Научная статья на тему 'Самодеятельный онлайновый словарь современной лексики, жаргона и сленга «Словоново» как форма общения в Интернете'

Самодеятельный онлайновый словарь современной лексики, жаргона и сленга «Словоново» как форма общения в Интернете Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2194
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙНОВЫЙ СЛОВАРЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ / СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ / ЗАГОЛОВОЧНОЕ СЛОВО / ЖАРГОН / СЛЕНГ / ONLINE VOCABULARY / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL URGE FOR COMMUNICATION / ENTRY / HEADER WORD / JARGON / SLANG

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бойко Борис Леонидович

В статье исследуются социально-психологические причины создания самодеятельнх онлайновых словарей и участия онлайн сообщества в их использовании и дальнейшем совершенствовании. Словарь современной лексики, жаргона и сленга «Словоново» рассматривается как одна из форм общения пользователей Интернета, позволяющая им удовлетворить свою потребность в самореализации и социальной оценке. Словарная статья включает в себя заголовочное слово, его значение и пример употребления. В ней также содержатся сведения, относящиеся к социологии речевого общения, такие как дата создания словарной статьи, её авторство иеёоценка пользователямисловаря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A collaborative web-based dictionary of contemporary vocabulary, jargon and slang "slovonovo" as a form of online communication

The article deals with sociopsychological reasons for creation of web based, collaborative dictionaries and their further usage by the online community. The modern vocabulary, jargon and slang dictionary “Slovonovo” is considered one of many interaction forms used among the Internet users and a fulfillment of mankind’s urge for communication and self-actualization. One dictionary entry contains the overall information on the everyday’s use of the particular word, including the header word, its meaning and usage example. The article also covers the information referring to the sociology of verbal communication, the date of entry creation, its authorship and the attitude of other users to the definition provided.

Текст научной работы на тему «Самодеятельный онлайновый словарь современной лексики, жаргона и сленга «Словоново» как форма общения в Интернете»

УДК 81, 81'23, 81'374

Б.Л. Бойко

САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ОНЛАЙНОВЫЙ СЛОВАРЬ СОВРЕМЕННОЙ ЛЕКСИКИ, ЖАРГОНА И СЛЕНГА «СЛОВОНОВО» КАК ФОРМА

ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ1

В статье исследуются социально-психологические причины создания самодея-тельнх онлайновых словарей и участия онлайн сообщества в их использовании и дальнейшем совершенствовании. Словарь современной лексики, жаргона и сленга «Словоново» рассматривается как одна из форм общения пользователей Интернета, позволяющая им удовлетворить свою потребность в самореализации и социальной оценке. Словарная статья включает в себя заголовочное слово, его значение и пример употребления. В ней также содержатся сведения, относящиеся к социологии речевого общения, такие как дата создания словарной статьи, её авторство и её оценка пользователями словаря.

Ключевые слова: онлайновый словарь, социально-психологическая потребность в общении, словарная статья, заголовочное слово, жаргон, сленг.

Одна из форм общения в Интернете -участие в создании групповых проектов, например, онлайновых словарей. Таким проектом стало создание онлайнового словаря современной лексики, жаргона и сленга «Словоново» . Словарь нацелен на регистрацию новой лексики, однако его основную массу составляет лексика достаточно известная. В этом нетрудно убедиться, если сопоставить словник с существующими бумажными словарями молодежной лексики препод 'преподаватель высшего учебного заведения', глюки 'галлюцинации', колбаситься 'развлекаться', пара 'оценка два балла, двойка', тачка 'автомобиль' и др. Более того, в словаре собрана не только лексика существующая, но и та, что характеризуется составителями как устаревшая, о чем свидетельствуют пометы «устаревшее», «устаревшие слова», «устаревший сленг»: бестолковка 'головной убор любого типа', культяпки 'руки', стопить 'путешествовать автостопом', шмара 'любовница вора' и др. И еще: Словоново - это не только словарь

новой лексики, это еще и словарь, в котором любой пользователь, выйдя за пределы субъективного опыта, найдет нечто новое для себя. Во-первых, потому, что сленговая лексика чрезвычайно подвижна и разнится от поколения к поколения, во-вторых, потому, что человек, даже имея социальный опыт пребывания в нескольких социальных общностях, не может владеть социально-групповой лексикой каждой отдельной общности в одинаковой мере.

Аспекты социальной психологии Побудительным мотивом для участия в составлении словаря выступает потребность в самореализации, желание быть услышанным, в данном случае было бы точнее сказать «прочитанным», чему не мешает анонимность участия - отправитель текста, обращенного к сообществу, скрывается за собственным ником. Не менее важна потребность в осознании своей принадлежности к сообществу пользователей Интернета, ощущение себя равным среди равных, где каждый может принять

1 Словоново. Словарь сленга, позволяющий пользователю находить жаргонные слова и выражения, добавлять свои и голосовать за понравившиеся определения. - http ://www.slovonovo.ru/

2 Александр Плющев напоминает, что отечественное «Словоново» создано вслед за аналогичными англоязычными проектами Word Spy (www.wordspv.com) и Urban Dictionary (www.urbandictionary.com). См. раздел сайта «Пресса о словоново».

участие в общем деле, и для него не будет ограничением возраст, образование, социальный статус и другие возможные факторы, дающие право быть считать себя принадлежащим сообществу. Еще один побудительный мотив участия в общем онлайновом проекте - желание привнести свою лепту в общее предприятие.

Социальная оценка участия каждого состоит в принятии или непринятии его предложения, и эта оценка выносится модератором проекта и его участниками. Первый принимает решение о включении или не включении предложенного слова в словник, вторые выносят свое суждение о слове с точки зрения его принадлежности к сленгу, для чего в каждой словарной статье имеется количественный показатель «за» и «против». Любой участник проекта может выразить свое мнение, наведя курсор на «за» или «против» и выразив свое отношение. Например, слово автомат в значении 'автоматическая коробка передач' из автомобильного жаргона имеет 125 «за» и 3 «против», в то время как следующее за ним слово аккордеон в значении 'марка машины Hona Accord' еще не получило общей известности в среде автомобилистов - 45 «за» и 64 «против». Проект не допускает пересмотра мнения, однажды высказанного пользователем словаря, повторное нажатие клавиши «за» или «против» не приведет к изменению количественного показателя.

Тематические разделы словаря

Наименование словаря, образованное в результате стяжения словосочетания «слово ново» - «Словоново», обнаруживает замысел основателей проекта - собрать и описать новую лексику русского языка, которая, судя по наименованию тематических разделов, характеризует речевую практику соответствующих социальных общностей, принадлежность к которым определяется одним из доминантных классификационных признаков. Например, новые слова школьного и студенческого сленга лучше других предложат школьники и студенты. Новые слова во-

енного жаргона и жаргона ВДВ (воздушно-десантных войск) назовут те, кто заканчивает срочную службу или только что вернулся из армии в гражданскую жизнь. Новые слова дворового сленга занесут в словарь те, у кого есть время для общения в среде молодежи по месту жительства, и все вместе станет, возможно, причиной для занесения новой лексики в тематическую группу «молодежный сленг».

Жизнь горожанина отражается в зеркале городского сленга, в котором выделяются подразделы - московский сленг и питерский сленг. Тематический ряд открыт, возможность появления разделов лексики региональных сленгов по городам России и за ее пределами подтверждается достаточно объемным разделом, в котором собран язык русской диаспоры.

Лексика, равным образом известная всем социальным группам, осознается как принадлежащая неформальному общению и относится к разделам разговорное, разговорная речь, разговорная лексика, разговорный сленг.

Неполный список разновидностей социально маркированной новой лексики, на которую выводят теги, размещенные на первой странице словника, охватывает популярные метки и имеет следующий вид: автомобильный сленг, алкогольный сленг, армейский жаргон, блатной жаргон, бытовой жаргон, городской сленг, дворовый жаргон, дерзкий сленг, жаргон ВДВ, жаргон гопников, жаргон наркоманов, игровой сленг, интернет-мем интернет-сленг, компьютерный сленг, молодежный жаргон, молодежный сленг, московский сленг, музыкальный сленг, наркоманский сленг, ненормативная лексика, нецензурное выражение, общеупотребительное, питерский сленг, публицистика, разговорная лексика, разговорная речь, разговорное, разговорный сленг, секс, сленг алкоголиков, сленг геймеров, сленг падонков, сленг СМИ, студенческий сленг, уголовный жаргон, улячка, школьный сленг, язык русского зарубежья, язык русской диаспоры, язык СМИ - свыше 40 темати-

ческих разделов. Обращает на себя внимание разнообразие наименований отдельных тематических разделов, которые выводят на мысль об их укрупнении, например, в один тематический раздел могли бы быть собраны лексические единицы с метками «молодежный жаргон» и «молодежный сленг», с метками «разговорная лексика», «разговорная речь», «разговорное», «разговорный сленг».

Устройство словаря позволяет выйти на все разнообразие тематических разделов. Нажав на «все метки», пользователь обнаружит наименования лексических

Но и эти цифры относительны, так как структура словарной статьи не ограничена только одной лексической или фразеологической единицей и только одним значением слова. Иначе, каждое заголовочное слово в каждом своем отдельном значении образует отдельную словарную статью. Для описания всех значений заголовочного слова в словаре используется столько словарных статей, сколько значений имеет заголовочное слово.

Приведенные количественные данные носят относительный характер, во-первых, потому, что словарь пребывает в динамике своего становления - каждый раздел открыт для ежедневного пополнения, и, во-вторых, одна и та же лексическая единица может быть занесена одновременно в несколько разделов. Например, лексическая единица забить, используемая как заголовочное слово в пяти словарных статьях, квалифицируется как од-

единиц, значительно превышающее количество популярных. Поиск и ознакомление с тематическими разделами возможны только благодаря тому, что все наименования расположены в алфавитном порядке. Количественные характеристики отдельных тематических разделов в списке наиболее популярных меток и в общем списке означены величиной шрифта тегов. Приведем сравнительную таблицу с количественными характеристиками на 11 апреля и 22 сентября 2010 года (цифры даются через косую черту):

новременно принадлежащая сленгам молодежному, студенческому, школьному и бандитскому. Лексическая единица весло означает «винтовка с оптическим прицелом» и принадлежит в равной мере игровому сленгу и армейскому жаргону. Лексическая единица хербадроп в значении «любая ситуация, действие или предмет, для описания которых не имеется слова, термина или определения в словаре или лексиконе» имеет отсылки к разделам: молодежный сленг, арго, улячка, вульгаризм, интернет-сленг, диалектизм, бытовой жаргон, барный сленг, 1Т-сленг, алкогольный сленг.

Организация словника Под словником понимается совокупность словарных статей. В основе организации словника лежат принципы тематический, алфавитный, авторства. Общий принцип расположения заголовочных

Наименование тематиче- Величина Количество заголовочных слов и

ского раздела - метки шрифта в общем списке соответственно словарных статей

молодежный сленг 23 4030 / 4638

жаргон наркоманов 23 2087 / 2133

уголовный жаргон 20 1627 / 1641

ненормативная лексика 20 770 / 940

автомобильный сленг 19 350 / 378

армейский жаргон 19 468 / 483

компьютерный сленг 19 341 /360

интернет-сленг 19 300 / 333

слов и соответственно словарных статей во всех случаях алфавитный. Линейка с алфавитом в верхней части каждой страницы словаря выводят на список словарных статей, имеющихся в словаре. По нему можно судить о наличии слова и объеме слов, начинающихся на данную букву. Например, традиционно объемная по количеству слов в общем словаре литера Б и в Словоново занимает почти 9 страниц по 75 словарных статей на странице. Нажав на отдельное слово, можно выйти на соответствующую словарную статью: ботва «ненужные второстепенные вещи» (молодежный сленг). Нажав на слово бу-мер, найдем толкование «автомобиль BMW» (молодежный сленг). Словарная статья с заголовочным словом (фразеологизмом) булки мять имеет толкование: «пребывать в нерешительности» (молодежный сленг). Те же и другие лексические единицы могут быть найдены набором слова в окошке поиска.

Наряду с алфавитным, предусмотрены и другие возможности поиска слова в словнике:

- по тематической принадлежности. Например, раздел «Московский сленг» (см. список тегов в правой части начальной страницы словаря) открывается словом АБВГДейка «гостиничный комплекс в Измайлово. Назван так по именам гостиниц: Альфа, Бета, Гамма, Дельта, Вега» и завершается словом ярик «Ярославское шоссе». Среди более ста словарных единиц, собранных в этом разделе, пользователь обнаружит сленговую топонимику города, часто отличающуюся образностью внутренней формы слова: горбушка «крупный рынок на западе Москвы», зам-кадье «территория, населенный пункт, находящийся за пределами Москвы, за Московской кольцевой автомобильной дорогой», лужа «стадион Лужники <...> -центральная часть спортивного комплекса «Лужники», расположенного неподалеку от Воробьёвых гор в Москве»;

- по авторству. Можно навести курсор на ник пользователя, предложившего данное слово, и выявить как его «творческую

активность», так и тематическую осведомленность, возможно, отражающую его личный социальный опыт. Например, соавтор проекта с ником snoogans привнес в словарь 33 единицы из самых различных тематических групп (компьютерного сленга, сленга программистов, сленга геймеров, интернет-сленга, молодежного сленга, автомобильного сленга, армейского жаргона, из сленга South Park). Соавтор проекта с ником lexa привнес в словарь св. 160 единиц, большей частью принадлежащих уголовному жаргону. Более 1680 из 2130 словарных единиц, принадлежащих жаргону наркоманов, предложил в словарь пользователь с ником Ba-yan_Shiryanov, ником, что называется, говорящим. Одно из многочисленных значений слова баян определяется в словаре как «медицинский одноразовый, инсули-новый шприц, он же красная шапочка или инсулинка. Объем 1мл. Используется для инъекции наркотика». В том же словаре ширяться означает «употреблять наркотики посредством инъекций»;

- по дате занесения в соответствующий раздел. Например, в разделе «IT-сленг», если его высветить по датам занесения словарной статьи в словник, на первой странице окажется слово интеллек-тор в значении «любой девайс будущего, который сравнивают с умом человека» (это слово датируется 28 марта 2010 г). Список раздела «IT-сленг» заключает словосочетание чекать «происходит от английского слова "check" - проверить. В русском языке употребляется в том же значении», датируемое 14 ноября 2009 г.

Микроструктура словаря Микроструктура словаря включает: заголовочное слово, дату включения словарной статьи в словник, ник автора словарной статьи (если ник отсутствует, то в словаре используется слово anonymos), толкование, пример использования, наименование тематического раздела или нескольких тематических разделов, строку социального признания или непризнания слова в данном значении.

Типология словарных статей может быть установлена по полноте, или наличию всех элементов структуры, по объему, по отнесенности только к одному тематическому разделу или к нескольким, по авторитетности автора словарной статьи, о которой можно судить по количеству словарных статей и их социальным одобрением, по лингвистической характеристике заголовочного слова. Исследование типологии словарных статей предпримем на материале раздела «Автомобильный сленг»:

1) По полноте, наличию всех элементов

структуры:

- имеющие все элементы структуры:

Кегля. 22 апреля 2009, anonymus. Пешеход, не соблюдающий правила дорожного движения и лезущий под колеса. Смотри, какая толстая кегля! Автомобильный сленг. 54 за, 6 против / 61 за, 6

против1.

- словарные статьи неполной структуры:

Буханка. 2 сентября 2008, halva. Автомобиль УАЗ 452. Автомобильный сленг.131 за, 4 против / 162 за, 6 против.

Ведро с болтами. 14 июня2009, anonymus. Старый раздолбанный автомобиль. Автомобильный сленг. 91 за, 1 против / 120 за, 3 против.

В приведенных словарных статьях отсутствуют примеры употребления заголовочного слова.

2) По объему словарные статьи данного раздела скорее краткие, нежели объемные:

- краткие:

Гйер. 15 февраля 2009, anonymus. Сотрудник ГАИ (ГИБДД). Не обгоняй, там гаеры стоят. Автомобильный сленг. 49 за, 9 против. / 55 за, 17 против.

Мерин. 28 сентября 2008. core_solo. Автомобиль марки Mercedes Benz.

I Здесь и далее через косую черту даем данные на

II апреля и 23 сентября 2010 года, свидетельствующие о динамике отношения к м атериалам словаря со стороны его пользователей.

Около нашего дома стоит новый мерин. Автомобильный сленг. 50 за, 3 против / 53 за, 3 против.

Крузак. 24 апреля 2009, ozyk. Автомобиль Toyota Land Cruiser любой серии. Слыхал, Вася-то крузака двухсотого взял? Автомобильный сленг. 64 за, 1 против / 70 за, 1 против.

Гашетка. 14 ноября 2008, anonymus. Педаль газа. Куда ты давишь так на гашетку? Автомобильный сленг. 44 за, 2 против / 56 за, 6 против.

- объемные:

Мерин. 29 сентября 2008, Avizor. Автомобиль марки «Мерседес-Бенц». Пренебрежительно-панибратское название, используемое в отношении автомобиля данной марки владельцами авто других производителей. Он у нас теперь крутой. На «мерине» ездит. Автомобильный сленг. 81 за, 3 против / 84 за, 3 против.

Топить. 11 декабря 2009, anonymus. Быстро ехать, может применяться с предлогами, например, втопить - начать быстро ехать, притопить - немного ускориться, также для короткого промежутка времени - топнуть - сделать кратковременный рывок, или в значении «втопить» (в зависимости от контекста).

- Быстро ты долетел!

- Да я всю дорогу топил - боялся опоздать!

Вчера еду домой, со мной какой-то паренек на классике гоняется - на кольцо выехали - он не отстает - ну, я как втопил - так больше его и не видел!

Ну, я притопил, чтобы светофор проскочить.

Топни, чтобы этого красавчика обогнать, а то так и будем до дома тошнить. Автомобильный сленг. 183 за, 15 против / 189 за, 16 против.2

3) по отнесенности только к одному тематическому разделу или к нескольким:

Рогатый. 30 сентября 2009, MorGot. Троллейбус, или он же - тролль.

2 Явная паронимия форм - топи, топни.

Блин, машина сломалась, придется ехать на работу на рогатом. Автомобильный сленг. Молодежный сленг. 30 за, 0 против / 36 за, 0 против. 4) по авторитетности автора словарной статьи

Оставляя вне внимания ник anonymus, за которым скрываются все создатели словаря, не подписавшие словарную статью собствпенным ником, наиболее авторитетного автора, которого можно было бы назвать знатоком преимущественно автомобильного жаргона, нам выявить не удалось. В качестве статей, получивших наибольшее социальное одобрение, назовем те, что получили наименьшее количество голосов «против»:

Автомат. 22 августа 2008, Alvic. Автоматическая коробка передач.

У меня машина с автоматом. Автомобильный сленг. 125 за, 3 против / 152 за, 5 против.

Бомбить. 3 июля 2009, anonymus. Таксовать на своем автомобиле «без шашек». Отсюда производное - «бомбилы» -т. е. таксисты.

Муж говорит жене:

- Поеду, побомблю! Жена:

- Когда вернешься...

Автомобильный сленг. 88 за, 1 против / 106 за, 2 против.

Встречка. 8 июня 2009, anonymus. Встречная полоса движения на проезжей части. Внезапно на встречку на бешеной скорости вылетел джип... Автомобильный сленг. 77 за, 0 против / 93 за, 0 против.

Геленваген. 5 января 2009. DaimonX. Автомобиль внедорожник, чаще всего так называют Mercedes G463. Автомобильный сленг. 117 за, 10 против / 133 за, 13 против..

Глухая тонировка. 13 июля 2008, snoogans. Слишком сильно затемненные стекла в автомобиле. Превышение нормы пропускания света стеклом автомобиля 75% для лобового и 70% для боковых стекол.

Я тоже против глухой тонировки, но совсем без тонировки тоже не комфортно. Автомобильный сленг. 137 за, 5 против / 150 за, 5 против.

5) по принятию предлагаемого слова пользователями словаря

Следует выделить словарные единицы безусловно принимаемые пользователями словаря, безусловно отвергаемые, с равным соотношением «за» и «против».. Между названными позициями располагаются словарные единицы с колеблющимся отношением между «за» и «против»1:

Кенгурятник. 31 октября 2008. Lee. Металлическое усиление бампера, устанавливаемое обычно на машины с рамной конструкцией (внедорожники и пр.) и крепящееся на раму. Служит для установки лебедки, дополнительных фар, защиты радиатора и т. п. Ради смеха ставится на легковые машины. Смотри, пацана ради прикола кенгурятник на Оку поставили. 236 за 13 против

Давить в тапок. 14 мая 2009. alexpy-lov. Жать на педаль газа в автомобиле.

- Давай, родимый! Дави в тапок!

- Не йдут, Глеб, не уйдут! 63 за, 9 против.

Девятос. 21 октября 2009. DNKROZ. Автомобиль ВАЗ-21. Также применимо зубила, зубило, путник ада. 34 за, 34 против.

Мыльница. 28 сентября 2009. podlec. Автомобиль «Запорожец» ЗАЗ-968. 13 за, 13 против.

Пруль. 24 апреля 2009. ozyk. Сокращенно - праворульный автомобиль, подразумевает пренебрежение к владельцу. Ну чё ты свой ржавый пруль сюда поставил? 20 за, 23 против.

Лапти. 4 ноября 2008. zzkot. Резина на авто. Лапти зимние поставил. 17 за, 47 против.

Банан. 5 мая 2010. anonymus. Автомобиль после сильного бокового удара в

1 Цифровые данные по этому разделу мы приводим по состоянию на 24 сентября 2010 г.

ДТП. Кузов в банан. Делать бесполезно... 25 за, 129 против.

Резюме

Наряду с бумажной, традиционной лексикографией, содержащей информацию о слове, в которой нуждается и которую может извлечь из словарной статьи профессиональный филолог (семантика, грамматический, орфоэпический и орфографический комментарий, этимологическая справка о слове, функционально-стилистическая характеристика, слова), в форме самодеятельных онлайновых словарей развивается лексикография повседневной речевой стихии. К участию в проекте человека подвигает потребность в общении, самореализации и оценки. Это основной движущий мотив каждого участника проекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отличие от профессиональноого лексикографа, который должен изучать во многом неизвестную для себя область, погружаться в социальную и речевую среду, чтобы методом включенного наблюдения собрать лексический материал и записать, в каких ситуациях общения он используется, самодеятельный лексикограф предлагает в общий проект то, что ему известно не понаслышке, чем он сам пользуется в повседневном общении.

Самодеятельная онлайновая лексикография нарабатывает новый упрощенный тип словарей, несущих упрощенную информацию о слове и одновременно удовлетворяющих социальную потребность человека в общении и самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.