Позиция
Андрей ДАХИН
САМООРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ
(анализ значения региональных общественных организаций предпринимателей в поле их деловой активности)
Статья представляет материалы исследования делового поведения малого и среднего бизнеса в меняющемся региональном деловом климате России. В частности, анализируется отношение предпринимателей к роли и значимости региональных бизнес-ассоциаций в вопросах сохранения бизнеса предпринимателей и поддержания их социального статуса на региональном уровне.
The article presents the project materials of researches of small and middle business's behavior in the context of Russia regional business environment changes. In particular, it is focused on businessmen opinion on role and importance of business associations in aspects of safety of owners business, in aspects of supporting of their social status on regional level.
Ключевые слова:
социальная стратификация, региональная деловая инфраструктура, деловое поведение, габитус, общественное объединение предпринимателей; social stratification, regional business infrastructure, business behavior, habitus, business associations.
ДАХИН Андрей Васильевич — д.филос.н, профессор; проректор ВВАТС по научной работе [email protected]
Структурные изменения системы политического управления, осуществленные в России в 2004—2008 гг., значительно повлияли на региональную деловую среду. Кроме того, в конце 2008 — начале 2009 г. на изменение регионального делового климата сильное влияние оказали последствия мирового финансово-экономического кризиса. В этих условиях социальная группа предприимчивых людей, переживших в начале 1990-х гг. коллапс советской деловой среды, ставшая к началу 2000-х основой класса предпринимателей, в 2006—2008 гг. столкнулась с новой значительной переменой делового климата. На региональном уровне новые обстоятельства требуют от предпринимателей новых адаптивных реакций, новых стратегий делового поведения, которые обеспечивали бы сохранение бизнеса. Рамочная проблема, разрешение которой сейчас актуально, — это выявление региональных ресурсов для новой адаптации класса предпринимателей. Среди ресурсов такой адаптации необходимо выделить собственные ресурсы региональных предпринимательских сообществ, которые лежат в поле публичного сектора деловой активности, относятся к числу признаков профессионального ведения бизнеса, а также обеспечивают устойчивые институциональные форматы взаимодействия бизнеса и региональной власти. В ситуации текущей неопределенности задача исследователя состоит в том, чтобы зафиксировать отношение предпринимателей к роли своих общественных объединений в решении проблем своего бизнеса, к значению членства в организации для поддержания общественного статуса (общественного признания) предпринимателя в регионе и для повышения уровня профессионализма бизнеса.
Для настоящей ситуации с малым и средним бизнесом интересен отмеченный В.В. Радаевым подход, в рамках которого выделяются два мотива, стимулирующих людей заниматься предпринимательством: «вынужденное» предпринимательство и идейное предпринимательство (предпринимательство как выражение идеологии). Этот аспект важен потому, что выводит исследование на выяснение того, в какой мере представители малого и среднего бизнеса в ситуации неблагоприятных колебаний регионального делового климата действуют (или не действуют) профессионально. В этом аспекте особенно актуально выявление социальных условий и социальных факторов, которые делают самоорганизацию малого и среднего
бизнеса (создание ассоциаций, общественных объединений предпринимателей) формой их социального действия, социального самовыражения, а также того, в какой мере эта форма социального действия является элементом адаптации регионального бизнес-сообщества к изменяющемуся деловому климату.
Уточнение определений. Региональным сообществам предпринимателей могут быть свойственны различные формы коллективной самоорганизации: формальные и неформальные, устойчивые и временные, легальные и нелегальные и т.п. В нашем исследовании основной акцент сделан на анализе такой институциональной формы, каковой является региональная общественная организация предпринимателей. Вместе с тем отношения бизнесменов в рамках деятельности своего регионального общественного объединения рассматриваются как элемент более широкого круга деловых контактов предпринимателя — как элемент его делового габитуса.
Наш подход состоит в том, что для структурного описания поля деловой активности предпринимателя малой и средней руки целесообразно использовать концепт о взаимосвязи публичного и приватного пространств социального актора [Алексеева, 2005].
Деловой габитус — это совокупность периодически повторяющихся, устойчивых отношений предпринимателя с другими людьми (другими социальными акторами) в сфере его деловой активности, которые являются необходимой оснасткой его бизнеса. Особенность делового габитуса состоит в том, что он складывается из отношений предпринимателя как должностного лица, представляющего свою организацию в публичном деловом пространстве, и из его же отношений как физического лица, вступающего с другими людьми в связи приватного характера, которые также необходимы для сохранения его бизнеса. Деловой габитус предпринимателя — это, прежде всего, сфера его деловых отношений с другими субъектами, которые необходимы для существования, сохранения или развития его бизнеса. Основой формирования делового габитуса является субъект (обладатель, носитель) делового габитуса, то есть предприниматель, выступающий в качестве представителя организации, как должностное лицо организации. Второе, из чего формируется деловой габитус
— это публичные отношения предпри-
нимателя как должностного лица; третье
— это приватные отношения предпринимателя как физического лица; в-четвертых, названные публичные и приватные отношения предпринимателя подчинены интересам существования или развития бизнеса предпринимателя, которые имеют устойчивый и регулярно повторяющийся характер (имеют характер обычая или технологии).
Таким образом, отношение предпринимателей к деятельности своих региональных объединений является элементом более широкого расклада отношений, а именно расклада регионального поля деловой активности предпринимателей между сферой приватных связей и сферой публичных социальных взаимодействий.
Анализ материалов глубинных интервью. Качественный и количественный анализ отношения предпринимателей к значению общественных организаций был проведен в ходе глубинных интервью с предпринимателями Нижегородской, Самарской, Саратовской обл., а также Марийской и Мордовской республик. Интервьюирование проводилось на основе формализованного опросного листа с закрытыми и открытыми вопросами. Опрос проводился в сентябре—декабре 2008 и феврале-марте 2009 г. Всего было опрошено 80 человек, из которых 56% — владельцы бизнеса с численностью наемных рабочих до 50 чел., 13% — владельцы бизнеса с численностью наемных работников от 50 до 100 чел., остальные — топ-менеджеры и представители руководства частных предприятий.
Данные показали, что в сообществе предпринимателей существует достаточно широкий разброс мнений по вопросам, связанным со значением общественных организаций для решения задач сохранения бизнеса. Так, респондентам было предложено оценить, какое значение для сохранения их бизнеса имеют отношения с различными социальными акторами в регионе, в т.ч. отношения «бизнес — региональное объединение предпринимателей». Оценки разбиты на три категории: «высокое значение», «среднее значение» и «низкое значение». Суммированные данные по «высоким» и «средним» значениям приведены на рис. 1. Из приведенных данных видно, что только 45% респондентов оценивают отношения «бизнес — региональное объединение предпринимателей» как имеющие «высокое» или «среднее» значение. При этом аналогичные оценки
66,3
Бизнес - муниципальные власти ^ ^
Бизнес - помощь криминала А. Бизнес - региональные власти
17.6 607^^*^
37.6 Л(] \ 70
Б изнес - помощь родст вен ников V Бизнес - услуги банков
58,8
58,8
Бизнес - помощь друзей 4 /А у / /Г~7 ^ изнес ' судебные инста нции
40 , _ , . , . ,
73,8
Бизнес - услуги по "обналичке"4 /_____\ ^ Бизнес - услуги связи
^^ Зизнес - помощь общественного Бизнес - услуги за взятку £ -
' * $2 6 45 объединения предпринимателей
Рис. 1 Оценка значения отношений для сохранения благоприятного делового климата в регионе регионе, в 333% от числа опрошенных
отношению «бизнес — муниципальные власти» и «бизнес — региональные власти» дают 66,3% респондентов.
Необходимо отметить, что общественные организации бизнеса — это элемент публичной деловой инфраструктуры региона, с которой в нынешней ситуации активно конкурируют приватные деловые связи предпринимателей (отношения «бизнес — услуги за взятку», «бизнес — услуги по “обналичке”», «бизнес
— помощь друзей», «бизнес — помощь родственников», «бизнес — помощь криминала»). Социальный смысл этой конкурентной ситуации состоит в том, что в сфере публичных деловых отношений формируются институциональные, прозрачные, технологичные формы делового поведения и деловой организации, в то время как сфера приватных деловых связей поддерживает индивидуально-личностные, непрозрачные, нетехнологичные формы деловой активности. В этом контексте отношению «бизнес — помощь общественного объединения предпринимателей» конкуренцию составляют такие отношения, как «бизнес — помощь дру-
зей» (58,8%), «бизнес — помощь родственников» (37,6%).
Разброс оценок значения отношения «бизнес — помощь общественного объединения предпринимателей» представлен на табл. 1, из которой видно, что 18,8% респондентов низко оценивают значение этого отношения; однозначно высокую оценку дают 30% респондентов.
Неустойчивость, неопределенность отношения предпринимателей к значению своих региональных объединений подчеркивает то, что основными «точками» консолидации оценок являются: позиция «высокое значение», то есть уверенная позитивная оценка (30%), и позиция «низкое значение», то есть крайне скептическая оценка (18,8%). Последняя подкреплена ответом на открытый вопрос о том, какую роль в регионе играет деятельность общественной организации предпринимателей. В перечне вариантов ответа один из респондентов выбрал ответ «Другое (что именно?)» и написал: «Занимается болтологией».
О деятельности своих региональных объединений предпринимателей знают
Таблица 1
Оценка значения отношений «бизнес — помощьобщественного объединения предпринимателей» для сохранения благоприятного делового климата в регионе
Значение отношений «бизнес - помощь общественного объединения поелтшнимателей» Распределение ответов, в % от числа оплошенных
Высокое значение 30,0
Среднее значение 14,9
Низкое значение 18,8
Нет ответа 36,3
Таблица 2
Распределение ответов, отражающих знание о деятельности регионального объединения предпринимателей
Знание о деятельности вашего регионального объединения предпринимателей Распределение ответов, в % от числа ошюшеппых
Знают 55,0
Не знают 30,0
Нет ответа 15,0
Таблица 3
Распределение ответов, отражающих мнение о необходимости существования регионального объединения предпринимателей
Нужна ли общественная организация предпринимателей в вашем пегионе? Распределение ответов, в % от числа опоошенных
Нужна 61,3
Не нужна 8,8
Затруднились с ответом 20,0
Нет ответа 9,9
Таблица 4
Распределение оценок необходимости опираться на утвержденные сообществом предпринимателей нормы делового поведения
$
Отношение к положению о необходимости опираться на утвержденные сообществом предпринимателей нормы делового повеления Распределение ответов, в % от числа опрошенных
Согласен 31,3
Наполовину согласен 42,5
Не согласен 15,0
Нет ответа 11,2
55,0% респондентов и только 30% не знают об этом (табл. 2). Достаточно выраженное большинство проявилось по вопросу о том, нужна ли общественная организация предпринимателей — 61,3% респондентов уверенно считают, что такая общественная организация нужна, 8,8% не видят в ней необходимости и 20% затруднились с ответом (табл. 3).
При анализе представлений о профессионализме предпринимателей (мы исходим из того, что участие в деятельности общественных организаций предпринимателей является обязательным элементом профессионализма бизнесмена), респондентам были заданы вопросы о формах участия в деятельности общественных организаций предпринимателей.
Таблица 4 показывает, что опираться в своем деловом поведении на утвержденные сообществом предпринимателей нормы делового поведения определенно готовы только 31,3% респондентов.
Таблица 5 показывает неоднозначность
отношения респондентов к финансовому участию в деятельности общественной организации предпринимателей, только третья часть респондентов (31,3%) однозначно согласны с необходимостью этого. То же касается и вопроса о необходимости сознательной самореализации предпринимателей через проекты общественного объединения предпринимателей (табл. 6) и вопроса о нацеленности на выполнение социальных функций в регионе (табл. 7).
Данные табл. 4, 5, 6, 7 позволяют заключить, что уверенное согласие по ключевым вопросам деятельности организаций предпринимателей продемонстрировали только около трети респондентов. Еще примерно третья часть лишь частично согласны с такими утверждениями и, следовательно, пока что не являются готовым ресурсом развития региональных организаций предпринимателей. Остальные, тоже около трети, выразили принципиальное несогласие, а потому представляют
Таблица 5
Распределение мнений по вопросу о финансовом участии в целенаправленной деятельности сообщества предпринимателей региона
Отношение к положению о финансовом участии в целенаправленной деятельности сообщества предпринимателей региона Распределение ответов, в % от числа опрошенных
Согласен 31,3
Наполовину согласен 33,8
Не согласен 21,3
Нет ответа 13,6
Таблица 6
Распределение мнений по вопросу о сознательной самореализации предпринимателей в проектах сообщества предпринимателей региона
Отношение к положению о сознательной самореализации предпринимателей в проектах сообщества предпринимателей региона. Распределение ответов, в % от числа опрошенных
Согласен 31,3
Наполовину согласен 33,8
Не согласен 21,3
Нет ответа 13,6
Таблица
Распределение мнений по вопросу о нацеленности предпринимателей на выполнение определенных социальных функций в регионе
Отношение к положению о нацеленности предпринимателей на выполнение определенных социальных (Ьункпий в пегионе Распределение ответов, в % от числа опрошенных
Согласен 35,0
Наполовину согласен 36,3
Не согласен 17,5
Нет ответа 11,2
собой часть предпринимателей, склонных к поиску и использованию индивидуальных способов сохранения своего бизнеса.
Отношение к общественной организации предпринимателей высвечивается более рельефно в ситуациях решения практических задач. В этой связи респондентам был предложен вопрос: «Если Вам необходимо установить новые деловые отношения или получить новые услуги для Вашего предприятия, какие действия вы предпринимаете?» При этом предлагалось меню из 12 действий + 1 открытая позиция. По каждому из действий предлагалось оценить частоту его использования (по шкале от «низкая» до «высокая»). Среди предложенных закрытых позиций была такая: «Обращаюсь к организациям, входящим в мою бизнес-ассоциацию». Распределение ответов по этой позиции представлено
в табл. 8. Оно позволяет заключить, что лишь около 20% респондентов часто идут по этому пути, решая проблемы своего бизнеса. Примерно столько же пользуются этой помощью редко, чаще обращаясь к альтернативным источникам помощи, а около 25% оценили свою частоту обращения за такой помощью как «среднюю». Значительная часть участвовавших в опросе (около 40%) никогда не пользуются этим источником. Структура оценок по этому вопросу свидетельствует о достаточно высоком разбросе мнений предпринимателей, об отсутствии консолидированной позиции. При этом в поле мнений можно наметить две линии консолидации. Одна
— это консолидация на позиции «никогда», вторая — это консолидация в зоне позиций «часто» и «средне». Как и в вопросе о значении отношений «бизнес — общественная
Таблица 8
Распределение оценок частоты обращения за помощью к организациям, входящим в объединение предпринимателей региона
Обращения предпринимателей за помощью к организациям, входящим в объединение предпринимателей региона Распределение ответов, в % от числа опрошенных
Часто 21,3
Средне 25,0
Редко 17,5
Никогда 36,3
Таблица 9
Распределение оценок частоты обращения за помощью к единоверцам
Обращения предпринимателей за помощью к елиноверпам Распределение ответов, в % от числа опоошенных
Часто 2,5
Средне 1.3
Редко 18,8
Никогда 77,5
организация предпринимателей» (табл. 1), это альтернативные «точки» консолидации. Для сравнения приведем данные распределения оценок, отражающих частоту обращения за помощью к единоверцам (табл. 9), которые свидетельствует о высоком уровне консолидации мнений респондентов в одной «точке».
Членство в общественной организации, по мнению респондентов, по-разному значимо для социального статуса представителей малого и среднего бизнеса: для социального статуса представителя среднего бизнеса такое членство считается более важным, чем для представителя малого бизнеса (табл. 10). Слабое значение фактора членства в организации предпринимателей для социального статуса представителя малого бизнеса отметили чуть более 40% респондентов, а для представителя среднего бизнеса — только 12,5%. В то же время высокое значение фактора членства в организации предпринимателей для социального статуса представителя малого бизнеса отметили около 21% респондентов, а для представителей среднего бизнеса — 35%.
Отношение респондентов к конкретной пользе объединений предпринимателей не однозначно, в среде предпринимателей нет консолидированного мнения по ряду существенных аспектов деятельности общественных объединений предпри-
нимателей, что отражается на степени удовлетворенности их деятельностью. Соотношение значимости и удовлетворенности отражено на рис. 2, из которого видно, что, в сравнении с «треугольником значимости», «треугольник удовлетворенности» смещен в сторону низкой (28,8%) и средней (23,8%) оценок. Названное смещение свидетельствует о достаточно глубоком скептическом отношении к этой институциональной форме активности предпринимателей.
Выводы. 1. Анализ полученных данных позволяет заключить, что в среде регионального малого и среднего бизнеса отсутствует выраженная консолидация оценок значимости общественной организации предпринимателей для решения вопросов сохранения и развития бизнеса. В составе регионального предпринимательского сообщества существуют три группы. Первая — группа «активистов-обществен-ников», которые высоко оценивают роль помощи общественной организации в вопросах сохранения бизнеса предпринимателей и одновременно отмечают высокую удовлетворенность деятельностью своих региональных объединений предпринимателей. Вероятно, эта группа в среднем составляет около 13—15% предпринимателей, ее представители считают участие в деятельности регионального бизнес-сообщества неотъемлемым при-
Таблица 10
Распределение оценок значения членства в региональном объединении для социального статуса предпринимателя
В какой мере членство в региональном объединении определяет социальный статус предпринимателя в регионе? Распределение ответо а. в % от числа опрошенных
Для малого бизнеса Д ля среднего бизнеса
Сильно определяет 21,3 35,0
Средне определяет 33,8 30,0
Слабо определяет 42,5 12,5
Нет ответа 2,4 22,5
знаком профессионализма современного бизнесмена. Вторая группа — «скептики-индивидуалисты», которые низко оценивают роль помощи общественной организации в вопросах сохранения бизнеса предпринимателей и одновременно отмечают низкую удовлетворенность деятельностью региональных объединений предпринимателей в своих регионах. Для регионов Приволжского федерального округа, предположительно, эта группа составляет около трети предпринимателей, а ее ядро образуют около 8—10% предпринимателей. Представители этой группы не считают участие в деятельности общественной организации признаком профессионализма в бизнесе. Третья
группа — «не уверенные», они дают средние оценки значимости и удовлетворенности деятельностью региональных бизнес-ассоциаций и не уверены в важности участия в их деятельности для профессионализации предпринимательской деятельности. Это достаточно аморфная группа, которая в зависимости от вектора изменений регионального делового климата будет частично перетекать либо в группу «активистов-общественников» либо в группу «скепти-ков-индивидуалистов».
2. Группа «активистов-общественни-ков» при решении проблем своего бизнеса в большей мере ориентируется на использование ресурсов публичных отношений и, следовательно, заинтересована в повы-
Н изкая
■Значимость “ • "Удовлетворённость
Рис. 2 Отношение «бизнес — помощь общественной организации предпринимателей», в % от числа ответивших»
шении уровня социального доверия в этой сфере своих деловых отношений в регионе. Группа «скептиков-индивидуалистов» при решении проблем своего бизнеса в большей мере ориентируется на ресурсы своих приватных отношений, а потому не является источником заинтересованности в развитии публичной деловой региональной инфраструктуры и не нуждается в повышении уровня социального доверия в публичной сфере деловых отношений.
3. Группы «активистов-общественников» и «скептиков-индивидуалистов» отражают две альтернативные региональные стратегии обеспечения выживания бизнесменов малой и средней руки. Одна стратегия
опирается на развитие публичной деловой инфраструктуры региона, предполагает повышение прозрачности, технологичности, профессионализма и в этом смысле — конкурентоспособности своего бизнеса. К этой стратегии тяготеет группа «активис-тов-общественников». Вторая стратегия опирается на ресурсы приватных связей в деловых отношениях, она сторонится прозрачности и технологичности, не особенно нуждается в профессионализме. К этой стратегии тяготеет группа «скепти-ков-индивидуалистов».
Материал подготовлен в рамках проекта, поддержанного РГНФ, № 08-03-00621а,
№ 09-03-00616а.
НДС ИНФОРМИРУЮТ
Ассоциация государственного и муниципального управления
начала свою работу
Осенью 2009 года Ассоциация некоммерческих организаций в области государственного и муниципального управления начала свою работу. На данный момент основной целью Ассоциации выступает создание и корректировка единого образовательного стандарта по программе «Государственное и муниципальное управление» на всех уровнях обучения. Работа Ассоциации поможет вывести подготовку специалистов для работы в органах власти на новый качественный уровень. Инициатором идеи создания и ведущим координатором деятельности Ассоциации выступает факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова.
Осенью 2009 года состоялось заседание рабочих групп, нацеленных на решение следующих задач: совершенствование системы аккредитации вузов в сфере ГМУ; создание научной специальности по ГМУ; проведение школьных олимпиад по государственному управлению. В рамках заседания также обсуждались вопросы, связанные с разработкой российских программ MPA (Master of Public Administration).
Членами Ассоциации выступают ведущие вузы страны, преподающие ГМУ. Помимо МГУ им. М.В. Ломоносова, ее участниками являются РАГС, ГУУ, ГУ-ВШЭ, МГИМО, РГГУ, РУДН, РГУТиС и другие рейтинговые учебные заведения. В целом, планируется, что Ассоциация будет работать над следующим кругом задач: разработка единых образовательных стандартов и образовательных программ; развитие системы непрерывного образования в области ГМУ; создание системы довузовской подготовки в сфере ГМУ, проведение школьных олимпиад; разработка ГМУ в качестве научной сферы.
Создание Ассоциации поможет не только решить проблему образования в сфере ГМУ в России, но и даст возможность предлагать наши образовательные программы зарубежным слушателям. Кстати, иностранный опыт развития ассоциаций в сфере ГМУ достаточно велик. Среди успешно действующих можно отметить Американскую ассоциацию школ в области государственного управления (ASPA); Европейскую ассоциацию аккредитации школ и институтов государственного управления (EAPAA); Европейскую группу по государственному управлению (EGPA); Ассоциацию институтов и школ по государственному управлению Центральной и Восточной Европы (NISPAcee) и другие. Таким образом, создание Ассоциации ГМУ в России выступает одним из важных критериев и показателей эффективного развития образования в этой сфере.
Контакты для СМИ: Татьяна Михайленко [email protected] 8(926)574-16-97