...........................................................................................................................................................................................................шшшии,.......тодои,.......шт
Педагогическое сопровождение самоорганизации детей и подростков
Марина Руслановна Мирошкина,
заведующая лабораторией психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования, доктор педагогических наук, [email protected]
• теория сетевого общества • организация и самоорганизация • самоорганизующаяся деятельность • педагогическое сопровождение самоорганизации • индивидуальный жизненный проект • свободоспособность •
Сетевое общество
В конце 90-х годов прошлого века американский социолог Мануэль Кастельс представил научному миру полноценную теорию сетевого общества, идеи которого в той или иной степени отрабатывались П. Бур-дье, Ж. Делез, А.В. Назарчуком, Т.Ю. Сидо-риной и др. В её основе лежит понимание того, что современный уровень развития человеческой цивилизации определён таким этапом развития производства, при котором предметом труда является информация, а основой любой деятельности — социальные контакты и социальные коммуникации.
Социальный контакт — это действие, материальный обмен, вербальное общение, нормативные отношения, интеракция и т.д.
Коммуникация — процесс передачи информации от субъекта к субъекту. Технологическим средством транспортировки информации всегда являлась сеть. Характеристики этой сети соответствовали уровню развития человечества. В век компьютерных технологий возникла новая сеть — компьютерная. Появились новые свойства сети. Она стала не только способом транспортировки информации, но и возможностью её обработки. Компьютерные сети создали особенную форму коммуникации, которая была спроецирована на социальные взаи-
модействия. Включённые в автоматизированные коммуникационные процессы люди стали воспроизводить эту систему в собственном общении. Общение оказалось организованным через программу сетевых процессов, заложенную в вычислительную технику.
Внедрение компьютерных технологий во все области жизнедеятельности человека сделали естественным переход к сетевым формам организации различных сфер человеческой активности.
Генератором коммуникаций стал сам человек — человек XXI века. Как правило, он мобилен, образован, он — городской житель (по данным статистики в 2011 г., 73,69 % населения России проживает в городах). Ему приходится много перемещаться, решать много разноплановых задач, перерабатывать большие объёмы информации, порою ценой колоссальных физических и психологических перегрузок. Не будучи включённым в социальные общности, также являющиеся субъектами коммуникации, человек не может быть субъектом социальной жизни.
Если технологии прошлого столетия позволили создать в организациях и обществе структуру власти-подчинения, в которой информация перемещалась сверху вниз и снизу вверх, то новые коммуникативные
49
технологии позволяют столь же быстро, эффективно, с экономией денежных средств транслировать информацию по горизонтали. Принцип горизонтально-сетевых структур расширения способен конкурировать с принципом вертикально-иерархических структур подчинения.
Сегодня сети, не меняя принципиально функционального содержания социальной жизни, трансформируют характер и порядок социальных связей и взаимодействий. Если раньше они представляли собой сегмент в целом несетевого мира, то сегодня всё, что не является сетями или ещё не является сетями, образует маргинализирующуюся часть мира, обречённого быть сетевым.
Базовое противоречие: горизонталь и вертикаль
Современные дети, подростки и молодёжь живут в системе горизонтальных сетевых отношений, в формате сетевого самоорганизующегося общества. Это для них единственно возможная среда обитания. Они не знают, что можно жить без сети. Они индивидуализированы, и объединение в любые сообщества зачастую для них не цель, а средство достижения искомой цели. Основной механизм формирования этих сообществ — самоорганизация. Взрослые же, ориентированные на свой жизненный опыт и выработанные «вертикальные» модели отношений и социального поведения (скажем прямо, не всегда соответствующие вызовам сегодняшнего времени), стремятся тотально «организовать» молодёжь, зачастую используя их как «средство» сохранения существующего «статус-кво».
Взрослые проецируют своё прошлое в будущее молодых людей. Между тем, молодые решают проблему построения собственного жизненного проекта в категориях «будущего». В этих целевых ориентирах заложено, с нашей точки зрения, основное противоречие современной педагогики, заключённое в том, что воспитательные и организационные усилия взрослого со_ общества сориентированы на самосохранение, а не на развитие молодого человека.
1 ЛевинТов А.Е. Самоорганизация как стихийная технология. 2006 // Электронный ресурс. Режим доступа: ИНр://\ммм. redshift.cOm/~alevintov/.
На основе анализа научных источников, а также по итогам серии включённых наблюдений за процессами возникновения детских и подростковых сообществ мы пришли к выводу, что самоорганизация детей и взрослых есть несанкционированный процесс образования малых неформальных социумов (групп, объединений, формирований, обществ, команд), источником которого является фактор-импульс, сущностью — эффективные совместные взаимодействия для достижения цели, возникшей как отражение фактор-импульса; а основой существования — социальные взаимодействия или межличностная коммуникация.
Организация и самоорганизация
В научной и популярной литературе существуют прямо противоположные точки зрения на взаимозависимость процессов организации и самоорганизации. А.Е. Левинтов рассматривает самоорганизацию как консервативную реакцию на инновации, преобразования и, более всего, реформы и революции. С его точки зрения, «самоорганизация всегда направлена на восстановление порушенных норм, обычаев и нравов, возникает стихийно, повсеместно (по всему контуру инноваций) и потому представляет собой почти идеальную социальную технологию, создать которую технически почти или практически невозможно. Если организация рассматривает людей как объект организации и средство достижения цели, то самоорганизация есть процесс или акт субъ-ективации и мобилизации социума на выход из ситуации использования людей как средства достижения целей организатора»1.
Л.Н. Цой рассматривает сущностные характеристики организации и самоорганизации с обратной точки зрения, в контексте конфликтологии. С её точки зрения, самоорганизация является результатом протеста субъекта (коллективного или индивидуального), который стремится изменить существующий порядок.
«Всякая организация возникает для реализации той или иной цели и рассматривает людей как материал, ресурс и средство достижения цели. В ситуации нарушения норм и правил, как уже имеющихся, так и внесения новых норм и правил (инноваций) возникает консервативная и протестная реак-
50
ция людей на изменения. Эта реакция порождает процессы самоорганизации и объединяет людей на основе новых правил и норм. Самоорганизация возникает стихийно и направлена не только на восстановление нарушенных норм, обычаев и нравов, но и на протест против использования людей как средства достижения целей организации. Самоорганизация, с одной стороны, как бы отталкивается от организации, придаёт людям энергетику и силу для выдвижения новых лидеров, формирования новых норм, с другой — она зарождается в организации и является её продолжением, но в другой жизненной форме»2.
Рассуждая в контексте исследования детской и подростковой самоорганизации, мы не можем разделить идеи об их консервативном либо конфликтологическом происхождении, понимая при этом неразрывную связь самоорганизации с процессами организации. Основываясь на идее Л.Н. Цой, мы предложили участникам курсов повышения квалификации руководителей детских общественных объединений г. Москвы (2012 г.) проанализировать характеристики процессов организации и самоорганизации. Обобщая работы слушателей курсов (М. Кулёвой, Н. Тарасовой, А. Кудрявцева, А. Шлыковой и других), получим следующее (см. табл.1).
Организация и самоорганизация
Таблица 1
Параметр Организация Кем/чем заданы? Самоорганизация Кем/чем заданы?
Цель Задана миссией организации, принципами работы, приоритетами деятельности. Задана человеком, либо группой людей.
Характеристика норм и правил (для чего создаются; формализованные/неформальные; устойчивые/гибкие и т.д.). Формализованные, корпоративные, одни для всех. Грамотное и рациональное управление собственными ресурсами, т.е. умение их приобретать, сохранять, развивать и использовать, быть успешным и самодостаточным человеком. Правила гибкие, неформальные.
Характер отношений (партнёрство, сотрудничество, выполнение предлагаемых ролей, выполнение указаний, предписаний). Выполнение предлагаемых ролей, выполнение указаний, предписаний. Неформализованное партнёрство, сотрудничество.
Отношения (вертикальные, горизонтальные). Вертикальные. Постановка задач, приказов. Привлечение внешних связей, ресурсов для выполнения. Горизонтальные, сетевые.
Методы стимулирования активности. Способ управления. Карьерные. «Кнут и пряник». Фактор-импульс. Новые идеи. Определение точек успеха, собственных ресурсов, на которые нужно опираться.
Характер деятельности (предопределённый, заданный установками, предписаниями, регламентированный, творческий, инновационный). Предопределённый, заданный установками, предписаниями, приказами. Творческий, инновационный.
Характеристика результата (ожидаемый, предсказуемый, конечный, неожиданный, прорывной, требующий развития). Ожидаемый, предсказуемый, конечный. Непредсказуемый, прорывной, требующий развития и совершенствования, в том числе — самосовершенствования.
Выводы о сущности процессов организации и самоорганизации, их единстве и противоположности. Сущностные процессы организации и самоорганизации едины в том, что это процессы мобилизации ресурсов для достижения поставленных целей. Только в первом случае цели могут быть корпоративными, а во втором — целями личными.
Цой Л.Н. Социальная организация и самоорганизация: конфликты и развитие личности // Мир психологии. 2011. № 2 (66). С
96-108.
51
2
Из вышеизложенного можно сделать вполне очевидный вывод о том, что организация — следующий уровень развития самоорганизующихся сообществ, возникающий на основе достижения первоначальной общепризнанной цели в условиях продолжающейся совместной деятельности.
Собственно, возникновение организации — суть синергетический сценарий. При этом наличие многообразных самоорганизующихся сообществ и есть тот хаос, являющийся предпосылкой для синергетического развития. В этом процессе естественно и закономерно возникает упорядоченность взаимодействий, иерархическая система отношений, определённая система правил и предписаний. Этот же сценарий предполагает в определённый момент и выбор членами организации дальнейшего пути развития: от завершения существования до формирования новых объединений — аттракторов с новыми качествами, соответствующими условиям окружающей среды. Получается, что традиционный сегодня порядок «создания» детских организаций, обусловленный распоряжениями «вертикали», мягко говоря, противоречит естественной для сетевого общества логике развития социума.
Содержание педагогического сопровождения самоорганизации детей и подростков в детском объединении
Возвращаясь к позиции педагога, обратимся к идеям Л.С. Выготского: «Уровень актуального развития ребёнка показывает успехи развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует его развитие на завтрашний день».
Зона ближайшего развития ребёнка может быть рассмотрена как зона самоорганизации, в которой ребёнок осознаёт свои права, приобретает навыки осознанного выбора, формирует готовность к ответственности за свои поступки, а педагог помогает ему в осознании процесса и пробах самоорганизации. При этом наиболее эффективным типом деятельности является педагогическое сопровождение.
Содержание педагогического сопровождения в детском объединении определяется спецификой этого социального института и его низкой, по сравнению со школой, регламентированностью, что определяет свободное добровольное включение подростка в деятельность. Содержание деятельности направлено, прежде всего, на приобретение ребёнком реального гражданского опыта в условностях детского объединения. Именно поэтому в нём должны создаваться условия для педагогически целесообразной, эмоционально-привлекательной деятельности подростков, удовлетворения их потребностей в самоорганизации, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих общение, социальное творчество, игру, труд, культуру и другие сферы возможного самоопределения.
Содержание педагогического сопровождения самоорганизации подростков в детском объединении состоит в формировании готовности ребёнка, подростка, молодого человека самостоятельно строить свой индивидуальный жизненный проект, организовывать свою жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, а также — в готовности взрослого адекватно реагировать на проблемные ситуации, возникающие в подростковой среде в различных социальных институтах — в семье, в школе, в системе дополнительного образования, во дворе, в лагере...
Суть деятельности — создание условий для поддержания и реализации интереса, возникшего в результате появления фактор-импульса и обеспечения взаимодействия участников самоорганизующейся деятельности; а также анализ возможностей развития процесса самоорганизации и создание новых фактор-импульсов для развития самоорганизационного процесса (см. табл. 2).
Целью педагогического сопровождения является обеспечение возможности получения детьми и взрослыми позитивного опыта самоорганизации как условия реализации собственной свободоспособ-ности.
Свободоспособность — способность к автономному, нон-конформистскому сущест-
52
Различные типы деятельности взрослого в детском объединении
Таблица 2
Организация деятельности детей Педагогическое сопровождение
Подход — мероприятивный. Подход — событийно-деятельностный.
Позиция — организатор мероприятий. Позиция — создатель атмосферы взаимодействия.
Знает, как надо организовывать мероприятия. Понимает, что и когда нужно сделать, чтобы поддержать инициативу подростков.
Понимает, когда и как надо организовать мероприятие. Умеет выбрать нужный приём для «включения» самоорганизации детей и подростков.
Знает, принимает и следует признанному критерию оценки мероприятия — картинка, массовость. Формирует критерий оценки деятельности, соответствующий решаемой задаче.
Изучил и опробовал на практике известные методики и сценарии. Каждый раз открытие новых путей и решения новых задач, актуальных для подростка.
вованию; способность независимо (учитывая, но и преодолевая биолого-социальную заданность) реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор (О.С. Газман).
Субъектами деятельности детского объединения являются подростки и взрослые.
Субъекты деятельности взаимодействуют на основе равноправия позиций воспитанника и педагога для достижения общепризнанной цели — получения детьми позитивного опыта самоорганизации в контексте совместной деятельности межличностного, межгруппового, межнационального и меж-поколенческого общения в конкретных социальных, временных, материально-технических и организационных условиях детского объединения.
Подростки — участники деятельности, включаясь в деятельность детского объединения, являются (наравне со взрослыми) его базовой ценностью, что означает их право на жизнь, здоровье, творчество, свободу, выбор, самоорганизацию, самодеятельность, самовыражение в контексте законодательно гарантированных норм и правил, присущих этому объединению. При этом они несут ответственность за возможность реализации аналогичных прав всеми остальными субъектами деятельности.
Взрослые, в определённых социальными ролями рамках, выступают, с одной стороны, как носители определённых выше ценностей, с другой — как гаранты прав и свобод детей (права на жизнь, здоровье, образование и развитие, творчество, свободу, выбор, самоорганизацию, самодеятельность, самовыражение), с третьей — как профессионалы (либо добровольцы), реализующие содержание деятельности (вожатые, руководители детского объединения), либо его обеспечивающие (чиновники, сотрудники органов местного самоуправления, методисты, журналисты, политики ...).
На содержание педагогического сопровождения самоорганизации детей и взрослых в детском объединении в идеале прямое воздействие оказывают:
• дети и их родители (или лица, их заменяющие), заинтересованные в качестве и актуальности деятельности детского объединения, её соответствия тем ситуациям, которые возникают в жизни ребёнка;
• другие детские и юношеские организации и движения неполитической направленности, реализующие программы в интересах детства;
• инициативные группы жителей муниципального образования, микрорайона, дома — временные объединения граждан для
53
реализации краткосрочного проекта, транслирующие инициативу общественным объединениям муниципалитетам, муниципальным учреждениям всеми возможными способами;
• муниципалитет, на основе сформулированных запросов и инициатив населения формирующий от имени населения социальный заказ на деятельность некоммерческих организаций, общественных организаций и объединений;
• неправительственные организации, ориентированные на реализацию программ и проектов, связанных с формированием ценностей гражданского общества в России;
• рыночные отношения, диктующие руководителям детских объединений требования к качеству программ и проектов, обеспечивающие конкурентоспособность субъектов деятельности на рынке социально-педагогических программ и проектов.
В реальности на выбор руководителя детского объединения влияют:
• политика в отношении детского движения и практика осуществления государственной поддержки детских общественных организаций в регионе;
• политика в «зонтичной» организации в отношении своих субъектов — детских объединений и организаций;
• перечень традиционных мероприятий в городе, районе, школе, в которых принимает участие детское объединение.
Понятно, что в этих условиях руководителю крайне сложно сосредоточиться на ребёнке. И для этого необходима особая позиция самого взрослого.
И если выбор сделан в пользу ребёнка, возникает необходимость построения педагогического содержания на основе принципа «ПВО» (право-выбор-ответственность). □
54