Научная статья на тему 'Самообразование как целенаправленная познавательная деятельность бакалавра-международника: теория и практика'

Самообразование как целенаправленная познавательная деятельность бакалавра-международника: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPECIALISTS OF INTERNATIONAL RELATIONS / SELF-EDUCATION / SPECIALISTS PROFESSIONAL CULTURE / SPECIALISTS PERSONAL CHARACTERISTICS / BA STUDENT OF INTERNATIONAL RELATIONS / СПЕЦИАЛИСТ-МЕЖДУНАРОДНИК / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА / БАКАЛАВР МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поспелова Ю.П.

В статье рассматривается проблема формирования способности к самообразованию, культуры самообразования как ключевому компоненту личности бакалавра-международника. Важной особенностью самообразовательной деятельности будущего специалиста международной сферы признается то, что такая деятельность зависит от прежде всего от самого субъекта, т. е. процесс самообразования представляет собой активную, мотивированную, целенаправленную деятельность человека, которая управляется им самим с целью овладения определенными профессиональными компетенциями в области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. При успешном ходе процесса самообразование становится органичной частью профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EDUCATION AS PURPOSEFUL COGNITIVE ACTIVITY OF A BACHELOR ON INTERNATIONAL RELATIONS: THEORY AND PRACTICE

The article deals with an ability to self-education, formation of culture of self-education as a key component of the creative personality of a specialist of any professional orientation, including bachelor of international affairs. An important feature of the self-educational activity of an individual is that such activity depends primarily on the subject itself, i.e. the process of self-education is an active, motivated, purposeful human activity, which is managed by him in order to master certain professional competencies in the field of science, technology, culture, political life, etc. If the process is successful, self-education becomes an integral part of professional education.

Текст научной работы на тему «Самообразование как целенаправленная познавательная деятельность бакалавра-международника: теория и практика»

Средний стаж преподавательской деятельности тренеров-преподавателей на момент исследования составлял около 20 лет, а непосредственно в женском боксе - 12 лет Большинство из опрошенных тренеров-преподавателей удовлетворены динамикой спортивных достижений своих подопечными в текущем сезоне, но в отличие от спортсменок у наставников выше уровень притязаний, вплоть до максимальных достижений, в том числе до уровня олимпийского чемпиона.

Все тренеры удовлетворены взаимоотношениями с воспитанницами, членами команды, лишь иногда отмечая небольшие конфликтные ситуации: разногласия, споры в предсоревновательный период.

Наставники выделяют у себя ряд положительных качеств, к примеру: оптимизм, энтузиазм, вера в учеников, требовательно-уважительное отношение к спортсменам и др. У них есть большое желание работать, искать новые методы и технологии подготовки к соревнованиям, развиваться вместе с воспитанницами.

Большинство тренеров не акцентируют внимание на отрицательных сторонах своей личности, отмечая лишь излишнюю доброту и суетливость.

Все специалисты убеждены в том, что всегда достаточно уделяют внимание средствам и методам восстановления после тяжелых тренировочных и соревновательных нагрузок, травм, а также внедрению современных технологий реабилитации участниц соревнований.

Часть из опрошенных специалистов ощущает недостаток знаний и навыков в области психологии, но лишь частично (25%).

Ведущие наставники в области женского бокса считают, что наиболее важной в формировании мотивации спортсменок является постановка долгосрочных целей, а также ее корректировка в текущем сезоне и во время конкретных соревнований.

Тренеры считают необходимым развивать в воспитанниках здоровое спортивное честолюбие; чаще устраивать сборы, поединки с достойными соперниками с др. регионов, стимулируя здоровую конкуренцию. Они выделяю в качестве важной составляющей систему поддержания мотивации средствами поощрения: оказание материальной помощи, улучшение жилищных условий, награждение ценными подарками, выделение спортивной экипировки и дополнительного питания, награждение грамотами, вынесение благодарностей, вручение сертификатов.

По мнению ведущих специалистов, чрезвычайно важно при этом поддерживать и развивать спортивные традиции команды путем проведения совместных

Библиографический список

мероприятий, в свободное от тренировочных занятий время, таких как посещение музеев, театров, концертов, а также различных мер, направленных на патриотическое воспитание спортсменов (встречи с ветеранами войны, легендарными спортсменами, посещение памятников, знакомство с региональными памятными событиями и этно-национальными традициями).

При этом тренеры-преподаватели особое внимание уделяют методическому разнообразию учебно-тренировочных занятий, в том числе использованию игр и музыкальному сопровождению УТП.

При анализе организационно-психологических особенностей профессионализма (компетентности) тренера, специалисты считают чрезвычайно важными в равной мере такие черты как оптимизм, энтузиазм, умение общаться в быту, в экстремальных ситуациях (во время соревнований), умение подавать положительный пример, поддерживать веру своих учеников в победу, требовательно-уважительно относиться к своим подопечным.

ВЫВОДЫ

В результате исследования было выявлено, что у большинства из опрошенных девушек-боксеров сборной команды ДВФО и Приморского края достаточно высокий уровень притязаний, но только у небольшого числа есть стремление к наивысшим достижениям, тогда как более высокие ожидания у тренеров-преподавателей. Выявлен дефицит проявления позитивных эмоций со стороны наставника, а также недостаток в отдельных компонентах подготовки, в том числе психологической. Более трети девушек-боксеров указывают на недостаточное восстановление после тяжелых нагрузок и травм, в отличие от наставников, которые убеждены, что всегда в должной мере уделяют внимание средствам и методам восстановления.

Абсолютное большинство наставников не осознают в полной мере отрицательные стороны своей личности, отмечая в качестве таких лишь излишнюю доброту и суетливость. Часть специалистов ощущает недостаток знаний и навыков в области в различных областях психологии, и отмечает, что нуждается в обучении на специализированных курсах, семинарах и на ФПК.

Таким образом, выявленные особенности спортивной мотивации девушек-боксеров и некоторые противоречия с мнениями наставников, позволяют своевременно вносить коррективы в реализацию процесса психологической подготовки, что при должном подходе будет способствовать повышению результативности соревновательной деятельности.

1. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. Перевод с английского Ю.Л. Ханина. Москва: ФиС, 2008.

2. Блеер А.Н., Суслов Ф.П., Тышлер Д.А. Терминология спорта. Толковый словарь-справочник. Москва: Издательский центр «Академия», 2010.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Москва: Питер, 2015.

4. Грец И.А. Рекордные спортивные достижения женщин в аспекте полового диморфизма. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2012.

5. Леонтьев Д.А. От инстинктов - к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня, завтра. Современная психология мотивации. Под редакцией Д.А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2002.

6. Яковлев Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности: учебное пособие. Москва: «Советский спорт», 2014.

7. Ганоль А.А. Гендерные особенности и структура мотивации выбора экстремальных видов спорта. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2011.

8. Кузнецов С.А. Особенности мотивации спортсменов командных и индивидуальных видов спорт. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2014.

9. Светлова А.А. Взаимосвязь спортивной результативности и ролевых ожиданий спортсменов-юниоров от тренера. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2015.

10. Практические занятия по психологии: пособие для институтов физ. культ. Под редакцией Д.Я. Богдановой, И.П. Волкова. Москва: ФиС, 1989. References

1. Kretti B.Dzh. Psihologiya v sovremennom sporte. Perevod s anglijskogo Yu.L. Hanina. Moskva: FiS, 2008.

2. Bleer A.N., Suslov F.P., Tyshler D.A. Terminologiya sporta. Tolkovyj slovar'-spravochnik. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2010.

3. Il'in E.P. Motivaciya imotivy. Moskva: Piter, 2015.

4. Grec I.A. Rekordnye sportivnye dostizheniya zhenschin v aspekie polovogo dimorfizma. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2012.

5. Leont'ev D.A. Ot instinktov - k vyboru, smyslu i samoregulyacii: psihologiya motivacii vchera, segodnya, zavtra. Sovremennaya psihologiya motivacii. Pod redakciej D.A. Leont'eva. Moskva: Smysl, 2002.

6. Yakovlev B.P. Motivaciya i 'emocii v sportivnoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Moskva: "Sovetskij sport", 2014.

7. Ganol' A.A. Gendernye osobennostiistruktura motivacii vybora 'ekstremal'nyh vidov sporta. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2011.

8. Kuznecov S.A. Osobennosti motivacii sportsmenov komandnyh i individual'nyh vidov sport. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2014.

9. Svetlova A.A. Vzaimosvyaz'sportivnojrezul'tativnostiirolevyh ozhidanijsportsmenov-yuniorovot trenera. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2015.

10. Prakticheskiezanyatiya popsihologii: posobie dlya institutov fiz. kul't. Pod redakciej D.Ya. Bogdanovoj, I.P. Volkova. Moskva: FiS, 1989.

Статья поступила в редакцию 30.11.18

УДК 378

Pospelova Yu.P., senior teacher, Department of Foreign Languages, Faculty of Humanities and Social Sciences, Peoples' Friendship University of Russia

(Moscow, Russia), E-mail:jpospelova@mail.ru

SELF-EDUCATION AS PURPOSEFUL COGNITIVE ACTIVITY OF A BACHELOR ON INTERNATIONAL RELATIONS: THEORY AND PRACTICE. The article deals with an ability to self-education, formation of culture of self-education as a key component of the creative personality of a specialist of any professional orientation, including bachelor of international affairs. An important feature of the self-educational activity of an individual is that such activity depends primarily on the subject itself, i.e. the process of self-education is an active, motivated, purposeful human activity, which is managed by him in order to master certain professional competencies in the field of science, technology, culture, political life, etc. If the process is successful, self-education becomes an integral part of professional education.

Key words: specialists of international relations, self-education, specialists professional culture, specialists personal characteristics, BA student of international relations.

Ю.П. Поспелова, ст. преп. каф. иностранных языков факультета гуманитарных и социальных наук Российского Университета Дружбы Народов, г. Москва, Е-mail: jpospelova@mail.ru

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАКАЛАВРА-МЕЖДУНАРОДНИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

В статье рассматривается проблема формирования способности к самообразованию, культуры самообразования как ключевому компоненту личности бакалавра-международника. Важной особенностью самообразовательной деятельности будущего специалиста международной сферы признается то, что такая деятельность зависит от прежде всего от самого субъекта, т. е. процесс самообразования представляет собой активную, мотивированную, целенаправленную деятельность человека, которая управляется им самим с целью овладения определенными профессиональными компетенциями в области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. При успешном ходе процесса самообразование становится органичной частью профессионального образования.

Ключевые слова: специалист-международник, самообразование, профессиональная культура специалиста, личностные качества специалиста, бакалавр международного профиля.

Основы теории профессионального самообразования и история разработки механизмов построения самообразовательной деятельности были заложены ещё в работах известных зарубежных гуманистов и педагогов. В отечественной теории и практике самообразовательной науки были определены перспективные идеи для выделения в процессе обучения максимального времени личности с целью самообучения, самостоятельное чтение учебных материалов и дополнительных материалов, что обязательно должно было привести к начитанности, всесторонней образованности личности, формированию у нее способности к самостоятельному отбору книжного материала. Известный отечественный философ М.А. Киссель самообразование рассматривает как важную составляющую процесса самосовершенствования, прибавляя к нему и самовоспитание. Он пишет, что «центральным звеном самосовершенствования выступает рефлексия, поэтому данную деятельность определяют как рефлексивную, структурными компонентами которой выступают: саморефлексия (генезис) - самопознание (деятельность) - самореализация (результат)». [1]. М.А. Кисселю вторит другой ученый, Н.Д. Брагина, которая в своей работе «Самосовершенствование человека как философская проблема» подтверждает - без внутренней потребности в самосовершенствовании, даже при наличии соответствующей способности и внешних условий осуществления, процесс вряд ли возможен. Рефлексивный уровень самосознания стимулирует активность и самостоятельность индивида, опосредует формирование соответствующей системы внутренних мотивов, обеспечивает устойчивое включение «Я» в процесс самопознания, активизируя и направляя самообразовательную деятельность. Именно в акте рефлексивной самооценки осуществляется самопознание личности, результат же имеет корригирующую нагрузку, поскольку непосредственно поддается рефлексии, в которой и через которую происходит сочленение предшествующего цикла с последующим» [2]. Таким образом, в философском аспекте процесс самообразования представляет собой процесс самостоятельного познания, когда в результате человек приобретает новые знания. Главными составляющими процесса самообразования являются: внутреннее осознание личностью в необходимости в самообразовании; ощущение внутренней свободы личностью; способность личности к целеполаганию, к самостоятельной постановке цели; самореализация как процесс осознания собственных задатков, потенциала, таланта и в последующее их воплощение в жизнь. При этом, личность, индивид в процессе самообразования являясь субъектом деятельности, реализуя свои потребности, приобретает опыт в результате самостоятельной работы, осуществляя социализацию. Именно в процессе социализации человек становится личностью и овладевает необходимыми для жизни знаниями, умениями, навыками, компетенциями. Именно поэтому, процесс самообразования осуществляется и идет через социализацию. Известно, что термины - самореализация и социализация - это понятия, взятые из социологии.

Социологическая наука и социологи активно занимаются изучением термина «самообразование» в том аспекте, когда индивид стоит на пороге его включенности в общественные отношения, в общественные институты. Социолог В.Я. Нечаев в работе «Социология образования» тоже анализирует интересующий нас термин - "самообразование", где он рассматривается как «специфический вид занятий человека вне стационарных форм обучения без постоянного, систематического руководства преподавателя по собственному или кем-то разработанному плану учебы» [3, с. 96]. В.Я. Нечаев особо выделяет субфункции самообразования, когда они играют дополнительную роль в процессе обучения. Он продолжает: «Самообразование, видимо, всегда будет самостоятельным звеном в системе образования, дополняя стационарное обучение, обеспечивая индивидуализацию культурного развития личности» [там же]. В аспекте того же социологического анализа, мы не можем не согласиться с мнением другого социолога - Е.А. Шуклиной. Феномен самообразования ученый рассматривает как «...вид деятельности личности (социальной группы), характеризующейся свободным выбором и направленной на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получении удовольствия и наслаждения» [4, с. 53]. Представленная дефиниция позволяет понять не только содержательную характеристику термина «самообразование», но и главные его функции - субъ-ектность, целеполагание, выход на новый уровень образования и т. д. Достаточно

просто и интересно рассуждает о самообразовании другой социолог - ПК. Чернявская, предлагая такую дефиницию - «самообразование - это процесс самостоятельного овладения человеком общих, общекультурных, специфических профессиональных, узкопрофессиональных знаний, это проявление интереса и собственной инициативы. Процесс самообразования осуществляется в ходе самостоятельно организованных и самоконтролируемых занятий» [5; с. 67 - 69].

Таким образом, проанализировав ряд социологических работ, посвященных феномену самообразования, мы пришли к выводу, что данный процесс - это, прежде всего, достаточно самостоятельное звено во всей системе образования и представляет собой одну из важных обязанностей специалиста, ориентированное на удовлетворение потребностей личности в социализации, адаптации к профессии и формирования общей культуры. Известно, что понятие «социализация» тесно связано с педагогикой и психологией, воплощаясь в воспитании, обучении, развитии и формировании личности.

Отмечая процесс самообразования как проявление личностью субъект-ности, индивидуальности, мы обратились к психологической науке, где данный феномен представлен через деятельность, связанную с самоорганизацией, а именно, с мотивацией, со способностью личности спланировать и организовать свою деятельность самостоятельно, уметь определить и поставить цель, задачи деятельности, самостоятельно подобрать эффективные методы и способы их достижения, а также проявить способность осуществлять самоанализ, самоконтроль, самокоррекцию, самооценку и т. д. А.М. Матюшкин отмечает, что цель субъекту может быть дана со стороны. Это могут быть определенные требования, указы, приказы, но могут эти цели и требования продуцироваться самим человеком к самому себе. Первый вариант - эффективность реализации зависит от внутреннего принятия личностью, если предложенная цель совпадает с его собственной мотивационной сферой. Однако для организации самообразования характерен вариант постановки собственной цели к самой личности, поскольку самообразование представляет самоорганизованный и самоуправляемый процесс.

В разное время в психологической науке так или иначе затрагивалась проблема человека как субъекта собственной деятельности, готового целенаправленно преобразовывать объективную действительность и осуществлять собственное развитие, проводить самообразование. В работах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Д.П. Узнадзе, В.Н. Козиева, А.М. Матюшкина, И.А. Наумченко и др. рассматривается личность, которая «преобразует, творит предметную действительность, в том числе и самое Я, вступая в активное отношение с окружающим миром» [6, с. 40]. Интересной в этом плане представляет собой точка зрения того же A.M. Матюшкина, рассматривающего феномен «самообразование» как «продуктивный процесс развития личности, основу которой составляют познавательные потребности. Они вызывают у человека необходимость постоянного, целенаправленного самообразования, не завершающегося по достижении результата (цели самообразования), а продолжающегося каждый раз на новом витке продуктивной активности, формируя новые мотивы, порождая новые проблемы и поиски их решения» [7, с. 99]. Одна из важных способностей человека, склонного к саморазвитию и самообразовательной деятельности - это демонстрация продуктивной активности, при этом главным показателем выступает готовность к самообразованию при овладении достаточно глубоким уровнем теоретического знания и появления у человека интереса. Трудно не согласиться с А.Н. Козиевым, который фокусирует внимание на две составляющие процесса самообразования. Первый компонент - самообразование имеет глубоко личностный характер; второй компонент - самообразование имеет целенаправленный и и систематичный характер, что можно ожидать от личности, если она сама осознала важность и значимость данного процесса» [6, с. 140].

Итак, проанализировав основные дефиниции феномена «самообразование», которые были даны психологами, оно представляется нам как продуктивная, самоорганизующаяся, творческая, креативная активность человека.

Проблема самообразования личности, формирования ее самообразовательной культуры никогда не теряла и не теряет своей актуальности, что обусловлено высокой значимостью, глубиной данного процесса. В последние десять-двадцать лет интерес к данной проблеме не только не угасает, но и рас-

тет с новой силой, что объясняется большим количеством защищенных диссертационных исследований, которые предлагают пути и механизмы процесса самообразования, представленные инновационными средствами управления и самоуправления (самоменеджмент) познавательной деятельностью личностью, характеристикой уровней развития различных качеств личности, отвечающих за появление мотива и интереса к самостоятельному познавательному процессу и т. д.

Специфика процесса самообразования студента-международника состоит в самостоятельном овладении им совокупностью разносторонних знаний международного профиля: историю и теорию международных отношений, мировую политику, историю дипломатии, основы международной безопасности, международные конфликты, и, в особенности, - деловым иностранным языком, обеспечивающим отработку политической, дипломатической, международно-правовой лексики, готового к самостоятельному поиску и принятию решений, способного к самосовершенствованию своей личности и перспективной самообразовательной деятельности в области международных отношений. Содержание процесса самообразования студента-международника в процессе изучения иностранного языка составляют методические и специальные знания, творческое изучение опыта других людей (работающих специалистов-международников), поиск новых методических идей, способов и приемов самостоятельной работы, анализ и обобщение собственного опыта с позиции современных требований, предъявляемых к современному специалисту, эффективное, результативное творческое решение профессиональных задач с опорой на рекомендации международных отношений, дипломатической науки и эффективной дипломатической практики.

Анализ различных подходов к термину «самообразование» позволил нам предположить, что процесс самообразования представляет собой самостоя-тельноую, систематическоую, целенаправленноую познавательную деятельность субъекта, базирующихся на мотивах и добровольных побуждениях и интересах, которая осуществляется как в учебное, так и во внеучебное время. Е.Б. Абакумова пишет, что «самообразование как особый вид познавательной деятельности предполагает: положительную мотивационную активность, направленность; проявление значительных волевых усилий; целеустремленность и самоорганизованность; высокий уровень интеллектуального развития; сформированность определенной системы познавательных умений; высокую самостоятельность; способность к видению и постановке вопросов, проблем; наличие адекватного уровня самооценки. Исследования теории вопроса самообразования чрезвычайно многоаспектны и представляют собой сочетание наук, объединенных термином человековедение. Методологическим фундаментом проблемы самообразования является знание, добытое философией, психологией, социологией о развивающемся человеке, в котором природное, общественное и индивидуальное находится в неразделимом единстве» [8, с. 112-116].

ГМ. Коджаспирова, проанализировав понятие «культура самообразования» или «самообразовательная культура» называет его достаточно высоким уровнем развития и совершенства всех компонентов самообразования, в то время как потребность в самообразовании является характерным качеством раз-

Библиографический список

витой личности, необходимым элементом её духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за своё самосовершенствование» [9, с. 111].

Осуществленный нами анализ формирования у бакалавров международного профиля культуры самообразования в философском, социологическом и психолого-педагогическом аспектах, позволил сделать следующий вывод. Процесс самообразования, присутствующий явно или поверхностно в ходе профессиональной подготовки бакалавров международного профиля, является важным компонентом его профессиональной подготовки и развития его общей культуры. Студенты могут самостоятельно развиваться в ходе сопутствующего обучения, постоянно и самостоятельно расширять, дополнять и углублять изучаемый в учебном заведении материал; с другой стороны, процесс самообразования может осуществляться вполне автономно, «без давления извне», включаясь в изучение новых, не представленных в учебном рабочем плане техник и технологий. Организованный бакалавром процесс самообразования, способствует обогащению его знаний, в ходе которого идет «опредмечивание» и апробация раннее неизвестных, самостоятельно полученных сведений, комплексно их систематизируя. Развиваясь и утверждаясь в образовательном процессе, культура самообразования может получить новые стимулы и креативные решения в обучении.

Основываясь на изучении научной литературы по проблеме, сравнительном анализе и выделенных общих положениях, мы предлагаем в качестве рабочего следующее определение культуры самообразования: культура самообразования бакалавра-международника - это сложное интегративное образование, обусловленная личностными характеристиками и собственным опытом, результатом высокого уровня научной организации самостоятельного умственного и творческого труда (10).

Итак, интегративные процессы методологического аппарата таких наук как философии, социологии, психологии, педагогики, представили возможность предварительно определить процесс самообразования и как конечный его результат - культуру самообразования бакалавров-международников следующим образом: культура самообразования бакалавров международного профиля -это его способность самостоятельно планировать и организовывать процесс познания в интересующей его области (международные отношения) без давления извне, результатом которого выступают новые знания, удовлетворяющие потребности личности быть конкурентноспособным на рынке труда, основными критериями которого выступают обязательные приемы самовоспитания (самопознание, самоанализ, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, субъектность). Приведённые выше философский, социологический, психологический и педагогический подходы к определению термина «самообразование» и «культура самообразования» едины в том, что они предлагают принимать самообразование как особый вид деятельности достаточно самостоятельной личности, успешно осуществляющей саморазвитие и самосовершенствование в области международных отношений, международных связей, предъявляющие определенные требования к выпускнику.

1. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра. Вопросы философии. 1994; 11: 175.

2. Брагина Н.Д. Самосовершенствование человека как философская проблема. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 1991.

3. Нечаев В.Я. Социология образования. 3-е издание. Исправл. и допол. Москва: Наука, 2016.

4. Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая проблема. Диссертация ... кандидата философских наук. Екатеринбург, 1995.

5. Чернявская ПК. Трудный путь к себе: Очерки саморазвития личности. 4-е изд. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 2014.

6. Козиев В.Н. Самообразование и самооценка учителя: монография. 2-е издание. Москва: Слово, 2016.

7. Матюшкин A.M. Психологические основы готовности личности к самообразованию. Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и НТР: материалы 1-й Всесоюзной конференции. Москва: Наука и образование, 2014.

8. Абакумова Е.Б. Теория вопроса самообразования в философской, психолого-педагогической и социологической литературе. Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2012: 112 - 116.

9. Коджаспирова П.М. Культура профессионального самообразования педагога. Под ред. Ю.М. Забродина. Москва: Педагогическая наука, 2016.

10. Поспелова Ю.П. О формировании культуры самообразования бакалавра международного профиля как личностно-интегрированного качества специалиста. Среднее профессиональное образование. 2017; 11: 35.

References

1. Kissel' M.A. Dorogi svobody Zh.-P. Sartra. Voprosy filosofii. 1994; 11: 175.

2. Bragina N.D. Samosovershenstvovanie cheloveka kak filosofskaya problema. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1991.

3. Nechaev V.Ya. Sociologiya obrazovaniya. 3-e izdanie. Ispravl. i dopol. Moskva: Nauka, 2016.

4. Shuklina E.A. Samoobrazovaniekaksociologicheskayaproblema. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Ekaterinburg, 1995.

5. Chernyavskaya G.K. Trudnyj put' k sebe: Ocherki samorazvitiya lichnosti. 4-e izd. Sankt-Peterburg: Izd-vo S.-Peterburg, un-ta, 2014.

6. Koziev V.N. Samoobrazovanie i samoocenka uchitelya: monografiya. 2-e izdanie. Moskva: Slovo, 2016.

7. Matyushkin A.M. Psihologicheskie osnovy gotovnosti lichnosti k samoobrazovaniyu. Problemy nepreryvnogo obrazovaniya v sovremennyh usloviyah social'nogoprogressa i NTR: materialy 1-j Vsesoyuznoj konferencii. Moskva: Nauka i obrazovanie, 2014.

8. Abakumova E.B. Teoriya voprosa samoobrazovaniya v filosofskoj, psihologo-pedagogicheskoj i sociologicheskoj literature. Aktual'nyezadachipedagogiki: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chita, iyun' 2012 g.). Chita: Izdatel'stvo Molodoj uchenyj, 2012: 112 - 116.

9. Kodzhaspirova G.M. Kultura professional'nogo samoobrazovaniya pedagoga. Pod red. Yu.M. Zabrodina. Moskva: Pedagogicheskaya nauka, 2016.

10. Pospelova Yu.P. O formirovanii kul'tury samoobrazovaniya bakalavra mezhdunarodnogo profilya kak lichnostno-integrirovannogo kachestva specialista. Srednee professional'noe obrazovanie. 2017; 11: 35.

Статья поступила в редакцию 01.12.18

Э56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.