УДК 159.9
В. В. Казанков
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СПЕЦИАЛИСТА МЧС РОССИИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Понятие «концептуальная модель», предложенное в 1961 году на XIV Международном конгрессе по прикладной психологии, раскрывается как глобальный образ, формирующийся в голове оператора, что дает ему целостную картину и обеспечивает возможность соотносить разные части процесса с целым [2]. Позднее под концептуальной моделью стали понимать некоторый комплексный динамический образ объекта деятельности, в котором находят свое отражение заданная динамика объекта и номинальная структура процесса (Зинченко В.П., 1970). Концептуальную модель рассматривают как образно-понятийную модель деятельности (Крылов А.А., 1972) с иерархическим строением (Вавилов В.А., 1988), как основной компонент психологической структуры деятельности (Давыдов В.В., 1983), как психическую сторону организации деятельности, формирующейся во внутреннем плане ее субъектов (Суходольский Г.В., 1988), как жизненный опыт человека и знания, полученные при специальном обучении, а также как сведения, поступающие в процессе самой деятельности (Климов Е.А., 1992), как образно-понятийно-действенную модель, содержащую ряд последовательно сформированных и взаимосвязанных подмоделей (Суходольский Г.В., 2000).
Предлагаем рассмотреть концептуальную модель психологической устойчивости специалиста (КМПУС) на основе системного подхода.
Под системным подходом понимается методология управления системами, в нашем случае включающая: • системный анализ деятельности специалиста, способствующий увязыванию между собой всех элементов развития психологической устойчивости (ПУ) и созданию модели, отображающей концептуальный подход к развитию ПУ с максимально возможной степенью полноты;
• системный синтез деятельности специалиста, позволяющий на основе исходных данных и опыта создания подобных систем разработать КМПУС. В КМПУС входит совокупность элементов, между которыми имеются связи, отношения или взаимодействия и которым свойственны три основных классических признака системы [4]:
1) совокупность элементов, которые сами могут рассматриваться как системы, а исходная система является частью более общей системы, т. е. система рассматривается как часть иерархии систем;
2) наличие интегративных свойств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности;
3) наличие существенных связей между элементами системы.
В данной статье в основе КМПУС лежит система МЧС, рассматриваемая как функционирование сложных систем. Одни системы составляют структуру министерства, другие — с ней взаимодействуют. К системам, составляющим структуру МЧС, следует отнести департаменты различного направления деятельности, региональные и субъектовые подразделения, учебные заведения профессиональной направленности, орудия труда, технические системы различной направленности и т. д., а к системам, взаимодействующим со структурой МЧС, — политические, экономические, социальные, образовательные и другие системы (рис. 1).
Из рис. 1 видно, что в отдельную систему выделен человек. Он присутствует также во всех других системах и играет в них основную системообразующую роль. Человек является «выходным элементом» социальной системы в виде кандидата и «входным элементом» системы МЧС в виде специалиста. Как субъект деятельности, личность, индивид и индивидуальность специалист в про-
Политические системы
• Законодательные
• Исполнительные •Надзорные
Экономические системы
• Финансовые
• Бизнес
• Промышленность
Образовательные
системы
• Школы
• Среднетехнические
учебные заведения
• Вузы
Другие системы
Социальные системы
• Семья
• Коллектив
• Общество
Человек •Индивид
• Личность
• Субъект деятельности
• Индивидуальность
§ I I I I ^ 1
^ б ^
Система МЧС России
. Департаменты Подразделения Орудия труда
Рис. 1. Взаимодействие системы МЧС России с некоторыми системами (здесь и далее на рисунках стрелками показаны связи систем друг с другом)
цессе профессиональной деятельности при взаимодействии систем испытывает различные по характеру и содержанию нагрузки на организм. Последствия от воздействия этих нагрузок влияют как на внутреннюю систему ПУ специалиста, так и на внешнюю систему как процесс ее формирования и развития.
Кроме того, на рис. 1 видно взаимодействие систем между собой, которое возможно только при наличии между ними связей. При отсутствии таких связей ни взаимодействие систем, ни воздействие их друг на друга невозможны. Следовательно, связь — это фактор, снижающий изначальную неопределенность взаимного положения систем до уровня, при котором их взаимодействие становится возможным. При этом надо помнить, что связь — это не само взаимодействие, а лишь его условие.
Психологическое содержание связей систем, в которых присутствует человек, имеет три коммуникативных уровня.
Первый уровень — информированность систем друг о друге. Если одна система не знает о другой, они субъективно не существуют друг для друга до момента, пока не получат первичную информацию.
Второй уровень — дистанционность (сближение или удаление) в контакте, который может быть непосредственным или опосре-
дованным. В основе этого уровня лежат цель и мотив взаимодействия.
Третий уровень — реализация связи между системами, т.е. собственно взаимодействие, которое происходит в форме обмена, сотрудничества или противодействия. В основе этого уровня лежит активность систем.
С учетом изложенного КМПУС должна отражать следующие принципы системного подхода:
• принцип информативности, оперирующий достаточно представительным количеством различных систем;
• принцип взаимосвязи и развития, рассматривающий системы и разумно ограничивающий их сложность на выбранном уровне анализа, а также определяющий тенденции развития и место ПУ в общей системе профессиональной деятельности специалистов;
• принцип пропорциональности, упрощающий задачу разработки КМПУС без ущерба для системы МЧС и определяющий свойства оптимальных решений;
• принцип типизации, проводящий классификацию структурных элементов КМПУС. Следует сделать два промежуточных вывода:
1. КМПУС должна учитывать взаимодействие различных систем по сложности с учетом их трех основных признаков.
2. Специалист, под которым понимается обладающий индивидуальными особенностями субъект деятельности, личность и индивид как система в целом, является основополагающим элементом КМПУС.
Так как специалист — это основополагающий элемент КМПУС, при разработке модели целесообразно исходить из определения здоровья, под которым понимается состояние полного физического, психического и социального благополучия человека. Иными словами, система ПУ специалиста как неотъемлемый элемент КМПУС должна включать в себя биологическую, психическую и социальную устойчивость, каждая из которых зависит от понятий «норма», «предел», «резерв» и «изменчивость» [3]. Последние определяют минимальные требования к биологической, психической и социальной устойчивости и допустимые по силе и амплитуде нагрузки на них в процессе психологической подготовки.
Общий вид формирования системы ПУ специалиста при взаимодействии с системами окружающей среды показан на рис. 2.
Введем основные понятия, которые в психологии еще не сформированы как общепринятые.
Норма устойчивости (НУ) — это границы допустимых отклонений специалиста от своих нормальных характеристик под воздействием среды, при которых не нарушаются внутренние и внешние структурно-функциональные связи.
Предел устойчивости (ПрУ) — это величина, характеризующая крайние границы НУ, по достижении которых специалист начинает переход в состояние аттрактора и, достигнув его, уже не может вернуться в прежнее устойчивое состояние.
Резерв устойчивости (РУ) — это величина, характеризующаяся имеющимися ресурсами и потенциалами специалиста, достаточными для его работоспособности в границах НУ под воздействием факторов среды.
Изменчивость устойчивости (ИУ) — это величина, характеризующая изменение РУ специалиста в границах НУ.
Под ПУ специалиста мы понимаем его способность сохранять свою работоспособность на биологическом, психическом и социальном уровнях в границах НУ и за ее пределами независимо от воздействующих факторов среды. Из этого определения следует, что психическая устойчивость является составной частью ПУ, поэтому данные поня-
Политические системы Экономические системы Система МЧС Другие системы
-► СИСТЕМЫ ОКРУ. ЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Рис. 2. Общий вид формирования системы ПУ специалиста
тия нельзя поменять, заменять и нивелировать относительно друг друга. Понятие «психологическая устойчивость» более широкое и емкое по своему содержанию и смысловой наполненности, чем понятие «психическая устойчивость».
Биологический уровень ПУ отражает силу, уравновешенность и подвижность нервной системы специалиста и ее способность сохранять работоспособность в границах биологической НУ и за ее пределами при воздействии факторов среды — биологическая устойчивость.
Психический уровень ПУ отражает способность организма специалиста сохранять работоспособность познавательных, эмоциональных и волевых процессов в границах психической НУ и за ее пределами, формируя правильное психическое состояние по отношению к воздействующим факторам среды — психическая устойчивость.
Социальный уровень ПУ отражает способность специалиста сохранять общественно-полезную работоспособность в границах НУ и за ее пределами в социуме — социальная устойчивость.
Таким образом, под КМПУС мы понимаем внутренний мир личности, основанный на информативности о профессиональной среде, предмете труда, целях, средствах и способах деятельности. Концептуальная модель включает в себя представление специалиста о его возможностях на биологическом, психическом и социальном уровнях при решении профессиональных задачах, знание последствий правильных и ошибочных решений, готовность к нестандартным экстремальным событиям.
При разработке КМПУС в ее основу были положены три идеи.
В первой идее использовался макроподход системного анализа, где главное внимание уделялось внешним связям специалиста с другими системами в структуре КМПУС, а не его детальной внутренней структуре, хотя последнее в модели не исключалось. Поясним эту идею следующим примером.
Пусть в некотором подразделении МЧС возникла некая проблема с личным составом, к примеру возрос процент увольняемых
по собственному желанию. Налицо два факта: во-первых, потеря ПУ специалиста как субъекта деятельности системы МЧС, во-вторых, потеря «ПУ» самого подразделении (встает вопрос о его дееспособности). Обычный путь решения состоит в поиске причины такого положения внутри подразделения. Но может оказаться, что причина психологической неустойчивости лежит вне подразделения. Макроподход предусматривает расширение исходной системы (в нашем случае — это подразделение) и возможность рассмотреть причины увольнения личного состава вне ее. Причиной массового увольнения может быть, например, снижение оплаты труда. Возможно, что этого окажется недостаточно и потребуется новое расширение системы до рассмотрения всей экономической ситуации в стране, так как исходной причиной может являться финансовый кризис в государстве. В таких условиях поиск внутренней причины массового увольнения из подразделения (т. е. внутри системы подразделения) либо не даст положительных результатов, либо приведет к частному (паллиативному) решению, которое придется постоянно пересматривать и корректировать до бесконечности.
Во второй идее применялся функциональный подход системного анализа, т. е. при изучении сложного объекта приоритет отдавался его целям и функциям, из которых выводилась структура КМПУС (но не наоборот). Прокомментируем эту идею.
Системе МЧС требуются специалисты, способные решать сложный комплекс научных, инженерно-технических, правовых, психолого-педагогических, экономических, экологических, социально-политических и управленческих задач. Мы имеем дело со сложными системами, в которых участвует человек, вносящий неопределенность в виде человеческого фактора, способного давать сбой нормальному режиму работы различных систем. Функциональный подход предлагает: есть цель (в нашем случае — достижение специалистом ПУ при деструктивном воздействии систем), диктующая, какая структура КМПУС нужна, имеющая определенные функции для достижения ПУ специалиста наилучшим и оптимальным обра-
зом, не дающая сбой нормальному режиму работы различных систем.
Суть третьей идеи заключалась в сопоставлении необходимого и возможного, желаемого и достижимого. Иными словами, учитывалось, какую «цену» необходимо заплатить за получение требуемого результата (достижение ПУ специалистом как субъектом деятельности, так и личностью и индивидуумом в системе МЧС). Обсудим эту идею.
С учетом «желаний и требований» систем перед специалистом ставятся различные цели, которых он должен достичь. Однако если он не оценивает предварительно имеющиеся в наличии различных систем ресурсы (социальные, экономические, политические и т. п.), то не сможет реализовать их «желания и требования» и, как следствие, достичь поставленных системами целей. Это приведет к ПрУ и выходу за крайние границы НУ, т. е. к тяжелым переживаниям специалиста и закономерной «цене» достижения целей — болезни.
Следовательно, болезнь является констатацией факта потери специалистом ПУ в результате запоздалого понимания им ложности тех ценностей, которыми он руководствовался при взаимодействии систем, и тех целей систем, которым следовал, когда шел не туда и не за тем, выбирал не то, жил и служил не так. Надо отметить, что потеря ПУ — это результат расплаты за неумение разрубить узел деструктивных ситуаций в системах, за все виды неудовлетворенности: профессией, условиями труда, положением и статусом, семейной или сексуальной жизнью, собой и своим окружением, расплата за вечный страх при низком уровне профессиональности, несоответствии должности, за пренебрежение здоровьем. Третья идея раскрывает, как специалиста могут изнашивать и приводить к психосоматическим заболеваниям возможная ложность необходимого и возможного, желаемого и достижимого в системах и, главное, то, какую «цену» надо будет заплатить за получение желаемого результата.
Исходя из представленных идей КМПУС, в формирование системы ПУ специалиста необходимо добавить три важных элемента: профессиональную пригодность специали-
ста (ППС), готовность специалиста (ГС) и профессиональную адаптивность специалиста (ПАС). Речь идет о системе ППС на биологическом, психическом и социальном уровнях; системе ГС на биологическом, психическом и социальном уровнях; системе ПАС на биологическом, психическом и социальном уровнях (рис. 3).
Система ППС — это система индивидуальных особенностей специалиста на биологическом, психическом и социальном уровнях, необходимых для успешного выполнения задач в условиях профессиональной деятельности. В системе ППС проявляются, во-первых, свойства специалиста, приобретаемые им в связи с реализацией себя в деятельности (наряду со свойствами работоспособности, надежности и др.), во-вторых, свойства деятельности, отражающие в ее содержании, средствах и условиях структурные и функциональные особенности организма и психики человека. Система ППС определяется требованиями профессии к индивидуальным особенностям человека; имеет конкретный объект реализации — систему «человек — профессия»; отражает состояние, степень развития совокупности индивидуальных качеств человека; является динамическим свойством системы «человек — профессия».
Система ГС — это система избирательной прогнозирующей активности на стадии подготовки, настраивающей специалиста на биологическом, психическом и социальном уровнях на деятельность. Она проявляется и формируется в процессе деятельности и входит в нее составной частью.
Система ПАС — это система процесса и результата становления и сохранения пластичности в системе «человек — профессиональная среда» на биологическом, психическом и социальном уровнях. Система рассматривается:
а) как процесс приспособления специалиста к изменяющимся условиям профессиональной среды, характеризующийся своими пространственно-временными механизмами;
б) как результат процесса приспособления, характеризующийся степенью итоговой адаптированности специалиста;
Политические системы Экономические системы Система МЧС Другие системы
СИСТЕМЫ ОКР УЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ВНУТРЕННИЕ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛИСТА
Норма Предел Резерв Изменчивость
устойчивости устойчивости устойчивости устойчивости
\ /
Рис. 3. Формирование системы ПУ специалиста
в) как источник новообразований, характеризующийся комплексом формируемых качеств профессионала (на уровне индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности).
Отдельным блоком в КМПУС (рис. 4) входит система развития ПУ специалиста, основанная на системе общей, специальной и целевой (индивидуальной и групповой) психологической подготовки в зависимости от вида деятельности в системе МЧС (водолаз, парашютист, пожарный, инспектор и т. д.). В каждом виде деятельности свой подход к формированию и развитию профессиональной пригодности, готовности и адаптивности специалиста на биологическом, психическом и социальном уровнях.
В отличие от системы развития ПУ специалиста система диагностики его ПУ имеет более общий характер. В ней предлагается использовать валидные методики [1, 5]: • оценки биологической устойчивости на основе оценок свойств нервной системы (силы нервной системы, подвижности и уравновешенности нервных процессов) и уровня психомоторики (скорость и точ-
ность двигательных реакций, темп движений, выносливость по отношению к статическим усилиям пальцев кисти рук, управление мышечным движением, пространственные, временные и силовые параметры движения и т. д.);
• оценки психической устойчивости на основе оценок эмоционально-волевой и нервно-психической устойчивости, психических познавательных процессов, индивидуально-личностных особенностей;
• оценки социальной устойчивости на основе оценок профессиональной направленности, соответствия доминирующего инстинкта и профиля личности по инстинктам профессиональной деятельности и индивидуально-личностных особенностей.
Представленный подход отражает психодиагностический инструментарий оценки ПУ специалиста. С учетом временных ограничений на проведение такой оценки, надежности, валидности и достоверности методик, а также результатов их практической апробации в базовую программу обследования должны быть включены наиболее про-
Системы окружающей среды
Политические, экономические, экологические, социальные, образовательные
I
Система предъявляемых требований к МЧС
К профессии К специалисту
Система психологической устойчивости специалиста
Профессиональная пригодность Биологическая, психическая, социальная Готовность
Биологическая, психическая, социальная
Профессиональная адаптивность Биологическая, психическая, социальная
1
Система развития психологической устойчивости специалиста Стратегия развития биологической, психической и социальной устойчивости, профессиональной пригодности, готовности и адаптивности в системе общей, специальной и целевой (индивидуальной и групповой) психологической подготовки. Методы, методики и приемы развития
4
Система диагностики психологической устойчивости специалиста
Методы и методики диагностики компонентов блока системы психологической устойчивости
Психологически устойчивый специалист
Рис. 4. Концептуальная модель психологической устойчивости специалиста МЧС России
на основе системного подхода
гностические и универсальные методики, позволяющие с требуемой точностью и достоверностью получать интегральную оценку ПУ специалиста для выбора адекватных коррекционных подходов к ее требованиям и развитию.
В статье представлена концептуальная модель ПУ специалиста МЧС России с использованием системного подхода, который позволил объективно подойти к анализу системы ПУ специалиста в целом. КМПУС
определяет, что ПУ специалиста в профессиональной деятельности в рамках системы МЧС России достигается путем развития профессиональной пригодности, готовности и адаптивности специалиста на биологическом, психическом и социальном уровнях.
В целом КМПУС отражает пространственно-временную целостную картину становления специалиста в системе МЧС в причинно ^-следственных связях с окружающими системами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Евграфов, И.В. Системное педагогическое управление адаптацией будущих офицеров при обучении в вузах [Текст]: монография / И.В. Евграфов. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. — 192 с.
2. Забродин, Ю.М. Основные направления исследований деятельности человека-оператора в особых и экстремальных условиях [Текст] / Ю.М. Забродин, В.Г. Зазыкин // Психологические проблемы деятельности в особых условиях / под ред. Б.Ф. Ломова, Ю.М. Забродина. — М.: Наука, 1985. — С. 5—18.
3. Казанков, В.В. Духовно-нравственное воспитание сотрудников оперативных подразделений Госу-
дарственной противопожарной службы МВД России [Тескт]: дис. ... канд. пед. наук/ В.В. Казанков. — СПб., 2001. - 258 с.
4. Романов, В.Н. Системный анализ [Текст] / В.Н. Романов. - СПб.: Изд-во СЗТУ. - 2005. -187 с.
5. Рыбников, В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности и коррекция дезадаптивных нервно-психических состояний специалистов экстремального профиля [Текст]: монография / В.Ю. Рыбников. — СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России, 2000. — 205 с.