ЭКОНОМИКА
САММИТЫ ШОС И БРИКС В БАШКОРТОСТАНЕ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ
В статье освещены проблемы, которые могли бы быть рассмотрены на предстоящих саммитах ШОС и БРИКС в 2015 году в Уфе: а) о переходе между отдельными странами на взаиморасчеты в местных валютах; б) о переходе между отдельными странами на безвизовые посещения отдельных категорий граждан, где для этого есть условия и потребности; в) рассмотреть всевозрастающие и усложняющиеся проблемы миграции, особенно в рамках ШОС и СНГ; г) вопросы привлечения новых членов ШОС и БРИКС, их персональный состав и условия приема.
В условиях обострения геополитических проблем в мире страны ШОС и БРИКС не могут обходить эти вопросы - на своих саммитах они должны выработать необходимые меры их разрешения, направлять свои предложения в соответствующие международные организации.
© А.Х. Махмутов,
доктор экономических наук, академик АН РБ, эл.почта: [email protected]
Ключевые слова: цивилизационный кризис, экологический кризис, кризис современного капитализма, внутренние и внешние противоречия ШОС, новая модель глобальных экономических отношений, интегральная экономическая система
© А.Kh. Makhmutov
SCO AND BRICS SUMMITS IN THE LIGHT OF MODERN GEOPOLITICAL SITUATION
The article highlights the issues that should be put on agenda at the 2015 SCO/BRICS summits held in Ufa: (a) conversion to local currency payments between individual countries, (b) introduction of visafree travelling for certain categories of citizens when and where such requirements and conditions exist, (c) multiple ever-complicated migration problems, especially within SCO and BRICS countries, and (d) SCO/BRICS fresh membership, personal composition and entering conditions.
In the atmosphere of escalating geopolitical problems SCO/BRICS countries cannot ignore these issues and should elaborate necessary decisions and suggestions during the forthcoming summits to forward to the appropriate international organizations.
Key words: crisis of civilization, ecological crisis, crisis of modern capitalism, SOC internal and external contradictions, new model of global economic relations, integral economic system
Academy of Sciences
of the Republic of Bashkortostan
e-mail: [email protected]
В 2015 г. в Башкортостане должны состояться два важных события международного значения. Это большая честь и в то же время большая ответственность для республики. Предполагается приезд и участие в этих саммитах не менее 6 тыс. человек, в т.ч. около 800 журналистов.
В связи с предстоящими саммитами перед республикой стоят две серьезные задачи: во-первых, обеспечить организацию
мероприятий по их достойному проведению; во-вторых, продемонстрировать современный потенциал республики и представить участникам саммитов стратегические программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития Башкортостана.
Обе задачи непростые. Сложность первой во многом связана с социально-экономическими проблемами, с которыми столкнулась республика в последние 20 лет.
Сложность второй обусловлена отсутствием хорошо продуманной перспективной программы реализации долгосрочной стратегии социально-экономического развития региона. Сложность заключается и в том, что времени на их решение мало и нет определенности в их решении со стороны федерального центра. А ведь основная часть программы саммитов должна формироваться на федеральном уровне, республиканским же органам придется принимать участие прежде всего в реализации соответствующих решений центра.
Не все население Республики Башкортостан однозначно относится к перспективе проведения саммитов ШОС и БРИКС, поскольку люди осознают неизбежность связанных с этим значительных расходов. При этом многие не без основания считают, что такие мероприятия, как строительство гостиниц, дорог, реконструкция аэропорта, развитие инфраструктурных сооружений, дворцов и т.д., и без предстоящих саммитов республике нужны. Как раз по инфраструктурным объектам в регионе наблюдается значительное отставание, и его необходимо преодолевать. Да, все перечисленные объекты после проведения саммитов останутся в республике и будут служить ей долгие годы. Но готовы ли мы к столь серьезным вложениям? Есть ли у нас достаточные средства?
Проблема финансирования предстоящих саммитов остается принципиально важной, сложной и неясной. Все названные по предварительному плану цифры не являются окончательными. В средствах массовой информации республики общая сумма расходов оценивалась в 65,0 млрд руб., из них из бюджета Республики Башкортостан — 24,8 млрд руб. (это почти четверть бюджета республики), из федерального — 17,8 млрд руб., из бюджета г. Уфы — 3,7 млрд руб., за счет частных инвесторов — 19,0 млрд руб.
Определенная ясность в отношении финансовой части саммитов была внесена в ходе специальной встречи Президента России В.В. Путина и главы Башкортостана
Р.З. Хамитова. «Больших затрат на подготовку саммитов ШОС и БРИКС в Уфе не будет, специально для этих мероприятий ничего не строится, — отметил Р.З. Хамитов, — у нас вся инфраструктура есть, кроме современных гостиниц, а их будут строить частники» (Республика Башкортостан. 2013. 24 мая, с. 1). Это означает, что специальных средств как из федерального, так и из регионального бюджетов выделяться не будет.
По второй, деловой части программы саммитов пока ничего конкретно не известно. Все во многом зависит и от того, какую позицию займет Российский национальный совет, организующий очередной саммит. Нам представляется, что на предстоящих саммитах в г. Уфе целесообразно рассмотреть следующие вопросы:
— расширяющийся (обостряющийся) новый мировой финансово-экономический кризис, разработка мер по его преодолению в рамках ШОС и БРИКС;
— растущая миграция, в отдельных странах (регионах) ведущая к обострению межнациональных, межэтнических и межрелигиозных отношений;
— обостряющиеся экологические кризисы, а также природные и техногенные катастрофы, которые ведут к масштабным разрушительным процессам;
— растущее во многих странах расслоение общества, порождающее социальные противоречия, ведущие к росту бедности, нищеты и социально обездоленных слоев, создающие революционные ситуации внутри рассматриваемых ассоциаций;
— сотрудничество в освоении космоса в рамках ШОС и БРИКС;
— разработка предложений по повышению роли и авторитета ООН, Совета Безопасности, «Большой двадцатки», ВТО, МВФ, МБ;
— разработка реальных механизмов разрешения внутренних конфликтов, противоречий в странах, входящих в ШОС и БРИКС;
— усиление механизмов равноправного сотрудничества в рамках ШОС и БРИКС;
— участие стран ШОС и БРИКС в проектах и программах ЕврАзЭС, СНГ и других организаций.
— возрождение и расширение пиратства, бандитизма, рабства, которые приобретают международный характер;
— рост коррупции: мошенничества, теневого бизнеса, лоббизма, взяток и т.д.
Представляется, что такой экономически значимый и крупный субъект Федерации, как Республика Башкортостан, также может и, видимо, должен сказать свое слово, внести свои предложения в программы данных форумов.
Какие предложения можно было бы внести в программы саммитов от Республики Башкортостан?
В первую очередь необходимо всестороннее обсуждение социально-экономических проблем, актуальных для республики и России в целом, и вопросов, которые могут представлять интерес для гостей и мирового сообщества в целом.
Республика Башкортостан является достаточно высокоразвитым индустриальным регионом России, к которому проявляют интерес многие страны мира. Развитие промышленного потенциала, его модернизация на инновационной основе — первостепенная задача экономики республики.
1. Прежде всего, Республика Башкортостан — один из крупнейших центров нефтеперерабатывающей и химической промышленности России. Продукция этих отраслей вывозится во многие страны мира, в т.ч. в страны ШОС и БРИКС. Номенклатура продукции указанных отраслей быстро меняется, расширяется, повышаются требования к качеству производимых продуктов, постоянно совершенствуется, модернизируется технология производства. Все это требует увеличения объема инвестиций, взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными партнерами. Если страны ШОС и БРИКС заинтересованы в сотрудничестве с республикой, с ее предприятиями, они могли бы внести свои предложения.
Важно подчеркнуть, что с этими отрасля-
ми промышленности непосредственно связаны проблемы экологии, охраны окружающей среды. Регионы и в т.ч. Башкортостан, где размещены производства химии и нефтехимии, сталкиваются с данными проблемами. Поэтому, наряду с программами развития указанных отраслей, в тесной связи с ними должны разрабатываться программы в сфере экологии и охраны окружающей среды. Эти программы должны рассматриваться и утверждаться в законодательных органах стран, где производятся соответствующие продукты. Представляется, что институты ШОС и БРИКС также должны рассматривать на своих саммитах данные вопросы.
На III Международном форуме «Большая химия», который прошел в мае 2013 г. в Уфе, вопросы развития химической и нефтехимической отраслей рассматривались в масштабе всего Поволжья. При этом отмечались трудности, с которыми сталкиваются данные отрасли. Они определены для республики как стратегические и дают ей значительный доход. Но нельзя игнорировать и накопившиеся здесь негативные аспекты развития ее химической отрасли. Это, прежде всего, экологические, сырьевые, энергетические, водные проблемы, проблемы развития транспортной инфраструктуры.
Возникают вопросы: надо ли дальше наращивать химическую отрасль в одном и том же регионе, создавая новые предприятия? Может быть, целесообразнее модернизировать действующие, направляя ресурсы на их развитие на инновационной основе? Эти вопросы требуют глубокого, комплексного научного обоснования, их нельзя решать только с точки зрения предпринимательской выгоды. В республике имеет место существенный дисбаланс в сырьевом, энергетическом, водном и транспортном обеспечении уже действующих химических производств. Население остро ставит эти вопросы.
2. Ключевой отраслью индустрии Республики Башкортостан является также авиационная промышленность: авиационное
моторостроение, вертолетостроение, авиационное приборостроение и т.д. Чрезвычайно важной становится и проблема малой авиации. Рынок этой продукции растет быстро, а в регионе есть материальная и научная база для создания соответствующих производств. Но они будут эффективными, конкурентоспособными только на новейшей технологической базе и как крупные, выпускающие продукцию для большого, емкого рынка.
Актуальными для России являются проблемы освоения космоса, развития космонавтики, и Башкортостан принимает участие в соответствующей программе. В Уфимском государственном авиационном техническом университете имеется существенная научно-техническая база. Следует задействовать ее на практике. Здесь возможна кластерная система взаимодействия в рамках ШОС и БРИКС.
3. В Республике Башкортостан действуют предприятия, производящие машины, оборудование для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности (в городах Уфе, Октябрьском, Туймазах, Ишимбае, Стерлитамаке, Белебее и т.д.), но некоторые из них маломощны или нуждаются в серьезном техническом переоснащении, следовательно, они неконкурентоспособны на больших рынках. Сейчас в Ишимбае закладывается крупное предприятие по производству нефтепромыслового оборудования с участием зарубежных фирм. Возможно, следует изучить перспективы создания на этой базе крупного кластера по производству нефтегазопромыс-лового оборудования для стран, входящих в ШОС и БРИКС.
4. Начинает развиваться чрезвычайно важное для Республики Башкортостан сельскохозяйственное машиностроение, производящее машины и оборудование для строящихся крупных аграрных хозяйств современного типа, для фермерского и личного подсобного хозяйства с учетом местных условий и запросов. Интерес к такой продукции будет и в других регионах России, а, возможно, и в других странах ШОС. Сложившаяся в последнее время
практика штучных закупок дорогостоящей зарубежной сельскохозяйственной техники не позволяет в полной мере решать проблему технического оснащения крупных сельскохозяйственных регионов, в т.ч. Республики Башкортостан, и полностью учитывать их запросы.
В условиях глобализации мирового рынка сужаются внутренние рынки в средних и небольших странах, особенно в странах с переходной экономикой. С каждым годом здесь усиливаются протесты против засилья крупных монополий Запада. Современную глобализацию в этом направлении можно рассматривать как неоимпериализм.
В экономической науке широко распространена теория постиндустриализма. Но она не отрицает теории и практики индустриального развития экономики. Сегодня может быть поставлена задача формирования нового подхода, новой характеристики современной индустриализации. Во всех развитых странах такой подход получает широкое распространение.
Второй важный вопрос, который необходимо осветить в ходе предстоящих саммитов — это продовольственная проблема. Она чрезвычайно актуальна, в т.ч. в ряде стран, входящих в ШОС и БРИКС.
Башкортостан располагает значительными ресурсами, огромным природным потенциалом для участия в решении продовольственной проблемы. Однако этот потенциал используется недостаточно эффективно. Во всем мире сельское хозяйство нуждается в помощи государства. Особенно это касается России, в т.ч. Башкортостана, где сельскохозяйственное производство находится в неблагоприятной природно-климатической зоне. В отдельные трудные годы, например, в 2013 г. государство оказывало помощь регионам, пострадавшим от засухи. Но помощь аграрному сектору должна быть постоянной и стабильной.
В рамках саммитов ШОС и БРИКС рассматриваемая проблема имеет не только чисто продовольственный аспект. Она связана с более широким кругом вопросов жизни людей на селе: с проблемами
демографии, трудовых ресурсов, занятости, миграции, медицинских услуг, развития образовательных учреждений и т.п.
Сейчас в республике реализуется ряд программ, связанных с производством продовольствия, развитием сельского хозяйства, обеспечением села кадрами. Но пока эти программы носят разобщенный характер, и их осуществление не может дать масштабного и долгосрочного эффекта. Очевидно, нужны не разрозненные программы, посвященные отдельным направлениям развития сельского хозяйства, учреждений социальной сферы на селе, а комплексная долгосрочная социально-экономическая стратегия развития села, которая охватила бы следующие важные аспекты:
— сельскохозяйственное производство (все типы хозяйств);
— обрабатывающая промышленность, прежде всего связанная с сельским хозяйством;
— современные жилищно-коммунальные и бытовые услуги городского типа;
— инфраструктура села (строительство современных дорог, спортивных сооружений и т.п.);
— система учебных заведений, медицинской службы, учреждений культуры и т.д.
Современный сельский житель не хочет жить в отсталой деревне. Он потянулся за хорошей жизнью в города, а он должен иметь в деревне такие же условия быта, как в городе. Иначе мы потеряем село! Здесь уместно вспомнить лозунг социализма — «преодоление различий между городом и деревней». Это должны быть не средние (усредненные) показатели по стране, по республике, по области, как это у нас принято, а конкретные планы для каждого сельского района. Нельзя решать проблему обеспечения городов рабочей силой за счет поголовного переселения туда сельчан.
Привлекательность Башкортостана для участников предстоящих саммитов во многом обусловлена его интеллектуальным имиджем. Республика имеет достаточно развитую систему общего, среднего профессионального и
высшего образования; мощный научный потенциал: здесь расположены Уфимский научный центр Российской академии наук с множеством институтов, Академия наук РБ, более десятка отраслевых научных и проектных институтов.
В ведущих высших учебных заведениях обучаются более 80 тыс. студентов, аспирантов, докторантов, в т.ч. большое число студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Так, в Уфимском государственном нефтяном техническом университете обучаются граждане из 30, в Башкирском государственном университете — студенты, аспиранты и докторанты из 8 стран мира. Возможность привлечения иностранных студентов в ближайшие годы, очевидно, расширится. Башкортостан имеет развитую сеть учреждений культуры, профессиональные артисты республики часто гастролируют по зарубежным странам.
Статистика свидетельствует о том, что темпы развития экономики республики в последние годы по многим показателям выше, чем в среднем по стране. Но поставленные цели на перспективу требуют более высоких темпов роста экономики. Что же этому мешает? В одном из своих выступлений на заседании Общественного совета по улучшению инвестиционного климата при Президенте РБ Рустэм Хамитов отметил: «Бизнесу мешает провинциальное мышление». Отмечалось также, что у предпринимательского сообщества слишком высок критический настрой. Немаловажно и то, что общество не принимает существующую модель рыночной экономики и бизнес-подходы, действующие в республике.
В коллективной работе «Башкортостан между прошлым и будущим: необходима консолидация усилий общества, власти, бизнеса и науки» названы основные пути решения накопившихся в республике проблем: правда жизни, культ права, новый имидж, инновационная модернизация, честный бизнес, власть без коррупции, конкурентоспособная экономика, демократический федерализм, достойная жизнь.
* * *
В последнее время как в масштабе страны, так и в регионах, в частности Президентом РБ Р.З. Хамитовым, подвергается критике принятая у нас модель экономической реформы и как ее результат — сложившаяся в начале XXI столетия модель экономики.
Сегодня становится очевидной абсолютизация концепции либеральной модели рыночной экономики, следствием которой явилось масштабное внедрение рыночного фундаментализма во все сферы не только экономики, но и жизнедеятельности общества. Всем странам, становящимся на путь рыночной экономики, как наиболее эффективная была рекомендована англо-американская модель «Вашингтонского консенсуса». Она показала свою неэффективность в тех странах, которые взяли ее на вооружение, а впоследствии вынуждены были отказаться от нее. Нам же понадобилось почти 20 лет, чтобы понять всю пагубность односторонней либеральной модели экономики, отказа от активного участия государства в управлении экономикой.
Любая страна не может копировать модель другой страны, развиваться по чужой модели. Но она может использовать полезный опыт отдельных зарубежных стран, положительный мировой опыт в целом. Данный принцип действует и внутри стран. Те или иные регионы, которые существенно отличаются друг от друга уровнем экономического развития, научно-техническим, природно-ресурсным потенциалом, структурой производства, также не могут полностью копировать модель другого региона. К сожалению, известны такие примеры, когда республике рекомендовали опыт экономического развития других регионов, структурные преобразования, во многом не соответствующие ее условиям.
Страна, стремящаяся выйти на передовые, лидерские позиции в мировой экономике, должна выработать компоненты собственной модели развития экономики, своего «экономического чуда». Мировая практика позволяет утверждать, что в XXI столетии произойдут
(отметим, что уже происходят) радикальные перемены в самом способе производства. Многие известные отечественные и зарубежные ученые разных эпох предлагали и предлагают сейчас широко применять интегрированный (или интегральный) подход к характеристике процессов, происходящих в различных социально-экономических системах.
Интегральная экономическая система, как отмечает профессор Российской академии Государственной службы при Президенте РФ Ю.В. Яковец, «это не капитализм и не социализм». Это следующий шаг в развитии общества, представляющий собой многоукладную экономику, состоящую из частной, государственной, корпоративной, кооперативной собственности.
В организационном плане — это сочетание крупного, среднего и малого бизнеса, государственно-частного предпринимательства, муниципального и натурального укладов. В технологическом плане — это сочетание четырех из пяти технологических укладов, которые сегодня имеют место. К сожалению, доля пятого технологического уклада у нас еще не велика. На пороге — шестой технологический уклад. В развитых странах опережающее развитие получили нанотехнологии, биотехнологии и информационно-коммуникационные технологии. Задача ускоренного развития данных направлений стоит и перед нами. Реализация соответствующей модели развития должна опираться на инновационную модернизацию, которая должна стать стратегией опережающего, а не догоняющего развития. В то же время это должна быть модель социально ориентированного рынка, не допускающего такого расслоения общества, вследствие которого массовая бедность населения сочетается с ограниченным числом богатых людей. Регионы России, которые стремятся быть опорными регионами страны, стать конкурентоспособными в условиях глобального мирового рынка, должны, как минимум, иметь модель социально-экономического развития, содержащую отмеченные выше характерные черты.
Возможности интенсивного развития экономики и страны в целом и ее регионов во многом связаны с состоянием инфраструктуры. В Республике Башкортостан именно отставание инфраструктуры, особенно транспортной и строительной, сдерживает ее экономический рост.
В условиях глобализации экономики, вхождения РФ в ВТО усиливается проблема конкурентоспособности, состояние которой во многом определяется уровнем развития транспортной системы. В Башкортостане, отличающемся разнообразием ландшафта, горно-лесной характеристикой многих регионов, отставание в сфере транспортной инфраструктуры особенно сильно сказывается на развитии экономики. Вот почему разрабатываемая в настоящее время долгосрочная целевая программа развития транспортной системы чрезвычайно актуальна. Программа включает: автодорожное строительство, развитие железнодорожного, воздушного, речного транспорта. Она рассчитана на 17 лет и предполагает три этапа — по 2015, по 2020 и по 2030 гг.
В целом стратегическая программа транспортного развития республики впервые носит комплексный характер. Но эксперты дают неоднозначные оценки тому, в какой мере она будет отвечать задачам комплексного социально-экономического развития республики. Насколько взаимоувязаны проектируемые новые транспортные пути на территории Башкортостана и экономические планы развития республики? Здесь необходим анализ ряда проблемных вопросов.
Во-первых, с какими населенными пунктами будет связана скоростная железнодорожная магистраль «Уфа — Янаул»? Не останутся ли в стороне от этой дороги города Нефтекамск и Агидель? Аналогичные вопросы можно отнести и к платной автомобильной магистрали протяженностью 265 км, которая пройдет по территории семи районов республики: Белебеевского, Ермекеевского, Биж-булякского, Миякинского, Стерлибашевско-го, Федоровского и Куюргазинского.
Во-вторых, серьезные проблемы существуют и с транспортной системой на подходах к Уфе и в пределах самой Уфы. Многие из них возникали и в прежние годы. Внутригородское строительство транспортной сети вызывает острые дискуссии среди горожан. Вопрос, который требует особого внимания и выделения необходимых средств, — это мо-стостроительство. Для г. Уфы, окруженного реками, его решение чрезвычайно важно. Не потеряла актуальности задача строительства метро.
В-третьих, в транспортной системе Башкортостана большую роль играют про-дуктопроводы. На территории республики они занимают десятки тысяч километров. Сейчас возникла новая проблема — необходимость перекачки углеводородного сырья из Сибири на нефтехимические предприятия Республики Башкортостан и Поволжья в целом. Эта сложная проблема требует решения на федеральном уровне. Сроки принятия соответствующего решения неоправданно затягиваются.
Многие из отмеченных проектов возникли в рамках развития экономики Республики Башкортостан, но не вошли в стратегические планы (проекты) федерального уровня, в т. ч. стратегические проекты содружества государств ШОС, ЕврАзЭС и т.п. Нам представляется, в реализации этих проектов могли бы быть заинтересованы и некоторые страны ШОС.
Отдельные современные экономические показатели республики, характеризующие состояние промышленности, ее отраслей — сельского хозяйства, строительства, транспорта, инфраструктуры, социальной сферы, культуры, образования, — будут представлены участникам саммитов. Но этого недостаточно, следовало бы показать перспективы республики в ближайшем и долгосрочном периоде, ее потенциал. Как в стране в целом, так и в Башкортостане нет общепризнанной и официально утвержденной стратегической социально-экономической программы развития на долгосрочную перспективу,
хотя дискуссии по этому поводу были и продолжают идти.
У нас есть опыт разработки концептуальных основ стратегических программ до 2015, 2020 гг. Но они в полной мере не отвечают современным требованиям. Можно и нужно разрабатывать стратегические программы социально-экономического развития республики по наиболее важным аспектам развития до 2020, 2030, 2050 гг. Таково веление времени, без этого трудно войти в новую цивилизацию.
В условиях растущей глобализации, когда мировому сообществу угрожает новый всеобщий кризис, усиливаются новые вызовы, чреватые разрушением достижений цивилизации, нужны новые подходы, новые идеи дальнейшего развития. Сегодня, ограничиваясь решением лишь текущих задач, невозможно найти путь к прогрессу.
Вместо заключения. На что может рассчитывать Республика Башкортостан от участия в Программах ШОС и БРИКС?
Прежде всего, сама подготовка к предстоящим саммитам привлекает значительные вложения в экономику республики, в особенности в инфраструктуру — от федерального, республиканского и местных бюджетов, от бизнес-структур — отечественных и зарубежных.
Во-вторых, подготовка и проведение саммитов связаны с развитием торгово-экономических связей республики со странами ШОС и БРИКС.
В-третьих, это приведет к участию бизнес-структур Башкортостана в программах социально-экономического развития стран ШОС и БРИКС на многосторонней и двухсторонней основе.
В-четвертых, это поможет привлекать в республику кредиты из банков ШОС и
БРИКС, а также из национальных банков стран ШОС и БРИКС.
В-пятых, будет способствовать участию республики в институциональных структурах (органах) ШОС и БРИКС.
В-шестых, следствием указанных мероприятий станет обмен кадрами со странами, входящими в ШОС и БРИКС, культурное взаимодействие со странами ШОС и БРИКС.
В-седьмых, это позволит республике участвовать в инфраструктурах ШОС и БРИКС, внести предложения о формировании в РБ инфраструктуры подразделений ШОС и БРИКС.
В-восьмых, подготовка и проведение саммитов позволит внести предложения о включении в органы управления ШОС и БРИКС представителей из Республики Башкортостан.
Но главный результат этих саммитов будет состоять в рассмотрении и решении тех острых проблем, которые накопились в мире; в повышении авторитета России в мировом сообществе, в развитии и подъеме экономики Российской Федерации.
На заседании Совета глав государств (СГГ) — членов Шанхайской организации сотрудничества, состоявшемся 14—15 июня 2011 г. в Астане, была принята Астанинская декларация, посвященная 10-летию ШОС (см. официальный сайт ШОС: URL: http/ www.sectso.org/). Представляется целесообразным принятие специальной Уфимской декларации, посвященной 15-летию ШОС, в которой получили бы отражение актуальные проблемы современной истории, ближайшей и отдаленной перспективы мирового социально-экономического развития и вопросы современного мироустройства, межгосударственных отношений с позиции стран, где живет значительная часть населения мира.
ЛИТЕРАТУРА 2. Башкортостан: между прошлым и будущим.
Общество, власть, бизнес и наука: необходима кон-1. Абдулов Н.К. Инициативы Казахстана по раз- солидация усилий: сб. ст. / сост. и координатор витию ШОС // Власть. 2013. № 1. С. 166—169. А.Х. Махмутов. Уфа: ДизайнПолиграфCервис, 2010.