Научная статья на тему 'Основные элементы стратегий региональных вузов КНР и критерии их оценки'

Основные элементы стратегий региональных вузов КНР и критерии их оценки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
824
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / РЕЙТИНГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / БЕНЧМАРКИНГ / EDUCATIONAL STRATEGY / HIGHER EDUCATION RANKING / RESEARCH ACTIVITY / COMPETITIVENESS / BENCHMARKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голобоков Андрей Сергеевич

Исследованы стратегии региональных вузов Китая, не являющихся лидерами глобальных рейтингов и не входящих в мировую элиту высшего образования. Предложенный подход состоит в сравнении основных элементов стратегий вузов образовательной системы КНР в контексте динамики их позиций в глобальных и национальных рейтингах. В исследовании определены характерные для большинства китайских вузов стратегические ориентиры. Изучены официальные документы, стратегии, планы и программы развития вузов, которые разделены в исследовании на несколько групп. Сделан вывод о том, что китайские университеты значительно проигрывают вузам США, Великобритании и т.д. по уровню образования и исследований, доле иностранных студентов и другим ключевым параметрам рейтинговой оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies of China regional universities’ key features and its evaluation

Strategies of China’s regional universities, which are not global rating leaders, don’t participate in the world higher education elite are examined in the paper. Common strategic orientations and the elements of the strategies with dynamics of Chinese universities positions in global and national rankings defined as the background. The author’s approach is to compare key elements of China’s universities’ successful strategies. Official documents, strategies, development plans and programs of different groups of universities examined. The research suggested that Chinese universities are significantly far behind U.S., Great Britain and so on universities concerning education, research, international students rate and other key parameters of rating evaluation.

Текст научной работы на тему «Основные элементы стратегий региональных вузов КНР и критерии их оценки»

Международные отношения

УДК 378.4 А.С. Голобоков

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия

Основные элементы стратегий региональных вузов КНР и критерии их оценки

Исследованы стратегии региональных вузов Китая, не являющихся лидерами глобальных рейтингов и не входящих в мировую элиту высшего образования. Предложенный подход состоит в сравнении основных элементов стратегий вузов образовательной системы КНР в контексте динамики их позиций в глобальных и национальных рейтингах. В исследовании определены характерные для большинства китайских вузов стратегические ориентиры. Изучены официальные документы, стратегии, планы и программы развития вузов, которые разделены в исследовании на несколько групп. Сделан вывод о том, что китайские университеты значительно проигрывают вузам США, Великобритании и т.д. по уровню образования и исследований, доле иностранных студентов и другим ключевым параметрам рейтинговой оценки.

Ключевые слова и словосочетания: образовательная стратегия, рейтинг высшего образования, исследовательская деятельность, конкурентоспособность, бенчмаркинг.

A.S. Golobokov

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

Strategies of China regional universities' key features and its evaluation

Strategies of China's regional universities, which are not global rating leaders, don't participate in the world higher education elite are examined in the paper. Common strategic orientations and the elements of the strategies with dynamics of Chinese universities positions in global and national rankings defined as the background. The author's approach is to compare key elements of China's universities' successful strategies. Official documents, strategies, development plans and programs of different groups of universities examined. The research suggested that Chinese universities are significantly far behind U.S., Great Britain and so on universities concerning education, research, international students rate and other key parameters of rating evaluation.

Keywords: educational strategy, higher education ranking, research activity, competitiveness, benchmarking.

На фоне формирования отечественного регионального образовательного пространства Дальнего Востока России особую актуальность представляет изучение

Голобоков Андрей Сергеевич - канд. полит. наук, доцент кафедры экономики и менеджмента; е-тай: golo-bokov_as@mail.ru.

институциональных структур и основных элементов стратегий региональных вузов стран АТР, а также выявление общих для российской и зарубежных систем высшего образования причин вхождения университетов в «группы риска». При этом немаловажным фактором влияния в условиях значительной регионализации рынка труда можно назвать использование метода бенчмаркинга в условиях международного сотрудничества с зарубежными вузами [1].

Анализ международных рейтингов THE, QS, RUR и т.д. показывает, что азиатские учебные заведения с каждым годом набирают обороты и стремятся составить конкуренцию мировым грандам из США и Европы. Согласно рейтинговым оценкам университетов ведущими мировыми рейтингами, наиболее востребованными и успешными являются университеты Японии, Сингапура, Китая, Гонконга и Южной Кореи. Так, в 2015 г. по таким показателям как уровень преподавания, научные исследования, академический обмен и международное сотрудничество, цитируемость и т.д., в первую тройку азиатских вузов вошли Токийский университет, Национальный университет Сингапура и университет Гонконга, а в пятерку лидеров - Пекинский университет и университет Циньхуа [6].

В сравнении с вузами России университеты Сингапура и Гонконга также занимают значительно более высокие позиции в рейтинге THE по параметру интернационализации (92-99%). При этом учитывается процентный состав международных студентов и преподавателей, а также научные публикации, выпущенные в соавторстве с учеными из других стран [4]. Однако ввиду близкого расположения друг к другу в рамках одной городской агломерации университеты Гонконга сложно оценить по параметрам влияния на регион.

Стоит отметить, что вузам российского Дальнего Востока в международном рейтинге QS близки позиции азиатских университетов Таиланда (Чиангмайский университет (551-600); Thammasat University (601-650) и Kasetsart University (651-700). При этом в рейтинге Вебометрикс тайские вузы значительно обгоняют российские, занимая 300-500-е места. Наиболее востребованными факультетами являются администрирование бизнеса; маркетинг и международный бизнес [11].

Лидером среди азиатских исследовательских вузов выступает Китай, где этот индекс (R&D) увеличивается в среднем на 18% в год, в то время как в США он медленно падает. Результат был незамедлительным: в 2015 году три новых китайских университета попали в рейтинг THE, по суммарному результату (18 вузов) Китай все ближе подступает к Японии, которая представлена в рейтинге 20 университетами [48].

В статье был использован один их популярных электронных рейтингов университетов КНР - «China University Rankings» [5], основанный на независимых интернет-интервью, оценках и опросах. В рейтинге гибкая система гиперссылок, а также возможность ранжирования профилей вузов по Т0П-10: MBA, инженерные, архитектурные, медицинские, языковые и т.д. До 2012 г. оценка вузов строилась на основе соответствия вузов критериям, взятым в соотношении к 100%: общая эффективность вуза (20%), возможности преподавания на разных языках (15%), сервис для иностранных студентов (15%) и их удовлетворенность обучением (20%),

международное влияние (10%) и перспективы работы (20%). В настоящее время рейтинг формируется из других показателей, каждый из которых оценивается от 0 до 100: инфраструктурные затраты, исследования и инновации, международная репутация, студенческая политика, обучение и образование.

Система высшего образования КНР построена на основе 13-го пятилетнего плана на 2016-2020 гг. В его основе - образовательная реформа от дошкольного до высшего образования, предполагающая смещение акцента с административного управления на обучение и исследования, уменьшение до одной трети доли государственного участия в принятии решений в образовательной политике. Министерством образования КНР предпринимается ряд мер, направленных на предоставление бесплатного 9-летнего образования студентам начиная со старших классов [7].

В свою очередь, система оценки высших учебных заведений КНР построена на нескольких стратегических проектах. Это, во-первых, Проект 211, разработанный Министерством образования КНР в 1995 г., согласно которому в КНР отобрано около 6% наиболее важных (ключевых) вузов для подготовки элитных специалистов для осуществления национальных проектов развития в экономической и социальной сферах [10]. В начале осуществления проекта (середина 1990-х гг.) включение университета в список означает соответствие международным требованиям и техническим стандартам подготовки специалистов (на момент запуска проекта 30 ведущих университетов Китая практически не соответствовали этим стандартам). На вузы, принимающие участие в проекте, приходится 4/5 докторов, 2/3 аспирантов, 1/2 иностранных студентов, 1/3 бакалавров. Кроме того, они готовят студентов по 85% всех специальностей, контролируют 96% лабораторий, на них приходится 70% бюджетных ассигнований [7]. Проект 211 считается сегодня малоэффективным, т.к. слишком укрупнил вузы и увеличил расходование на их содержание, деформировав пропорции на научные исследования.

Проект 985 направлен на развитие системы высшего образования и выведение на мировой уровень несколько ведущих университетов Китая при сотрудничестве с местными правительствами. Его суть заключается в совместном финансировании деятельности университетов Министерством образования КНР и правительствами провинций и городских агломераций. Например, Харбинский политехнический университет финансируется равными частями Министерством образования КНР, Комитетом по науке, технологии и промышленности при Министерстве обороны КНР и провинцией хэйлунцзян, а Научно-технический университет Китая - Министерством образования КНР и китайской академией наук. В первой фазе были отобраны 9 университетов, которые получили средства на развитие на период трёх лет [8].

Модель внедрения вышеуказанных проектов направлена на усиление ключевых дисциплин и системы качественного обеспечения массового высшего образования. С этой целью в институтах, не вошедших в проект, также выделено и адаптировано небольшое количество ключевых образовательных программ [12]. План предполагает повышение внимания к роли молодых преподавателей в возрасте до 45 лет, составляющих большинство ППС в китайских университетах. Частное образование

ставится во главу угла как фундаментальный принцип образовательной политики и направление общественного развития. Один из аспектов новой политики направлен на обучение преподавателей в сельских районах (Хунань, Сычуань, Тибет, Синьцзян) по работе с современной техникой.

В исследовании сравнивались стратегии китайских вузов, относящихся как к основным городским агломерациям (Пекин, Шанхай, Нанкин, Тяньцзин), так и к категориям региональных; занимающие различные места в мировом рейтинге THE/ национальном и участвующие/не участвующие в Проектах 201 и 985. Это Пекинский университет (42/2), Университет Циньхуа (47/1), Фуданьский университет (201-250/4); Шанхайский университет связи (301-350/3); Харбинский институт технологий (501-600/9); Нанкинский университет (7), а также ряд вузов находящихся в отдаленных от центра регионах (Тибет, Синьцзян, Ганьсу, Цинхай и Сычуань). Критерии стратегий этих вузов согласно выбранному методу отражены в таблице.

Таблица

критерии стратегий ключевых (опорных) и региональных вузов китая

Группа критериев Ключевые вузы по подготовке элитных специалистов Узконаправленные вузы, не вошедшие в проекты Вузы отдаленных от центра регионов

1 2 3 4

Образовательная политика Глобальная конкуренция вуза в мировом образовательном сообществе, более 50% абитуриен-тов-высокобалльни-ков, приоритет - подготовка кадров высшей квалификации ориентация на инфраструктуру, обучение в малых группах, до 60% студентов - учащиеся вечернего отделения, совмещающие работу с учебой Подготовка специалистов для ключевых отраслей региона, Обучение преподавателей по работе с современной техникой

Исследовательская деятельность и инновации Большое количество исследовательских программ по новым методам преподавания, команды специалистов, получивших образование за границей Прикладные исследования и разработки, выбор базовой дисциплины для региональных научных исследований Исследования в приоритетных для каждого конкретного региона областях, включая приграничные

Молодежная политика Субсидирование обучения за различные достижения, недорогое проживание на территории кампуса. Большое количество студенческих обществ ориентация на эмигрантов, студентов из Гонконга, макао и иностранных студентов, подготовка китайских студентов к учебе за границей Дотации выходцам из бедных семей, стипендиальные программы от Госсовета и местных властей

Окончание табл.

1 2 3 4

Связь с регионом Сеть научных технопарков, прямые договоры о сотрудничестве, ориентация исследовательских центров на ПИО Ориентация на международные организации, центры исследований и профильные университеты соседних стран Обучение местным диалектам на всех ступенях образования, в т.ч. разработка ПО и бесплатные курсы

Предпринимательская политика Обширная сеть вторичных учреждений по оказанию услуг на территории кампуса Услуги по прохождению практики и проведению научных исследований, бизнес-планы на заказ Креативные идеи студентов, создание в рамках вузов малых бизнес-предприятий

Метод определения общих факторов формирования эффективных стратегий региональных вузов отличается предварительным выделением групп критериев оценки стратегий региональных вузов, к числу которых относятся:

- образовательная политика;

- исследовательская деятельность и инновации;

- молодежная политика;

- связь с регионом;

- предпринимательская политика.

Образовательная политика. Стратегии вузов Китая в большинстве ориентируются на реализацию теории Дэн Сяопина об образовании и теории «тройного представительства» (акцент на реформе обучения и основной подготовительной структуре, занимающей приоритетное положение; модели профессиональной подготовки кадров). В Китае, как в США или Европе, выстроена трехуровневая система высшего образования: бакалавриат - магистратура - докторантура. Для удовлетворения требования развития международного сообщества в большинстве китайских вузов осуществляется принятая по западному образцу балльная система для обучающихся по программе бакалавриата, а также премиальная система студентов, срок обучения которых более 1 года.

При этом «сильное ядро» вузов (Т0П-10 национального рейтинга) включает крупные мультидисциплинарные и коллегиальные по структуре вузы. К примеру, Пекинский университет, ведущий вуз КНР в 2015 г., включает в себя 30 колледжей и 12 факультетов. Согласно стратегии вуза диверсификация направлена на повышение конкурентоспособности вуза в мировом образовательном сообществе. Ее обеспечивают 53 члена Китайской Академии наук, 14 членов Академии наук «третьего мира» (TWAS), а образовательные программы направлены на медицину, социальные и гуманитарные науки, менеджмент и образование. Фуданьский университет (5) реализует около 40 государственных программ Министерства образования КНР.

Другой крупный университет, Циньхуа (2), обращает внимание на развитие в комплексе профессиональных навыков студентов и активно реализует на практике план по развитию творческих и конструкторских способностей. Для этого

университет создал программу второй ученой степени бакалавра, в которой просматривается воспитание одаренных специалистов, которые имеют две ученых степени в сочетании естественно-технических, гуманитарно-естественных, технико-управленческих и технико-юридических специальностей. Приоритет имеют программы подготовки кадров высшей квалификации: в числе выпускников вуза два последних председателя КНР - Ху Цзиньтао и Си Цзиньпинь. Кроме того, до 30% сотрудников вуза составляет преподавательский состав и университет предоставляет работающим техникам и административным сотрудникам возможность непрерывного образования разного уровня и профиля для повышения квалификации [13].

Образовательная политика вузов, относящихся к числу региональных и находящихся в отдаленных от центра регионах (Тибет, Синьцзян, провинции Ганьсу, Цинхай и Сычуань), во многом опирается на подготовку специалистов для ключевых отраслей региона. Например, Синьцзянский университет (91), который входит в число национальных «ключевых университетов» по «Проекту 211», сосредоточен на реализации программ государственного управления, инженерии и правоведения. В университете работают 1 вузовская группа национального уровня, 3 - уровня автономного района, 20 - уровня автономного района по селективным курсам, 8 преподавателей субсидируются автономным районом. Кроме того, в университете - 5 «особых» специальностей национального уровня, а также 8 специальностей, по которым район испытывает постоянную нехватку кадров. На национальном уровне поддерживаются 3 учебные дисциплины (причем одна по подготовке специалистов), 7 - на уровне автономного района, 21 - на уровне вуза.

Сычуаньский университет иностранных языков (100) ориентируется на гуманитарные направления в соответствии со спецификой региона: юриспруденция, журналистика, китайский язык как иностранный, русский язык и литература, сопоставительная литература и мировая литература. Из 50 тысяч выпускников около 40% - слушатели краткосрочных курсов. Чанчуньский политехнический университет (79) ориентируется на семь научных школ: компьютерных технологий, оптоэлектронной инженерии, электроники и т.д. Не представленный в национальном рейтинге Тибетский университет получает значительные дотации правительства на социально-экономическое развитие автономного района, направленные на увеличение учебной и научно-исследовательской базы университета. Помимо традиционных технических и гуманитарных направлений в Тибетском университете готовят специалистов по тибетской медицине, музыке и языку.

Некоторые узкопрофильные китайские вузы в образовательной политике в большей степени ориентированы на инфраструктуру и обеспеченность специальностей. Так, Даляньский морской университет (122) в привлечении студентов ориентируется на совершенствование кампуса, лабораторные здания, вычислительный центр, мультимедийный инструкторский центр, исследовательский центр морских наук, навигационные учебные тренажеры, морские технические тренажеры и три океанских учебных судна водоизмещением более 10 000 тонн каждый. Особенностью некоторых вузов, находящихся за пределами первой сотни (Чунцинский

педагогический университет (142), является то, что более 60% студентов - учащиеся вечернего отделения, совмещающие работу с учебой.

научно-исследовательская деятельность. Большинство исследовательских центров, существующих при китайских вузах, направлены на использование новых методов преподавания и исследовательских работ, а также объединение китайских экономистов, получивших образование за границей. Наиболее обширной исследовательской базой располагают ведущие китайские вузы, находящиеся в Т0П-10, а число исследовательских программ достигает 1500, из которых около 10% получают награды и гранты. К примеру, при Пекинском университете (1) действуют 216 исследовательских институтов, а два инженерных научных центра имеют статус общенациональных. Подчиненное подразделение - Китайский центр экономических исследований, проводит ежегодную конференцию совместно с американским Национальным бюро экономических исследований (NBER-CCER Annual Conference); организует ряд симпозиумов и семинаров и реализует ряд направлений подготовки специалистов, включая программу МВА совместно с Фордхэмским университетом (Нью-Йорк).

Восточно-китайский педагогический университет (30) имеет 6 ведущих дисциплин государственного значения, 1 базовую государственную лабораторию, 2 ведущих лаборатории, курируемые непосредственно Министерством образования КНР, 1 лабораторию открытого типа, 1 базовую лабораторию, курируемую мэрией Шанхая, 5 базовых пунктов исследования гуманитарно-общественных наук, курируемых министерством образования КНр, 61 пункт докторантуры, 101 пункт аспирантуры. Чунцинский университет (30) разработал 10 программ научных исследований для обладателей степеней докторов наук на базе 5 ключевых национальных лабораторий и 93 лаборатории по разным специальностям.

Фуданьский университет (5) проводит исследования физико-математических, гуманитарных, социальных и медицинских наук. В состав университета входят 7 исследовательских центров социальных наук, 9 исследовательских центров фундаментальных наук и в общей сложности 77 исследовательских институтов, 112 междисциплинарных институтов и 5 научных лабораторий. Третий военно-медицинский университет (131) располагает 42 учебно-исследовательскими аудиториями, 7 медицинским центрами, 4 крупными лабораториями, 2 клинико-фармакологическими базами.

Региональные вузы также проводят исследования в приоритетных для каждого конкретного региона областях. В Синьцзянском университете (91) исследования сосредоточены в основном в 8 областях знаний: экология засушливых почв, математическая теория, демография, культуры Центральной Азии, алтайские исследования и др. Для одного из наиболее востребованных направлений (экология засушливых почв) создан международный центр по поддержке и устойчивому развитию регионов с засушливыми почвами и работают 7 «исследовательских станций» по посткандидатским исследованиям. Одна специальность (социо-гуманитарного блока) является базовой для региональных научных исследований и также поддерживается государством. Сычуаньский университет иностранных языков (100) осуществляет научные исследования в области общественных наук,

высшего образования, Северной Америки, туристской и эстетической культуры. Университет 50 раз был награжден министерством Китая, правительством провинции Сычуань и г. Чунцин за отличные научные исследования в области философско-общественных наук.

Молодежная политика. Крупные китайские вузы привлекают студентов значительным субсидированием обучения за различные достижения, недорогим проживанием на территории кампуса и предоставлением необходимой научно-исследовательской базы. Коренным отличием от западной системы образования в КНР является подход к изучению студентами китайского языка, на котором ведутся все основные образовательные программы вузов и который выступает в качестве инструмента молодежной политики [9]. Во многих странах мира существуют институты Конфуция, а на основе специальной стипендии правительство Китая привлекает в национальные университеты лучших выпускников со знанием китайского языка, ежегодно выделяя стипендий для студентов из других стран.

В то же время в процентном соотношении количество иностранных студентов в китайских вузах значительно ниже, чем в западных университетах. К примеру, Фуданьский вуз (5) располагает 11% студентов из стран мира, а Восточно-Китайский педагогический университет (30) только 10%. В этом аспекте континентальный Китай сильно проигрывает университетам Гонконга, процент иностранных студентов в которых составляет минимум 35-38% [56], показатель трудоустройства выпускников за 6 лет составил 99,7%, а программы ведутся в основном, на английским языке.

Ведущий вуз страны Пекинский университет располагает примерно 14% иностранных студентов, из них около 40% - представители Южной Кореи, а 60% состоят из граждан стран Европы, Северной Америки, Австралии и Азии. В этих условиях более узконаправленные региональные вузы из числа Т0П-100 (Чан-чуньский политехнический университет (79) предлагают различные стипендии студентам: стипендия ШОС, стипендия института Конфуция, стипендия Министерства образования, правительства провинции Цзилинь и т.д.

Синьцзянский университет (91) предлагает своим абитуриентам стипендиальные программы - дотации от Госсовета «за особый вклад в науку» (молодые специалисты). Чунцинский педагогический университет (142) принимает китайских эмигрантов, студентов из Гонконга, макао и иностранных студентов-практикантов, занимает по образовательным и проверочным центрам китайского языка для иностранцев одну из ведущих позиций среди университетов Китая. Сычуаньский университет иностранных языков (100) ориентируется на отделение аспирантов и иностранных студентов, изучающих китайский язык, и отделение подготовки китайских студентов, собирающихся поехать за границу на учебу, поддерживает тесную связь с 20 зарубежными вузами и является китайским юго-западным центром тестирования по программам TOEFL, IELTS. Тибетский университет выплачивает студентам техникумов - выходцам из бедных семей стипендию в размере около 250 долларов, притом обычная стипендия составляет около 150 долларов.

связь с регионом и международная репутация. Ученые известного Глобального института макинси в результате исследований неоднократно приходили

к выводу, что менеджеры по персоналу рассматривают только 10% китайских выпускников-инженеров в качестве потенциальных кандидатов на трудоустройство, в то время как для США данный показатель достигает 81%. В связи с этим региональные стратегии китайских вузов направлены, в первую очередь, на повышение конкурентоспособности своих выпускников на международной арене.

Ведущий исследовательский университет КНР Циньхуа (2) сотрудничает более чем с 120 зарубежными вузами, имеет прямые договоры о сотрудничестве с более 30 зарубежными объединениями и каждый год отправляет около 3000 преподавателей и аспирантов на стажировку, исследование и научный обмен за границу для чтения лекций, проведения кооперативных исследований, участия в научных конференциях и усовершенствования. Интерес предприятий региона обеспечивает научный технопарк в юго-восточной части университета площадью 100 квадратных километров [54]. Кроме того, для местного населения многофункциональным, открытым, эффективным, фундаментальным центром информации является электронная библиотека университета, объединяющая 24 тысячи компьютеров. По статистическим данным компании США число посещений популярных научных баз данных и EI достигает 130 тысяч в месяц. В этом плане Университет Цинхуа превышает наиболее успешные американские университеты, такие, как Массачусетский институт технологий (MIT).

В состав Фуданьского университета (5) входят 10 госпиталей, таких как Чжуншаньский и Хуашаньский, которые предоставляют медицинские услуги населению и на базе которых одновременно ведется практическое обучение студентов медицинских специальностей университета. По схожему принципу построена стратегия Третьего военно-медицинского университета (131), имеющего 3 больницы с различными специализациями.

Восточно-китайский педагогический университет (30) поддерживает связь с более чем 80 ведущими университетами Европы, Америки, Азии и Австралии, в частности, с Парижским Педагогическим Университетом (Франция), Вирджинским Университетом (США), Университетом в городе Кобе (Япония), Мельбурнским Университетом (Австралия). Более 100 иностранных специалистов приглашаются для работы в университет в качестве почетных профессоров и профессоров консультантов. Кроме того, при университете действует Центр по изучению россии, который специализируется на исследованиях в области истории, политики, экономики, культуры России и китайско-российских отношений. Этот Центр является одним из ведущих базовых пунктов общественных и гуманитарных наук государственного значения.

В стратегии Даляньского Морского Университета (122) важную роль в усовершенствовании стандартов управления и качества играют Международная морская организация (IMO), Международная Морская Ассоциация Лекторов (IMLA), Международная ассоциация Морских Университетов (IAMU), Ассоциация Морского Образования и Союз Институтов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (AMETIAP), Международная Судоходная Федерация (ISF) и Международная ассоциация обществ классификаций (IACS). Как свидетельство принятых обязательств

к усовершенствованию образования, Университету было выдано свидетельство, выпущенное Норвежским обществом классификации суден (DNV) и китайской Морской Администрацией Безопасности для подготовки более 2 тысяч зарубежных специалистов по навигации для 30 стран. Кроме того, Даляньский морской университет имеет связь с 15 морскими университетами Российской Федерации, Японии, Кореи, Англии.

Тибетский университет ориентируется на развитие тибетского языка в районе как обязательного предмета на всех ступенях образования. В лабораториях Тибетского университета (ТАР) разработаны версии операционных систем Windows и Linux, а также программа изучения тибетского языка. Кроме того, ТАР открывает в других провинциях Китая тибетские курсы, которые готовят специалистов для этого автономного района. Слушатели курсов обеспечиваются бесплатными питанием и учебными пособиями, а по окончании приезжают работать в Тибет.

Предпринимательская деятельность. Министерство образования КНР делит китайские вузы на несколько категорий: 1) ТОП крупнейших вузов, 2) сильные центральные и региональные вузы среднего звена и 3) вузы, которые предполагается перевести в ранг высших учебных заведений профессионального образования [55]. Для китайских выпускников значение вуза, из которого они выпускаются, очень велико и влияет на стартовую зарплату. высокая рейтинговая оценка вуза в Китае определяется в основном качественной научно-исследовательской базой, условиями обучения и проживания для студентов, гарантиями последующего трудоустройства.

Предпринимательские стратегии свойственны, как правило, узкопрофильным вузам: сельскохозяйственным, пищевым, коммерческим. вузы предлагают свои услуги для прохождения практики и проведения научных исследований. Источником дохода является производство на рынок продукции. Также вузы разрабатывают бизнес-планы на заказ. К примеру, дополнительными источниками дохода Харбинского коммерческого университета являются сеть продуктов быстрого питания, ресторан, гостиница и т.д.

Кроме того, Министерство образования КНР поддерживает креативные идеи студентов и поощряет создание в рамках вузов малых бизнес-предприятий, а также предоставляет образовательные кредиты на развитие молодежного предпринимательства. С 1980-х гг. была актуальна схема «образования по контракту», когда предприятие направляло работника учиться в конкретный вуз. в то же время вузы не поощряют предпринимательскую деятельность преподавателей, как в других странах. Тем не менее, единого стандарта к определению предпринимательского уровня вуза нет, он определяется «креативным» подходом каждого университета к формированию своей предпринимательской стратегии.

Можно сделать вывод, что ключевые показатели китайских центральных и региональных вузов по ряду критериев совпадают с целевыми ориентирами реформирования российской системы высшего образования: исследования и инновации, международная репутация, студенческая политика, востребованность выпускников на рынке труда. Несмотря на то, что в образование в КНР вкладываются большие средства, на международной арене китайские университеты значительно проигры-

вают вузам США, Великобритании и т.д. по уровню образования и исследований, доле иностранных студентов и другим ключевым параметрам рейтинговой оценки.

1. Голобоков, А.С. О роли независимой оценки в формировании многофакторного национального рейтинга высших учебных заведений / А.С. Голобоков // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2016. - №3 (34). - С. 94-103.

2. Лучшие университеты Азии 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.language-travel.ru/01.01.04.01/578.aspx (дата обращения 25.09.2016

3. Региональный вуз: выбор пути / Г.И. Лазарев и др. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2016. - 228 с.

4. Список и рейтинг гонконгских университетов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unipage.net/ru/universities_in_hong_kong (дата обращения: 25.09.2016).

5. 2016 China University Rankings [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://top. at0086.com/ (дата обращения 25.09.2016).

6. Asia Uni Rankings 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. timeshighereducation.com/world-university-rankings/2015/regional-ranking#!/page/0/ length/25/sort_by/rank_label/sort_order/asc/cols/rank_only

7. Educational quality and equity tops national agenda [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://en.moe.gov.cn/Specials/Specials_Spotlight/Spotlight_0pinions/201603/ t20160314_233418.htm (дата обращения 25.09.2016).

8. International Rankings and Chinese Higher Education Reform [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wenr.wes.org/2006/10/wenr-october-2006-internation-al-rankings-and-chinese-higher-education-reform/ (дата обращения 25.09.2016).

9. Ministry of education of the People's republic of China [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://en.moe.gov.cn/Specials/Specials_Spotlight/Spotlight_0pinions/201603/ t20160314_233418.htm (дата обращения 25.09.2016).

10. Over 10 billion yuan to be invested in "211 Project" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://en.people.cn/90001/6381319.html (дата обращения 26.09.2016).

11. Ranking Web 2016: Edition 2016.1.1 January [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.webometrics.info/en/node/164 (дата обращения 5.09.2016).

12. The Overall Goals and Missions of Project 211 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.cn/20010101/21852.shtml (дата обращения 26.09.2016).

13. Tsinghua university [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tsinghua.edu. cn/publish/newthu/newthu_cnt/research/research-1.html (дата обращения 25.09.2016).

© А.С. Голобоков, 2016

Для цитирования: Голобоков А.С. Основные элементы стратегий региональных вузов КНР и критерии их оценки // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. № 4. С. 27-37.

For citation: Golobokov A.S. Strategies of China regional universities' key features and its evaluation // Т1ю Territory Of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2016. № 4. P. 27-37.

Дата поступления: 03.11.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.