Научная статья на тему 'БРИКС: проблемы и перспективы сотрудничества'

БРИКС: проблемы и перспективы сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
746
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИК / GOLDMAN SACHS / БРИКС / БЫСТРОРАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП) / КРИЗИС / "БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА" / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА (ШОС) / ВОЗМОЖНОСТИ РАСШИРЕНИЯ БРИКС / САММИТЫ БРИК И БРИКС / BRIC / BRICS / RAPIDLY DEVELOPING COUNTRIES / GROSS DOMESTIC PRODUCT (GDP) / CRISIS / GROUP OF EIGHT (G8) / SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION (SCO) / POSSIBILITIES OF EXPANDING OF BRICS / BRIC AND BRICS SUMMITS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шонин Н. Е., Минниахметова К. И.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью создания и появлением группы быстроразвивающихся стран в качестве нового геополитического игрока на мировой арене, а также ряд актуальных проблем в политическом и экономическом аспектах. Особое внимание уделяется саммитам БРИК и БРИКС встречам на высшем уровне глав государств и/или правительств, что позволяет судить об эффективности деятельности и возрастающей роли этой группы стран в мировой политике и экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRICS: PROBLEMS AND PROSPECTS OF COOPERATION

The issues referred to the need of creation and emergence of a group of rapidly developing countries as a new geopolitical player on the world scene, as well as a number of actual problems in the political and economic aspects are reviewed. Particular attention is paid to the BRIC and BRICS summits summits of Heads of State and/or Government that allows to judge about the effectiveness of activities and the increasing role of this group of countries in the world politics and economy.

Текст научной работы на тему «БРИКС: проблемы и перспективы сотрудничества»

ISSN 1998-4812

199

УДК 327

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

БРИКС: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА © Н. Е. Шонин, К. И. Минниахметова*

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан,450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 229 9616.

E-mail: camila. minniahmetova@yandex. ru

В статье рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью создания и появлением группы быстроразвивающихся стран в качестве нового геополитического игрока на мировой арене, а также ряд актуальных проблем в политическом и экономическом аспектах. Особое внимание уделяется саммитам БРИК и БРИКС - встречам на высшем уровне глав государств и/или правительств, что позволяет судить об эффективности деятельности и возрастающей роли этой группы стран в мировой политике и экономике.

Ключевые слова: БРИК, Goldman Sachs, БРИКС, быстроразвивающиеся страны, валовой внутренний продукт (ВВП), кризис, «Большая восьмерка», Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), возможности расширения БРИКС, саммиты БРИК и БРИКС.

Впервые термин «БРИК» (BRIC) был введен ведущим экономистом и аналитиком банка Goldman Sachs Джимом О'Нилом (англ. Jim O'Neill) в ноябре 2001 г. На саммите «Большой двадцатки» в Сеуле 11-12 ноября 2010 г. ЮжноАфриканская Республика (ЮАР) выразила желание присоединиться к БРИК. После присоединения ЮАР 18 февраля 2011 г. группа БРИК трансформировалась в БРИКС (BRICS - Brazil, Russia, India, China, South Africa), объединив между собой пятерку крупнейших быстроразвивающихся стран с формирующимися рынками, выделяющиеся высокими темпами развития экономики и ее значительной ориентацией на экспорт, которая, по мнению экспертов банка Goldman Sachs, в перспективе может стать доминирующей экономической системой в мире. Широкую известность термин «БРИК» приобрел в 2003 г. с появлением аналитического доклада Goldman Sachs, где прогнозировалось, что к 2040 г. страны группы догонят, а к 2050 г. превзойдут по суммарному ВВП США, Японию и западноевропейские страны [1].

В соответствии с прогнозами The Goldman Sachs Group Inc., сделанными в 2003 г., ожидалось, что по объему ВВП страны БРИК к 2039 г. обгонят шестерку наиболее развитых государств (США, Япония, Англия, Франция, Германия, Италия). Китай в 2041 г. станет крупнейшей экономикой в мире. Россия (к 2028 г.) и Бразилия (к 2036 г.) опередят Италию, Францию и Германию, Индия в 2032 г. по объему ВВП превзойдет Японию, а к 2050 г. будет уступать только США и Китаю. При этом максимальный из стран БРИК ВВП на душу населения к 2050 г. ожидается у России. Его величина будет больше, чем у Италии и Германии и вплотную приблизится к уровню Франции. У остальных стран БРИК этот показатель будет значительно ниже [2, с. 44].

Последовательность заглавных букв в аббревиатуре была определена не только благоприятным звучанием. Можно заметить, что слово «БРИКС»

созвучно с английским словом "bricks", что значит «кирпичи» [3, с. 87], поэтому данный термин используют для обозначения объединенной группы стран, благодаря росту которых будет обеспечиваться будущий рост экономики и фондовых рынков.

Сегодня БРИКС объединяет 3 млрд человек (43% населения Земли) на территории 39.7 млн кв. км (более % поверхности земной суши), производящих почти $13 трлн ВВП в год (21% мирового производства). Каждое из пяти государств БРИКС, расположенных на трех континентах, обладает заметным влиянием как в своем регионе, так и в мире, и вместе взятые располагают большими запасами важных для мировой экономики природных ресурсов [4, с. 2]. Так, Бразилия богата сельскохозяйственной продукцией, Россия является крупнейшим в мире экспортером минеральных ресурсов, Индия обладает дешевыми интеллектуальными ресурсами, Китай - дешевыми трудовыми ресурсами, ЮАР - природными ресурсами. Говоря о важнейших преимуществах стран БРИКС, важно отметить, что три из них, а именно Россия (СССР, с 29 августа 1949 г.), Китай (с 16 октября 1964 г.) и Индия (с 18 мая 1974 г.), обладают ядерным оружием, правда, Индия не подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1968 г., а Бразилия и ЮАР добровольно отказались от ядерного оружия и свернули свои ядерные программы (1990). Также Россия и Китай являются постоянными членами Совета Безопасности ООН и обладают правом вето в отношении решений Совета.

Goldman Sachs не предполагал, что эти страны смогут создать политический союз подобно Европейскому союзу, который в связи с шестым расширением и вступлением Хорватии с 1 июля 2013 г. стал включать в себя 28 государств. Однако назвать БРИКС интеграционным объединением, каковым является Европейский союз, пока весьма сложно. Тем не менее, страны БРИКС предприняли шаги по увеличению не только своего экономического сотрудничества, имея огромный потенциал сформи-

* автор, ответственный за переписку

ровать сильный экономический блок подобно государствам «Большой восьмерки», но и шаги по увеличению своего политического сотрудничества -прежде всего для того, чтобы иметь возможность оказывать влияние на положение США в основных торговых соглашениях. Это позволит преобразовать свою экономическую мощь в большее геополитическое влияние.

Создание БРИКС, инициированное в 2006 г. Российской Федерацией, явилось одним из наиболее значимых геополитических событий начала нового столетия. Данное объединение смогло за короткое время стать весомым фактором мировой политики [5]. Одной из предпосылок создания и формирования БРИКС стало сотрудничество стран БРИКС в двустороннем и трехстороннем форматах: Россия - Китай, Россия - Индия, Индия - Бразилия - Южная Африка (диалоговый форум ИБЮА, или ИБСА, IBSA - India, Brazil, South Africa с 2003 г.), Россия - Индия - Китай (РИК).

Базовая цель БРИКС - создание условий для эффективного сотрудничества и существенного усиления экономического потенциала стран-участниц, что обеспечит устойчивое экономическое развитие и укрепит финансовую и социальную стабильность внутри стран через взаимную справедливую экономическую интеграцию и отраслевую координацию. В результате это позволит странам БРИКС занять более выгодную позицию в условиях экономической глобализации. Стратегической целью БРИКС, по мнению Д. Медведева, высказанного на четвертом саммите в Нью-Дели, должна стать постепенная трансформация БРИКС в полноформатный механизм взаимодействия по важнейшим вопросам мировой политики и экономики, причем речь здесь идет не о расширении группы, а об углублении сотрудничества в ее рамках, о начале ин-ституционализации объединения.

Глобальный кризис 2008-2009 гг. стал серьезным испытанием для стран БРИК. Поэтому экономические потрясения последних лет заставили некоторых экспертов усомниться в возможности сохранения группы БРИК в неизменном составе. Поскольку еще не создан механизм практического сотрудничества между странами, эксперты, преимущественно западные, полагают, что у этого формата, во-первых, много проблем, во-вторых, многие из них просто не хотят, чтобы формат БРИК/БРИКС развивался и считают его виртуальной структурой, и в-третьих, они видят, что между странами БРИК/БРИКС в двустороннем плане существует достаточно много проблем, связанных с практическим взаимодействием. Одними из первых по этому поводу высказались специалисты Standard&Poor's. По их мнению, различия между странами группы усиливаются, тогда как в период роста потребления они казались несущественными [6].

Существуют разные взгляды на перспективы этого неформального клуба, особенно в мировой

политике. Поэтому после очередной волны кризиса выделялись пять основных вытекающих друг из друга тезисов, выдвигаемых скептиками относительно будущего БРИК.

1. От «великолепной четверки» отделяются Бразилия и Россия.

Отмечавшийся с начала нынешнего десятилетия инвестиционный бум в этих двух странах со средним уровнем доходов тесно связан с положительной динамикой цен на сырьевые товары, поэтому он был резко прерван в период их снижения. Вторая волна ухудшения условий торговли в силу недостаточной диверсификации экономики Бразилии и России неизбежно приведет к замедлению экономического роста и ухудшению ситуации в финансах общественного сектора.

2. Из БРИК выпадает Россия.

Этот тезис обусловлен тем, что Россия стала рассматриваться как «четвертый лишний». И вызвано это не только тем, что российская экономика находится в гораздо худшем положении, чем у остальных членов группы, но и самоуспокоенностью России перед лицом самого тяжелого и затяжного после августа 1998 г. экономического кризиса. Также «грехом» России считалось и то, что на тот момент она не входила во Всемирную торговую организацию (ВТО), в отличие от всех остальных членов БРИК. Россия официально вступила в ВТО только 22 августа 2012 г., став ее 156-м полноправным членом. Другая, лестная для нашей страны причина состоит в том, что Россию нельзя сравнивать с другими странами БРИК, поскольку, несмотря на их несомненные экономические успехи, Россия имеет ряд существенных преимуществ - у нее намного больше душевые доходы (объем ВВП на душу населения), лучше развита фундаментальная наука, более высок уровень образования населения и т. п. Таким образом, уступая другим странам БРИКС по одним показателям, Россия опережает их по другим. И, наконец, Россия еще в июне 1997 г. официально присоединилась к «Большой семерке», тем самым образовав «Большую восьмерку» самых промышленно развитых стран мира, хотя и там ее положение продолжает оставаться весьма неустойчивым.

3. Из БРИК выпадает быстро прогрессирующий Китай.

Ни для кого не секрет, что Китай давно превращается в самостоятельный мировой экономический центр и уже не видит прежней острой необходимости в членстве «великолепной четверки». Однако Китай пытается диктовать свои условия и, тем самым, установить свое влияние не только в рамках БРИК, но и в рамках ШОС, куда Россия также входит: Китай считает, что приоритеты ШОС должны быть ориентированы, прежде всего, на экономическую деятельность, нежели на военную, антитеррористическую, либо делиться поровну, а впоследствии экономическая составляющая должна занять

главное место в деятельности организации, какое занимает в БРИК. Россия же, напротив, настаивает на сохранении первоначальной деятельности ШОС, так как не может допустить усиления экономического потенциала и установления экономической гегемонии Китая как в АТР, так и за его пределами. Глобальный кризис показал, что Бразилия, Россия, Индия и Китай выступают в слишком разных весовых категориях, и, если Китай и включать в какую-то группу, то только в команду мировых экономических лидеров как США и европейские страны. Об этом свидетельствуют приведенные нами ранее прогнозы.

4. У стран БРИК мало общих политических целей и интересов.

В БРИК элементарно нет единства по поводу того, в каком направлении это международное объединение должно далее двигаться. Все входящие в него державы выступают за больший учет в мировой политике отстаиваемых ими подходов и продвигаемых интересов: Китай вполне успешно ведет свою игру, скупая энергоресурсы в Африке, Иране, Ираке и Латинской Америке; Индия обеспокоена возможностью вспышки конфликтов на ее границах (это касается, прежде всего, двусторонних отношений Индии и Китая, а также трудноразрешимого территориального спора, длящегося уже более полувека, по поводу Кашмира между Индией и Пакистаном, поддерживаемого Китаем), а Бразилия больше занята своими внутренними преобразованиями. И это сразу же порождает следующий более реалистичный тезис.

5. БРИК может быть расширена.

Обсуждались такие новые варианты, как

BRICET (БРИК + Восточная Европа и Турция), BRICKET (БРИК + Восточная Европа, Турция и Корея), BRIMC (БРИК + Мексика). Эксперты Goldman Sachs не ограничиваются изменением формата БРИК и предлагают выделить новую группу - Next 11, куда они относят Индонезию, Иран, Нигерию, Турцию, Мексику, Бангладеш, Вьетнам, Египет, Пакистан, Филиппины и Южную Корею. Данный термин был введен в оборот в ежегодном отчете агентства 15 декабря 2005 г. [7, с. 72-74].

И действительно, после постепенного снижения темпов кризиса, в феврале 2011 г. группа БРИК была расширена до БРИКС путем присоединения к ней ЮАР, что говорит об открытом и недискриминационном взаимодействии между странами БРИК (теперь уже БРИКС) в сфере присоединения нового партнера.

Таким образом, группа БРИК превратилась в объединение, которое самостоятельно интегрирует в себя новые государства. Не исключено, что в ближайшее время БРИКС будет еще расширена за счет стран, претендующих на попадание в «клуб», -Индонезии, Турции, Австралии, Нигерии и/или

Мексики. Теперь уже могут возникнуть трудности с новым названием этой группы стран.

Однако экономические аргументы дают возможность причислить к БРИК, например, Мексику, тогда как включение ЮАР в эту группу, казалось бы, является необоснованным. Goldman Sachs объяснил, почему Мексика не была включена в БРИК: только у Мексики и, возможно, у Южной Кореи есть потенциал, чтобы конкурировать с БРИК, но эти страны обладают экономиками, которые основатели БРИК решили исключить первоначально, потому что они рассматривались как более развитые, правда, маловероятно, что Южная Корея осмелится присоединиться к БРИКС, при этом не испортив отношений со своим американским союзником; Мексика становится шестой по величине экономикой, заняв позицию перед Россией, которую США вряд ли выпустят из зоны своего влияния и позволят присоединиться к БРИКС. На наш же взгляд, ЮАР, являясь одной из отстающих экономик мира, но в то же время являясь самой развитой на континенте, была включена в состав БРИК и образовав БРИКС преимущественно для придания образованию большего геополитического веса, тем самым представляя весь Африканский регион.

Несмотря на отмеченные проблемы и трудности, существующие и по сей день в отношениях между странами БРИКС, наблюдается и положительная динамика сотрудничества, чему следует уделить должное внимание, а также выделить возможные перспективы.

Политический диалог в формате БРИК начался в сентябре 2006 г. по инициативе Президента России В. В. Путина, когда во время 61-й сессии ООН в Нью-Йорке состоялась встреча министров иностранных дел четырех стран [8]. 9 июля 2008 г. прошла первая (краткая) встреча глав государств БРИК в Тояко-Онсэн на о. Хоккайдо в Японии после встречи «Большой восьмерки» [9].

В дополнение к межмидовским контактам завязался диалог по линии министерств финансов. Так, после этого дважды проходили встречи министров финансов стран БРИК - 7 ноября 2008 г. в Сан-Паулу (Бразилия) и 13 марта 2009 г. в Лондоне, а 29 мая 2009 г. Президент России Д. А. Медведев встретился в Москве с представителями стран группы БРИК, отвечающими за вопросы национальной безопасности [10]. Именно эти встречи и положили начало новой ступени сотрудничества стран БРИК на высшем уровне - двум саммитам БРИК и последующим саммитам БРИКС.

Первый саммит БРИК состоялся 16 июня 2009 г. в Екатеринбурге. В ходе саммита состоялись две встречи: сначала в узком составе, а затем - переговоры с участием членов делегаций. Дмитрий Медведев сделал заявление от имени глав государств стран БРИК. Помимо этого, было принято два заявления: Совместное заявление лидеров стран БРИК

и Совместное заявление стран БРИК по глобальной продовольственной безопасности [11].

Второй саммит руководителей стран БРИК состоялся 15-16 апреля 2010 г. в столице Бразилии г. Бразилиа. По итогам саммита было сообщено о подписании ряда межгосударственных договоров и о важнейших затронутых вопросах: преодоление последствий кризиса и создание нового финансового порядка, в части права на большее влияние в таких международных организациях, как Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ) [12], также было принято Совместное заявление глав государств и правительств стран-участниц БРИК.

Третий саммит БРИКС состоялся 13-14 апреля 2011 г. в китайском курортном городе Санья, расположенном на о. Хайнань. На данном саммите состоялось официальное включение в группу пятого ее члена - ЮАР, что автоматически увеличило поле взаимодействия стран по широким вопросам глобальной и региональной политики. Во время встреч уже пяти президентов были затронуты различные вопросы взаимного сотрудничества, а также вопросы скорейшего присоединения России к ВТО и мирного урегулирования ливийского вопроса. По итогам саммита была подписана совместная декларация, в которой были сформированы основные направления мировой политики и план действий на ближайший год [13], также страны договорились об экономическом взаимодействии с использованием национальных валют.

Четвертый саммит БРИКС состоялся 28-29 марта 2012 г. в столице Индии Нью-Дели. Общая тема саммита - «Партнерство БРИКС в интересах глобальной стабильности, безопасности и процветания», что получило свое отражение в Делийской декларации, принятой по итогам саммита. Также был принят Делийский план действий. Саммит был посвящен проблемам глобальной экономики, антикризисным мерам, а также проблеме урегулирования ситуации вокруг Сирии и Ирана. Стороны обсудили возможности создания совместного банка развития и механизмы сближения своих фондовых площадок, что означает постепенный отказ от евро и доллара в расчетах между странами и предусматривает процесс укрепления национальных валют [14].

Пятый юбилейный саммит БРИКС прошел 2627 марта 2013 г. в Дурбане (ЮАР). Впервые была официально обозначена тема саммита - «БРИКС и Африка: партнерство в целях развития, интеграции и индустриализации». Это свидетельствует о том, что страны БРИКС сообща отстаивают права и интересы Африки и других стран с переходными экономиками, выступают за повышение их роли и влияния в глобальной системе управления. Накануне саммита Президент России Владимир Путин по приглашению Президента ЮАР Джейкоба Зумы посетил страну с рабочим визитом. В рамках визита

прошли российко-южноафриканские переговоры на высшем уровне, в ходе которых планировалось обсудить комплекс вопросов двустороннего сотрудничества, также готовятся к принятию Декларация о стратегическом партнерстве России и ЮАР, соглашения о сотрудничестве в сфере энергетики и сельском хозяйстве [15]. В планы саммита входило принятие ряда ключевых решений, в частности, о создании виртуального секретариата в БРИКС, Банка развития, Банка международных расчетов и специального антикризисного фонда [16]. По итогам саммита была обнародована Этеквинская декларация и Этеквинский план действий. В декларации дана оценка текущей мировой политической и экономической ситуации, отражены общие подходы стран БРИКС по актуальным вопросам многостороннего сотрудничества. План действий конкретизирует работу БРИКС на предстоящий год, а также включает новые перспективные направления взаимодействия [17]. Также еще в преддверии саммита В. Путиным была представлена Концепция участия России в БРИКС, которая может быть воспринята как программа военных действий и объявление войны Западу, согласно ее положениям. Ведь, по сути, в данной концепции брошен прямой вызов Западу и его неоколониальной системе. Однако Путин заявил, что не рассматривает БРИКС как геополитического конкурента западным странам или их организациям. На саммите было решено, что следующий шестой саммит БРИКС (первый саммит БРИКС второго цикла) пройдет в Бразилии в 2014 г.

Также уже известно, что в 2015 г. очередной саммит БРИКС пройдет в столице Республики Башкортостан г. Уфе, что позволит поднять экономический статус Башкортостана и ускорить решение ряда насущных для республики и ее столицы вопросов.

Таким образом, БРИКС уже стала реальностью мировой политики и экономики. Появился новый неформальный институт, который занял свое место в современных международных экономических и политических отношениях. Создание секретариата, особенно постоянного, сможет обеспечить преемственность в развитии будущей, уже институционально оформленной организации и, соответственно, упрочит сотрудничество между странами. Проблематика БРИКС наращивает свою актуальность, становясь одним из ключевых направлений внешней политики России. Стратегический курс России в формате БРИКС направлен на всемерное укрепление этой группы как важного элемента формирующегося нового миропорядка и как инструмента развития стратегического партнерства государств-участников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Dreaming With BRICs: The Path to 2050. Economic Research

from the Goldman Sachs Financial Workbench. // Global Eco-

nomics Paper. № 99. 2003. URL: http://www.goldmansachs.c om/our-thinking/archive/archive-pdfs/brics-dream.pdf

2. Зайцева Ю. С. Межрегиональная дифференциация в странах БРИК: возможности оценки // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №5. С. 44-51.

3. Мюллер В. К. Школьный англо-русский словарь: 80 000 слов. М.: Эксмо, 2008. 800 с.

4. Архангельская А. А. БРИК становится БРИКС // Азия и Африка сегодня. 2011. №9. С. 2-5.

5. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС. // Официальный сайт Президента России. 2013. URL: http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d452a8a232 b2f6f8a5.pdf

6. Рувинский В. Standard&Poor's усомнилось в дальнейшей необходимости БРИК // RB.ru. 2009. URL: http://www.rb.ru/topstory/economics/2009/02/05/182517.html

7. Хейфец Б. А. БРИК: миф или реальность? // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №9. С. 7280.

8. Первый саммит БРИК. Екатеринбург, июнь 2009 года. О взаимодействии в формате БРИК // Официальный сайт Президента России. 2009. URL: http://archive.kremlin.ru/ar ticles/217510.shtml

9. На полях саммита «большой восьмерки» состоялась встреча лидеров группы БРИК. // Официальный сайт Президента России. 2008. URL: http://archive.kremlin.ru/tex t/news/2008/07/203878.shtml

10. Предстоящий саммит БРИК в Екатеринбурге послужит более интенсивному развитию сотрудничества Бразилии, России, Индии и Китая // Официальный сайт Президента России. 2009. URL: http://archive.kremlin.ru/text/themes2009 /05/216980.shtml.

11. Первый саммит БРИК. Екатеринбург. 16 июня 2009 // Официальный сайт Президента России: электронный ресурс. 2009. URL: http://archive.kremlin.ru/events/detail/2 009/06/16/type209410_217951.shtml.

12. В Бразилии завершил работу саммит БРИК: итоги и соглашения // РБК. 2010. URL: http://top.rbc.ru/economics/16 /04/2010/395037.shtml

13. Декларация, принятая по итогам саммита БРИКС (г. Са-нья, о. Хайнань, Китай, 14 апреля 2011 года) // Официальный сайт Президента России. 2011. URL: http://news.kre mlin.ru/ref_notes/

14. Четвертый саммит БРИКС // РБК. 2012. URL: http://top.rbc .ru/photoreport/29/03/2012/643987.shtml

15. Россия предлагает трансформировать БРИКС в полноформатный механизм стратегического взаимодействия -Владимир Путин // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 2013. URL: http://www.mid.ru/brics .nsf/WEBNovstart/C325786100462DFEC3257B36000CE52B.

16. Саммит БРИКС пройдет в Дурбане 26-27 марта. 2013. URL: http : //www. panarmenian. net/rus/news/151388.

17. Саммит БРИКС в Южно-Африканской Республике. // Официальный сайт Президента России. 2013. URL: http://kremlin.ru/news/17752.

Поступила в редакцию 18.09.2013 г.

BRICS: PROBLEMS AND PROSPECTS OF COOPERATION © N. Ye. Shonin, C. I. Minniakhmetova*

Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Russia.

Phone: +7 (347) 272 63 70.

E-mail: camila. minniahmetova@yandex. ru

The issues referred to the need of creation and emergence of a group of rapidly developing countries as a new geopolitical player on the world scene, as well as a number of actual problems in the political and economic aspects are reviewed. Particular attention is paid to the BRIC and BRICS summits - summits of Heads of State and/or Government that allows to judge about the effectiveness of activities and the increasing role of this group of countries in the world politics and economy.

Keywords: BRIC, Goldman Sachs, BRICS, rapidly developing countries, Gross Domestic Product (GDP), crisis, Group of Eight (G8), Shanghai Cooperation Organization (SCO), possibilities of expanding of BRICS, BRIC and BRICS summits.

REFERENCES

1. Dreaming With BRICs: The Path to 2050. Economic Research from the Goldman Sachs Financial Workbench. // Global Economics Paper. No. 99. 2003. URL: http://www.goldmansachs.com/our-thinking/archive/archive-pdfs/brics-dream.pdf

2. Zaitseva Yu. S. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2010. No. 5. Pp. 44-51.

3. Myuller V. K. Shkol'nyi anglo-russkii slovar': 80 000 slov. Moscow: Eksmo, 2008. 800 pp.

4. Arkhangel'skaya A. A. Aziya i Afrika segodnya. 2011. No. 9. Pp. 2-5.

5. Kontseptsiya uchastiya Rossiiskoi Federatsii v ob''edinenii BRIKS. // Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossii. 2013. URL: http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d452a8a232b2f6f8a5.pdf

6. Ruvinskii V. Standard&Poor's usomnilos' v dal'neishei neobkhodimosti BRIK // RB.ru. 2009. URL: http://www.rb.ru/topstory/econo mics/2009/02/05/182517.html

7. Kheifets B. A. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2010. No. 9. Pp. 72-80.

8. Pervyi sammit BRIK. Ekaterinburg, iyun' 2009 goda. O vzaimodeistvii v formate BRIK // Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossii. 2009. URL: http://archive.kremlin.ru/articles/217510.shtml

9. Na polyakh sammita «bol'shoi vos'merki» sostoyalas' vstrecha liderov gruppy BRIK. // Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossii. 2008. URL: http://archive.kremlin.ru/text/news/2008/07/203878.shtml

10. Predstoyashchii sammit BRIK v Ekaterinburge posluzhit bolee intensivnomu razvitiyu sotrudnichestva Brazilii, Rossii, Indii i Kitaya // Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossii. 2009. URL: http://archive.kremlin.ru/text/themes2009/05/216980.shtml.

11. Pervyi sammit BRIK. Ekaterinburg. 16 iyunya 2009 // Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossii: elektronnyi resurs. 2009. URL: http://archive.kremlin.ru/events/detail/2009/06/16/type209410_217951.shtml.

12. V Brazilii zavershil rabotu sammit BRIK: itogi i soglasheniya // RBK. 2010. URL: http://top.rbc.ru/economics/16/04/2010/395037.shtml

13. Deklaratsiya, prinyataya po itogam sammita BRIKS (g. San'ya, o. Khainan', Kitai, 14 aprelya 2011 goda) // Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossii. 2011. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/

14. Chetvertyi sammit BRIKS // RBK. 2012. URL: http://top.rbc.ru/photoreport/29/03/2012/643987.shtml

15. Rossiya predlagaet transformirovat' BRIKS v polno-formatnyi mekhanizm strategicheskogo vzaimodeistviya - Vladimir Putin // Minis-terstvo inostrannykh del Rossiiskoi Federatsii. 2013. URL: http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBNovstart/Pp. 25786100462DFEPp. 257B36000Pp. 52B.

16. Sammit BRIKS proidet v Durbane 26-27 marta. 2013. URL: http://www.panarmenian.net/rus/news/151388.

17. Sammit BRIKS v Yuzhno-Afrikanskoi Respublike. // Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossii. 2013. URL: http://kremlin.ru/news/17752.

Received 18.09.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.