Научная статья на тему 'Экономика совместного потребления в современной России'

Экономика совместного потребления в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5483
852
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ / СОВМЕСТНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ШЭРИНГ / ECONOMY OF JOINT CONSUMPTION / JOINT CONSUMPTION / SHEARING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лымарь Екатерина Николаевна

Новое понятие «экономика совместного потребления» (sharing-economy) приобретает все большую популярность в экономической среде. Актуальность обусловлена в первую очередь сменой экономической парадигмы в целом, а также неизбежными трансформациями социальных процессов. Экономика совместного потребления экономическая модель, основанная на коллективном использовании товаров и услуг, обмене и аренде вместо владения. В настоящее время общество переходит от сверхпотребления к модели совместного потребления. Более того, совместное потребление становится основой бизнес-идей. Для изучения преимуществ, недостатков и особенностей экономики совместного потребления в России и других странах были применены такие методы научного исследования, как анализ и синтез. Выявлены такие особенности экономики совместного потребления, как наличие рисков участия в процессе «разделения», связанных, с одной стороны, с особенностями исторического развития российской экономики, а с другой с национальным менталитетом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economics of Joint Consumption in Modern Russia

The new concept of “sharing economy” (sharing-economy) is becoming increasingly popular in the economic environment. The relevance is caused, first of all, by the change of the economic paradigm as a whole, as well as by the inevitable transformations of social processes. Co-consumption economics is an economic model based on the collective use of goods and services, exchange and rent instead of ownership. At present, society is moving from superconsumption to a joint consumption model. Moreover, joint consumption becomes the basis of business ideas. To study the advantages, disadvantages and features of the economy of joint consumption in Russia and other countries, such methods of scientific research as analysis and synthesis were used. The article identified such features of the economy of joint consumption as the presence of risks of participation in the process of “separation”, associated, on the one hand, with the peculiarities of the historical development of the Russian economy, and, on the other hand, with the national mentality.

Текст научной работы на тему «Экономика совместного потребления в современной России»

Вестник Челябинского государственного университета.

2018. № 12 (422). Экономические науки. Вып. 63. С. 67— 72.

УДК 338.1 DOI 10.24411/1994-2796-2018-11207

ББК 65.9(2 Рос)

ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Е. Н. Лымарь

Челябинский государственный университет, Россия, Челябинск

Новое понятие «экономика совместного потребления» (sharing-economy) приобретает все большую популярность в экономической среде. Актуальность обусловлена в первую очередь сменой экономической парадигмы в целом, а также неизбежными трансформациями социальных процессов. Экономика совместного потребления — экономическая модель, основанная на коллективном использовании товаров и услуг, обмене и аренде вместо владения. В настоящее время общество переходит от сверхпотребления к модели совместного потребления. Более того, совместное потребление становится основой бизнес-идей. Для изучения преимуществ, недостатков и особенностей экономики совместного потребления в России и других странах были применены такие методы научного исследования, как анализ и синтез. Выявлены такие особенности экономики совместного потребления, как наличие рисков участия в процессе «разделения», связанных, с одной стороны, с особенностями исторического развития российской экономики, а с другой — с национальным менталитетом.

Ключевые слова: экономика совместного потребления, совместное потребление, шэринг.

Новое понятие «экономика совместного потребления» (sharing-economy) приобретает все большую популярность в экономической среде. Актуальность обусловлена в первую очередь сменой экономической парадигмы в целом, а также неизбежными трансформациями социальных процессов. Нарастание экологических проблем и рисков, возникших как следствие чрезмерного развития «общества потребления», сетевизация общественных отношений, все большее распространение информационных технологий в нашей жизни, а также изменение модели человека «экономического» на человека «институционального», в основе которой лежит приверженность философии солидарности и действующим нормам и правилам, — все это причины, повлекшие изменение потребительского поведения в начале XXI в. Целью статьи являются анализ и обобщение преимуществ, недостатков и особенностей экономики совместного потребления за рубежом и в России.

В рамках традиционной экономики целью экономической сделки является передача «собственности» на продукт. Экономика совместного потребления изменила стандартное представление о цели сделки. Экономика совместного потребления — это экономика, основанная на «возможном доступе», а не на «владении» физическими и человеческими активами, такими как время, пространство и навыки (Botsman & Rogers, 2010). Авторы этой концепции Р. Ботсман и Р. Роджерс определили экономику совместного потребления

как «стремительный взрыв в обмене, разделении, бартере, торговле и сдаче в аренду, переделанный с помощью последних технологий и обменных торговых площадок, позволяющий достигнуть масштаба, который не был возможен ранее». Другими словами, люди одалживают и заимствуют активы, а не покупают и владеют ими. Американский социолог А. Этциони отмечает, что началось движение общества в сторону добровольного ограничения в потреблении [15].

В западной бизнес-практике появляется такой термин, как соореййоп — взаимодействие компаний со схожими интересами, некое содружество, которое позволяет достичь совместно лучших результатов. Концепция коопкуренции (соореййоп), разработана А. Бранденбургером и Б. Нейлбаф-фом. Коопкуренция — это бизнес-ситуация, в которой независимые стороны кооперируются друг с другом и координируют свои действия, чтобы достичь взаимовыгодных целей, но в то же самое время конкурируют друг с другом, равно как и с другими фирмами.

Российский ученый в области институциональной экономики и теории реформ В. М. Пол-терович также отмечает, что «в развитых странах роль механизмов конкуренции снижается, и в этом смысле они столь же преходящи, как и механизмы войны». В процессе эволюции преимущество получает такой механизм координации, который позволяет минимизировать совокупные общественные издержки, включая материальные, социальные и морально-психологические.

Особенность сотрудничества, в соответствии с его взглядами, в том, что оно минимизирует власть, основанную на насилии, и предполагает свободу выбора партнеров и форм координации, а несовпадение целей и интересов происходит через поиск компромиссных решений. При этом в исследованиях В. М. Полтеровича отражены предпосылки снижения относительных издержек сотрудничества: усложнение технологий (новые формы сотрудничества, например, социальные сети) и рост благосостояния (снижение значимости проблемы безбилетника, укрепление доверия) [14]. Однако сотрудничество может существовать в двух формах: позитивной и негативной. При негативной форме сотрудничества результат достигается за счет аутсайдеров (наиболее яркие примеры — деятельность мафиозных кланов, террористических групп, картелей). Позитивное сотрудничество связано с понятием коллаборативности (способность к сотрудничеству с множеством индивидов) и предполагает достижение общественных интересов. К институтам позитивного сотрудничества он относит моральные нормы, нормы гражданской культуры, уровень доверия и т. д. [7].

На сегодняшний день представители экономической науки России также внимательно изучают вопросы развития экономики совместного потребления, среди них можно назвать Л. А. Мясникову [10], Г. А. Орлову, А. Н. Зеленюк [12] и др.

Экономика совместного потребления имеет исключительные особенности, отличающие ее от существующих рынков. Отличается сам процесс сделки и обмена продуктами. Он опирается на равноправные отношения в силу того, что посредником в обмене являются участники рынка. Кроме того, в процессе обмена благами происходит определенное размывание межличностных границ. Пользователи экономики совместного потребления готовы поделиться своими благами добровольно, так как процесс обмена основан на доверии. Этот факт значительно отличает коммерческие системы обмена от существующих услуг аренды.

В условиях возрастающей конкуренции и постоянно расширяющегося предложения дифференциация продукции приобретает особенную актуальность. Она является основным способом идентификации товара среди многочисленных аналогов, а также становится основным компонентом стратегии позиционирования компании. Позиционирование, в свою очередь, является основной поддержкой конкурентных позиций предприятия.

Еще одной особенностью современных экономических процессов является все возрастающая

роль научно-технического прогресса. На сегодняшний день невозможно представить себе конкурентоспособное предприятие, которое обходится без применения новых технологий. Всеобщая информатизация создает возможности для развития совершенно новых типов экономического взаимодействия. Одним из таких новых экономических явлений является экономика совместного потребления.

Экономика совместного потребления (sharing economy) — экономическая модель, основанная на коллективном использовании товаров и услуг, обмене и аренде вместо владения.

В настоящее время общество переходит от сверхпотребления к модели совместного потребления. Более того, совместное потребление становится основой бизнес-идей.

Многие экономические агенты сегодня понимают, что «делиться» выгодно. Экономика совместного использования повышает производительность недоиспользуемых активов за счет распределения доступа между большой группой пользователей.

Термин sharing economy (разделяющая экономика) впервые был использован профессором Лоренсом Лессигом в Гарвардской школе права в 2008 г. А к 2016 г. размер экономики совместного потребления оценивался уже в 36 млрд долл. Эта концепция получает развитие во многих секторах экономики: одежда, питание, автомобили, помещения, путешествия. Следует отметить, что проблемой обеспечения коллективными (клубными) благами занимался известный ученый неоинституционального направления Мансур Олсон [11]. Он рассматривал различные виды групп и показал, что наилучшим образом обеспечивать коллективные блага для своих членов способны однородные малые группы. Это связано с более простым контролем деятельности каждого участника (минимизируется проблема безбилетника) и большим уровнем доверия.

Несмотря на то что экономика совместного потребления возможна в основном благодаря скачку научно-технического прогресса, она подчиняется базовым экономическим законам. Основой нового явления становится снижение стоимости поиска информации и транзакции.

Интернет-платформы сервисов экономики совместного потребления дают возможность доступа к рынку небольшим игрокам, позволяя им предложить свои услуги и создать репутацию. Происходит переход от крупных торговых площадок, таких как Ebay, Craiglist, к небольшим: TaskRabbit, ParkatmyHouse, Zimride, Swap.com, Zilok, Bartercard. Ключевым фактором является

степень снижения издержек: при такой легкости обмена услуг владельцам квартир или машин становится выгодно сдавать свое имущество на день или на час [5].

Исследователи выделяют две группы причин участия в совместном потреблении:

— внешние, такие как экономическая выгода, практическая необходимость;

— социальные, такие как помощь другому человеку, знакомство с новыми людьми.

Особое значение в рамках экономики совместного потребления приобретает социальная составляющая. В настоящее время происходит смена ценностей в обществе — переход от бренд-зависимости к экономии и поиске материальной выгоды. Значимыми становятся такие понятия, как экология, доверие, общение. Экономика совместного потребления дает возможность общения, основанного на доверии, а также на экономии ресурсов и, как следствие, поддержания экологического баланса. Важным фактором развития экономики совместного потребления является также большое количество вещей, которые мало используются. Например, в США имеется около 250 млн автомобилей, которые не используются 92 % времени [7].

Примерами бизнес-проектов, использующих инструменты экономики совместного потребления как способа дополнительной дифференциации, являются:

1. Аренда вещей. На сайте сервиса Rentmania можно арендовать практически все, начиная с вечернего платья и заканчивая противогазом. В России действует, например, платформа «Дару-дар», на которой старые вещи отдаются в дар нуждающимся. Появляются и другие площадки, занимающиеся сбором вещей.

2. Поиск попутчиков для автомобильных поездок (райдшеринг) и своего рода «народное такси», осуществляется на таких платформах, как В1аВ1аСаг, ВеерСаг, «Довезу.ру». В основном используются для поиска попутчиков по городу или в другой город. Сервис помогает сэкономить пассажиру на дороге, а водителю — на топливе.

3. Аренда помещения для работы (коворкниг). На таких сервисах можно арендовать как отдельный стол, так и целый офис, в зависимости от целей. Использование сервисов коворкинга дает преимущества в цене арендуемого помещения, а также возможность расширить круг полезных знакомств с другими предпринимателями, которые используют предлагаемое «пространство» для своих целей. Кроме того, нет необходимости нести дополнительные расходы по обслуживанию помещения, а это дает возможность сконцентрироваться на работе [6].

4. Краткосрочная аренда автомобилей (кар-шеринг). Пользователь платит только за время аренды. В таких случаях расходы на топливо и техническое обслуживание автомобиля сервис берет на себя. Преимуществом каршеринга является возможность отказа от автомобиля, что весьма актуально для жителей мегаполисов. По некоторым оценкам, в Москве улично-дорожная сеть занимает только 8,7 % территории города, а в Санкт-Петербурге — около 4 %, в то время как в городах США — до 35 %, это приводит к острой проблеме организации дорожного движения, многочасовым пробкам [10]. Самыми известными примерами каршеринга на Западе являются проекты Zipcar и RelayRides, на сайтах этих компаний свои автомобили выставляют десятки тысяч владельцев, а арендаторами являются сотни тысяч пользователей из 2100 городов. По некоторым оценкам, совместное использование легковых автомобилей может привести к уменьшению выбросов углекислого газа в атмосферу в США на 27 % [12]. Появляются также сервисы, позволяющие совместно использовать и альтернативный вид транспорта — велосипеды.

5. Краткосрочная аренда жилья. Самым известным сайтом является Airbnb, на котором можно найти размещение более чем в 33 000 городах в 192 странах. Также существуют подобные сервисы для поиска жилья для собак (Rover.com, DogVacay), некая альтернатива отелей для собак.

6. Парковка — для поиска парковочного места возле театра или ресторана можно воспользоваться сервисами ParkatmyHouse, Parking Panda. При этом можно существенно (до 70 %) сэкономить на стоимости парковки.

7. Знания — появляется огромное количество ресурсов, на которых можно найти необходимую информацию: Wikipedia, Youtube, Udacity, Twitter; а также все больше сайтов, которые предоставляют различные дистанционные обучающие курсы и программы, например Coursera.org. Trade School Coop — это площадка обмена знаниями по бартеру, где можно бесплатно поделиться своими уникальными знаниями и навыками взамен на другие необходимые вам знания [5].

В Европе модным трендом являются экопроек-ты совместного потребления. Например, рынок местных продуктов La Ruche (пригород Тулузы): фермеры получают список продуктов на сайте, а затем привозят их для своих клиентов. Существует проект Next to the tree — если фермер не справляется с урожаем, волонтеры помогают собрать яблоки или другие фрукты и отвозят нуждающимся. Еще одним новым проектом является организация бытовых услуг через ресурс

TaskRabbit, который работает уже в 18 городах США и Лондоне [2].

К основным преимуществам экономики совместного потребления можно отнести:

1) отсутствие налогов за владение собственностью;

2) отсутствие расходов на поддержку и обслуживание купленного оборудования;

3) возможность пользоваться благом, не приобретая его, — экономия и увеличение доступности благ для более широкого круга пользователей;

4) экономия времени на проверку репутации того или иного участника обмена; передача этой функции интернет-сервису;

5) повышение мобильности — можно найти необходимую вещь очень быстро;

6) экономия ресурсов, снижение нагрузки на окружающую среду;

7) развитие социального взаимодействия [1].

В России экономика совместного потребления

относительно новое явление, вследствие чего существуют определенные риски участия в этом процессе.

Во-первых, риски получения некачественного товара. Недобросовестные экономические агенты. Решение — рейтинг собственников.

Во-вторых, риски порчи товара. Решение — проверка пользователей. Владельцы сервисов соединяют арендаторов и арендодателей. Ответственность сервисов связи [2].

В-третьих, риск отсутствия правовой поддержки. В настоящее время не существует регламентированного договора, регулирующего процесс совместного потребления.

YouDo, запущенный Алексом Гидиримом и Денисом Кутергиным в апреле 2012 г., является российским эквивалентом TaskRabbit, однорангового онлайн-рынка, который позволяет пользователям в США и Великобритании передавать любые поручения — от сборки мебели до репетиторства. Пользователи публикуют задачу в одной из 14 категорий, начиная от курьерских услуг и заканчивая уборкой и оказанием юридической помощи, и ждут, пока «исполнители» ответят с предложением и оценят, сколько времени им потребуется для его выполнения.

С момента своего запуска веб-сайт получил около 22 000 проверенных исполнителей, которые выполняют примерно 1200 задач в день. Свидетельством потенциала YouDo является привлечение 1 млн долл. из Российского фонда прямых инвестиций Flint Capital в 2013 г.

YouDo предоставляет пользователям гибкий график работы и возможность получать относи-

тельно хороший доход. Большинство участников зарабатывают от 30 000 до 50 000 р. в месяц.

Как и везде в мире, рост популярности платформ совместного использования экономических услуг, таких как YouDo, обусловлен финансовой необходимостью. В случае с Россией рубль близок к рекордно низкому уровню, иностранные инвестиции идут на убыль, наблюдается рост инфляции. Необходимо отметить значительное влияние иностранных санкций практически на все сферы хозяйственной деятельности, а также колебание мировых цен на нефть, на которые приходится половина всего российского экспорта.

Но деньги не единственный мотиватор. «У некоторых людей достаточно денег, но они наслаждаются социальными взаимодействиями, которые предлагает YouDo. Люди используют YouDo по разным причинам, но то, что объединяет их всех, — это свобода выбора, как проводить свое время».

Россияне, особенно в Москве, привыкли платить, и экономия денег не является приоритетной. Существует стереотип, что экономия денег — признак проблем в жизни.

В отличие от Европы или США, где термин «экономика совместного использования» стал модным с такими компаниями, как Uber и Airbnb, в России такие совместные предприятия только зарождаются — и не всегда достигают успеха.

Многие экономисты видят причины неразвитости экономики совместного потребления в особенностях российской истории. Например, высокая ценность собственности, которая была заложена после распада Советского Союза, отмеченного десятилетиями дефицита и «общинной» жизни. Люди так долго жили в «долевой экономике», что теперь особенно сильно хотят быть собственниками.

Еще одной особенностью постсоветского периода является отсутствие доверия между незнакомыми людьми, что очень важно для многих служб экономики совместного использования.

Такие особенности российской экономики создают дополнительные барьеры для развития совместного потребления, в частности предлагаемого зарубежными компаниями.

Так, например компания по предоставлению услуг перевозок Uber столкнулась с тем, что данный рынок уже имеет свои правила и участников (GetTaxi и «Яндекс.такси»), а в свете американских санкций проект не нашел большой поддержки у патриотичных россиян.

Более успешным стал проект BlaBlaCar (совместные поездки). Для пассажиров BlaBlaCar это доступное решение, и оно гораздо быстрее и

комфортнее, чем средний поезд. Таким образом, потенциал BlaBlaCar в России огромен и развивается очень быстрыми темпами. Как и другие совместные экономические услуги, большая часть деятельности BlaBlaCar берет начало в столице: самые популярные райдшеры — из Москвы в Санкт-Петербург и из Москвы в Нижний Новгород, но география компании постоянно расширяется. Россия — огромная страна, и каждый регион имеет свои отличительные особенности.

Многие специалисты отмечают, что легче начинать проекты совместного потребления в таких городах, как Красноярск и Владивосток. Люди в этих городах разные, потому что барьеры доверия ниже. В таких местах есть поговорка: раз природа такая суровая, надо помогать ближнему. Такой менталитет в значительной степени является культурой в этих регионах.

Необходимо отметить, что экономика совместного потребления не участвует в формировании ВВП, так как участники освобождены от налогов,

а деятельность на площадках сервисов совместного потребления пока недостаточно регламентирована. Вследствие этого экономика совместного потребления оказывает значительное влияние на реальный бизнес, «оттягивая» часть потенциальных потребителей, составляя все большую конкуренцию реальному сектору.

Россия является самым быстрорастущим рынком для Airbnb: в сентябре 2015 г. на сайте было размещено почти 8 тыс. объявлений, средняя стоимость бронирования составила 83 долл. Многие эксперты говорят о больших перспективах развития экономики совместного потребления в России.

Несомненно, совместное потребление — перспективное направление развития экономики. Анализ преимуществ, недостатков и особенностей экономики совместного потребления за рубежом и в России дает возможность более глубокого понимания этого явления и оценки возможности последующего участия в процессах разделения.

Список литературы

1. Developing and validating trust measures for e-commerce: An integrative typology // Information Systems Research. — 2015. — No. 13. — Р. 334—359.

2. Eckhardt, G. M. Ride On! Mobility Business Models for the Sharing Economy / G. M Eckhardt, F. Bardhi // Organization & Environment. — 2015.

3. Gefen, D. The Sharing Economy Isn't About Sharing at All / D. Gefen, D. W. Straub // Harvard Business Rev. — 2004.

4. Geron, T. Consumer trust in B2C e-Commerce and the importance of social presence: Experiments in e-Products and e-Services / T. Geron // The Intern. J. of Management Science. — 2013. — No. 32. — Р. 407—424.

5. Hamari, J. Airbnb and the Unstoppable Rise of the Share Economy / J. Hamari, A. Ukkonen // Forbes. — 2013.

6. Heinrichs, H. The Sharing Economy: Why People Participate in Collaborative Consumption / H. Heinrichs // SSRN Electronic J. — 2013. — 1-19.

7. Sharing Economy: A potential new pathway to sustainability / H. Jeon, Y. Shin, M. Choi, J. J. Rho, M. S. Kim // GAIA — Ecological Perspectives for Science and Soc. — 2011.

8. Teubner, T. Consumer perceived value: The development of a multiple item scale / T. Teubner // J. of Retailing. — 2014. — No. 77. — P. 203—220.

9. Бенц, Д. С. Мировой опыт развития цифровой экономики. Перспективы перехода в России / Д. С. Бенц, С. В. Лушников, В. И. Бархатов // Друкеров. вестн. — 2018. — № 2 (22). — C. 19—26.

10. Мясникова, Л. А. Сетевые технологии и психология шеринга / Л. А. Мясникова // Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития. Пятнадцатая международная научно-практическая юбилейная конференция : материалы конф. / под науч. ред. А. Е. Карлика, Э. Х. Локшиной. — СПб., 2015. — С. 240—244.

11. Олсон, М. Логика коллективных действий: общественные товары и теория групп / М. Олсон. — М. : ФЭИ, 1995.

12. Орлова, Г. А. Развитие «долевой» экономики / Г. А. Орлова, А. Н. Зеленюк // Рос. внешнеэкон. вестн. — 2016. —№ 8. — С. 3—12.

13. Подгайская, А. Экономика совместного потребления: зарубежный и отечественный опыт / А. Подгайская // Общество и экономика. — 2017. — № 2.

14. Полтерович, В. М. Позитивное сотрудничество: факторы и механизмы эволюции / В. М. Полте-рович // Вопр. экономики. — 2016. — № 11. — С. 5—23.

15. Этциони, А. Что придет на смену консьюмеризму? / А. Этциони // Свободная мысль. — 2009. — № 8.

Сведения об авторе

Лымарь Екатерина Николаевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. katee704@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2018. No. 12 (422). Economic Sciences. Iss. 63. Pp. 67— 72.

ECONOMICS OF JOINT CONSUMPTION IN MODERN RUSSIA

E.N. Lymar

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. katee704@mail.ru

The new concept of "sharing economy" (sharing-economy) is becoming increasingly popular in the economic environment. The relevance is caused, first of all, by the change of the economic paradigm as a whole, as well as by the inevitable transformations of social processes. Co-consumption economics is an economic model based on the collective use of goods and services, exchange and rent instead of ownership. At present, society is moving from superconsumption to a joint consumption model. Moreover, joint consumption becomes the basis of business ideas. To study the advantages, disadvantages and features of the economy of joint consumption in Russia and other countries, such methods of scientific research as analysis and synthesis were used. The article identified such features of the economy of joint consumption as the presence of risks of participation in the process of "separation", associated, on the one hand, with the peculiarities of the historical development of the Russian economy, and, on the other hand, with the national mentality.

Keywords: economy of joint consumption, joint consumption, shearing.

References

1. Developing and validating trust measures for e-commerce: An integrative typology. Information Systems Research, 2015, no. 13, pp. 334—359.

2. Eckhardt G.M., Bardhi F. Ride On! Mobility Business Models for the Sharing Economy. Organization & Environment, 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Gefen D., Straub D.W. The Sharing Economy Isn't About Sharing at All. Harvard business review, 2004.

4. Geron T. Consumer trust in B2C e-Commerce and the importance of social presence: Experiments in e-Products and e-Services. The International Journal of Management Science, 2013, no. 32, pp. 407—424.

5. Hamari J., Ukkonen A. Airbnb and the Unstoppable Rise of the Share Economy. Forbes, 2013.

6. Heinrichs H. The Sharing Economy: Why People Participate in Collaborative Consumption. SSRN Electronic Journal, 2013, 1-19.

7. Jeon H., Shin Y., Choi M., Rho J.J., Kim M.S. Sharing Economy: A potential new pathway to sustain-ability. GAIA — Ecological Perspectives for Science and Society. 2011.

8. Teubner T. Consumer perceived value: The development of a multiple item scale. Journal of Retailing, 2014, no. 77, pp. 203—220.

9. Benz D.S., Lushnikov S.V., Barkhatov V.I. Mirovoy opyt razvitiya tsifrovoy ekonomiki. Perspektivy perekhoda v Rossii [World experience of digital economy development. Prospects of transition in Russia]. Drukerovskiy vestnik [Drucker Bulletin], 2018, no. 2 (22), pp. 19—26. (In Russ.).

10. Myasnikova L.A. Setevye tekhnologii i psikhologiya sheringa [Network technologies and psychology of sharing]. Ekonomicheskaya psikhologiya: sovremennye problemy i perspektivy razvitiya [Economic psychology: modern problems and development prospects]. St. Petersburg, 2015. Pp. 240—244. (In Russ.).

11. Olson M. Logika kollektivnykh deystviy: obshchestvennye tovary i teoriaya grupp [The logic of collective action: public goods and group theory]. Moscow, FEI Publ., 1995. (In Russ.).

12. Orlova G.A., Zelenyuk A.N. Razvitiye "dolevoy" ekonomiki [Development of the "shared" economy]. Rossiyskiy vneshneehkonomicheskiy vestnik [Russian External Economic Bulletin], 2016, no. 8, pp. 3—12. (In Russ.).

13. Podgayskaya A. Ekonomika sovmestnogo potrebleniya: zarybezhnyy i otechestvennyy opyt [Economy of joint consumption: foreign and domestic experience]. Obshchestvo i ekonomika [Society and economy], 2017, no. 2. (In Russ.).

14. Polterovich V.M. Pozitivnoye sotrudnichestvo: faktory i mekhanizmy evolyutsii [Positive cooperation: factors and mechanisms of evolution]. Voprosy ekonomiki [Economic Issues], 2016, no. 11, pp. 5—23. (In Russ.).

15. Ettsioni A. Chto pridet na smenu kons'yumerizmu [What will replace consumerism?]. Svobodnaya mysl' [Free thought], 2009, no. 8. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.