Научная статья на тему 'Программа саммита ШОС в Уфе: от противодействия глобальным вызовам к стабильности развития'

Программа саммита ШОС в Уфе: от противодействия глобальным вызовам к стабильности развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САММИТ ШОС-2015 / SCO SUMMIT-2015 / УФА / UFA / БАШКОРТОСТАН / BASHKORTOSTAN / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / "ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ" / "SILK ROAD ECONOMIC BELT" (SREB) / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / МЕЖСТРАНОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CROSS-COUNTRY COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махмутов Анас Хусаинович, Пескова Динара Рустемовна

Статья посвящена исследованию ряда проблем, стоящих перед странами-участницами ШОС в преддверии саммита в Уфе. Проанализировано влияние проблем глобального развития на функционирование Шанхайской организации сотрудничества. В частности, отмечена озабоченность членов ШОС возрастающими потоками миграции и необходимостью принятия серьезных решений в этой сфере. Это диктуется и политическими, и экономическими мотивами. Рассмотрены возможные вопросы для обсуждения на уфимском саммите ШОС, определяющие направления дальнейшего сотрудничества в рамках организации. Показана усиливающаяся роль тесного взаимодействия двух мировых держав России и Китая в функционировании как ШОС, так и БРИКС. Отмечена российская заинтересованность в реализации «Экономического пояса Шелкового пути» китайской инициативы по углублению сотрудничества Китая, государств Центральной Азии и России. Предложены наиболее актуальные для Башкортостана темы повестки дня саммита в июле 2015 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Махмутов Анас Хусаинович, Пескова Динара Рустемовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUMMIT OF THE SCO IN UFA FROM GLOBAL CHALLENGES TO A SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The article explores the problems facing countries-participants of the Shanghai Cooperation Organization (SCO) in anticipation of Ufa Summit-2015. The influence of global development problems on the SCO functioning is being analyzed. The problem of global and regional migration and the necessity of serious actions in this sphere driven by political and economic motives have been emphasized. Potential topics to be discussed in the Ufa SCO Summit which will define the directions of further cooperation within the Organization are considered. The growing role of collaboration between the Russian Federation and China as leaders of the SCO as well as BRICS has been demonstrated. Russia is interested in the realization of Chinese initiative “Silk Road Economic Belt” (SREB), meaning for intensive economic relations of China and Russia with the countries of Central Asia. The most actual for the Republic of Bashkortostan topics for the Ufa SCO Summit Agenda have been suggested.

Текст научной работы на тему «Программа саммита ШОС в Уфе: от противодействия глобальным вызовам к стабильности развития»

ФИЛОСОФИЯ. ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ

áfe Ф ^'s. ¿рч >:ч ¿щ ^ффф ф ¿f* ^ ^ «ц

А.Х. Махмутов, Д.Р. Пескова

ПРОГРАММА САММИТА ШОС В УФЕ: ОТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ГЛОБАЛЬНЫМ ВЫЗОВАМ К СТАБИЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Аннотация

Статья посвящена исследованию ряда проблем, стоящих перед странами-участницами ШОС в преддверии саммита в Уфе. Проанализировано влияние проблем глобального развития на функционирование Шанхайской организации сотрудничества. В частности, отмечена озабоченность членов ШОС возрастающими потоками миграции и необходимостью принятия серьезных решений в этой сфере. Это диктуется и политическими, и экономическими мотивами.

Рассмотрены возможные вопросы для обсуждения на уфимском саммите ШОС, определяющие направления дальнейшего сотрудничества в рамках организации. Показана усиливающаяся роль тесного взаимодействия двух мировых держав — России и Китая — в функционировании как ШОС, так и БРИКС. Отмечена российская заинтересованность в реализации «Экономического пояса Шелкового пути» — китайской инициативы по углублению сотрудничества Китая, государств Центральной Азии и России. Предложены наиболее актуальные для Башкортостана темы повестки дня саммита в июле 2015 года.

Ключевые слова: Саммит ШОС—2015, Уфа, Башкортостан, миграция, «Экономический пояс Шелкового пути», глобализация, межстрановое взаимодействие

Anas H. Makhmutov, Diñara R.. Peskova

THE SUMMIT OF THE SCO IN UFA - FROM GLOBAL CHALLENGES TO A SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Abstract

The article explores the problems facing countries-participants of the Shanghai Cooperation Organization (SCO) in anticipation of the Ufa Summit—2015. The influence of global development problems on the SCO functioning is being analyzed. The problem of global and regional migration and the necessity of serious actions in this sphere driven by political and economic motives have been emphasized.

Potential topics to be discussed in the Ufa SCO Summit which will define directions of further cooperation within the Organization are considered. The growing role of collaboration between the Russian Federation and China as leaders of the SCO as well as BRICS has been demonstrated. Russia is interested in the realization of Chinese initiative "Silk Road Economic Belt" (SREB), meaning intensive economic relations of China and Russia with the countries of Central Asia. The most actual topics for the Republic of Bashkortostan at the Ufa SCO Summit Agenda have been suggested.

Key words: SCO Summit—2015, Ufa, Bashkortostan, migration, "Silk Road Economic Belt" (SREB), globalization, cross-country cooperation

Махмутов Анас Хусаинович, доктор экономических наук, профессор, академик АН РБ (Уфа)

Пескова Динара Рустемовна, доктор экономических наук, доцент, декан факультета экономики и управления БАГСУ при Президенте РБ (Уфа), e-mail: [email protected]

Anas Kh. Makhmutov, Prof. Dr.Sc. (Economics), Full Member of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan (Ufa)

Dinara R.. Peskova, Dr.Sc. (Economics), Associate Professor, Dean of the Department of Economics and Management of the Bashkir Academy of public Economics and Management under the President of the Republic of Bashkortostan (Ufa, Russia), e-mail: [email protected].

УДК 338 339.9

© Махмутов А.Х., Пескова Д.Р., 2015

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2015/2 (68)

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является интеграционной структурой, которая на современном этапе способна играть значимую роль на международной арене. Однако в настоящее время и развитые, и развивающиеся страны, и особенно страны с переходной экономикой, испытывают серьезные трудности, связанные с социально-экономическим развитием. Страны-участницы ШОС в данном случае не являются исключением.

Подобные вопросы уже поднимались нами в предыдущих публикациях [4; 5], но в преддверии Уфимского саммита ШОС-2015 они приобрели еще большую актуальность. Прежде всего, необходимо сказать о том, что и развитые, и развивающиеся страны еще не преодолели последствия глобального мирового финансово-экономического кризиса 2008 г., однако сейчас их охватывает новый, возможно, еще более острый финансово-экономический кризис.

Ситуация усугубляется тем, что расширяются масштабы и характер цивилизационного кризиса. Внутри отдельных стран и между странами, континентами усиливаются межэтнические, религиозные противоречия, политическое противостояние, возникают межгосударственные, пограничные конфликты. Имеет место беспрецедентное вмешательство отдельных стран, в частности США, во внутренние дела других государств, контроль и слежка за деятельностью правительственных структур, руководителей учреждений и частных лиц, что вызывает массовые протесты.

Еще одна серьезная проблема современности — возрастающий поток мигрантов из развивающихся стран в развитые, в частности, в страны Европы, США, Канаду и т.д. Нарастает поток мигрантов из бывших союзных республик СССР (Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, Украина, Молдова и др.) в Россию. Этот процесс приобретает неуправляемый характер и часто сопровождается многочисленными негативными явлениями для мигрантов и принимающих их стран. Рамки данной статьи не позволяют подробно анализировать данные процессы, это предмет отдельного исследования. Но очевидно, что указанный вопрос заслуживает специального обсуждения в рамках саммита ШОС в Уфе и принятия необходимых решений по упорядочению миграционного процесса.

И, наконец, при перечислении наиболее серьезных проблем современного общественного развития, нельзя не сказать о том, что глубокую обеспокоенность вызывает падение морально-нравственного климата общества, особенно в сфере культуры, образования. Необходимо учитывать данную негативную тенденцию при формировании международных интеграционных структур (СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, БРИКС и т.д.). Учредители этих организаций должны включать в программы своей деятельности все стороны жизни населения своих стран, а не только предпринимательство, финансы и экономику. Игнорирование жизненных интересов населения, как показывает практика, может разрушить и экономику, и институты государства и общества. Безусловно, эти вопросы заслуживают обсуждения и самого пристального внимания не только в рамках институтов государства, но и в рамках гражданского общества и указанных международных организаций.

В этих условиях усиливается роль интеграционных процессов в рамках тех стран, которые пытаются коллективно защищать свои национальные интересы, в то время как отдельные страны, чтобы защитить себя, идут по пути оснащения своих национальных вооруженных сил средствами массового поражения, включая атомные и водородные бомбы, химические и другие средства самообороны.

О повестке дня и Программах работы ШОС в 2015 г. в Башкортостане

Российская программа саммита 2015 г. будет формироваться Российским Национальным Советом. В российской части программы, возможно, будут учтены предложения Республики Башкортостан, поскольку саммиты пройдут на ее территории.

На состоявшемся 14—15 декабря 2014 года в Астане заседании глав правительств государств-членов Шанхайской организации сотрудничества озвучили приоритетные направления взаимовыгодного сотрудничества, которые они хотели бы обсудить на саммите в Уфе.

Во-первых, разработка и реализация совместных мер в целях обеспечения устойчивого социально-экономического роста, интенсификации торгово-экономической и инвестиционной деятельности, развития сотрудничества в высокотехнологичных отраслях экономики, модер-

низации различных отраслей промышленности, совершенствования транспортно-логистической, информационно-коммуникационной и иной инфраструктуры, повышения экономической конкурентоспособности, уровня и качества жизни населения государств-членов ШОС. Подчеркнута важность создания благоприятных условий для расширения практического сотрудничества в финансовой, банковской, научно-технической, инновационной, энергетической, включая использование альтернативных и возобновляемых источников энергии, и таможенной сферах, а также в области сельского хозяйства, транспорта, телекоммуникаций в соответствии с Планом мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС и Перечнем мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках Организации на период 2012—2016 гг.

Во-вторых, развитие межстранового взаимодействия в рамках подготовки к реализации «Экономического пояса Шелкового пути» — китайской инициативы по углублению сотрудничества Китая, государств Центральной Азии и России. В Астане, представляя свою концепцию, китайский лидер сформулировал программу действий в этом направлении из пяти пунктов: 1) усиление координации государств региона в политической области; 2) интенсификация строительства единой дорожной сети; 3) развитие торговли путем ликвидации торговых барьеров, снижения издержек торговли и инвестиций, повышения скорости и качества экономических операций в регионе; 4) увеличение валютных потоков за счет перехода на расчеты в национальных валютах; 5) усиление роли народной дипломатии, расширение прямых связей между народами стран региона [3].

Россия позитивно оценивает китайскую инициативу. Об этом говорится в совместном заявлении, принятом во время визита Президента В.В. Путина в Пекин в мае 2014 года: «Россия считает важной инициативу Китая по формированию «Экономического пояса Шелкового пути» и высоко оценивает готовность Китайской стороны учитывать российские интересы в ходе ее разработки и реализации». В документе далее выражается готовность России и Китая продолжить «поиск путей возможного сопряжения проекта «Экономического пояса Шелкового пути» и создаваемого Евразийского

экономического союза. В этих целях они намерены и дальше углублять сотрудничество между компетентными ведомствами двух стран, в том числе для осуществления совместных проектов по развитию транспортного сообщения и инфраструктуры в регионе» [6].

В-третьих, наращивание сотрудничества между государственными органами и бизнес-структурами в области инвестиций, налаживание прямых контактов между деловыми кругами государств-членов ШОС. Так, например, в Уфе планируют создать Венчурный фонд стран Шанхайской организации сотрудничества. Центральный офис будет находиться в столице Башкортостана, представительства — в Москве и Пекине. Это решение было принято на Петербургском международном экономическом форуме и получит дальнейшее развитие в рамках работы Уфимского саммита в июле 2015 г.

В-четвертых, всестороннее развитие взаимодействия в аграрной сфере, осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований технологий органического производства продовольственного сырья, разработка высокотехнологичных инновационных проектов в области сельского хозяйства.

В-пятых, консолидация усилий по области экологического сотрудничества и защиты окружающей среды, дальнейшего ограничения вредных выбросов в атмосферу, в том числе парниковых газов, а также снижения удельного веса энергопотребления, отмечена актуальность интеграции в сфере энергетики, включая использование альтернативных и возобновляемых источников энергии.

В-шестых, интеграция взаимодействия правоохранительных ведомств стран ШОС в сфере борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и другими негативными проявлениями теневой экономики.

Какие предложения можно было бы внести в программы саммитов от Республики Башкортостан — вопрос непростой. Очевидно, в первую очередь необходимо всестороннее обсуждение социально-экономических проблем, актуальных для России и республики, и вопросов, которые могут представлять интерес для гостей и мирового сообщества в целом. Отправными точками для такого обсуждения представляются следующие.

Республика Башкортостан является достаточно высокоразвитым индустриальным регионом России, к которому проявляют интерес

многие страны мира. Развитие промышленного потенциала, его модернизация на инновационной основе — первостепенная задача экономики республики.

1. Прежде всего, Республика Башкортостан — один из крупнейших центров нефтеперерабатывающей и химической промышленности России. Продукция этих отраслей вывозится во многие страны мира, в том числе в страны ШОС. Номенклатура продукции указанных отраслей быстро меняется, расширяется, повышаются требования к качеству производимых продуктов, постоянно совершенствуется, модернизируется технология производства. Все это требует увеличения объема инвестиций, взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными партнерами. Если страны ШОС заинтересованы в сотрудничестве с республикой, с ее предприятиями, они могли бы внести свои предложения.

Важно подчеркнуть, что с этими отраслями промышленности непосредственно связаны проблемы экологии, охраны окружающей среды. Те регионы, где размещены производства химии и нефтехимии, сталкиваются с данными проблемами, им постоянно требуется уделять внимание. Это характерно и для Башкортостана. Поэтому наряду с программами развития указанных отраслей, в тесной связи с ними должны разрабатываться программы в сфере экологии и охраны окружающей среды. Программы экологической безопасности, охраны окружающей среды должны рассматриваться и утверждаться в законодательных органах стран, где производятся соответствующие продукты. Представляется, что институты ШОС также должны рассматривать на своих саммитах данные вопросы.

2. Ключевой отраслью индустрии республики является также авиационная промышленность: авиационное моторостроение, вертолетострое-ние, авиационное приборостроение и т. д. Чрезвычайно важной для республики становится и проблема малой авиации. Рынок этой продукции растет быстро, а в нашем регионе есть материальная и научная база для создания соответствующих производств, нельзя упускать такую возможность. Но эти производства будут эффективными, конкурентоспособными только на новейшей технологической базе и, как крупные, выпускающие продукцию для большого, емкого рынка.

Актуальными для России являются проблемы освоения космоса, развития космонавтики,

и Башкортостан принимает участие в соответствующей программе. В Уфимском государственном авиационном техническом университете имеются существенный научно-технический задел, необходимая исследовательская база. Следует задействовать их на практике, активно принимать участие в реализации этой программы. Здесь возможна кластерная система взаимодействия в рамках ШОС.

3. Республика Башкортостан имеет не только развитую нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую и нефтехимическую промышленность. В регионе имеются предприятия, производящие машины, оборудование для этих отраслей (в гг. Уфа, Октябрьский, Туймазы, Ишимбай, Стерлитамак, Белебей и т. д.), но некоторые из этих предприятий являются маломощными или нуждаются в серьезном техническом переоснащении, а следовательно — они неконкурентоспособны на больших рынках. Сейчас в Ишимбае закладывается крупное предприятие по производству нефтепромыслового оборудования с участием зарубежных фирм. Возможно, следует изучить перспективы создания на этой базе крупного кластера по производству нефтегазопромыслового оборудования для зарубежных стран, входящих в ШОС.

4. Начинает развиваться чрезвычайно важная для Республики Башкортостан отрасль промышленности — сельскохозяйственное машиностроение, производящее машины и оборудование для строящихся крупных аграрных хозяйств современного типа, для фермерского и личного подсобного хозяйства с учетом местных условий и запросов. Интерес к такой продукции будет и в других регионах России, а возможно, и в странах ШОС. Отметим, что сложившаяся в последнее время практика штучной закупки дорогостоящей зарубежной сельхозтехники не позволяет в полной мере решать проблему технического оснащения такого крупного сельскохозяйственного региона, как Республика Башкортостан, и полностью учитывать его запросы.

В условиях глобализации мирового рынка, доминирования крупных стран Запада с развитой экономикой сужаются внутренние рынки в средних и небольших странах, особенно в странах с переходной экономикой. С каждым годом в этих странах усиливаются протесты против засилья крупных монополий Запада. Современную глобализацию с данной точки зрения можно

рассматривать как неоимпериализм. Но это — предмет особого исследования.

В экономической науке широко распространена теория постиндустриализма как новейшего направления современной экономики, которое отдельными исследователями рассматривается в качестве противовеса индустриализму. Но современная трактовка постиндустриализма не отрицает теории и практики индустриального развития экономики, их преемственности. Сегодня может быть поставлена задача формирования нового подхода, новой характеристики современной индустриализации. Во всех развитых странах, в том числе в России и у нас, в Башкортостане, такой подход получает широкое распространение.

Важный вопрос — это продовольственная проблема. Во многих средствах массовой информации остро ставится проблема продовольственного кризиса, угрожающего всему миру. Если смотреть на эту проблему глобально, то она имеет чрезвычайную актуальность, в том числе в ряде стран, входящих в ШОС.

Башкортостан располагает значительными ресурсами, огромным природным потенциалом для участия в решении продовольственной проблемы. Однако этот потенциал используется недостаточно эффективно. Во всем мире сельское хозяйство нуждается в помощи государства. Особенно это касается России, в том числе Башкортостана, где сельхозпроизводство находится в неблагоприятной природно-климатической зоне. В отдельные трудные годы, например, в истекшем 2013 г., государство оказывало помощь регионам, пострадавшим от засухи. Но помощь аграрному сектору должна быть постоянной и стабильной.

В рамках саммита ШОС рассматриваемая проблема связана и с более широким кругом вопросов жизни людей на селе: с проблемами демографии, трудовых ресурсов, занятости, миграции, медицинских услуг, развития образовательных учреждений и т. п. Сейчас в республике реализуется ряд программ, связанных с производством продовольствия, развитием сельского хозяйства, обеспечением села кадрами. Но пока эти программы носят разобщенный характер и поэтому не могут дать масштабного и долгосрочного эффекта. Очевидно, нам нужны не разрозненные программы, посвященные отдельным направлениям развития сельского хозяйства, а комплексная долгосрочная социально-

экономическая стратегия развития села, в которой были бы учтены следующие важные аспекты:

— развитие сельскохозяйственного производства (всех типов хозяйств);

— развитие обрабатывающей промышленности, прежде всего связанной с сельским хозяйством;

— развитие на селе современных жилищно-коммунальных и бытовых услуг городского типа;

— развитие инфраструктуры села (строительство современных дорог, спортивных сооружений и т. п.);

— развитие на селе системы учебных заведений, медицинской службы, учреждений культуры и т. д.

Современный сельский житель не хочет жить в отсталой деревне, не хочет быть привязанным лишь к своему личному подсобному хозяйству. Сельчане потянулись за хорошей жизнью в города, а они должны иметь у себя в деревне такие же условия быта, как в городе. Иначе мы потеряем село! Здесь уместно вспомнить старый лозунг социализма о преодолении различий между городом и селом. Речь идет не об ориентации на усредненные показатели по стране, по республике, по области, как это у нас принято, а о конкретных планах развития для каждого сельского района. Рядом с достаточно развитыми, благоустроенными селами не должно быть отсталых, умирающих деревень.

Задача региона в преддверии саммита ШОС Статистика свидетельствует о том, что темпы развития экономики республики в последние годы по многим показателям выше, чем в среднем по стране. Но потенциал региона позволяет их значительно увеличить, более высоких темпов роста экономики требуют и поставленные цели долгосрочного развития республики. Что же этому мешает? В одном из своих выступлений на заседании Общественного совета по улучшению инвестиционного климата при Президенте РБ Рустэм Хамитов отметил: «Бизнесу мешает провинциальное мышление». Отмечалось также, что у предпринимательского сообщества слишком высок критический настрой и недостаточно внимания уделяется тому, что делается властями в республике в направлении улучшения инвестиционного климата. Нельзя также умолчать об отсутствии предпринимательской активности. Между тем представители бизнес-сообщества продолжают больше говорить

о трудностях организации нового бизнеса, об административных барьерах, об известных проблемах с налогами, сложностях, связанных с финансами и кадрами. Немаловажно и то, что общество не принимает существующую модель рыночной экономики и действующие в республике бизнес-подходы [7].

Итак, в чем же причины низких темпов экономического развития, где выход из тупика? Ответ на этот непростой вопрос мы с коллегами попытались дать в коллективной работе «Башкортостан между прошлым и будущим: необходима консолидация усилий общества, власти, бизнеса и науки» [1]. Само название книги отражает ее главную идею. На обложке издания перечислены основные пути решения накопившихся в республике проблем, которые, на наш взгляд, не потеряли своей актуальности и в настоящее время: правда жизни; культ права; новый имидж; инновационная модернизация; честный бизнес; власть без коррупции; конкурентоспособная экономика; демократический федерализм; достойная жизнь. Актуальны ли эти проблемы и сегодня? Достигнута ли необходимая консолидация усилий основных институтов: общества, власти, бизнеса и науки?

В книге [1] отмечалось, что в республике, впрочем, как и в стране в целом, начиная с 1990-х гг. господствовали два подхода к оценке состояния социально-экономического развития общества, отдельных отраслей экономики и социальной сферы — создание мифа и анализ реальности. Первый, весьма распространенный подход искажает показатели развития многих отраслей экономики и характеристику различных сфер жизнедеятельности общества, вводит в заблуждение как население, так и органы власти и управления, часто является основой принятия ошибочных решений. Кто же провоцирует создание мифа? Во многих случаях — чиновничий аппарат, отдельные социальные группы общества, заинтересованные в «запутывании» оценки ситуации, недобросовестные средства массовой информации, непрофессиональные исследователи, эксперты, аналитики, советники и т. п. Основные мифы и реальная ситуация в республике вкратце были охарактеризованы также в названной книге. Как вы думаете, уважаемые читатели, какова ситуация сейчас, улучшилась ли она? Насколько удалось преодолеть недуги нашего общества?

Главный результат саммитов будет состоять в рассмотрении и решении острых глобальных проблем, в повышении авторитета России в мировом сообществе, в развитии и подъеме экономики Российской Федерации.

Представляется целесообразным принятие специальной Уфимской декларации, посвященной 15-летию ШОС, в которой получили бы отражение актуальные проблемы современной истории, ближайшей и отдаленной перспективы мирового социально-экономического развития и вопросы современного мироустройства, межгосударственных отношений с позиции стран, где живет значительная часть населения мира.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Башкортостан: между прошлым и будущим. Общество, власть, бизнес и наука: необходима консолидация усилий: сб. ст. / сост. А.Х. Махмутов. — Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2010. — 172 с.

2. Воробьев В.Я.К вопросу о выработке стратегий для Шанхайской организации сотрудничества // Вестник МГИМО-Университета. - 2012. - № 4. - С. 165— 167.

3. Лукин А.В. Идея «экономического пояса Шелкового пути» и евразийская интеграция // Международная жизнь». - 2014. - №7. - С. 84-98.

4. Махмутов А.Х. Саммиты ШОС и БРИКС в Башкортостане: Какие проблемы необходимо обсудить? // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2014. - № 1. - С. 4-15.

5. Махмутов А.Х. Региональные сообщества: ШОС как инструмент сотрудничества в условиях глобализации // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2013. - № 5. - С. 4-10.

6. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, 20 мая 2014 года. URL: // http://www.kremlin.ru/ref_notes/1642

7. Хамитов Р.З. Ежегодное Послание Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю РБ, 29 ноября 2013 г. URL: // http://www.presidentrb.ru/rus/

REFERENCES

1. Bashkortostan: mezhdu proshlym i budushchim. Obshchestvo, vlast', biznes i nauka: neobkhodima konsoli-datsiia usilij: sb. st. [Bashkortostan: between the future and the past. Society, government, business and science: in need of efforts of integration: collection of articles]. ^mp. by Makhmutov A.Kh. Ufa, DesignPoligraphSer-vice, 2010. 172 p. (In Russ.).

2. Vorobyev V.Ya. K voprosu o vyrabotke strategii dlia Shankhaiskoi organizatsii sotrudnichestva [To the question of the SCO strategy elaboration]. Vestnik MGIMO-Uni-

versiteta — The bulletin MGIMO of University, 2012, no. 4, pp. 165-167 (In Russ.).

3. Lukin F.V. Ideia «ekonomicheskogo poiasa Shel-kovogo puti» i evraziiskaia integratsiia ["The Silk Road economic belt" idea and Eurasian integration]. Mezhdu-narodnaia zhizn' — International life, 2014, no. 7, pp. 84-98 (In Russ.).

4. Makhmutov A.Kh. Sammity ShOS i BRIKS v Bashkortostane: Kakie problemy neobkhodimo obsudit'? [The SCO and BRICS Summits in Bashkortostan: Challenges to Discuss]. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskii zhurnal —Economics and Management: Research and Practice Journal, 2014, no. 1, pp. 4-15 (In Russ.).

5. Makhmutov A.Kh. Regionalnye soobshchestva: ShOS kak instrument sotrudnichestva v usloviiakh globalizatsii [Regional Communities: SCO as Instrument for Cooperation in Terms of Globalization]. Ekonomika i upravlenie:

nauchno-prakticheskii zhurnal — Economics and Management: Research and Practice Journal, 2013, no. 5, pp. 4— 10 (In Russ.).

6. Sovmestnoe zaiavlenie Rossiiskoi Federatsii i Kitaiskoi Narodnoi Respubliki o novom etape otnoshenij vseob"emliushchego partnerstva i strategicheskogo vzaimo-deistviia 20 maia 2014 [The Russian Federation and China People's Republic's joint statement on a new stage of holistic partnership and strategic cooperation, 2014, May 20]. Available at: http://www.kremlin.ru/ ref_notes/1642 (In Russ.).

7. Khamitov R.Z. Jezhegodnoe Poslanie Prezidenta Respubliki Bashkortostan Gosudarstvennomu Sobraniiu — Kurultaiu RB, 29 noiabria 2013 goda [Annual President's address to the national Assembly of the Kurultay of the Republic of Bashkortostan, 2013, November 29]. Available at: http://www.presidentrb.ru/rus/. (In Russ.).

К сведению читателей

Вышла книга:

Махмутов А.Х. Навстречу саммитам ШОС и БРИКС. Уфа—2015: сб. науч. ст. - Уфа: БАГСУ, 2015. - 53 с.

В состав сборника вошли 6 статей, посвященных тематике проведения саммитов ШОС и БРИКС в Башкортостане в июле 2015 года. Издание предназначено для ученых, представителей органов государственной власти, преподавателей, студентов и аспирантов, а также всех интересующихся актуальными проблемами международной и региональной экономики, вопросами геополитики и экономической политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.