Научная статья на тему 'Виртуальная образовательная среда: преподаватель и студент'

Виртуальная образовательная среда: преподаватель и студент Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1547
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуальная образовательная среда / Индивидуальная виртуальная среда профессиональной деятельности педагога / Индивидуальная электронная образовательная среда студента / virtual educational environment / Individual virtual professional activities of the academic / Individual electronic educational environment of the student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носкова Татьяна Николаевна

Раскрывается структурный подход к построению электронной части образовательной среды вуза. Показано, что в перспективной виртуальной среде, наряду с корпоративной частью на уровне вуза, факультета, кафедры, должны рассматриваться субъектные «единицы» индивидуальная виртуальная среда профессиональной деятельности преподавателя и индивидуальная электронная образовательная среда студента. Обоснована необходимость формирования особых «средообразующих» компетенций субъектов, которые выступают важным условием эффективной реализации индивидуального образовательного пути студента, его самореализации в перспективной информационной среде, в стратегии «обучение через жизнь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A structural approach to the construction of the electronic part of HEI educational environment is described. It is shown that the perspective virtual environment, along with the corporate part at level of university, department and (sub)department, should take into account subject "units" the individual virtual environment of professional activities of the teacher and the individual electronic educational environment of the student. It is argued that there is a need in the development of a special «environment-constructing» competence which is an important condition of effective realization of an individual educational route of the student, his/her self-realization in the perspective informational environment, in the strategy of life long learning.

Текст научной работы на тему «Виртуальная образовательная среда: преподаватель и студент»

3. Malygina O. A. Izuchenie matematicheskogo analiza na osnove sistemno-dejatel'nostnogo podhoda. M.: URSS, 2007. 412 s.

4. Malygina O. A. Formirovanie osnov professional'noj mobil'nosti v processe obuchenija vysshej mate-matike. M.: URSS, 2009. 366 s.

5. Popkov V A., Korzhuev A. V Teorija i praktika vysshego professional'nogo obrazovanija. M.: Akadem. Proekt, 2004. 426 s.

6. Reshetova Z. A. Psihologicheskie osnovy professional'nogo obuchenija. M.: MGU, 1985. 206 s.

7. TalyzinaN. F. Upravlenie processom usvoenija znanij. M.: MGU, 1975. 344 s.

Т. Н. Носкова

ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ И СТУДЕНТ

Раскрывается структурный подход к построению электронной части образовательной среды вуза. Показано, что в перспективной виртуальной среде, наряду с корпоративной частью на уровне вуза, факультета, кафедры, должны рассматриваться субъектные «единицы» — индивидуальная виртуальная среда профессиональной деятельности преподавателя и индивидуальная электронная образовательная среда студента. Обоснована необходимость формирования особых «средообразующих» компетенций субъектов, которые выступают важным условием эффективной реализации индивидуального образовательного пути студента, его самореализации в перспективной информационной среде, в стратегии «обучение через жизнь».

Ключевые слова: виртуальная образовательная среда, индивидуальная виртуальная среда профессиональной деятельности педагога, индивидуальная электронная образовательная среда студента.

T. Noskova

VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: THE TEACHER AND THE STUDENT

A structural approach to the construction of the electronic part of HEI educational environment is described. It is shown that the perspective virtual environment, along with the corporate part at level of university, department and (sub)department, should take into account subject "units" - the individual virtual environment of professional activities of the teacher and the individual electronic educational environment of the student. It is argued that there is a need in the development of a special «environment-constructing» competence which is an important condition of effective realization of an individual educational route of the student, his/her self-realization in the perspective informational environment, in the strategy of life long learning.

Keywords: virtual educational environment, individual virtual professional activities of the academic, individual electronic educational environment of the student.

Выдвигаемые инновационной экономикой требования к специалисту задают вызовы современной вузовской образовательной среде, в которой происходит становление профессионально значимых качеств его личности.

Какие новые требования предъявляются к выпускнику современного вуза в современных условиях? Это адаптивность, мобильность, саморазвитие специалиста в процессе профессиональной деятельности, непрерывное повышение квалификации в

стратегии обучение «через жизнь». Сегодня знания быстро обновляются, поэтому специалисту необходимо научиться самому их искать и использовать в профессиональной деятельности; осваивать передовые способы действий, адекватные новым техникотехнологическим компьютерным средствам. Следовательно, современному специалисту следует обучаться, повышать свою квалификацию самостоятельно, в опоре на ресурсы глобальных и локальных информационных сред, эффективно используя профессиональные телекоммуникации.

Известно, что характер среды во многом детерминирует развитие человека. В новых условиях развития, становления специалиста в современной информационной среде важную роль играет ее виртуальная часть. Виртуальную образовательную среду трактуем синонимично развивающейся электронной части современной информационной среды. При этом считаем, что сегодня информационная инфраструктура среды в достаточной мере развита, ее отличает высокий технологический уровень. Это среда, насыщенная электронными образовательными ресурсами и коммуникациями. Она реализуется на базе современных сетевых технологий и программных средств, широкого использования специализированных баз данных, электронных образовательных ресурсов, компьютеризированных рабочих мест преподавателей и студентов. Происходят интенсивные информационные обмены институциональной образовательной среды и отрытой глобальной информационной среды.

В структуре виртуальной среды вуза можно выделить общую корпоративную часть. В ней осуществляется электронный документооборот, управление образовательным процессом (на основе баз данных о студентах, преподавателях, учебных планах расписании и пр.). В этой части функционирует сайт университета, осуществляются электронные услуги для внешних удаленных пользователей. Реализуются масс-

коммуникационные процессы (интернет-радио, видео по запросу и пр.). В виртуальной среде создаются локальные среды — факультетские, кафедральные, различных структурных подразделений. Все они являются средами совместной деятельности. Но условной единицей виртуальной среды в образовательных взаимодействиях становится индивидуальная среда деятельности специалиста и обучающегося.

Индивидуальная виртуальная среда профессиональной деятельности педагога есть новая, формируемая электронная среда решения его профессиональных задач — учебных, научных, общественных, инициативных. Она отражает в виртуальном пространстве профессиональную деятельность педагога. Эта часть среды преподавателя направлена на реализацию его профессиональных функций в удаленных взаимодействиях со студентами. С помощью электронной предметно-практической среды педагог может организовывать внеаудиторную работу обучающихся как необходимую часть образовательного процесса, важную для формирования профессиональных компетенций. С помощью виртуальной среды взаимодействий педагог может осуществлять совместную распределенную деятельность с коллегами в реализации междисциплинарных связей, в формировании над-предметных компетенций обучающихся. В создании и осуществлении профессиональных функций в электронном пространстве взаимодействий педагог ставит и решает новые профессиональные задачи, повышает свои профессиональные компетенции.

Специфика построения виртуальной, ИКТ-насыщенной образовательной среды проявляется в том, что социальный опыт в ней отчуждается от педагога и запечатлевается в специально проектируемых электронных образовательных ресурсах. Аудиторное педагогическое общение трансформируется в удаленные виды коммуникаций, осуществляемых с помощью различных телекоммуникационных средств и сервисов.

Непосредственное управление образовательной деятельностью субъектов, осуществляемое педагогом в классической среде, преобразуется в иные формы, в опоре на базы данных, в формы сетевого мониторинга, удаленного контроля и коррекции.

Новая концепция построения перспективной информационной образовательной среды разработана в русле психодидактического подхода [1]. Исходным тезисом этой концепции является выделение информационных образовательных взаимодействий в качестве ведущего, системообразующего компонента любой образовательной среды — и классической, и ИКТ-насыщенной. Эти взаимодействия реализуются в диалектическом единстве содержания и формы передаваемой информации (социальный опыт), процесса коммуникации (передача социального опыта) и управления процессом передачи социального опыта от педагога к обучающемуся. Модели базовых концептов среды (ресурсы, коммуникации, управление), реализуемые на базе использования информационных и коммуникационных технологий, разработаны в опоре на знания психологии, педагогики и информатики.

Вопросы психолого-педагогического проектирования перспективных информационных образовательных сред разработаны и внедрены в магистерские программы профессиональной подготовки специалистов образования [3].

Новое качество образовательной деятельности в условиях информатизации достижимо при изменении модели педагогической деятельности. В условиях информатизации своей деятельности педагог должен уметь выполнять профессиональные функции не только в непосредственном межличностном взаимодействии с обучающимся (традиционная модель), но и через специально проектируемую и реализуемую сетевую среду распределенных образовательных взаимодействий. Такую среду, которая для обучающегося становится не просто условием, но и ведущим средством его ин-

дивидуальной образовательной деятельности. Эта модель условно названа «средо-вой» моделью деятельности педагога.

Эффективная деятельность в новой модели предполагает сформированность «средообразующих» компетенций педагога [2]. Подготовка преподавателя к деятельности в современной информационной образовательной среде, направленная на формирование «средообразующей» компетенции, обеспечивающей создание условий для организации самостоятельной работы студентов в соответствии с современными способами информационного поведения, включает в себя освоение четырех основных групп действий.

Первая группа действий направлена на проектирование сетевой информационной и коммуникационной среды деятельности преподавателя; вторая группа — на формирование электронной ресурсной базы учебного процесса; третья группа — на коммуникационное педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов; четвертая группа — на повышение эффективности взаимодействия с коллегами и профессиональное саморазвитие.

Важно осознавать, что в новой модели профессиональной деятельности в перспективной информационной образовательной среде педагогам необходимо научиться на новой психологической основе создавать электронные образовательные ресурсы, многовариантно осуществлять коммуникации, в передовых стратегиях управлять деятельностью обучающихся.

Самое главное, для решения этих задач педагогам информационного века необходимо научиться мыслить по-новому, по-новому решать свои профессиональные задачи, адекватно используя высокий потенциал современной информационной среды, а не пытаться переносить в электронную среду давно отработанные задачи.

В этой модели, по-новому реализуя свои функции в электронной образовательной среде, педагог переходит к использованию

новых инструментальных средств. Какие это инструменты?

Интеллектуальные инструменты виртуальной информационной среды. Это программные средства, которые позволяют: автоматизировать решение информационных и коммуникационных задач; высвободить человека от рутинных операций для более интеллектуальных и продуктивных действий; повысить производительность интеллектуального труда. К ним можно отнести, например, программные средства для осуществления вычислительных действий, информационного моделирования, автоматического перевода, технологии поиска информации, перекодирования информации из одной формы в другую; специализированные программные средства, которые берут на себя репродуктивную часть деятельности, высвобождают человека для более творческих, интеллектуальных действий, и позволяют на качественно новом уровне решать возникающие задачи.

Эмоциональные инструменты, позволяющие осуществлять воздействия на мотивационно-ценностную сферу личности. В виртуальной среде их роль могут выполнять специально создаваемые тексты, построенные не только по педагогическим законам, но и по законам экранных искусств, воздействующих на протекание эмоциональных психических процессов. Их воздействующая структура основана на использовании методов электронных СМИ, художественной выразительности аудиовизуальных искусств, интерактивных мультимедиасредств.

Регуляторные инструменты виртуальной среды. К ним можно отнести базы данных, программы, графики, реализуемые в удаленном доступе; электронные органайзеры и календари с напоминанием событий; технологии сетевого управления контентом, модерирование телекоммуникаций, сетевой мониторинг деятельности и пр. Как нам представляется, регуляционными инструментами можно считать и электронные тес-

ты, и сетевые оценочные действия педагогов, помогающие субъекту в сетевой среде осуществлять самоанализ, своевременно корректировать свою деятельность. Эти инструменты позволяют помогать студенту в самоорганизации и в самоуправлении деятельностью в современной образовательной информационной среде.

Создавая виртуальную среду своей профессиональной деятельности, педагог переходит от реализации в этой среде отдельных технологий организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, осуществляемых под его руководством, к деятельности, осуществляемой на основе высокой степени самостоятельности субъекта, с возможностью реализации индивидуального образовательного пути.

Деятельность студента в этой среде будет во многом отражать деятельность педагога. Он будет создавать электронную среду своей индивидуальной образовательной деятельности, наполняя ее ресурсами и удаленными коммуникациями.

Почему может возникать необходимость индивидуального образовательного пути, чем она может быть обусловлена?

Это могут быть жизненные обстоятельства, требующие от студента свободного графика, индивидуального темпа деятельности с возможностью временного выхода и последующего «входа» в образовательную деятельность по данной программе, с возможностью отсрочки необходимых действий и пр. Для ряда студентов это могут быть трудности познавательного плана, необходимость организации корректирующего пути, повтора уже пройденного, получения дополнительной помощи со стороны — то есть удлинение образовательного пути. Часто возникает в образовательной деятельности изменение интересов, мотиваций студента, что обусловливает переход на другие образовательные программы — смежные или альтернативные. Но самой значимой нам представляется стратегия достижения наивысших результатов у наиболее одарен-

ных, талантливых студентов, осознание ими своих способностей и претензия на достижение более высоких образовательных результатов, установка на лидерство, достижение успеха.

Самой эффективной представляется именно последняя стратегия образовательного поведения студента в современной информационной среде. Она соответствует потенциалу глобальной информационной и коммуникационной среды. В ней отражаются высшие достижения, в ней происходит поиск и использование новых знаний, новых образовательных стратегий. Поэтому адекватной представляется такая позиция субъекта в этой среде, как выход за рамки образовательного стандарта в определенном виде деятельности (научной, конструкторской, творческой, креативной). Подобные стратегии действий необходимы талантливой молодежи, для которой нужно создавать новые возможности и в вузе, и в регионе, и в стране. Такие стратегии развиваются в русле подходов развивающего образования, внедрения образовательных стандартов третьего поколения.

Чем отличается образовательное поведение субъекта при реализации индивидуального образовательного пути в современной информационной среде ?

Обучающийся не просто принимает цели образовательной программы, он доопределяет или трансформирует их в соответствии с собственными целями и задачами; он планирует и выбирает способы достижения поставленных целей, используя как традиционные средства, так и виртуальные (преимущественно); отбирает необходимые для этого ресурсы, выстраивает образовательные взаимодействия с партнерами. Иными словами, реализует образовательный процесс с высокой степенью самостоятельности, осваивая ресурсы, запрашивая необходимую помощь, взаимодействуя с партнерами. В результате всего этого он выстраивает свою индивидуальную виртуальную образовательную среду, настроенную под

свои цели и задачи, оптимальную для реализации собственной стратегии образовательной деятельности.

Все это показывает, что средообразующими действиями сегодня должен владеть не только современный преподаватель, но и студент.

В процессе взаимодействия с глобальной информационной средой субъект должен научиться организовывать оперативный доступ к информационным точкам, в которых появляется динамичная, нужная ему информация, отслеживать ее, не пропускать; организовывать доступ к необходимым ресурсам, устанавливать целевые коммуникации; управлять своими образовательными действиями (планировать, рефлексировать, корректировать). В процессе отбора и выстраивания информации (ресурсов) и целевых коммуникаций в виртуальной среде субъект должен научиться самостоятельно выстраивать свою личностноориентированную образовательную стратегию и для ее реализации выстраивать свою индивидуальную информационную среду (в сочетании с виртуальными и традиционными коммуникациями). Окружающую информационную среду студента здесь рассматриваем как объект его целенаправленных действий по преобразованию среды к новому виду (форме) — к индивидуальной информационной образовательной среде. В то же время эта среда становится средством его саморазвития.

Необходимым условием со стороны студента является то, что от внешних образовательных воздействий в этой среде студент может и должен переходить к осознанию собственных целей и задач своего развития как основы жизненного и профессионального успеха.

В аудиторных взаимодействиях педагогу следует создавать условия, при которых студент становится субъектом своего саморазвития в насыщенной, обогащенной виртуальной образовательной среде, насыщенной ресурсами и коммуникациями, содер-

жащей огромный потенциал для развития. Он должен научиться этот потенциал использовать эффективно, рефлексируя и са-моорганизуя свою деятельность в виртуальной образовательной среде, поскольку в традиционной среде эту деятельность организуют педагоги.

Все это достижимо в сетевой среде, насыщенной ресурсами и коммуникациями в удаленном доступе, с развитой инфраструктурой, с помощью интеллектуальных, эмоциональных, регуляторных средств. Однако всему этому должно предшествовать образовательное самоопределение студента — осознание им собственных целей и задач в образовательной деятельности, отличных от базовой, основной образовательной программы и выбор оптимальной стратегии их достижения.

Следовательно, рассмотренные выше аспекты позволяют выделить особый тип взаимодействий субъекта с динамично изменяющейся глобальной информационной средой — взаимодействий, в которых, при определенных условиях, проявляются свойства саморазвивающегося субъекта.

Открытая образовательная позиция. Первым условием является позиция субъекта в образовательных взаимодействиях с глобальной информационной средой, которую можно назвать «открытой». Субъекта с открытой образовательной позицией, как нам представляется, отличает мотивационная готовность реализации стратегии «обучение через жизнь»; принятие целей и ценностей образования в обществе знаний, в информационном обществе; осознание необходимости для себя, как субъекта профессиональной деятельности, творческой деятельности, постоянно развиваться, ориентируясь на новые, динамично меняющиеся эталоны, образцы достижений. Этот поиск субъекта полимотивирован в зависимости от сформированной иерархии потребностей индивида, от направленности личности. Ведущим мотивом может выступать высокий уровень познавательного интереса, который

стимулирует к самообразовательной деятельности. Преобладающей может быть мотивация к достижению социального успеха (признание со стороны других, профессиональная, творческая самореализация человека), а также и другие виды мотиваций. Важно, чтобы субъект был мобилизационно готов к обучению, тогда при определенных условиях и запускается образовательный поиск и самоорганизационные процессы.

Принятие открытой образовательной стратегии «обучение через жизнь» предполагает, что обучающийся не удовлетворяется реализацией только основной, стандартной образовательной программы, но принимает и ставит образовательные цели более широко, с перспективой дальнейшего повышения квалификации — если надо, то и переквалификации, с перспективой получения дополнительного образования, расширения спектра освоенных компетенций. Уже в этом начинают проявляться черты субъекта саморазвития, когда обучающийся не только принимает цели и задачи программы обучения, но и доопределяет, переформулирует их для себя, а впоследствии сам выбирает или ставит цели и задачи своей образовательной стратегии. В этом процессе важным становится самоорганизация и самоуправление своей образовательной деятельностью. Необходимость субъекта постоянно рефлексировать, отражая информацию в целевых коммуникациях с партнерами, с референтными группами. Это необходимо для введения своевременной коррекции в процесс самообразования, при движении к выбранной цели, в опоре на консультации специалистов.

В условиях интенсивных информационных процессов динамично изменяющегося социума, представляется не просто актуальным, но необходимым осуществление такого типа образовательного поведения, который характеризуется образовательным поиском в русле новых знаний, целей и ценностей информационного общества, экономики, основанной на знаниях. В этом

типе общества новые поколения должны развиваться с опережением по сравнению с профессионально действующими и успешными специалистами сегодняшнего дня. Следовательно, они должны быть нацелены на опережающий характер своих образовательных достижений; искать и впитывать новые знания, на их основе ставить новые цели и задачи, осуществлять поиск путей их решения. Все это позволяет динамичная, изменяющаяся информационная среда Интернета, в которой оперативно появляется информация о последних достижениях, рейтингах, событиях искусства, науки, производства.

Поэтому помимо ИКТ-компетенций, в перспективной образовательной деятельности должен проявляться и особый вид компетенций, которые можно назвать опережающими. Они связаны с умениями самостоятельно ставить новые, собственные цели образовательной деятельности. Извлекать новые знания из необработанной, «сырой» информации, предоставляемой различными источниками — научными, публицистическими, популярными. Умения не только находить, но и вовлекать в сферу своих действий нужных людей для помощи в достижении своих целей и задач, но учитывая также и их запросы, потребности, мотивации. Можно выделить и другие аспекты нового образовательного поведения.

Выводы

В проектировании перспективной виртуальной образовательной среды педагогам необходимо ориентироваться на актуализацию новых целей и ценностей в образовательной деятельности, на реализацию принципа новых задач, связанных с новым запросом общества и с построением экономики, основанной на знаниях. Самореали-зуя себя в этой среде, субъект должен ориентироваться не только на цели образовательного стандарта, но и на современные запросы рынка труда в поиске новых знаний

в развивающейся, динамичной информационной среде, равняясь на передовые образцы профессиональных достижений.

Специально моделируемая, проектируемая, создаваемая индивидуальная среда профессиональной деятельности педагога, обогащенная новыми целями и ценностями, ресурсами нового поколения, насыщенная коммуникациями, становится средством развития и саморазвития субъектов образовательной деятельности. В ней должны создаваться условия практической реализации индивидуального образовательного пути студента. Начинают актуализироваться перспективные модели деятельности, в которых субъект доопределяет, переформулирует образовательные цели и их достигает с высокой степенью самостоятельности, опираясь на ресурсы и коммуникации инновационной информационной среды с определенной мерой помощи и сопровождения со стороны педагога.

В этой среде должны широко использоваться совместные сетевые распределенные формы деятельности с использованием социальных сетей интернет-технологий; разнообразные удаленные взаимодействия с коллегами по обучению, с партнерами других образовательных учреждений, зарубежными коллегами. Организуется поиск новых знаний в широкой глобальной среде взаимодействий. Осуществляется самореализация субъектов с представлением в сетевой среде своих достижений, с их обсуждением с заинтересованными пользователями.

Формируются новые связи с рынком труда, учитываются динамично изменяющиеся запросы инновационной экономики, основанной на знаниях.

В результате этого формируется новый тип специалиста, который обучается, профессионально развивается самостоятельно в опоре на локальную и глобальную среду, в концепции «обучение через жизнь».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Носкова Т. Н. Психодидактика информационно-образовательной среды. СПб.: РГПУ им. А И. Герцена, 2007.

2. Павлова Т. Б. Подготовка преподавателя педагогического вуза к деятельности в современной информационной образовательной среде: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2010.

3. Технологии обучения средствами высокотехнологичной среды / Под ред. Т. Н. Носковой. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

REFERENSES

1. Noskova T N. Psihodidaktika informacionno-obrazovatel'noj sredy. SPb.: RGPU, 2007.

2. Pavlova T. B. Podgotovka prepodavatelja pedagogicheskogo vuza k dejatel'nosti v sovremennoj in-formacionnoj obrazovatel'noj srede: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, SPb.: RGPU, 2010.

3. Tehnologii obuchenija sredstvami vysokotehnologichnoj sredy / Pod red. T. N. Noskovoj, SPb.: RGPU, 2007.

И. В. Гладкая

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА

Система педагогического образования претерпевает значительные изменения в связи с переходом к федеральным государственным образовательным стандартам профессионального образования. Статья посвящена анализу изменений при подготовке педагогических кадров в новых условиях. Определено влияние изменений при организации образовательного процесса на становление профессиональной компетенции студентов. Рассмотрены организационно-педагогические условия, способствующие профессиональному становлению студентов бакалавриата педагогического вуза.

Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональная компетентность, организационно-педагогические условия, модульные учебные планы, индивидуальный маршрут, новые роли преподавателей, субъектно-активная личность.

I. Gladkaya

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ PROFESSIONAL COMPETENCIES

The article discusses the changes of pedagogical education in the Russian Federation caused by the new State Standard of Professional Education. The main issues discussed in the article concern organizational and pedagogical changes of undergraduate students ’ training at a pedagogical university and the impact they have on students ’professional competence development.

Keywords: professional development, professional competency, organizational and pedagogical conditions, modular curriculum, individual route, new roles of teachers, subject-active personality.

Введение федеральных государствен- быстро реагировать на изменения, происхо-

ных образовательных стандартов ориенти- дящие в обществе, становиться мобильным,

рует на подготовку специалиста, готового динамичным, быть способным к проекти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.