Научная статья на тему 'Самообследование вуза по качеству бакалаврской подготовки в Китае'

Самообследование вуза по качеству бакалаврской подготовки в Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБСЛЕДОВАНИЕ / БАКАЛАВРСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / SELFINSPECTION / BACHELOR TRAINING / ACTIVITIES OF UNIVERSITY / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайкунь Шао, Попов Л.В.

В статье рассматривается процесс создания и совершенствования механизма самообследования вуза по качеству бакалаврской подготовки как инструмента оценки деятельности вузов в Китае, обсуждается необходимость оптимизировать данный подход к оценке эффективности вузовской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Probe into the selfinspection of the quality on bachelor training in China

The essay analyzes the development of selfinspection of the quality on bachelor training in China, which is a method to evaluate the activities of university. At the same time, the paper also probes into the necessity to optimize selfinspection system in the activities of university on the base of past evaluate experience.

Текст научной работы на тему «Самообследование вуза по качеству бакалаврской подготовки в Китае»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2016. №2

САМООБСЛЕДОВАНИЕ ВУЗА ПО КАЧЕСТВУ БАКАЛАВРСКОЙ ПОДГОТОВКИ В КИТАЕ

Шао Хлйкунь, Л. В. Попов

(факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: 1987alesha@mail.ru)

В статье рассматривается процесс создания и совершенствования механизма самообследования вуза по качеству бакалаврской подготовки как инструмента оценки деятельности вузов в Китае, обсуждается необходимость оптимизировать данный подход к оценке эффективности вузовской деятельности.

Ключевые слова: самообследование, бакалаврская подготовка, деятельность вуза, качество образования.

С середины 70-х гг. ХХ-го в . в Китайской Народной Республике (КНР) система высшего образования вступила в эпоху модернизации и постоянного реформирования . Необходимости перехода на путь реформ в сфере высшего образования требовали как макрофакторы меняющихся социальных, политических и экономических реалий в стране, так и конкретные вопросы и противоречия, связанные с интенсивным развитием высшей школы и необходимостью обеспечения баланса между доступностью высшего образования и его качеством .

Вот лишь несколько конкретных данных, характеризующих период интенсивного развития высшего образования в КНР - период с 1998 по 2014 гг . [1, 2]. Так, за эти годы общее количество вузов увеличилось с 1022 до 2529, в том числе вузов, реализующих программы высшего образования (бакалавриат, магистратура и докторантура), увеличилось в два раза - с 590 до 1202. За этот период численность ППС вузов увеличилась почти в четыре раза - с 407 тыс . до 1535 тыс . человек, а число студентов, обучающихся по программам бакалавриата в семь раз -с 2,2 млн . до 15,4 млн . Всего же к 2014 г . общее количество студентов в вузах КНР достигло 25,5 млн . , включая 10 млн . студентов на так называемых трехгодичных программах высшего специализированного образования . Резко возросшие объемы учебной работы вузов КНР и нагрузки на ППС вузов привели к необходимости совершенствования разнообразных видов деятельности, направленных на оценку и обеспечение качества вузовской работы

В комплексе законодательства КНР в области управления высшим образованием и оценки деятельности вузов важное место занимают: Закон "О порядке присуждения ученых степеней в КНР" (1980 г . ); "Конституция КНР" (1982 г .); Распоряжение Государственной комиссии

по образованию "О создании высших учебных заведений в КНР" (1986 г .); Закон "Об образовании в КНР" (1995 г. ); Закон "О высшем образовании в КНР" (1998 г .). Оценка эффективности деятельности высшей школы осуществляется на основе правовых актов и требований, установленных вышеуказанными нормативными документами, а также согласно ведомственным актам государственных органов управления образованием КНР: Приказ Государственной комиссии по образованию "Временное положение об оценке деятельности вузов" (1990 г .); Приказ Комиссии Госсовета по делам ученых степеней "О создании бакалавриата, магистратуры и докторантуры в вузах" (1996 г ); Приказ Министерства образования "О создании специальности подготовки на уровне бакалавра" (1999 г ); Приказ Министерства образования "Об административном лицензировании в сфере образования" (2005 г . ), Решение Комиссии Госсовета КНР по ученой степени "О проведении государственной аккредитации на уровне магистратуры и докторантуры" (2005 г ) и т д

На базе перечисленных нормативно-правовых документов в Китае для оценки деятельности вузов используются следующие методы: лицензирование образовательной деятельности; государственная аккредитация вузов по отраслям наук и специальностям подготовки; оценка деятельности вузов по аккредитованным отраслям наук и специальностям подготовки; оценка эффективности образовательной деятельности по бакалаврской работе; рейтинги вузов и общественно-профессиональная аккредитация; самообследование и самооценка вуза В данной работе мы преимущественно рассмотрим состояние дел в области самообследования вузов КНР по качеству бакалаврской подготовки, так как бакалавриат в современном Китае является наиболее значимым сегментом высшей школы . А законотворческая и практическая деятельность по внутренней оценке бакалаврских программ в последние годы активно развивается, но остается еще много вопросов, проблем и нереализованных возможностей

Вопрос этот, по нашему мнению, является одним из важнейших и актуальных вопросов совершенствования системы оценки вузовской деятельности в КНР . Это связано с попыткой преодоления определенных "традиций" высшей школы, когда прозрачность и информационная открытость не были в числе явных приоритетов системы Нам представляется, что еще одним позитивным моментом таких инициатив по развитию самообследования может стать повышение активности руководства вузов и научно-педагогического сообщества Надеемся, что вектор этой активности сместится от подготовки отчетов и материалов для проверок контролирующих органов, к реальной, честной и объективной самооценке всех сторон деятельности вузов с целью

разработки эффективных мер по оптимизации работы и повышению качества подготовки специалистов

Базовым документом по развертыванию работ по самообследованию вузов стало письмо Департамента высшего образования Министерства образования (МО) КНР от 11 июля 2011 г . № 137 "Об опубликовании отчета о самообследовании по качеству бакалаврской подготовки высших учебных заведений, вошедших в список вузов Проекта 985" В письме в частности сказано, что в целях реализации Государственной программы средне- и долгосрочного развития и реформ в сфере образования на 2010-2020 гг . , предусмотрено "создание системы ежегодного опубликования отчета о самообследовании высших учебных заведений по качеству высшего образования" Было также подчеркнуто, что самообследование вуза ориентировано на усиление ведущей роли образовательной деятельности в вузовской работе и повышение качества подготовки специалистов

Таким образом, первоначально МО КНР обязало только так называемые "ключевые" вузы ежегодно готовить и размещать на своем сайте "отчеты о самообследовании по качеству бакалаврской подготовки" Таких "ключевых" вузов в КНР около 40 . Цель Проекта-985 состояла в выведении нескольких университетов Китая на мировой уровень качества, на продвижение уровня нескольких отраслей наук и специальностей подготовки в "ключевых" вузах страны к лучшим мировым образцам, реформирование модели подготовки специалистов, привлечение отечественных и зарубежных выдающихся научно-преподавательских работников, углубление связи образовательной и научно-исследовательской деятельности с общественным производством На развитие этих вузов из государственного и местных бюджетов были выделены огромные целевые средства, были привлечены также дополнительные средства из внебюджетных источников финансирования Результаты Проекта 985 впечатляют Ведущие китайские вузы стремительно улучшают свои позиции в основных мировых рейтинговых системах

Однако мы хотели бы обратить здесь внимание на другое Руководители китайского высшего образования действуют очень обдуманно -они не принуждали все вузы страны к немедленным действиям по введению самообследования и ежегодному опубликованию отчетов о самообследовании . Они запустили это новшество первоначально практически в экспериментальном порядке только для "самых сильных", да еще и с учетом одного из важных принципов китайского управления "больше бюджетных средств - больше обязанностей" Наверное, эта мудрость китайской управленческой практики должна быть хорошо усвоена и руководителями российского высшего образования, которые иногда предпочитают сначала что-то сделать, а потом годами

"совершенствовать" созданный механизм. Так произошло, например, с введением МОН РФ мониторинга эффективности высших учебных заведений России [3].

С августа 2011 г . китайские ключевые вузы начали один за другим опубликовывать на сайте вуза самостоятельно составленный "отчет о самообследовании вуза по качеству бакалаврской подготовки" . Однако в связи с отсутствием государственных единых требований к составлению отчета, в том числе к основному содержанию, показателям оценки вузовской деятельности, объему и форме отчета, в опубликованных отчетах вузы по-разному выражали свое понимание "качества бакалаврской подготовки" . Например, в университете Цзиньхуа обращали основное внимание на реформу правил приема, на реализацию проектов подготовки бакалавров и повышения квалификации преподавателей, на достижения и успехи бакалавров и преподавателей, на международное обучение бакалавров. А в Пекинском университете больше внимания было уделено повышению качества подготовки путем оптимизации учебных планов, формированию инновационных способностей бакалавров и умений использовать профессиональные знания на практике, усилению управления образовательным процессом, трудоустройству выпускников и международному сотрудничеству .

Большинство китайских ключевых университетов (31 вуз из 39) оценило себя на 100 баллов по качеству бакалаврской подготовки в отчетах по самообследованию Сказалась традиция представления положительных сторон деятельности, ведь очевидно влияние открытого отчета на репутацию вуза в обществе, на привлечение абитуриентов . Лишь 8 вузов в отчетах упомянули недостатки и трудности, препятствующие оптимизации вузовской деятельности на этапе подготовки бакалавров Впрочем, в восьми данных отчетах удельный вес количества китайских слов, описывающих проблемы и трудности в процессе образования, в общем количестве китайских слов отчета, составлял от 0 . 1% до 14 . 4% [4]. Вот, например, на какие стороны деятельности указал в самоотчете Шанхайский транспортный университет (составитель Академического рейтинга мировых университетов) В разделе "Проблемы и путь решения" указывалось на необходимость повышения профессиональной квалификации преподавателей, продолжение реформы обучения, в том числе метода обучения в ходе проведения научно-исследовательской деятельности, реформирование модели распределения вузовских ресурсов и системы зарплаты работников образования Разумеется, затронута были лишь часть проблем Отметим также, что по нашим данным только четвертая часть ключевых вузов Проекта 985 представили планы дальнейшей работы по оптимизации бакалаврской подготовки

Следующим важным событием в деле становления практики самообследования в вузах КНР стало письмо Департамента высшего

образования МО КНР от 13 августа 2012 г . № 118 "О продолжении экспериментальной работы по опубликованию отчета о самообследовании по качеству бакалаврской подготовки высших учебных заведений, вошедших в список вузов Проекта 211" Два слова об этом проекте: Проект 211 был нацелен на целевую поддержку 100 наиболее сильных вузов Китая в ХХ1-ом в . и их развитие до конкурентоспособного мирового уровня . Число таких тщательно отобранных вузов составило 112, причем в это число входят и все ранее упомянутые 39 "ключевых" вузов Проекта 985 Таким образом, МО КНР постепенно расширяло эксперимент по внедрению системы самообследования в вузах страны В указанном письме отмечалось также, что подготовка и опубликование отчета представляет собой одну из важных задач на предмет организации внутривузовской оценки, развития системы обеспечения качества высшего образования, реализации информационной открытости в вузах Применяемый подход, по мнению министерства, даст возможность усилить связь вузов и общества, позволит вузу прислушаться к мнениям и предложениям заинтересованных сторон (в том числе работодателей) по оптимизации вузовской образовательной деятельности

Начиная с 2012 г . вузы, которые включались в процедуру самообследования, должны были выполнять четкие правила по составлению отчета Так, нужно было обязательно представить данные по 7 следующим аспектам бакалаврской подготовки:

1 . Общая характеристика бакалаврской работы, включая цель и ориентацию бакалаврской подготовки, общее количество бакалавров на очной форме обучения, качество принятых на обучение бакалавров и т д

2. Научно-преподавательский состав и образовательные условия, т е доля доцентов и профессоров, соотношение бакалавров и преподавателей, количество учебных курсов, читаемых профессорами, расходы на образовательную деятельность, учебная и лабораторная площадка и т п

3 . Образовательная деятельность и ее реформа, в частности уровень качества специальностей подготовки, специфика образовательной программы, количество курсов обязательного учебного цикла и др

4. Система обеспечения качества образования, например создание и развитие системы обеспечения качества образования для мониторинга образовательной деятельности и анализа основных данных о бакалаврской работе, участие вуза в общественно-профессиональной аккредитации и международной оценке и т д

5. Результаты обучения, в том числе оценка качества образования со стороны обучающихся, количество бакалавров, получивших диплом государственного образца об образовании и поступивших в магистратуру, трудоустройство и т п

6 . Специфика и опыт развития вузов в отношении бакалаврской подготовки

7 . Вопросы, оказывающие влияние на обеспечение качества подготовки бакалавров, причины и путь решения

Данные по этим семи аспектам должны были быть сформированы по 25 конкретным показателям оценки, а сам отчет не мог превышать установленный максимальный объем в 15 тыс . единиц китайских иероглифов . Отметим некоторую особенность подхода 2012 г . - вузы в своих самоотчетах могли не приводить данных по двум показателям Речь идет о показателе № 23 (степень удовлетворенности обучения со стороны бакалавров) и о показателе № 24 (степень удовлетворенности выпускников со стороны работодателей) Поэтому лишь незначительное число вузов решилось детально исследовать вопрос и опубликовать соответствующие данные Таким исключением из общего правила стал один из лучших вузов Китая - университет Цзиньхуа В отчете вуза за 2011 г приведена оценка предприятиями профессиональных компетенций выпускников-бакалавров Доля компаний, принимавших бакалавров вуза на работу и оценивших их профессиональные способности на три с плюсом (по пятибалльной шкале), составила 90 9% от общей численности опрошенных предприятий В отчете за 2012 г таких данных уже нет

В письме Канцелярии МО КНР от 14 октября 2013 г . отмечалось, что практика подготовки и опубликования отчета о самообследовании вуза должна быть уже организована во всех государственных вузах и говорилось о стимулировании негосударственных вузов к участию в этом оценочном процессе . Устанавливалось, что отчет вуза должен предоставляться в первую очередь местным органам управления образованием (на уровне провинции, автономного района, города центрального подчинения) в зависимости от места размещения и принадлежности вуза

Было также предусмотрено, что местные органы управления образованием имеют право с учетом территориальных реалий дополнить государственные единые требования к составлению отчета вуза . Подобное решение МО КНР, по-видимому, стало следствием активной позиции Комиссии по образованию города Шанхая В решении этой Комиссии от 15 мая 2013 г "О продолжении оптимизации работы по проведению самообследования вуза по качеству бакалаврской подготовки" разъяснялись значение и методика расчета каждого показателя оценки, а к стандартному набору 25 показателей были добавлены еще 7 показателей Шанхайская версия системы показателей обращает большее внимание на качество процесса подготовки бакалавров, к примеру применялись показатели оценки "успеваемость бакалавров", "количество бакалавров, участвовавших в пересдаче экзаменов и переобучении по учебному предмету", "количество бакалавров, изменивших

свою выбранную специальность" и т д Отметим, что данное решение говорит об учете министерством различных аспектов практики реализации механизма самоотчета вузов и по нашему мнению также должно быть взято на вооружение руководителями высшей школы России

Считаем необходимым осветить еще один важный момент в функционировании китайской высшей школы Описанная выше работа по развитию механизма самообследования вузов КНР и открытого размещения соответствующих отчетов ведется вместе с другой оценочной деятельностью, проводимой, в частности, созданным в 2004 г Центром оценки качества высшего образования МО КНР Этот Центр формирует государственную систему оценки эффективности образовательной деятельности вузов по бакалаврской подготовке и реализует государственную аккредитацию образовательных программ За прошедшее десятилетие проведен большой объем работы . Сейчас (с 2014 г . по 2018 г .) ведется уже третий тур оценочной работы, причем одним из обязательных условий стало предоставление рабочей группе при Центре оценки качества высшего образования отчетов о самообследовании вуза

На наш взгляд подобное дополняющее взаимодействие двух форм оценочной деятельности помимо явных положительных моментов приводит и к некоторым проблемам . В частности, когда в 2011 г . поступало много критических замечаний по вводимому механизму самообследования вузов, то для его совершенствования органы управления образованием начали "копировать" часть элементов программы оценки эффективности деятельности вузов, организованной Центром оценки качества высшего образования МО КНР Это, например, сказалось на ряде ограничений в участии представителей научно-педагогического сообщества и общественно-профессиональных организаций в самообследовании вузов по бакалаврской подготовке А это, в свою очередь, приводит нас к мысли о необходимости законодательного закрепления новых образовательных реалий, четкого распределения полномочий и функций в управлении высшим образованием, создания многосторонней системы оценки качества работы вузов Двадцать лет активного развития высшей школы привели к острой необходимости обновления законов об образовании, ведь сейчас продолжают действовать Закон "Об образовании в КНР" (1995 г ); Закон "О высшем образовании в КНР" (1998 г .) .

Представляется, что здесь уже китайским коллегам есть что перенять у россиян . Так, в новом Федеральном законе РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" есть много полезных нововведений, относящихся к рассматриваемым вопросам Так, статья 29 закона "Информационная открытость образовательной организации" однозначно закрепляет необходимость размещения на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет отчета

о результатах самообследования Особое внимание для "творческого заимствования" заслуживают ряд положений следующих статей: Статья 94 "Педагогическая экспертиза"; Статья 95 "Независимая оценка качества образования"; Статья 96 "Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ"; Статья 97 "Информационная открытость системы образования . Мониторинг системы образования"

Может быть полезен китайским специалистам и опыт работы вузов России по проведению самообследования и особенности организации самообследования с привлечением различных специализированных организаций Так, Аккредитационный Центр Ассоциации классических университетов России помогает вузам организовать процедуру самообследования образовательных программ [5], а результаты этого исследования становятся важным этапом в процессе общественно-профессиональной аккредитации

Отметим еще один очень важный момент в развитии системы управления высшим образованием КНР В 2015 г контроль над осуществлением самообследования вузов по качеству бакалаврской подготовки перешел от МО КНР на более высокий уровень Полномочия в этой области взяла на себя Комиссия по контролю и надзору в сфере образования Госсовета КНР, возглавляемая вице-премьером КНР госпожой Лю Яньдун . Комиссия поставила своей задачей вырабатывать курс и политику, планировать и руководить работой в области контроля и надзора над образованием. Происходят изменения в самом МО КНР . Так, 1 февраля 2016 г . Канцелярия министерства сообщила, что в целях улучшения организации мероприятий по контролю и надзору в сфере образования Кабинет агентства по контролю и надзору в сфере образования при МО КНР преобразован в Агентство по контролю и надзору в сфере образования при МО КНР .

В решениях Комиссии по контролю и надзору в сфере образования Госсовета от 12 октября 2015 г подчеркивается, что составление и опубликование отчета о самообследовании проводится в рамках "Пакета мероприятий по делам информационной открытости высших учебных заведений", одновременно с совершенствованием систем обеспечения качества высшего образования Было также объявлено, что Комиссия проведет мониторинг по опубликованию отчетов вузов и предоставит открытый доступ к результатам данного мониторинга Представляется, что такая активная деятельность по становлению системы самообследования вузов придаст дополнительный импульс развитию китайского высшего образования Особенно, как нам кажется, это будет успешным при внедрении практики педагогической экспертизы и расширения участия педагогического сообщества в оценке качества образования

Список литературы

1. Министерство образования КНР (URL: http://www.moe . edu. cn/s78/ A03/moe_560/jytjsj_2014/ 20. 03. 2016).

2 . Национальное статистическое бюро КНР (URL: http://data . stats . gov. cn/easyquery. htm?cn=C01 20. 03. 3016).

3 . Попов Л . В . Мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2015 № 1. С. 3-32.

4. SHffi. // ШШ

ШМ'ШШ. 2013 (4). 90-91 (на китайском языке). Ло Юнь, Хань Авэй. Анализ отчетов о самообследовании по качеству бакалаврской подготовки на 2010 г . // Управление высшим образованием . 2013 № 4. С . 90-91 .

5 Рекомендации по структуре и формам отчета по самообследованию Министерства образования и науки Российской Федерации (URL: http:// www. acur. msu. ru>akredit/ruk_po_samoobsl . doc 20.03. 2016).

Probe into the selfinspection of the quality on bachelor training in

china

Shao Haikun, L. V. Popov

The essay analyzes the development of selfinspection of the quality on bachelor training in China, which is a method to evaluate the activities of university. At the same time, the paper also probes into the necessity to optimize selfinspection system in the activities of university on the base of past evaluate experience.

Key words: selfinspection, bachelor training, activities of university, quality of education.

Сведения об авторах

Шао Хайкунь (КНР) - стажер факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: 1987alesha@mail.ru. Попов Лев Владимирович - профессор, заместитель декана факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова. Тел. 8(495) 939-32-81. E-mail: lvpopov@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.