Научная статья на тему 'Анализ взаимосвязи жизнедеятельности специалиста МЧС России, его психологической устойчивости и безопасности труда'

Анализ взаимосвязи жизнедеятельности специалиста МЧС России, его психологической устойчивости и безопасности труда Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
202
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА / РЕЗЕРВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ / ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казанков Вячеслав Владимирович, Гуменюк Оксана Васильевна

Проанализированы современные условия окружающей среды, в которой работает специалист. Даны определения биологического, психического и социального уровней психологической устойчивости и рассмотрены возможные сбои в их работоспособности. Представлена разработанность феномена «устойчивости». Рассмотрены понятие «психологическая устойчивость» и ее основные характеристики. Представлено понятие безопасности в контексте психологической устойчивости.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article modern conditions of environment in which are analysed the expert works. Main characteristics of psychological stability are selected. Definitions of biological, mental and social levels psychological stability are given. Possible failures in the working capacity of EMERCOM specialist are considered

Текст научной работы на тему «Анализ взаимосвязи жизнедеятельности специалиста МЧС России, его психологической устойчивости и безопасности труда»

УДК 159.9

В.В. Казанков, О.В. Гуменюк

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА МЧС РОССИИ, ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Любая деятельность человека осуществляется в определенном пространстве и времени. Современный специалист живет в очень динамичном мире с активно развивающимися технологиями во всех отраслях жизнедеятельности, приводящими к значительному техническому прогрессу, который сопровождается возрастанием роли человека в достижении высокой эффективности и качества труда и профессионально-личностной значимости. Он сталкивается с необходимостью принимать решения и берет на себя ответственность за результаты и последствия их реализации.

Современный специалист сталкивается с огромным потоком информации разной полярности и живет в обществе, характеризующемся уплотнением информационного поля, увеличением количества катастроф, аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, падением нравственных и общечеловеческих устоев общества из-за его оматериализованности и, как следствие, прогрессирующей террористической деятельностью и вооруженными конфликтами, сопровождающимися человеческими жертвами и материальными убытками.

Специалист в наше время стремится добиться успеха в жизнедеятельности и максимально улучшить личные социально-бытовые условия. Это своего рода социальная гонка, когда каждому предъявляются требования по показателям труда: успешность, эффективность, результативность, надежность и т. д. И в этой гонке профессиональная деятельность составляет одну из самых продолжительных дистанций человека и оказывает сильное и далеко не всегда благоприятное воздействие на его здоровье.

При анализе данных, полученных в рамках проведенных в 2007 году социологических

исследований и ежегодного мониторинга1 при оценке социальных факторов, влияющих на состояние профессиональной активности среди различных категорий специалистов, были установлены негативные тенденции, снижающие профессиональную активность. Значительная часть опрошенных методом анкетирования и путем проведения экспертных опросов, определяя основные негативные факторы, снижающие профессиональную активность специалистов, выделила следующие:

• несоответствие должностных обязанностей большому объему задач и поручений и персональной ответственности за их выполнение (31,1 %);

• несвоевременное и не всегда достаточное финансовое обеспечение выполнения служебно-должностных задач и реализации планируемых мероприятий (48,1 %);

• увеличение документооборота и, как следствие, высокая загруженность должностных лиц, что мешает выполнению ими прямых должностных обязанностей (52,3 %).

В нашем исследовании респонденты выделили проблемы, способствующие снижению профессиональной активности:

• усталость специалистов (отсутствие нормального отдыха) (41,6 %);

• низкий профессиональный уровень коллег (30 %);

• психологическая несовместимость (24 %);

• слабая исполнительская дисциплина (12 %);

• жесткость стиля руководства управления (15 %);

'Постановление военного совета войск гражданской обороны «Об итогах социологических исследований по оценке социально-экономического и морально-психологического состояния сотрудников МЧС России в 2007 году» от 19 марта 2008 года № 1/2.

• низкий общий моральный и культурный уровень специалистов (10 %);

• завышенные требования коллектива и руководителя друг к другу (24 %);

• несоответствие оплаты труда напряженности службы (54 %);

• несоразмерность имеющихся прав и обязанностей с задачами и функциями МЧС России (32 %).

Важную роль в жизни современного специалиста играют: чистота воздуха, которым он дышит; состав и качество продуктов питания и воды; мегаполисное хаотичное движение с высокой интенсивностью шума, воспринимаемое им органами слуха и зрения на сознательном и бессознательном уровне; темп восприятия и передачи информации на вербальном и невербальном уровне; наличие разного рода излучений и даже вид из окна его жилища, а также приобретенные по разным причинам вредные привычки — алкоголь (из опрошенных 245 специалистов употребляют алкоголь один раз в неделю 87 %), курение (курят 94,6 % опрошенных). Кроме того, все респонденты указали, что используют в своей речи нецензурную лексику. Среди вредных привычек специалистов игро- и интернетомания и др.

На фоне такой действительности организм специалиста не выдерживает и дает сбой на биологическом, психическом и, как следствие, социальном уровне. С точки зрения психологической устойчивости биологический уровень отражает силу, уравновешенность и подвижность нервной системы специалиста и ее способность сохранять работоспособность в границах биологической нормы устойчивости и за ее пределами при воздействии факторов среды; психический уровень — способность организма специалиста сохранять работоспособность познавательных, эмоциональных и волевых процессов в границах психической нормы устойчивости и за ее пределами, формируя правильное психическое состояние по отношению к воздействующим факторам среды; социальный — способность специалиста сохранять общественно полезную работоспособность в границах нормы устойчивости и за ее пределами в социуме.

Сбой на любом из приведенных уровней условно можно классифицировать как сбой на линии процессов, состояний и свойств.

Под сбоем процессов понимаются:

• отсутствие у специалиста поиска информационно-энергетического основания цели (нарушение процесса формирования цели), выступающей в качестве осознаваемой детерминанты и определяющей селекцию информации, что является необходимым условием целенаправленного регулирования деятельности;

• нарушение выдвижения и выбора одного или нескольких вариантов решения задачи из исходного множества вариантов «что и как делать» (нарушение процесса принятия решения), результаты которого проявляются во внешнем акте, и прежде всего в действии по результатам принятого решения;

• отсутствие способности адаптироваться к разнообразным условиям профессиональной среды и активному противостоянию «возмущающим» воздействиям различных видов нагрузки.

К сбою процессов условно можно также отнести недостки в сфере внимания (снижение или нарушение концентрации, распределения, переключения внимания), различные изъяны органов чувств (частичная потеря зрения, глухота), нарушения связи между сенсорными и двигательными центрами высших отделов нервной системы, дефекты в согласованности и координации движений, недостатки наблюдательности и осмотрительности, недостаточную способность к прогнозированию развития событий, затруднения при оценке ситуации и выборе способов поведения в ней.

Под сбоем состояний понимаются:

• постоянное реагирование на происходящие вокруг события, т. е. постоянное вступление в активное взаимодействие с воздействующими факторами окружающей среды (отсутствие состояния покоя);

• отсутствие индивидуальной физио- и психологической энергоинформационной наполненности, необходимой специалисту для успешного выполнения различных задач в условиях профессиональной деятельности (низкая готовность);

• низкое состояние активности, результатом чего является отсутствие разнообразных конструктивных и энергоинформационных

связей, т. е. деятельного участия всех систем психологической устойчивости специалиста;

• неудовлетворенность, отражающая отрицательное отношение человека к труду, где не достигнуто сочетание внешних требований выбранной деятельности с внутренними.

Все перечисленные факторы способствуют проявлению у специалиста агрессивности и враждебности, депрессии и низкой выносливости, переутомляемости и тревожности (беспокойства, страхов, нарушения гармоничного состояния), импульсивности и неудовлетворенности повседневной службой и жизнью в целом.

Сбой свойств характеризуется отсутствием:

• аккумулированности, т. е. способности накапливать всю поступающую информацию из окружающей среды и осуществлять ее хранение с целью последующего использования в зависимости от воздействующего фактора окружающей среды;

• избирательности (селективности), отражающей биопсихическую способность специалиста избирательно относиться, с одной стороны, к зарезервированной внутри организма информации, с другой — к воздействиям окружающей среды;

• пластичности, осуществляющей приспособление специалиста к изменившимся внешним условиям и воздействиям среды;

• изменчивости, способствующей замещению одних качеств и характеристик другими.

Все это способствует развитию эгоцентризма (специалист не считается с мнением, интересами, настроениями коллег; невнимателен и нечувствителен к заботам и чувствам других; не уважает окружающих), склонности к необоснованному риску, чрезмерно высокому и неадекватному наличной ситуации, беспечности, халатности, небрежности, фатализму, некомпетентности, конфликтности, низкой мотивации к работе и пренебрежению правилами и требованиям безопасности.

Вышеизложенные факторы в той или иной степени оказывают прямое или косвенное влияние на психологическую устойчивость специалиста и безопасность его труда, т. е.

безопасность труда напрямую зависит от степени психологической устойчивости. Ключевым здесь является понятие «устойчивость», которым в психологии оперируют при рассмотрении как самого человека, так и его деятельности. Но в то же время общепринятое понятие устойчивости не сформулировано, и это не случайно, так как «устойчивость имеет большую смысловую перегрузку» (Р. Беллман).

О разработанности феномена устойчивости в гуманитарных науках в целом можно судить по численным показателям (см. таблицу). В ней приведены данные по частоте применения слова «устойчивость» в названии авторефератов кандидатских и докторских работ в период с 2000 по 2009 год на базе Российской национальной библиотеки. Численные показатели отражают процентное отношение к общему количеству авторефератов.

Процентное соотношение работ по устойчивости в гуманитарных науках

Наука Авторефераты работ

кандидатских докторских

Психология 4 % 1 %

Педагогика 3 % 1 %

Философия 1 % 2 %

Социология 1 % 0 %

Как видно из таблицы, несмотря на то, что на общем фоне работ по психологии выполнено больше, чем по другим гуманитарным наукам, проблематика устойчивости в ней не разработана.

По феномену устойчивости к наиболее разработанным относятся исследования: психической устойчивости (В.А. Ганзен, Н.Д. Левитов,

A.В. Мохнач, М.А. Матова, Ю.Б. Некрасова, Б.В. Овчинников, С.Т. Посохова); эмоциональной устойчивости (Л.М. Аболин, Л.П. Гримак,

B.Ф. Жданович, П.Б. Зильберман, В.Л. Ма-рищук, Е.А. Милерян, А.Е. Ольшанникова, Е.Г. Щукина, Г.Н. Хилова, А.Я. Чебыкин); стрессоустойчивости (В.А. Бодров, Ф.Д. Горбов, Л.А. Китаев-Смык, Р.С. Лазарус, В.И. Медведев, В.Ю. Рыбников); нервно-психической устойчивости (Ф.Д. Горбов, Ю.А. Баранов, В.Д. Кустов, Л.Г. Дикая, В.И. Курпатов, Ф.И. Чер-ногор, В.Ю. Рыбников, М. Кобельницкий);

информационной устойчивости (М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко); нравственной устойчивости (Л.И. Божович, А.И. Лавриенко, А.В. Петровский, В.Э. Чудновский); профессиональной устойчивости (А.Д. Кузнецова, В.Я. Кикоть, К.К. Платонов, В.А. Бодров, В.П. Сальников, М.И. Марьин, В.Ю. Рыбников, В.А. Губин).

Из анализа теоретических основ приведенных исследований следует, что все формулировки (связанные с феноменом устойчивости) с некоторыми несущественными для нас вариациями построены на одном и том же лейтмотиве — способности сопротивляться воздействующим факторам (противостоять, восстанавливаться, возвращаться, выдерживать, не отклоняться, не поддаваться и т. п. — обобщены нами в слове «сохранять»).

Таким образом, под психологической устойчивостью мы понимаем способность специалиста сохранять свою работоспособность на биологическом, психическом и социальном уровнях в границах нормы устойчивости и за ее пределами независимо от воздействующих факторов среды. Норма устойчивости — это границы допустимых отклонений специалиста от своих нормальных характеристик под воздействием среды, при которых не нарушаются внутренние и внешние структурно-функциональные связи.

Уровни психологической устойчивости специалиста, отражающие ее трехфакторную модель, функционально связаны между собой процессом, состоянием и свойством (функциональная модель), образующими обратные связи, за счет которых психологическая устойчивость специалиста сама себя поддерживает, исправляет и совершенствует.

Психологическая устойчивость характеризуется: пределом устойчивости (отражает крайние границы нормы устойчивости, по достижении которых специалист начинает переход в состояние аттрактора, а достигнув такого состояния, он уже не может вернуться в прежнее устойчивое состояние); резервом устойчивости (характеризуется имеющимися ресурсами и потенциалами специалиста достаточными для его работоспособности в границах нормы устойчивости под воздействием факторов среды); изменчивостью устойчивости (характеризуются изменением резерва устойчивости в границах

нормы устойчивости). Именно резерв и изменчивость определяют норму психологической устойчивости специалиста и повышают уровень безопасности в его профессиональной деятельности [1].

Безопасность — это состояние сложной системы, при котором действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности ее функционирования и развития. Безопасность человека — это такое его состояние, при котором действие внешних и внутренних факторов не приводит к смерти, ухудшению функционирования и развития организма, сознания, психики и человека в целом и не препятствует достижению определенных желательных для человека целей [2].

Безопасность специалиста определяется тем, насколько жизнеспособна его система психологической устойчивости на биологическом, психическом и социальном уровнях при выполнении поставленной задачи, в процессе решения которой могут возникать противоречия между требованиями деятельности и уровнем развития как отдельных личностных образований, так и профессионально ориентированных структур психики, а также того, что требует конкретная ситуация, и того, что может сделать в данной ситуации специалист, имеющий определенный уровень способностей, умений и навыков.

Повышение безопасности деятельности специалиста является следствием прохождения им сложного пути своего развития: от подготовки к вхождению в профессию до освоения профессиональной деятельности и совершенствования профессионального мастерства. На этом пути постоянно возникают все новые и новые требования к специалисту и степени соответствия его этим профессиональным требованиям, сопровождающиеся воздействием стрессоров разной природы, влияющих с психологической точки зрения на безопасность его труда.

К наиболее типичным стрессорам в деятельности специалиста, входящим в обобщенную систематизированную совокупность [3], относятся:

1. Организация и содержание профессиональной деятельности: условия труда (организация рабочего места); чрезмерная перегрузка, наряженная психическая деятельность; однообразие

выполняемой работы; рутинная работа, не предусмотренная данной должностью; изменение продолжительности или условий труда; работа по выходным и в праздничные дни; неблагоприятное воздействие факторов физической среды (температура, шум, вибрация, влажность, мороз и т. д.); опасность для жизни и здоровья; нарушение биологических ритмов; повышенная ответственность; обеспокоенность последствиями возможных ошибочных действий; трудность выполняемой деятельности, в том числе неполнота необходимой информации, дефицит времени, повышенные требования к безошибочности и скорости действий.

2. Профессиональная карьера: проблема статуса; неясно очерченный круг обязанностей и прав, присущих занимаемой должности; изменение служебных обязанностей; чувство «заложника» выполняемой работы (профессиональный «капкан»); недостаток необходимых профессиональных знаний и умений; несбывшиеся надежды; чрезмерные притязания, неадекватные собственным возможностям.

3. Оплата труда: отсутствие ясности в оплате труда; переживания, связанные с несоответствием между оплатой труда и напряженностью службы; неравная оплата труда.

4. Взаимоотношения на работе: низкий профессиональный уровень коллег; психологическая несовместимость; слабая исполнительская дисциплина; жесткость стиля руководства управления; низкий общий моральный и культурный уровень специалистов; завышенные требования коллектива и руководителя друг к другу.

5. Внеорганизационные источники стресса: сложная ситуация в семье; жизненные кризисы; проблемы со здоровьем; конфликты личностных ценностей.

Приведенные стрессоры отражаются на уровне реакций (поведенческих, физиологических и эмоциональных), процессов (познавательных и биохимических) и психомоторики, формируя предрасположенность специалиста к возникновению несчастного случая на производстве как фактора, отражающего безопасность труда.

К поведенческим реакциям относятся: непредсказуемость поведения; перенос ответственности и перекладывание вины на других; сужение восприимчивости новой информации;

быстрая утомляемость; утрата интереса к профессиональной деятельности; злоупотребление лекарствами, кофеином, алкоголем; изменение цвета кожи на лице; чрезмерная подвижность; непроизвольные движения глаз; изменения в артикуляции; нарушения четкости выражения мыслей, неадекватные ответы на вопросы; резкая смена настроения.

Физиологические реакции — это изменение частоты и ритма сердечных сокращений, артериального давления, ритма дыхания (с оценкой его частоты и соотношения фаз вдоха и выдоха), температуры тела; потеря аппетита или, наоборот, постоянное присутствие чувства недоедания; появление обильного потоотделения и выделение слюны; боли в области головы, спины, желудка; сужение или расширение зрачков глаз.

Эмоциональные реакции способствуют появлению тревожности, мнительности, страха; возможности релаксации ограниченны; проявляются признаки депрессии (угнетенное состояние, утрата веры в себя и свои возможности, отсутствие желания что-либо делать, неудовлетворенность работой, чувство безысходности). Более выраженными становятся негативные эмоции (агрессивность, враждебность, гневливость).

Познавательные процессы и психомоторика — это снижение остроты зрения; увеличение времени и ошибки сенсомоторных реакций; отсутствие точности внимания, концентрации и переключаемости; нарушение координации и точности движений, увеличение показателей тремометрии.

Биохимические показатели — изменение содержания сахара в крови, выделения гармо-нов.

В этой связи можно говорить о том, что на уровень безопасности профессиональной деятельности будет влиять ряд факторов психологической устойчивости:

• качество информационной наполненности резерва устойчивости и адекватность отображения в нем деятельности, т. е. того, что специалист пытается познать и преобразовать в конкретных трудовых ситуациях с учетом трудовых функций безопасности;

• аккумулированность, избирательность, пластичность и изменчивость, формирую-

щие и отражающие стиль безопасного поведения с учетом опыта, знаний и умений специалиста: • развитие психологической устойчивости как процесса формирования цели, принятия решения, адаптации и приобретения

опыта, формирующих стиль безопасной трудовой деятельности; • взаимодополняемость и заменяемость доминантности биологического, психического и социального уровней в процессе труда в зависимости от поставленных задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казанков, В.В. Духовно-нравственное воспитание сотрудников оперативных подразделений Государственной противопожарной службы МВД России [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Казанков Вячеслав Владимирович. — СПб., 2001. — 20 с.

2. Заплатинский, В.М. Терминология науки о безопасности [Электронный ресурс] / В.М. Заплатинский //

Zbornik prispevkov z medzinarodnej vedeckej konferencie «Bezhecnostna veda a bezpecnostne vzdelanie». — Liptovsky Mikulas: AOS v Liptovskom Mikulasi, 2006 (CD nosic).

3. Психология профессионального здоровья [Текст]: учеб. пособие / под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Речь, 2006. - С. 27-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.