Научная статья на тему 'Шеринговая экономика'

Шеринговая экономика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16896
1601
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / СОВМЕСТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ШЕРИНГ / SHARING / SHARE / JOINT CONSUMPTION / ДЕЛИТЬСЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адактилос Александр Димитриосович, Чаус Михаил Сергеевич, Молдован Артём Анатольевич

В статье рассматривается новая модель экономики под названием «шеринговая экономика» или иначе экономика совместного потребления, а именно: тенденции и драйверы ее развития как на зарубежном, так и на отечественном рынке, преимущества перед традиционной моделью. В статье представленные одни из самых популярных шеринг-площадок российского рынка, а также их некоторые характеристики. Также мы рассматриваем две стороны этой модели: положительную, выраженную в сведении экологического кризиса к минимуму, и уменьшении потребления ограниченных в мире ресурсов, отрицательную в том, что данная модель строится на доверии людей друг другу, а как мы знаем, сейчас в мире этого не хватает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шеринговая экономика»

Список литературы /References

1. Полюшко Ю.Н. Анализ и управление денежными потоками компании: методические аспекты // Экономика и управление: проблемы, решения, 2015. № 12 (48). Т. 2. С. 62-67.

SHARING ECONOMY Adaktilos A.D.1, Chaus M.S.2, Moldovan A.A.3 (Russian Federation) Email: [email protected]

1Adaktilos Alexandr Dimitriosovich - Student; 2Chaus Mikhail Sergeevich - Student, DEPARTMENT OF BANKING, SECURITIES AND INSURANCE, FACULTY OF ECONOMICS AND FINANCE; 3Moldovan Artem Anatolevich - Associate Professor, DEPARTMENT OF ECONOMIC THEORY, PHD IN ECONOMICS, ST. PETERSBURG STATE ECONOMIC UNIVERSITY, ST. PETERSBURG

Abstract: sharing economy, the new model of economy is discussed in the article. In other worlds sharing economy is the economy of a joint consumption. Namely, tendencies, development drivers both abroad and in the domestic market and also its advantages over the traditional model are considered. The most popular sharing sites of the Russian market and their characteristics are presented in the article. Moreover, we analyze both sides of the model: positive one which is represented in minimizing ecological crisis and consumption of the limited resources and negative side of the model represented in fact that the model is based on people's trust but it is known that there is not enough trust in the world nowadays. Keywords: economy, sharing, share, joint consumption.

ШЕРИНГОВАЯ ЭКОНОМИКА

1 2 3

Адактилос А.Д. , Чаус М.С. , Молдован А.А. (Российская Федерация)

1Адактилос Александр Димитриосович - студент; 2Чаус Михаил Сергеевич - студент; кафедра банковского дела, ценных бумаг и страхования, факультет экономики и финансов; 3Молдован Артём Анатольевич - доцент, кафедра экономической теории, кандидат экономических наук, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается новая модель экономики под названием «шеринговая экономика» или иначе экономика совместного потребления, а именно: тенденции и драйверы ее развития как на зарубежном, так и на отечественном рынке, преимущества перед традиционной моделью. В статье представленные одни из самых популярных шеринг-площадок российского рынка, а также их некоторые характеристики. Также мы рассматриваем две стороны этой модели: положительную, выраженную в сведении экологического кризиса к минимуму, и уменьшении потребления ограниченных в мире ресурсов, отрицательную в том, что данная модель строится на доверии людей друг другу, а как мы знаем, сейчас в мире этого не хватает.

Ключевые слова: экономика, шеринг, делиться, совместное использование.

Что такое «шеринговая экономика»?

Термин sharing economy (от share - делиться) переводят на русский по-разному — экономика совместного пользования, «долевая» экономика, даже экономика сотрудничества и участия. Один из основных принципов — это доступ к пользованию, а не владению каким-то благом: у одних людей есть ресурс или его избыток, который нужен другим, — инструменты, оборудование, автомобиль, жилье, навыки и умения, информация, свободное время. На почве этого вырастает большое число конкретных сервисов, которые соединяют тех, кто владеет ресурсом с теми, кто в нем нуждается. Аргументы в пользу шеринг экономики — в наших городах и домах становится все меньше места, а в 21 веке люди стремятся к большой мобильности. Иметь доступ к какому-то благу становится удобнее и выгоднее, чем владеть им. С одной стороны, это далеко не новое явление. Например, пункты проката оборудования и спортинвентаря были весьма популярны в Советском Союзе. С другой стороны — благодаря интернету оно приобрело такой масштаб, что о sharing economy заговорили как о конкуренте привычной нам экономической модели [5].

Подрывная модель традиционной экономики

Концепция шеринга создала целые рынки для товаров и услуг, заработать на которых раньше считалось невозможным. Перед вашим домом пустуют несколько квадратных метров подъездной дорожки? Сдайте их под парковку через сайт Parking Panda. Свободную комнату в доме легко превратить в гостиницу для собак, обратившись на DogVacay. На сайте Rentoid любитель пеших походов, забросивший увлечение из-за появления в семье ребенка, может предложить во временное пользование свою палатку: за $10 в сутки ее возьмет тот, кто не видит смысла покупать новую. Благодаря сайту SnapGoods дрель, лежащая в гараже мертвым грузом, начнет приносить хозяину доход. А через Liquid вы сдадите свой велосипед за $20 в сутки туристу, на пару дней заскочившему в ваш городок. Чтобы получить пропуск в шеринговую экономику, компания по прокату автомобилей Avis Budget Group за $500 млн. приобрела стартап Zipcar, несмотря на то что его прибыль за год от почасовой аренды автомобилей составила всего $4,7 млн. При этом Zipcar нельзя назвать частью шеринговой экономики в полном смысле этого слова, ведь она самостоятельно владеет парком автомобилей. Более прибыльную модель используют сервисы RelayRides и Getaround, с помощью которых можно искать попутчиков или сдавать свои авто напрокат. Автопарк обоих сайтов насчитывает почти 50 тыс. машин, но все они принадлежат частным лицам: это автомобили, обычно простаивающие у домов по всей Америке. Специализация SideCar и Lyft еще более узкая: эти сервисы позволяют находить попутчиков и подвозить их за отдельную плату. Так же, как YouTube изменил телевидение, а социальные медиа — традиционные СМИ, шеринговая экономика подрывает основы индустриальной модели корпоративной собственности и индивидуального потребления. Теперь каждый может одновременно и потреблять, и зарабатывать в качестве поставщика.

Драйверы роста шеринговой экономики

1. Информационные технологии и социальные медиа способствуют прямой коммуникации пользователей между собой, причем это касается как отдельных людей, так и целых организаций. Множество личных данных пользователей сегодня находятся в открытом доступе, а мобильные технологии стали более чем доступны.

2. Население Земли растет, и к 2050 году оно составит порядка 9,3 млрд. человек. По данным Организации Объединенных Наций, будет урбанизировано 64,1% населения развивающихся и 85,9% — развитых стран. Увеличивающаяся плотность населения городов приведет к потребности совместного использования ресурсов и услуг.

3. С каждым годом станет увеличиваться неравенство доходов. Преподаватель гарвардского университета Стивен Штраус предположил, что разрыв между доходами богатых и бедных (по крайней мере для США) станет одной из движущих сил шеринга.

4. Человечество все чаще будет сталкиваться с глобальными финансовыми, экологическими и социальными кризисами. После финансового кризиса 2008 года падение доходов, безработица и неуверенность в завтрашнем дне стали широко распространенными факторами даже в развитых странах. Людям приходится тщательнее контролировать свои расходы.

5. Играют роль и многочисленные стихийные бедствия, например, землетрясение в Японии, цунами, чилийское землетрясение, ураганы, засуха 2012 года и проч.

6. Сегодня по миру проходят социальные волнения, несущие за собой бурные изменения и новые испытания для экономики.

7. Стремительно увеличивается волатильность стоимости природных ресурсов. В период между глобальными кризисами свою роль играет рост благосостояния и населения развивающихся стран. Все это оказывает большую нагрузку на природные ресурсы. Человечество чаще начинает обращаться к альтернативным источникам энергии.

8. За последние несколько лет шеринговая экономика показывала стабильный рост. Сегодня тысячи компаний по всему миру позволяют людям делиться, арендовать, одалживать или дарить товары, услуги, навыки и информацию [1].

А как с шерингом обстоит в России?

Давайте познакомимся с некоторыми российскими проектами и сервисами, которые используют подход шеринг экономики и позволяют удобно и увлекательно трансформировать избыточное потребление в пользу для себя, других и природы. Мы приведем лишь несколько сервисов из разных сфер в качестве примера.

Вторая жизнь вещей

Есть множество сервисов, которые помогают людям обмениваться вещами или отдавать их тем, кто в них нуждается, — и тем самым продлевать их жизненный цикл.

Один из давних некоммерческих проектов — это «Дарудар». По словам основателей, более 400 тысяч участников сообщества из России и других стран подарили друг другу уже более 4 миллионов даров. Другой вид проектов, который развивается в России — это благотворительные магазины, например, Charity shop в Москве и магазин «Спасибо!» в Санкт-Петербурге. Кроме важной благотворительной составляющей у проектов есть и экологическая — непригодная для продажи в магазинах или передачи нуждающимся одежда перерабатывается и из нее делаются полезные вещи. Например, тряпки для мытья пола. Поделится ненужными детскими вещами можно на сайте социального проекта «Крок и Зябра». Те, кому они действительно нужны, могут получить вещи бесплатно или купить по минимально возможной цене. Еще один способ избавиться от ненужных вещей предлагает проект «Свалка», который действует уже во многих городах. К ним можно сдать самые разные вещи от книг, обуви, одежды до мебели, холодильников, светильников. И купить все это по низким ценам. Организаторы сообщают на сайте, что часть вырученных денег организаторы проекта перечисляют в благотворительные фонды, сотрудничающие с Добро.МаЛ^и. Проект «Чумодан» кроме пристраивания ваших вещей обещает передать в переработку то, что является вторсырьем.

Аренда вещей

Популярный в советское время прокат медленно реинкарнирует в онлайн-платформы аренды вещей — они пока не столь массовые, однако развиваются и появляются новые. Проект Rentmania, который действует пока только в Москве и Подмосковье и объединяет в данный момент 10 тысяч участников сообщества, пишет на своем сайте и об экологическом аспекте: «вы поступаете рационально и экологично, не покупая лишнего» и призывает «арендовать вещи, которыми мы пользуемся далеко не каждый день». Другой подобный сервис — «Арендориум». И довольно большое число сервисов предлагает аренду детских вещей, что, впрочем, неудивительно.

Совместное использование

Один из давно действующих и живых сайтов каршеринга (от car — машина и share — делиться) — проект «Довезу!», который помогает найти попутчиков водителям и пассажирам. Сервис призывает: «озелени» город: больше попутчиков — меньше машин. В нашей стране большую популярность получил сервис BlaBlaCar (международный проект) - он позволяет искать попутчиков для поездок на дальние расстояния. Система онлайн-рейтинга, отзывов, модерация профилей позволяет построить доверие между незнакомыми людьми, которые решили стать попутчиками. Удобной для тех, кто хочет воспользоваться коммерческим каршерингом, может стать онлайн-карта, которая отражает доступные для аренды машины 4 компаний в Москве и 2 компаний в Санкт-Петербурге.

Не дать пропасть и поделиться

В последнее время в Москве и в Санкт-Петербурге активно развивается движение фудшеринг (food —еда, share — делиться). Это международное движение людей, которые «спасают» хорошую еду от попадания на свалку и распределяют между собой. А два месяца назад в Петербурге стартовало сообщество Вконтакте «Стройшеринг: Отдам даром стройматериалы», которое насчитывает уже 5000 участников. Цель проекта - соединять людей и организации, имеющие лишние строительные материалы, с теми, кто имеет в них потребность. Это только несколько примеров шеринг-сервисов, которых становится все больше. Хотя некоторые закрываются, не найдя поддержки сообщества или модели финансовой устойчивости, однако им на смену зажигаются «новые звезды». [4]

Sharing economy — снижаем экослед

Экономический и экологический кризис — еще одна из причин развития sharing economy: sharing-сервисы помогают экономить, и общество все больше осознает важность снижения потребления. В своем исследовании ряда сервисов sharing economy профессор экономики Колорадского университета Андерс Фремстад отмечает, что они вносят значительный вклад в сокращение объема вещей, выбрасываемых на свалки. Он указывает на то, что совместное использование вещей и жилья способно снизить ущерб природе. Согласно исследованию Калифорнийского университета 2011 года, каждая машина, используемая совместно, способна заменить от 9 до 13 машин. Сами сервисы, в основном, международные, проводят исследования снижения экоследа и публикуют результаты на своих сайтах. Правда, такие исследования не являются независимыми и не всегда прозрачными (например, не раскрывают методику подсчета). Например, Airbnb на своем сайте публикует данные о том, что американские гости, использующие сервис, сэкономили воды эквивалентом в 270 бассейнов олимпийского масштаба, а европейские - 1100 таких же бассейнов. Сервис каршеринга BlaBlaCar пишет на своем сайте, что за время действия было сэкономлено порядка 700 000 тонн выбросов CO2. Основатель Uber в своем выступлении рассказывает о том, что благодаря uberPOOL (возможность разделить такси и стоимость с попутчиком, едущим по тому же маршруту) за первые 8 месяцев «сэкономлено» почти 13 млн км, а выбросы СО2 удалось только в Лос-Анджелесе снизить на 1 400 тонн. Впрочем, есть исследователи, которые считают, что вывод о снижении экоследа за счет sharing economy неоднозначен.

Экономика - слишком сложная и многофакторная система и не стоит в оценках прибегать к упрощениям. Например, можно сделать и такой вывод: более дешевое и доступное жилье побудит людей путешествовать больше, что увеличит выбросы C02 или более доступный каршеринг приведет к тому, что люди будут меньше пользоваться более экологичным общественным транспортом. В целом, здравый смысл и ряд исследований указывают, что шеринг экономика помогает уменьшить количество выбрасываемых вещей, отходов и снизить общий экологический ущерб. Но, как и во всем, стоит сохранять критический и многосторонний взгляд.

Взгляд в будущее

Популярность схемы «от пользователя к пользователю» уже выражается в цифрах с большим количеством нулей: оценка Airbnb ($30 млрд) уже выше капитализации сети отелей Hilton (около $25,5 млрд), а число водителей, сотрудничающих с Uber, превысило 1 млн человек. PwC ожидает, что в 2025 году оборот шеринговых сервисов (каршеринг, сдача жилья в аренду через шеринг-платформы, стриминг музыки и видео, а также услуги фрилансеров и краудфандинг) будет составлять $335 млрд -столько же, сколько будут генерировать отели, сервисы аренды машин и бизнесы, работающие в тех же секторах по традиционной модели. Самый большой рост аналитики PwC ожидают в совместном пользовании транспортом и аренде жилья от пользователя к пользователю. В среднем же экономика шеринга в Европе в ближайшие 10 лет будет расти на 35% в год, считают аналитики PwC: это почти в 10 раз быстрее, чем вся экономика ЕС [2].

Как раз в Китае шеринг стал модой, поддержанной и государством, и местным бизнесом. Washington Post пишет, что в Китае теперь можно арендовать не только велосипеды, но и зонты, стиральные и сушильные машины, мячи, до недавнего времени — индивидуальные места для сна... Не всё идёт гладко, но китайские товарищи полны оптимизма, а правительство поощряет «социалистический» тренд. В Поднебесной оценивают рост отрасли за прошлый год более чем па 100% (около $ 500 млрд оборота) и прогнозируют, что шеринговые сервисы будут составлять 10% ВВП уже к 2020 году. PricewaterhouseCoopers прогнозируют, что в Европе к 2025 году транзакции по основным направлениям шеринговой экономики — финансовым, жилищным, транспортным и другим профессиональным и непрофессиональным услугам — составят 570 млрд евро. Такой взлёт от нынешних 28 млрд евро делает рынок шеринга крайне привлекательным для бизнеса: в отличие от накатанных отраслей, здесь ниши ещё не заполнены. Экономика шеринга встряхнет традиционные бизнес-модели, не менявшиеся годами. Для автомобильных компаний, например, вообще изменится ключевая мера успеха, указывают аналитики Morgan Stanley: вместо числа проданных машин основным показателем успеха станет количество пройденных километров. Если в 2015 году на долю каршеринга приходилось лишь около 4% от общего расстояния, которое проехали автомобили по всему миру (а это 10,2 млрд миль, или 16 млрд км), то к 2030 году на «совместные поездки» будет приходиться уже 26% от этого расстояния (а само оно практически удвоится).

Но самые серьезные изменения автоиндустрию ждут с распространением беспилотников: машины без водителей будут лишены человеческого фактора, ведущего к ошибкам в логистике, это позволит использовать их более эффективно. Ездить на беспилотном электрическом автомобиле совместного использования к 2030 году будет на 33% дешевле, чем на личном - всего около $0.5 за милю ($0.8 за километр). Такие перемены на авторынке давно назрели, убежден глава отдела исследований глобального авторынка Morgan Stanley Адам Джонас. «Задумайтесь: автомобили в среднем используются всего лишь около часа в день, но на них приходится 45% от мирового потребления нефти и в среднем 3,5 тыс. смертей по всему миру ежедневно», - говорит он. Из частной собственности автомобили будут превращаться в объекты общественного пользования, стирая границы между личным и общественным транспортом.

Обратная сторона монеты

Есть и скептический взгляд на будущее экономики шеринга. Основная проблема -доверие: чтобы сети обмена товарами и услугами успешно работали и давали зарабатывать интернет-платформам, пользователи должны доверять друг другу. В этом плане бизнес «от пользователя к пользователю» сложнее, чем от компании к пользователям: компания не несет личной ответственности за каждого из зарегистрировавшихся, особенно если их миллионы. Платформы придумывают разные способы повысить уровень доверия между своими пользователями: от

99

рейтингов оценки другими участниками до ужесточения верификации или автоматической страховки (например, Airbnb обязуется выплачивать хозяевам жилья до $1 млн, в случае если гости нанесут ущерб их собственности).

Кроме того, далеко не везде появление компаний, упрощающих транзакции между пользователями, принято с восторгом. В Берлине и Барселоне городские власти запретили кратковременную сдачу жилья - так правительства пытаются вернуть в бюджет часть доходов от туризма, которые начали идти «мимо кассы» с появлением Airbnb и HomeAway. А во Франции и других странах таксисты устраивают забастовки против Uber, который, как они считают, рушит рынки низкими ценами.

Наконец, многие скептики сомневаются, что за пределами сфер, в которых работают Airbnb и Uber, экономика совместного потребления имеет смысл. Чтобы найти человека, который просверлит дырку в стене, нужно войти в интернет, запостить объявление, выбрать подходящего исполнителя и выделить под это время -и все это совсем не бесплатно. Так, может, проще будет пойти и купить дрель?

Список литературы / References

1. Гайдаренко В.А. Экономика совместного потребления: монография.

2. Чумаков Тимур Владимирович. Экономика совместного потребления.

3. Комитет гражданских инициатив. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://komitetgi.ru/analytics/2931/ (дата обращения: 29.04.2018).

4. Fi.Новости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.finance.ua/ru/news/-/383774/kak-sheringovaya-ekonomika-menyaet-mir/ (дата обращения: 29.04.2018).

5. Investopedia. [Электронный ресурс]. Режим досчтупа: https://www.investopedia.com/terms/s/sharing-economy.asp/ (дата обращения: 29.04.2018).

THE IMPACT OF THE BUDGET DEFICIT ON THE STATE 1 2 Rasulova D.N. , Aleshkina O.V. (Russian Federation)

Email: [email protected]

1Rasulova Diyora Nabi kizi - Student; 2Aleshkina Olga Vyacheslavovna - Teacher, DEPARTAMENT OF GENERAL ECONOMIC THEORY, INSTITUT ECONOMICS FINANSE AND BUSSINES BASHKIR STATE UNIVERSITY, UFA

Abstract: the article deals with the problem of the formation of a market system in modern Russia, accompanied by the problem of unemployment. If in a planned economy such a problem did not exist, then the lack of jobs is considered one of the most negative consequences in the development of Russian society. Unemployment remains at the center of the attention of the population and the scientific community, affecting almost all segments of society, from students to older people. It can not be considered only as a purely economic phenomenon, it is important to study and social aspects.

Keywords: unemployment, frictional unemployment, cyclical unemployment, structural unemployment, wage rate, minimum wage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.