Научная статья на тему 'Самодеятельные детско-юношеские СМИ в современной России'

Самодеятельные детско-юношеские СМИ в современной России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
490
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЛОКАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МЕДИАКУЛЬТУРА / МАССМЕДИА / AMATEUR MEDIA FOR CHILDREN AND YOUNG PEOPLE / LOCAL MEDIA / MEDIA CULTURE / MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дидковская Наталья Александровна, Солоницына Диана Игоревна

В статье анализируется феномен самодеятельных детско-юношеских средств массовой информации в контексте актуальной медиакультуры. Обосновывается позиция автора по вопросу пограничности как универсальной характеристики самодеятельных детско-юношеских СМИ в современной России. Пограничность проявляется в возрастной характеристике целевой аудитории, субъект-объектных отношениях, возникающих в процессе производства и восприятия данного вида СМИ, в дифференцированном охвате аудитории, в содержании (структуре тематики) изданий, в отсутствии четких критериев качества самодеятельных СМИ. Причину такого состояния автор видит в том, что в настоящее время самодеятельные детско-юношеские средства массовой информации находятся в стадии трансформации, институциализации, обретения социальной, жанровой, стилевой идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Дидковская Наталья Александровна, Солоницына Диана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Amateur Mass Media for Children and Young People in Modern Russia

The paper studies the concept of amateur media for children and young people in the context of the current media culture. The author's position on Contiguity as a universal characteristic of amateur media for children and young people in modern Russia is explained and proved. Contiguity is manifested in the age characteristics of the target audience, the subject-object relations, resulting in the production and perception of this type of media coverage in the differentiated audience, the contents (the structure of the subject matter) of publications, in the absence of clear criteria for quality of amateur media. The reason for this condition is that at the present time amateur media for children and young people are in the process of transformation, institutionalization, gaining social, genre and stylistic identity.

Текст научной работы на тему «Самодеятельные детско-юношеские СМИ в современной России»

УДК 008.316.6

Н. А. Дидковская, Д. И. Солоницына

Самодеятельные детско-юношеские СМИ в современной России

В статье анализируется феномен самодеятельных детско-юношеских средств массовой информации в контексте актуальной медиакультуры. Обосновывается позиция автора по вопросу пограничности как универсальной характеристики самодеятельных детско-юношеских СМИ в современной России. Пограничность проявляется в возрастной характеристике целевой аудитории, субъект-объектных отношениях, возникающих в процессе производства и восприятия данного вида СМИ, в дифференцированном охвате аудитории, в содержании (структуре тематики) изданий, в отсутствии четких критериев качества самодеятельных СМИ. Причину такого состояния автор видит в том, что в настоящее время самодеятельные детско-юношеские средства массовой информации находятся в стадии трансформации, институциализации, обретения социальной, жанровой, стилевой идентичности.

Ключевые слова: самодеятельные детско-юношеские средства массовой информации, локальные средства массовой информации, медиакультура, массмедиа.

N. A. Didkovskaya, D. I. Solonitsyna

Amateur Mass Media for Children and Young People in Modern Russia

The paper studies the concept of amateur media for children and young people in the context of the current media culture. The author's position on Contiguity as a universal characteristic of amateur media for children and young people in modern Russia is explained and proved. Contiguity is manifested in the age characteristics of the target audience, the subject-object relations, resulting in the production and perception of this type of media coverage in the differentiated audience, the contents (the structure of the subject matter) of publications, in the absence of clear criteria for quality of amateur media. The reason for this condition is that at the present time amateur media for children and young people are in the process of transformation, institutionalization, gaining social, genre and stylistic identity.

Keywords: amateur media for children and young people, local media, media culture, media.

Глобальная трансформация российского общества, произошедшая в последние двадцать лет и затронувшая все сферы жизнедеятельности людей, привела к существенному изменению системы отечественных СМИ. Перемены коснулись и детско-юношеской печати, которая вот уже на протяжении двух столетий прочно и уверенно занимает определенную нишу в отечественной периодике. За два десятилетия данный вид прессы, невзирая на конкуренцию, трудности экономического и иного характера, получил широкое распространение и даже приобрел общественную поддержку, утверждает заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, главный редактор журнала «Медиа. Информация. Коммуникация» И. В. Жилавская [1].

Медиасфера в современном информационном обществе постоянно увеличивает аудиторию. Медиакультура становится неотъемлемой частью жизни людей. Интерпретируя это понятие, мы основываемся на определении известного исследователя в сфере медиа Н. Б. Кирилловой: «Ме-

диакультура - это совокупность информационно-коммуникативных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности. Медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия; она может выступать и показателем уровня развития личности, способной воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься меди-атворчеством, усваивать новые знания в области медиа» [12].

Научный сотрудник лаборатории медиаобразо-вания института средств и методов обучения Российской академии образования Ю. А. Агафонова утверждает, что на сегодняшний день популярность детской и юношеской журналистики подтверждается тем фактом, что каждое третье российское образовательное учреждение выпускает свою газету или журнал [14].

Исследователи детско-юношеских средств массовой информации дают различные определения изданиям, которые самостоятельно выпуска-

© Дидковская Н. А., Солоницына Д. И., 2016

284

Н. А. Дидковская, Д. И. Солоницына

ют обучающиеся в образовательных и культурных учреждениях. Одни говорят, что это школьные и лицейские издания [1], другие утверждают, что это самодеятельная пресса [2], самиздатовская [3], юнкоровская [4], юношеская [5], хозрасчетная [6], подростковая самодеятельная пресса [7], журналистика, созданная «детьми для детей» [8].

Президент творческого объединения «Юн-пресс» С. Б. Цымбаленко замечает, что оценивать данный феномен нужно как «уникальный вид жизнетворчества ребенка, духовной трудовой деятельности, где переплавляются все умения юного человека с впечатлениями от действительности» [10].

Определением «самодеятельная - непрофессиональная - детская пресса России» называет это явление М. Ф. Попова. Она считает, что это «самиздат, который пробивает себе дорогу <...> независимо от желания, часто вопреки намерениям взрослых и лишен какой-либо поддержки со стороны государственно-административной системы; это то, что создается детьми - силами детей, руками детей при творческой, а главное, материальной поддержке взрослых» [11]. Д. И. Косолапова выделяет особый вид печатной прессы - «ювенильную журналистику». Под ним она понимает «коммуникативную и социально-адаптивную деятельность детей и подростков по сбору, обработке и периодическому распространению личностно окрашенной информации» [13]

Нам кажется, что наиболее полно эти издания характеризует Л. А. Вяткина: «Подростковая самодеятельная пресса - это разновидность изданий, в которых субъектами массовой информационной деятельности являются подростки (или их объединения). Такие издания становятся не только участниками массовой информационной деятельности в системе СМИ, но и участвуют в процессах общественной жизни (в первую очередь таких, как общение, образование). В рамках совокупности информационных сообщений в масштабе общества они обеспечивают обмен информацией между подростками и субъектами духовно-практической деятельности (школа, семья, общественные организации)» [9].

Анализ исследовательских стратегий позволяет нам сделать вывод о том, что самодеятельные средства массовой информации в настоящее время находятся в пограничном состоянии.

Прежде всего пограничность проявляется в возрастной характеристике целевой аудитории. Детско-юношеские средства массовой информации рассчитаны на детскую и юношескую ауди-

торию. Согласно возрастной периодизации, которую обосновывает Д. Б. Эльконин, речь идет о детях от младшего школьного до юношеского возраста - 7-18 лет [15]. Как мы знаем, процесс формирования личности в этот период происходит крайне динамично. СМИ должны соответствовать изменяющимся запросам, интеллектуальному уровню, характеру восприятия. Например, газеты и журналы, адресованные аудитории 10-ти и 15-ти лет, имеют существенные различия.

Также пограничность состоит в реализации субъект-объектных отношений, возникающих в процессе производства и восприятия данного вида СМИ. Обучающиеся могут быть как производителями, так и потребителями детско-юношеских средств массовой информации. В зависимости от роли (и глубины) включенности в медиадеятельность у детей меняется восприятие медиакультуры, качество ее освоения.

Кроме того, пограничность наблюдается в дифференцированном охвате потенциальной аудитории. С одной стороны, это широкий контингент, который имеет возможность познакомиться с подобным изданием. Фактическая целевая аудитория намного уже. Если СМИ выпускается в школе, то чаще всего с ним реально знакомятся только те, кто имеет отношение к данному учебному заведению и, более того, является социально активным участником внутришкольной коммуникации. В последнее время ряд исследователей (Л. Г. Свитич, Е. Л. Вартанова, И. В. Жилавская) подобные издания помещают в группу локальных средств массовой информации.

Пограничность мы наблюдаем и в содержании (структуре тематики) изданий. Для увеличения реальной целевой аудитории мы можем наблюдать в масштабах одного издания (и одного номера) интерпретации материалов на дублирующие темы, различные по степени подробности, глубине, авторской позиции, стилистике.

Также нужно отметить отсутствие четких критериев того, какие самодеятельные детско-юношеские издания считаются качественными. Все чаще дети либо хотят, либо вынуждены выпускать издание, похожее на взрослое. Руководители в погоне за идеалом доводят СМИ до «гламурного совершенства». Профессиональная верстка, печать, услуги корректора и дипломированного редактора делают издание практически идентичным расхожим образцам рынка массме-диа. Почему это происходит? Прежде всего, нет четких критериев статуса самодеятельного изда-

ния: это то, над которым трудились только школьники, или то, которое делали взрослые при помощи детей.

Очевидно, что современные российские самодеятельные детско-юношеские СМИ находятся в стадии трансформации, институциализации. Такая нестабильность влечет за собой погранич-ность во многих аспектах.

Библиографический список

1. Жилавская, И. В. Школьные медиа. Оставим СМИ взрослым? [Текст] / И. В. Жилавская // Ме-диаобразование в российских школах: новые концепции и подходы : сборник материалов межрегион. науч.-практ. конференции. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2013. - С. 35.

2. Жилавская, И. В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобра-зовательных стратегий и технологий [Текст] : дис. ... канд. фил. наук : 10.01.10. / И. В. Жилавская. - М. : МГУ им М. В. Ломоносова, 2008. - 232 с.

3. Журавлев, С. В., Соколов, А. К. Счастливое детство [Текст] / С. В. Журавлев, А. К. Соколов // Социальная история: Ежегодник, 1997. - М., 1998. -С. 165-178.

4. Журин, А. А. Интегрированное медиаобразова-ние в средней школе [Текст] / А. А. Журин. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 405 с.

5. Журналист и журналистика российской провинции (Опыт исследования) [Текст]. - М. : Фонд защиты гласности, 1995. - 170 с.

6. Журналист: Социологические и социопсихологические исследования [Текст] / под ред. Л. Свитич, А. Ширяевой. - М. : МГУ 1994. - 115 с.

7. Журналистское образование: концепции и стратегии [Текст] : межвуз. сб. / отв. ред. Г. С. Мельник, Б. Я. Мисонжников. - СПб. : Роза мира, 2006. - 204 с.

8. Завадовский, Б. М. Современные учения о старости [Текст] / Б. М. Завадовский // Молодая гвардия. - 1923. - № 1. - С. 112-139.

9. Зазнобина, Л., Трофимова Л., Франко Г. Школьное медиаобразование: возможный и необходимый аспект [Текст] / Л. Зазнобина, Л. Трофимова, Г. Франко // Средства массовой коммуникации и проблемы развития личности ребенка : материалы международного семинара, 16-17 июля 1993 г., г. Звенигород / под общей ред. А. В. Шарикова. - М. : Агентство ЮНПРЕСС, 1994. - С. 48-54.

10. Зозуля, О. С. Современные тенденции развития детской журналистики в Республике Бурятия [Текст] / О. С. Зозуля // Детская журналистика: опыт, проблемы, перспективы : мат. I Республиканской науч.-практ. конф. (г. Улан-Удэ, 28 марта 2011 г.) / отв. ред. Л. Г. Цыдыпова. - Улан-Удэ, 2011. - С. 108-112.

11. Иконникова, С. Н. Защитный пояс культуры и стратегия отношения к детству [Текст] / С. Н. Иконникова // Дети и старики как группы риска: миссия социальной работы в обществе переходного

типа : сборник статей и материалов Международной конференции (15-17 мая 2000 г.). - Самара, 2001. -С. 15.

12. Килиллова H. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну [Текст] I H. Б. Кирилова. - М. : Академический проект, 2006. - 44S с.

13. Косолапова, Д. И. Дети и подростки как сотрудники ювенильных СМИ (Часть 1) [Текст] I Д. И. Косолапова I/ Медиа@льманах. - 2014. - № 5 (64). - С. 46-52.

14. Медиаобразование в России. Лаборатория ме-диаобразования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:IIwww.mediaeducation.ru

15. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды [Электронный ресурс] I Д. Б. Эльконин. - Режим доступа: http :IIpsYchlib.ru/mgppuIeit/EIT-001 -.HTM]

Bibliograficheskij spisok

1. Zhilavskaja, I. V Shkol'nye media. Ostavim SMI vzroslym? [Tekst] I I. V. Zhilavskaja II Mediaobrazovanie v rossijskih shkolah: novye koncepcii i podhody : sbornik materialov mezhregion. nauch.-prakt. konferencii. - M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 2013. - S. 35.

2. Zhilavskaja, I. V. Optimizacija vzaimodejstvija SMI i molodezhnoj auditorii na osnove mediaobra-zovatel'nyh strategij i tehnologij [Tekst] : dis. ... kand. fil. nauk : 10.01.10. I I. V Zhilavskaja. - M. : MGU im M. V. Lomonosova, 200S. - 232 s.

3. Zhuravlev, S. V., Sokolov, A. K. Schastlivoe detstvo [Tekst] I S. V Zhuravlev, A. K. Sokolov II Social'naja istorija: Ezhegodnik, 1997. - M., 199S. - S. 165-17S.

4. Zhurin, A. A. Integrirovannoe mediaobrazovanie v srednej shkole [Tekst] I A. A. Zhurin. - M. : BINOM. Laboratorija znanij, 2012. - 405 s.

5. Zhurnalist i zhurnalistika rossijskoj provincii (Opyt issledovanija) [Tekst]. - M. : Fond zashhity glasnosti, 1995. - 170 s.

6. Zhurnalist: Sociologicheskie i sociopsihologiches-kie issledovanija [Tekst] I pod red. L. Svitich, A. Shiijaevoj. - M. : MGU, 1994. - 115 s.

7. Zhurnalistskoe obrazovanie: koncepcii i strategii [Tekst] : mezhvuz. sb. I otv. red. G. S. Mel'nik, B. Ja. Misonzhnikov. - SPb. : Roza mira, 2006. - 204 s.

S. Zavadovskij, B. M. Sovremennye uchenija o staros-ti [Tekst] I B. M. Zavadovskij II Molodaja gvardija. -1923. - № 1. - S. 112-139.

9. Zaznobina, L., Trofimova L., Franko G. Shkol'noe mediaobrazovanie: vozmozhnyj i neobhodimyj aspekt [Tekst] I L. Zaznobina, L. Trofimova, G. Franko II Sredstva massovoj kommunikacii i problemy razvitija lichnosti rebenka : materialy mezhdunarodnogo seminara, 16-17 ijulja 1993 g., g. Zvenigorod I pod obshhej red. A. V. Sharikova. - M. : Agentstvo JuNPRESS, 1994. -S. 4S-54.

10. Zozulja, O. S. Sovremennye tendencii razvitija detskoj zhurnalistiki v Respublike Burjatija [Tekst] I O. S. Zozulja II Detskaja zhurnalistika: opyt, problemy,

2S6

Н. А. Дидковская, Д. И. Солоницына

perspektivy : mat. I Respublikanskoj nauch.-prakt. konf. (g. Ulan-Udje, 28 marta 2011 g.) / otv. red. L. G. Cydypova. - Ulan-Udje, 2011. - S. 108-112.

11. Ikonnikova, S. N. Zashhitnyj pojas kul'tury i strategija otnoshenija k detstvu [Tekst] / S. N. Ikonnikova // Deti i stariki kak gruppy riska: missija social'noj raboty v obshhestve perehodnogo tipa : sbornik statej i materialov Mezhdunarodnoj konferencii (1517 maja 2000 g.). - Samara, 2001. - S. 15.

12. Kilillova N. B. Mediakul'tura: ot moderna k postmodernu [Tekst] / N. B. Kirilova. - M. : Akad-emicheskij proekt, 2006. - 448 s.

13. Kosolapova, D. I. Deti i podrostki kak sotrudniki juvenil'nyh SMI (Chast' 1) [Tekst] / D. I. Kosolapova // Media@l'manah. - 2014. - № 5 (64). - S. 46-52.

14. Mediaobrazovanie v Rossii. Laboratorija me-diaobrazovanija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http ://www. mediaeducation.ru

15. Jel'konin D. B. Izbrannye psihologicheskie trudy [Jelektronnyj resurs] / D. B. Jel'konin. - Rezhim dostupa: http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.HTM]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.