, упорство и увлеченность чем-то одним на долгие годы, гармоничность сочетания логики и интуитивизма. Для доминантного типа: склонность к лидерству, организаторские

способности, приоритет социально-статусных ценностей, конкурентоспособность, стремление к соревнованию, рационализм и способность к прогнозированию, эмоциональная сдержанность. Для либертофильного типа: свободолюбие, экстравертивность, нонконформизм, склонность к реформаторству путем революции, предрасположенность к азартности и авантюризму,

предрасположенность к перемене мест и занятий, нетерпимость к жестокой регламентации жизни и к будничности. Для дигнитофиль-ного типа: гордость, бескомпромиссность в вопросах чести и достоинства, нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека, несгибаемость, смелость, благородство помыслов и поведения, селективность общения.

Инстинкты закладывают самые первые установки ПУ, определяющие направленность СД на решение определенных задач с целью достижения желаемого логического завершения. Можно сказать, что установка является своеобразной программой ПУ, определяющей образ жизни, определенный тип реагирования на внешние и внутренние события, коренным образом влияя на жизненный опыт и представления. Следовательно, установки рассматриваются как готовность, предрасположенность СД к восприятию событий и действиям в определенном направлении, как индивидуальный опыт реагирования в ситуациях, доведенный до автоматизма. Поэтому установки обеспечивают устойчивый и целенаправленный характер протекания деятельности, служат основой целенаправленной избирательной активности СД.

Мотив - движущая сила человеческого поведения, его деятельности. Мотив - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Он представлен СД в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного пред -мета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Мотив - это опредмеченная потребность, но не потребность и цель. Потребность - это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель - результат сознательного целепола-гания.

Выделяют внешнюю мотивацию (экстринсивная) (мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами) и внутреннюю (интринсивная) (мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности). В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не со-

держание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например, престиж или материальное благополучие).

Таким образом, в статье была представлена трехфакторная модель психологической устойчивости с позиций категории субъекта деятельности, включающая биологический, психический и социальный факторы. Именно эти факторы формируют резерв психологической устойчивости субъекта деятельности, определяют норму и предельные значения психологической устойчивости, отражают внутреннюю и внешнюю реакцию субъекта деятельности на воздей -ствия окружающей среды.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Категория деятельности в советской психологии // Психологический журнал. - 1980. - №4. - С. 11-28.

2. Брушлинский А. В. Психология субъекта и его деятельность. Современная психология: Справочное руководство // под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ИНФРА-М, 1999.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2002. - 592 с.: ил.

4. Русалов В.М. Теории личности. Психология: учеб. // под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000.

5. Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Наука, 1976. - 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ильин Е.П. Обеспечение надежности деятельности в связи с учетом типологических особенностей свойств нервной системы // Проблемы инженерной психологии. - Ярославль: ЯрГу-ИП аН СССР, 1976. - С. 121-133.

7. Самонов А.П. Психология для пожарных. Психологические основы подготовки пожарных у деятельности в экстремальных условиях - Пермь: ООС НТЦ промышленной безопасности КРОМ. - С. 62-75.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2002. -С. 613.

9. Гарбузов В.И. Концепция инстинктов и психосоматическая патология. (Наднозологическая диагностика и терапия психосоматических заболеваний и неврозов). - СПб.: СОТИС, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.