Научная статья на тему 'Самоопределение личности в процессе профессионализации (социально-психологический и акмеологический аспекты)'

Самоопределение личности в процессе профессионализации (социально-психологический и акмеологический аспекты) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
146
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — С.В. Волкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самоопределение личности в процессе профессионализации (социально-психологический и акмеологический аспекты)»

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

(СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)

C.B. Волкова, социолог

Ивановский филиал Академии ГПС МЧС России

Период профессионального обучения - ключевой этап в становлении специалиста: происходит понимание сущности профессии, профессиональное самоопределение, складывается идеальный образ профессионала, формируется профессиональное сознание. Сложный процесс становления личностных черт проанализирован в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, A.B. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, З.Ф. Есарева и др. Исследователи выделяют проблемы самоанализа и самооценки как механизмы саморазвития личности.

В процессе профессионализации меняется самооценка (поднимается "планка" профессиональных возможностей), формируются профессионально важные качества (Г1ВК), которыми должен обладать человек для реального выполнения избранного вида деятельности. Совокупность ПВК составляют профессиональные способности, мышление, сознание, мотивы, цели, интересы, психические процессы и состояния, мотивы, отношение к труду и другим людям (5). Развитие ПВК связано с самоопределением личности, т.е. "... с самоутверждением, самореализацией и самосовершенствованием человека в обществе, в труде и трудовом коллективе" (2, 164). Профессиональное самоопределение - это самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы, решение многих задач, когда приходится выбирать между личными предпочтениями и требованиями общества, это процесс формирования индивидуального стиля и оценки деятельности. С этих позиций профессиональное самоопределение трактуется как "Я-концепция" индивида, отражающая его понимание, переживания и намерения (2). Самоопределение можно рассматривать как процесс и результат смысловых и ценностных ориентаций личности, как регулятор активности человека, уровня его достижений, как механизм сближения Я-реального и Я-идеального, Я-профессио-нала. Таким образом, самоопределение, являясь фактором профессионального развития личности, обусловливает процесс формирования ПВК.

Самоопределение - неотъемлемый компонент процесса самовоспитания (осознанного и управляемого саморазвития, профессионального становления), выполняющего функции развития способностей, совершенствования образа жизни человека, превращения выработанного эталона профессии в субъективную личностную модель (на основе связи "Образа Я" и "Образа профессии"), преобразования ведущих личностных ценностей, мотивов в факторы удовлетворенности профессией (1).

Организация деятельности по самовоспитанию курсантов выступает важнейшим аспектом профессиональной подготовки. Позитивные изменения в профессио-

нальной сфере происходят только в том случае, если у будущего специалиста сформирована потребность в самовоспитании и освоены приемы по преобразованию себя. Актуальность приобретает проблема разработки научного обеспечения процесса формирования у курсантов мотивационно-потребностного и операционно-технического компонентов деятельности по самовоспитанию - навыков рационализации, самоорганизации и самоконтроля. Для решения этой задачи мы предприняли исследование различных аспектов самоопределения курсантов, что позволило выделить этапы оптимальной организации самовоспитания будущих профессионалов.

Первый этап - самопознание, предполагающее изучение субъектом своих психических особенностей в познавательной сфере и общении, определение стиля деятельности. В целях мотивирования курсантов к самообразованию, самоорганизации, самоконтролю, т.е. к самовоспитанию волевых свойств собственной личности нами используется метод шкалирования, позволяющий проанализировать в сравнительном плане деятельность профессионалов высшей, средней и низкой продуктивности, увидеть уровень устойчивости своего отношения к избранной профессии, к товарищам, руководителям. С помощью названного метода курсанты оценивают свои общетрудовые умения (гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские), сами обобщают то, что определяет продуктивность профессионала (4).

Второй этап — освоение способов и приемов саморегуляции: рационализация учебно-познавательной деятельности курсантов, самоуправление в учебной работе, развитие внимания, запоминания учебной информации и т.д. (программа "Адаптация": психодиагностика, коррекция и развитие личности).

Третий этап - самосозидание; субъект конструирует в себе качества, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности. В процессе тре-нинговой работы курсанты сравнивают уровни притязаний в профессиональной сфере, составляют "Моти-вационный портрет"; неосознанные интересы к разным сторонам профессии выявляются с помощью проективных заданий, неоконченных предложений, проливающих свет на мотивы и установки (я хотел бы быть способным..., в своей профессиональной деятельности я критикую... и др.). Для формирования профессионального самосознания нами используются следующие методические приемы: "Составьте свой профессиональный автопортрет, соотнесите его с профессиограммой (начальника караула или инспектора ГГТН), сопоставьте его с портретом успешного (идеального) специалиста; ранжируйте по степени выраженности у себя те ПВК, ко-т рые у вас хорошо развиты и те, которых вам не хватает".

Для самоанализа отдельных профессиональных качеств используется и сравнение на основе заданных шкал пар полярных суждений.

Изучение готовности курсантов к самовоспитанию и самоизменению показало, что 75,0% первокурсников свой уровень готовности к самовоспитанию определяют как средний (имеют достаточно правильное понятие о самовоспитании, однако чисто теоретическое), 12,0% анкетируемых (низкий уровень) не представляют ни сути, ни целей, ни методов самовоспитания (общее число респондентов - 390 человек). Потребность в само-

воспитании проявляется неодинаково, в зависимости от курса обучения: на первом курсе она выражается как сомнение в своих возможностях адекватно реализовать профессиональные функции; на втором курсе происходит снижение потребности в само изменении, а на третьем курсе данная потребность повышается на основе достаточно четкой определенности в отношении сферы будущего труда. С использованием приобретенных психологических знаний, которые становятся способом понимания и преобразования личности, курсанты осознают и строят мир в себе и вокруг себя. С помощью определенных психологических тестов можно объективно изучить проект этого мира.

Для измерения социальных ориентаций обучающихся мы используем тест ценностных ориентаций М. Ро-кича, ситуационный тест направленностей A.A. Ершова, методы ранжирования, анкетирование, методы неоконченных предложений и т.д. Первоочередными целями-ценностями у наших испытуемых оказались гуманистические: смысл жизни - это семья, дом, счастье близких, желание быть полезным обществу, быть хорошим специалистом. Главными для себя средствами-ценностями жизни испытуемые считают "организационные": это дисциплина, трудолюбие, исполнительность, собственные усилия. В качестве приоритетных курсанты подчеркнули следующие ценности, которыми обладает "идеальный сотрудник": честность, дружелюбие, взаимопонимание, доброта, справедливость, порядочность, оптимизм, ответственность, физическое развитие, трудолюбие, преданность, дисциплина, знания, юмор.

Социально-психологический тренинг "Составление индивидуальной профессиограммы" проводится с целью развития навыка профессионального самоопределения, осознания приобретенных профессиональных знаний и умений; курсанты получают задание: а) заполнить модульную карту операциональной сферы (задачи, умения инспектора и начальника караула), б) составить психограмму (выделить нужные и имеющиеся ПВК, а также указать противопоказания к профессии). Как личные недостатки, с которыми необходимо бороться, самокритично отмечены беспринципность и низкая работоспособность, неумение работать с "бумагами", халатность, несобранность, безразличие, меркантильность, неуверенность, завышенная самооценка, ложное стремление быть "как все", низкая стрессоустойчивость.

На вопрос, что помогало становиться профессионалом, курсанты назвали следующие факторы успеха: "школьная подготовка плюс стремление к продвижению по службе, приобретению статуса в обществе", "коллектив и преподаватели помогай подняться на необходимый уровень", "хочется быть максимально компетентным", "всегда стремлюсь быть профессионалом", "я хотел и умею, потому что хотел". Факторами успеха третьекурсники считают способность хорошо учиться, умение дружить, стремление к цели, неплохое физическое развитие, трудолюбие, оптимизм.

Профессиональное самоопределение сопровождается первым чувством радости оттого, что "нужен людям как специалист, которого ждут и которому верят", от понимания того, что "от меня многое зависит, на меня можно положиться в трудной, тяжелой ситуации, я могу оказать помощь". "Я испытываю радость от правильно

выбранного пути - его начало закаляет душу. Я ощутил свои силы в оперативной обстановке, когда почувствовал возможность взаимодействия со своими друзьями, коллегами, и благодарен своим родителям и самому себе". "Появилось желание все отдать пожарной охране, желание принести людям радость своей деятельностью - и все это я понял на первом пожаре".

Самооценка профессиональной успешности пожарных и инспекторов, проводимая по методике экспертных оценок (6), позволяет выпускникам сравнить Я-ре-альное и Я-идеальное. Структура оценочного бланка включает 22 вопроса, оценивающих профессионально важные качества (ПВК) по семибалльной шкале, содержит четыре основания: "мотивация к труду", "стенич-ность", с помощью которой характеризуется работоспособность и толерантность обследованных к психофизической нагрузке; "коммуникативность" и "обучен-ность и организованность". В опросе приняли участие более 200 человек. Средняя интегральная оценка испытуемых - 117 баллов, что свидетельствует о достаточно адекватном самовосприятии, об осознании курсантами перспективы совершенствования ПВК.

Итак, в ходе исследований нами выявлены факторы, влияющие на формирование Я-концепции курсанта: ценности в системе обучения (влияние самоустановки индивида на успеваемость, характер личной мотивации), Я-концепция самого преподавателя (его благоприятные качества придают всему процессу продуктивный импульс), социально-психологический климат в группе, особенности социально-психологической адаптации, личностные особенности и сенсорно-перцептивные качества. Мы исходили из того положения, что выработка позитивной Я-концепции - не стихийный процесс, он требует целенаправленной психолого-педагогической работы. Нами разработан и проведен развивающий тренинг, основными результатами которого стали:

- подтверждение положения о том, что позитивную профессиональную Я-концепцию необходимо формировать через развитие рефлексивной и аутопсихолога-ческой компетентности личности;

- разработка и проведение развивающего тренинга, направленного на формирование позитивной профессиональной Я-концепции курсанта.

ЛИТЕЖГт

1. Афонькина Ю.А. Самовоспитание как фактор профессионализации // Вестник Балтийской педагогической академии. -2002. - Вып. 43.

2. Бодров В.А Психология профессиональной пригодности: Учеб. пос. для вузов. - М., 2001.

3. Дулов A.B., Батышев A.C. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в системе образовательных учреждений МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2000. - № 2 (14).

4. Кузьмина Н.В., Данилов H.A. Акмеологические основы социального воспитания и образования личности студента в вузе // Личность студента 2001: Науч.-метод. сб. - Шуя: Изд-во ШПГУ, 2000.

5.МарковаА.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

6. Оценка и оптимизация психологического климата, стиля руководства в органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы: Метод, пос. / Сост. М.И. Марьин, С.И. Ловчан, И.В. Иванихина и др.; под ред. Е.А. Мешалкина. - 2-е изд. - М.: ВНИИПО, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.