УДК 159.9
В.В. Казанков, О.В. Гуменюк
АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА МЧС РОССИИ, ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Любая деятельность человека осуществляется в определенном пространстве и времени. Современный специалист живет в очень динамичном мире с активно развивающимися технологиями во всех отраслях жизнедеятельности, приводящими к значительному техническому прогрессу, который сопровождается возрастанием роли человека в достижении высокой эффективности и качества труда и профессионально-личностной значимости. Он сталкивается с необходимостью принимать решения и берет на себя ответственность за результаты и последствия их реализации.
Современный специалист сталкивается с огромным потоком информации разной полярности и живет в обществе, характеризующемся уплотнением информационного поля, увеличением количества катастроф, аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, падением нравственных и общечеловеческих устоев общества из-за его оматериализованности и, как следствие, прогрессирующей террористической деятельностью и вооруженными конфликтами, сопровождающимися человеческими жертвами и материальными убытками.
Специалист в наше время стремится добиться успеха в жизнедеятельности и максимально улучшить личные социально-бытовые условия. Это своего рода социальная гонка, когда каждому предъявляются требования по показателям труда: успешность, эффективность, результативность, надежность и т. д. И в этой гонке профессиональная деятельность составляет одну из самых продолжительных дистанций человека и оказывает сильное и далеко не всегда благоприятное воздействие на его здоровье.
При анализе данных, полученных в рамках проведенных в 2007 году социологических
исследований и ежегодного мониторинга1 при оценке социальных факторов, влияющих на состояние профессиональной активности среди различных категорий специалистов, были установлены негативные тенденции, снижающие профессиональную активность. Значительная часть опрошенных методом анкетирования и путем проведения экспертных опросов, определяя основные негативные факторы, снижающие профессиональную активность специалистов, выделила следующие:
• несоответствие должностных обязанностей большому объему задач и поручений и персональной ответственности за их выполнение (31,1 %);
• несвоевременное и не всегда достаточное финансовое обеспечение выполнения служебно-должностных задач и реализации планируемых мероприятий (48,1 %);
• увеличение документооборота и, как следствие, высокая загруженность должностных лиц, что мешает выполнению ими прямых должностных обязанностей (52,3 %).
В нашем исследовании респонденты выделили проблемы, способствующие снижению профессиональной активности:
• усталость специалистов (отсутствие нормального отдыха) (41,6 %);
• низкий профессиональный уровень коллег (30 %);
• психологическая несовместимость (24 %);
• слабая исполнительская дисциплина (12 %);
• жесткость стиля руководства управления (15 %);
'Постановление военного совета войск гражданской обороны «Об итогах социологических исследований по оценке социально-экономического и морально-психологического состояния сотрудников МЧС России в 2007 году» от 19 марта 2008 года № 1/2.
• низкий общий моральный и культурный уровень специалистов (10 %);
• завышенные требования коллектива и руководителя друг к другу (24 %);
• несоответствие оплаты труда напряженности службы (54 %);
• несоразмерность имеющихся прав и обязанностей с задачами и функциями МЧС России (32 %).
Важную роль в жизни современного специалиста играют: чистота воздуха, которым он дышит; состав и качество продуктов питания и воды; мегаполисное хаотичное движение с высокой интенсивностью шума, воспринимаемое им органами слуха и зрения на сознательном и бессознательном уровне; темп восприятия и передачи информации на вербальном и невербальном уровне; наличие разного рода излучений и даже вид из окна его жилища, а также приобретенные по разным причинам вредные привычки — алкоголь (из опрошенных 245 специалистов употребляют алкоголь один раз в неделю 87 %), курение (курят 94,6 % опрошенных). Кроме того, все респонденты указали, что используют в своей речи нецензурную лексику. Среди вредных привычек специалистов игро- и интернетомания и др.
На фоне такой действительности организм специалиста не выдерживает и дает сбой на биологическом, психическом и, как следствие, социальном уровне. С точки зрения психологической устойчивости биологический уровень отражает силу, уравновешенность и подвижность нервной системы специалиста и ее способность сохранять работоспособность в границах биологической нормы устойчивости и за ее пределами при воздействии факторов среды; психический уровень — способность организма специалиста сохранять работоспособность познавательных, эмоциональных и волевых процессов в границах психической нормы устойчивости и за ее пределами, формируя правильное психическое состояние по отношению к воздействующим факторам среды; социальный — способность специалиста сохранять общественно полезную работоспособность в границах нормы устойчивости и за ее пределами в социуме.
Сбой на любом из приведенных уровней условно можно классифицировать как сбой на линии процессов, состояний и свойств.
Под сбоем процессов понимаются:
• отсутствие у специалиста поиска информационно-энергетического основания цели (нарушение процесса формирования цели), выступающей в качестве осознаваемой детерминанты и определяющей селекцию информации, что является необходимым условием целенаправленного регулирования деятельности;
• нарушение выдвижения и выбора одного или нескольких вариантов решения задачи из исходного множества вариантов «что и как делать» (нарушение процесса принятия решения), результаты которого проявляются во внешнем акте, и прежде всего в действии по результатам принятого решения;
• отсутствие способности адаптироваться к разнообразным условиям профессиональной среды и активному противостоянию «возмущающим» воздействиям различных видов нагрузки.
К сбою процессов условно можно также отнести недостки в сфере внимания (снижение или нарушение концентрации, распределения, переключения внимания), различные изъяны органов чувств (частичная потеря зрения, глухота), нарушения связи между сенсорными и двигательными центрами высших отделов нервной системы, дефекты в согласованности и координации движений, недостатки наблюдательности и осмотрительности, недостаточную способность к прогнозированию развития событий, затруднения при оценке ситуации и выборе способов поведения в ней.
Под сбоем состояний понимаются:
• постоянное реагирование на происходящие вокруг события, т. е. постоянное вступление в активное взаимодействие с воздействующими факторами окружающей среды (отсутствие состояния покоя);
• отсутствие индивидуальной физио- и психологической энергоинформационной наполненности, необходимой специалисту для успешного выполнения различных задач в условиях профессиональной деятельности (низкая готовность);
• низкое состояние активности, результатом чего является отсутствие разнообразных конструктивных и энергоинформационных
связей, т. е. деятельного участия всех систем психологической устойчивости специалиста;
• неудовлетворенность, отражающая отрицательное отношение человека к труду, где не достигнуто сочетание внешних требований выбранной деятельности с внутренними.
Все перечисленные факторы способствуют проявлению у специалиста агрессивности и враждебности, депрессии и низкой выносливости, переутомляемости и тревожности (беспокойства, страхов, нарушения гармоничного состояния), импульсивности и неудовлетворенности повседневной службой и жизнью в целом.
Сбой свойств характеризуется отсутствием:
• аккумулированности, т. е. способности накапливать всю поступающую информацию из окружающей среды и осуществлять ее хранение с целью последующего использования в зависимости от воздействующего фактора окружающей среды;
• избирательности (селективности), отражающей биопсихическую способность специалиста избирательно относиться, с одной стороны, к зарезервированной внутри организма информации, с другой — к воздействиям окружающей среды;
• пластичности, осуществляющей приспособление специалиста к изменившимся внешним условиям и воздействиям среды;
• изменчивости, способствующей замещению одних качеств и характеристик другими.
Все это способствует развитию эгоцентризма (специалист не считается с мнением, интересами, настроениями коллег; невнимателен и нечувствителен к заботам и чувствам других; не уважает окружающих), склонности к необоснованному риску, чрезмерно высокому и неадекватному наличной ситуации, беспечности, халатности, небрежности, фатализму, некомпетентности, конфликтности, низкой мотивации к работе и пренебрежению правилами и требованиям безопасности.
Вышеизложенные факторы в той или иной степени оказывают прямое или косвенное влияние на психологическую устойчивость специалиста и безопасность его труда, т. е.
безопасность труда напрямую зависит от степени психологической устойчивости. Ключевым здесь является понятие «устойчивость», которым в психологии оперируют при рассмотрении как самого человека, так и его деятельности. Но в то же время общепринятое понятие устойчивости не сформулировано, и это не случайно, так как «устойчивость имеет большую смысловую перегрузку» (Р. Беллман).
О разработанности феномена устойчивости в гуманитарных науках в целом можно судить по численным показателям (см. таблицу). В ней приведены данные по частоте применения слова «устойчивость» в названии авторефератов кандидатских и докторских работ в период с 2000 по 2009 год на базе Российской национальной библиотеки. Численные показатели отражают процентное отношение к общему количеству авторефератов.
Процентное соотношение работ по устойчивости в гуманитарных науках
Наука Авторефераты работ
кандидатских докторских
Психология 4 % 1 %
Педагогика 3 % 1 %
Философия 1 % 2 %
Социология 1 % 0 %
Как видно из таблицы, несмотря на то, что на общем фоне работ по психологии выполнено больше, чем по другим гуманитарным наукам, проблематика устойчивости в ней не разработана.
По феномену устойчивости к наиболее разработанным относятся исследования: психической устойчивости (В.А. Ганзен, Н.Д. Левитов,
A.В. Мохнач, М.А. Матова, Ю.Б. Некрасова, Б.В. Овчинников, С.Т. Посохова); эмоциональной устойчивости (Л.М. Аболин, Л.П. Гримак,
B.Ф. Жданович, П.Б. Зильберман, В.Л. Ма-рищук, Е.А. Милерян, А.Е. Ольшанникова, Е.Г. Щукина, Г.Н. Хилова, А.Я. Чебыкин); стрессоустойчивости (В.А. Бодров, Ф.Д. Горбов, Л.А. Китаев-Смык, Р.С. Лазарус, В.И. Медведев, В.Ю. Рыбников); нервно-психической устойчивости (Ф.Д. Горбов, Ю.А. Баранов, В.Д. Кустов, Л.Г. Дикая, В.И. Курпатов, Ф.И. Чер-ногор, В.Ю. Рыбников, М. Кобельницкий);
информационной устойчивости (М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко); нравственной устойчивости (Л.И. Божович, А.И. Лавриенко, А.В. Петровский, В.Э. Чудновский); профессиональной устойчивости (А.Д. Кузнецова, В.Я. Кикоть, К.К. Платонов, В.А. Бодров, В.П. Сальников, М.И. Марьин, В.Ю. Рыбников, В.А. Губин).
Из анализа теоретических основ приведенных исследований следует, что все формулировки (связанные с феноменом устойчивости) с некоторыми несущественными для нас вариациями построены на одном и том же лейтмотиве — способности сопротивляться воздействующим факторам (противостоять, восстанавливаться, возвращаться, выдерживать, не отклоняться, не поддаваться и т. п. — обобщены нами в слове «сохранять»).
Таким образом, под психологической устойчивостью мы понимаем способность специалиста сохранять свою работоспособность на биологическом, психическом и социальном уровнях в границах нормы устойчивости и за ее пределами независимо от воздействующих факторов среды. Норма устойчивости — это границы допустимых отклонений специалиста от своих нормальных характеристик под воздействием среды, при которых не нарушаются внутренние и внешние структурно-функциональные связи.
Уровни психологической устойчивости специалиста, отражающие ее трехфакторную модель, функционально связаны между собой процессом, состоянием и свойством (функциональная модель), образующими обратные связи, за счет которых психологическая устойчивость специалиста сама себя поддерживает, исправляет и совершенствует.
Психологическая устойчивость характеризуется: пределом устойчивости (отражает крайние границы нормы устойчивости, по достижении которых специалист начинает переход в состояние аттрактора, а достигнув такого состояния, он уже не может вернуться в прежнее устойчивое состояние); резервом устойчивости (характеризуется имеющимися ресурсами и потенциалами специалиста достаточными для его работоспособности в границах нормы устойчивости под воздействием факторов среды); изменчивостью устойчивости (характеризуются изменением резерва устойчивости в границах
нормы устойчивости). Именно резерв и изменчивость определяют норму психологической устойчивости специалиста и повышают уровень безопасности в его профессиональной деятельности [1].
Безопасность — это состояние сложной системы, при котором действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности ее функционирования и развития. Безопасность человека — это такое его состояние, при котором действие внешних и внутренних факторов не приводит к смерти, ухудшению функционирования и развития организма, сознания, психики и человека в целом и не препятствует достижению определенных желательных для человека целей [2].
Безопасность специалиста определяется тем, насколько жизнеспособна его система психологической устойчивости на биологическом, психическом и социальном уровнях при выполнении поставленной задачи, в процессе решения которой могут возникать противоречия между требованиями деятельности и уровнем развития как отдельных личностных образований, так и профессионально ориентированных структур психики, а также того, что требует конкретная ситуация, и того, что может сделать в данной ситуации специалист, имеющий определенный уровень способностей, умений и навыков.
Повышение безопасности деятельности специалиста является следствием прохождения им сложного пути своего развития: от подготовки к вхождению в профессию до освоения профессиональной деятельности и совершенствования профессионального мастерства. На этом пути постоянно возникают все новые и новые требования к специалисту и степени соответствия его этим профессиональным требованиям, сопровождающиеся воздействием стрессоров разной природы, влияющих с психологической точки зрения на безопасность его труда.
К наиболее типичным стрессорам в деятельности специалиста, входящим в обобщенную систематизированную совокупность [3], относятся:
1. Организация и содержание профессиональной деятельности: условия труда (организация рабочего места); чрезмерная перегрузка, наряженная психическая деятельность; однообразие
выполняемой работы; рутинная работа, не предусмотренная данной должностью; изменение продолжительности или условий труда; работа по выходным и в праздничные дни; неблагоприятное воздействие факторов физической среды (температура, шум, вибрация, влажность, мороз и т. д.); опасность для жизни и здоровья; нарушение биологических ритмов; повышенная ответственность; обеспокоенность последствиями возможных ошибочных действий; трудность выполняемой деятельности, в том числе неполнота необходимой информации, дефицит времени, повышенные требования к безошибочности и скорости действий.
2. Профессиональная карьера: проблема статуса; неясно очерченный круг обязанностей и прав, присущих занимаемой должности; изменение служебных обязанностей; чувство «заложника» выполняемой работы (профессиональный «капкан»); недостаток необходимых профессиональных знаний и умений; несбывшиеся надежды; чрезмерные притязания, неадекватные собственным возможностям.
3. Оплата труда: отсутствие ясности в оплате труда; переживания, связанные с несоответствием между оплатой труда и напряженностью службы; неравная оплата труда.
4. Взаимоотношения на работе: низкий профессиональный уровень коллег; психологическая несовместимость; слабая исполнительская дисциплина; жесткость стиля руководства управления; низкий общий моральный и культурный уровень специалистов; завышенные требования коллектива и руководителя друг к другу.
5. Внеорганизационные источники стресса: сложная ситуация в семье; жизненные кризисы; проблемы со здоровьем; конфликты личностных ценностей.
Приведенные стрессоры отражаются на уровне реакций (поведенческих, физиологических и эмоциональных), процессов (познавательных и биохимических) и психомоторики, формируя предрасположенность специалиста к возникновению несчастного случая на производстве как фактора, отражающего безопасность труда.
К поведенческим реакциям относятся: непредсказуемость поведения; перенос ответственности и перекладывание вины на других; сужение восприимчивости новой информации;
быстрая утомляемость; утрата интереса к профессиональной деятельности; злоупотребление лекарствами, кофеином, алкоголем; изменение цвета кожи на лице; чрезмерная подвижность; непроизвольные движения глаз; изменения в артикуляции; нарушения четкости выражения мыслей, неадекватные ответы на вопросы; резкая смена настроения.
Физиологические реакции — это изменение частоты и ритма сердечных сокращений, артериального давления, ритма дыхания (с оценкой его частоты и соотношения фаз вдоха и выдоха), температуры тела; потеря аппетита или, наоборот, постоянное присутствие чувства недоедания; появление обильного потоотделения и выделение слюны; боли в области головы, спины, желудка; сужение или расширение зрачков глаз.
Эмоциональные реакции способствуют появлению тревожности, мнительности, страха; возможности релаксации ограниченны; проявляются признаки депрессии (угнетенное состояние, утрата веры в себя и свои возможности, отсутствие желания что-либо делать, неудовлетворенность работой, чувство безысходности). Более выраженными становятся негативные эмоции (агрессивность, враждебность, гневливость).
Познавательные процессы и психомоторика — это снижение остроты зрения; увеличение времени и ошибки сенсомоторных реакций; отсутствие точности внимания, концентрации и переключаемости; нарушение координации и точности движений, увеличение показателей тремометрии.
Биохимические показатели — изменение содержания сахара в крови, выделения гармо-нов.
В этой связи можно говорить о том, что на уровень безопасности профессиональной деятельности будет влиять ряд факторов психологической устойчивости:
• качество информационной наполненности резерва устойчивости и адекватность отображения в нем деятельности, т. е. того, что специалист пытается познать и преобразовать в конкретных трудовых ситуациях с учетом трудовых функций безопасности;
• аккумулированность, избирательность, пластичность и изменчивость, формирую-
щие и отражающие стиль безопасного поведения с учетом опыта, знаний и умений специалиста: • развитие психологической устойчивости как процесса формирования цели, принятия решения, адаптации и приобретения
опыта, формирующих стиль безопасной трудовой деятельности; • взаимодополняемость и заменяемость доминантности биологического, психического и социального уровней в процессе труда в зависимости от поставленных задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Казанков, В.В. Духовно-нравственное воспитание сотрудников оперативных подразделений Государственной противопожарной службы МВД России [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Казанков Вячеслав Владимирович. — СПб., 2001. — 20 с.
2. Заплатинский, В.М. Терминология науки о безопасности [Электронный ресурс] / В.М. Заплатинский //
Zbornik prispevkov z medzinarodnej vedeckej konferencie «Bezhecnostna veda a bezpecnostne vzdelanie». — Liptovsky Mikulas: AOS v Liptovskom Mikulasi, 2006 (CD nosic).
3. Психология профессионального здоровья [Текст]: учеб. пособие / под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Речь, 2006. - С. 27-32.