reform
гий, а также пропаганды государственной политики энергосбережения и устойчивого развития.
Также, в целях повышения компетенции работников сферы ЖКХ, одновременно мониторинга потребности регионов, изучения региональных вопросов состояния сектора ЖКХ АО «Казцентр ЖКХ» проводится ряд комплексных образовательных мероприятий.
С 2013 года стартовала новая республиканская бюджетная программа, направленная на повышение квалификации специалистов сферы жилищного хозяйства, для руководителей и специалистов местных исполнительных органов, руководителей и работников коммунальных предприятий, органов управления объектами кондоминиума. Программа разработана АО «Казцентр ЖКХ» с участием международных экспертов ПРООН/ГЭФ, немецкой организации «Инициативы жилищного хозяйства в Восточной Европе - «ГWO» на основе новых методик проведения тренинга, стимулирующих слушателей
на активное участие в образовательном процессе по выработке оптимальных моделей взаимодействия между основными участниками рынка ЖКХ.
Таким образом, можно отметить, что значение изречения «Кадры решают все!» сегодня не утратило своей значимости, а, наоборот, возросло, и особенно в сфере ЖКХ.
В целом АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ», как организация, созданная постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2009 года № 1725 для формирования институциональных основ повышения эффективности сферы ЖКХ, участвует в процессах и проектах по совершенствованию системы подготовки кадров совместно с ведущими отечественными и зарубежными вузами и компаниями, международными организациями в целях ускоренного развития кадровых ресурсов жилищно-коммунальной сферы, без которого невозможна дальнейшая эффективная модернизация и реформирование отрасли.
Беззубко Л.В.
доктор наук по государственному управлению, кандидат экономических наук, профессор, Донбасская
национальная академия строительства и архитектуры, Украина, г. Макеевка
УДК 342
украинский опыт развития общественного контроля в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг
ukrainian experience of the development of the public control in the sphere of housing
and communal services
Процессы модернизации управления в разных странах актуализируют необходимость большей прозрачности и подотчетности власти, следовательно, требуют введения различных форм народного представительства и участия в общественной жизни. Следует отметить, что положение в данной области значительно улучшилось в связи с принятием Правительством Украины «Порядка содействия проведению общественной экспертизы органов исполнительной власти» [2]. Значительно повысилась роль общественности в формировании и реализации государственной политики, в решении актуальных проблем местного развития со вступлением в силу Закона Украины «О доступе к публичной информа-
ции». Таким образом, перед общественностью на Украине открываются новые возможности в реализации своего права на общественный контроль за деятельностью органов всех ветвей власти и органов местного самоуправления, в проведении экспертизы и общественного мониторинга деятельности органов власти различного уровня. Такие виды деятельности стали существенной составляющей многих институтов гражданского общества.
Контроль и оценка общественных организаций разных сторон жизни в процессе выработки общественной политики предусматривают обеспечение взаимной связи между государственными, муниципальными, общественными и частными организа-
циями, выявление имеющихся или потенциальных противоречий, требующих решения или вмешательства. Роль общественности во многом носит консультативный и представительный характер. Не обладая полномочиями принимать окончательные управленческие решения, общественные организации осуществляют влияние, оказывают давление, лоббирование, общественный контроль и оценку над процессом принятия, реализации этих решений.
Общественная экспертиза деятельности органов исполнительной власти является составляющей механизма демократического управления государством. Анализируя деятельность органов власти, внося свои предложения, институты гражданского общества таким образом способствуют улучшению существующей государственной политики или инициируют формирование, пересмотр такой политики.
Общественную экспертизу деятельности органов власти (местного самоуправления) могут инициировать и осуществлять институты гражданского общества (ИГО). Под институтами гражданского общества в данном случае следует понимать общественные организации, профессиональные и творческие союзы, организации работодателей, благотворительные и религиозные организации, органы самоорганизации населения, негосударственные средства массовой информации и другие непредпринимательские общества и учреждения, легализованные в соответствии с законодательством.
Согласно существующему Порядку содействия проведению общественной экспертизы деятельности органов исполнительной власти любой легализованный в установленном порядке ИГС может провести экспертизу деятельности любого органа исполнительной власти. Ограничений на основании статусности (территориальности, вида деятельности, количества членов, организационно-правовой формы) этой организации не существует. Так, любая местная организация может инициировать проведение общественной экспертизы и контроля деятельности любого министерства. Конечно, следует отметить, что принятие данного Порядка автоматически не решило всех имеющихся нормативно-правовых, организационных, экономических и социальных проблем в организации проведения таких экспертиз. В данной статье рассматривается опыт и результаты проведения общественных экспертиз в отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Практически в каждом украинском городе существуют определенные проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства в связи с недостаточным финансированием, неудовлетворительным качеством предоставления услуг и т. д. Решить эту проблему, очевидно, можно путем проведения реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ). Именно
с таким предложением к мэру г. Первомайска (Украина) обратился председатель ОО «Политсоциум» В. Иванов [3]. Первым шагом к проведению общественной экспертизы выполнения Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Первомайск стало утверждение соответствующего Распоряжения городского головы.
В ходе экспертизы было оценены результаты формирования рынка жилищно-коммунальных услуг, деятельность существующих в городе объектов совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), деятельность исполкома по обслуживанию и ремонту жилых домов, вывозу твердых бытовых отходов, обеспечению теплом и горячей водой, обеспечение питьевой водой, деятельность исполкома по привлечению общественности к принятию решений по проблемным вопросам, в том числе и при утверждении тарифов на услуги ЖКХ. Например, по результатам проведенной общественной экспертизы было выявлено, что структура тарификации услуг одного из местных ЖЭКов построена таким образом, что 43% средств от общей суммы собранной квартплаты идет на заработную плату ее работников, а 39% этой суммы на налоги и обязательные платежи и только 8 % - на строительные материалы, 7 % - на энергоносители и 3% - на другие расходы.
Убыточность коммунальных предприятий города Первомайск усугубляет тот факт, что степень износа городских водопроводных сетей составляет 80%, что приводит к потере 40% воды от общего объема, поданного в город, а при износе котельного оборудования на уровне 60-80% средний показатель КПД составляет 70%. Создание ОСМД может существенно экономить средства: суммы, которые тратятся на зарплату большого штата работников коммунальных хозяйств, лишние платежи и налоги могут быть направлены на ремонт и усовершенствование изношенных и устаревших коммунальных систем.
По результатам общественной экспертизы ОО «Политсоциум» было подготовлено экспертное заключение и соответствующие предложения в городской совет Первомайска и его исполнительный комитет. Предложения общественной экспертизы были учтены в полном объеме в решении исполкома «Об итогах общественной экспертизы»:
Утвержден ряд мероприятий по содействию созданию ОСМД, среди которых:
1. Использовать новые эффективные формы управления ОСМД - с помощью частных предпринимателей, ассоциации ОСМД, профессиональных управляющих.
2. Использовать возможность действующего законодательства по созданию ОСМД в нескольких малоквартирных домах или в одном подъезде
многоквартирного дома.
3. Управлению ЖКХ города поставлена задача - при передаче дома на баланс ОСМД обеспечить его всей необходимой документацией, в том числе паспортом дома, реально отражающим состояние дома на момент передачи (с учетом перепланировки квартир, изменением системы отопления, перевода квартир в нежилые помещения).
4. Управлению ЖКХ города поручено рассмотреть вопрос об открытии отдельных счетов по каждому дому и согласовывать планы ремонта домов с домовыми комитетами. Это поможет повысить прозрачность использования платежей жителей за содержание дома и придомовой территории и привлекать их к управлению своим домом и таким образом подготовиться к созданию ОСМД.
А вот результаты проведения общественной экспертизы по вопросам тарификации в ЖКХ. Следует отметить, что действующая нормативно-правовая база в Украине не обеспечивает участия граждан и органов самоорганизации населения (ОСН) в процессах тарифообразования, планирования и контроля за качеством услуг в сфере ЖКХ. На пути внедрения механизмов общественного контроля стоят более 20 подзаконных нормативно-правовых актов, требующих серьезных изменений и дополнений. Проведенный анализ нормативных документов показал, что фактически отсутствует эффективный механизм контроля за соответствием цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги их качественным показателям, четкая схема пересмотра и изменения тарифов.
Одним из недостатков является закрытость процесса тарифообразования. Население остается практически оторванным от вопросов, связанных с ценообразованием, хотя в первую очередь они касаются его. В настоящее время порядок определения тарифов регламентируется постановлением Кабинета Министров Украины от 1 июня 2011 г. № 869 «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги». Но данный порядок расчета размера тарифа имеет ряд существенных недостатков, которые вызывают искривление номинальной стоимости тарифа:
1. Определение стоимости составляющих тарифа на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий осуществляется на общую площадь квартиры, не учитывая количества ее жителей, что приводит к социальной напряженности.
2. Существуют незакрепленные придомовые территории, обслуживание которых не включено в размер тарифа. По домам, где большая площадь придомовой территории и относительно небольшая площадь квартир (2-3-этажные дома), предполагалось, что расчетный тариф за счет расходов на убор-
reform
ку придомовой территории будет составлять 1-1,3 дол. за кв. м общей площади квартиры. Однако, по мнению экспертов, утверждение тарифов на таком уровне привело бы к росту социальной напряженности в обществе. Поэтому тарифы были приведены к уровню 0,5 дол. за кв. м общей площади квартир путем исключения по вышеупомянутым домам значительной части площадей придомовых территорий.
3. Отсутствует статья расходов на техническое обслуживание конструктивных элементов здания (мелкий ремонт и обслуживание крыш, кровли, фундамента, подвальных помещений, дверей, стен, фасадов, лестниц, водостоков, почтовых ящиков, детских площадок и др.).
4. Расходы по проведению периодической проверки, обслуживания и ремонта квартирных средств, учета воды и тепловой энергии не включены в состав тарифа. Это вызывает также проблемы с оплатой проверки, обслуживания и ремонта различных квартирных счетчиков в квартирах, которые принадлежат членам общества совладельцев многоквартирных домов (ОСМД).
5. Не обеспечена нормативная база для включения инвестиционной составляющей в тарифы на жилищные услуги. Это не позволяет жилищно-эксплуатационным организациям сформировать необходимые резервы для расширенного воспроизводства собственной инфраструктуры, осуществить совершенствование технологических процессов, внедрение ресурсосберегающих технологий.
Таким образом, для улучшения качества услуг и установления экономически обоснованных тарифов целесообразно провести такой комплекс мероприятий для эффективной работы жилищно-эксплуатационных организаций:
1. Представляется целесообразным разработать нормативно-правовой акт «Об утверждении Порядка обеспечения участия членов территориальных общин в осуществлении общественного контроля за предоставлением жилищно-коммунальных услуг». В этом документе предлагается определить общие условия для отбора и определения исполнителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), сформировать процедуру общественного контроля по определению перечня услуг, расчета и согласования тарифов.
Среди других предложений в законодательство Украины - определение подхода по контролю общественными уполномоченными качественных и количественных показателей ЖКУ, формулирование механизма публичных отчетов о состоянии предоставления таких услуг [4].
2. Предлагается осуществить экономический и технический аудит цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
3. Разработать механизм стимулирования ра-
ботников ЖЭО за работу по улучшению качества предоставления услуг.
4. Ввести компьютерные информационно-управленческие системы предоставления и контроля жилищно-коммунальных услуг.
5. Разработать механизм привлечения инвестиций в развитие жилищно- коммунальной сферы.
6. Внедрить систему контроля за соблюдением технологических процессов, обеспечивающих экологическую безопасность населения.
7. Внедрить систему предоставления дополнительных услуг на коммерческой основе. Сущность такого рода деятельности заключается в том, что предприятия жилищно-коммунальной сферы оказывали на коммерческой основе услуги обслуживания внутридомовой инфраструктуры, управления оборудованием, телекоммуникациями. Данная система позволит повысить рентабельность отрасли ЖКХ и снизить убытки от имеющихся низких тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Список литературы:
1. Купр1й В., Паливода Л. Громадська експертиза та громадський мошторинг дiяльностi оргашв влади: навч. поаб./ В. Купрш, Л. Паливода - К.: Макрос, 2011. - 200 с.
2. Постановление Кабинета Министров Украины «Порядок содействия проведению общественной экспертизы органов исполнительной власти» от 5 ноября 2008 года, № 976.
3. Общественная экспертиза выполнения программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в г. Первомайске Луганской области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://csdp. org.ua/file/resources/csdp_resources1282044223.pdf.
4. Украта комунальна. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jkg-portal.com.ua/ua/ publication/one/bezkontrolna-jakst-poslug-zhkg-29811.
Баженов С.И.
доктор экономических наук,
заместитель директора Федерального государственного
бюджетного учреждения науки Институт экономики
Уральского отделения Российской академии наук, Россия, г. Екатеринбург
УДК 332.133.6:338.465
теоретические положения
антикризисного управления развитием жилищно-коммунального хозяйства региона
Жилищно-коммунальная сфера - одна из немногих отраслей региональной экономики, где реальная конкуренция за потребителя жилищно-коммунальных услуг не сложилась, не создана система, адаптированная к современной российской среде, способная осуществлять качественное удовлетворение жилищно-коммунальных потребностей населения. Затянувшиеся процессы реформирования жилищно-коммунального хозяйства региона обусловливают необходимость в определении путей выхода из создавшегося положения, которые видятся в ускорении темпов интеграции в муниципальную и региональную экономику, ориентированную на рыночные отношения.
В статье рассмотрены причины социально-экономического отставания данной сферы и представлены рекомендации по созданию системы антикризисного управления отраслью, направленного на формирование в ней полноценной институциональной среды и эффективных финансовых инструментов инвестирования.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, антикризисное управление, реформа, развитие, интеграция, бизнес-процессы, конкуренция, самоорганизация.
theoretical principles of crisis management in the development of the housing and public
utilities of the region
Housing and utility sector is one of the few branches of regional economy where a real competition among sellers of housing and public utilities wasn't formed, the system wasn't created that would be adapted to current