Научная статья на тему 'БРИКС и ШОС: стратегия взаимодействия и сотрудничества'

БРИКС и ШОС: стратегия взаимодействия и сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
484
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / БРИКС / BRICS / ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS / ЕВРАЗИЯ / EURASIA / ВЫЗОВЫ / CHALLENGES / КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / COLLECTIVE SECURITY / ШОС / SCO / КРИЗИС / CRISIS / МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / INTER-CIVILIZATIONAL CONTRADICTIONS / РЕСУРСЫ / RESOURCES / ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР / TRANSPORTATION CORRIDOR / НОВЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / NEW TECHNOLOGICAL ORDER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Небренчин С.М.

В статье рассматриваются вопросы стратегического взаимодействия международных объединений БРИКС и ШОС. Автор анализирует современные политико-экономические противоречия в мире, характер и содержание глобального противоборства; исследует основные направления взаимодействия БРИКС и ШОС. В статье представлен проект транспортного коридора «Великий Шелковый путь», значительная часть которого пройдет через территорию России. Отдельные выводы и рекомендации адресованы экспертам, докторантам, адъюнктам и соискателям, осуществляющим диссертационные исследования по различной тематике в области гуманитарных и социально-экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRICS AND THE SCO: STRATEGY OF INTERACTION AND COOPERATION

The strategic interaction of international associations of the BRICS and the SCO are considered in the articles. The author analyzes the current political-economic contradictions in the world, the nature and content of global warfare. He explores key areas of the BRICS and the SCO cooperation. The article presents the project of a transport corridor “the Great silk road”, a significant part of which goes through the Russia territory. Some of the findings and recommendations are addressed to the experts, doctoral candidates, postgraduate students and candidates engaged in dissertation research on various topics in the field of humanitarian and socio-economic Sciences.

Текст научной работы на тему «БРИКС и ШОС: стратегия взаимодействия и сотрудничества»

УДК 94

С. М. Небренчин

профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры военного регионоведения Военного университета Министерства обороны РФ; e-mail: nebrenchin@tpprf.ru

БРИКС И ШОС: СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

В статье рассматриваются вопросы стратегического взаимодействия международных объединений БРИКС и ШОС. Автор анализирует современные политико-экономические противоречия в мире, характер и содержание глобального противоборства; исследует основные направления взаимодействия БРИКС и ШОС. В статье представлен проект транспортного коридора «Великий Шелковый путь», значительная часть которого пройдет через территорию России. Отдельные выводы и рекомендации адресованы экспертам, докторантам, адъюнктам и соискателям, осуществляющим диссертационные исследования по различной тематике в области гуманитарных и социально-экономических наук.

Ключевые слова: безопасность; БРИКС; геополитика; Евразия; вызовы; коллективная безопасность; ШОС; кризис; межцивилизационные противоречия; ресурсы; транспортный коридор; новый технологический уклад.

Nebrenchin S. M.

Advanced Doctor (History), Professor, Professor, Lecturer of Military Regional Geogprafic, The Military University of the Ministry of Defence of the RF; e-mail: nebrenchin@tpprf.ru

BRICS AND THE SCO: STRATEGY OF INTERACTION AND COOPERATION

The strategic interaction of international associations of the BRICS and the SCO are considered in the articles. The author analyzes the current political-economic contradictions in the world, the nature and content of global warfare. He explores key areas of the BRICS and the SCO cooperation. The article presents the project of a transport corridor "the Great silk road", a significant part of which goes through the Russia territory. Some of the findings and recommendations are addressed to the experts, doctoral candidates, postgraduate students and candidates engaged in dissertation research on various topics in the field of humanitarian and socioeconomic Sciences.

Key words: security; BRICS; geopolitics; Eurasia; challenges; collective security; SCO; the crisis; inter-civilizational contradictions; resources; transportation corridor; a new technological order.

В начале XXI в. процесс вступления человечества в эру нового технологического уклада заметно ускорился. Активное внедрение в жизнь технологий шестого поколения NBIC1 (нано-, био-, инфо-, когно- и др.) на глазах меняет привычную картину мира. Достаточно привести пример: Интернет, который изо дня в день формирует самые разнообразные виртуальные смыслы, представления и реалии. Речь идет о преодолении нынешнего глобального кризиса индустриального общества расширенного воспроизводства, но сегодня оно фактически «уперлось» в пределы роста по ресурсам, экологии и долгам.

В острой борьбе за мировое лидерство интересы ведущих экономик мира, прежде всего США и ЕС, начинают испытывать жесткую конкуренцию со стороны динамично развивающихся государств, в частности Китая, Индии, Бразилии и др. Совокупный ВВП семерки развивающихся стран (Китай, Индия, Бразилия, Россия, Мексика, Индонезия и Турция) на несколько триллионов превышает этот показатель представителей западного сообщества (Российская газета, 10.10.2014). Среди стран незападной цивилизации активно протекают интеграционные процессы, которые уже привели к появлению АСЕАН (1967), МЕРКОСУР (1985), ШОС (2001), БРИКС (2009), ЕАЭС (2015).

В настоящее время на первые роли претендуют БРИКС и ШОС, созданные в начале текущего столетия, которые включились в открытую конкуренцию с ведущими западными странами. Более тесное сотрудничество было вызвано нарастанием кризисных явлений в глобальных финансах и экономике, а также обострением международной обстановки в мире, прежде всего в Евразии. По оценкам председателя национальной части Делового совета БРИКС и председателя правления Делового совета ШОС Сергея Катырина, кризис в экономике подстегнул взаимодействие по линии ШОС и БРИКС [6]. «.. .Украинский кризис будет способствовать дальнейшей консолидации БРИКС» [5], считает Александр Лукин, директор Центра исследования Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД РФ. В обозримом будущем БРИКС и ШОС имеют хорошие перспективы потеснить конкурентов на глобальных рынках производства и продвижения инноваций и технологий, товаров и услуг.

1 ^Ю-конвергенция - соединение неживой природы на атомарном уровне (нано-) с живой природой на молекулярном уровне (био-) на матрице информационных технологий (инфо-), устроенной по модели работы головного мозга (когно-).

По последним данным, страны БРИКС и G-7 (США, Великобритания, Германия, Англия, Канада, Япония, Франция, Италия) создают почти по трети мирового валового продукта (G-7 - 32,19 %, БРИКС -30,14 %). Однако государства - члены G-7 охватывают только 10,4 %о, а БРИКС - 43 %о населения земного шара. Китайские ученые сделали прогноз, в соответствие с которым к 2030 г. страны БРИКС будут создавать более половины МВП, в то время как доля стран G-7 уменьшится до четверти [1]. В мировом экспорте сегодня доля стран Запада составляет менее трети, а в глобальном импорте - примерно две трети. У стран незападных цивилизаций все ровно наоборот. Этот дисбаланс покрывается главным образом бумажными «фантиками» (долларами), которые печатает ФРС. Такое положение свидетельствует о неэквивалентности обмена между странами «золотого миллиарда» и развивающимися государствами, благодаря чему обеспечивается высокий уровень жизни населения ведущих стран Запада. Кроме того, общая внешняя задолженность стран БРИКС составляет всего 2,5 трлн долл. США, или 3,75 % от внешней задолженности всех стран мира, а внешняя задолженность стран G-7 в 18 раз выше (45 трлн долл. США) и составляет 63,9 %% от общей задолженности всех стран земного шара [2].

В ведущих международных объединениях, какими являются БРИКС и ШОС, заглавную роль играет Китай. Несмотря на то, что на Пекин оказывается жесткое давление и сдерживание извне, предпринимаются попытки втянуть его в «двухконтуровую» модель мироустройства, где США доминируют в атлантическом сообществе, а КНР - в тихоокеанском, он продолжает укреплять курс на суверенное развитие. Недавнее заявление премьера Госсовета КНР о запуске новой международной системы платежей CIPS, независимой от «западной» SWIFT, свидетельствует о том, что Пекин намерен превратиться в альтернативный глобальный центр силы [12].

Наряду с КНР в последние годы в международных делах начинает активно утверждаться Российская Федерация, которая также стремится высвободиться из-под сильной внешней зависимости, сложившейся еще со времен распада СССР. В настоящее время эти две страны начинают выступать своеобразными локомотивами объединения в рамках БРИКС и ШОС. Китай по объему международной торговли вышел на первое место в мире, по ВВП сравнялся с США, по размерам НИОКР обошел Евросоюз [7]. К общим интересам Пекина и Москвы можно

отнести стремление к многополярному миру и сохранению нынешней системы международной безопасности, неприятие универсальных ценностей тотального потребления и получения наслаждений. Позиции России и Китая близки или совпадают по региональным конфликтам, в том числе вокруг Сирии, Украины и др. Пекин и Москва заинтересованы в реформировании международной финансовой системы, сокращении доли «нефтедолларовой экономики». Страны необходимы друг другу как стратегические торгово-экономические партнеры. Россия является одним из основных поставщиков энергоресурсов и оборонительных вооружений в Китай [3]. Приграничное российско-китайское сотрудничество играет немалую роль в развитии российских регионов Сибири и Дальнего Востока и СевероВосточного Китая.

Россия и Китай активно взаимодействуют в рамках Шанхайской организации сотрудничества. В отличие от БРИКС, который выступает как союз цивилизаций, ШОС - это объединение конкретных государств, расположенных в Евразии. В 2015 г. на Уфимском саммите состав стран - участниц ШОС увеличился до восьми за счет принятия Индии и Пакистана. В состав наблюдателей вошли Афганистан, Беларусь, Иран и Монголия, подали заявку на участие в ШОС в качестве государств-наблюдателей Бангладеш, Египет и Сирия. Партнерами по диалогу стали Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка [2]. В настоящее время в работе ШОС в той или иной форме принимает участие 21 государство Азиатско-Евразийского континента, население которого составляет половину населения нашей планеты, а территория охватывает примерно треть земной суши. В странах ШОС создается более трети МВП.

Параллельно развитию ШОС реализуется китайская трансконтинентальная инициатива «один путь, один пояс» - «Экономический союз Шелковый путь» и «Морской шелковый путь». Формула Экономического пояса, озвученная Си Цзиньпином в 2013 г., включала пять основных направлений продвижения Китая в регионе [8]: во-первых, усиление координации государств региона в политической области; во-вторых, интенсификация строительства единой дорожной сети; в-третьих, развитие торговли путем ликвидации торговых барьеров, снижения издержек торговли и инвестиций, повышения скорости и качества экономических операций в регионе; в-четвертых, увеличение валютных потоков за счет перехода на расчеты в национальных

валютах, т. е. расширение применения юаня; в-пятых, усиление роли народной дипломатии, расширение прямых связей между народами стран региона, т. е. активное применение мягкой силы. Таким образом, новый Шелковый путь через Евразию преследует цели продвижения Китая в роли сопоставимого с США актора мировой политики за счет создания пояса лояльных государств через сотрудничество в сфере логистики, энергетики, строительства и культуры.

Несмотря на то что китайская инициатива нацелена на усиление торговой привлекательности Китая и роста его влияния далеко за пределами Азии, китайские партийные СМИ заявляют, что «без участия России Шелковому пути не бывать». По мнению экспертов ТПП РФ, в частности Георгия Петрова, Россия обладает значительным транзитным потенциалом [10]. В настоящее время используется не более 1 % транзитных возможностей страны. Транспортный путь из Европы в Западный Китай - это мегапроект, мощный стимул развития МСП, это занятость населения, развитие регионов, внутренний туризм и т. д.

В рамках прошедшего в сентябре 2015 г. в КНР Пекинского международного экономического форума (Beijing International Economic Forum) был подписан Меморандум о создании российско-китайского альянса «Шелковый путь» [2]. По оценкам президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, высказанных на форуме Россия - Казахстан в Сочи в сентябре 2015 г., трансконтинентальный проект будет служить интересам России и Казахстана. Его осуществление приведет к формированию современных транспортных коммуникаций, повышению инвестиционной привлекательности и темпов развития регионов, увеличению размеров и глубины рынка труда, занятости населения и росту производительности.

Осуществление инициативы «один путь, один пояс» состоит в развитии глобальной инфраструктуры на пространствах Евразии, финансовые инвестиции в которую быстро окупятся и будут приносить постоянные прибыли. Уже сформирован Фонд Шелкового пути с капиталом в 40 млрд долл. США. Строительство сверхскоростных железных дорог и автобанов позволит не только объединить в рамках единого экономического пространства азиатские территории, но и связать их с европейскими центрами. Это приведет к значительному снижению транспортных расходов. Коммуникации пройдут через густонаселенные просторы Центральной Азии и Ближнего Востока. Сеть инфраструктурных проектов может охватить около 65 стран

с населением почти 4,5 млрд человек, появится крупнейший в мире экономический пояс развития с объемом производства не менее 20 трлн долл. США.

Как известно, одна из самых протяженных частей международного транспортного маршрута «Европа - Западный Китай» (проект строительства высокоскоростной магистрали Москва - Казань - Екатеринбург) пройдет по территории России. Общий экономический эффект от строительства российской части маршрута до 2045 г. составит 922 млрд рублей, что даст 1,3 % прироста в ВВП [11]. В результате РФ может стать одним из главных финансово-экономических бенефициаров от реализации китайской инициативы. Создание энергетических сетей позволило бы загрузить огромные мощности как России, так и других стран ШОС заказами на изготовления труб, газо-и нефтеперекачивающего оборудования, атомных станций и др. Важным направлением сотрудничества азиатских государств, и в первую очередь России, Китая и Индии, могло бы стать продвижение инновационных проектов шестого технологического уклада. В результате могла бы быть разрушена монополия США в производстве микропроцессорной техники и 1Т-технологиях.

В ходе саммитов БРИКС и ШОС, которые прошли в 2015 г. в г. Уфе (Россия), были заложены основы долгосрочного сотрудничества БРИКС и ШОС. Уфимская декларация, План действий и Стратегия экономического партнерства, в частности, предусматривают комплексные меры по углублению внешнеполитической координации, расширению торговли и инвестиций, технологических обменов. Положено начало практической работе финансовых институтов БРИКС -Нового банка развития и Пула условных валютных резервов с совокупным капиталом в 200 млрд долл. США. При участии стран БРИКС и ШОС формируется Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с капиталом в 100 млрд долл. США, призванный придать новый импульс развитию мировой экономики.

Для БРИКС и ШОС очень важно перехватить инициативу в сфере торговли энергоресурсами: нефтью, газом и т. д., в которых господствует американский спекулятивный капитал. Как известно, президент России В. В. Путин даже предложил учредить «Энергетическую ассоциацию БРИКС», деятельность которой будет направлена на обеспечение энергобезопасности стран объединения, на проведение комплексных исследований и анализ мировых рынков углеводородов.

В составе ассоциации предлагается создать резервный банк топлива и институт энергетической политики БРИКС [9].

В рамках БРИКС могут быть реализованы планы развития коммуникаций. В частности, Бразилия предлагает строительство межокеанского железнодорожного коридора, соединяющего бразильский порт Паранагуа с чилийским тихоокеанским портом Антофагаста. Индия продвигает проект строительства железной дороги Мисоре -Бангалор - Ченнай, а также шестиполосной автомагистрали и моста в штате Бихар. ЮАР предлагает строительство высокоскоростной железной дороги Дурбан - Йоханнесбург.

Для наращивания обменов в области образования и науки на базе лучших вузов стран БРИКС планируется создать сетевой университет БРИКС. Как известно, с 2008 г. существует сетевой Университет ШОС. В его состав входят 82 университета Китая, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Существуют и другие перспективы взаимодействия и сотрудничества в гуманитарной сфере.

Ускоренное развитие в рамках БРИКС и ШОС отдельных территорий Азии, Африки и Латинской Америки ведет к переходу от «нефтедолларовой экономики» к «азиатскому» циклу накопления капитала. Кардинальные изменения в глобальной экономике неизбежно приведут к трансформации мироустройства. По мнению советника президента РФ, появляется возможность формирования крупнейшего в мире экономического объединения стран ЕАЭС, ШОС, МЕРКОСУР, к которому вполне вероятно присоединение АСЕАН [4]. Подобная перспектива не устраивает, прежде всего, США: при таком развитии событий их доминирование в мире и вмешательство в дела Евразии окажется существенно ограниченным. Не случайно сегодня Вашингтон и их ближайшие союзники развернули гибридную войну, основывающуюся на главных поражающих факторах современности (когнитивном, валютно-финансовом и информационном оружии) против Китая, России, Ирана и других стран, взявших курс на суверенное независимое развитие [там же, с. 18]. Сегодня для успешного противостояния внешнему давлению необходимо не только последовательно отстаивать суверенитет, территориальную целостность и национальную безопасность страны, но и крайне важно объединять свои усилия с другими государствами и народами, выступающими за справедливое мироустройство и стабильность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айвазов А. Э. БРИКС и ШОС // Путеводитель российского бизнеса. -2015. - № 10 (сентябрь).

2. Айвазов А. Э. Семья народов незападных цивилизаций. - URL: //http:// www.clubvi.ru/news/2015/09/12/05%20aivazov

3. Бергстен Ф. и др. Китай. Что следует знать о новой сверхдержаве / Ф. Бергстен, Б. Гилл, Н. Ларди, Д. Митчелл / пер. с англ. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М. : Институт комплексных стратегических исследований. -2007. - 256 с.

4. Глазьев С. Последняя геополитическая партия: США начинают и проигрывают // Международная жизнь. - 2015 (август). - С. 17.

5. Лукин А. Консолидация незападного мира на фоне украинского кризиса: Россия и Китай, ШОС и БРИКС // Международная жизнь. - 2015 (февраль). - С. 89.

6. Катырин С. Интервью телеканалу Россия-24. - URL: http://tpprf.ru/ ru/video/videonews-i9/sergey-katyrin-krizis-v-ekonomike-podstegnul-vzaimodeystvie-po-linii-shos-i-briks-i87384/

7. Клепацкий Л. Деглобализация мировой системы // Международная жизнь. - 2015 (август). - С. 37.

8. Кравченко Л. И. Шелковый путь в контексте российских национальных интересов. - URL: http://rusrand.ru/actuals/shelkovyy-put-v-kontekste-rossiyskih-nacionalnyh-interesov

9. Крестьянинов В. На уроке китайского бизнеса // Аргументы Недели. - 2015. - № 34 (475). - С. 4. - URL: /http://argumenti.ru/economics/ n504/415053

10. Петров Г. Россия обладает обширными транспортными возможностями. - URL: //http://tpprf.ru/ru/news/sergey-katyrin-v-izdatelskom-dome-kommersant-prinimaet-uchastie-v-obsuzhdenii-novogo-transportnogo-p-i98129/

11. Стоимость российского участка маршрута «Европа-Западный Китай» оценивается в 1,2 трлн руб. // ТАСС, 22.09.2015. - URL: /http://tass.ru/ ekonomika/2280405

12. Табло // Завтра. - 2015 (сентябрь). - URL: // http://zavtra.ru/content/view/ tablo-118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.