ботников ЖЭО за работу по улучшению качества предоставления услуг.
4. Ввести компьютерные информационно-управленческие системы предоставления и контроля жилищно-коммунальных услуг.
5. Разработать механизм привлечения инвестиций в развитие жилищно- коммунальной сферы.
6. Внедрить систему контроля за соблюдением технологических процессов, обеспечивающих экологическую безопасность населения.
7. Внедрить систему предоставления дополнительных услуг на коммерческой основе. Сущность такого рода деятельности заключается в том, что предприятия жилищно-коммунальной сферы оказывали на коммерческой основе услуги обслуживания внутридомовой инфраструктуры, управления оборудованием, телекоммуникациями. Данная система позволит повысить рентабельность отрасли ЖКХ и снизить убытки от имеющихся низких тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Список литературы:
1. Купр1й В., Паливода Л. Громадська експертиза та громадський мошторинг дiяльностi оргашв влади: навч. поаб./ В. Купрш, Л. Паливода - К.: Макрос, 2011. - 200 с.
2. Постановление Кабинета Министров Украины «Порядок содействия проведению общественной экспертизы органов исполнительной власти» от 5 ноября 2008 года, № 976.
3. Общественная экспертиза выполнения программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в г. Первомайске Луганской области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://csdp. org.ua/file/resources/csdp_resources1282044223.pdf.
4. Украта комунальна. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jkg-portal.com.ua/ua/ publication/one/bezkontrolna-jakst-poslug-zhkg-29811.
Баженов С.И.
доктор экономических наук,
заместитель директора Федерального государственного
бюджетного учреждения науки Институт экономики
Уральского отделения Российской академии наук, Россия, г. Екатеринбург
УДК 332.133.6:338.465
теоретические положения
антикризисного управления развитием жилищно-коммунального хозяйства региона
Жилищно-коммунальная сфера - одна из немногих отраслей региональной экономики, где реальная конкуренция за потребителя жилищно-коммунальных услуг не сложилась, не создана система, адаптированная к современной российской среде, способная осуществлять качественное удовлетворение жилищно-коммунальных потребностей населения. Затянувшиеся процессы реформирования жилищно-коммунального хозяйства региона обусловливают необходимость в определении путей выхода из создавшегося положения, которые видятся в ускорении темпов интеграции в муниципальную и региональную экономику, ориентированную на рыночные отношения.
В статье рассмотрены причины социально-экономического отставания данной сферы и представлены рекомендации по созданию системы антикризисного управления отраслью, направленного на формирование в ней полноценной институциональной среды и эффективных финансовых инструментов инвестирования.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, антикризисное управление, реформа, развитие, интеграция, бизнес-процессы, конкуренция, самоорганизация.
theoretical principles of crisis management in the development of the housing and public
utilities of the region
Housing and utility sector is one of the few branches of regional economy where a real competition among sellers of housing and public utilities wasn't formed, the system wasn't created that would be adapted to current
Russian environment and be able to realize qualitative satisfaction of housing and public needs of population. Lengthy processes of reforming of housing and public utilities of region cause a necessity in defining of ways of going out of the stay resulted, which seem to be found in acceleration of tempos of integration into municipal and regional economy oriented on market relations.
The consideration in the article is given to the grounds of socioeconomic lagging of this sphere and the recommendations are presented for creation of the system of the anti-crisis governing in the branch directed on forming in it of full institutional environment and effective financial tools of investing.
Key words: housing and public utilities, anti-crisis governing, reform, development, integration, business-processes, competition, self-organization.
Анализ динамичных рыночных перемен второй половины XX века свидетельствует о прогрессирующих в современной экономике двух противоположных тенденциях: с одной стороны, ожесточающаяся конкурентная борьба активизирует конкурентное поведение предпринимательских структур, делает его более наступательным и агрессивным, с другой стороны - углубление рынка и усилившаяся дифференциация представленных на нем товаров и услуг усиливают монополистическую составляющую рыночных отношений, ведущую к сдерживанию или ограничению конкурентного поведения хозяйствующих субъектов, которое становится более миролюбивым и терпимым [1, с. 21].
Проблема развития хозяйствующих субъектов при наличии двух противоположных тенденций в экономике актуальна и в настоящее время. В большей степени она касается одного из непроизводственных секторов экономики - жилищно-коммунального хозяйства, где явно нарушается главное требование рыночной трансформации экономики, при котором управление его основными объектами должно быть свободно от государственного и муниципального монополизма. Сегодня развитие отрасли ограничивает существующий ныне муниципальный монополизм на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Несмотря на то, что за годы реформы жилищно-коммунального хозяйства принятое законодательство позволило в какой-мере осовременить эту отрасль, не произошло главного события - не удалось создать организационно-экономические механизмы антикризисного управления в данной отрасли, обеспечить условия для ее ускоренного преобразования и интеграции в структуру региональной и муниципальной экономики, ориентированной на формирование рыночных отношений.
Жилищно-коммунальная отрасль до сих пор относится к тем немногим отраслям региональной экономики, где реальная конкуренция за потребителя услуг не сложилась, не создана конкурентная среда, что обеспечивало бы снижение препятствий при вхождении частного оператора на рынок услуг.
В большинстве случаев спрос и предложение на жилищно-коммунальные услуги продолжают
формировать органы местного самоуправления, которые до сего момента сохраняют монополию на управление объектами жилья и объектами сетевого хозяйства коммунальной инфраструктурой. Этому способствует существующее законодательство, поскольку оно не носит нормы прямого действия, что позволяет органам местного самоуправления утверждать нормативы потребления, цен и тарифов на услуги, порядок оплаты услуг, правила и иные нормативно-распорядительные документы, приводя к субъективизму в данной сфере и, как следствие, к монополии органов местной власти.
Объединения собственников жилья и квартиросъемщиков не стали консолидирующей силой, способной сформировать спрос как на услуги по ремонту и содержанию жилья, так и на коммунальные услуги.
В ряде территорий, несмотря на то, что законодательством определен порядок выбора собственниками жилых и нежилых помещений способа управления многоквартирным домом, сохраняются административные методы решения этих вопросов.
Сложно проходит формирование экономических отношений в рамках создания системы управления жилищным фондом. Эта сфера - наиболее консервативный сегмент законодательства о ЖКХ.
За весь период функционирования жилищно-коммунального хозяйства до настоящего времени структурная политика в данной сфере не единожды подвергалась различным изменениям, в какой-то мере приближая его к новой модели хозяйствования. Однако реального превращения в бездотационный сектор экономики не произошло.
Для превращения отрасли из дотационной в конкурентоспособную прежде всего необходимо адаптировать систему управления отраслью к современной региональной среде. Речь идет об оптимизации государственного регулирования при условии, что управление его объектами остается свободным от государственного и муниципального монополизма и подчиняется общеэкономическим законам.
С точки зрения экономических подходов к организации управления объектами ЖКХ холодные батареи в квартирах, условно говоря, являются результатом использования нерациональных методов
хозяйствования, что должно послужить сигналом для внесения изменений в схему принятия управленческих решений. Однако с точки зрения ценностной ориентации такое положение дел в социально значимой отрасли должно сводиться к моральной ответственности органов всех уровней власти перед населением. Логика определения ответственности каждого уровня власти простая, ее можно изложить следующим образом: федеральные органы власти должны обеспечить законодательное регулирование проблем в данной сфере на должном уровне; региональные органы власти являются гарантомзащиты прав населения на их комфортное проживание на территории региона; муниципальные органы власти в силу своих полномочий, делегированных им в соответствии с законодательством, обязаны создать эффективную систему регулирования экономики ЖКХ.
Поэтому важно знать, в какой мере разработанная еще в начале 90-х годов и с теми или иными модификациями проводимая на протяжении последних десятилетий стратегия реформы ЖКХ способна обеспечить интеграцию жилищно-коммунального сектора в сферу рыночных отношений. Является ли кризисная ситуация в данной сфере результатом внедрения этой стратегии либо это есть кризис ее исполнения. Действительно, концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства полностью вписывается в стратегию радикальных преобразований российской экономики по своим целям. Однако следует иметь в виду, что подходы к достижению целей его реформы существенно отличаются.
В этой связи местным органам власти предстоит переосмыслить свою роль в современном развитии жилищно-коммунального хозяйства, поскольку явно недостаточна социально-психологическая и профессиональная готовность данных структур к решению на местах конкретных задач, направленных на применение инновационных технологий управления жилищно-коммунальным хозяйством.
Российские экономисты А.И. Татаркин и А.Ф. Суховей предлагают «под инновацией понимать новый продукт (вид изделия, технологию, организационную форму и т. п.), являющийся результатом, практического приложения научных и научно-технических знаний» [2, с. 16].
Итогом применения инновационных технологий управления в жилищно-коммунальном хозяйстве должно стать создание системы управления, направленной одновременно и на качественное удовлетворение жилищно-коммунальных потребностей населения, и на развитие самоорганизационных и саморегулируемых основ в отрасли.
Для успешного проведения институциональных преобразований в отрасли необходимо прежде все-
го: сформировать экономические и организационно-управленческие механизмы реформы ЖКХ, оценить эффективность работы коммунальных предприятий, определить стратегию их финансового оздоровления, обеспечить условия для создания общественных институтов самоуправления.
Успех реформы зависит также от того, насколько активно местные власти, ориентируясь на объективные потребности развития сектора и интересы населения, предпринимают меры, фактически выводящие из-под их контроля тот сектор экономики, который во многом являлся базой их роли и влияния в обществе, а именно: финансовые ресурсы, поступающие в виде оплаты населением за предоставленные им жилищно-коммунальные услуги; политические дивиденды в процессе проведения выборных кампаний.
Система цено- и тарифообразования на монопольную продукцию (электроснабжение, теплоснабжение) по-прежнему является для местной власти инструментом управления общественным мнением в период выборов, поскольку отсутствие в регионах тарифной политики позволяет манипулировать этими показателями, преследуя при этом интересы только отдельных групп заинтересованных экономических агентов.
От муниципальной власти требуется поддержка зарождающихся бизнес-процессов в ЖКХ. Возможность реализации проектов с участием бизнеса определяется, в первую очередь, позицией местных властей и готовностью данных структур к преобразованиям коммунальных предприятий, находящихся в муниципальной собственности.
Опыт стран с цивилизованными рыночными отношениями показывает: устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства зависит от влияния государства и общества на деятельность ресурсных монополистов, равно как от качества разработки государственных программ жилищного и городского развития и полноценности конкурентной среды. В этих странах государство устанавливает долгосрочные «правила игры» для бизнеса, так чтобы сформировалась корпоративная заинтересованность общества, всех уровней власти и бизнеса в социально-экономическом развитии ЖКХ [3].
Значительная часть предпосылок, обусловливающих на современном этапе результативность развития бизнес-процессов, связана не только с формированием стратегии и структуры внутренней бизнес-среды, но в большей степени - с той будущей конструкцией взаимоотношений бизнеса с остальными субъектами данного рынка, среди которых в обязательном порядке присутствуют органы местного самоуправления и население. Определяющая роль в построении этой конструкции принадлежит местным органам власти.
Местная администрация чаще всего бывает не готова к приходу частного капитала в сферу ЖКХ. В управлении муниципальными предприятиями, как правило, действуют не рыночные механизмы, а административные. Сама же власть зачастую ориентируется не на экономический результат своих действий, а на политический эффект [4, с. 17]. В то же время с принятием нового Жилищного кодекса и ряда других законодательных актов центр тяжести в реформировании жилищно-коммунального хозяйства перенесен на местный уровень.
Главный ресурс, который необходимо использовать с точки зрения изменения ситуации в жилищно-коммунальном секторе, - определение правил взаимоотношений и оптимальной пропорции между властью и бизнесом, а также формирование инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ для бизнеса. По существу, у власти есть два ресурса, которые определяют ее отношение к коммунальному сектору. Первый - это собственность. В подавляющем большинстве случаев собственностью управляют унитарные предприятия, находящиеся вне рамок реальных рыночных отношений. Унитарные предприятия являются продолжением административных структур органов местного самоуправления. Второй ресурс - регулирование, связанное с тем, что в коммунальном секторе работают в основном естественные монополии. В связи с этим возникает необходимость изменения ключевых подходов к тарифному регулированию. Пока оно подталкивает тех, кто работает в этом секторе, к абсолютно неэффективному поведению и к увеличению затрат: чем дороже себестоимость, тем выше шанс получить более высокий тариф [5, с. 46].
Во многом успех антикризисного управления ЖКХ будет определяться позицией населения, принятия им идеологии реформы и осознания необходимости проводимых мероприятий в обеспечение этой реформы.
Потребуется содействие со стороны местной власти формированию заинтересованного потребителя жилищно-коммунальных услуг. Его отсутствие означает, что потребители жилищно-коммунальных услуг не сгруппированы и не оформлены таким образом, что могли бы выступать реальной стороной в контрактных отношениях с поставщиками услуг. Именно поэтому необходимо сконцентрировать усилия на вопросах создания общественных институтов, таких как товарищество собственников жилья, территориальный орган самоуправления и иные специализированные потребительские кооперативы. При этом важно реально добиваться повышения общественной активности, способной к проявлению инициативной мотивации к управлению жилищным сектором.
Следующей задачей является создание условий
для формирования института управляющих компаний и развитие конкуренции между ними. По мнению экспертов в данной сфере, «это будет обеспечиваться как устранением сохраняющихся институциональных препятствий для участия частных организаций в конкурсах на выполнение заказов муниципалитетов по обслуживанию жилищного фонда, так и приватизацией муниципальных предприятий, работающих в сфере управления и обслуживания жилищного фонда» [6, с. 219].
Суммируя вышеизложенное, приходим к выводу, что десятилетия, прошедшие с начала реформы ЖКХ, не привели к ожидаемым результатам ни с точки зрения формирования полноценной институциональной среды, ни с точки зрения создания эффективных финансовых инструментов инвестирования данной социально значимой отрасли.
Возможность создания инновационных механизмов антикризисного управления жилищно-коммунальным хозяйством, его переход на новую ступень функционирования во многом определяются уровнем объективной заинтересованности органов государственной и местной власти в решении социально-экономических проблем в ЖКХ. Основная задача органов власти состоит в том, чтобы обеспечить такие условия, в рамках которых процессы, порожденные реформой отрасли были направлены на развитие институциональных рыночных механизмов, привлечение бизнеса к обслуживанию и управлению жилищным фондом на основе конкурсного отбора, оптимизацию государственного регулирования экономики и усиление организационно-координирующей роли административных органов.
Однако сегодня следует торопиться с созданием системы антикризисного управления отраслью, поскольку ее отставание от региональных и муниципальных общеэкономических процессов потребует привлечения дополнительных финансовых, технических, материальных и иных ресурсов, которые уже находятся в дефиците.
В современной динамичной конкурентной борьбе запаздывание с изменением структуры может оказаться роковой ошибкой, приводящей к банкротству. И наоборот, опережающий выбор правильной структуры может быть долгосрочным конкурентным преимуществом, постоянно сохраняемым за счет того, что сама структура построения организации выступает активным мотивационным фактором, порождающим изменения с целью адаптации к внешней среде [7, с. 163].
Список литературы
1. Берсенев В.Л., Муратов С.Н., Важенин С.Г., Баженов С.И. Конкурентное поведение: от теории к практике / Под ред. д. э.н. А.Г. Шеломенцева. - Ека-
теринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2004. - 87 с.
2. Ключи к мировому рынку: инновационное предпринимательство и его возможности / А.И. Та-таркин, А.Ф. Суховей. - М.: ЗАО Из-во «Экономика», 2002. - 231 с.
3. Дурнев В.Н., Лопасов В.П., Мальцев Д.Б. Кризис жилищно-коммунального хозяйства в России: есть ли выход? // Вестник Российской академии наук. - 2004. - Т. 74. - № 2. - С. 130-137.
4. Шерешовец С.В. Управление по-европейски // Коммунальный комплекс России. - 2005. - № 2.
5. Либоракина М.И., Сиваев С.Б. Местное са-
моуправление и реформа жилищно-коммунального хозяйства// Общественные науки и современность. -2004. - № 3. - С. 46.
6. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: учеб. пособие. - М.: ГУ ВЭШ, 2003. - 367 с.
7. Молодчик А.В. Теория и практика формирования саморазвивающейся организации. - Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2001. - 248 с.
8. Шеломенцев А.Г., Бронштейн С.Б. Теоретико-методологические основы разработки инновационной стратегии. - Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2007. - 44 с.
Пыткин А.Н.
Пермский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Россия, г. Пермь
Зарипова Г.М.
Уфимский филиал Федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, г. Уфа
УДК338.46:334.012
современные аспекты реформирования жкх
В статье рассмотрены ключевые тенденции, перспективы, негативные последствия реформирования ЖКХ на уровне многоквартирных домов. Среди современных проблем отрасли выделены такие, как: отсутствие реальной конкуренции в менеджменте отрасли; отсутствие единых стандартов, регламентов и методик управленческой деятельности УК; правовая неграмотность и безынициативность как населения, так и общественных институтов; социальная конфликтность и напряженность собственников и органов управления. Рассмотрены такие формы управления, как управляющая компания, товарищества собственников жилья. Предложены механизмы и инструменты контролирующего воздействия со стороны государственного и муниципального управления на внутриотраслевые процессы. Одним из важнейших инструментов регулирующего процесса реформирования, по мнению авторов, должно стать развитие системы социального партнерства, объединяющего интересы всех субъектов отрасли, вариативности в выборе должных механизмов и инструментов менеджмента, государственного регулирования всех сторон жилищно-коммунального хозяйства и контроля со стороны собственников и жильцов.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, управляющая компания, товарищество собственников жилья, социальное партнерство, инструменты и механизмы регулирования.
modern aspects of housing and communal
services reform
The article considers the key trends, prospects, negative consequences of the reform of housing and communal services at the level of apartment houses. Among modern industry issues such as: the absence of real competition in the management of the industry; lack of unified standards, procedures and methods of administrative activity of the criminal code; the legal illiteracy and too show lack of initiative of both the General public and public