Научная статья на тему 'САМООБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОЕННЫХ ВУЗАХ'

САМООБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОЕННЫХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / самообучение / подход / личность / субъект образования / военнослужащий. / training / self-training / approach / personality / subject of education / serviceman.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дустмуродов, Амирбек

В статье рассмотрены вопросы организации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку как иностранному, самообучение видится как способ организации данного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EDUCATION AS A WAY TO ORGANIZE A PERSON-ORIENTED APPROACH IN MILITARY UNIVERSITIES

The article deals with the organization of a student-centered approach in teaching Russian as a foreign language, self-learning is seen as a way to organize this approach.

Текст научной работы на тему «САМООБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОЕННЫХ ВУЗАХ»

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

САМООБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОЕННЫХ ВУЗАХ

d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2023-21-721-725

Дустмуродов Амирбек,

курсант II курса Университет общественной безопасности Республики Узбекистан

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы организации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку как иностранному, самообучение видится как способ организации данного подхода.

Ключевые слова: обучение, самообучение, подход, личность, субъект образования, военнослужащий.

SELF-EDUCATION AS A WAY TO ORGANIZE A PERSON-ORIENTED APPROACH IN MILITARY UNIVERSITIES

Annotation. The article deals with the organization of a student-centered approach in teaching Russian as a foreign language, self-learning is seen as a way to organize this approach.

Key words: training, self-training, approach, personality, subject of education, serviceman.

XXI век - век скоростного развития в экономической и общественной жизни общества. Система непрерывного образования также ускоряет обороты, стараясь шагать в ногу со временем. Одним из условий и способов повышения эффективности обучения является внедрение личностно-ориентированного подхода. Руководство нашего государства большое внимание уделяет вопросам образования. Обеспечение качества образования является одним из приоритетных направлений Стратегии развития Нового Узбекистана. Не зря 2023 год назван «Годом заботы о человеке и качественного образования».

Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев неоднократно говорил о том, что образование является важным ключом к успеху и процветанию: «Ключ к процветанию - в образовании, воспитании, знаниях. Ибо все благие цели достигаются благодаря знаниям и воспитанию». Эти слова наших предков-просветителей джадидов должны стать практическим руководством для депутатов и сенаторов, политических партий, местных Кенгашей, всего государственного аппарата и общественности» [1].

Развитие, личностный рост обучающегося, как бы ни влиял на него педагог, остается самоизменением. «Ученики (в нашем случае - курсанты - А.Д.) в определенном смысле похожи на лошадей. Их можно привести к воде, но нельзя заставить пить. Как заметил американский ученый Крис Аргирис:

721

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

«Невозможно усовершенствовать человека без его участия. Дверь к усовершенствованию заперта изнутри» [2]. Этот тезис часто цитируют наши преподаватели на занятиях, стараясь повысить мотивацию курсантов к обучению. Педагог может лишь способствовать желаемому для обучающегося изменению, создавать условия для раскрытия природного потенциала. Иначе изучаемый материал останется чужим, не приживется, процессы обучения и воспитания не достигнут поставленных целей, которые реализуются через двустороннюю коммуникацию [3, 4, 5].

«Эффективность коммуникации обеспечивается на личностно значимом занятии, построенном на диалоге, где обучающиеся овладевают необходимыми для дальнейшей профессиональной деятельности знаниями, навыками и умениями целенаправленно» [3, с. 433]. Преподаватель может помочь составить траекторию самообучения, так как именно самообучение является неотъемлемой частью личностно-ориентированного подхода.

Самообучение и самоорганизация учения означает умение курсантов работать на занятии, во внеаудиторное время, в библиотеке без систематического контроля, помощи и стимуляции со стороны педагогов, организовывать свою учебную деятельность в целом. Задачей преподавателей является актуализация таких способов самоорганизации учения курсантов, которые могли бы стать практико-ориентированной методологией их личностного роста.

Личностно-ориентированное учение включает в себя три компонента:

а) понимание и принятие обучающимися учебной задачи, в результате чего учебная задача становится личностно значимой для них, вытекающей из логики их собственной активности;

б) преобразование, кодирование учебного материала: изменение, сравнение, моделирование, систематизация и классификация;

в) самоконтроль и самооценка.

Наблюдения за обучением курсантов нашего вуза позволили сделать нам следующие выводы:

1. Учебная задача как личностно значимая проблема. Учебная задача решается на личностном уровне, если она сопоставлена с жизненным опытом курсантов, с личной системой ценностей, переживается как своя, жизненная проблема. Это помогает воспитать рефлексивного человека, которому свойственно чувство эмпатии.

2. Самоорганизация учения обучающихся при работе с учебным текстом.

Одной из актуальных проблем является неумение обучающихся работать с учебным текстом, книгой. Эта проблема волнует педагогов всех высших образовательных организаций, так как формированию данного навыка в общеобразовательной школе не уделяется должного внимания.

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

3. НЛП (нейролингвистическое программирование).

Назначение НЛП - помочь обнаружить и раскрыть индивидуальность человека, выявить то лучшее, что есть в человеке, овладеть инструментами самосовершенствования. Такая постановка задач и делает методику НЛП привлекательной для педагогов, осваивающих личностно-ориентированный подход к образованию.

В названии НЛП отражена суть трех простых идей. «Нейро» означает, что поведение человека берет начало в неврологических процессах видения, слушания, осязания, запаха, вкуса. «Лингвистическое» означает то, что для упорядочивания наших мыслей и поведения мы используем язык. «Программирование» указывает на те способы, которыми мы организуем восприятие нашими органами чувств и как мы описываем это в языке.

4. Рефлексия.

Рефлексия (от латинского гейехю - обращение назад), т. е. анализ, осознание осуществленной деятельности, мышления, общения и своего психологического состояния в этой деятельности - это естественная человеческая способность к размышлению о себе и окружающем мире. «Рефлексия делает знание глубоко личностным, знание через рефлексию получает эмоциональную окраску, благодаря чему безличностные значения переходят в смыслы, рациональное содержание обретает личностный, духовный смысл» [5, с. 375].

На наш взгляд, рефлексия и рефлективное мышление являются самыми важными качествами современного человека. Будущий офицер, умеющий наблюдать, анализировать и делать соответствующие выводы будет способен самостоятельно принимать оптимальные решения в непредвиденных и экстремальных ситуациях, от которых не застраховано ни одно общество.

Завершая рассмотрение самообучения как средства личностного роста курсантов, отметим, что большинство ученых считают процесс учения выше процесса преподавания, при этом ценным и осмысленным они считают только учение, основанное на самодеятельности, саморегуляции и самопознании. Главной проблемой в сфере образования, по их мнению, является разработка методов, способных поддержать у всех обучающихся здоровую любознательность и жажду учения, которая могла бы заменить любые «кнуты и пряники» искусственной мотивации [5].

Апробированный нами список способов самоорганизации учения может быть расширен, но приведенные способы, имеющие системный характер, представляются нам их ядром, составной частью практико-ориентированной методологии личностного роста обучающихся. При этом значимы не только и не столько способы по отдельности, а их объединение, совместное действие. Регулярное их использование открывает путь к приобретению обучающимися механизма социокультурного самоизменения.

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

ЛИТЕРАТУРА:

1. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису и народу Узбекистана. 20 декабря 2022 года. https://www.uzdaily.uz/ru/post/74314

2. Лукас У. Преодоление барьеров в обучении. Элитариум - Центр дистанционного образования. www.elitarium.ru. 28 сентября 2005 года.

3. Умарова Ф. З. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ-ВАЖНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА //Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. - 2022. - Т. 2. - №. Special Issue 28. - С. 429-434.

4. Umarova F. Z. Preparedness of teachers for a learner-centered educational process in school //Lifelong Education: Lifelong education for sustainable education: Works of international cooperation-V. 8/arr. NA Lobanov; sci. ed. NA Lobanov, Skvortsov VN Leningr. St. Univ. na AS Pushkin, Res. Inst. soc.-econ. and ped. probl. of LLL.-SPb.: LSU na AS Pushkin, 2010.-592 p. ISBN 978-5-8290-0905-2. - 2010. - С. 347.

5. Умарова Ф. З. О ВНЕДРЕНИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ //Образование через всю жизнь: Непрерывное образование для устойчивого развития: тр. междунар. сотрудничества.-Т. 7/сост. НА Лобанов; под науч. ред. НА Лобанова и ВН Скворцова. Ленингр. гос. ун-т им. АС Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования.-СПб.: ЛГУ им. АС Пушкина, 2009.-512 с. - 2009. - С. 375.

6. Umarova F. The introduction of a student-centered approach to learning in general secondary education //Lifelong Education: Continuous Education for Sustaiable Development: proc. of IAEA coop. Vol. 7/arr. NA Lobanov; sci. ed. NA Lobanov, VN Scvortsov.-SPb.: LSU na AS Puskin, 2009.-464 p. ISBN 978-5-8290-0821-5. - 2009. - С. 338.

7. Umarova F. School-based teacher training as an introduction mechanism of the child-centred education. - 2009. - Донецький нащональний техшчний ушверситет, с. 289-296.

http://ea.donntu.edu.ua/bitstream/123456789/10537/4/%D 1 %84%D0%B0%D 1 %80 %D0%B8%D0%B4%D0%B0.pdf

8. Шереметьева А. Г., Атаева Р. Р. ВАРИАНТНОСТЬ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКИИ ФЕНОМЕН //доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии материалов электроники Московского института стали и сплавов. - 2018. - С. 217.

9. Атаева Р. Р. Структурное своеобразие русских поливершинных словообразовательных гнезд асимметричного типа //Вестник Челябинского государственного университета. - 2019. - №. 6 (428). - С. 23-31.

historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784

economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7

10. Sheremetyeva A. et al. Word-Forming Bases and their Variability (on the Material of the Russian language) //International Journal of Psychosocial Rehabilitation. - 2020. - Т. 24. - №. 2. - С. 338-349.

11. Эгамбердиева, Г. М. (2023). МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ «ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ». ОБРАЗОВАНИЕ НАУКА И ИННОВАЦИОННЫЕ ИДЕИ В МИРЕ, 75(1), 41-44.

12. Эгамбердиева, Г. М. (2023). МЕТОД «ДЕБАТЫ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. Journal of new century innovations, 27(4), 155-162.

13. Эгамбердиева Г. М. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ //УЗБЕКИСТОНДА ИЛМИЙ ТАД^ЩОТЛАР: ДАВРИЙ АНЖУМАНЛАР: 10-ЩСМ. - С. 31.

14. Хашимова, С. А. (2020). ХОЗИРГИ ХИТОЙ ТИЛИ СИФАТЛАРДА КОНВЕРСИЯ ХОДИСАСИ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ИСКУССТВО СЛОВА, 3(2).

15. Хашимова, С. (2023). ВОПРОС ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЙ В ОТНОШЕНИИ СЛОВООБРАЗУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 3(20), 143-147.

16. Хашимова, С., & Комилова, М. (2018). Некоторые характеристики слов с разными морфемами в китайском языке. Восточный факел, 3(3), 41-44.

17. Хашимова, С. (2018). Центральная Азия и Узбекистан: как переформировать Land-Locked в Land-Crossed. Востоковедения, 7(1), 122-129.

18. Nasirova, S. (2022). Staff of officials of the Eastern Palace in ancient China. Zien Journal of Social Sciences and Humanities, 72, 19-22.

19. NASIROVA, S. (2022). Human resource system of ancient China (chronological aspect). SHARQ MASH'ALI, (01), 31-32.

20. Nasirova, S. A. (2023). Лексико-Семантичсекий Анализ Общественно-Политических Терминов Древнего Китайского Языка: Система Кадровых Ресурсов. Periodica Journal of Modern Philosophy, Social Sciences and Humanities, 77, 20-30.

21. Nasirova, S. (2023). ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ОПЫТА КИТАЯ В ВОПРОСЕ РЕПРОДУКТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ). In Oriental Conferences (Vol. 1, No. 1, pp. 796-801). ООО «SupportScience».

22. Nasirova, S. A. (2022). POLITICAL INSTITUTIONALIZATION OF ANCIENT CHINA: HISTORICAL ANALYSIS OF THE TERMS OF THE LOCAL POLITICAL SYSTEM OF ANCIENT CHINA. European International Journal of Multidisciplinary Research and Management Studies, 2(08), 51-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.