ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
)
В.В. ЛАПТЕВ, профессор, академик РАО Т.Н. НОСКОВА, профессор Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Профессиональная
подготовка
в условиях электронной сетевой среды
В формировании современных профессиональных компетенций, а также личностных качеств выпускников особая роль принадлежит организации внеаудиторной самостоятельной работы посредством технологий электронной сетевой среды. Реализация в этой среде перспективных моделей образовательной деятельности создает предпосылки для формирования персонифицированного образовательного пути субъекта, что соответствует требованиям Болонского процесса. Новые форматы протекания информационных процессов открывают возможности инновационного развития студента через стимулирование его самореализации в условиях электронной среды.
Ключевые слова: информатизация образования, вузовская профессиональная подготовка, инновационность обучения, высокотехнологичная информационная образовательная среда.
В последние годы государство и образовательные учреждения вкладывают значительные средства в процесс информатизации системы образования. Происходит планомерное оснащение общеобразовательных учреждений компьютерной техникой, ширится доступ обучающихся в Интернет, создаются открытые электронные образовательные ресурсы нового поколения. Аналогичные процессы характерны и для высшей профессиональной школы, где повсеместно используются современная компьютерная техника и технологии, развивается система дистанционного обучения, внедряются системы электронного документооборота, функционируют программные средства специализированного назначения и т.п.
Однако на вопрос о том, имеются ли сегодня заметные качественные сдвиги в обучении при широком использовании средств информатизации, к сожалению, вряд ли можно дать однозначный положительный ответ. Попытаемся проанализировать, почему так происходит. На наш взгляд, достичь в этом направлении инновационных
перемен возможно лишь при условии кардинальных качественных изменений в педагогических подходах, образовательных технологиях, с учетом протекания информационных и коммуникационных процессов в среде глобальных взаимодействий, в которых вырастает современная молодежь. Считаем, что появление инновационных свойств и качеств профессиональной подготовки лежит прежде всего в плоскости личностных изменений обучающихся - их ценностей, убеждений, позиций, установок - адекватно вызовам информационного общества, формирующегося общества знаний.
С одной стороны, молодежь сегодня к этому в определенной степени готова, поскольку развивается в динамичной информационной среде, быстро осваивает новые информационные и коммуникационные средства и технологии для решения задач своей жизнедеятельности. С другой стороны, она привыкает рассматривать эти средства и технологии только как инструменты общения, развлечения, релаксации. Необходимо перенаправить эту «энергию » в рус-
80
Высшее образование в России • № 2, 2013
ло решения задач профессионального становления. Для этого следует перенести в учебную среду приемы и методы среды социальных взаимодействий, мобильных технологий, виртуальной реальности и т.п. Это позволит в перспективе создавать в институциональной образовательной среде новые условия для формирования нужных свойств и качеств обучающихся в опоре на информационные ресурсы и сетевые коммуникации образовательных взаимодействий.
Нам представляется, что общий ключ к решению этой проблемы заключен в следующем. Опираясь на аудиторную практику, необходимо кардинальным образом изменить технологии внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. По планам профессиональной подготовки она составляет от 50% трудозатрат в бакалавриате и до 75% - в магистратуре. Если организовать эту часть образовательной деятельности в новом «педагогическом ключе», то можно достичь заметных, значимых изменений в профессиональном сознании нового поколения выпускников вузов. Очевидно, что при этом аудиторная практика должна быть дополнена электронной сетевой частью образовательной среды, в которой по-новому будет организована внеаудиторная самостоятельная работа студентов. Именно в ней следует создавать зону ближайшего развития обучающегося (Л.С. Выготский).
Сегодня информационная образовательная среда на базе ИКТ уже создана и с разной степенью успешности функционирует практически во всех вузах, где реализуется дистанционное обучение. Она часто используется и как среда дистанционной поддержки очного обучения, в частности, в организации внеаудиторной самостоятельной работы. К сожалению, выстраивание этой части образовательной среды, как правило, происходит в контексте традиционной педагогической парадигмы. Как и аудиторная среда взаимодействий, она же-
стко регламентирована. Все нити управления образовательным процессом в ней замыкаются на преподавателя, обучающийся же выступает только исполнителем указаний и предписаний. Поэтому в этой части среды не появляется инновационных «точек роста», не возникает психологических сдвигов в мотивациях обучающихся, соответственно, не планируется новый качественный результат.
Используемая сегодня парадигма педагогического воздействия строится на деятельности педагога в условиях массового аудиторного обучения, классно-урочной формы организации работы, практикуемой со времен Я.А. Коменского. Данная парадигма центрирована на педагоге. Последний и транслирует предметное содержание, и корректирует его усвоение, и организует деятельность учащихся, и воспитывает. Очевидно, что студенту не хватает здесь зоны собственной активности, от него требуется научиться понимать и усваивать материал «среднестатистично». Вопрос о качествах личности, которые стимулируются, развиваются в такой парадигме, как правило, вообще не возникает. Однако если такой вопрос поставить и дать на него ответ, то очевидно, что результатом успешного обучения в традиционной парадигме является исполнительный субъект, не высказывающий альтернативных идей, не ищущий путей их реализации, привыкающий выполнять предписания, не противореча и не дискутируя. В результате вся ответственность за процесс и результат обучения лежит на педагоге.
Для достижения студентом личностно значимых целей и ценностей в условиях информатизации образовательной деятельности педагогам предстоит отказаться от линейной поточной, групповой практики традиционныхпедагогических технологий в пользу нелинейных, многовариантных практик педагогического «средового подхода» [1]. Для этого им предстоит принять педагогическую идеологию, адекватную
Обсуждаем проблему
81
вызовам общества знаний. Нужно перейти к педагогической парадигме, в центре которой стоит не педагог, а обучающийся -его ценности, мотивации, интересы [2]. Именно они и должны стать наиболее значимыми для педагога. Именно их следует прежде всего учитывать и на них работать. Поэтому современному преподавателю вуза необходимо научиться проектировать и создавать соответствующую внеаудиторную электронную часть среды своей профессиональной деятельности, где будут реализованы новые модели деятельности, запущены новые форматы протекания информационных и коммуникационных процессов, организовано многовариантное образовательное взаимодействие. Обучающийся в электронной среде взаимодействий должен получить возможность выбора вариантов решения образовательных задач вплоть до построения индивидуального образовательного маршрута, возможность проявления высокой степени самостоятельности и образовательной инициативы, что, кстати, соответствует требованиям Болонского процесса.
Такую форму организации образовательного процесса можно назвать моделью персонифицированной индивидуальной деятельности. В ней субъект, осознавая поставленные цели и задачи, самостоятельно их доопределяет, иногда переформулирует для себя, проявляя свои личностные смыслы в планируемой образовательной деятельности и выделяя то, что близко и значимо для него самого. Последнее будет проявляться и в отборе содержания, и в способах достижения поставленных целей. Выполняя то, что предопределено образовательной программой, субъект вместе с тем получает возможность выбора ресурсов, коммуникаций, вариантов управления своей работой с различной степенью внешней помощи и поддержки. При этом помощь и поддержку студент может получить не только от педагога, но и от коллег по обучению, от партнеров из «внешней» сре-
ды, если, конечно, он сумеет их должным образом найти и организовать.
Необходимо создавать такие условия, где субъект начинает управлять своими действиями, рефлексировать их результаты и оперативно корректировать образовательный процесс. Новые условия должны обеспечивать приток знаний из внешней среды, инициировать самореализацию обучающихся в решении образовательных задач, актуализировать технологии самопрезента-ции продуктивных, творческих результатов работы и их сетевых обсуждений, стимулировать рефлексивные реакции студентов и т.п. При этом в ситуации решения задач предстоящей профессиональной деятельности будет формироваться целый спектр важных компетенций, в числе которых ИКТ-компетенции и самоорганизаци-онные компетенции. Но самое главное -будет стимулироваться становление профессионально значимых качеств личности.
Другой вариант сетевого образовательного взаимодействия можно назвать моделью распределенной образовательной деятельности. Сервисы современной сетевой среды открывают принципиально новые возможности для пользователей, распределенных в пространстве и во времени [3]. Существующие Интернет-сервисы позволяют осуществлять совместное редактирование размещенных в сети документов, коллективное построение схем и моделей, рисование в распределенном формате, а также выполнение иных видов совместных образовательных и профессиональных действий. На сетевом сервисе фиксируются и хранятся результаты работы каждого пользователя, они в любой момент могут быть проанализированы и откорректированы. Обратные связи в такой модели замыкаются самими участниками сетевой деятельности, составляя основу взаимокоррекции в сетевом образовательном процессе.
Последовательности произведенных пользователями операций работают на об-
82
Высшее образование в России • № 2, 2013
щий результат, поэтому появляется возможность в течение короткого времени выполнить трудоемкую работу. На выходе возникает общий продукт, являющийся следствием взаимодействия связанных индивидуумов или их сообществ. Такая форма организации учебного процесса весьма целесообразна для подготовки будущих инженеров к выполнению профессиональных действий в информационном пространстве предприятия, когда конструктор, технолог, документовед и другие специалисты осуществляют работу с объектом производства в распределенном коллективе. Аналогичная ситуация может возникнуть и в междисциплинарной деятельности педагогов как наиболее рациональной стратегии формирования компетенций студентов в процессе решения квазипрофес-сиональных задач.
Помимо рассмотренных основных моделей, которые могут использоваться в различных сочетаниях, в сетевой электронной среде взаимодействий возможны и другие подходы. В зависимости от решаемых образовательных задач это может быть модель групповой синхронной работы, например при использовании видеоконференцсвязи, или «массовая» модель, реализуемая на базе электронных СМИ, и т.п.
В условиях сетевой организации самостоятельной работы студента стимулируется зона его ближайшего развития. Субъект, проявляя инициативу, самостоятельно ищет пути решения задач, берет на себя ответственность за достигаемые результаты, привлекает из глобальной среды новые знания, сравнивает себя не только с членами учебной группы, но и с партнерами по более широкой среде общения (региональной, глобальной). В результате таких взаимодействий (если они педагогически спроектированы) будет формироваться иной, чем ранее, тип личности обучающегося - личности активной, инициативной, ответственной, умеющей не только решать образовательные задачи, но и ставить свои
собственные, согласованные с целями и задачами изучаемого предметного содержания. Носителем перечисленных качеств станет студент, сознательно выбирающий свою стратегию и тактику в образовательном процессе и умеющий их эффективно реализовывать.
Для достижения в сетевой среде высокой активности обучающихся преподавателям высшей школы предстоит учитывать новые образовательные запросы и особенности поведения молодежи, вырастающей в современных информационных условиях. Это непросто, так как вместе с присущими информационной среде достоинствами педагоги видят и ее недостатки, содержащие определенные риски для учащихся. При этом обучающиеся и педагоги как представители разных поколений, по образному выражению М. Пренски, часто оказываются «аборигенами и иммигрантами» цифрового мира. Исследования показывают, что к отличительным чертам деятельности «аборигенов» цифрового мира можно отнести немедленное использование информации для решения задач, параллельность и многозадачность вместо последовательности и постепенности, использование возможностей мультимедиа, а не печатного текста и т.п.
Предпочтения современной молодежи в образовательном поведении отличаются направленностью на обучение активное, практико-ориентированное, прагматичное, с достижением личностно значимого результата. В коммуникациях современный студент предпочитает использовать социальные сети, ISQ, мобильную связь. В жизни молодого поколения проявляется стиль «здесь и сейчас» - всегда на связи. Организуя и запуская информационные и коммуникационные образовательные потоки в виртуальной среде взаимодействий, эти особенности поведения нынешних студентов нужно иметь в виду. Кроме того, следует принимать во внимание процессы трансформации языковых
Обсуждаем проблему
S3
средств в виртуальной среде, специфику электронного дискурса.
В поиске решения проблем профессиональной подготовки студентов в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена ведутся разносторонние исследования в рамках научного направления «Высокотехнологичная информационная образовательная среда », основанные на интеграции идей научных школ различных факультетов. Данный проект объединяет фундаментальные психодидактические, семиотические, лингвистические, коммуникационные, психосемантические, гносеологические, когнитивные изыскания, отвечающие на широкий спектр вопросов, связанных с информатизацией образовательной деятельности в условиях экономики, основанной на знаниях [4]. В магистратуре университета на ряде факультетов осуществляется подготовка педагогов, психологов, лингвистов косуществлению профессиональной деятельности в электронной информационной среде. В частности, магистрантами проектируются и исследуются фрагменты высокотехнологичных информационных образовательных сред с экспериментальными методиками образовательных взаимодействий [5].
В высокотехнологичной образовательной среде начнут, на наш взгляд, прояв-
ляться новые грани качества профессиональной подготовки, формироваться новый тип специалиста, который учится самостоятельно ставить и решать задачи своего профессионального становления. В итоге реализуется стратегия «образования через всю жизнь », что следует считать одним из инновационных результатов обучения в высшей школе.
Литература
1. Носкова Т.Н. Психодидактика информаци-
онно-образовательной среды. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. 207 с.
2. Сазонов Б.А. Индивидуально-ориентиро-
ванная организация учебного процесса // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 10-24.
3. Носкова Т.Н. Сетевая образовательная
коммуникация. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. 178 с.
4. Лаптев В.В., Носкова Т.Н. Предметные
поля исследований научного направления «Высокотехнологичная информационная образовательная среда» // Труды XII Санкт-Петербургской Международной конференции «РИ-2010». СПб., 2011. С. 253-255.
5. Экспериментальные методики образователь-
ных взаимодействий в виртуальной среде. Вып. 1 / Под ред. Т.Н. Носковой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. 138 с.
LAPTEV V. V., NOSKOVA T.N. UNIVERSITY VOCATIONAL TRAINING UNDER CONDITIONS OF INFORMATIZATION
Formation of the modern professional competencies of graduates and their personal qualities corresponding to the challenges of the information society refers in the article to the innovative quality of university training. It is shown that organization of extracurricular independent work has a specific role in the process of formation of student’s advanced features and qualities in university education environment. This work should be organized through e-technology network environment interactions. The implementation of the promising models of educational activity in this environment creates a prerequisites for forming student’s individual educational way, that corresponds to the requirements of the Bologna process. New forms of information flow processes offer the opportunities of innovative student development through the promotion of his self-actualization in a scalable electronic environment.
Key words: informatization of education, university professional training, innovative teaching, information high-technology learning environment.