ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЖКХ
FINANCIAL SUPPORT FOR INNOVATIVE PROJECTS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE UTILITIES SERVICES
Беззубко Л.В.
профессор, доктор наук по государственному управлению, к.э.н., Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, кафедра менеджмента организации, Украина, г. Донбасс
УДК 338. УДК 332.8 УДК 332.12
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В УКРАИНЕ. ПРОБЛЕМЫ И ИТОГИ РЕФОРМИРОВАНИЯ
В работе представлена оценка состояния жилищно-коммунального хозяйства в Украине. Дана подробная характеристика жилищного фонда. Показана проблема устаревшего и аварийного жилищного фонда. Раскрыты нормативно-правовые, экономические, социальные, организационные и инженерно-технические проблемы функционирования жилищного хозяйства. Рассмотрены основные направления реформирования ЖКХ в Украине.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, жилищный фонд, реформирование, устаревший и аварийный жилищный фонд, развитие и эксплуатация жилищной сферы, проблемы функционирования, государственная жилищная политика.
DIAGNOSTICS OF THE CONDITION OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES IN UKRAIN. PROBLEMS AND REFORM RESULT
Одним из важнейших социально-экономических преобразований, происходящих в настоящее время в Украине, является реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства.
Актуальность безотлагательного решения задач по реформированию деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства обусловлена чрезвычайной остротой накопившихся в этой сфере проблем.
Необходимо совершенствование технического оснащения коммунальных предприятий и модернизация инженерных коммуникаций, а также обеспечение повышения доступности предоставляемых жилищно-коммунальных услуг для всех слоев населения и каждого отдельного потребителя.
Кроме того, особого внимания требует развитие и эксплуатация жилищной сферы.
По данным Государственного комитета статистики Украины по состоянию на 1 января 2012 г. общая площадь жилого фонда Украины составляла 1 млрд. 86 млн. кв. м, при этом городской жилищный фонд составлял 695,5 млн. кв. м, а сельский - 390,5 млн. кв. м.
В этот период в стране насчитывалось 19,3 млн. единиц жилья, из которых 3,7 млн. единиц, или 19,3 % были представлены однокомнатными квартирами; 7,15 млн., или 37,1 %, - это двухкомнатные квартиры; 6,35 млн., или 32,9 %, - это трехкомнатные квартиры; 2,05 млн., или 10,7 %, - это четырех- и пятикомнатные квартиры. Водопроводом было оборудовано
59,5 % единиц жилья; 57,4 % единиц обеспечены канализацией; 62,3 % имели отопление; 83,9 % - газифицированы; 44,1 % имели горячее водоснабжение. В расчете на 1 жителя уровень обеспеченности жильем в Украине в 2011 г. составлял 23,5 кв. м общей площади. Каждый год показатель обеспеченности жильем в Украине увеличивается.
Государственную жилищную политику следует рассматривать в контексте проблемы воспроизводства имеющегося жилого фонда. Значимость реализации этого важнейшего аспекта жилищной политики определяется тем, что в Украине 41 % жилых домов находятся в эксплуатации более 50 лет. По данным Министерства регионального развития распределение жилых домов по годам застройки выглядит следующим образом. К 1919 г. в Украине было построено 4,6 % жилых домов, а за следующие 25 лет, т. е. с 1919 по 1945 год было возведено 11,8 % жилых зданий. В течение следующих 15 лет, т. е. с 1946 по 1960 год в стране построили 25,1 % жилых домов, а далее, с 1961 по 1970 год, было возведено 24,1 % зданий. Начиная с 1971 по 1980 год, т. е. в течение следующих 10 лет, было построено практически на 10 % жилых домов меньше - всего 16,2 %. Затем, с 1981 по 1990 год было возведено еще меньше зданий - только 10,8 %; а с 1991 года и далее построено лишь 7,4 % от общего количества зданий. Анализируя приведенные данные, приходим к выводу, что основная часть жилищного фонда страны создана за период с 1946 по 1980 год - 65, 2 %.
Жилые здания в Украине в зависимости от качества конструкций, уровня оснащенности инженерным оборудованием, продолжительности срока эксплуатации и др. характеристик подразделяются на шесть классов.
К первому классу относятся особо капитальные дома, имеющие срок службы 150 лет, с каменными или кирпичными стенами (толщина в 2,53,5 кирпича), с железобетонным или металлическим каркасом, с железобетонным перекрытием, высотой помещений от пола до потолка 3,0 метра и выше, с полным составом инженерного оборудования, в которых срок эксплуатации не превышает 50 % срока службы или выполнен капитальный ремонт.
Ко второму классу относятся капитальные дома, имеющие срок службы 125 лет, с кирпичными стенами (толщина в 1,5-2,5 кирпича), с железобетонным перекрытием и высотой помещений от пола до потолка 2,7-3,0 метра, с полным составом инженерного оборудования, в которых срок эксплуатации не превышает 50 % срока службы или выполнен капитальный ремонт.
К третьему классу относятся дома крупнопанельные, крупноблочные и дома, возведенные из местных строительных материалов (кирпич, мелкие
блоки из природного или искусственного камня и т. п.), имеющие срок службы 100 лет, с железобетонным перекрытием (сборное или монолитное ), с высотой помещений от пола до потолка 2,52,7 метра, с полным составом инженерного оборудования, в которых срок эксплуатации не превышает 50 % срока службы.
К четвертому классу относятся дома крупнопанельные, крупноблочные и дома, возведенные из местных мелкоштучных строительных материалов (кирпич, мелкие блоки из природного и искусственного камня и др.). Данные дома имеют срок службы 100 лет. Они возведены с железобетонным или деревянным перекрытием, с высотой помещений от пола до потолка 2,5 метра. Их срок эксплуатации уже превышает 50 % срока службы.
К пятому классу относятся дома со стенами из монолитного шлакобетона, шлакоблоков, ракушечника и других мелкоштучных изделий, изготовленных из местного сырья. Имеют срок службы 70 лет. Возведены с железобетонным или деревянным перекрытием, имеют высоту помещений от пола до потолка 2,5 метра.
К шестому классу относятся дома, построенные с использованием облегченных конструкций - сбор-нощитовых, каркасно-засыпных, каркасно-камышо-вых, глинобитных, деревянных (рубленых или брусчатых) и др. Срок службы таких домов составляет 30-50 лет.
Ситуация, которая в настоящий период сложилась в стране в сфере воспроизводства имеющегося жилищного фонда, осложняется еще и тем, что значительная часть жилых домов - 61,5 % - являются домами 5 и 6-го классов.
Общее распределение жилых домов в Украине по классам представлено следующими цифрами:
- 0,7 % жилого фонда составляют дома 1-го класса;
- 2,9 % составляют дома 2-го класса;
- 7,5 % составляют дома 3-го класса;
- 27,4 % составляют дома 4-го класса;
- 32 % составляют дома 5-го класса;
- 29,5 % составляют дома 6-го класса.
Значительный возраст жилого фонда Украины, а также существенная доля в нем домов 5 и 6-х классов делает особенно актуальной проблему обновления устаревшего жилого фонда (УЖФ). Общее количество жилых домов, входящих в состав УЖФ, составляет 48,8 тыс. единиц, или 0,5 % от общего количества всех жилых домов в стране. Их общая площадь составляет 4,06 млн. кв. м, или 0,4 % в общей площади всех жилых домов. В устаревшем жилом фонде проживает 100,8 тыс. человек.
Другой острой проблемой, которая требует решения инструментами государственной жилищной политики, является проблема аварийного
жилищного фонда (АЖФ). Количество жилых домов, входящих в его состав, насчитывает 13,7 тыс. единиц, или 0,1 % от общего количества всех жилых домов. Общая площадь аварийного жилищного фонда равна 1,18 млн. кв. м, или 0,1 % от всей общей площади. В домах аварийного жилищного фонда проживают 24,7 тыс. человек. В сумме устаревший и аварийный жилищные фонды составляют в Украине 5,24 млн. кв. м - более половины годовых объемов строительства. Очевидно, что постепенное решение этой проблемы должно стать обязательным элементом реализации эффективной государственной жилищной политики.
В расчете на 1 жителя уровень обеспеченности жильем в Украине в 2011 г. составлял 23,5 кв. м общей площади. Каждый год показатель обеспеченности жильем в Украине увеличивается.
В настоящее время к наиболее важным проблемам функционирования жилищного хозяйства можно отнести следующие:
- нормативно-правовые;
- экономические;
- социальные;
- организационные;
- инженерно-технические.
1. Нормативно-правовые проблемы:
- отсутствие де-факто сложившихся обязательств участников рынка услуг, которые дали бы возможность обеспечить ответственность сторон в производстве, предоставлении и потреблении услуг;
- отсутствие реального заказчика услуг - владельца дома или собственника жилья;
- отсутствие нормативно-правовой базы стандартизации услуг;
- не обеспечена ответственность участников рынка услуг (прежде всего власти) за развитие отрасли;
- несовершенство законодательной базы в отношении неплательщиков;
- неопределенность прав собственности на землю придомовых территорий;
- отчужденность владельца от собственности;
- отсутствие рынка жилья, сформирован только рынок найма жилья;
- несовершенство нормативно-правового регулирования деятельности поставщиков услуг.
2. Экономические проблемы:
- отсутствие привлекательного инвестиционного климата на региональном уровне;
- отсутствие научно обоснованных возможностей и привлекательности рынка жилищно-коммунальных услуг для частного капитала;
- планирование показателей от затрат, а не от результата (затратный механизм планирования и функционирования был характерен для социалистической экономики);
- несовершенство формирования тарифов;
- несоответствие размеров платежей за пользование жильем фактически осуществляемым затратам на его содержание;
- несовершенство действующей системы финансирования работ по обслуживанию и модернизации жилищного фонда;
- высокий уровень монополизации сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг и низкий уровень развития конкуренции в этом секторе;
- неэффективная система управления, слияние заказчика и подрядчика и одновременно разрыв между потребителем и заказчиком услуг;
- незавершенность приватизации жилищного фонда.
3. Социальные проблемы:
- низкий уровень участия общественности (населения, жителей ) в принятии решений в сфере ЖКХ;
- низкий уровень бытовой культуры жителей, недостаточный объем осуществляемых мероприятий по ресурсосбережению;
- низкий уровень осведомленности населения об объективных причинах реального состояния ЖКХ;
- иждивенческое отношение пользователей к жилищному фонду, что приводит к его быстрому физическому и моральному износу.
4. Организационные проблемы:
- командно-административный характер управления отраслью;
- непрозрачность формирования цен и тарифов на услуги предприятий ЖКХ.
5. Инженерно-технические проблемы:
- изношенность основных фондов отрасли, устаревшие технологии и, как следствие, во-первых, значительные расходы (воды, тепловой энергии и т. д.) и, во-вторых, низкая энергоэффективность;
- несоответствие имеющихся мощностей инженерной инфраструктуры возрастающим требованиям и потребностям населения.
Государственная политика реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Украине базируется на следующих основополагающих принципах:
1) общая ответственность государства и органов местного самоуправления за качественное исполнение Программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами в соответствии с государственными социальными стандартами и эффективность сферы жилищно-коммунального хозяйства в целом;
2) доступность жилищно-коммунальных услуг, отвечающих требованиям государственных стандартов, для всех слоев населения;
3) приоритетное направление государственной поддержки обеспечения социальным жильем определенных законом категорий граждан с одновременным
созданием доступной для других слоев населения системы долгосрочного кредитования жилья, формирование и соблюдение государственных социальных стандартов (норм и нормативов) в сфере эксплуатации жилищного фонда и жилищно-коммунального обслуживания;
4) создание условий для прозрачного и независимого государственного регулирования в сфере жилищно-коммунальных услуг, защиты прав потребителей и налаживание обратной связи с общественностью;
5) обеспечение эффективного использования материальных ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
6) ответственность государства (по управлению, регулированию, стимулированию и технической поддержке) и органов местного самоуправления (по планированию развития жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, эффективному использованию общего имущества) за эффективность функционирования жилищно-коммунального хозяйства;
7) переход к экономически обоснованным ценам и тарифам за пользование жильем и коммунальные услуги, введение предоставления адресных субсидий отдельным категориям граждан для компенсации расходов, связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг;
8) создание равных условий для всех субъектов хозяйствования и потребителей на рынке жилья и жилищно-коммунальных услуг;
9) обеспечение сбалансированного развития энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведе-ния при выполнении программ жилищного и промышленного строительства;
10) обеспечение населения высококачественной питьевой водой;
11) техническое переоснащение отрасли на основе широкого применения отечественных и зарубежных научно-технических достижений;
12) стимулирование строительства путем снятия административных барьеров и развития конкуренции на рынке строительных материалов;
13) развитие государственно-частного партнерства в сфере строительства и реконструкции жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры;
14) гласность, общественный контроль, прозрачность и участие граждан в принятии решений по вопросам реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства, информирования населения органами исполнительной власти и местного самоуправления в соответствии с их полномочиями в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
15) создание равных условий для всех субъектов предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение равных условий для всех инвесторов.
В качестве основных направлений реформирования ЖКХ также можно рассмотреть:
1) развитие государственного регулирования деятельности естественных монополий на рынке коммунальных услуг;
2) формирование государственной жилищной политики;
3) совершенствование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства, оплаты жилья и коммунальных услуг;
4) совершенствование системы социальной защиты населения, проведение эффективной тарифной политики;
5) демонополизация жилищно-коммунального хозяйства, развитие конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг;
6) внедрение комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда с привлечением инвесторов-застройщиков на конкурсной основе;
7) повышение эффективности использования энергоносителей и других ресурсов, радикального снижения энергоемкости производства, повышение энергоэффективности зданий, создание стимулов и условий для перехода экономики на рациональное использование и экономное расходование энергоресурсов;
8) совершенствование организационных структур управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
9) техническое переоснащение жилищно-коммунального хозяйства, приближение показателей использования энергетических и материальных ресурсов на производство жилищно-коммунальных услуг к требованиям Европейского союза.
Индикаторами реформирования жилищно-коммунального хозяйства могут выступать:
- уровень износа коммунальной инфраструктуры;
- количество многоквартирных домов, требующих капитального ремонта (в процентах от общего количества);
- обеспеченность жилищного фонда домовыми приборами учета газа, воды и тепла;
- доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры;
- количество частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, от общего количества всех организаций коммунального комплекса;
- количество объединений собственников многоквартирных домов (ОСМД) на тысячу жителей;
- объем просроченной кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
- доля или число семей, получающих субсидии на оплату коммунальных услуг.
Развитие жилищного хозяйства на местном уровне должно происходить по следующим основным направлениям:
1) проведение мероприятий по ремонту старых, ветхих и аварийных домов;
2) завершение передачи ведомственного жилья в коммунальную собственность;
3) завершение повсеместной установки счетчиков воды и тепла в домах;
4) установка кодовых замков на дверях подъезда;
5) создание объединений собственников многоквартирных домов;
6) внедрение договорных отношений между поставщиками коммунальных услуг, службами заказчика и потребителями;
7) реорганизация и приватизация ЖЭК, превращение их в самостоятельный субъект рыночной экономики;
8) развитие конкурентных основ при проведении ремонта;
9) внедрение дифференцированных тарифов за жилую площадь.
Несмотря на продолжительность проведения реформирования жилищно-коммунального хозяйства, полученные результаты нельзя в полной мере назвать удовлетворительными.
Сложность ситуации и комплексный характер проблем в жизнеобеспечивающей отрасли требуют осознания обществом особой значимости обеспечения эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства в Украине.
Балабенко Е.В.
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, кафедра менеджмента организации, Украина, г. Донбасс
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТА: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
И РЕАЛИИ УКРАИНЫ
MAIN TRENDS OF POWER MANAGEMENT DEVELOPMENT: EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES AND REALITIES
OF UKRAINE
Энергетика является одной из наиболее важных проблем, стоящих перед международным сообществом.
Опыт ведущих компаний и передовых стран указывает на то, что одним из ключевых мероприятий по повышению энергоэффективности является внедрение систем энергетического менеджмента.
Основная идея решения управленческой проблемы повышения уровня энергоэффективности заключается в последовательном применении системного подхода к энергоменеджменту. Таким образом, дополнительные возможности повышения уровня энергоэффективности могут быть получены на основе применения стандартной методологии.
Система энергоменеджмента позволяет оптимизировать затраты на энергетические ресурсы в организации любого типа и уровня. Это достигается на основе цикла управления PDCA с ориентацией на оптимизацию основных энергетических характеристик. Некоторые организации давно внедрили свои системы энергоменеджмента, однако
европейские национальные комитеты по стандартизации разработали национальные стандарты только на рубеже 2000-х гг. Практика показала эффективность этих стандартов.
Практика энергосбережения во многих странах изначально базируется на национальных стандартах управления энергоэффективностью. Так, в Финляндии действует стандарт ETJ, который рассматривается как один из шагов, упрощающих внедрение международного стандарта.
Ориентация на внедрение системы энергоменеджмента значительно возросла после издания в июле 2009 года стандарта EN 16001:2009, который получил национальный статус в 30 странах Европы.
Стандарт ISO 50001:2011, который вступил в силу в июле 2011 года, включил в себя опыт, представленный национальными стандартами ряда стран, в том числе США (ANSI/MSE 2000:2008), ЮАР (SANS 879:2009), Южной Кореи (KS A 4000:2007), Китая (GB/T 23331:2009), Беларуси (СТБ 1777-2009) [1].