Научная статья на тему 'Общественные организации предпринимателей в поле их деловой активности: социологический анализ1'

Общественные организации предпринимателей в поле их деловой активности: социологический анализ1 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
408
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФОКУС-ГРУППА / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА / PUBLIC ORGANIZATIONS / FOCUS GROUP / SELF-REGULATED ORGANIZATIONS / BUSINESS COMMUNITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Орлова Л. В.

На материалах социологических исследований автор показывает роль общественных объединений в формировании делового пространства предпринимателя. Цель данного исследования состоит в том, чтобы зафиксировать отношение предпринимателей к роли своих общественных объединений в решении проблем сохранения и развития своего бизнеса. Результаты показали, что в отношении к общественным и саморегулируемым организациям предпринимателей малый и средний бизнес стоит на позициях рационального институционализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC ORGANIZATIONS OF ENTREPRENEURS WITHIN THE SCOPE OF THEIR BUSINESS ACTIVITY: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Using the materials of sociological studies, the author shows the role of public organizations in forming the business space for an entrepreneur. The purpose of this study is to ascertain the attitude of entrepreneurs to the role of their public organizations in solving the problems of maintenance and development of their businesses. The results have shown that small-scale and middlescale business follow the position of the rational institutionalism with regard to public and self-regulated organizations of entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «Общественные организации предпринимателей в поле их деловой активности: социологический анализ1»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ПОЛЕ ИХ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ1

Л. В. ОРЛОВА

На материалах социологических исследований автор показывает роль общественных объединений в формировании делового пространства предпринимателя. Цель данного исследования состоит в том, чтобы зафиксировать отношение предпринимателей к роли своих общественных объединений в решении проблем сохранения и развития своего бизнеса. Результаты показали, что в отношении к общественным и саморегулируемым организациям предпринимателей малый и средний бизнес стоит на позициях рационального институционализма.

Ключевые слова общественные организации, фокус-группа, саморегулируемые организации, бизнес-сообщества.

Новая повестка дня, связанная с перспективами модернизации экономики, заново обостряет вопрос о роли малого и среднего бизнеса в этих процессах. Американский опыт развития инновационного кластера, получивший название Силиконовая долина, свидетельствует о том, что малый и средний бизнес может играть ключевую роль. В какой мере российский предприниматель способен созданию инновационных кластеров? Для ответа на этот вопрос необходим анализ существующего состояния деловой среды предпринимателя, его способностей к включению в партнерские, деловые, информационные, знаниевые сети. В конце 2008 - начале 2010 гг. на изменение делового поведения и регионального делового климата оказали влияние последствия мирового кризиса. Новые условия и новые модернизацион-ные задачи требуют от предпринимателей выработки новых форм социального (делового) поведения - таких, которые обеспечивали бы сохранение бизнеса на региональном уровне. Проблема, осмысление которой сейчас особенно актуально, состоит в выявлении региональных ресурсов для адаптации класса предпринимателей к новым условиям.

В числе ресурсов такой адаптации необходимо особенно выделить возможности региональных предпринимательских сообществ и их общественных организаций, которые могут встраиваться в устойчивые институциональные формы взаимодействия с региональными властями. Задача ис-

1 Материал подготовлен в рамках проекта, поддержанного РГНФ, № 08-03-00621 а, № 09-03-00616а.

следователя состоит в том, чтобы зафиксировать отношение предпринимателей к роли своих общественных объединений в решении проблем своего бизнеса, к значению членства в организации для поддержания общественного статуса (общественного признания) предпринимателя в регионе и для повышения уровня профессионализма бизнеса.

С методологической точки зрения интересен отмеченный В. В. Радаевым подход, в рамках которого выделяются два мотива, стимулирующих людей заниматься предпринимательством: «вынужденное» предпринимательство и идейное предпринимательство (предпринимательство как выражение идеологии) [2]. Этот аспект выводит исследование на выяснение того, в какой степени представители малого и среднего бизнеса действуют (или не действуют) профессионально. Особенно актуально выявление социальных условий и социальных факторов, которые делают ассоциации, общественные объединения предпринимателей формой их социального действия, а также того, в какой мере эта форма социального действия является элементом адаптации регионального бизнес-сообщества к изменяющемуся деловому климату.

Различные формы коллективной самоорганизации могут быть свойственны региональным сообществам предпринимателей: неформальные и формальные, временные и постоянно действующие, нелегальные и легальные. В данном исследовании основной упор сделан на анализе роли региональной общественной организации пред-

принимателей. Отношения бизнесменов в рамках деятельности своего регионального общественного объединения одновременно рассматриваются как элемент более широкого круга деловых контактов предпринимателя.

Наш подход состоит в том, что для структурного описания поля деловой активности предпринимателя малой и средней руки целесообразно использовать концепт о взаимосвязи публичного и приватного пространств социального актора. Коротко суть концепта в том, что пространство активности социального актора состоит из двух взаимосвязанных частей (здесь мы упускаем более дробное строение социального пространство, которое описано в другой статье [1]) - из сферы приватного и сферы публичного. Сфера приватного базируется на личностных отношениях человека. Сфера публичного базируется на институциональных отношениях с другими социальными акторами. Для малого и среднего бизнеса вместе эти сферы образуют пространство деловых отношений. В свете этого подхода отношение предпринимателей к деятельности своих региональных объединений является элементом более широкого круга отношений - отношений регионального поля деловой активности предпринимателей.

Анализ ситуации был осуществлен в два этапа. На первом были проведены фокус-группы, цель которых состояла в том, чтобы уточнить исходную гипотезу по вопросу о роли общественных объединений в формировании делового пространства предпринимателей. На втором этапе была проведена серия глубинных интервью, которая позволила сделать качественный анализ значения общественных объединений в поле деловой активности предпринимателей.

Фокус-группа, проведенная в Самаре в начале 2009 г., в составе которой 8 предпринимателей из разных сфер бизнеса - 6 мужчин и две женщины. Дискуссия показала, что предприниматели недоверчиво относятся к общественным организациям предпринимателей и к саморегулируемым организациям. Прежде всего, обращает внимание то, что в дискуссии о том, что определяет деловой климат в регионе, общественные организации предпринимателей вообще не упомянуты. В этом плане характерно следующее высказывание: «Я вот считаю, в своей фирме, что это взаимодействие с контрагентами: я разгружаю товар, а они получают его, платят за это деньги, предоплату. Взаимодействие с контрагентами - это первый фактор делового климата. Второй, значит, внутри нашего предприятия».

Отношение к общественным объединениям предпринимателей, в частности, к саморегули-руемым организациям (СРО), основано на прагматическом соотношении вклада предпринимателя и пользы от организации. Осознавая необходимость вступления в СРО с 1 января 2010 г., участники фокус-группы сомневаются в пользе таких организации для поддержки или развития их бизнеса. Вот характерные высказывания:

- «Мы им 2 млн руб. инвестируем, они нас якобы когда-то защитят. Да мы их по судам будем сто лет таскать, они нас не защитят. ... И будет ли это, в конце концов, как оно задумано, или будет очередная пирамида финансовая?»

- «Понимаете, они нас выручат или нет (в проблемной ситуации)? Мы думаем, что вряд ли. Потому что мы с них эти деньги не изымем».

- «...мы не можем понять, что нам это даст».

- «. опыт в прошлом, потому что, специально идет обман, недоделывается что-то, отсюда - недоверие».

- «Вот держит он (руководитель СРО) деньги, 300 млн руб. Кому он даст? Пусть скажет».

Второй аспект ситуации - недостаточность информации о порядке вхождения в СРО:

- «. нам определено до 3 января по строительству (речь о сроках вхождения в СРО). Но извините меня, на сегодня этих строительных организаций даже в Самаре 1,5 тысячи. Останется 50. Это будет хорошо. Но каким образом они останутся? Никакой ясности в этом вопросе нет.»

Фокус-группа в Самаре показала, что:

- в отношении к общественным организациям предпринимателей и к СРО малый и средний бизнес стоит на позициях рационального институционализма, то есть предприниматели готовы принять систему отношений, при которой вкладу со стороны предпринимателя в организацию будет соответствовать адекватная отдача, польза, причем они предпочитают систему отношений, которые исключали бы распределение пользы «по своим да нашим»;

- предприниматели нуждаются в информации о СРО, которая позволила бы принимать решение о вступлении на основе рационального выбора, а не на основе страха перед властями или из соображений «как бы чего не вышло»;

- предшествующий опыт взаимодействия с инициативами «сверху», от чиновников, в том числе в сфере создания объединений предприни-

мателей, является негативным, порождает недоверие к новым инициативам властей.

Количественный анализ отношения предпринимателей к значению общественных организаций был проведен в ходе глубинных интервью с предпринимателями Нижегородской, Самарской, Саратовской областей, а также Марийской и Мордовской республик. Интервьюирование проводилось на основе формализованного опросного листа с закрытыми и открытыми вопросами. Опрос проводился в сентябре-декабре 2008 и феврале-марте 2009 гг., всего было опрошено 80 человек, из которых 56 % - владельцы бизнеса с численностью наемных рабочих до 50 чел., 13 % -владельцы бизнеса с численностью наемных работников от 50 до 100 чел., остальные - топ-менеджеры и представители руководства частных предприятий.

Данные свидетельствуют, что о деятельности своих региональных объединений предпринимателей знают 61,3 % респондентов и только 8,8 % не знают об этом (табл. 2). Достаточно выраженное большинство проявилось по вопросу о том, нужна ли общественная организация предпринимателей: 61,3 % респондентов уверенно считают, что такая общественная организация нужна, 8,8 % не видят в ней необходимости, и 20 % затруднились с ответом (табл. 3).

При анализе представлений о профессионализме предпринимателей респондентам были заданы вопросы о формах участия в деятельности общественных организаций предпринимателей. Таблица 4 показывает, что опираться в своем деловом поведении на утвержденные сообществом предпринимателей нормы делового поведения определенно готовы только 31,3 % респондентов. Таблица 5 показывает неоднозначность отношения респондентов к финансовому участию в деятельности общественной организации предпринимателей - только третья часть (31,3 %) респондентов однозначно согласны с необходимостью этого. То же касается вопроса о необходимости сознательной самореализации предпринимателей через проекты общественного объединения предпринимателей (табл. 6) и вопроса о нацеленности на выполнение социальных функций в регионе (табл. 7).

Данные таблиц 4, 5, 6, 7 позволяют заключить, что уверенное согласие по ключевым вопросам деятельности организаций предпринимателей продемонстрировала только около трети респондентов. Еще примерно третья часть лишь частично согласна с такими убеждениями и, следовательно, пока что не является готовым ресурсом развития региональных организаций предприни-

мателей. Остальные, тоже около трети, выразили принципиальное несогласие, а потому представляют собой часть предпринимателей, склонных к поиску и использованию индивидуальных способов сохранения своего бизнеса.

В этой связи респондентам был предложен вопрос: «Если Вам необходимо установить новые деловые отношения или получить новые услуги для Вашего предприятия, какие действия вы предпринимаете?». При этом предлагалось меню из 12-ти действий плюс 1 открытая позиция. По каждому из действий предлагалось оценить частоту его использования (по шкале от «низкая» до «высокая»). Среди предложенных закрытых позиций была такая: «Обращаюсь к организациям, входящим в мою бизнес-ассоциацию». Распределение ответов по этой позиции представлено в таблице 8. Оно позволяет заключить, что лишь около 20 % респондентов часто идут по этому пути, решая проблемы своего бизнеса. Примерно столько же пользуются этой помощью редко, чаще обращаясь к альтернативным источникам помощи, а около 25 % оценили свою частоту обращения за такой помощью как «среднюю». Значительная часть участвовавших в опросе - около 40 % - никогда не пользуется этим источником. Структура оценок по этому вопросу свидетельствует о достаточно высоком разбросе мнений предпринимателей, об отсутствии консолидированной позиции. При этом в поле мнений можно наметить две линии консолидации. Одна - это консолидация на позиции «никогда», вторая - это консолидация в зоне позиций «часто» и «средне». Как и в вопросе о значении отношений «Бизнес -общественная организация предпринимателей» (табл. 1) - это альтернативные «точки» консолидации. Для сравнения приведем данные распределения оценок, отражающих частоту обращения за помощью к единоверцам (табл. 9), которые свидетельствует о высоком уровне консолидации мнений респондентов в одной «точке».

Данные интервью показывают, что в сообществе предпринимателей существует достаточно широкий разброс мнений по вопросам, связанным со значением общественных организаций для решения задач сохранения бизнеса. Так, респондентам было предложено оценить, какое значение для сохранения их бизнеса имеют отношения с различными социальными акторами в регионе, в том числе отношения «Бизнес - региональное объединение предпринимателей». Оценки разбиты на три категории: «высокое значение», «среднее значение» и «низкое значение». Суммированные данные по «высоким» и «средним» значени-

ям приведены на рисунке 1. Из приведенных данных видно, что только 45 % респондентов оценивают отношения «Бизнес - региональное объединение предпринимателей» как имеющее «высо-

кое» или «среднее» значение. При этом аналогичные оценки отношению «Бизнес - муниципальные власти» и «Бизнес - региональные власти» дает 66,3 % респондентов.

Бизнес - муниципальные власти

66,3

Бизнес - помощь криминала

Бизнес - помощь, родственников

58,8

Бизнес - помощь друзей

Бизнес - услуги по "обналичке"

Бизнес - услуги за взят

Бизнес - региональные власти 66,3

Бизнес - услуги банков

изнес - судебные инстанции

73,8

Бизнес - услуги связи

нес - помощь общественного объединения предпринимателей

Рис. 1. Оценка значения для сохранения благоприятного делового климата в регионе (в % от числа опрошенных)

Необходимо отметить, что общественные организации бизнеса - это элемент публичной деловой инфраструктуры региона, с которой в нынешней ситуации активно конкурируют приватные деловые связи предпринимателей (отношения «Бизнес - услуги за взятку», «Бизнес - услуги по "обналичке"», «Бизнес - помощь друзей», «Бизнес - помощь родственников», «Бизнес - помощь криминала»). Социальный смысл этой конкурентной ситуации состоит в том, что в сфере публичных деловых отношений формируются институциональные, прозрачные, технологичные формы делового поведения и деловой организации, в то время как сфера приватных деловых связей поддерживает индивидуально-личностные, непрозрачные, нетехнологичные формы деловой активности. В этом контексте отношению «Бизнес -помощь общественного объединения предпринимателей» конкуренцию составляют такие отношения, как «Бизнес - помощь друзей» (58,8 %), «Бизнес - помощь родственников» (37,6 %).

Разброс оценок значения отношения «Бизнес -помощь общественного объединения предпринимателей» представлен в таблице 1, из которого видно, что 18,8 % респондентов низко оценивают значение этого отношения; однозначно высокую оценку дают 30 % респондентов.

Неустойчивость, неопределенность отношения предпринимателей к значению своих региональных объединений подчеркивает то, что основными «точками» консолидации оценок являются позиция «высокое значение», т. е. уверенная позитивная оценка (30 %), и позиция «Низкое значение», т. е. крайне скептическая оценка (18,8 %). Последняя подкреплена ответом на открытый вопрос: «Какую роль в регионе играет деятельность общественной организации предпринимателей?». В перечне вариантов ответа один из респондентов выбрал ответ «другое (что именно?)» и написал: «Занимается болтологией».

Таблица 1

Оценка значения отношений «Бизнес - помощь общественного объединения предпринимателей» для сохранения благоприятного делового климата в регионе

Значение отношений «Бизнес -помощь общественного объединения предпринимателей» Распределение ответов (% от числа опрошенных)

Высокое значение 30,0

Среднее значение 15,0

Низкое значение 18,8

Нет ответа 36,3

Таблица 2

Распределение ответов, отражающих знание о деятельности регионального объединения предпринимателей

Знание о деятельности вашего регионального объединения предпринимателей Распределение ответов (% от числа опрошенных)

Знают 61,3

Не знают 8,8

Нет ответа 10,0

Таблица 3

Распределение ответов, отражающих мнение о необходимости существования регионального объединения предпринимателей

Нужна ли общественная организация предпринимателей в вашем регионе? Распределение ответов (% от числа опрошенных)

Нужна 61,3

Не нужна 8,8

Затруднились с ответом 20,0

Таблица 4

Распределение оценок необходимости опираться на утвержденные сообществом предпринимателей нормы делового поведения

Отношение к положению о необходимости опираться на утвержденные сообществом предпринимателей нормы делового поведения Распределение ответов (% от числа опрошенных)

Согласен 31,3

Наполовину согласен 42,5

Не согласен 15,0

Нет ответа 11,2

Таблица 5

Распределение мнений по вопросу о финансовом участии в целенаправленной деятельности сообщества предпринимателей региона

Отношение к положению о финансовом участии в целенаправленной деятельности сообщества предпринимателей региона Распределение ответов (% от числа опрошенных)

Согласен 31,3

Наполовину согласен 33,8

Не согласен 21,3

Нет ответа 13,6

Таблица 6

Распределение мнений по вопросу о сознательной самореализации предпринимателей в проектах сообщества предпринимателей региона

Отношение к положению о сознательной самореализации предпринимателей в проектах сообщества предпринимателей региона Распределение ответов (% от числа опрошенных)

Согласен 31,3

Наполовину согласен 33,8

Не согласен 21,3

Нет ответа 13,6

Таблица 7

Распределение мнений по вопросу о нацеленности предпринимателей на выполнение определенных социальных функций в регионе

Отношение к положению о нацеленности предпринимателей на выполнение определенных социальных функций в регионе Распределение ответов (% от числа опрошенных)

Согласен 35,0

Наполовину согласен 36,3

Не согласен 17,5

Нет ответа 11,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 8

Распределение оценок частоты обращения за помощью к организациям, входящим в объединение предпринимателей региона

Обращения предпринимателей за помощью к организациям, входящим в объединение предпринимателей региона Распределение ответов (% от числа опрошенных)

Часто 21,3

Средне 25,0

Редко 17,5

Никогда 36,3

Таблица 9

Распределение оценок частоты обращения за помощью к единоверцам

Обращения предпринимателей за помощью к единоверцам Распределение ответов (% от числа опрошенных)

Часто 2,5

Средне 1,3

Редко 18,8

Никогда 77,5

Членство в общественной организации, по мнению респондентов, по-разному значимо для социального статуса представителей малого и среднего бизнеса - для социального статуса представителя среднего бизнеса такое членство считается более важным, чем для представителя малого бизнеса (табл. 10).

Таблица 10

Распределение оценок значения членства в региональном объединении для социального статуса предпринимателя

В какой мере членство в региональном объединении определяет социальный статус предпринимателя в регионе? Распределение ответов (% от числа опрошенных)

Для малого бизнеса Для среднего бизнеса

Сильно определяет 21,3 35,0

Средне определяет 33,8 30,0

Слабо определяет 42,5 12,5

Слабое значение фактора членства в организации предпринимателей для социального статуса представителя малого бизнеса отметили чуть бо-

лее 40 % респондентов, а для представителя среднего бизнеса - только 12,5 %. В то же время высокое значение фактора членства в организации предпринимателей для социального статуса представителя малого бизнеса отметили около 21 % респондентов, а для представителя среднего бизнеса - 35 %.

Анализ полученных данных позволяет заключить, что данные глубинных интервью подтверждают и уточняют ситуацию недоверия представителей малого и среднего бизнеса к общественным организациям предпринимателей, выявленную в рамках фокус-группы, проведенной в Самаре. В частности, выявлено, что в среде регионального малого и среднего бизнеса отсутствует выраженная консолидация оценок значимости общественной организации предпринимателей для решения вопросов сохранения и развития бизнеса.

В составе регионального предпринимательского сообщества существует три группы. Первая группа - это те, кто высоко оценивает роль помощи общественной организации в вопросах сохранения бизнеса предпринимателей и одновременно отмечают высокую удовлетворенность от деятельности своих региональных объединений предпринимателей. Вероятно, эта группа в среднем составляет около 13-15 % предпринимателей, ее представители считают участие в деятельности регионального бизнес-сообщества неотъемлемым признаком профессионализма современного бизнесмена. Вторая группа - это те, кто низко оценивает роль помощи общественной организации в вопросах сохранения бизнеса предпринимателей и одновременно отмечает низкую удовлетворенность от деятельности региональных объединений предпринимателей в своих регионах. Для регионов Приволжского федерального округа, предположительно, эта группа составляет около трети предпринимателей, а ее ядро образуют около 8-10 % предпринимателей. Представители этой группы не

считают участие в деятельности общественной организации признаком профессионализма в бизнесе. Третья группа - это те, кто, дает средние оценки значимости деятельности региональных бизнес-ассоциаций и не уверены в важности участия в их деятельности для профессионализации предпринимательской деятельности. Это аморфная группа, которая в зависимости от вектора изменений регионального делового климата будет частично перетекать либо в группу «активистов-общественников», либо в группу «скептиков-индивидуалистов».

Литература

1. Дахин А. В. Социальная инициатива в стратифицированном социокультурном пространстве современной России: искание пути от идеи до действия // Диалог мировоззрений: поиск стратегии в пространстве инициатив и движений. Н. Новгород, 2008. С. 16-21.

2. Радаев В. В. Экономическая социология. М., 2000. С. 119-121.

* * *

PUBLIC ORGANIZATIONS OF ENTREPRENEURS WITHIN THE SCOPE OF THEIR BUSINESS ACTIVITY: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

L. V. Orlova

Using the materials of sociological studies, the author shows the role of public organizations in forming the business space for an entrepreneur. The purpose of this study is to ascertain the attitude of entrepreneurs to the role of their public organizations in solving the problems of maintenance and development of their businesses. The results have shown that small-scale and middle-scale business follow the position of the rational institutionalism with regard to public and self-regulated organizations of entrepreneurs.

Key words: public organizations, focus group, self-regulated organizations, business community.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.