Самоорганизация как характеристика современного детства
Марина Руслановна Мирошкина,
завведующая лабораторией психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых Института психолого-педагогических проблем детства Российской Академии образования, доктор педагогических наук, [email protected]
• нарушение симметрии • органы местного самоуправления • ученическое самоуправление
• систематизация хаоса • сетевой принцип •
В современной науке активно используется понятие симметрия, отображающее существующий в объективной действительности порядок, определённое равновесное состояние, относительную устойчивость, пропорциональность и соразмерность между частями целого.
Мир симметричен. Законы физики гласят, что действие равно противодействию, угол падения — углу отражения. Символом человеческой красоты является симметричная фигура, лицо. Оптимальное геометрическое тело — шар, симметричный по всем осям. Симметричны кристаллы, растения, пространство, время.
Симметрия гармонична, бесконечна и... замкнута на самой себе. Для развития необходимо нарушение симметрии.
Это доказывают современные физики, ищущие в Большом адронном коллайдере следы неосязаемого бозона Хиггса, когда-то при Большом Взрыве нарушившего вечную симметрию и положившего начало самоорганизации Вселенной.
Нарушившая симметрию Ветхого Завета Нагорная проповедь Христа создала новую нравственную систему, и, в конечном итоге, — новую цивилизацию.
В провинциальной Казани нарушивший симметрию пяти постулатов Евклида Н.И. Лобачевский «запустил» развитие но-
вой геометрии — геометрии космических пространств.
Значит, для того, чтобы мир развивался, необходимо нарушение симметрии, которое создаёт варианты развития, варианты жизни, запускает процессы спонтанной самоорганизации.
Казалось бы, при чём здесь дети? Для начала, несколько иллюстраций.
Во дворе многоквартирного дома скучно: железные «малые формы» уже давно отыграны, на хоккейной коробке «тусуются» подростки, младшим здесь не место, ничего нового не предвидится. И вдруг. В одном из подъездов кто-то выбросил матрас. Большой, двуспальный, пружинный. Несколько дней он стоял у стенки подъезда, вызывая недоумение жителей: «Почему вынесли, но не выбросили?». Ещё через пару дней матрас исчез. Нет, не исчез, скорее, переместился от подъезда на середину двора. Дети играли на нём в Елену Исимбаеву. Они прыгали на матрас с шестом, без шеста, ласточкой, «спинкой», «перекидным». Они прыгали с матраса на землю — солдатиком, бомбочкой, группой.. Они «плавали» на матрасе как на плоту, играя в путешественников, потерпевших кораблекрушение. Они просто валялись на нём и хохотали. Они были заняты матрасом дня три-четыре. Потом интерес иссяк. Матрас плавно перекочевал на свалку.
33
1 Закон (ред. от
Вспомните своё детство. Особенно те, кто жил в небольших городках. Какой «кайф» наступал, когда во дворах обрезали ветки на деревьях! Их было огромное множество. И мы играли во что угодно — в крепости, в корабли, в дома...
При всей «упакованности» наших дворов «игровыми комплексами», стационарными горками (железными либо деревянными) дети с восторгом ждут, когда во дворе начнут сгребать снег. И пока кучи снега ещё не увезли, они мгновенно «осваивают» их. Здесь и «Царь Горы», и катание с горки на всём, что едет, и рытьё пещер..
А ст.1 Закона г. Москвы «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере организации досу-говой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства» гласит:
«Органы местного самоуправления наделяются следующими полномочиями .:
1) организация работы по общефизической подготовке и видам спорта (единоборство, игровые, прикладные, спортивно-технические и другие виды спорта);
2) организация соревнований и физкуль-турно-спортивных праздников на территории внутригородского муниципального образования в городе Москве (далее — муниципальное образование);
3) обеспечение участия жителей муниципального образования в мероприятиях, проводимых в рамках массовых городских движений, смотров, конкурсов в сфере до-суговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной
_ работы с населением по месту жительства;
г. Москвы от 25.10.2006 N 53 06.02.2013) «О наделении орга-
нов местного самоуправления внутригородских : муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства/ http://www.referent.rU/3/63954
4) организация до-
суговой, социально-воспитательной работы (художественное воспитание и эстетическое раз-
витие, техническая деятельность и трудовое воспитание, эколого-краеведческая деятельность, туризм, военно-спортивная, историко-патриотическая и спортивно-техническая деятельность, компьютерная техника, программирование и другие направления работы);
5) содействие в организации и деятельности клубов по интересам;
6) организация и проведение праздников, смотров, конкурсов, культурно- массовых и досуговых мероприятий;
7) участие в организации и проведении районных, окружных и городских физкультурных, спортивно-массовых и досуговых мероприятий»1.
По мнению авторов Закона, симметрия отношений очевидна: мы вам организовываем мероприятия — вы в них участвуете, а если не хотите — см. п. 3.
Несколько лет назад учительница начальных классов с удивлением рассказывала, что как только звучит звонок, ребята выходят из-за парт, тихо усаживаются в проходах и ... бросают фишки — «Цу-е-фа». Никаких проблем с дисциплиной.
Когда в подмосковную школу мы привезли элементы «ЛЕГО», после уроков ребята с первого по седьмой класс оставались в школе и строили лего-фигуры, а после бегали из класса в класс — сравнивали.
Практически у каждого старшего класса в городской школе есть своя группа в социальной сети. Ребята обмениваются информацией, уточняют, что там сегодня рассказывали на уроке, выполняют домашние задания (иногда — целой группой), готовят мероприятия, которые завтра будут проводить в реальном (не виртуальном) мире, обсуждают жизненные вопросы.
А проект профессионального стандарта педагога в части воспитательной работы гласит:
«Педагог должен:
. 2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
34
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся...
5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
6. Устанавливать чёткие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления....
13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрос-лые общности учащихся, их родителей и педагогов»2.
Интересно, в школе какого века будет работать этакий «умелец»?
А ведь дети асимметричны, они Законы про то, «как положено» и «что нужно уметь», не знают. Они реагируют на изменения, происходящие в их пространстве, — и самоорганизуются.
В этом и заложено базовое противоречие современной педагогики — воспитательные и организационные усилия взрослого сообщества в массовой практике сориентированы на самосохранение взрослых, а не на актуальное развитие молодого человека. Сегодня традиционная для советской педагогики позиция взрослого «рядом и чуть впереди» неактуальна. Скорее, дети чуть впереди. XXI век — время их жизни. Может, стоит задуматься?
Итак, что же такое самоорганизация в педагогическом контексте.
1. Наши исследования самоорганизации базируются на ведущих положениях философии самоорганизации (М.А. Бакунин, А.А. Богданов, В.П. Бранский, В.И. Вернадский, П.А. Кропоткин, В.И. Макаров, И. При-
гожин, С.Д. Пожарский, Г. Хакен и другие); позициях социологии и социальной синергетики (Н.М. Байков, Д.В. Брилев, О.В. Дол-женко, С.Ю. Малков, В.П. Романов); на идеях синергетики образования и воспитания (если можно так обобщить исследования В.Г. Буданова, Е.Н. Князевой, С.В. Кульневи-ча, С.П. Курдюмова, Л.И. Новиковой, А.С. Па-нарина, Е.А. Солодовой, М.В. Соколовского, Е.Е. Чепурных и др.).
2. Основываясь на синергетическом принципе, мы в то же время должны очень чётко обозначить границы объекта нашего исследования. Они очерчиваются следующей логикой:
— Самоорганизация — процесс систематизации хаоса, возникшего в результате нарушения существующей симметрии.
— Хаос присущ всем сложным системам, это их неотъемлемое качество. Однако степень хаотичности зависит от уровня рассмотрения. То, что на микроуровне кажется хаотичным, на макроуровне проявляется в качестве упорядоченной структуры.
— Объектом педагогического исследования самоорганизации на макроуровне являются педагогические системы, воспитательные институты, на микроуровне — сосуществование детей и взрослых, а также малых неформальных социумов (групп, объединений, формирований, обществ, команд) в конкретном социальном пространстве (места жительства, досугового учреждения, образовательной организации).
Мы ведём наше исследование не на уровне функционирования больших симметричных систем, а на уровне хаоса, из которого эти системы «вырастают».
Заметим при этом, что, согласно законам синергетики, именно наличие хаоса на микроуровне обеспечивает устойчивость динамических систем при изменениях параметров среды. Говоря другими словами, большие воспитательные системы семьи, школы, детской организации, подростково-молодёжного клуба, учреждения дополнительного образования более устойчивы в условиях нестабильности и риска, если они основаны на самоорганизации своих субъектов.
Именно поэтому наше исследова-
2 Проект концепции и содержания профессионального стандарта учителя.
35
ние ориентировано не на анализ теоретических основ, принципов и закономерностей функционирования, связей и отношений в педагогических системах макроуровня, а на проблемы педагогического анализа и сопровождения процессов возникновения взаимосвязей и взаимоотношений между субъектами (детьми и взрослыми) на уровне до-системном — на уровне хаоса и упорядочивания его элементов (см. табл.1).
3. Нам видится, что самоорганизация на уровне индивидов — суть интегральная совокупность природных и социально приобретённых свойств, воплощённая в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения, является преимущественно предметом исследования педагогической психологии.
4. Предметом исследования педагогики являются общие закономерности самоорга-
низации детей и взрослых, малых неформальных социумов (групп, объединений, формирований, обществ, команд), принципы и закономерности социального становления субъектов самоорганизации и основы педагогического сопровождения этих процессов.
5. Самоорганизация детей и взрослых рассматривается нами как несанкционированный процесс образования малых неформальных социумов (групп, объединений, формирований, обществ, команд), источником которого является фактор-импульс, сущностью — эффективные совместные взаимодействия для достижения цели, возникшей как отражение фактор-импульса; а основой существования — социальные взаимодействия или межличностная коммуникация (схема 1.)
Самоорганизация возникает в результате нарушения устоявшейся симметрии в системе отношений, деятельности, коммуникаций детей и взрослых, произведённого воз-
Фактор-импульс
Взаимодействие
I
Возникновение интереса
Моделирование
системы взаимодействий
Образ цели
I
Актуализация цели
Волевая регуляция
Результат
Удовлетворение интереса
Анализ
/ \
Фактор-импульс. Синергетическое развитие
Схема 1. Модель самоорганизации на досинергетическом уровне
36
никновением фактор-импульса — идеи, предмета, явления, события, породивших в человеке или группе людей интерес и «запустивших» процесс самоорганизации. Говоря в образах XXI века, фактор-импульс — своеобразный бозон Хиггса, порождающий хаос как творческую основу для развития детской и взрослой самоорганизации.
Аналогом синергетического хаоса в самоорганизации является состояние сосуществования детей и взрослых на основе неустойчивой и краткосрочной эмоционально-психологической включённости, социального взаимодействия и межличностных коммуникаций в конкретном социальном пространстве (места жительства, школы, образовательного учреждения и т.д.).
Следуя утверждениям философов и педагогов о том, что, во-первых, именно хаос обладает творческой способностью спонтанно (а не по принуждению) рождать новый порядок, т.е. новую сущность (Бранс-кий, Пожарский), во-вторых, что сегодняшнее развитие общества определяется образом будущего (Князева, Курдюмов), а также, имея в виду формулу развития А. Панарина (Панарин), — можно предположить, что источником любых социальных инноваций является первичная самоорганизация детей и взрослых. Эффективное педагогическое сопровождение этих процессов ведёт в перспективе к развитию всех сфер жизни общества и государства, игнорирование этих процессов — к их стагнации и деградации. Именно в этом положении заключены актуальность и перспективность предлагаемой теории.
6. Одной из задач исследования самоорганизации детских и взрослых сообществ является выявление существенных связей, которые обеспечивают эффективность изучаемого процесса и являются его закономерностями. В педагогике закономерность означает соответствие педагогических явлений педагогическим законам. Поэтому с педагогической точки зрения общие закономерности самоорганизации детских и взрослых сообществ обусловлены существенными внешними и внутренними связями между социальными, синергетическими, психологическими, педагогическими фактами, явлениями и событиями, от которых зависит успешность достижения общезначимых целей.
Мы уже не раз отмечали, что процессы спонтанной самоорганизации связаны с изменениями условий среды, то есть с нарушением симметрии. Отсюда первая закономерность — обусловленность возникновения и развития первичной самоорганизации детского (взрослого, детс-ко-взрослого) сообщества нарушением «симметричной» обратной связи между человеком и социумом (включая информацию, взаимодействия, взаимоотношения, взаимозависимости, нормы и правила), то есть нарушением симметрии во взаимоотношениях человека со средой.
Фактор-импульс выступает здесь своеобразным «проявителем» дисгармонии устоявшихся связей, «запускающим» процесс самоорганизации.
Согласно мнению философов, самоорганизация выступает как чередование двух исключающих друг друга процессов — иерар-хизации и деиерархизации. В нашем случае первичная иерархизация — стихийная самоорганизация индивидов в конкретном социальном пространстве (в образовательном пространстве, в пространстве внеурочной деятельности, в пространстве места жительства, в отрытом пространстве отряда в закрытом пространстве детского оздоровительного лагеря) в результате эффективных совместных взаимодействий для достижения цели, возникшей как отражение фактор-импульса. Форма первичной самоорганизации — инициативная группа, временное объединение, игровое объединение.
Диерархизация первого уровня возникает в момент достижения цели совместных взаимодействий. В этот момент возникают как минимум два сообщества — «группа достижения», для которой ценность дальнейших взаимодействий не очевидна, и «группа продвижения», для которой важными факторами являются возникшая эмоционально-психологическая включённость, социальное взаимодействие и межличностные коммуникации.
Иерархизация второго уровня — возникновение социального взаимодействия и межличностных коммуникаций, возникших на первом этапе различных «групп продви-
37
жения» и отдельных индивидов из социума (в том числе и из распавшихся «групп достижения») как реакции на возникшие внешние и внутренние фактор-импульсы. Форма вторичной самоорганизации — временное объединение, клуб.
Диерархизация второго уровня может возникать как в процессе социального взаимодействия и межличностных коммуникаций, так и в результате достижения совместной цели. В этот момент возникают одна «группа достижения» и несколько «групп продвижения», каждую из которых объединяет свой мотив — либо эмоционально-психологическая включённость, либо социальное взаимодействие, либо межличностные коммуникации. В зависимости от принадлежности участников взаимодействия к различным поколениям может возникнуть кружок, клуб, общественное объединение (поколение Х), виртуальная группа (поколение Y).
Иерархизация третьего уровня пройдёт по той же схеме. Фактор-импульсом процессов, происходящих в детской среде, может стать лагерная смена, в которой сформируется формальный образ детско-взрос-лого сообщества, её целевые установки, нормативные характеристики (правила, традиции), складываются органы самоуправления и определяется содержание деятельности. В результате возникает формализованное общественное объединение, устойчивое клубное объединение, совет лидеров.
Деиерархизация следующих уровней идёт по той же схеме и приводит к прекращению деятельности детского объединения, либо его фрагментации, то есть к ситуации хаоса, и порождает новые процессы самоорганизации на более высоком уровне, который определяется наличием определённого социального опыта у всех участников процесса.
Таким образом, становится очевидной ещё одна закономерность развития современного воспитательного пространства через многократное чередование циклов возникновения, становления и преобразования неформальных и формализованных объединений детей и взрослых в открытой социальной среде.
Это процесс, создающий возможность для реального ответственного выбора ребёнком и взрослым своего сообщества, построения собственной системы ценностей, основанной на ней системы целеполагания, деятельности и отношений, приводящего к изменению траектории социального становления человека.
Принимая за основу равное право ребёнка и взрослого на самоорганизацию, невозможно не отметить разную степень их ответственности за результаты своей деятельности. В основе этой разницы — неодинаковая степень гражданской дееспособности ребёнка и взрослого. В соответствии со ст. 21 Гражданского кодекса РФ «Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. С этого возраста гражданин вправе совершать самостоятельно любые виды сделок (сделкоспособность) и самостоятельно несёт ответственность по своим обязательствам в полной мере (деликтоспособ-ность)».
Ограниченная дееспособность несовершеннолетних задаёт пределы детской самоорганизации как некий коридор возможностей, заданный нормативными уложениями, физическими и социальными возможностями растущего человека.
Вместе с тем, современный ребёнок — не только участник локального сообщества, группы, объединения, не только учащийся класса, школы, не только гражданин своей страны. В условиях открытого мира он имеет широкий доступ к информации, беспредельные возможности в общении, познании, деятельности. Открытостью современного глобального мира задана беспредельность возможностей для самоорганизации детей в нем.
Всё это задаёт ещё одну закономерность самоорганизации — единство ограниченности и безграничности самоорганизации детей в глобальном мире, из которой, в свою очередь, следует закономерность единства свободы и ответственности
38
субъектов самоорганизации на основе осознанного выбора как нормы самоорганизации детских и взрослых сообществ. При этом мы рассматриваем свободу как возможность выбора способа и формы своей организации жизни, равно как отсутствие выбора есть ограничение свободы. Свобода — основа человеческих ценностей, способ и стимул их обретения и созидания. Свобода спонтанна, потенциально неограниченна и бесконечна. Она всегда динамична и векторна, то есть это всегда свобода в чём-то, свобода от чего-то, свобода для чего-то. Принципиально важно сочетание свободы с разумом, доброжелательностью и ответственностью. Право — основа взаимоотношений в гражданском обществе, когда каждый имеет равные права и право каждого человека ограничено правом другого. Однако только ответственность как мера между правом и выбором позволит реализовать первое и осуществить второе.
Из этой закономерности следует необходимость педагогических гарантий самой возможности самоорганизации, которые обеспечиваются изменением типов деятельности педагога от заботы к педагогическому сопровождению по мере расширения уровня дееспособности ребёнка и развития уровня его свободоспособности. Исходя из этого, обозначим ещё одну закономерность — корелляции типа педагогической деятельности от возраста ребёнка и уровня развития его свободоспособ-ности. Свободоспособность — это способность к автономному, нон-конформистско-му существованию; способность независимо (учитывая, но и преодолевая биолого-социальную заданность) реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор (О.С. Газман).
Так, при низком уровне развития свободо-способности ребёнка ведущими типами педагогической деятельности являются «опека», «забота», «защита». Тогда как при высоком уровне — педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение.
7. Следование обозначенным выше закономерностям самоорганизации детских и взрослых сообществ невозможно без
обоснования принципов, основных требований, которые должны предъявляться к содержанию, формам и методам педагогической деятельности в современном открытом мире.
Результативность процессов самоорганизации детских сообществ достигается только тогда, когда реализуются индивидуальные потребности ребёнка на основе общения и позитивной деятельности, в которые он вступает, основываясь на принципе презумпции свободы, ограниченной только свободой другого человека. При этом формируется определённая общность людей и складывается система социальных отношений. В процессе этих отношений происходят внутренняя самооценка индивида, познание им ценности своего я, а также процессы самоорганизации, самореализации и саморазвития.
Выделим следующие требования к реализации этого принципа:
— высокий уровень свободоспособности детей и взрослых;
— построение отношений и деятельности на основе признания права каждого участника сообщества на свободный выбор;
— формирование системы неформальных договоренностей сообщества как определённой нормативной базы для его субъектов;
— равноправие индивидуальностей, распределение полномочий и ролей в сообществе на основе права каждого человека на свободу собственного мнения, на полноценный выбор в соответствии с индивидуальными ценностными установками, не противоречащими общим договоренностям и целям.
Условиями выполнения принципа являются:
— принятие детьми и взрослыми категорий права, выбора и ответственности как основополагающих ценностей своего сообщества;
— следование (по умолчанию) системе неформальных правил сообщества как определённой нормативной базы для его субъектов;
— приоритет горизонтальной системы отношений внутри сообщества над вертикальными.
39
Для реализации принципа необходимо следование следующим правилам:
— признание равных прав всех субъектов сообщества;
— нерегламентируемость деятельности;
— свобода вхождения в сообщество и выход из него в любой точке его развития.
На ранних этапах нашего исследования мы определили базовое противоречие педагогики глобального общества, заключённое в том, что воспитательные и организационные усилия взрослого сообщества сегодня сориентированы на самосохранение, а не на развитие молодого человека. Действительно, современные дети живут в системе горизонтальных сетевых отношений, в формате сетевого самоорганизующегося общества. Это для них единственно возможная среда обитания. Они индивидуализированы, и объединение в любые сообщества зачастую для них не цель, а средство достижения искомой цели. Основной механизм формирования этих сообществ — самоорганизация.
Взрослые же, ориентированные на свой жизненный опыт и выработанные «вертикальные» модели отношений и социального поведения (скажем прямо, не всегда соответствующие вызовам сегодняшнего времени), стремятся тотально «организовать» молодёжь, зачастую используя их как «средство» сохранения существующего «статус-кво». Они проецируют своё прошлое в будущее молодых людей.
Между тем, молодые решают проблему построения собственного жизненного проекта в категориях «будущего». Будущее влияет на настоящее, определяет смыслы и содержание деятельности человека, стремящегося к осознанному образу будущего. При глобальной неопределённости будущего человеку нужно быть готовым сформировать и реализовать собственный (не противоречащий самому себе) жизненный проект, а не следовать «канализированной» логике руководящих указаний. Значит, сегодня молодому человеку нужно иметь образ этого будущего, понимать магистральный путь его достижения и уметь организовать самого себя (самоорганизоваться) для того, чтобы эффективно пройти обозначенный маршрут.
Исходя из вышесказанного, нами сформулирован принцип актуализации будущего, который входит, однако, в определённое противоречие со слабо выраженным стремлением современных подростков к долгосрочным планам. Реализация этого принципа способствует формированию у ребёнка качеств, необходимых для выполнения роли конкурентоспособного и ответственного взрослого, и предъявляет к педагогам следующие требования:
— признание ребёнка с его самосознанием, достоинством, пройденной траекторией социального становления, сформированным жизненным потенциалом в качестве основной ценности педагогической деятельности;
— развитие критического мышления ребёнка, его внутренней состоятельности и внешней культуры;
— подготовка ребёнка к ориентации в различных жизненных ситуациях на общение и взаимодействие на основе ненасилия и признания самоценности другого человека;
— гарантия свободного включения ребёнка в глобальное информационное пространство, за исключением контента, ограниченного национальным законодательством;
— признание значимости влияния на жизнедеятельность самоорганизующегося детского сообщества как традиционной культуры, так и молодёжной субкультуры.
Осуществлению принципа способствует соблюдение следующих условий:
— ментальная и инструментальная готовность педагога к признанию приоритета будущего над реальностью прошлого;
— гармонизация у ребёнка образа будущего с актуальными возможностями его достижения через систему социальных проб в реальных социальных условиях;
— правовая, гражданская и личностная ответственность взрослых за результаты педагогической деятельности.
Принцип реализуется при соблюдении следующих правил:
— соизмерять культуру взрослого с культурой растущего поколения;
— доверять детям в непрерывном строительстве будущего, уметь создавать условия для развития их самоорганизации, творчества и способностей;
40
— понимать, что современные дети находятся рядом со взрослыми и чуть впереди;
— стимулировать разумную конкуренцию и деловое сотрудничество детей в процессе самоорганизации детских сообществ, блокируя перенос конкуренции на межличностные отношения.
С точки зрения классической науки, развитие есть линейный поступательный процесс, определяемый общими законами эволюции. Мир жёстко связан причинно-следственными связями, имеющими линейный характер. Следуя этой линейной логике, ход развития может быть просчитан неограниченно в прошлое и в будущее. Развитие ретро-сказуемо и предсказуемо. Настоящее определяется прошлым, а будущее — настоящим и прошлым.
Следуя логике развития современного воспитательного пространства через многократное чередование циклов возникновения, становления и преобразования неформальных и формализованных объединений детей и взрослых в открытой социальной среде, будущее не столь однозначно. Среда представляет собой некий единый источник, который функционирует в качестве носителя различных форм будущей самоорганизации и организации, поля различных путей эволюции. Существуют спектры путей развития сложных систем в мире, к которым, безусловно, относятся детские самоорганизующиеся сообщества. Из этого следует принцип вариативности путей развития самоорганизации детей и взрослых.
Принцип реализуется при соблюдении следующих требований:
— субъектность детей и взрослых в социальном пространстве;
— открытость самоорганизующегося сообщества;
— равноценность альтернатив развития.
Для реализации принципа необходимо обеспечение следующих условий:
— спонтанность (инициативность) самоорганизации детских сообществ как отражение изменений во внешней среде;
— проектный характер самоорганизующейся деятельности;
— готовность детей и взрослых к свободному и ответственному выбору пути развития;
— готовность педагогов, родителей, вожатых к многообразию в решении актуальных педагогических задач;
— владение детьми и взрослыми технологиями социального проектирования.
Для реализации принципа необходимо следование следующим правилам:
— стимулировать возникновение самоорганизующихся сообществ через создание новых фактор-импульсов;
— способствовать реализации дискретных краткосрочных детских проектов;
— обеспечивать изменение содержания педагогической деятельности по мере выбора пути развития самоорганизующегося детского сообщества.
Ведущим принципом построения взаимодействий в социальных сообществах в XXI веке является сетевой принцип. Тем более это актуально для детей и детских сообществ. Сетевое сообщество (социальная сеть) — открытая и мобильная сеть социальных общностей, осуществляющих краткосрочную либо стратегическую инициативную деятельность, ориентированную на реализацию актуальных потребностей детей и взрослых, объединённую общепризнанными целевыми установками, принципами организации деятельности, единым информационным пространством и возможностью доступа к организационным, материальным и информационным ресурсам.
Сообщество, имеющее сетевую основу, характеризуется высокой идентичностью, открыто для инноваций, не рискуя потерять свою сбалансированность. И поэтому способно адекватно и быстро реагировать на изменения в локальном социуме, предлагать актуальные решения насущных проблем членов сообщества и других людей, формировать инновационные практики, ориентированные на изменяющиеся потребности детей и взрослых.
Требования к реализации сетевого принципа:
— автономность сетевых сообществ обоснована их самодостаточностью, заданной
41
системой нравственных, социальных, культурных и коммуникативных норм, актуальных в локальном социуме;
— интерактивность сетевых сообществ означает возможность всем субъектам получать, отбирать, интерпретировать, переструктурировать и сообщать другим ту или иную информацию. Интерактивность является инструментом внутреннего контроля за деятельностью самоорганизующихся сообществ;
— неформальность сетевых сообществ означает отсутствие жёстких неизменяемых правил существования и деятельности сетей. Любые правила, применяемые в сети либо в отношении сети, вырабатываются совместно с субъектами сети и не могут быть изменены без их участия. Это делает сетевой принцип организации работы очень близким к задачам гражданского общества;
— децентрализованность сетевых сообществ позволяет им быть устойчивыми перед ситуациями изменения среды. Поскольку сети не имеют единого управляющего центра, они удерживают сильные нагрузки в условиях рисков и неопределённости.
Для реализации принципа необходимо обеспечение следующих условий:
— приоритет горизонтальной системы коммуникаций перед вертикальной;
— приоритет ответственности педагога за результаты педагогической деятельности перед детьми и родителями, а не перед вышестоящими руководителями;
— ментальная и инструментальная готовность педагога к построению системы горизонтальных взаимодействий с детьми, родителями в контексте педагогического обеспечения детской самоорганизации.
Для реализации принципа необходимо следование следующим правилам:
— все различны — все равны;
— диалог как базовая форма общения с детьми;
— нравственная асимметричность отношений детей и взрослых, порождающая детскую инициативу и творчество.
Принцип соответствия содержания педагогический деятельности основным характеристикам поколения детей следует
из базового противоречия современной педагогики и особенных характеристик современного поколения детей, появившихся на свет в постсоветское время, выросших и сформировавшихся под влиянием трёх важнейших факторов — детских переживаний нестабильности 1990-х, стабильной жизнью 2000-х и Интернетом. Нынешние школьники и дошкольники не знают, что бывает жизнь без Сети. Они живут сегодняшним днём, не строя долгосрочных планов. Социальные сети сформировали у них острую потребность в постоянном признании (многочисленные «лайки» на их постах). За год они в состоянии прочитать не более 12 книг, зато прочитывают более 2 300 электронных писем. Они могут спокойно отказаться от участия в любом проекте, если он им не интересен, они формулируют нравственные ценности, исходя не из запретов, а из разрешений, они обладают способностью к «многозадачности»: могут одновременно слушать тр3-музыку, общаться с друзьями в чате, бродить по Сети, редактировать фотки, вдобавок делая всё это во время учёбы. Они понимают, что получить доступ к информации важнее, чем запомнить её.
Для реализации этого принципа необходимо выполнение следующих требований:
— признание специфических характеристик поколения XXI века;
— постоянная интеллектуальная и технологическая мобильность;
— постоянное развитие содержания педагогической деятельности в соответствии с развитием окружающего мира.
Осуществлению принципа способствует соблюдение следующих условий:
— опережающее владение педагогом 1Т;
— в случае невозможности, готовность учиться 1Т у самих детей;
— изменение содержания профессиональной подготовки педагогов;
— ментальная и инструментальная готовность педагога к постоянному развитию содержания педагогической деятельности;
— гарантия ненанесения вреда ребёнку при обеспечении его свободного включения в глобальное информационное пространство.
42
Принцип реализуется при соблюдении следующих правил:
— дети — резиденты современности. Веди свою деятельность на их территории. Помни, что сегодня они могут обойтись и без тебя;
— не борись со способностью современных детей к многозадачности, используй это в образовательных целях;
— делай свою работу интересно — с ними;
— поощряй их.
Единство и взаимосвязь рассмотренных выше закономерностей и принципов самоорганизации детских и взрослых сообществ проявляются в их органическом проникновении друг в друга, в том, что соблюдение требований, условий и правил одних принципов влияет на возможность реализации других. Выявленные закономерности и обоснованные на их базе принципы позволяют определить новые подходы, наиболее эффективное содержание и методы педагогического сопровождения самоорганизации.
$
8. Результатом упорядочивания социального взаимодействия и межличностных коммуникаций является возникновение устойчивой совокупности организованных структурированных детско-взрослых объединений (класс, школа, детское объединение / организация, кружок, клуб), имеющих общие целевые установки, включённых в совместно-распределённую деятельность, структуру, систему воспроизводимых в пространстве и во времени связей и взаимоотношений — институтов образования и воспитания.
вая приоритет детской самоорганизации, педагог делает главное — гарантирует свободовозможность ребёнка: создаёт условия, при которых становится вероятным проявление свободоспособности — безопасную атмосферу признания права ребёнка быть самим собой, ситуацию реального выбора и ответственности за его результат.
10. Это возможно, если целью взрослого является не «картинка» для отчёта перед начальством, а ребёнок во всех его проявлениях; если взрослый придерживается определённой системы базовых ценностей, среди которых абсолютной ценностью является Человек — существо, способное совершенствовать себя на базе данных ему природой и своих собственных, создаваемых им самим возможностей. Человек — это и ребёнок, и взрослый.
Самоорганизация возможна только в атмосфере признания взаимной значимости и ценности. Жизнь и здоровье Человека — безусловные базовые ценности любого цивилизованного общества, а, следовательно — детского объединения как элемента этого общества. □
9. Суть деятельности взрослого в процессе самоорганизации детей — создание условий для поддержания и реализации интереса, возникшего в результате появления фактор-импульса, и обеспечения взаимодействия участников самоорганизующейся деятельности; а также анализ возможностей развития процесса самоорганизации и создание новых фактор-импульсов для развития самоорганизационного процесса.
Будучи как бы в тени, не возглавляя и не направляя «воспитательный процесс», отда-
43