Динамика увеличения массы почек в обеих группах достаточно равномерна (рис. 7-8) . Скачков и снижений значений не наблюдается. И у контрольных, и у опытных цыплят превышает контроль, за исключением 2 точек у левой почки и 1 точки у правой: 10 сутки у обеих почек и 20 сутки у левой. Разница между массами левой и правой почек в контрольной группе составляет 0,155 г, причем масса левой больше, в опытной группе - 0,130 г, также масса правой почки оказалась меньше.
ВЫВОДЫ
1. В промышленном птицеводстве у бройлеров кросса «Смена-7» при клеточном содержании от 1 -суточного до 40-суточного возраста введение с питьевой водой вместе с основным рационом иммуномодулирующих препаратов «Гамавит» и «Фоспренил» по предложенной схеме стимулирует закономерное увеличение в возрастном аспекте: - абсолютной массы цыплят на 1,84%; - среднесуточного привеса до 46,37 г/сутки; - сохранности поголовья до 98%; - абсолютной массы почек на 30%, с 1-суточного по 35-суточный возраст. - уменьшает неравномерное снижение относительного прироста абсолютной массы почек - на 2,0%, с 15-суточ-ного по 35-суточный возраст, что свидетельствует об увеличении степени защиты организма от стресс-факторов.
2. При применении биологически активных препаратов: «Гамавит» в дозе 0,1 мл/кг, «Фоспренил» в дозе 0,2 мл/кг -выявлены возрастные и индивидуальные особенности в каждый период и фазу постнатального онтогенеза, отмечен выраженный стимулирующий эффект на макро- и микроморфологию почек цыплят-бройлеров кросса «Смена-7», асинхронно увеличиваются:
- диаметр прямых канальцев левой и правой почек в 1,5 и 3,4 раза соответственно;
- диаметр прямых канальцев, диаметр и площадь просвета, высота эпителиоцитов, диаметр и площадь ядра эпите-лиоцитов обеих почек;
- диаметр и площадь просвета прямых канальцев левой почки максимального значения достигают в 30-суточном возрасте а, правой почки - в 35-суточном возрасте;
- высота эпителиоцитов прямых канальцев левой и правой почки на 3,4 мкм и 1,7 мкм;
- диаметр ядер эпителиоцитов левой почки левой почки увеличился в 1,8 раза, а правой почки - в 3 раза;
- площадь ядер эпителиоцитов левой почки увеличилась в 4,3 раза, а правой почки - в 9,7 раза по сравнению с особями суточного возраста.
3. По периодам развития почек у цыплят-бройлеров выявлены следующие этапы: начально-промежуточный этап морфо-функциональной адаптации и интенсивного морфогенеза; промежуточный этап интенсивного морфогенеза; промежуточный второй этап относительного морфогенеза и зрелости органа; промежуточный 3-й этап относительной стабильности морфогенеза органа; пубертатный этап замедления морфогенеза органа; Пубертатно-геронтологический этап адаптивно-компенсаторных изменений и биологической усталости органа. Определены критические фазы, которые приходятся на 1-е, 29-е, 40-е сутки.
4. Применение иммуномодуляторов «Гамавит» и «Фоспренил» бройлерам кросса «Смена-7» с первых дней жизни, перед стресс-взаимодействиями биологического и техногенного происхождения, оказывает влияние на метаболический статус не только почек, но и на общую резистентность организма, которая проявляется в увеличении содержания в крови гемоглобина, общего белка, повышении бактерицидной и лизоцимной активности сыворотки крови, фагоцитарной активности лейкоцитов, титр антител составил 1:132.
The study identified makrometric and microscopic parameters of broiler cross "Smena-7" in the normal and the application of "Gamavit" and "Fosprenil". The optimal dose of the drugs, as well as critical periods in the development of the kidneys of broilers. Keywords: "Gamavit", "Fosprenil", kidney, broilers, cross, "Smena-7, "periodization.
Список литературы
1.Беркович В.И. Особенности микроморфологии и гистологии почек кур/ В.И.Беркович, Е.П. Ильина // Вопросы морфологии, физиологии и питания сельскохозяйственных животных пушных зверей. Омск , 1979.С.65-69.
2.Водяницкая Т.С. Макро - и микроанатомия почек кур кросса хайсекс браун в постанатальном онтогенезе. Автореф. дисс...канд. ветер. наук. / Т.С. Водяницкая. Брянск, 2006, 24 с.
3. Шакирова Т.Ф. Сравнительная анатомотопографическая характеристика органов мочеотделения домашних птиц / Шакирова Т.Ф. // Состояние и развитие морфологических исследований домашних и диких птиц: Сб. тез. и докл. науч. конф., посвящ 90-летию Н.И. Акаевского. - Челябинск, 1990. - С.57 - 60.
4. Бобылева Г.А. Селекция: настоящее и будущее / Г.А. Бобылева.// Птицеводство. 2006. № 11. С.2-5.
Об авторах
Бобунов А.А. - кандидат биологических наук, старший преподаватель Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
Силенок А.В. - кандидат биологических наук, главный врач государственного автономного учреждения здравоохранения «Брянский клинико-диагностический центр»
УДК 911.3
САМООРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
В.И. Дорошенко, С.Л. Олейник
Процесс самоорганизации населения в Украине определяется как новое направление развития территориальных общин, которое осуществляется с привлечением новейших технологий, методик и зарубежного опыта. В статье рассматриваются теоретические основы самоорганизации населения в Украине как общественно-географическое понятие, что способствует улучшению уровня социально-экономического развития региона и предоставление населению базовых социальных услуг.
Ключевые слова: самоорганизация населения, социально-экономическое развитие, территориальные общины, взаимодействие населения
В современных условиях глобализационного общественного строя и социально-экономических изменений общество все больше сталкивается с проблемами поиска нового механизма для достижения равномерного и сбалансированного развития территорий, недопущения углубления социально-экономических диспропорций, активизации местной экономической инициативы и укрепления потенциала сельской местности.
На сегодня одним из весомых элементов развития, и в то же время перспективным фактором влияния на социально-экономическое развитие территорий, является самоорганизация населения.
Самоорганизация (социальная мобилизация, местная инициатива) - это первый шаг на пути к развитию территории и потенциала людей, проживающих на этой территории. Это системный подход, который включает в себя привлечение граждан к участию в процессе социально-экономического развития территории, на которой они проживают.
Современные изменения в обществе выдвинули перед населением новые задачи поиска внутренних ресурсов развития на местном уровне, отказа от патерналистских ожиданий, формирования новых подходов, по которым должна реализоваться деятельность, что будет способствовать обеспечению социально-экономического роста на региональном уровне. Современным решением проблем на региональном уровне стал процесс самоорганизации населения и создания форм самоорганизации населением Украины.
В свою очередь, научные исследования процесса самоорганизации населения и его особенностей позволят разработать новые, более действенные механизмы для достижения высшего социально-экономического развития регионов Украины, а особенно сельской местности.
Сегодняшняя самоорганизация населения в Украине, как элемент социально-экономического развития, является мало исследованным явлением и встречается преимущественно в виде единичных случаев в юридических и управленческих научных работах. Однако вокруг данной темы сосредоточены усилия представителей разных отраслей науки, большинство которых - социологи, психологи, кибернетики, юристы.
Теоретические и практические аспекты самоорганизации населения в Украине и их функционирования нашли свое отражение в трудах А.С. Орловского, А.С. Крупника, Н.В. Мишиной, К.В. Терзиановой, З.И. Сидоркиной [4; 7, 12].
Причинами возникновения процесса самоорганизации в Украине стали:
- несовершенство административно-территориального устройства, что повлекло за собой отсутствие возможности органами государственной власти оказывать помощь территориям, удаленным от основных центров, в предоставлении социальных и административных услуг;
- устарелость и низкая эффективность фондов жилищно-коммунальной отрасли страны;
- низкое качество работы предприятий жилищно-коммунальной отрасли и услуг, предоставляемых ими;
- развитие местного самоуправления;
- мировые тенденции развития процесса самоорганизации населения и зарубежный опыт решения региональных проблем силами территориальных общин;
- частичное преодоление населением архаического восприятия деятельности форм самоорганизации населения и других неправительственных организаций.
На современном этапе развития самоорганизация населения похожа на «паззл», состоящий из многих элементов, совокупное действие которых создает общую картину, результатом которой является улучшение социального уровня жизни населения и преодоление диспропорций между регионами страны.
Стоит отметить, что самоорганизация населения способствует повышению всех показателей социально-экономического развития регионов путем нахождения средств, рабочей силы и методически информационной поддержки населения для решения неотложных социально-экономических проблем той или иной территории. В свою очередь, уровень развития процесса самоорганизации населения растет в зависимости от уровня развития соответствующих социально-экономических показателей развития той или иной территории. Анализ самоорганизации населения и факторов, вызывающих ее, является важным для развития нового механизма регионального развития территорий с учетом современных тенденций децентрализации власти, местного самоуправления, возможностей и ресурсов территориальных общин.
Современные тенденции развития мирового сообщества способствуют исследованию процесса самоорганизации населения в контексте системного подхода как сложной социальной системы, где главным элементом является население, осуществляющее многостороннюю связь со всеми другими элементами системы для удовлетворения общих проблем, постепенно переходящих в индивидуальные.
Современные формы самоорганизации общества трудно отнести к ранее определенным видам социальных систем, в большей степени они создают новый вид, который будет объединять в себе определенные черты уже существующих систем, однако будет направлен на разностороннее развитие всех элементов системы.
Эффект самоорганизации населения осуществляется двумя механизмами.
Первый достигается с помощью неформального сотрудничества, несанкционированной деятельности, второй - с помощью определенной цели и целенаправленными, четко организованными действиями населения, что является более эффективным и целесообразным в современных условиях осуществления процесса децентрализации.
Главным действующим лицом всех видов систем является индивид, который в рамках данной системы выполняет определенную социальную роль, а в современной интерпретации их совокупность, образующая сообщество или территориальную общину, на основе принципа территориальности.
Территориальные общины рассматриваются как ресурс регионального развития и управления, как источник целей местного самоуправления, как субъект развития социальной среды и основа самоорганизации населения.
Сообщества, образование на базе социальных групп и территориальных общин для решения общих проблем, являются потенциальным проявлением самоорганизации населения. Такие объединения могут ставить перед собой цели и мобилизовать свои ресурсы для их достижения, то есть служат источником развития территориальных общин и территорий, на которых они проживают.
Самоорганизация - характерный и неизбежный процесс развития как одной личности, так и группы населения. Как и любой процесс, самоорганизация имеет результат, который можно измерить. Лучшим показателем результативности деятельности населения в рамках самоорганизации является эффективность, проявляющаяся следующими формами: организационная, экономическая, социальная, технологическая, психологическая, политическая, нравственная, экологическая,
правовая. Количественно можно оценить только экономическую эффективность, а другие формы, не менее важные, - качественно, по мере возникновения потребностей населения и интересов в самоорганизации.
Основными сферами самоорганизации территориальных общин являются: коммунальное хозяйство (проблемы с сетями водо -, тепло -, газо -, электроснабжения и водоотведения, реконструкция устаревших фондов жилищно-коммунального хозяйства и поддержание существующих, контроль тарифов на предоставляемые услуги, создание и контроль деятельности ОСМД); экология (борьба с промышленным загрязнением территории и организация общественной уборки территорий, вывоз и утилизация мусора и внедрение новейших технологий по переработке отходов); экономика и предпринимательство (микропроекты по развитию предпринимательства и кооперации, привлечение инвестиций, развитие рынка труда, микропроекты в сельхозпроизводстве, сбыт и переработка продукции, производимой в регионе, зеленый туризм, развитие рынка услуг в селе или городке); социальная защита (предоставление социальных услуг населению, решение социальных проблем незащищенных слоев населения); информация (микропроекты, способствующие получению общественно-политической информации, накопление знаний на примере других общин и их распространение, развитие местных СМИ); образование (создание родительских комитетов, организация «народной школы», микропроекты по поддержке выпускников и молодых талантов); культура (организация досуга, развитие самодеятельности, создание самодеятельных кружков, хоров, музеев, строительство и реконструкция домов культуры, клубов, библиотек); здоровый образ жизни и спорт (привлечение молодежи к спорту и организация спортивных соревнований внутри общины и между общинами, строительство и реконструкция стадионов и спортивных площадок); здравоохранение (содействие медицинскому обслуживанию жителей общины, распространение медицинской информации, организация диспансерного медицинского обследования, обеспечение дешевыми и качественными медикаментами, реконструкция старых зданий ФАПов, строительство новых социальных объектов, доступ к различным видам услуг через сеть Интернет).
Самоорганизация населения в первую очередь возникает на локальном уровне (дом, микрорайон, село, поселок, городок и т.д.), так как территориальные общины на местах лучше знают свои потребности, и пытаются решить собственные проблемы путем самостоятельной деятельности на территории проживания.
Механизм самоорганизации населения действует так: изначально территориальная община принимается за решение первоочередных социально-экономических проблем (водоснабжение, ремонт жилых объектов и объектов социальной сферы, утилизация мусора, реконструкция, строительство медицинских учреждений и т.д.); в свою очередь, это порождает цепную реакцию для решения следующих, более мелких проблем, которые в будущем могут сыграть важную роль в жизнеобеспечении населения и социально-экономическом развитии территории (строительство территориальной общиной водопровода способствует уменьшению расходов на подвоз воды как для населения, так и для промышленности, улучшению жилищно-коммунального состояния объектов жилищной сферы, развитию отдельных отраслей хозяйства территории, изменению производственной специализации территории, обеспечению населения собственной сельскохозяйственной продукцией, увеличению рабочих мест и доходов населения).
В процессе самоорганизации населения, помимо обеспечения социально-экономических потребностей, осуществляется обеспечение культурно-духовных, информационных потребностей путем культурно-просветительской деятельности (проведение семинаров, конференций, тренингов, выставок, культурно-образовательных ярмарок) и обменом опыта - как международным, так и региональным (поездки, издание литературы), что способствует постепенной интеграции самоорганизации населения в другие сферы человеческой жизни, такие как экономическая (установление равновесия между спросом и предложением), социальная (самоорганизация личности и членов команды), духовная (реализация всех проявлений культуры и распространение культурного сознания), культурная, политическая и другие.
В зависимости от задач и условий функционирования самоорганизационной деятельности можно выделить определенные формы самоорганизации, ими являются: общественные организации; благотворительные организации; органы самоорганизации населения; объединения совладельцев многоквартирного дома (ОСМД), кооперативы, проекты международных организаций.
Разнообразие форм, видов и проявлений самоорганизации населения на региональном уровне в условиях посткризисного периода и низкого уровня развития регионов предусматривает унификацию принципов осуществления деятельности, которые заключаются в следующем:
- формирование долгосрочных целей экономического роста на местном уровне;
- параллельное решение неотложных текущих проблем местного развития;
- применение системного подхода к определению проблем, формированию задач, которые должны быть решены на местах;
- выработка общего с органами публичной власти, бизнесом и общественностью видения стратегических приоритетов деятельности, целей и задач экономического роста на местном уровне;
- налаживание эффективного сотрудничества органов публичной власти, граждан и бизнеса по стимулированию местной экономической инициативы, привлечению и оптимальному использованию ресурсов (прежде всего местных), решению актуальных вопросов экономического роста на местном уровне, обеспечению стабильного местного экономического развития;
- налаживание эффективного взаимодействия с внешней средой - регионами и общинами как других регионов Украины, так и других стран;
- обеспечение прозрачности, открытости, публичности принятия решений по задействованию механизмов, инструментов, рыночных и административных стимулов экономического роста на местном, региональном уровнях и тому подобное.
Недостатком является то, что ни одну из этих форм самоорганизации нельзя назвать идеальной с точки зрения эффективного привлечения общин к местному развитию. Каждая из них имеет существенные недостатки, и ни одна не обеспечивает общество полноценным инструментарием для ее активного участия в местном развитии, поэтому каждая община выбирает форму самоорганизации выходя из собственных предпочтений и возможностей.
Наиболее распространенной формой самоорганизации населения являются общественные организации - объединения граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других общих интересов.
Особым видом общественной организации является благотворительная организация - негосударственная организация, главной целью деятельности которой является осуществление благотворительной деятельности в интересах общества или отдельных категорий лиц.
С точки зрения общественно-географической науки наибольший интерес представляют органы самоорганизации населения и ОСМД.
Объединение совладельцев многоквартирного дома (ОСМД), несмотря на свое узкое «целевое назначение», можно рассматривать как одну из форм самоорганизации общин для решения задач местного развития. Такую форму можно использовать в населенных пунктах с многоквартирными домами для реализации тех проектов местного развития, которые связаны с такими домами (например, ремонт коммунальных сетей, строительство детской площадки и т.д.).
Во многих случаях для самоорганизации населения «удобной» будет такая форма, как кооператив - форма кооперации, созданная на основе совместной деятельности и взаимодействия членов кооператива для удовлетворения собственных социально-экономических потребностей.
Органы самоорганизации населения (ОСН) - это представительские органы, создание жителями, которые на законных основаниях проживают на территории села, поселка, города или их частей, для обеспечения более полного обеспечения социально-бытовых, культурных и других потребностей населения, улучшения условий жизни, бытового, коммунального, торгового, медицинского и другого обслуживания [4].
Особым современным показателем самоорганизации населения является «уровень популярности» той или иной формы самоорганизации населения. Наиболее «популярными» формами самоорганизации населения с тенденцией к росту на сегодняшний день являются органы самоорганизации населения и ОСМД, наименее «популярной» формой самоорганизации населения является кооператив.
Среди функций, которые могут выполнять органы самоорганизации населения, следует выделить такие: социальной защиты, идеологическая, сервисная, развития, инвестиционная, интегративная.
Процесс самоорганизации населения в Украине имеет достаточно специфическую территориальную структуру и не является хозяйственной структурой с производственными функциями. На сегодняшний день в социально-экономической географии территориальная структура форм самоорганизации населения является мало изученной областью, так как в науке уделялось большее внимание исследованиям территориальной структуры производственных общественно-территориальных систем, которые ограничиваются лишь описанием особенностей отраслевого состава и уровнем концентрации определенных видов производств в отдельных ареалах. Еще одной важной причиной низкого уровня изученности территориальной структуры является отсутствие общего законодательного акта, который бы предоставлял объяснения самоорганизации населения, описывал территориальную структуру и элементы, которые она включает.
Территориальная структура самоорганизации населения в Украине - это совокупность определенным образом размещенных и взаимосвязанных элементов, объединенных социальной активностью населения определенной территории с целью решения социально-экономических проблем регионов на всех уровнях.
Основными особенностями форм самоорганизации населения, влияющие на формирование территориальной структуры, являются:
- отсутствие вертикальной подчиненности форм самоорганизации друг другу, как это наблюдается в органах государственной власти;
- деятельность форм самоорганизации базируется на принципах горизонтальных связей и горизонтальных отношений;
- самостоятельность в своей деятельности;
- в соответствии с требованиями законодательства определенные формы самоорганизации не могут образовывать два или более одинаковых по функциональности объекты на определенной территории;
- формы самоорганизации населения не включены в государственные структуры, а призваны функционировать для реализации интересов и инициатив населения (общин, отдельных граждан);
- формы самоорганизации населения не производят производственную продукцию, а являются поставщиками социальных услуг и благ;
- формы самоорганизации населения связаны с добровольной деятельностью граждан;
- формы самоорганизации населения, как правило, не охватывают большую территорию своего расположения и регистрации, однако влияние их деятельности может распространяться далеко за пределы их расположения (международные общественные организации, всеукраинские и т.п.);
- предоставление качественных и эффективных социальных услуг, в том числе которых не могут обеспечить ни коммерческие, ни государственные учреждения (преимущественно способы выработки инновационных подходов к обеспечению таких услуг) [11];
- организация общества для самостоятельного удовлетворения их интересов без дополнительных финансовых или административных расходов со стороны государства.
Формы самоорганизации населения как элементы территориальной структуры выступают в виде точечных, а иногда ареальных образований и центров. Формы самоорганизации населения в своем большинстве не имеют определенного типа территориальной структуры и образуются рассредоточено в зависимости от инициативы населения определенной территории и административного деления.
Точечные образования представлены формами самоорганизации населения, которые размещены по территории отдельными объектами.
Специфическим примером ареального образования форм самоорганизации населения в Украине является г. Киев, отличающийся высоким уровнем концентрации различных форм самоорганизации населения. Киев как столица и как крупнейший город Украины (2 845 023 человек) имеет притягательную силу для большого количества населения, нуждающегося в удовлетворении социально-экономических потребностей, которые трудно полностью обеспечить только работой государственных органов власти.
Город перенасыщен промышленными предприятиями и постройками - как промышленными, офисными, так и жилищными - в изношенном состоянии, что порождает проблемы по предоставлению социально-экономических услуг и создает предпосылки для развития большого количества форм самоорганизации населения.
По состоянию на начало 2013 года в г. Киеве насчитывалось 13429 форм самоорганизации населения, из которых
больший процент приходился на общественные и благотворительные организации - 87% (по состоянию на 2012 год в г. Киеве зарегистрировано 2121 благотворительную организацию, а центральных органов общественных организаций с международным и всеукраинским статусом - 431) [9].
Основными факторами, влияющими на постепенное формирование центров концентрации форм самоорганизации населения, стали: высокий уровень урбанизации, который существенно влияет на распространение и образование форм самоорганизации населения, присущих городскому населению (уровень урбанизации территорий составляет 60-100%); экспортно-ориентированная модель экономики регионов; центры сосредоточения «капитала»; инвестиционная привлекательность регионов; наличие городской инфраструктуры, неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры; большое количество населения, проживающего в ветхом и аварийном жилищном фонде; наличие центральных органов исполнительных власти в регионах и мощных ячеек политических партий; наличие крупных налогоплательщиков, которые, в свою очередь, выступают «спонсорами» для форм самоорганизации населения; образованность населения регионов в деятельности, осуществляемой в процессе самоорганизации населения; высокий культурный или интеллектуальный потенциал самоорганизации региона.
Еще одним весомым фактором образования форм самоорганизации населения является влияние высокоурбанизированных городов, которые углубляют территориальную поляризацию, что, в свою очередь, характеризуется высокой концентрацией активного самоорганизационной деятельности населения в зонах активного влияния большого города.
Одной из главных причин отставания регионов в создании форм самоорганизации населения является высокая плотность сельских поселений и, соответственно, высокий уровень сельского населения, отсутствие городской жилищно-коммунальной инфраструктуры (отсутствие ЖЭКов, низкий уровень количества ОСМД, многоэтажек), высокий уровень населения старшего возраста, низкий уровень инвестиционной привлекательности регионов, недоверие к деятельности негосударственных организаций, низкий уровень инициативного потенциала сельского населения, низкая институциональная поддержка со стороны органов местного самоуправления и исполнительных органов власти, информационная изоляция сельского населения и недостаточное обеспечение информационно-разъяснительной и учебно-консультационной работы, отсутствие действенных программ государственной поддержки развития регионов.
В регионах с высоким уровнем сельского населения самоорганизация осуществляется в направлении сотрудничества территориальных общин с международными организациями, которые инициируют внедрение проектов развития в энергетике, водоснабжении, охране окружающей среды, охране здоровья и других.
На сегодняшний день все формы самоорганизации населения сосредотачиваются на низовом уровне и включают село, поселок, район, город, так как именно на этих уровнях проживает все население страны.
Уровень области и страны являются виртуальными уровнями, которые являются объединяющей основой для централизованной координации.
Уровень села охватывает деятельность международных организаций (проекты развития), органов самоорганизации населения (сельские комитеты), кооперативов (в основном агропромышленных), объединений совладельцев многоэтажного дома (ОСМД).
Учитывая предложенные изменения в украинском законодательстве, не стоит обходить вниманием уровень громады (с украинского языка «громада»), объединяющей до 10 сел (8-10 тыс. чел.). Громада - это сообщество граждан и принадлежащая им территория с имуществом и инфраструктурой. Уровень громады охватывает деятельность международных организаций (проекты развития), органов самоорганизации населения (сельские комитеты), кооперативов (в основном агропромышленных), объединений совладельцев многоэтажного дома (ОСМД).
Уровень поселка городского типа охватывает деятельность международных организаций (проекты развития), органов самоорганизации населения (поселковые комитеты), филиалов, отделений, представительств и других структурных ячеек организаций иностранных государств, кооперативов, объединений совладельцев многоэтажного дома (ОСМД), местных общественных и благотворительных организаций, местных ячеек всеукраинских, международных общественных организаций.
В своей основе уровень района дополнительно включает еще и уровень города, поэтому, кроме деятельности международных организаций (проекты развития), местных, всеукраинских, международных общественных и благотворительных организаций, союзов общественных организаций, к общей совокупности форм самоорганизации населения на региональном уровне относят органы самоорганизации населения (домовые, уличные, квартальные комитеты, микрорайонов, жилых комплексов и другие комитеты), объединения совладельцев многоэтажного дома (ОСМД), кооперативы.
Таким образом, на основе выделенных уровней реализуется принцип глобализации. Человек, семья, село, община, поселок городского типа, город, район в процессе самоорганизации выполняют максимально возможный для каждого из них объем продуктивной деятельности. На основе принципа «снизу -вверх» с нижнего уровня на верхний передается совместное выполнение только такой деятельности, которую нижний уровень не в состоянии выполнить самостоятельно.
По содержанию территориальная структура форм самоорганизации населения является интегральной, потому что совмещает взаимодействие населения, государственных органов власти, бизнес-сектора, международных организаций, субъектов в сферах производства, распределения и потребления материальных и нематериальных благ.
Характеризуя территориальную структуру форм самоорганизации населения, не стоит забывать, что систему самоорганизации населения Украины составляют не только формы самоорганизации населения, но и организации, сосуществующие вместе с формами самоорганизации в одной параллели и осуществляющие координационную и партнерскую деятельность. На уровне области, столицы и страны, кроме форм самоорганизации населения, функционируют координаторы деятельности форм самоорганизации населения и государственные органы исполнительной власти, выполняющие партнерские и поддерживающие функции.
Согласно данным Государственного комитета статистики Украины и Единого Государственного Реестра Предприятий и Организаций Украины в Украине по состоянию на 2013 год зарегистрировано органов самоорганизации - 1421 (1%), общественных организаций (включая международные, всеукраинские, местные организации, их ячейки, филиалы и обособленные структурные подразделения) - 91317 (71%), благотворительных организаций (включая международные, все-украинские, местные организации, их ячейки, филиалы и обособленные структурные подразделения) - 14798 (12%), объединений совладельцев многоквартирного дома - 15018 (13%), кооперативов - 5561 (4%).
Основными механизмами и процедурами влияния форм самоорганизации населения является:
- общественное лоббирование определенных нормативно-законодательных актов;
- создание сетки форм самоорганизации населения в регионах Украины;
- сотрудничество с международными организациями в виде проектов и программ социально-экономического развития, а также программ, направленных на решение конкретно определенных проблем;
- проведение семинаров, тренингов, собраний, заседаний, участие в общественных слушаниях, которые проходят на базе исполнительных органов власти;
- популяризация идеи самоорганизации населения в средствах массовой информации;
- проведение выставок, ярмарок, культурных и спортивных мероприятий;
- печать бумажных изданий для информирования населения об идеях самоорганизации населения и механизмах их внедрения в действительность;
- деятельность в сети Интернет, направленная на создание информационных сайтов; обмен опытом между территориальными общинами.
На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать, что в Украине постепенно формируется территориальная структура форм самоорганизации населения, возникающих в результате осознания инициативными группами населения необходимости формализации своих внутригрупповых отношений для достижения общих целей и решения региональных проблем, которая, в свою очередь, поддерживается со стороны государственных органов, международных организаций и населения. Такая активная демократическая тенденция в условиях современных мировых тенденций способствует полноценному обеспечению социально-экономических потребностей населения, консолидации усилий общественности для привлечения дополнительных ресурсов к решению проблем на местном уровне.
Создание форм самоорганизации населения является внутренним «двигателем» для развития и активизации территориальных общин, участия граждан в решении вопросов территории, на которой они проживают. Потенциал влияния форм самоорганизации населения является достаточным для того, чтобы активизировать отдельных граждан, группы населения, органы власти, бизнес-сектор для полноценного социально-экономического развития регионов Украины. В свою очередь, научные исследования процесса самоорганизации населения и его особенностей позволит разработать новые, более действенные механизмы для достижения социально-экономического развития регионов Украины, а особенно сельской местности.
The self-organization process of the population in Ukraine is defined as a new direction of the territorial communities development, which involves attraction of the latest technologies, techniques and foreign experience. The article reviews theoretical aspects of self-organization of the population in Ukraine as the public and geographical concept, which improves the level of social and economic development of the region and providing the basic social services to the population.
Keywords: self-organization of the population, social and economic development, territorial communities, interaction of the population.
Список литературы
1. Бузгалин А.В. Самоуправление как новый тип общественных отношений / А. В. Бузгалин // Проблемы местного самоуправления. - 2002. - №1. - С.15-17.
2. Гражданское общество как основа демократического развития Украины: аналитический доклад / Коллектив авторов; под общ. ред. Н.В.Грицяк. - К .: НИСИ, 2009. - 25с (на правах рукописи).
3. Государственное содействие самоорганизации населения как демократическая форма управления местным социально-экономическим развитием / Сейтосманов А.С. // Гилея. Исторические науки. Философские науки. Политические науки: Наук. вестник: сб. наук. трудов / Нац. пед. ун-т им. М. П. Драгоманова, Украинская АН. - К.: Изд-во НПУ им. М. П. Драгоманова, 2011. - Вып. 45 (3). - С. 500-509.
4. Закон Украины «Об органах самоорганизации населения»: научно-практический комментарий / Под. ред. А.С. Орловского, А.С. Крупнику, Н.В. Мишиной, К.В. Терзиановой. - Одесса: ЧП «Евродрук», 2012. - 192 с.
5. Капустин В. С. Введение в теорию социальной самоорганизации / В. С. Капустин. - М.: РАГС, 2003.
6. Количество субъектов в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины по организационно-правовым формам хозяйствования по регионам за период 2099-2013 гг.: Ответ Государственной службы статистики Украины на информационный запрос от 04.06.2013 №15.1-20 / 725 ПИ.
7. Мишина Н.В. Органы самоорганизации населения: сравнительно-правовое исследование: автореф. дис. на соискание ученой степени док. юр. наук: спец. 12.00.02 «Конституционное право; муниципальное право» / Н.В.Мишина. -Одесса, 2010. - 26 с.
8. Основы социальной самоорганизации населения: учеб.-метод. комплекс для студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление» / сост. Н. М. Филиппова, И. Ш. Рысаев, Г. Н. Сулейманов. - Уфа: Багс, 2008. - 75 c.
9. Общественные организации в Украине в 2012 году: статистический бюллетень / Госкомстат Украины. - М.: ГП «Информ.-аналит. Агентство », 2013. - 156 с.
10. Позняков А.В. Объективность самоорганизации и субъективность ее интерпретации // материалы IV Всерос.науч. семинара «Самоорганизация устойчивых целости в природе и обществе». - Томск: Спектр, 2000.
11. Показатели развития гражданского общества в Украине / А.Ю. Винников, А. А. Красносельская, М. В. Лацыба; Укр. независ. центр полет. исслед. - К: [Агентство «Украина»], 2012. - 80 с.
12. Сидоркина З.И. Социально-географические аспекты самоорганизации населения // География и природ. ресурсы. - 2007. - № 2. - С. 118 -122.
Об авторах
Дорошенко В.И. - кандидат географических наук, доцент кафедры экономической и социальной географии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Vikdor@i. ua
Олейник С.Л. - аспирант кафедры экономической и социальной географии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, [email protected]