Научная статья на тему 'Самогонные аппараты'

Самогонные аппараты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Ульянова

Небольшой, но очень перспективный стартап «Самокат Шеринг», преодолев волну критики и сопротивление материала, готовится к серии запусков — в Хельсинки, Москве и Нью-Йорке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самогонные аппараты»

САМО

ГОННЫЕ

АППАРАТЫ

НАТАЛЬЯ УЛЬЯНОВА

Небольшой, но очень перспективный стартап «Самокат Шеринг», преодолев волну критики и сопротивление материала, готовится к серии запусков — в Хельсинки, Москве и Нью-Йорке.

Проект Василия Быкова — «продукт акселерации» чистой воды, сумевший вырасти и найти новые рынки с помощью венчурных инструментов отечественного и западного образца. Впрочем, сначала была идея.

Несколько лет назад, купив своей подросшей дочке самокат, Василий обнаружил, что не может «на своих двоих» догнать ребенка. Велосипед как не слишком мобильное средство мало чем мог ему в этом помочь. «Вскоре я увидел, — сообщает он, — что на рынке появились взрослые, причем очень стильные модели, способные выдержать мой скромный вес в 115 килограммов». А немногим позже Василий понял, что самокатом не обязательно владеть: им можно пользоваться, беря в прокат на выходные, приехав в другой город в качестве туриста или же перемещаясь от здания к зданию в студенческом кампусе. Кстати, последнего во время обучения в бизнес-школе VLERICK (Бельгия) несколько лет назад предпринимателю особенно не хватало.

АВТОМАТНАЯ ОЧЕРЕДЬ

«Посмотрев на рынок, я удивился, — рассказывает Василий. — Казалось бы, идея лежит на поверхности, однако работающих проектов не было. Только идеи, попытки». Впрочем, объяснение быстро нашлось. У крупных игроков до подобного обычно не доходят руки. Они или предпочитают гораздо более масштабные проекты — вроде гугломобиля, или, опасаясь нескорого возврата инвестиций, с дорогой душой «отдают» их на откуп

стартапам. «Однако появляющиеся студенческие стартапы, связанные с самокат-шерингом, также не получили развития, — говорит предприниматель. — Это только на первый взгляд все просто: два колеса и палка. Однако если уходить в технологии — развитие облачного сервиса, электроники, приложений и так далее, то возникает множество нюансов, требующих серьезного осмысления».

К моменту старта проекта в 2014 году у Василия уже накопилось достаточно опыта, для того чтобы с головой погрузиться в сложный проект. В начале 2000-х он был одним из первых региональных предпринимателей, которые начали осваивать нишу торговых автоматов. В своем Калининграде Быков с партнером построили небольшую сеть платежных терминалов и через несколько лет на волне спроса продали этот бизнес, погрузившись в новые вендинговые проекты (сейчас в этой сфере параллельно с «Самокат Шерингом» предприниматель прорабатывает еще четыре идеи).

Причем здесь автоматы? Связь непосредственная, поскольку в работе пунктов выдачи и приема самокатов человек не участвует. При этом многие аспекты этого бизнеса напоминают скорее автоматы по продаже кофе и снеков, чем велошеринг. «Мы постарались сделать так, чтобы автомат стоил примерно в десять раз меньше, чем станция велошеринга, — сообщает Быков. — Примерно как автомат по продаже снеков. Ожидаемая выручка (20-60 тыс. рублей в месяц) и сроки окупаемости

50 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ | ИЮЛЬ-АВГУСТ | #7-8 2017

(один-два года) — тоже близки». Кроме того, автоматы выдачи самокатов намного более мобильны, чем станции велошеринга, и занимают гораздо меньшую площадь. И это свойство позволяет им работать не только в открытых пространствах, но и в технопарках, офисах, подземных переходах и аэропортах.

В развитие этого проекта серийный предприниматель вложил собственные средства, однако в дальнейшем активно использовал и гранты, и инвестиции. Особенно важным этапом стала акселерация в Generation S, которая помогла получить экспертизу урбанистов. В свое время трек, в котором победил «Самокат Шеринг», курировала строительная компания «Мортон» и лично ее основатель Александр Ручьёв. Предполагалось, что этот стартап будет в числе инновационных проектов, запущенных в одном из микрорайонов «Мортона». Около года назад представители компании рассказывали «Бизнес-журналу», что для развития этого проекта «Мортон» рассматривает еще одну технологию, связанную с подогревом дорожек и позволяющую продлить сезон самокатов. Однако после продажи Ручьёвым своего бизнеса (компании «ПИК») сотрудничество прервалось. «Новый собственник предложил устанавливать автоматы за свой счет, но мы не можем оборудовать на собственные деньги весь мир, — улыбается Василий. — А что касается пилотного проекта, то мы уже работаем в Сколкове».

НОВЫЕ ДВЕРИ

Впрочем, самокаты подходят далеко не только для спальных районов. В прошлом году, выиграв конкурс Open Innovation Market Place (как лучшее транспортное решение), компания заключила предварительное соглашение с департаментом транспорта Москвы. Сейчас процессы согласования подходят к стадии завершения, и до конца этого года Быков рассчитывает начать обкатку своего шерингового проекта в центре столицы. Параллельно компания активно работает на Западе.

Выйти на рынок Нью-Йорка позволило участие в местном акселераторе Urban Х, который помог инвестициями и связями. В Европу стартап попал через хельсинкскую выставку SLUSH, куда «самокаты» приехали с помощью РВК. «Это важная выставка, — рассказывает Быков, — но участие в ней дорого, поэтому редкий стартап может позволить себе это. Кроме того, к подобным поездкам обычно относишься как к «еще одной конференции»... Однако выяснилось, что вся соль — в случайных знакомствах, с которых все и начинается». Дальше все пошло по накатанной: знакомство обернулось письмом из агентства по развитию столичного региона Helsinki Business Hub, а вскоре — переговорами. Заодно выяснилось, что Финляндия не зря слывет одной из самых инновационных держав. Как признается предприниматель, решения в этой стране принимают столь быстро, что иногда трудно поспевать. «В остальных городах, — отмечает Василий, — согласования происходят примерно одинаково — что в Париже, что в Нью-Йорке. В среднем — 9-16 месяцев. Однако в Хельсинки все получилось за три месяца! Уже на первую встречу, на которую мы ждали, как обычно, представителей middle-ме-неджмента, пришли главы профильных департаментов. То есть люди, принимающие решения; они сразу же его и приняли».

Впрочем, в Москве может получиться даже быстрее, ведь в России самокаты до сих пор не стеснены рамками законодательства. За границей все иначе. К примеру, в Нью-Йорке уже запретили движение любой электронной техники на тротуарах. В странах Евросоюза идет разработка стандартов. Парадокс в том, что, с одной стороны, регуляторы смотрят на велошеринг,

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ | ИЮЛЬ-АВГУСТ | #7-8 2017

с другой — различий очень много, учитывая, что велосипеды, в отличие от самокатов, могут перемещаться по автодорогам, а самокат по правилам ПДД приравнен к пешеходу.

На руку самокатчикам в Москве играют и столь критикуемое расширение пешеходных зон, и даже последняя версия плитки (гладкой, почти без стыков), которая весьма располагает к самокатному движению. При этом в силу мобильности автоматы можно устанавливать в подземных переходах метро. С Московским метрополитеном компания также надеется договориться. «На каждой станции, — делится планами Быков, — мы рассчитывает установить даже не один пункт выдачи, а несколько — на каждом выходе из метрополитена. Таким образом, человек сможет брать самокат прямо в метро: вышел, взял, поехал, приехал, сдал. Система door-tu-door намного более эффективна, чем ротМи-роМ, ведь здесь не нужно искать станцию проката, достаточно всего лишь найти метро».

Это только на первый взгляд все просто: два колеса и палка. Однако если уходить в технологии, возникает множество нюансов, требующих серьезного осмысления

ПРАВИЛО БУРАВЧИКА

«Предприниматель всегда заинтересован рассказать историю успеха, однако доля ошибок в структуре успеха всегда имеет большое значение», — размышляет Василий Быков.

Проект «Самокат Шеринг» состоит из нескольких частей, каждая из которых вполне могла бы стать отдельным старта-пом: транспорт, автоматы и электроника, которой управляет облачное и мобильное приложение.

Чтобы не завязнуть в деталях, Быков решил пойти по пути аутсорсинга. Первым делом из списка вычеркнули сами самокаты: Василий вначале решил сотрудничать с французской компанией (Oxelo), которая производит городские самокаты с функцией быстрого складывания. С автоматами все было более или менее ясно, поэтому их компания оставила себе, как и всю ИТ-часть — облачный сервис и шеринговое приложение, похожее на Uber. Разработку электроники Быков решил отдать на сторону, и именно в этой зоне возникли основные проблемы.

Получив первые инвестиции (от Фонда Бортника), компания решила заложить в систему управления «всего и побольше», а именно все озвученные на мозговом штурме мечты разработчиков. «Хотелось, чтобы сразу было все: автомат читал две карты, включая «Тройку», транслировал «бегущую строку», включал лампочки индикаторов, запирал каждый самокат на два замка и так далее», — вспоминает Быков. Однако такие аппетиты привели к тому, что электронная плата становилось все более сложной. И по закону жанра к моменту, когда закончились все деньги, работы оставалось непочатый край. Тогда Быков принял довольно сложное для себя решение — «снести» всю плату и начать все заново, уже внутри компании.

«Решать подобную дилемму — один из самых сложных моментов в любой компании, — объясняет Василий. — Когда ты

уже потратил много денег, возникает иллюзия, что, добавив еще и доработав решение, можно прийти к нужному результату Признать, что путь бы неправильным, и вернуться в начальную точку крайне сложно. Ладно мы — маленький стартап! Но представьте себе крупную корпорацию, которая успела потратить на какой-то проект несколько миллиардов рублей: она скорее продолжит вбухивать деньги дальше, без гарантии получения нужного результата. Вернуться назад и начать все сначала — очень сложное решение. Однако игра стоит свеч. Всегда важно помнить, что хорошее решение не может стоить много. Оно всегда дешевле (в нашем случае — в десять раз). Впрочем, возможно, если бы у нас были деньги, мы продолжили бы двигаться по неправильному пути».

МОДЕЛЬНЫЙ РЯД

Параллельно компания дорабатывает мобильные приложения. Для того чтобы сделать их как можно более гибкими, «Самокат Шеринг» активно использует обратную связь с пользователями пилотного проекта в Сколкове. Сейчас стартап разрабатывает по просьбам трудящихся маршруты с учетом перепада высот, а заодно — различные тарифы, которые помогут потребителю отказаться от покупки самокатов в пользу шерин-га: от тарифов выходного дня до условий бесплатных минут и поездок. «Но самое главное, — заявляет Быков, — отточить все базовые функции: открыть замок, закрыть, взять самокат и расплатиться. Сервис должен работать как часы».

В этом году компания запускает пилотный проект в Хельсинки (на подходе Нью-Йорк) и, обкатав самокаты в тестовом режиме, с 2018-го начинает полномасштабное внедрение. На все про все у «Самокат Шеринга» уйдет три года. «Конечно, мы часто слышим критику коллег, почему так долго! — улыбается предприниматель. — Мир привык к большим скоростям. Однако на быстрый результат можно рассчитывать только в пределах интернета. Работа в хардверных проектах намного сложнее: реальность необходимо постоянно преодолевать. К примеру, для того чтобы запустить серийный продукт, нам потребовалось пройти через 5-6 различных версий автоматов, и на каждый этап уходило по три месяца. Нам даже повезло: в условиях кризиса и незагруженных мощностей завод, с которым мы сотрудничали, соглашался на выполнение наших скромных заказов».

В отличие от своего первого вендингового бизнеса, Быков не думает о продаже новой компании в будущем: этот сервис слишком динамичен, чтобы рассуждать об остановке. Бизнес-модель компании строится на продаже франшизы: «Самокат Шеринг» будет отвечать за ИТ и сервисную часть, а партнеры на местах — создавать свои локальные сети и следить за купленной техникой: протирать тряпочкой, менять сим-карты в модемах связи и подкручивать гайки у самокатов. Василий считает возможным в будущем консолидироваться с другими игроками в области шеринга (прокат вело- и автотехники).

Что касается заказчиков, то они не везде одни и те же. Если в Москве и еще нескольких российских городах, где ведутся переговоры, «Самокат Шеринг» делает ставку на малый бизнес, обслуживающий локальные туристические зоны, то за границей проект интересен в первую очередь городским властям, мыслящим в парадигме MaaS (Mobility as a Service, мобильность как услуга), которая стимулирует жителей отказываться от личного автомобиля в пользу общественного транспорта. И если с большими расстояниями хорошо справляются метро, автобусы и цц т. п., то самокат должен снять проблему «последней мили». НШ

52 бизнес-журнал | июль-Август | #7-8 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.