Научная статья на тему 'Особенности управления жилищно-коммунальным хозяйством на региональном и муниципальном уровнях управления'

Особенности управления жилищно-коммунальным хозяйством на региональном и муниципальном уровнях управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1952
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмин А. В.

В статье рассмотрены основные тенденции, определяющие развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства на региональном и муниципальном уровнях, отмечены основные проблемы и определены основные направления экономического реформирования жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузьмин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности управления жилищно-коммунальным хозяйством на региональном и муниципальном уровнях управления»

РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

Кузьмин А.В.

к.и.н., доцент

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет

имени Г.Р. Державина» г. Тамбов, Россия

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены основные тенденции, определяющие развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства на региональном и муниципальном уровнях, отмечены основные проблемы и определены основные направления экономического реформирования жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, управление сферой жилищно-коммунального хозяйства, организационная структура, экономическая политика, модернизация.

Kuzmin AV.

PhD in history, associate professor Tambov State University n. a. G.R. Derzhavin

Tambov, Russia

FEATURES OF MANAGEMENT OF HOUSING AND COMMUNAL ECONOMY AT THE REGIONAL AND MUNICIPAL LEVELS OF MANAGEMENT

Abstract. The article discusses the main trends determining the development of the housing and utilities sector at the regional and municipal levels, highlights the main problems and identifies the main directions of economic reform of the housing and utilities sector in modern conditions.

Key words: housing and communal services, management of the housing and utilities sector, organizational structure, economic policy, modernization.

На региональном уровне управления выполнение функций публичной власти отрасли ЖКХ реализуют администрации субъектов Российской Федерации. Администрация в роли органа исполнительной власти общей компетенции выполняет организацию выполнения общей государственной жилищной политики. Сюда можно отнести реализацию связей органов государственной власти с органами местного самоуправления, регулирование, информационно-правовое обеспечение, финансирование, контроль и надзор.

Можно отметить, что многие администрации субъектов федерации практикуют передачу на платной основе административных функций по регулированию ЖКХ, специально созданным для этой цели государственным предприятиям. Данные предприятия оставались элементом вертикальной структуры управления отраслью и в нынешних условиях через выполнение функции материально-технического снабжения муниципальных предприятий сберегли административные рычаги, с помощью которых, препятствуя передаче в муниципальную собственность объектов инженерной инфраструктуры.

Можно выделить следующие тенденции развития управления жилищно-коммунальным хозяйством:

1. Количество работников, занятых в системе ЖКХ, существенно увеличивается, значительно возросла заработная плата в этом секторе российской экономики. Однако, довольно часто это увеличение продолжает быть экстенсивным, не касающимся принципиальных организационных основ деятельности данной сферы.

2. Радикальным образом изменилась структура управления жилищно-коммунальным хозяйством. Заключается это в том, что значительная часть государственной собственности перешла в частную, и поэтому на настоящий момент управление жилищно-коммунальным хозяйством предполагает взаимодействие государственного, муниципального и частного сектора России. Значительно выросла доля оборотных средств в данной сфере, что развивает ЖКХ как финансово насыщенную и устойчивую экономическую структуру.

3. Значительно растут права субъектов ЖКХ, которые получают возможность осуществления самостоятельной экономической политики [1, С. 208].

Тем не менее, кризисные явления, происходящие во время всего периода преобразований сферы ЖКХ, и на сегодняшний день продолжают проявляться с той же степенью остроты, что и раньше.

Среди наиболее типовых проблем жилищно-коммунального хозяйства преобладают следующие: отсутствие развитой социальной

инфраструктуры, низкое качество водопроводной воды, неудовлетворительную работу в области теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения микрорайонов и домов. Довольно четко прослеживается зависимость деятельности ЖКХ от правильной и эффективной ее организации. На сегодняшний день организационная структура жилищно-коммунального хозяйства чрезмерно усложнена и в основном не выполняет возложенных на нее задач [2, с. 235].

Таким образом, по итогам многолетнего реформирования, в процессе оптимизации бюджетных расходов можно отметить:

- неэффективность системы предоставления льгот для различных категорий граждан;

- нерешенность вопросов монетизации социальных выплат по оплате ЖКХ.

Основным вектором работы по завершению экономических преобразований ЖКК и выходу государства из этого сектора экономики можно назвать:

- вовлечение частного бизнеса в управление и инвестирование при существенном сохранении публичной (муниципальной) собственности на коммунальную инфраструктуру;

- рационализация расходов бюджета в ЖКК, рост адресности и эффективности социальной поддержки населения по оплате ЖКУ;

- формирование институтов государственной поддержки модернизации жилых домов и инженерной инфраструктуры территорий [3, С. 105].

В процессе преобразований ЖКХ растут требования к осознанию общественностью целей и задач конкурентной политики, субъектами рыночной деятельности, а также органами местного самоуправления. При этом необходимо гарантировать защиту конкуренции, построенной на убеждение и информирование населения как потребителя услуг.

Базовой идеей экономического реформирования жилищно-коммунального хозяйства выступает передача права на распоряжение всеми бюджетными ресурсами от коммунальных организаций непосредственно гражданам [4, С. 110].

Применение системы социальных счетов будет содействовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, мотивации для организации товариществ собственников жилья и других объединений граждан. С помощью этой меры появиться возможность увеличить прозрачность расходования бюджетных средств и социальную направленность бюджетной политики.

Проблемы ЖКХ выходят за пределы отрасли, необходима всесторонняя модернизация данной сферы. Однако, она будет успешной только при условии, что она станет не отдельным самостоятельным направлением политики, а будет осмысленной, встроенной в единую государственную социально-экономическую политику, и связанной с другими ее элементами [5, С. 895].

В результате продолжительного времени данные недостатки системы находятся в центре общественного внимания, их устранение является приоритетными путями развития экономической и социальной политики страны. Необходимо отметить, негативную ситуацию по развитию данной сферы на муниципальном уровне ввиду сложности контроля преобразований. Несмотря на принимаемые усилия, результаты весьма скромны, а ситуация в ЖКХ в целом ухудшается [6, с. 38].

Для реализации положений ЖК РФ, касающихся предоставления ЖКУ, органам МСУ, необходимо:

- реализовать полномочия по контролю за управляющими компаниями, отвечающими за содержание многоквартирных домов (в соответствии с новым ФЗ, если от жильцов поступают жалобы на ненадлежащую работу УК, то местная власть должна в течение пяти дней начать проверку);

- разработать порядок проведения конкурса по выбору управляющих компаний для вновь построенных многоквартирных домов, в соответствии с требованиями нового ФЗ;

- реализовать полномочия по избранию советов МКД;

- организовать деятельность Общественных советов при Главах муниципальных образований по вопросам повышения качества ЖКУ;

- обеспечить изменение финансовых потоков движения денежных средств по оплате ЖКУ населением путем применения программного продукта, что позволит осуществлять движение денежных средств от населения непосредственно организациям, осуществляющим предоставление жилищных, коммунальных и прочих услуг;

- разработать и провести мероприятия, направленные на сбалансированность договорных отношений в части оплаты жилищных услуг путем приведения в соответствие с действующим законодательством перечней работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества с общим объемом финансирования;

- разработать Положение по передаче технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким домом документов вновь выбранной управляющей организации, ЖСК, ЖК, ТСЖ;

- разработать методические рекомендации для принятия решений об установлении размеров платы за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества МКД при разных способах управления;

- разработать Положение о конкурсе между управляющими компаниями, что является важным фактором повышения эффективности деятельности УК;

- обеспечить действенный контроль за реализацией договоров УК о выполнении необходимых работ по обеспечению сохранности жилищного фонда, соблюдением объема и качества предоставляемых ЖКУ и др. [3, С. 107].

Эффективность управления жилищно-коммунальным хозяйством возможно повысить только благодаря и с помощью объективного, системного анализа, хорошей системы планирования и прогнозирования, что определяет важнейшее направление деятельности органов МСУ -содействовать повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами.

В заключении необходимо подчеркнуть, что главная цель проводимых преобразований - повышение уровня проживания граждан, предоставление качественных ЖКУ, устойчивое и надежное функционирование домовых инженерных систем, рациональное использование энергоресурсов и создание конкурентной среды.

Список литературы

1. Денисов М.В. Реформа ЖКХ в России на современном этапе / М.В. Денисов // Вестник Студенческого научного общества. - 2013. - № 2. -С. 207-208.

2. Зарипова Г.М., Блаженкова Н.М. Проблемы и приоритеты развития жилищно-коммунального хозяйства России / Г.М. Зарипова, Н.М. Блаженкова // Научное обозрение. - 2014. - № 11-1. - С. 234-237.

3. Евенко В.В., Зевако А.В. Анализ путей совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством России на основе оценки его состояния / В.В. Евенко, А.В. Зевако // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2014. - № 1 (41). - С. 102-107.

4. Стаханов Д.В. Стратегическое управление жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) как социально-экономической системой / Д.В. Стаханов // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2014. -Т. 1. - С. 108-112.

5. Белькевич Н.Г. Современные проблемы ЖКХ и пути их решения управляющими компаниями муниципальных образований / Н.Г. Белькевич // Молодой ученый. - 2015. - № 10. - С. 894-896.

6. Колычева Ж.Я. Взаимодействие государственных и предпринимательских структур в сфере ЖКХ муниципальных образований / Ж.Я. Колычева, Н.С. Григорьева // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2018. - № 2 (93). - С. 37-41.

Медведева О.В.

кандидат исторических наук ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет

имени Г.Р. Державина» г. Тамбов, Россия

ПРОБЛЕМЫ АРХИВНОГО ХРАНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, затрудняющие отказ от хранения архивных документов на бумажном носителе в органах государственной власти. Сложности связаны с недолговечностью электронных носителей информации и программного обеспечения, а также серьезными затратами временных и материальных ресурсов.

Ключевые слова: архив, архивный документ, электронный документ, хранение электронных документов.

Medvedeva O.V.

PhD in history, associate professor Tambov State University behalf of G.R. Derzhavin Tambov, Russia

PROBLEMS OF ARCHIVE STORAGE OF ELECTRONIC DOCUMENTS IN PUBLIC AUTHORITIES

Abstract. The article deals with problems that impede the refusal to store archival documents on paper in government bodies. Difficulties are associated with the fragility of electronic media and software, as well as serious time and material resources.

Key words: archive, archive document, electronic document, storage of electronic documents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.