Научная статья на тему 'Безопасность человека с позиции системной устойчивости'

Безопасность человека с позиции системной устойчивости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
425
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНАЯ ЛИЧНОСТЬ / СИСТЕМНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / INDIVIDUAL SAFETY / INDIVIDUAL SYSTEM STABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лызь Н. А.

Рассмотрены проблемы безопасности человека с точки зрения личностных качеств, обеспечивающих его способность сохранять целостность и удерживать направленность развития в условиях внешних и внутренних возмущающих воздействий. Представлена модель безопасной личности, охарактеризован наиболее перспективный подход к обеспечению безопасности развитие безопасной личности через формирование основ системной устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual Safety from System Stability

The problems of individual safety from the point of view of human personality that ensures his ability to save and to keep the integrity and the trend of development under inner and outer disturbing effecting conditions were discussed. Besides the model of safe individual the paper characterizes the most promising safety ensuring approach that is the development of safe individual through the basis formation of system stability.

Текст научной работы на тему «Безопасность человека с позиции системной устойчивости»

4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл,

2001. - 365 с.

5. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000. - 456 с. УДК 331.101.1

Н.А. Лызь

БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ*

Сложность, комплексность проблемы безопасности обусловливается, с одной стороны, разнообразием смысловых содержаний понятия «безопасность», с другой - интегрально-стью феномена человека, отражающейся в многообразии ракурсов его рассмотрения. В процессе анализа проблемы безопасности человека как объекта научной рефлексии были сделаны следующие выводы [1].

1. Выбор конкретных аспектов безопасности человека, ракурс их рассмотрения и трактовка безопасности, в первую очередь, зависят от системы, в которую включается человек, и которая является источником опасностей.

2. Понимание безопасности производно от представлений о человеке. Критерии безопасности трактуются исходя из тех структур, с которыми исследователи его идентифицируют. В подавляющем большинстве представлений о безопасности в качестве ее критерия подразумевается целостность физической структуры человека (отсутствие травм, увечий), соответствующее нормам функционирование организма, стабильность. Вторая группа критериев безопасности объединяет характеристики, относящиеся к природно-психическому уровню человека, и включает: адекватность отражения и отношения к миру (С.К. Рощин), защищенность психики (Г.В. Грачев), адаптивность функционирования (Т.С. Кабаченко), защищенность сознания от изменения его состояния против воли человека (Т.И. Колесникова). Третья группа высказываний о безопасности объединена на основе обращения к личностному уровню человека. Здесь состояние безопасности характеризуется: удовлетворенностью настоящим, уверенностью в будущем (С.К. Рощин), не снижением вероятности достижения жизненных целей (А.В. Непомнящий), защищенностью интересов, позиций, идеалов, ценностей, с которыми субъект отождествляет свою жизнь (Т.М. Краснянская). И еще один параметр представлений о безопасности - возможность развития человека. Он встречается в определениях безопасности Т. С. Кабаченко, С.Ю. Решетиной, Т.Я. Смолян, А.Н. Сухова, Е.А. Ходаковского и др. ученых и, как правило, сочетается с другими, изложенными выше.

Поскольку безопасность в качестве необходимого условия предполагает нормальное функционирование человека во всех системах, в которые он включен, при ее рассмотрении целесообразно воспользоваться проблемно-ориентированной моделью человека -моделью его системной устойчивости. Под системной устойчивостью понимается способность человека сохранять целостность и удерживать направленность развития в условиях внешних и внутренних возмущающих воздействий. Внутренние основы системной устойчивости позволяют субъекту сохранять равновесие с окружающей средой, собственную идентичность, выполнять свои функции в разных «планах» бытия, обеспечивать достиже-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Развитие безопасной личности в технизированной образовательной среде», проект № 08-06-00011а.

ние жизненных целей. Анализ проблемно-ориентированных моделей человека и его здоровья [1] позволил выделить три уровня внутренних основ его устойчивости (табл. 1).

Безопасность человека может рассматриваться как с точки зрения состояния его жизнедеятельности, так и с точки зрения его качеств, позволяющих преодолевать опасности, быть устойчивым к негативным воздействиям и способствующих минимизации производимых опасностей для себя, общества и природы. Во втором случае безопасность соотносится не с внешними, а с внутренними условиями (психологическими структурами человека), что позволяет ввести понятие безопасной личности.

Таблица1

Система Уровень устойчивости Характеристика уровня устойчивости

Организм-среда Природно-соматический, природно-психический Целостность организма, устойчивость гомеостаза, адаптивность к природным условиям; адекватность психического отражения и реакций внешним воздействиям

Личность-социум Личностно-психологический Целостность личности, наличие жизненных ценностей и их осуществление

Человек-мир Духовно-нравственный Соответствие развития человека высшему предназначению, нравственным ценностям

Модель безопасной личности представлена совокупностью четырех взаимосвязанных подструктур (см. рис. 1), которые условно разделяются на инвариантное - относящееся к конкретной деятельности.

Субъект жизни и развития

<и . Ч

Л И

Системна 3. Личностно-психологический уровень я устойчивость 4. Духовно-нравственный уровень

1. Интенцио-нальный аспект <— Готовность к обеспе 2. Когнитивно-инструментальный аспект чению безопасности

Л &

а

ю

о «

и «

«

12 <и

ю £

Субъект безопасности Рис. 1. Модель безопасной личности

К первому блоку относятся подструктуры системной устойчивости, отражающие базовые личностные образования, позволяющие человеку осуществлять смысловую регуляцию жизнедеятельности на основе образа мира и ценностей, ко второму - подструктуры готовности к обеспечению безопасности, взаимосвязанные единством предмета деятельности. В такой готовности как личностном образовании выделяются два аспекта:

- когнитивно-инструментальный аспект - знания об опасностях, умение их распознавать, владение способами действий по обеспечению безопасности, достаточный для осуществления этой деятельности уровень развития интеллектуальных, волевых и других качеств;

- интенциональный аспект - субъективная значимость безопасности, интенция на ее обеспечение, наличие соответствующих мотивов деятельности.

Другое разделение подструктур безопасной личности - по принципу «выхода» на деятельность и принадлежности сознанию. Первая группа включает интенциональную и лич-ностно-психологическую подструктуры - смысловую регуляцию отдельной деятельности и всей жизнедеятельности в целом, вторая - когнитивно-инструментальную и духовно-нравственную подструктуры - представления о конкретных объектах и способах деятельности по самообеспечению безопасности, а также ценности как составляющие образа мира. Первая группа объединяет динамические характеристики безопасной личности, вторая - содержательные. Очевидно, что такое разделение весьма условно, поскольку в процессе жизнедеятельности любые интенции наполняются смысловым содержанием, а те или иные отношения, смыслы, ценности реализуются за счет сформированной системы регуляции деятельности.

Таким образом, безопасная личность рассматривается в единстве когнитивно-инструментальных подструктур, отражающих аспекты готовности к обеспечению безопасности, а также ценностно-смысловых подструктур, соотносящихся с личностными образованиями, позволяющими человеку осуществлять регуляцию жизнедеятельности на основе таких ценностей, как человек, природа, познание, развитие и созидание, здоровье.

Все вышесказанное позволяет выделить наиболее перспективный подход к обеспечению безопасности - развитие безопасной личности через формирование основ системной устойчивости. Эта задача, на наш взгляд, должна являться стратегической задачей всего общества и основным психолого-педагогическим способом обеспечения безопасности.

На основании модели безопасной личности как цели-идеала можно выделить три группы психолого-педагогических задач, направленных: 1) на формирование готовности к самообеспечению безопасности; 2) поддержку становления системы смысловой регуляции жизнедеятельности, качеств субъекта жизни; 3) воспитание человека, ориентированного на созидание себя и мира в контексте единства с собственным «сущностным началом», человечеством, природой.

Очевидно, что при таком подходе становление личности как опасной или безопасной необходимо рассматривать в контексте общего личностного, социального развития ребенка и влияния всех факторов - не только целенаправленных, но и средовых. Достаточно логично предположить, что именно период детства и среда, в которой происходит трансляция основных норм, ценностей, способов реагирования будет иметь определяющий характер в процессе становления безопасной личности. Но если взаимосвязи в системе «личность - социальная среда» способствуют трансляции типичных, отнюдь не безопасных норм и форм поведения, тогда каковы основания говорить о самой возможности целенаправленного формирования безопасной личности? Этих оснований, как минимум, два. Во-первых, не следует забывать о влиянии личности на среду: воспитание нового поколения должны осуществлять наиболее подготовленные люди. Воспитывая школьников и студентов, мы вправе рассматривать их как будущих родителей, которые создадут соответствующую среду для своих детей. Во-вторых, наряду с влиянием среды в развитии человека большую роль играет его собственная деятельность и самосознание. Так, старший подростковый и юношеский возраст - период осмысления себя, личностного и профессионального самоопределения, поиска жизненных смыслов - является сензитивным периодом для «вырывания себя» из социокультурной предопределенности и «делания себя» в соответствии с собственными взглядами на свое место в мире.

Для саморазвивающихся систем (какой является человек) эффективным управление является лишь тогда, когда оно согласовано, во-первых, с естественным движением системы, во-вторых, с другими управляющими воздействиями.

Таким образом, проблемы целенаправленного развития безопасной личности необходимо рассматривать:

а) в логике онтогенетического развития ребенка, подростка, юноши, в логике естественного становления соответствующих свойств и качеств, с учетом возрастных новообразований развивающегося человека;

б) в контексте системы согласованных психолого-педагогических задач.

Исходя из вышесказанного, обращаясь к развитию безопасной личности в вузе, необходимо, во-первых, опираться на специфику юношеского возраста, во-вторых, рассматривать цели, содержание и технологию этого процесса в контексте личностно-профессионального развития студентов.

Личностно-профессиональное развитие студентов применительно к психолого-педагогической деятельности мы рассматриваем как организацию овладения профессиональной компетентностью, процесс поддержки личностного и профессионального самоопределения, развитие профессионального самосознания, создание условий для активизации и усиления потенциала саморазвития студентов.

На основе анализа работ, посвященных возрастно-психологическим характеристикам студенчества можно сделать вывод о том, что у юношей и девушек в целом сложились механизмы, позволяющие обеспечивать непрерывное личностно-профессиональное развитие. Для студентов характерны достаточно сформированные мировоззрение и самосознание, являющиеся результатом активного поиска себя, установления ведущих смысловых ориентиров своей жизни (иерархии ценностей). Однако это вовсе не означает, что развитие ценностно-смысловой сферы на этом закончено. Самоопределение, переосмысление реальности, себя и своей жизни - постоянный процесс, суть развития человека (С.Л. Рубинштейн). В студенческом возрасте это переосмысление происходит на более высоком, чем ранее уровне - в контексте «со-бытийной общности» со всем человечеством (В.И. Слободчиков).

Соотнося эти выводы с моделью безопасной личности, можно представить психологическое содержание развития безопасной личности в студенческом возрасте как переосмысление себя (переопределение своего места и роли) в системах «человечество» и «природа» с позиции безопасности (сохранения и развития) себя и этих систем. Основным педагогическим содержанием, соответствующим организации процессов понимания себя и мира, а также переосмысления себя в различных системах является актуализация и развитие субъектных качеств студента (субъекта познания, самосознания, жизнедеятельности) в контексте идей безопасности и соответствующего предметно-содержательного ценностно-насыщенного педагогического взаимодействия.

Таким образом, рассмотрение безопасности человека с точки зрения его системной устойчивости делает очевидным необходимость превентивного пути обеспечения безопасности - развития безопасной личности через формирование системной устойчивости. Проектирование процесса развития безопасной личности в вузе должно осуществляться в контексте личностно-профессионального развития студентов. Только в том случае, когда соответствующая педагогическая деятельность будет органична процессу личностного и профессионального становления специалиста, мы можем надеяться на устойчивые результаты на уровне целостной личности и ее мировоззрения, что позволит говорить о повышении системной устойчивости человека.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Лызь Н.А. Развитие безопасной личности в образовательном процессе вуза: Монография.

- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - 305 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.