мультимедиа; моделинг (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений на изображении в процессе решения задач); коммуникативность; производительность (производительность студентов для успешного освоения учебного материала) [2]. ООР состоит из блоков, объединяющихся в единую систему, содержание которой может постоянно совершенствоваться и включает в себя теоретическую часть, практическую часть и контрольно-коммуникативную часть. ООР нацелен на оптимизацию изучения дисциплины «Вайнахская этика», создание условий для достижения необходимого уровня современного образования и разностороннего развития бакалавров-филологов. Использование ООР на занятиях позволяет разнообразить учебный процесс, способствует увеличению продолжительности непроизвольного внимания. ООР используется как средство повышения наглядности, например, преподаватель, может применять его при подготовке к занятию как источник информации, использовать в качестве наглядных примеров, как средство при подготовке раздаточных материалов, для закрепления и повторения нового материала, для организации исследовательской проектной деятельности.
Дополнительным доводом в пользу электронной версии данной дисциплины явились ее особенности, связанные с содержательной стороной имевшихся материалов - соблюдение общих принципов и системности изложения при значительном объеме текстовой и графической информации. Основной формой работы для изложения теоретического материала в курсе «Вайнахская этика» являются лекции. В ООР лекции снабжены видеоуроками.
В ходе формирующего эксперимента было доказано, что разработанный ООР «Вайнахская этика», его методическое сопровождение обеспечивают теоретическую базу для укрепления профессиональной компетентности бакалавров-филологов и развития знаний, умений работы и самостоятельного освоения новых возможностей ООР в дальнейшей профессиональной деятельности.
Литература
1. Аналитическая записка Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - М., 2010. - 11 с.
2. Мамалова Х.Э. Дисциплина «Вайнахская этика» в профессиональной подготовке бакалавров-филологов в условиях информационно-коммуникационной обучающей среды // Модернизация системы непрерывного образования. Материалы IV Международной научно-практической конференции. - Махачкала: ДГПУ, 2012. -С.385-388.
Т.Н. Носкова С.С. Куликова
САМООРГАНИЗАЦИЯ ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
SELF-ORGANIZATION IN THE EXTRACURRICULAR WORK OF STUDENTS IN THE INFORMATIZATION SITUATION
Аннотация: в статье делается акцент на том, что новые образовательные результаты в условиях процесса информатизации не представляется возможным достичь на уровне традиционного образовательного процесса подготовки специалистов. Необходим новый взгляд на организацию образовательной деятельности студентов и формирование профессиональных компетенций. Поэтому
© Т.Н. Носкова, С.С. Куликова, 2012
приоритетным сегодня становится проектирование и развитие новой образовательной среды, значимая часть которой размещается в сетевом пространстве. В статье отмечается инновационность сетевой образовательной среды, делается вывод, что среда может стать эффективным средством внеаудиторной самостоятельной работы и условием саморазвития, если субъект является самоорганизующейся личностью. В статье уточняется содержание понятия «самоорганизация», раскрывается потенциал сетевой образовательной среды для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов и формирования самоорганизационной компетенции.
Ключевые слова: самоорганизация, самостоятельность, внеаудиторная работа студентов, информатизация, сетевое образовательное пространство, виртуальная образовательная среда.
Abstract: the article focuses on the fact that the new educational outcomes in the process of informatization are not possible to achieve at the level of the traditional educational process of training. We need a new look at the organization of students' educational activities and development of professional competencies. Therefore the design and the development of the new educational environment predominantly placed in the network space is very important today. The article notes the power of innovations in the educational environment. Moreover, the medium can be an effective tool for an independent work and extracurricular self-development, if the student is a self-organized person. The article clarifies the concept of "self-organization", reveals the potential power of the educational environment for the organization of students' independent work and the formation of self-organization competence.
Keywords: self-organization, extracurricular studies, students' field work, informatization, networking, educational space, virtual learning environment.
Сегодня изменяется парадигма образования, подчеркивается самоценность идеи непрерывного обучения в течение жизни, когда требуется постоянная готовность к обновлению знаний и овладение умениями учиться самостоятельно в динамичных информационных условиях. Значимым становится не просто овладение профессиональными знаниями и компетенциями, информационными и коммуникационными технологиями, но и умениями быстро адаптироваться к динамично изменяющимся условиям труда, выдерживать конкуренцию, самостоятельно добывать новые знания, выбирать, оценивать и использовать их в своей деятельности. Самостоятельность становится необходимым и важным условием достижения субъектом нового качества жизни.
В результате образовательный процесс вуза приобретает новый смысл: из процесса научения он превращается в процесс учения, когда особое внимание уделяется формированию знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения личностных, профессиональных и социально значимых компетенций, что в общем виде прописано в новых стандартах образования. Во ФГОС ВПО третьего поколения отмечается сокращение аудиторной нагрузки и увеличение часов внеаудиторной самостоятельной работы студентов; фиксируется необходимость изменения позиции студентов - переход от объекта научения к мыслящему, активному субъекту учения и саморазвития, самостоятельно добывающему знания и организующему необходимые для этого способы действий.
Очевидно, что новые образовательные результаты достаточно сложно достичь на уровне традиционного научно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов. Необходимы инновационные методики, технологии и формы обучения, новый уровень готовности педагога и студента в организации образовательной деятельности и профессиональном становлении. Поэтому приоритетным становится проектирование и развитие новой образовательной среды, значимая часть которой
размещается в сетевом пространстве, где преимущественно происходит развертывание внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Что собой представляет сетевое образовательное пространство? Это сетевая среда, обладающая высоким информационным и телекоммуникационным потенциалом, базирующаяся на мультимедиа, телекоммуникационных и дистанционных технологиях обучения. Это динамичная, быстро обновляемая, разветвленная, многокомпонентная среда с разнообразными формами представления, передачи информации, инструментами взаимодействия и управления процессом передачи социального опыта от педагога к обучающимся. Инновационность такой среды заключается в том, что она позволяет выстраивать образовательный процесс с высокой долей самостоятельности и вариативности. Она позволяется студентам ставить для себя новые образовательные цели и реализовывать их на базе современных информационных технологий, выбирать образовательные стратегии и формы образовательного поведения, выстраивать маршруты собственного развития и обучения, выбирать разнообразные образовательные ресурсы и способы социального взаимодействия.
Почему же столь широкий потенциал сетевого пространства не становится привлекательным для всех студентов? Не становится гарантией качества организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов?
Как показывают проводимые научные исследования, большинство обучающихся склоняется к использованию сетевого пространства только для поиска информации и быстрого обмена, оповещения и уточнения по ряду вопросов. Такие студенты не оценивают высоко коммуникационный образовательный потенциал среды и голосуют за традиционный педагогический опыт с элементами его переноса в сетевые условия. Сетевая среда рассматривается как удобное средство для работы с информацией (поиск, хранение, распространение, представление), как средство контроля и оценки. Обусловлено это нежеланием и неготовностью студентов к самостоятельной, исследовательской деятельности, формулированию личных образовательных запросов, реализации стратегий самообразования. К сожалению, большая часть студентов сегодня именно такая. Их образовательная деятельность осуществляется под внешним педагогическим воздействием, в контексте заданного педагогом образовательного алгоритма, освобождая их от проявления умений самоорганизации.
Потенциал сетевого пространства в наибольшей степени проявляется для студентов, которые хотят свободы в образовательной деятельности - самостоятельно строят образовательный маршрут, выбирают способы действий, самостоятельно реализуют свой образовательный потенциал; которые проявляют активность, осознанность, инициативность и ответственность, готовность к самостоятельной деятельности в новых информационных условиях. Для осуществления этого необходим высокий уровень мотивации субъекта, а также ориентир на позицию «само», т.е. саморазвитие и самообразование. Субъект в новой образовательной среде должен стать самоорганизующейся личностью. В противном случае сетевая среда не станет эффективным средством внеаудиторной самостоятельной работы и условием саморазвития. Несомненно, особого внимания здесь заслуживает вопрос самоорганизации обучающихся, а значит и формирование самоорганизационной компетенции.
Уточним содержание понятия «самоорганизация». Самоорганизация как сложное явление характерно для всех систем. В общем смысле, управляемый изнутри процесс изменения структуры отношений отдельных элементов системы или их групп, сопровождающийся качественными изменениями самих элементов, называется самоорганизацией системы [2, с.10-12]. В педагогическом аспекте, самоорганизация -это процесс упорядоченной деятельности личности [1]. Придерживаясь точки зрения Н.А. Заенутдиновой, считаем, что самоорганизация - процесс упорядоченной
сознательной деятельности личности (субъекта деятельности и саморазвития), направленный на организацию и управление самим собой для достижения поставленных целей.
Исследование в психолого-педагогической литературе различных подходов к определению сущности самоорганизации (личностного, деятельностного, интегрального, технического) позволяет её рассматривать: как способность личности (представляет собой сложное явление, основу которого составляют такие ведущие свойства личности как самостоятельность, инициативность и организованность); как процесс (носит осознанный характер упорядочивания деятельности за счет осознания ее цели, планирования деятельности, выбора практических действий, анализа внешних и внутренних условий, мобилизации личностных возможностей для реализации цели) [5]. Соответственно, феномен самоорганизации обучающихся целесообразно понимать как единство процесса деятельности и способности личности, связанные с умением самостоятельно организовать себя в достижении поставленных целей.
По своей сути самоорганизация неотделима от организации: она или предшествует ей, или сопровождает как параллельный процесс, или развертывается на ее основе. Иными словами, самоорганизация представляет собой самодеятельный способ и результат упорядочения некого объекта (деятельности). Таким образом, инициирование процесса самоорганизации возможно только за счет запуска процесса самодеятельности. Достичь этого можно через целедостижение на основе личностных приоритетов, мотивов, мобилизации собственных сил, через создание положительных идей, образцов и примеров.
Самоорганизация предполагает всегда активную позицию личности. Соответственно, её необходимо характеризовать как осознанный, целенаправленный, планируемый процесс деятельности, управляемый самой личностью за счет силы воли, внутреннего настроя и мобилизации внутренних сил. Иными словами, необходимо рассматривать самоорганизацию в тесной взаимосвязи с самоуправлением и саморегуляцией.
Как запустить механизм самоорганизации во внеаудиторной работе студентов в сетевой среде? Каковы возможности сетевой образовательной среды в формировании самоорганизационной компетенции?
Прежде всего, в виртуальной образовательной среде должна достигаться информационная избыточность (функциональная многовариантность). Среда должна быть насыщена необходимыми и достаточными образовательными ресурсами открытого доступа. Это базы данных, базы знаний, электронные библиотеки, дистанционные курсы, сетевые архивы, СМИ, позволяющие решать широкий круг образовательных задач. В этой среде должны накапливаться и сохраняться качественные и количественные результаты образовательного наблюдения, тестирования, анкетирования; продукты собственной сетевой деятельности (сетевое портфолио студента, личный блог, сайт, шкь проекты); ресурсы организационного и контрольно-оценочного характера (например, электронные журналы, электронные календари, программы обучения). Информационная насыщенность среды позволяет студенту планировать деятельность и выбирать способы достижения поставленных целей. Отбирать необходимые для этого ресурсы, выстраивать образовательные взаимодействия с партнерами, осуществлять запрос на необходимую меру помощи. Учиться организовывать оперативный доступ к информационным источникам, в которых отражается необходимая для него информация, отслеживать ее и упорядочивать.
Разнообразие ресурсов дает субъекту возможность самостоятельно выстраивать и реализовывать траекторию освоения материала в форме нелинейного гипертекстового построения. Например, через возможность выбирать варианты навигации (навигационная панель, каталог или облако тегов), варианты заданий с точки зрения уровня сложности, способы их выполнения и представления. Студент учится
выбирать и нести за свой выбор ответственность, а не действовать по жесткому непреложному алгоритму программированного обучения - «не хочешь - заставим». Принципиально важно, чтобы студент сам осуществлял осознанный поиск и выбор информации, ее анализ и исследование, выстраивал личностно ориентированный образовательный путь в освоении предметного содержания и самостоятельно учился технологично управлять его реализацией. В результате студент преобразует сетевую образовательную среду под свои собственные цели и задачи, образовательные интересы, он конструирует среду, оптимальную для реализации собственной стратегии образовательной деятельности, что позволит ему с минимальными временными затратами и достаточно качественно реализовывать внеаудиторную самостоятельную работу.
Кроме имеющейся в сетевой среде информации, субъект может отыскивать в ней и «живые знания». Это различные точки зрения, аргументированные сообщения, образцы образовательной деятельности, примеры профессионального поведения, ценностные ориентиры, методики и технологии, появляющиеся через функционирующие в сети блогосферу, телеконференции, форумы, вебинары, wiki. Примерами «живых знаний» могут быть профессиональные педагогические сообщества, например, pedsovet.alledu.ru, www.openclass.ru,www.intergu.ru, www.eun.org. Работа с подобной информацией изменяет образовательное поведение субъекта, доминирующими становятся такие виды деятельности, как эффективный поиск информации, отбор релевантного материала, анализ и структурирование данных. Субъект начинает самостоятельно осознавать достоинства и недостатки ресурса, самостоятельно оценивать качество информации, ее объективность и достоверность. Происходит усиление интеллектуализации деятельности субъекта в сети [3], а значит и усиление самоорганизационных процессов.
В сетевой среде, благодаря определенным сетевым инструментам (социальные сервисы web 2.0), реализуется свободный доступ к ресурсам, доступ к которым в традиционной образовательной среде ограничен. Это образовательные программы дисциплины, технологические карты по курсу, тематическое планирование, электронные календари событий, электронные журналы, оценочные шкалы, рейтинги, базы знаний, всевозможные методические рекомендации, образовательные памятки и алгоритмы. Все это позволяет субъекту самостоятельно организовывать собственную образовательную деятельность, свое рабочее время и пространство, планировать, осуществлять самоанализ и самокоррекцию, выстраивать индивидуальный образовательный маршрут и управлять его продвижением.
Какие социальные сервисы помогают в самоорганизации образовательной деятельности? Организовать работу по поиску информации, структурированию и классификации могут помочь сервисы по работе с социальными закладками, например, www.bobrdobr.ru,www.moemesto.ru,www.memori.ru,delicious.com. Организовать работу по планированию деятельности и времени помогут сервисы Backpack calendar, Google Calendar, Collabotation, iOganize, Remember The Milk, Stikkit, Ta-da List, Webnote и пр. Данные сервисы позволяют оптимально организовывать личное и рабочее время, планировать встречи и события, делать заметки, обмениваться информацией со своими коллегами и друзьями. Они помогают упорядочить все дела и отслеживать все важные мероприятия. Помочь спланировать рабочее время, наметить план решения необходимых задач, организовать мероприятие, проанализировать событие помогут сервисы по созданию интеллект-карт, например, www.mindmeister.com,www.kartum.ru.
Стоит обратить внимание на то, что самостоятельность субъекта в сетевой среде делает преобладающим принципиально иной тип управления обучением, который реализуется не только со стороны педагога, но и со стороны самого обучающегося. Речь идет о самоуправлении, которое основано на замыкании обратных связей в обучении, не на педагоге - внешний контроль и оценка, а на самом субъекте в процессе
самоконтроля и самооценки насчет своих достижений, когда он стремится не только достигать стандартных целей, но и идти дальше, к вершинам профессионализации, самообразования и саморазвития. Эту обратную связь можно назвать внутренней, рефлексивной, по отношению к внешней обратной связи, реализуемой педагогом в традиционной модели обучения.
Сетевая среда должна открывать широкие возможности для проявления активности самого субъекта, разворачивающейся на базе актуальных потребностей -познавательных, социальных, профессиональных. В среде студент должен иметь возможность проявлять инициативу в видоизменении, переформулировании целей и информировать педагогов о своих потребностях. В этом будет проявляться более высокий уровень самоорганизации, если это происходит, то можно предположить, что обучающийся становится субъектом саморазвития, профессионального становления. Такие изменения приводят к тому, что развиваются не только те свойства и качества, которые необходимы для принятия заданных педагогом целей и задач, но стимулируется развитие свойств и качеств, необходимых для того, чтобы субъект самостоятельно переформулировал для себя цели в соответствии с целями своего развития и профессионального становления; чтобы самостоятельно выбирал способы достижения этих целей, темп и время, меру помощи, которая ему необходима. В этом уже проявляются не только свойства саморазвивающейся личности, но и саморегуляции деятельности, ответственность за достижение поставленных целей на выбранном, индивидуальном пути развития.
Виртуальная среда - это среда с высокой плотностью развертывания процессов взаимодействия на базе электронных каналов коммуникации, позволяющих решать широкий круг задачи от помощи и консультирования (e-mail, чат, форум, блог) до сетевого взаимодействия в проектной деятельности и сотрудничества в профессиональном сообществе. Выполняя индивидуальную и совместную деятельность в сетевом пространстве, каждому участнику предоставляется возможность осуществить широкий спектр различных коммуникационных действий. Например, выразить собственные мысли в виде сообщений или мультимедиа, прокомментировать другие сообщения, обменяться мнениями, ответить на вопросы и чужие комментарии, вернуться к любой части обсуждаемой проблемы и дополнить ее, внести коррективы, предложить обсудить новые проблемы.
Напомним, что основу виртуальной образовательной среды составляют информационное и программно-аппаратное обеспечение. Поэтому каждое совершаемое в сети индивидуальное и/или групповое действие субъектов через синхронную или асинхронную формы взаимодействия сохраняется в машинной памяти и представляет собой определенные «образовательные следы деятельности» (Т.Н. Носкова), структурированные в виртуальном пространстве и времени. Например, телеконференции, вебинары, образовательные блоги, разветвленные многоуровневые форумы, тематические чаты, вики-проекты. Любое происходящее в сети коммуникативное событие становится общедоступным, т.е. в любой момент времени к нему можно снова обратиться, оценить и проанализировать «свежим взглядом». Соответственно, собственные высказывания и сообщения других людей, целые коммуникативные события и процесс их развертывания, результаты сетевых взаимодействий становятся объектами рефлексивной деятельности. По сетевым «следам» становится возможным оценивать не только преобладающие эмоции и установки субъектов, но и их личностные качества (смыслы, ценности, позиции, компетенции), психологическую атмосферу целой аудитории.
В контексте внеаудиторной самостоятельной работы студентов рефлексивным действиям стоит обратить особое внимание, поскольку рефлексия является основополагающим компонентом процесса самоорганизации. Рефлексия ориентирует на осознание конкретных способов деятельности, их систематизацию и обобщение,
отказ от ошибочных приёмов и подходов, что в результате обеспечивает достижение поставленной цели. Именно поэтому необходимо как можно чаще обращаться к самоанализу индивидуальной и совместной деятельности, фиксировать и рассказывать о своих целях, планах, результатах деятельности, о возникших затруднениях и причинах их появления. В сущности, это есть основа становления самоорганизующейся личности. Появившаяся возможность обратиться к «прошлому» (к высказанным мыслям, к реализованным действиям, поступкам, полученным результатам) позволяет актуализировать рефлексивную позицию обучающегося, т.е. решать задачи рефлексивного характера, оценивать и анализировать. Необходимость субъекта постоянно рефлексировать через коммуникации с партнерами, референтными группами является необходимым условием для своевременной корректировки внеаудиторной самостоятельной деятельности.
Совместно-распределенная в сетевом пространстве деятельность позволяет студентам не только анализировать коммуникационные действия, но и проектировать и прогнозировать действия друг друга сообща, корректируя свои действия, влиять на действия других, проникать вглубь взаимоотношений, совместно решать проблемы и участвовать в принятии групповых решений [4]. Например, создание сетевых проектов, совместное создание карт знаний, совместное создание и редактирование документов (wiki-статьи, документы Google). Как видим, сетевое пространство содержит в себе достаточный потенциал для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Однако, воспользоваться в полной мере всеми предоставляемыми возможностями под силу только субъектам с высокой степенью самостоятельности и организованности.
В силу своего своеобразия и особенностей организации сетевая среда, с одной стороны, требует от субъекта готовности к самоорганизации, а, с другой стороны, способствует усилению проявления его самоорганизационной компетенции. Однако, данный процесс не должен носить характер случайности. Необходимо научиться, в первую очередь педагогу, грамотно использовать потенциал сетевого пространства для запуска механизмов самоорганизации и научить студентов самостоятельно организовывать в ней внеаудиторную образовательную деятельность.
Литература
1. Заенутдинова Н.А. Формирование готовности к самоорганизации у студентов педагогического колледжа в образовательном процессе. Дис. канд. пед. наук.- Магнитогорск, 2000. - 159 с.
2. Непомнящий А.В., Захаревич В.Г. Самоорганизация, самоконтроль и саморегуляция в учебном процессе. Учебное пособие. - Таганрог: ТРТИ, 1989. - 82 с., с.10-12.
3. Носкова Т.Н. Психодидактика информационно-образовательной среды: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 171 с.
4. Носкова Т.Н. Сетевая образовательная коммуникация. - СПб, Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - 178 с.
5. Образование и профессиональное саморазвитие студента в сетевой среде: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - 80 с.