ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
ХАДЖАЛОВА Х.М.
СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ИНСТРУМЕНТА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
НАСЕЛЕНИЯ
Рассматриваются вопросы развития малого предпринимательства как инструмента регулирования качества жизни населения. Определены приоритетные направления развития малого предпринимательства, а также проблемы его развития в регионе.
НАИгНАЮГА Н.М.
ASSISTANCE ТО DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS AS TOOL OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION
Questions of development of small business as tool of regulation of quality of life of the population are considered. Priority directions of development of small business, and also a problem in its development in region are defined.
Ключевые слова: качество жизни населения, малое предпринимательство, инструмент, приоритетные направления, социально-экономический эффект, менталитет населения.
Keywords: quality of life of the population, small business, small business, the tool, priority directions, social and economic effect, mentality of the population.
Необходимость развития предпринимательства в регионе связана со значительным социально-экономическим эффектом, уменьшением расходов бюджета на трудоустройство населения, поддержанием социальной стабильности, решением проблемы бедности. Поэтому бюджетные расходы на государственную поддержку малого предпринимательства в рамках региональной социально-экономической системы необходимо рассматривать в форме создания налоговой базы и повышения экономической безопасности региона.
С учетом менталитета населения и высокой коррумпированности органов государственной власти в регионе приоритетным становится развитие малого предпринимательства во всех отраслях экономики региона. Тем более что существует значительный потенциал для развития малого бизнеса в республике - это и финансовые ресурсы населения1, и свободные и квалифици-
1 В настоящее время налично-денежные сбережения населения в Республике Дагестан составляют 95,1%, а предельная склонность к сбережениям населения - 27,4% населения.
рованные трудовые ресурсы, и растущий спрос на продукцию и услуги1. Самым важным здесь мы считаем наличие у всех дагестанских народов «предпринимательской жилки», необходимой для создания и успешного развития собственного бизнеса.
В настоящее время, по данным УФНС РФ по РД, в республике действуют свыше 50 тыс. субъектов малого предпринимательства, из них более 14 тыс. - малых предприятий, около 40 тыс. - индивидуальных предпринимателей, из которых до 8 тыс. - крестьянско-фермерские хозяйства. В отраслевом разрезе ведущие позиции занимают торговля, общественное питание и бытовые услуги, промышленность и строительство.
Показатели деятельности малых предприятий постоянно растут. Доля продукции, произведенной предприятиями малого бизнеса, в валовом региональном продукте республики выросла с 6,3 % в 2006 г. до 11,1% в 2007 г. Растет также и доля работающих на малых предприятиях в численности работающих на всех предприятиях и организациях республики - 12,5% в 2006 г. и 13,6% в 2007 г. Нужно понимать, что даже механический прирост занятых в малом бизнесе создает не только прирост налогообложения, но и увеличение числа потенциально наиболее активных граждан, как руководителей малого бизнеса, так и рядовых работников [5, с.228].
Несмотря на положительную динамику развития, доля малого бизнеса в ВРП республики остается незначительной, что характеризует, на наш взгляд, наличие неформальных экономических отношений и развитие предпринимательства в теневом секторе. Развитию малого бизнеса в теневых формах в РД способствует отсутствие необходимых условий, связанных с институциональной средой, и наличие высокого предпринимательского потенциала населения. Как утверждает исследователь Л.Н. Иванова, «... если малое предпринимательство, являясь значимым элементом экономической и общественной систем, не может эффективно развиваться в рамках существующих формальных институтов, структурирующих экономическую жизнь, то оно вынуждено функционировать в рамках неформальных отношений» [3, с3].
Подтверждение того, что значительная часть малого бизнеса находится в тени и темпы нарастания неформальных отношений в экономике РД увеличиваются, можно найти в официальных и косвенных экономических показателях. В связи с чем в настоящее время встает вопрос о «легализации» малого бизнеса в регионе. На наш взгляд, эту проблему необходимо решать с учетом экономической и социальной функций малого предпринимательства, но с приоритетом социальной составляющей.
Для Республики Дагестан поддержание развития малого предпринимательства приобретает особую значимость: регион, с одной стороны, трудоизбыточный, а с другой - высокодотационный и депрессивный. В связи с чем возникает настоятельная необходимость в активной государственной поли-
1 В основном в продукции и услугах тех отраслей, где не требуется высокая организация, что говорит о возможности удовлетворения данного спроса малым бизнесом.
тике, направленной на поддержание малого предпринимательства в республике. Приоритет должен быть отдан социальной составляющей малого предпринимательства, так как она способна обеспечить в регионе:
❖ развитие самозанятости, выступающей важным средством социальной защиты населения, особенно в горной и предгорной части республики, где велика доля безработицы;
❖ создание рабочих мест с гибким режимом работы (без жесткого режима работы, работа по часам, работа в неполный рабочий день и т.д.), что позволит получать определенный доход студентам, инвалидам, женщинам с маленькими детьми и другим социально уязвимым слоям населения;
❖ создание трудозатратных рабочих мест, что способно обеспечить большое количество сельского населения работой по найму. В основном трудозатратные работы в республике ориентированы на производство утилитарных изделий народных художественных промыслов, в производстве которых исторически используется ручной труд мастеров. Кроме того, развитие предпринимательства в данной подотрасли промышленности региона способствует развитию системы ученичества как формы подготовки специалистов в сфере народных художественных промыслов;
❖ рост доходов, сбережений, капиталовложений и уменьшение дифференциации доходов населения;
❖ увеличение инвестиций в экономику региона за счет мобилизации средств населения. При этом могут использоваться как собственные сбережения, так и привлеченные средства родственников, друзей и т.д. предпринимателя. В свою очередь, использование привлеченных средств родственников и друзей повышает психологическую ответственность предпринимателя, что толкает его на приобретение предпринимательских навыков и обучение основам управления.
Проблематика малого предпринимательства и занятости тесно переплетены. Воздействие малого предпринимательства на занятость заключается в том, что согласно своим социальным свойствам оно влияет на количественные и качественные характеристики рынка труда. «Если государство игнорирует социальные свойства малого предпринимательства и проводит политику исходя из приоритета его экономических свойств, то малое предпринимательство трансформируется в неформальный сектор экономики, а занятость в данном секторе начинает носить теневой и в основном неформальный характер» [3, с.4].
Все это говорит о необходимости государственного регулирования развития малого предпринимательства в Республике Дагестан. Для обеспечения развития малого предпринимательства в республике, прежде всего, необходимо решить проблему государственной поддержки, так как существующий механизм поддержки не способствует становлению цивилизованных партнерских отношений между государством и малым бизнесом. Существует серьезная проблема в механизме отбора проектов и их финансирования. Эта
проблема заключается в том, что из-за высокой коррумпированности органов государственной власти в республике и разделения органов государственной власти по этническому признаку система государственной поддержки способствует развитию неформальных отношений, когда за государственную материально-техническую поддержку бизнесу приходится платить наличными, что дает им в последующем моральное право считать, что расплатившись с государством никаких налогов и других платежей они не должны платить. К тому же, чтобы не остаться в убытке, приходится скрывать определенную часть доходов и вести двойную бухгалтерию.
Решение этой проблемы заключается в кардинальном изменении механизма государственной поддержки малого предпринимательства. На наш взгляд, целесообразно ввести независимую научную экспертизу каждого проекта, финансируемого частично или полностью из республиканского бюджета. Наиболее подходящим механизмом является апробированный в научной сфере во всем мире механизм поддержки научных проектов (грантов), когда решение о поддержке принимают одни, а экспертизу проводят другие.
Как известно, развитию малого предпринимательства способствует доступность коммерческих площадей. В связи с этим считаем необходимым использование имеющихся в общественной собственности объекты недвижимости, а также строительство новых офисных зданий и коммерческих центров в городах республики за счет государственных и муниципальных инве -стиций и поддержание в приемлемых границах арендную плату. Дифференцируя платежи по сферам экономической деятельности, государство может регулировать структурные пропорции в экономике [4, с.275].
В целом существует ряд проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства в республике, в целях устранения которых необходимо осуществить следующий комплекс мероприятий:
❖ оказание имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства. Для чего необходимо строительство в городах и районных центрах республики деловых и коммерческих центров и регулирование арендной платы в зависимости приоритетности той или иной отрасли;
❖ создание и развитие эффективной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства во всех отраслях экономики региона;
❖ устранение административных барьеров, связанных с регистрацией, получением земельных участков под строительство офисов, в регистрации прав на недвижимое имущество, в переводе жилых помещений в коммерческо-производственные и т.д.;
❖ поддержка создания информационного, образовательного, консультативного, правового обеспечения предпринимательства в регионе;
❖ создание институтов и механизмов страхования деятельности малого предпринимательства;
❖ размещение на конкурсной основе государственных и муниципальных заказов среди субъектов малого предпринимательства. В этих
целях считаем необходимым принятие закона Республики Дагестан о государственных закупках и заказах и оговорение в нем вопросов приоритетности размещения заказа и закупок на предприятиях малого бизнеса;
❖ поддержка развития финансового лизинга и франчайзинга. Для этого считаем необходимым создание республиканского специального фонда по лизингу оборудования предприятиям малого бизнеса. Существующая в настоящее время практика единичного случая предоставления лизинга не может обеспечить существенный экономический эффект;
❖ государственная поддержка развития малого инновационного предпринимательства, создание условий для функционирования и развития высокотехнологичных организаций;
❖ поддержка инвестиционных проектов в приоритетных отраслях региона - агропромышленный комплекс, народные художественные промыслы, малая строительная индустрия, информационный сервис, туристско-рекреационный комплекс и т.д.
На сегодня бесспорным является необходимость государственной поддержки развития малого предпринимательства, но при этом важно определить формы такой поддержки, чтобы не создавать иждивенчество и не подрывать основы предпринимательской деятельности. Таковыми формами являются финансирование коллективных стендов на ярмарках и выставках, частичное или полное бюджетное финансирование на конкурсной основе, подготовка и повышение квалификации предпринимателей, субсидирование процентной ставки по кредитам и т.д.
В целях стимулирования инвестиционной активности малого бизнеса, сокращения затрат по обслуживанию кредитных ресурсов активно применяется такой вид государственной поддержки, как субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам за счет бюджетных средств (под % ставки рефинансирования), которое республика осуществляет с 2002г. Это привело к упорядочению учета субъектов малого предпринимательства, созданию новых рабочих мест, увеличению налоговой базы. Между тем имеются и проблемы в данной сфере: отсутствие должной экспертизы инвестиционных проектов привело к образованию значительной просроченной задолженность, в том числе по основному кредиту - 33,8 млн. руб., или 23,2% от общего объема выделенных средств. Одним из основных факторов здесь, на наш взгляд, является относительно небольшие объемы выделяемых на эти цели средств. Так, реально государственная поддержка была оказана 51,4% от общего числа предпринимателей, обратившихся и представивших документы в установленном порядке. Нередки случаи, когда средства были выделены на второй, третий год после представления этих документов. Усилия, затраченные субъектами малого предпринимательства на получение этого вида господдержки, столь значительны, что приводят к нежеланию расставаться с полученными средствами [4, с.241].
Кроме того, предпринимателям ежегодно предоставляется возможность за счет частичного финансирования из средств республиканского бюджета принимать участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, в том числе в Москве, Ростове. Махачкале. Благодаря этой поддержке, в 2006-2007 гг., по данным Комитета по поддержке предпринимательства Правительства РД, более 40 субъектов малого предпринимательства приняли участие в выставоч-но-ярмарочных мероприятиях.
Отсутствие первоначального капитала и сложности в получении кредитных ресурсов остаются одними из основных проблем малого бизнеса в республике. У большинства предпринимателей нет надлежаще оформленной залоговой базы. В регионах России в последние годы активно создаются залоговые фонды, лизинговые компании, в Москве создан фонд содействия кредитованию малого бизнеса. Считаем, что и в Дагестане пришло время для создания Республиканского и муниципальных залоговых фондов, Республиканского фонда содействия кредитованию малого бизнеса. Создание подобных фондов значительно облегчит доступ предпринимателей к кредитным ресурсам и расширит перечень мероприятий по финансовой и имущественной поддержке субъектов малого бизнеса за счет следующих направлений:
❖ создание и развитие Фонда содействия венчурным инвестициям в малые предприятия научно-технической сферы;
❖ создание и развитие Республиканского фонда содействия кредитованию субъектов малого предпринимательства;
❖ организация кредитно-финансовой поддержки начинающих предпринимателей и безработных граждан, желающих заниматься в сфере малого предпринимательства;
❖ субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам, займам и лизинговым платежам субъектам малого предпринимательства;
❖ поддержка кредитной кооперации;
❖ поддержка муниципальных программ развития малого предпринимательства.
Реализация поставленных задач возможна только в условиях консолидации средств и возможностей всех структур, заинтересованных в развитии малого бизнеса, и, в первую очередь, административных и финансовых.
Согласно социологическому опросу, проведенному в 2006 г. Межрегиональным маркетинговым центром «Дагестан-Москва», как наиболее важные меры по поддержке малого бизнеса его представителями были выделены финансовая поддержка, помощь в получении ссуд и кредитов - 30,9%. Пятая часть опрошенных предпочитает законодательно определенную систему льгот [4, с.17].
В качестве еще одной меры стимулирования деятельности субъектов малого предпринимательства в реальном секторе экономики полагается целе -сообразным в порядке законодательной инициативы предложить внести соответствующие изменения в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в части установления фиксированного количества проверок ор-
ганизациями по защите прав потребителей у одного субъекта малого предпринимательства в определенный период и обязательности создания такими организациями саморегулирующих органов (по аналогии с аудиторами, арбитражными управляющими и т.д.). Данная необходимость связана с тем, что согласно указанному выше социологическому опросу, проведенному в 2006г., Межрегиональным маркетинговым центром «Дагестан-Москва», 16% субъектов малого предпринимательства считают, что проверки обществ защиты прав потребителей «сильно мешают их работе». Из 13 контролирующих и проверяющих органов и организаций, названных при опросе респондентами, превышает данный показатель только Роспотребнадзор - 24%, а также проведение комплексных проверок - 17% [4, с.18].
Все эти меры, на наш взгляд, способны оказать существенное влияние на решение проблемы занятости и увеличение поступлений в бюджеты всех уровней. Малое предпринимательство является основой для формирования конкурентной среды, насыщения платежеспособного спроса, улучшения социального климата и в конечном итоге положительного влияния на все сферы общественной жизни республики. В целом, подводя итог, следует отметить, что развитие малого предпринимательства в Республике Дагестан выступает важным элементом экономической системы, без которого, на наш взгляд, немыслимо обеспечение экономического роста и повышение качества жизни населения. Именно развитие малого предпринимательства способно снизить социальную напряженность в республике и создать основы становления нормально функционирующей рыночной экономики и гражданского общества.
_Литература_
1. Абдулманапов С.Г. Общественная собственность в стратегии устойчивого социально-экономического развития депрессивного региона. - Махачкала: ИД «Наука плюс», 2006.
2. Арипов М.Г. Механизмы государственного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, как инструмент борьбы с «теневой» экономикой // Стратегия экономического развития республики Дагестан до 2020 года: Материалы научно практической конференции, проведенной 24-25 июня 2008 года Правительством РД. - Махачкала: ГУП «Типография ДНЦ РАН, 2008.
3. Иванова Л.Н. Малое предпринимательство и занятость. - М.: Наука, 2004. - с.3
4. Условия и факторы развития малого предпринимательства в Республике Дагестан. - Махачкала: 2007.
5. Шабанов М.Г. Предпринимательство. Проблемы и перспективы // Стратегия экономического развития республики Дагестан до 2020 года: Материалы научно практической конференции, проведенной 24-25 июня 2008 года Правительством РД. - Махачкала: ГУП «Типография ДНЦ РАН, 2008.
ОРЛОВА Л.В.
САМООРГАНИЗАЦИЯ В СРЕДЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
В статье на основе социологических исследований показана роль самоорганизаций бизнеса в поле публичных и приватных социальных отношений. Дана оценка значимости общественных организаций предпринимателей для решения вопросов сохранения и развития бизнеса. Сделана попытка указать на проблемы, связанные с низкой востребованностью институциональных форм самоорганизации предпринимателей.
ORLOVA L.V
SELF-ORGANIZING IN THE ENVIRONMENT OF SMALL AND
AVERAGE BUSINESS
Basing on sociological research, the article analyzes the role of business self-organization within the field of public and private social relationships. The author gives the evaluation of entrepreneur public organization in connection with solving the problems of business saving and development. There is an attempt to point out the problems of low demand upon the institutional forms of entrepreneur self-organization
Ключевые слова: социологические исследования, самоорганизация бизнеса, социальные отношения, общественные организации предпринимателей, развитие бизнеса, институциональные формы.
Keywords: sociological researches, business self-organizing, social relations, public organizations of businessmen, business development, institutional forms.
Различные формы коллективной самоорганизации могут быть свойственны региональным сообществам предпринимателей: неформальные и формальные, временные и постоянно действующие, нелегальные и легальные.
Структуру делового пространства предпринимателей мы будем рассматривать как совокупность различных отношений предпринимателей с другими структурами, необходимыми для ведения бизнеса, которые формируются на основе деловых отношений с другими людьми.
Особенность этих отношений состоит в том, что они складываются из форм поведения предпринимателя как должностного лица, представляющего свою организацию в публичном деловом пространстве, и форм поведения его как физического лица, представляющего себя и использующего свои личностные отношения в приватном пространстве.
Сфера публичного базируется на институциональных отношениях с другими социальными группами. Сфера приватного базируется на личностных отношениях человека. Для малого и среднего бизнеса вместе эти сферы образуют пространство деловых отношений. В свете этого подхода отношение предпринимателей к деятельности своих региональных объединений яв-
ляется элементом более широкого круга отношений, отношений регионального поля деловой активности предпринимателей.
Качественный и количественный анализ отношения предпринимателей к значению общественных организаций был проведён в ходе глубинных интервью с предпринимателями Нижегородской, Самарской, Саратовской областей, а также Марийской и Мордовской республик. Интервьюирование проводилось на основе формализованного опросного листа с закрытыми и открытыми вопросами. Опрос проводился в сентябре-декабре 2008 и феврале-марте 2009 гг., всего было опрошено 80 человек, из которых 56% - владельцы бизнеса с численностью наёмных рабочих до 50 чел., 13% - владельцы бизнеса с численностью наёмных работников от 50 до 100 чел., остальные - топ-менеджеры и представители руководства частных предприятий1.
Данные интервью показывают, что в сообществе предпринимателей существует достаточно широкий разброс мнений по вопросам, связанным со значением общественных организаций для решения задач сохранения и развития бизнеса. Так, респондентам было предложено оценить, какое значение для сохранения их бизнеса имеют отношения с различными социальными объединениями в регионе, в том числе отношения «Бизнес - региональное объединение предпринимателей». Оценки разбиты на три категории: «высокое значение», «среднее значение» и «низкое значение».
Разброс оценок значения отношения «Бизнес - помощь общественного объединения предпринимателей» представлен в табл. 1, из которого видно, что 18,8% респондентов низко оценивают значение этого отношения; однозначно высокую оценку дают 30% респондентов.
Таблица 1.
Оценка значения отношений «Бизнес - помощь общественного объединения предпринимателей» для сохранения благоприятного делового климата в регионе
Значение отношений «Бизнес - помощь общественного объединения предпринимателей» Распределение ответов (% от числа опрошенных)
Высокое значение 30,0
Среднее значение 15,0
Низкое значение 18,8
Нет ответа 36,3
Из приведённых данных видно, что 66,3% респондентов оценивают отношения «Бизнес - муниципальные власти» и «Бизнес - региональные власти» как имеющие «высокое» или «среднее» значения.
Неустойчивость, неопределенность отношения предпринимателей к значению своих региональных объединений подчеркивает то, что основными «точками» консолидации оценок являются позиция «высокое значение», то есть уверенная позитивная оценка (30%), и позиция «низкое значение», то есть крайне скептическая оценка (18,8%). Последняя подкреплена ответом на открытый вопрос о том, «какую роль в регионе играет деятельность общест-
1 Материал подготовлен в рамках проекта, поддержанного РГНФ, №08-03-00621а, №09-03-00616а.
венной организации предпринимателей. В перечне вариантов ответа один из респондентов выбрал ответ «Другое (что именно?)» и написал: «Занимается болтологией» [1].
Необходимо отметить, что общественные организации бизнеса -это элемент публичной деловой инфраструктуры региона, с которой в нынешней ситуации активно конкурируют приватные деловые связи предпринимателей (отношения «Бизнес - услуги за взятку», «Бизнес - услуги по «обналичке», «Бизнес - помощь друзей», «Бизнес - помощь родственников», «Бизнес -помощь криминала»). Социальный смысл этой конкурентной ситуации состоит в том, что в сфере публичных деловых отношений формируются институциональные, прозрачные, технологичные формы делового поведения и деловой организации, в то время как сфера приватных деловых связей поддерживает индивидуально-личностные, непрозрачные, нетехнологичные формы деловой активности. В этом контексте отношению «Бизнес - помощь общественного объединения предпринимателей» конкуренцию составляют такие отношения, как «Бизнес - помощь друзей» (58,8%), «Бизнес - помощь родственников» (37,6%) (см. таблицу 2) [2].
Таблица 2.
Распределение оценок значимости региональных деловых отношений для
сохранения и ведения бизнеса
Вид деловых отношений Распределение оценок (% от числа опрошенных)
Низкое значение Среднее значение Высокое значение Нет ответа
Бизнес - муниципальные власти 7,5 22,5 43,8 26,3
Бизнес - региональные власти 11,3 17,5 48,8 22,5
Бизнес - услуги банков 4,5 10,0 60,0 22,5
Бизнес - судебные инстанции 12,5 16,3 42,5 28,8
Бизнес - услуги связи 5,0 22,5 51,3 21,3
Бизнес - помощь общественного объединения 18,8 15,0 30,0 36,3
Бизнес - услуги за взятку 25,0 11,3 21,3 42,5
Бизнес - услуги по «обналичке» 20,0 15,0 25,0 40,0
Бизнес - помощь друзей 5,0 20,0 38,8 36,3
Бизнес - помощь родственников 18,8 8,8 28,8 43,8
Бизнес - помощь криминала 23,8 6,3 11,3 58,8
Сфера личностных деловых отношений предпринимателя характеризуется такими особенностями, как неформальность, непрозрачность, нетехнологичность, сильная зависимость от личности, тогда как для сферы институциональных деловых отношений характерны формализованность (и соответствие системам нормативности), прозрачность, технологичность и относительная независимость от личности предпринимателя.
Заметная часть деловых отношений, необходимых для сохранения и ведения бизнеса, строится на персонально-личностных договорённостях и поддерживают теневые финансовые схемы и коррупционные сделки. По данным глубинного интервью, более чем для третьей части респондентом эти отно-
шения обладают высокой или средней значимостью, что следует понимать таким образом, что более трети предпринимателей намерены решать проблемы бизнеса с помощью этих отношений.
Участники социологического исследования о качестве регионального делового климата придерживались таких формулировок: «Деловой климат -это отношение в коллективе, взаимоотношение с партнерами, с клиентом, с органами власти, с надзорными органами», «Деловой климат - это контакт, общение».
Были выделены 4 основные сегменты взаимодействия:
- бизнеса с бизнесом;
- бизнеса с властью;
- бизнеса с гражданским обществом;
- самоорганизация бизнеса.
Во взаимодействии бизнеса с бизнесом были выделены положительные и отрицательные стороны:
- во взаимодействии «с себе подобными» (малый и средний бизнес) отмечали в целом благоприятный деловой климат. А во взаимодействии с монополистами отмечали неблагоприятный климат: «они давят нас тарифами, ставками. Беспредел со стороны монополистов», «Большому бизнесу нужны деньги - за счет населения, малого бизнеса, еще какого-то бизнеса», «насчет энергетиков минус большой».
Во взаимодействии бизнеса с властью отмечалось следующее:
- необходимость подстраиваться под законы: «Если ты налоги платишь - вопросов нет, климат благоприятный».
- давление, принуждение со стороны властных органов оказывать финансовую поддержку общественным мероприятиям: «В администрации сразу говорят конкретно - вы должны столько то, давайте перелопачивайте весь город и собирайте такую-то сумму. У нас все партнерские отношения строились только на этом. От вас нужны деньги, а все остальное мы за вас подумаем». «Раньше взятки требовали деньгами, а сейчас нет - тебя просто приведут, навяжут договор и ты должен во внебюджетный фонд платить 8 - 10 тысяч. Это узаконенная взятка».
- равнодушие к проблемам малого бизнеса: «Власть не заинтересована ни в выживании, ни в существовании, ни в развитии бизнеса», «Равнодушие, официальные барьеры». «На одной чаше весов дороги, бюджет и т.д., а на другой предприниматели, которые ропщут и кричат: «Вы нас задушили». Какая чаша весов важнее? Естественно, бюджет и деньги, а вы как хотите».
- забюрократизированность и, как следствие, необходимость нанимать дополнительных специалистов для заполнения новых форм отчетности: «Сейчас слишком сложная отчетность», «Сейчас собрали чиновников, которые занимаются бумаготворчеством, заставляют делать отчеты: статистика и лицензионная палата (алкогольная продукция). То есть надо еще человека нанимать, чтобы он этим занимался».
- создание негативного имиджа предпринимателя: «Чиновники в основном натравливают общественное мнение на предпринимателя. В СМИ
подспудно, окольно как-то говорят, что они вот такие нехорошие и если они бы были хорошие, то жизнь была бы совсем другая». «Мы с государством должны играть в одну игру, а получается, что нам приходится выживать, а государство любыми способами ставит палки в колеса». «Между предпринимательством и властью всегда будут какие-то противоречия. Надо сходиться на каких то моментах, середину находить».
Во взаимодействии бизнеса с гражданским обществом отмечается неблагоприятный климат в связи с дозированной травлей предпринимателей в глазах населения: «С гражданским обществом - натравливают на нас бывает», «Дозированная травля идет. Раньше была огульная: предприниматель -это враг, паразит. Сейчас маленькая доза, но она бьет точно по процессу развития гражданского общества».
Что касается самоорганизации бизнеса, предприниматели осознают отсутствие возможности влиять на власть поодиночке: «нас никто не слушает, у нас нет рычагов», отмечают необходимость создания организации, отстаивающей их права в органах власти: «создать организацию, которая сможет прийти и сказать: дайте права и к ней прислушаются», «Надо иметь силу, чтобы с чиновника кто-то за нас спросил выше». В то же время отмечают, что создавать организации при безответственных чиновниках бесполезно. «Каждая организация должна иметь силу. Нет силы - в смысл создавать? Сила -закон. Чиновник должен за что-то отвечать. Чиновник отвечает, а ты можешь повлиять на эту ситуацию, тогда он будет тебя уважать».
Участники интервью отмечают также, что создать такую организацию сложно из-за разноплановости их проблем: «это сложно сделать, мы каждый в своей проблеме варимся», «мы сами себя создаем».
Группа не смогла дать однозначного ответа на вопрос об участии в национальных (государственных, региональных, муниципальных) программах. «А что за программы? Я ведь не знаю ни одной программы, которая бы у нас выполнялась», «. я, пожалуйста, между своими сотрудниками распространю, готов предоставить, пусть придут, расскажут. Если государственная программа по лечению ребятишек, то, пожалуйста, ребятишек сотрудников отправим куда-то полечиться».
Анализ полученных данных позволяет заключить, что в среде регионального малого и среднего бизнеса отсутствует выраженная консолидация оценок значимости общественной организации предпринимателей для решения вопросов сохранения и развития бизнеса.
Проведённый анализ показал, что в этой сфере существуют заметные проблемы, связанные, прежде всего, низкой востребованностью институциональных форм самоорганизации предпринимателей. Предприниматели нуждаются в опоре на коллективные ресурсы своего сообщества, но предпочитают использовать коллективные ресурсы родственных или дружеских неформальных сетей. Это говорит о том, что ресурсы институционального доверия в среде предпринимателей низки и дефицит компенсируется за счёт использования семейных и дружеских доверительный отношений.
Анализ социологических исследований позволяет заключить, что готовность малого и среднего бизнеса к самоорганизации в публичном пространстве находится в зачаточном состоянии. Более привычной является самоорганизация, основанная на принципах «личных отношений», то есть самоорганизация в поле приватных социальных отношений или вообще выживание поодиночке. Это, в свою очередь, вызывает смещение интересов и целей деятельности предпринимателей также в сторону приватных мотивов, ценностных установок и достижений.
Поэтому мониторинг и оценка качества структур, институтов и практик региональной самоорганизации различных социальных групп в сфере активности малого и среднего бизнеса является самостоятельной актуальной задачей.
_Литература_
1. Орлова Л.В. Социальная ответственность и профессионализм как факторы цивилизованности бизнеса / Экономика, социология и право: новые вызовы и перспективы: Материалы научно-практической конференции 10-15 мая 2010г.: в 2-х т. Том 2. - Москва, 2010. - С. 237.
2. Орлова Л.В. Об оценке значимости общественных организаций предпринимателей в вопросах сохранения бизнеса / Российское предпринимательство. Всероссийский научно-практический журнал по экономике. - Москва 2/2010, выпуск 1. - С. 148.