historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2023-21-745-749
Нематиллаев Фаёз,
курсант II курса Университет общественной безопасности Республики Узбекистан
Аннотация. В статье говорится о развитии личности обучающегося, приводятся методы, способствующие данному процессу, даётся оценка некоторым занятиям из собственного опыта как обучающегося.
Ключевые слова: личность, обучающийся, развитие, творчество, креативность, методы, педагогические технологии, Интернет-ресурсы.
STUDENT PERSONAL DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF LIFELONG EDUCATION
Annotation. The article talks about the development of the student's personality, provides methods that contribute to this process, evaluates some activities from his own experience as a student.
Key words: personality, student, development, creativity, creativity, methods, pedagogical technologies, Internet resources.
Перед человеческим сообществом всегда возникает множество актуальных вопросов о положении человека в современном мире. Что может помочь человечеству найти продуктивные ответы? По мнению некоторых ученых, этот выход - в творчестве. А. Маслоу считает, что творчество - это наиболее универсальная характеристика людей, «понятие креативности (творческой способности) и понятие здоровой, самоактуализирующейся личности, полностью человечной личности сходятся все ближе и ближе и, возможно, окажутся одним и тем же» [4, с.60].
Образованность сегодня понимается не как «многознание» и владение набором социально-профессиональных навыков, а как сформированность разнообразных способностей личности, высокой степени их реализованности и продуктивности. Современному обществу требуются люди с глобальным мышлением, креативные, умеющие налаживать международные профессиональные и культурные контакты, способные сотрудничать с партнерами, позитивно разрешать конфликтные ситуации, обладающие высоким уровнем социальной и культурной компетенций, толерантности. К тому же, работодатели хотят заключать контракты со специалистами, «которые учатся на протяжении всей жизни» [2; 8].
745
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
«Современный специалист должен быть готов не только занять какую-то социальную ступеньку, но и быть способным решать нестандартные жизненные, профессиональные и производственные задачи. Следовательно, содержание образования, технологии, которые применяются в образовательном процессе, должны ориентироваться на подготовку выпускников, способных легко адаптироваться к меняющимся условиям производства и рынка труда» [8, C. 430-431].
В научно-энциклопедической литературе понятие творчества трактуется как «деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее» [1, С.330]. С педагогической точки зрения речь идет об объективно или чаще субъективно новом образовательном продукте. Изобретательность, оригинальность, нестандартность - неизменные показатели творчества, объективно или субъективно нового. Творчество в педагогике — это процесс и результат оригинального, нестандартного, высокоэффективного решения педагогических задач (теоретических и практических). Творческие способности соответственно не сводятся к высокому уровню развития способностей, а есть «сплав» способностей и личности. Вклад способностей проявляется, реализуется через мотивационную структуру личности, ее ценностные ориентации.
Большинство исследователей выделяет присущие творческим людям личностные черты: независимость, нестандартность оценок и суждений; открытость ума, восприимчивость к новому и необычному; высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; развито эстетическое чувство, стремление к красоте.
Для развития продуктивного творческого мышления человеку (обучающемуся) необходимо овладеть мыслительным инструментарием, способами эвристики, которые включают:
- самостоятельный перенос (ближний или дальний) ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию - это основная процедура;
- видение проблемы в знакомой ситуации;
- видение новой функции объекта;
- определение структуры объекта (проблемы);
- видение альтернативы решения или его способа;
- комбинирование ранее усвоенных способов деятельности
применительно к возникшей проблеме [5].
Однако в этом виде творческие процедуры имеют очень общий характер. Более инструментальный вид имеют психологические методы активизации творчества (мозговой штурм, коллективный разбор проблемы, методы ТРИЗ -теория решения изобретательских задач и др.), приемы развития творческого мышления.
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
Все приемы развития творческого мышления (приемы РТМ) мы подразделяем на четыре легко запоминающиеся и удобные для практического использования группы: (1) изменение, (2) различие и сходство, (3) выбор точки зрения, (4) уровни.
Наблюдение за тем, как обучающиеся решают творческие задачи, позволяет судить о степени их креативности. Креативность проявляется не только в том, как они справляются с задачами, нуждаются ли в посторонней помощи или нет. Креативы, как установили психологи, стремятся самостоятельно решать задачу и реже обращаются за подсказкой, более того, подсказка мало влияет на продуктивность их работы.
Овладение обучающимися эвристическими методами помогает снять «внутренние барьеры» мышления - его инертность, однолинейность, страх перед поиском, помогает выйти в новые области поиска, видеть проблемы в привычной ситуации, позволяет предложить варианты возможных решений. При подготовке будущих военнослужащих важно помнить о том, что мы, в силу специфики своей профессии, должны быть готовы действовать согласно уставу и неприкословно подчиняться приказу. Однако нередко создаются экстренные ситуации, когда военнослужащий должен принять оптимальное решение. Как раз задания, направленные на развитие креативного мышления, помогут воспитать таких защитников Родины, профессионалов своего дела.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. БСЭ. Изд. 3-е. - М.: Советская энциклопедия, 1976. - Т. 25.
2. Лукас У. Циклы и стили обучения (перевод с английского). /www.elitarium.ru. 8 сентября 2005 года.
3. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы /Пер. с англ. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.
4. Umarova F. Z. Preparedness of teachers for a learner-centered educational process in school //Lifelong Education: Lifelong education for sustainable education: Works of international cooperation-V. 8/arr. NA Lobanov; sci. ed. NA Lobanov, Skvortsov VN Leningr. St. Univ. na AS Pushkin, Res. Inst. soc.-econ. and ped. probl. of LLL.-SPb.: LSU na AS Pushkin, 2010.-592 p. ISBN 978-5-8290-0905-2. - 2010. - С. 347.
5. Умарова Ф. З. О ВНЕДРЕНИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ //Образование через всю жизнь: Непрерывное образование для устойчивого развития: тр. междунар. сотрудничества.-Т. 7/сост. НА Лобанов; под науч. ред. НА Лобанова и ВН Скворцова. Ленингр. гос. ун-т им. АС Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования.-СПб.: ЛГУ им. АС Пушкина, 2009.-512 с. - 2009. - С. 375.
6. Umarova F. The introduction of a student-centered approach to learning in general secondary education //Lifelong Education: Continuous Education for
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
Sustaiable Development: proc. of IAEA coop. Vol. 7/arr. NA Lobanov; sci. ed. NA Lobanov, VN Scvortsov.-SPb.: LSU na AS Puskin, 2009.-464 p. ISBN 978-58290-0821-5. - 2009. - С. 338.
7. Umarova F. School-based teacher training as an introduction mechanism of the child-centred education. - 2009. - Донецький нащональний техшчний ушверситет, с. 289-296.
http://ea.donntu.edu.ua/bitstream/123456789/10537/4/%D 1 %84%D0%B0%D 1 %80 %D0%B8%D0%B4%D0%B0.pdf
8. Умарова, Ф. З. (2022). КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ-ВАЖНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(Special Issue 28), 429-434.
9. Шереметьева А. Г., Атаева Р. Р. ВАРИАНТНОСТЬ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКИИ ФЕНОМЕН //доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии материалов электроники Московского института стали и сплавов. - 2018. - С. 217.
10. Атаева Р. Р. Структурное своеобразие русских поливершинных словообразовательных гнезд асимметричного типа //Вестник Челябинского государственного университета. - 2019. - №. 6 (428). - С. 23-31.
11. Sheremetyeva, A., Shchitka, N., Khalilov, F., Rogozinnikova, N., & Ataeva, R. (2020). Word-Forming Bases and their Variability (on the Material of the Russian language). International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 24(2), 338-349.
12. Эгамбердиева, Г. М. (2020). Эффективность использования технологии полного усвоения знаний в воу. XV1 Виноградовские чтения, 200-203.
13. Эгамбердиева, Г. М. (2023). МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕТОДА «КРУГЛОГО СТОЛА» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. Journal of new century innovations, 25(3), 107-109.
14. Эгамбердиева, Г. М. (2023). МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ «ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ». ОБРАЗОВАНИЕ НАУКА И ИННОВАЦИОННЫЕ ИДЕИ В МИРЕ, 75(1), 41-44.
15. Хашимова, С. А. (2020). Х,ОЗИРГИ ХИТОЙ ТИЛИ СИФАТЛАРДА КОНВЕРСИЯ Х,ОДИСАСИ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ИСКУССТВО СЛОВА, 3(2).
16. Хашимова, С. (2023). ВОПРОС ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЙ В ОТНОШЕНИИ СЛОВООБРАЗУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 3(20), 143-147.
17. Хашимова, С., & Комилова, М. (2018). Некоторые характеристики слов с разными морфемами в китайском языке. Восточный факел, 3(3), 41-44.
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
18. Хашимова, С. (2018). Центральная Азия и Узбекистан: как переформировать Land-Locked в Land-Crossed. Востоковедения, 7(1), 122-129.
19. Nasirova, S. (2022). Staff of officials of the Eastern Palace in ancient China. Zien Journal of Social Sciences and Humanities, 12, 19-22.
20. NASIROVA, S. (2022). Human resource system of ancient China (chronological aspect). SHARQ MASH'ALI, (01), 31-32.
21. Nasirova, S. A. (2023). Лексико-Семантичсекий Анализ Общественно-политических Терминов Древнего Китайского Языка: Система Кадровых Ресурсов. Periodica Journal of Modern Philosophy, Social Sciences and Humanities, 17, 20-30.
22. Nasirova, S. (2023). ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ОПЫТА КИТАЯ В ВОПРОСЕ РЕПРОДУКТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ). In Oriental Conferences (Vol. 1, No. 1, pp. 796-801). ООО «SupportScience».
23. Nasirova, S. A. (2022). POLITICAL INSTITUTIONALIZATION OF ANCIENT CHINA: HISTORICAL ANALYSIS OF THE TERMS OF THE LOCAL POLITICAL SYSTEM OF ANCIENT CHINA. European International Journal of Multidisciplinary Research and Management Studies, 2(08), 51-56.
24. Nasirova, S. A. (2022). RELIGIOUS AFFAIRS MANAGEMENT SYSTEM IN ANCIENT CHINA (LINGUISTIC ANALYSIS IN DIACHRONIC ASPECT). Builders Of The Future, 2(02), 288-297.