historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ НА РАЗЛИЧНЫХ
ЯЗЫКОВЫХ УРОВНЯХ
с! https://doi.org/10.24412/2181-1784-2023-21-182-185
Рахимова Курбаной Маткаримовна
Ургенчский государственный университет, г. Ургенч, Узбекистан
Аннотaция. В данной статье рассматриваются функции и особенности языковой игры на различных языковых уровнях.
Ключевые слова: окказионализмы, индивидуально-авторские слова, классификaция окказионализмов, функция, художественный текст.
Annotation. This article discusses the functions and features of the language game at various language levels.
Key words: occasionalisms, individual author's words, classification of occasionalisms, function, literary text.
В настоящее время языковая игра широко обсуждается современными лингвистами и активно изучается ими на примере анализа разнообразного языкового материала: разговорной речи, художественных текстов, рекламы, масс-медиа и др. Такое внимание к языковой игре обусловлено рядом факторов, наиболее значительными из которых Т. А. Гридина считает, с одной стороны, тенденцию развития антропоцентрической лингвистической парадигмы, с другой стороны, полипарадигмальный характер и многоаспектность современного контекста лингвистических исследований этого феномена.
Понятие «языковая игра», впервые использованное Л. Витгенштейном, с течением времени вошло в широкий научный обиход. Явление языковой игры стало предметом пристального внимания ученых-лингвистов. Понятие языковой игры неоднозначно, разные авторы в своих работах вкладывают в этот термин неодинаковое понятие. Однако, исследователи сходятся в том, что языковая игра представляется нарушением общепринятых канонов и правил русского языка, чем и вызывает интерес как у писателей, так и у ученых.
Языковая игра - это осознанное отступление от нормы. Учёные объясняют данный феномен стремлением к выразительности речи. Языковая игра помогает реализовать творческие замыслы писателей при помощи высвобождения дополнительных экспрессивных возможностей, и именно поэтому к приёму игры так часто обращаются поэты и писатели.
В лингвистической науке все приёмы языковой игры можно разделить на несколько групп, среди которых выделяются приёмы, образованные
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
фонетическими, морфемными, лексическими средствами, морфологическими средствами, синтаксическими средствами.
На фонемном языковом уровне актуализируется наименьшее количество приёмов языковой игры. Среди них можно назвать следующие: аллитерaция, то есть повторение согласных звуков; ассонанс, то есть повторение гласных звуков; растяжка гласных.
На морфемном уровне языковая игра создается на основе применения следующих приемов: комическое переосмысливание частей слова, «нагнетение» слов с общей морфемой; употребление слов с повторяющимися морфемами усиливает экспрессивность афоризма; использование иноязычных аффиксов в целях создания контраста, образование неологизмов, актуализaция в слове этимологических связей ироническое обыгрывание аббревиатур.
К лексическим средствам языковой игры, в первую очередь, относят каламбур, парадокс, иронию, а также изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафоры).
К морфологическим средствам создания языковой игры относят случаи, когда автор целенаправленно неправильно использует грамматические категории с целью создания комизма.
Сравним, ученый-лингвист Н. Е. Ковыляева выделяет следующие особенности создания языковой игры на морфологическом уровне: приписывание иноязычным словам морфологических свойств русских слов. Например, способности изменяться по падежам (изменение по падежам приписывается и несклоняемым русским словам). Расширение парадигмы. В данном случае языковая игра реализуется на основе образования от слова не свойственной ему грамматической формы. Созданные таким образом формы лишь потенциально возможны или вообще недопустимы. Обыгрывание категории рода. Смешение категорий одушевленности-неодушевленности.
Синтаксический уровень. Если в разговорной речи языковую игру сопровождают жест, мимика, интонaция, то в художественных текстах ее дополнительными стимулами являются графика и художественное оформление.
Таким образом, активное использование средств и приемов языковой игры в текстах художественной литературы обусловлено такими особенностями их формы, как лаконичность, выразительность и парадоксальность.
Отбор и специфика сочетания различных приемов языковой игры, и своеобразие выполняемых ею функций составляет индивидуальность творческой личности говорящего.
Обращение адресантов к приемам языковой игры обусловлено различными целями: в первую очередь, отмечается употребление языковой игры с целью создания комического эффекта; не менее важной является
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
«языкотворческая» функция; языковая игра может выполнять также маскировочную, оценочную функции. Выделенные функции взаимосвязаны.
Языковая игра - наиважнейшая универсальная сфера «самости», в которой идут мощные процессы «само-» - самоутверждения, самовозвышения, самонаслаждения, саморазвлечения, самопрезентации, самоудовлетворения от языковой игры и др. В этой связи исследователями выделяются самовозвышающая и самопрезентирующая функции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Sheremetyeva A. et al. Word-Forming Bases and their Variability (on the Material of the Russian language) //International Journal of Psychosocial Rehabilitation. - 2020. - Т. 24. - №. 2. - С. 338-349.
2. Атаева Р. Р. Структурное своеобразие русских поливершинных словообразовательных гнезд асимметричного типа //Вестник Челябинского государственного университета. - 2019. - №. 6 (428). - С. 23-31.
3. АТАЕВА Р. Р. Словообразовательное гнездо как комплексная единица словообразовательной системы русского языка //Иностранные языки в Узбекистане. - 2019. - №. 1. - С. 33-45.
4. Атаева Р. Р. Роль эпистолярного жанра в функционировании любовного этикета и формировании любовного лексикона рубежа XVIIIXIX вв./Социально-гуманитарные науки в системе образования //Том. - Т. 1. - С. 613.
5. Шереметьева А. Г., Атаева Р. Р. ВАРИАНТНОСТЬ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ ФЕНОМЕН //доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии материалов электроники Московского института стали и сплавов. - 2018. - С. 217.
6. Умарова Ф. З. РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В РАЗВИТИИ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ //Academic research in educational sciences. - 2021. - Т. 2. - №. 6. - С. 63-68.
7. Умарова Ф. З. КОМПЕТЕНТНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАБОТНИКА //Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2016. - С. 495-497.
8. Умарова Ф. З. Развитие личности учащегося-залог обеспечения устойчивого развития //Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2011. - №. 9. - С. 644-645.
9. Umarova F. The student's personal development as a key to sustainable development //Lifelong Learning: Continuous Education for Sustainable Development: proc. of Int. coop./arr. NA Lobanov; sci. ed. NA Lobanov, VN Skvortsov; LSU na AS Pushkin, Res. Inst. Soc.-Econ. and Ped. Probl. of Lifelong Learn.-SPb.: LSU na AS Pushkin, 2011.-Vol. 9.-656 p. - 2011. - С. 564.
historical, cultural, scientific and Q ISSN 2181"1784
economic relations" SJIF 2023: 6.131 | ASI Factor = 1.7
10. Умарова Ф. З. Готовность педагога к личностно-ориентированному образовательному процессу в школе //Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2010. - Т. 8. - С. 385-387.
11. Эгамбердиева Г. Своеобразие мифологического образа пери в узбекских сказках и дастанах //Актуальное в филологии. - 2021. - Т. 3. - №. 3.
12. Эгамбердиева Г. М. Исследование эпоса" Книга моего деда Коркута" русскими учеными-востоковедами //Филология и лингвистика. - 2019. - №. 1. -С. 11-14.
13. Эгамбердиева, Г. М. (2017). К вопросу изучения в узбекской фольклористике межжанровых взаимоотношений в устном народном творчестве. Молодой ученый, (3), 693-696.
14. Эгамбердиева, Г. М. (2018). Вопрос о своеобразии в образах. Филология и лингвистика, (2), 1-4.
15. Egamberdieva, G. M. About the Khorezm fairy tales recorded by AN Samoylovich. POLISH JOURNAL OF SCIENCE, (36-2), 36.
16. Kenjabayevna, D. G. (2023). USING VIDEOS IN EFL LESSONS. Journal of new century innovations, 25(3), 91-93.
17. Дарвишова, Гулчехра Кенжабаевна. "По Педагогическом Мастерстве Учителя Иностранного Языка В Процессе Урока." Central Asian Journal of Literature, Philosophy and Culture 3.10 (2022): 122-125.
18. Rashidova, M. X. (2023). Instructional scaffolding to improve learning. Innovative development in educational activities, 2(7), 135-140.
19. Akhmedov, D. A., Xashimov, D. I., Rashidova, M. X., & Namozova, D. B. (2020). Simulation of the effect of turning steering wheel intensity on the vehicle stability. International journal of recent technology and engineering (IJRTE), 9(2), 242-247.
20. Nasirova, S. (2022). Staff of officials of the Eastern Palace in ancient China. Zien Journal of Social Sciences and Humanities, 12, 19-22.
21. Nasirova, S. A. (2022). PRINCIPLES FOR TRANSLATING VOCABULARY WITH BACKGROUND INFORMATION. European International Journal of Multidisciplinary Research and Management Studies, 2(07), 82-87.