Научная статья на тему 'Самоорганизация предпринимателей малого и среднего бизнеса: модель функций общественного объединения предпринимателей'

Самоорганизация предпринимателей малого и среднего бизнеса: модель функций общественного объединения предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
568
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ / BUSINESS CLIMATE / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / REGIONAL SOCIAL ASSOCIATIONS / САМООРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / SELF-ORGANIZATION OF ENTREPRENEURS / РЕГИОНАЛЬНОЕ ДЕЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / REGIONAL BUSINESS SPACE / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ / INSTITUTIONAL FORMS OF SELF-ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Орлова Людмила Викторовна

Статья посвящена анализу региональных социальных процессов самоорганизации в среде предпринимателей малого и среднего бизнеса в современной России, в частности актуальных деловых отношений и связей, обеспечивающих существование, развитие бизнеса, а также становление региональных общественных объединений предпринимателей в поле их региональной деловой активности. Наиболее важным является изучение способности малого и среднего бизнеса к самоорганизации, потому что именно самоорганизация выступает фундаментальной основой становления субъектного начала в среде предпринимательства. Автор статьи анализирует результаты социологических исследований в крупных нестоличных городах России об отношении предпринимателей к общественным объединениям, рассматривает модель основных функций региональных объединений предпринимателей. Результаты исследования показали, что развитие общественных объединений в качестве формы субъектной самоорганизации предпринимателей находится в поле, в котором действуют как институциональные, так и неинституциональные формы самоорганизации предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ORGANIZATION OF ENTREPRENEURS IN SMALL AND MEDIUM BUSINESS: THE MODEL OF ENTREPRENEURS'' PUBLIC ASSOCIATIONS FUNCTIONS

The article is devoted to the analysis of regional social self-organization processes in the environment of small and medium-sized businesses in Russia today, in particular to the actual business relationships and connections, which ensure the existence and development of business, as well as the establishment of regional associations of entrepreneurs in the field of their regional economic activity. Studying of ability of small and medium business for self-organization is the most important because it is fundamental basis of subject elements formation in entrepreneurship. The author analyzes the results of sociological studies in big non-capital cities in Russia on entrepreneurs relations to public associations. The model of general functions of regional entrepreneurs' associations is also considered. It is shown that development of public associations as a form of entrepreneurs' subject self-organization takes place in a framework where both institutional and non-institutional forms of entrepreneurs' self-organization are acting.

Текст научной работы на тему «Самоорганизация предпринимателей малого и среднего бизнеса: модель функций общественного объединения предпринимателей»

личия важного условия - политической составляющей, и прежде всего - общественной потребности разработки политических образов, в самом широком смысле - механизмов регулирования общественных отношений в той или иной сфере.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Образ жизни населения крупного города: Опыт комплексного социального исследования /Под ред. А.С. Пашкова. Л.: Изд-во ЛГУ, 2008. - 288 с.

2. Аитов Н.А. Социальное развитие регионов. М.:

Мысль, 2005. - 220 с.

3. Бестужев-Лада И.В. Исходные понятия // Рабочая книга по прогнозированию. М.: Наука, 2002. - 282 с.

4. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием (теоретико-методологический аспект). Минск: Наука и техника, 2006.- 205 с.

5. Бенвенисте Гай Овладение политикой планирования /Пер. с англ. ML: Прогресс, 2004. - 304 с.

6. Образ жизни: тенденции, противоречия, проблемы /Отв. ред. А.И. Тимуш. Кишинев: Изд-во «Штиинца», 2009. - 216 с.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF DESIGN IN EDUCATION

© 2015

M.V. Manova, candidate of sociological sciences, associate professor of the chair «Sociology»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. Currently, social engineering has become very important for all, especially developed countries, where the ongoing social processes of modernization is usually preceded by the appropriate design of various forms of activity, organization and management. In the end, social engineering has become a necessary part of the social process in many States in the modern world, especially in the transformation process. Russian society in the post-Soviet time going through a complex process of transformation, covering all aspects of people's lives. The tasks set by the output of a systemic crisis, and the need to be among the developed countries of the world necessitate a preliminary design of the emerging new social forms of human activity and implement this process of social structures. Said determined relevance of the study of problems of social engineering in modern society. Today social engineering as a special type of social engineering has become one of the most promising technologies of management processes in society. It is also an effective means of practicing all kinds of scientific information, a new way of holistic innovation approach to emerging economic, organizational, social and cultural problems. Including new programs, ideas, concepts, social design creates the opportunity for the implementation of the planned actions by the implementation of social projects and promotes the normal functioning of society as a system of higher complexity.

Keywords: education, projects, tasks, training, management processes in society, higher education, economic activity, innovation-based model of innovative activity.

УДК 316.4

САМООРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: МОДЕЛЬ ФУНКЦИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

© 2015

Л.В. Орлова, доктор социологических наук, профессор кафедры управления

персоналом и социологии

Самарская академия государственного и муниципального управления, Самара (Россия)

Аннотация: Статья посвящена анализу региональных социальных процессов самоорганизации в среде предпринимателей малого и среднего бизнеса в современной России, в частности - актуальных деловых отношений и связей, обеспечивающих существование, развитие бизнеса, а также становление региональных общественных объединений предпринимателей в поле их региональной деловой активности.Наиболее важным является изучение способности малого и среднего бизнеса к самоорганизации, потому что именно самоорганизация выступает фундаментальной основой становления субъектного начала в среде предпринимательства. Автор статьи анализирует результаты социологических исследований в крупных нестоличных городах России об отношении предпринимателей к общественным объединениям, рассматривает модель основных функций региональных объединений предпринимателей. Результаты исследования показали, что развитие общественных объединений в качестве формы субъектной самоорганизации предпринимателей находится в поле, в котором действуют как институциональные, так и неинституциональные формы самоорганизации предпринимателей.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, деловой климат, региональные общественные объединения, самоорганизация предпринимателей, региональное деловое пространство, институциональные формы самоорганизации.

Постановка проблемы:

Развитие субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) является приоритетным направлением для большинства российских регионов.

Спектр актуальных вопросов, связанных с функционированием и развитием малого и среднего предпринимательства достаточно широк. Становление субъектов МСБ происходит в нестабильных экономических и политических условиях переходного периода. В связи с этим особую остроту и актуальность приобретает проблема изучения глубинных адаптационных ресурсов предпринимателей, которые во многом определяются тем, насколько вчерашние наёмные рабочие, научные сотрудники или студенты освоили роль предпринимателя, насколько они стали субъектами предпринимательской активности. Значимость этой проблемы усиливается все возрастающими требованиями к повышению эффективности деятельности предприятий МСБ, а также поиском способов решения конкретных практических

задач в этой сфере. Наиболее важным является изучение способности МСБ к самоорганизации, потому что именно самоорганизация выступает фундаментальной основой становления субъектного начала в среде предпринимательства. Систематизация и тщательный анализ форм, факторов, тенденций самоорганизации и их связи с производственной, финансовой, маркетинговой и иной деятельностью, необходимой для поддержания устойчивого функционирования предприятия на рынке, позволяет вырабатывать для лидеров предпринимательских сообществ и общественных объединений предпринимателей рекомендации по выбору наиболее эффективных стратегий развития.

Исследования по вопросам объединения предпринимателей в бизнес-ассоциации осуществляются преимущественно в организационно-правовых, политологических аспектах (А.Ю. Сунгуров, М.Б. Горный, В.Н. Нефёдов и др.) [1, 2, 3]. В целом этот кластер исследований является частью более общей исследовательской

платформы - это институциональные исследования современных организаций, базовые идеи которых представлены в работах Т.Парсонса [4], Т.И.Заславской [5], А.И.Пригожина [6], С.Г.Кирдиной («институциональные матрицы») [7], П.Дж. Дцмаджио, У.В. Пауэлла [8] Дж. Коулман [9] и др.

Сохраняют актуальность исследования, направленные на целостное описание социальной реальности МСБ в региональном измерении и социальных факторов, которые делают самоорганизацию МСБ (создание ассоциаций, общественных объединений предпринимателей, саморегулируемых организаций) формой социального существования предпринимателей, а также того, в какой мере эта форма социального существования становится элементом, ресурсом сохранения и развития регионального бизнеса в изменяющейся деловой атмосфере.

Цель исследования выявление основных функций общественных объединений предпринимателей в структуре регионального делового пространства и осуществление анализа положения общественных объединений предпринимателей малого и среднего бизнеса в поле отношений с конкурирующими и дополняющими формами самоорганизации предпринимателей.

Концепция анкетного опроса

Социальные функции объединения предпринимателей сведены в модель, которая составлена на основе материалов, полученных в результате репрезентативного опроса предпринимателей из сферы МСБ, которые характеризуют состояние его пространственной самоорганизации. Репрезентативный опрос проводился в шести областных центрах: Н.Новгороде, Казани, Краснодаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке. Всего было опрошено 300 человек, в каждом регионе опрашивалось по 50 человек, выборка квотная, целевая, репрезентативная, предполагавшая опрос собственников предприятий, доли представителей малого и среднего бизнеса примерно одинаковы (генеральная совокупность - количество малых и средних предприятий по данным Росстата, квота - одна тысячная). Опрос проводился в крупных нестоличных городах России, так как

а) в них МСБ является неотъемлемой частью социально-экономической активности, имеет глубокие корни (с конца 1980-х гг.) и является достаточно «продвинутым»

б) основные ресурсы деятельности МСБ таких городов имеют региональное происхождение, так что региональное деловое пространство здесь имеет наиболее типичную форму. Полученные данные позволяют представить модель процесса становления новой социальной реальности МСБ, в основе которой, лежит принцип социальной самоорганизации нового социального субъекта.

Гипотеза исследования

Гипотеза базируется на положении о том, что взаимосвязанными аспектами региональной самоорганизации предпринимателей малого и среднего бизнеса является развитие общественных объединений предпринимателей, которые находятся в процессе институцио-нализации.

Результаты исследования

Представленная модель включает десять функций (рис. 1). В перечне функций отражены как позитивные, так и негативные аспекты функционирования общественных объединений предпринимателей. К позитивным относятся: защита интересов предпринимателей, помощь в развитии бизнеса членов организации, организация необходимого диалога (обратной связи) предпринимателей с властями, организация взаимопомощи среди предпринимателей, организация благотворительных акций предпринимателей, организация досуга предпринимателей и членов их семей, роль «бизнес-инкубатора».

В рамках этой группы функций отражено несколько основных направлений деятельности: а) деловое партнёрство среди предпринимателей, б) деловые взаимоотношения с институтами власти, в) коллективная

благотворительная деятельность и г) организация коллективного досуга. Направления «а», «б» и «в» связаны с совместной деятельностью в поле публичной активности, поскольку во всех этих случаях предполагается, что деятельность ориентирована на социальные и экономические общественные задачи. Направление «г» связано с совместной деятельностью по организации досуга предпринимателей, то есть ориентирована не столько на задачи публичного сектора общественной активности, сколько на задачи приватной активности предпринимателей и членов их семей. Поэтому данное направление относится к сфере приватной активности.

К негативным социальным функциям относятся: обеспечение давления властей на предпринимателей, обслуживание политических амбиций лидеров объединения, обслуживание бизнес-интересов лидеров организации. Поскольку такого рода функции открыто не заявляются, постольку все они относятся к сфере приватных отношений. При этом предполагается, что в основе осуществления таких функций лежат персональные отношения и личные, закрытые договорённости и обязательства конкретных лиц.

Таким образом, модель функций региональных объединений предпринимателей предполагает взаимосвязь публичного и приватного [10,11] в деятельности предпринимателей (рис. 1). Такая структура функций позволяет соотносить оценки активности функций общественного объединения с активностью предпринимателей в соответствующем сегменте социума, публичном или приватном. С другой стороны, она позволяет оценить то, в какой мере общественные объединения тяготеют к институциональным формам самоорганизации и деятельности [12,13].

Рисунок 1. Модель функций регионального общественного объединения предпринимателей.

Оценки значимости функций общественного объединения предпринимателей, полученные в результате опроса, представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Степень значимости для респондентов функций общественных объединений предпринимателей малого и среднего бизнеса (в % от числа опрошенных)

ль Функции общественного объединения предпринимателей нет ответа Степень значимости

низкая средняя высокая

1. Организовывать необходимый диалог (обратную связь) предпринимателей с властями 30.2 1,2 4,7 64,0

2. На постоянной основезащищатъ интересы предпринимателей 31.4 0 11,6 57,0

3. Организовывать взаимопомощь среди предпринимателей 31.4 2,3 11,6 54,7

4. Помогать развивать, трансформировать бизнес членов организации 31.4 2,3 15,1 51,2

5. Поддерживать на определённом уровне деловую этику 32,6 2,3 17,4 47,7

6. Играть роль бтгзнес-инку&атора 32.6 19.8 16.2 31.4

7. Организовывать благотворительные атлши предпринимателей 31,4 11.6 26,8 30,2

Действовать в качестве клуба для организации досыта предпринимателей и членов их семей 32,6 27,9 15,1 24,4

Как видно из таблицы 1, в сообществе предпринимателей существует консолидированное мнение о высокой важности таких функций регионального общественного объединения, как организация диалога предпринимателей с властями (64%), защита интересов предпринимате-

лей (57%), организация взаимопомощи между предпринимателями (54%). По остальным функциям существует заметный разброс мнений, который наиболее выражен в отношении функций «бизнес-инкубатора», организации благотворительных акций и досуга. Таким образом, предприниматели рассматривают свои региональные общественные организации, прежде всего, в качестве участников деловых отношений. С другой стороны, консолидированное мнение о необходимости участия общественной организации предпринимателей в диалоге с властями, в защите интересов предпринимателей, свидетельствует о том, что в своей деловой активности предприниматели готовы опираться на институциональные образования, то есть имеют мотивацию на развитие сферы публичной деловой активности.

Дополнительные данные об оценке представителями МСБ роли общественного объединения предпринимателей позволяет получить анализ источников, к которым прибегают предприниматели в случае, если им необходимо установить новые деловые отношения, получить новые услуги. Обращение к своей общественной организации поставлено здесь в ряд с другими источниками такой помощи: родственники, друзья, религиозная община, национальная диаспора, интернет и др. Распределение оценок, полученное в рамках репрезентативного опроса, представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Источники помощи, к которым обращаются постоянно в ситуации, когда необходимо установить новые деловые отношения (в % от числа предпринимателей)

Источник помощи %

Ориентируюсь на рекламную информацию в Интернет 51,0

Обращаюсь к своим друзьям 48,7

Обращаюсь к организациям, имеющим проверенную деловую репутацию 44,4

Обращаюсь к своим родственникам 36,8

Ориентируюсь на информацию телевизионной рекламы 33,1

Ищу по справочнику (Жёлтые страницы и т.п.) 32,5

Обращаюсь к представителям власти (муниципальной или областной) 19,2

Обращаюсь в мою общественную организацию предпринимателей 17,5

Обращаюсь в соответствующее консалтинговое агентство 13,6

Обращаюсь к землякам 12,9

Обращаюсь к представителям своей национальной диаспоры 5,3

Обращаюсь к единоверцам (к своей религиозной общине) 5,0

месте такие институциональные образования, как предприятия с проверенной репутацией (44,4%), и при этом никогда не обращаются к ним 20,2% предпринимателей, а на четвёртом - родственники (36,8%), при этом никогда не обращаются к ним 15,6%.

Вторая - это группа переходных источников (от 10% до 30%), в которую входят региональные и муниципальные власти, общественные объединения предпринимателей, консалтинговые агентства и земляки. Попадание в эту группу «властей» с 19,2%, отражает, скорее всего, нисходящую их активность в этом качестве: если в конце 1980-х - начале 1990-х гг. институты региональной власти действительно были «монополистами» в вопросах установления новых деловых отношений, то теперь от этой функции они отказываются. Попадание в эту группу консалтинговых агентств (13,6%) отражает их восходящий тренд, поскольку этот вид социальных институтов появился в России в середине 1990-х гг. и постепенно развивается. Земляки (12,9%) - тоже становящаяся структура, которая развивается по мере того, как растёт подвижность населения, по мере того, как расширяются миграционные потоки. С этой точки зрения попадание общественных организаций предпринимателей во вторую группу отражает то, что положение этого источника меняется. Данные отражают восходящий тренд, в рамках которого роль общественных организаций имеет тенденцию к росту. В свою общественную организацию постоянно обращается только 17,5% представителей МСБ, при этом никогда не обращающихся - 41,4%. Третья группа - слабые источники (от 0% до 10%) представляет собой образования, слабо связанные с деловой активностью. Региональный аспект представлен в таблице 3.

Данные таблицы 3 свидетельствуют, что существует заметное региональное разнообразие отношения к общественной организации предпринимателей как к источнику помощи в ситуации, когда необходимо найти нового партнёра для бизнеса. В Екатеринбурге и Краснодаре данная роль оценивается респондентами ниже, а в Новосибирске и Владивостоке - выше по сравнению со среднероссийской.

Таблица 3 - Источники постоянной помощи в ситуации, когда необходимо установить новые деловые отношения (региональный разрез, в % от числа опрошенных)

Как видно из таблицы 2 в поле источников помощи действуют как институциональные (публичные), так и неинституциональные (приватные) образования [10, 11], которые можно разбить на три группы. Первая - группа высокого доверия (пользуются от 30% до 60% и более предпринимателей). В этой группе находятся источники, которые пользуются а) высоким доверием и б) высокой доступностью, хотя соотношение этих свойств у каждого источника различно. Например, интернет обладает высокой доступностью, но не всему там можно верить (никогда не обращаются в интернет 12,6%). Тем не менее, как показало исследование, наибольшим спросом пользуется такое институциональное образование, как интернет, - к нему обращается более половины представителей МСБ (51%). Вторым по популярности является совет друзей, к которому прибегает 48,7% предпринимателей (неинституциональное поле отношений), хотя никогда не обращаются к друзьям 7,9%. На третьем

Источник помощи Екатеринбург Казань Краснодар Н.Новгород Новосибирск Владивосток

Обращаюсь к своим родственникам 44,0 24,0 27,5 50,0 56,0 19,6

Обращаюсь к своим друзьям 62,0 48,0 25,5 64,0 84,0 9,8

Обращаюсь к землякам 4,0 12,0 2,0 24,0 30,0

Обращаюсь к единоверцам (к своей религиозной общине) 0,0 4,0 0,0 6,0 18,0 2,0

Обращаюсь к представителям своей национальной диаспоры 0,0 2,0 2,0 10,0 18,0 0,0

Обращаюсь к представителям власти (муниципальной или областной) 16,0 12,0 2,0 24,0 54,0 7,8

Ориентируюсь на информацию телевизионной рекламы 26,0 28,0 9,8 36,0 62,0 37,3

Ориентируюсь на рекламную информацию в Интернет 56,0 36,0 35,3 58,0 78,0 43,1

Обращаюсь в мою обще ственную организацию предпринимателей 4,0 14,0 3,9 18,0 46,0 19,6

Обращаюсь к организациям, имеющим проверенную деловую репутацию 54,0 40,0 13,7 54,0 74,0 31,4

Ищу по справочнику (Жёлтые страницы и т.п.) 32,0 30,0 15,7 28,0 76,0 13,7

Обращаюсь в с оответствующее консалтинговое агентство 10,0 4,0 5,9 8,0 52,0 2,0

Это позволяет оценить возможный диапазон значения общественного объединения предпринимателей в данной роли, а также перспективу роста этого значения, которая может достигнуть уровня, превышающего 40%.

Тем не менее, очевидно, что, ключевыми неинституциональными конкурентами общественной организации предпринимателей по всем региональным ситуациям являются «друзья» и «родственники», которые, в настоящее время обладают ресурсами доверия более высокими, чем общественные объединения предпринимателей. Кроме того, более активными дополнительными формами самоорганизации для предпринимателей могут составить землячества, национальные диаспоры и религиозные общины.

Результаты исследования показали, что развитие общественных объединений в качестве формы субъектной самоорганизации предпринимателей находится в поле, в котором действуют иные формы самоорганизации предпринимателей. Поле самоорганизации предпринимателей включает различные социальные образования, обеспечивающие координацию и коммуникацию предпринимателей по вопросам бизнеса. Помощь в ситуации поиска новых деловых партнёров является конкретным примером такой координации и коммуникации. Этот пример показывает, что источниками необходимой помощи являются не только общественные организации предпринимателей, но и иные формы общественных объединений. Одни из этих форм (дружеские и семейные сети) являются неинституциональными и конкурируют с общественным объединением как с социальным институтом. Другие, являясь институциональными по своей природе, выступают в качестве дополнительных возможностей самоорганизации предпринимателей, так что в этой части поля самоорганизации от общественного объединения требуется более чёткое определение собственного функционального профиля, своих специфических функций для бизнеса. В целом названные источники помощи, которыми пользуются предприниматели, отражают строение поля самоорганизации предпринимателей МСБ. В виде диаграммы это поле представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 - Поле самоорганизации предпринимателей малого и среднего бизнеса.

Пример конкретного вида помощи для решения вопросов бизнеса показывает, что активность поля самоорганизации существенно смещена в сторону неинституциональных форм самоорганизации (дружеские сети -48,7%, родственные сети - 36,8%). Институциональная часть поля самоорганизации предпринимателей имеет сегменты с различной социальной природой.

Религиозная община формируется на основе общего религиозного мировоззрения и перспективы развития этой формы самоорганизации связаны, прежде всего, с динамикой изменений мировоззренческой культуры и лишь косвенно может быть полезна для решения вопросов.

Во многом эта польза определяется характером религиозной конфессии: для протестантизма она имеет большее значение, чем для православия. Национальные диаспоры - это социальный институт, находящийся в стадии становления и в настоящее время не играющий заметной роли в социальных и экономических процессах в регионах (только 5,3% предпринимателей ищут помощь в этих институциях).

Тем не менее, данные исследования позволяют заключить, что и он имеет некоторый потенциал, полезный для решения проблем бизнеса. В основе этой институции - общая национальная или этническая принадлежность, которая может быть основанием доступа к помощи в решении проблем предпринимателей. Перспективы дальнейшего развития этой формы самоорганизации связаны с общей тенденцией снижения доли оседлого населения в России, с увеличением миграционных процессов и повышением пространственной подвижности населения [14, 15]. Переход регионов России из состояния моноэтнического (мононационального) регионов в состояние полиэтнических регионов будет стимулировать укрепление региональных диаспоральных институций и одновременно повышение их значения в решении проблем бизнеса. Ситуация целого ряда стран (Канада, США, Австралия и др.) свидетельствует, что вместе с институ-ционализацией диаспоральных структур самоорганизации происходит национализация / этнизация отдельных видов бизнеса [16], так что диаспоры становятся активным участником региональной деловой активности.

Землячества, земляческие объединения в России также являются становящимся социальным институтом, который в настоящее время может не иметь и, скорее всего, не имеет окончательно сформированного институционального статуса. «Помощь земляков» понимается, скорее, как помощь конкретных людей, а не как помощь объединения. Тем не менее, в свете нашего подхода мы относим эту форму самоорганизации к институциональной, поскольку она имеет реальные перспективы инсти-туционализации, связанные с ростом миграционной активности, а также уже теперь рассматривается предпринимателями в качестве заметного источника помощи (к помощи земляков обращается 12,9% предпринимателей малого и среднего бизнеса).

Социальная природа такой формы самоорганизации, как общественное объединение предпринимателей заметно отличается от всех предыдущих. В основе этой формы самоорганизации лежит общее знание, общее понимание интересов предпринимателей как социального «класса», как особой социальной группы, ориентированной на задачи и смысл бизнеса. В фундаменте развития этой институциональной формы самоорганизации лежит осознание своей деловой «общины», осознание общности своего социального статуса и положения в качестве бизнесменов. Поэтому, то обстоятельство, что за помощью к своим общественным объединениям в названной ситуации обращается 17,5% предпринимателей, необходимо соотнести со степенью консолидированного осознания себя в качестве коллективного социального субъекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее полно способность к самоорганизации предпринимателей выражена в их готовности к участию в деятельности региональных общественных объединений предпринимателей [17,18,19].

Выводы по исследованию. Самоорганизация предпринимателей МСБ позволяет по-новому взглянуть на проблемы коррупции и криминала в региональной деловой среде. Проведённое исследование показало, что общественные объединения предпринимателей могут активнее конкурировать с криминалом и коррупцией, но для этого необходимы специальные программы социальных инвестиций в развитие таких общественных объединений. Новый аспект такого рода программ, который выявлен в рамках исследования, состоит в том, что развитие общественных организаций предпринима-

телей в современной ситуации необходимо рассматривать в качестве ресурса противодействия коррупции и криминалу в бизнесе.

Для контроля динамики процессов социальной самоорганизации в среде МСБ на региональном уровне целесообразно проведение мониторинга состояния самоорганизации этого сообщества. Такой мониторинг направлен на измерение состояния и места основных форм самоорганизации предпринимателей в поле регионального делового пространства, в т.ч. на измерение состояния поля самоорганизации предпринимателей, а также представлений о функциях общественного объединения предпринимателей. Данные такого мониторинга могут быть использованы для оценки социальной готовности сообществ предпринимателей к тому, чтобы выступить в качестве субъектов тех или иных правоотношений, где ключевым аспектом должны выступать общественные объединения предпринимателей.

Работа выполнена в рамках научно - исследовательского проекта «Малый и средний бизнес на фоне перемены делового климата: структурные изменения, социальная динамика на региональном уровне и роль региональной власти», грант РГНФ № 08-03-00621а, № 09-03-00616а.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Нефёдов В.Н. Политический диалог между малым бизнесом и государственными структурами: текущая ситуация и перспективы. Н.Новгород: Изд-во «Swisscontact», 2002. 16 с.

2. Беляков А.Е., Нефёдов В.Н. Модель саморегулируемой организации предпринимателей. Обобщённый опыт. Н.Новгород: ВВАГС, 2006. 168 с.

3. Общественное участие в бюджетном процессе на Северо-Западе России / под ред. М.Б. Горного. СПб.: Норма, 2002. 320 с.

4. Парсонс Т. О структуре социального действия / под общ. ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. М.: Академический проект, 2000. 880 с.

5. Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социс. 2001. № 8. С. 3-11.

6. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М.: Интерпракс, 1995. 296 с.

7. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы: ма-кросоциологическая объяснительная гипотеза // Социс. 2001. № 2. С. 13-23.

8. Димаджио П.Дж., Пауэлл У.В. Новый взгляд на

«железную клетку»: институциональный изоморфизм и коллективная рациональность в организационных полях // Экономическая социология. 2010. Т.11. № 1. С. 34-56.

9. Коулман Дж. Социальная организация доверия // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 3. С. 33-41.

10. Orlova L.V. Sociological Model of Business Space of a Russian Businessman. Part I// Human ResouRces and Intellectual ResouRces management In RussIa. - M.: INFRA-M, - 2014.- № 6 (56). - P. 54-57. (in Russian) DOI: 10.12737/7303.

11. Orlova L.V. Structure of Regional Business Space in Modern Russia: Sociological Aspect// Australian Journal of Scientific Research.- Adelaide: Adelaide University Press, 2014. -№ 1 (5) (January-June). Vol. II. - P. 905-911.

12. Дахин А.В. Самоорганизация малого и среднего бизнеса в России (анализ значения региональных общественных организаций предпринимателей в поле их деловой активности) // Власть. 2009. № 11. С. 4-11.

13. Дахин А.В. Малый и средний бизнес: Диагностика регионального делового пространства и потенциала коллективного представительства // Социология в кризисном пространстве страны и мира. Материалы конференции Сообщества профессиональных социологов. М.: ГУ ВШЭ, 2009. С. 80-90.

14. Витковская Г.С. Вынужденная миграция в Россию: итоги десятилетия. Миграционная ситуация в странах СНГ. М.: Комплекс-Прогресс, 1999. С. 159-194.

15. Мукомель В.И. Перспективы притока вынужденных иммигрантов в Россию: миграционная ситуация в странах СНГ. М.: Комплекс-Прогресс, 1999. С. 195-208.

16. Веэрманн Р., Хелемяэ Е. Предприниматели в Эстонии: либеральная общность или этническая разобщенность? // Социс. 2004. № 9. С. 30-40.

17. Орлова Л.В. Оценка значимости общественной организации предпринимателей в вопросах сохранения и развития бизнеса // Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития. Сборник статей международной конференции. Ч. 2. Екатеринбург: УрАГС, 2009. - Ч. 2. - С. 244-246.

18. Орлова Л.В. Региональные общественные организации предпринимателей: отношение и оценки // Социологические исследования. - Москва: Наука. -2010. - № 5. - С. 140-142.

19. Орлова Л.В. Самоорганизация в среде малого и среднего бизнеса // Региональные проблемы преобразования экономики. - Махачкала: ДГУ. - 2010. - № 3 (25). - С. 100-104.

SELF-ORGANIZATION OF ENTREPRENEURS IN SMALL AND MEDIUM BUSINESS: THE MODEL OF ENTREPRENEURS' PUBLIC ASSOCIATIONS FUNCTIONS

© 2015

L.V. Orlova, Professor, Doctor of Sociology, Head of Department of Human Resources

Management and Sociology

Samara Academy of Municipal and State Management, Samara (Russia)

Abstract. The article is devoted to the analysis of regional social self-organization processes in the environment of small and medium-sized businesses in Russia today, in particular to the actual business relationships and connections, which ensure the existence and development of business, as well as the establishment of regional associations of entrepreneurs in the field of their regional economic activity. Studying of ability of small and medium business for self-organization is the most important because it is fundamental basis of subject elements formation in entrepreneurship. The author analyzes the results of sociological studies in big non-capital cities in Russia on entrepreneurs relations to public associations. The model of general functions of regional entrepreneurs' associations is also considered. It is shown that development of public associations as a form of entrepreneurs' subject self-organization takes place in a framework where both institutional and non-institutional forms of entrepreneurs' self-organization are acting.

Keywords: small and medium-sized businesses, the business climate, regional social associations, self-organization of entrepreneurs, regional business space, institutional forms of self-organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.