УДК 339.97
Намханова Маргарита Валентиновна Margarita Namkhanova
Каурова Ольга Александровна Olga Kaurova
Б]
Осодоева Ольга Андреевна Olga Osodoeva
АЗИАТСКИМ ВЕКТОР ЕВРАЗИИСКОИ ИНТЕГРАЦИИ ASIAN VECTOR OF EURASIAN INTEGRATION
Дан анализ основных тенденций развития стран Азиатского макрорегиона Евразии, свидетельствующий о смещении роста мировой экономики в Азию, усилении роли Китая, Индии, Вьетнама и других стран в развитии мировой экономики. Несмотря на замедление темпов роста ВВП Китая, нестабильности ее фондового рынка, сделан вывод о достаточном потенциале второй экономики мира для стабилизации ситуации. Обозначенная роль Евразии в обеспечении глобального превосходства обуславливает изменения в современных геополитических процессах. «Азиатский вектор» евразийской интеграции способствует формированию новых, актуализации действующих международных проектов: «Транстихоокеанское партнерство», «Трансатлантическое партнерство», «Экономический пояс Нового Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века», проекты международных альянсов стран-членов БРИКС, ШОС, ЕАЭС. Рассмотренная концепция мегапроекта КНР «Экономический пояс Нового Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века» свидетельствует об усилении геополитических амбиций Китая, формировании новой модели полицентрического мироустройства. Анализ интеграционных процессов России позволяет сделать вывод о важности «Азиатского вектора», включающего новый уровень экономического сотрудничества ре-
The article analyzes the main trends of the Asian macro-region of Eurasia, indicating the shift of global economic growth in Asia, strengthening the role of China, India, Vietnam and other countries in the world economy. Despite the slowdown of China's GDP, its volatility of the stock market, the authors concluded that there is sufficient capacity of the second economy in the world to stabilize the situation. The role of Eurasia in ensuring global excellence is allocated, which causes changes in the current geopolitical processes. «Asian vector» of Eurasian integration promotes the formation of new and updating existing international projects: «Trans-Pacific Partnership», «Trans-Atlantic Partnership», «Economic Zone of the New Silk Road and the Maritime Silk Road of XXI Century», projects of international alliances of countries-members of the BRICS SCO, EAEC. Review of the concept of mega-project of the PRC «The economic times are the New Silk Road and the Maritime Silk Road of XXI Century» indicates an increase in geopolitical ambitions of China, the formation of a new model of polycentric world order. Analysis of Russian integration processes leads to the conclusion about the importance of «Asian vector», including: a new level of economic cooperation regional alliances BRICS, SCO, EAEC, cooperation with China in the implementation of the project «New Silk Road», the EAEC agreement on free trade zone with Vietnam
гиональных альянсов БРИКС, ШОС, ЕАЭС, взаимодействие с Китаем в реализации проекта «Новыш Шелковый путь», соглашение ЕАЭС о зоне свободной торговли с Вьетнамом и др. Сделан вышод о том, что Россия, находящаяся в центре Евразии, объективно связана с Евросоюзом, странами Ближнего Востока и другими регионами континента, поэтому в перспективе, с изменением геополитической ситуации актуальной станет задача формирования комплексного подхода к евразийской интеграции
etc. The conclusion is that Russia, which is in the center of Eurasia, objectively associated with the European Union, the Middle East and other regions of the continent, so in the long term, with the change of the geopolitical situation becomes urgent task of forming an integrated approach to Eurasian integration
Ключевые слова: международная интеграция, Азиатский вектор, Евразийская интеграция, «Новый Шелковый путь», БРИКС, ШОС, ЕАЭС, полицентрическое мироустройство
Key words: international integration, Asian vector, Eurasian integration, «New Silk Road», BRICS, SCO, EAEC, polycentric world order
Развитие мировой экономики в современный условиях характеризуется усилением процессов международной интеграции, что обусловлено рядом вызовов и угроз. К основным, по нашему мнению, относятся следующие:
1) обострение региональные и локальных конфликтов, усиление угроз международного терроризма и религиозного сепаратизма: ИГИЛ, Йемен, Сирия и др. Решение данных проблем требует коллективных действий государств, поскольку невозможно обеспечить безопасность в отдельно взятой стране или за счет безопасности других стран;
2) усиление тенденций неустойчивого развития мировой экономики, снижение темпов глобального экономического роста, нестабильность финансовых, отраслевых, сырьевых рынков: финансовый кризис в Греции, обвал фондового рынка КНР, падение цен на углеводороды и др. Преодоление турбулентности экономик требует координации действий стран для проведения общей финансовой политики и иных мер государственного регулирования;
3) политическое и экономическое давление США, Евросоюза на отдельные страны путем введения односторонних санкций, вмешательства во внутренние дела, нарушения информационной безопасности и др. вызывает необходимость объединения последних для защиты своих национальных
интересов и формирования международного взаимодействия на принципах справедливого взаимовыгодного сотрудничества.
Таким образом, ответом на разноплановые вызовы и угрозы является усиление международной интеграции, активизация действующих альянсов и формирование новых. Евразия — крупнейший континент мира, на территории которого находится 91 независимое государство: 44 в Европе и 47 в Азии. Известный американский политолог 3. Бжезинский писал о том, что в конце XX столетия США стали самой могущественной державой в мире, однако «...глобальное первенство Америки непосредственно зависит от того, насколько долго и эффективно будет сохраняться ее превосходство на Евразийском континенте» [2; С. 18].
Таким образом, именно в Евразии разворачивается борьба империй за глобальное превосходство. Отсюда актуальными становятся исследования, посвященные анализу действующих здесь международных альянсов и формированию новых проектов международной интеграции.
В настоящее время важным направлением евразийской интеграции является «Азиатский вектор» развития. Смещение центра роста мировой экономики в Азиатском направлении — одна из тенденций последних десятилетий. Начиная со второй половины XX в. по настоящее время страны Южной, Восточной, Юго-Восточной
Азии демонстрировали темпы роста, значительно превышающие мировые показатели: в 70-80-е гг. — «японское экономическое чудо», в 80-90-е гг.: «азиатские тигры» Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, затем — Таиланд, Индонезия, Малайзия; первое десятилетие XXI в.: «азиатский дракон» — Китай; «индийское экономическое чудо», «новый азиатский тигр» — Вьетнам.
Авторами рассмотрены основные тенденции развития международных интеграционных объединений стран Азиатского макрорегиона Евразии, определены направления реализации совместных проектов для повышения конкурентоспособности экономик стран-участников региональные альянсов.
Наиболее впечатляющие темпы роста на рубеже веков показывала экономика Китая, которая в первом десятилетии XXI в. росла более чем на 10 % (в отдельные годы прирост достигал 14 %). Однако в настоящее время темпы роста замедляются: в 2014 г.ВВП Китая увеличился на 7,4 % — самый низкий показатель с 1990 г. Кроме того, в июне-июле 2015 г. произошел спад на фондовом рынке КНР: с середины июня индекс Шанхайской фондовой биржи упал почти на треть [1].
Тем не менее, являясь второй экономикой мира по номинальному объему ВВП после США, активно используя инструменты государственного регулирования, Китай, по нашему мнению, может стабилизировать экономическую ситуацию и обеспечить свое дальнейшее развитие.
Индия — вторая после Китая страна Южно-Азиатского региона Евразии, которая претендует на роль лидера мировой экономики. Сейчас Индию называют «самой яркой буквой БРИКС», страной, демонстрирующей «индийское экономическое чудо». Согласно прогнозам МВФ, рост индийской экономики в 2015 и 2016 гг. достигнет 7,5 % (в 2014 г. - 7,2 %). Таким образом, Индия обгонит Китай, рост экономики которого к 2016 г. замедлится до 6,3 с 6,8 % в 2015 г. [7].
К новым «азиатским тиграм» XXI в. эксперты относят Вьетнам. По данным
консалтингово-аудиторской компании РтС, страна имеет потенциал, чтобы стать одной из самых быстрорастущих экономик мира за период до 2050 г. В 2014 г. страна обогнала региональных партнеров и стала крупнейшим экспортером в США из Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) [12].
Таким образом, со второй половины XX в. Восточная, Юго-Восточная, Южная Азия становятся важнейшими центрами развития мировой экономики. Однако не все эксперты согласны с тем, что положительные тенденции развития азиатского макрорегиона сохранятся в будущем.
По мнению Л. Саммерса и Л. Притчета, для «азияфории» нет оснований. Они считают, что строить прогнозы на основе текущих темпов роста ошибочно: рост развивающихся экономик не бывает устойчивым, любой самый быстрый рост замедляется до средних значений. По мнению ученых, Китаю и Индии могут помешать плохие институты, обострение политических проблем и «черные лебеди» (маловероятные, но разрушительные собыггия). Построив сценарии развития мировой экономики на основе теории «регрессия до среднего значения», Л. Саммерс и Л. Притчет делают вывод, что Китай и Индия вряд ли могут сохранить сверхбыстрые темпы роста в долгосрочной перспективе. В соответствии с этими прогнозами ожидаемые темпы роста экономики Китая таковы [8]:
1) оптимистический сценарий (при сохранении тенденций) - среднегодовой прирост экономики Китая к 2033 г. составит 9,74 %;
2) различные варианты «регрессии до среднего значения»: средний рост экономики до 2023 г. составит 5 %, а затем он снизится до 3,28...3,89 % до 2033 г.;
3) резкое замедление: средние темпы роста снизятся до 2 %.
Нестабильность фондового рынка Китая в 2015 г. возможно подтверждает названные прогнозы ученых, становясь началом окончания быстрых темпов роста для экономики КНР. Ряд экспертов, в том числе известный североамериканский фи-
нансовый аналитик Том ДеМарк, считают, что динамика Shanghai Composite, начиная с марта 2015 г. коррелирует с поведением американского Dow Jones в 1929 г. [6].
По мнению других экспертов, Правительство Китая может активно противостоять кризису. В. Миронов (заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ): «У финансовых властей КНР достаточно много ресурсов и возможностей, чтобы снизить напряжение в том же банковском секторе. Там очень высокие нормы резервирования. Официальная доля государства в банках — около 70 %, а реально она еще выше. Большинство членов советов директоров в банках назначается государством. Поэтому они в состоянии сбалансировать соотношение депозитов и кредитов и смягчить воздействие биржевого «пузыря» на банковский сектор. Кризис 2007 — 2009 гг. вызвал гораздо более сильное падение фондового рынка в Китае, которое страна благополучно пережила» [ 1].
В целом не только экономика, но, прежде всего, геополитика обеспечивают Азии важное место в мироустройстве. Азия — часть огромного суперконтинента, который занимает осевое положение в геополитическом отношении.
Ключевые страны, оказывающие влияние на формирование полицентричного мироустройства (США, Китай, Россия), сформировали новые, актуализировали действующие проекты международной интеграции, связанные с азиатским вектором развития мировой экономики: «Транстихоокеанское партнерство», «Трансатлантическое партнерство», «Экономический пояс Нового Шелкового пути», проекты международных альянсов стран — членов БРИКС, ШОС, ЕАЭС.
В настоящее время предпринимаются самые активные меры по их продвижению, поскольку от успешности проектов напрямую зависит конкурентоспособность как региональных объединений, так и стран, входящих в данные альянсы.
США: еще в 2011 г. президент Б. Оба-ма объявил, что политика США отныне будет иметь азиатский курс. Реализуя данный
вектор развития, Госдепартамент предложил концепцию «Нового Шелкового пути» в качестве средства интеграции Афганистана в регион после десятилетий конфликта и ожидаемого вывода американских войск в 2014 г. Именно через эту страну планировалось провести все транспортные магистрали: железные дороги, линии энергоснабжения, трубопроводы, связывающие страны постсоветской Средней Азии (Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан и Киргизия) с лежащими южнее Афганистаном, Пакистаном и Индией.
Исключая Россию и Китай из этого плана, Вашингтон противодействовал усилению влияния Москвы и Пекина на постсоветские государства Средней Азии. Однако проект «Нового шелкового пути» США практически не был реализован по ряду причин политического и экономического характера, прежде всего, высоких рисков в регионе Южной и Центральной Азии.
По следующему проекту США — «Транстихоокеанское партнерство» (Trans-Pacific Partnership), направленному на усиление американского влияния в Юго-Восточной Азии и противодействие своему глобальному конкуренту — Китаю, переговоры ведутся с 2008 г. На очередном раунде переговоров в июле 2015 г. министры торговли 12 тихоокеанских стран (США, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Мексика, Чили, Перу, Бруней, Вьетнам, Сингапур и Малайзия) продолжили процесс «снятия противоречий» по основным пунктам соглашения. Считается, что речь идет о самой важной из всех международных инициатив нынешнего президента США Барака Обамы. Несмотря на сдвиг ключевых интересов в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, у США, по словам госсекретаря Дж. Керри, «отсутствуют намерения уходить из Европы». Подтверждением этому является проект «Трансатлантического партнерства» [10].
Таким образом, Соединенные Штаты активизируют свою политику во всем Евразийском регионе: в Азии — путем создания «Транстихоокеанского партнерства», в Европе — «Трансатлантического партнер-
ства», исключая из этих крупномасштабных альянсов своих глобальных конкурентов. В сложившихся условиях актуальным становится российско-китайское стратегическое партнерство.
Китай: главная инициатива КНР в сфере Евразийской интеграции — проект «Экономический пояс Нового Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века» («Один пояс — Один путь»). Идея возродить Новый Шелковый путь была озвучена Председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 г. Китайское правительство наметило строительство сквозного регионального коридора, который соединит Китай с Центральной Азией, Россией и Европой.
К основным экономическим предпосылкам мегапроекта можно отнести:
1) необходимость использования внутренних производственных ресурсов чересчур разогретой экономики Китая на внешних рынках. Согласно данным компании Minsheng Securities, две трети средств, выделенных на проект, будут потрачены на железные дороги, дороги и аэропорты, то есть будут задействованы как раз те отрасли китайской экономики (строительная, железнодорожная, металлургическая, машиностроительная), которые столкнулись с кризисом перепроизводства и неспособностью внутреннего рынка «переварить» возросшие объемы производимой продукции [3];
2) удовлетворение энергетических потребностей: Китай является мировым лидером по потреблению энергии, импортируя больше всех в мире угля и нефти. Обеспечение надежных поставок энергоресурсов по суше из России, Туркменистана, Казахстана, Ирана поможет Китаю снизить зависимость от морских путей в случае их блокады из-за конфликтов на Ближнем Востоке. При этом Китай не ограничивается только покупкой нефти и газа из региона — он заинтересован во всех природных ресурсах, которые могут быть использованы в китайской экономике;
3) сокращение расходов на доставку значительной части своего экспорта на европейские рынки: 14 дней железнодорож-
ным транспортом до Германии через Казахстан, Россию, Беларусь и Польшу против 60 дней морской перевозкой. Сокращение времени перевозки потребительских товаров из Азии в Европу становится актуальным в условиях быстроизменяющейся мировой конъюнктуры, когда важнейшие сегменты рынка, например, смартфонов, обуви и одежды могут быть заняты или потеряны в считанные дни [4].
Первоначально речь шла только о маршруте южнее России — через Среднюю Азию и Турцию. Однако в апреле 2015 г. министр иностранных дел Китая Ван И заявил о необходимости создания китайско-монгольско-российского экономического коридора [5]. Таким образом, последний вариант мегапроекта предполагает, что сквозной путь «Китай — Европа» пойдет двумя маршрутами через Россию и Центральную Азию.
Важной частью этого глобального плана станет Морской шелковый путь, который соединит Китай со странами Персидского залива и Средиземного моря через Центральную Азию и Индийский океан. Таким образом, в случае успешной реализации «Новый Шелковый путь» создаст крупнейший в мире экономический коридор, соединяющий Азию, Европу и Африку.
Ф. Стивенсон в Financial Times отмечает: «После долгого периода неуверенности в себе Пекин теперь хочет соединить экономическую мощь с геополитическими амбициями. Возводя авиабазы на островах, которые соседние страны считают своими; оказывая помощь Пакистану; создавая новый «шелковый путь» через страны Центральной Азии или создавая новые региональные финансовые организации, председатель Китая Си Цзиньпин демонстрирует, что он потерял все доныне существующие комплексы Китая в том, что касается продвижения интересов страны... Пришло время, говорят некоторые представители Китая, отказаться от «устаревшего образа мышления» [9].
В целом, тектонические изменения в современной геополитике свидетельствуют о формировании нового полицентрическо-
го миропорядка на основе интеграционных процессов.
Россия: в 2011 г. В. Путин предложил проект «Большая Европа» от Лиссабона до Владивостока, объединяющий в одно целое значительную часть Евразии путем создания общего гуманитарного и экономического пространства от Атлантики до Тихого океана. Предложенная Программа включала создание общей зоны свободной торговли, осуществление модернизации промышленного производства, создание единого энергетического комплекса, унификацию развития образования и науки, а также отмену визового режима между Россией и ЕС.
Однако Европейский союз не воспринял эту идею. Впоследствии все усилия последних лет, направленные на интеграцию «Россия — Евросоюз», оказались заложниками острого кризиса. Введение ЕС, США, Японией и другими странами санкций в отношении России не могло не отразиться на международном сотрудничестве со странами Евросоюза, поставило под сомнение осуществимость проекта по созданию единого евразийского рынка от Лиссабона до Владивостока.
Следует отметить, что ориентация России на Восток, поворот к Азии возник не только в связи с последними политическими событиями. Восточно-азиатский вектор появился буквально сразу после распада Советского Союза — слишком тесны были взаимосвязи России с новыми государствами Средней Азии, появившимися на территории постсоветского пространства.
Кроме того, с начала 90-х гг. Россия начала процесс взаимодействия с динамично развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона, наряду с США и Евросоюзом, хотя к началу второго десятилетия XXI в. уровень присутствия и влияния России в этом регионе значительно снизился. В 2013 г. доля азиатских экономик в товарообороте России составляла менее 25 % (24,8 %) [11].
Среди региональных группировок с участием России наиболее важное значение для нашей страны в долгосрочной перспек-
тиве имеют следующие: ШОС — Шанхайская организация сотрудничества; БРИКС
— межгосударственное объединение пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика; ЕАЭС — Евразийский экономический союз.
В июле 2015 г. в Уфе прошли саммиты БРИКС, ШОС, на которых приняты стратегически важные документы: Стратегия экономического партнерства БРИКС, Соглашения о Новом Банке развития и Пула условных валютных резервов стран БРИКС с совокупным капиталом 200 млрд долл., Стратегия развития ШОС до 2025 г. В них сделан акцент на совершенствовании взаимной экономической деятельности как внутри блоков, так и между ними.
ЕАЭС является одним из партнеров в реализации мегапроекта КНР «Новый Шелковый путь» как организация, обладающая международной правосубъектностью. Кроме того, запланированы двусторонние проекты между Китаем и странами
— членами ЕАЭС, поскольку все они территориально расположены на маршрутах Нового Шелкового пути.
В мае 2015 г. председатель КНР Си Цзиньпин посетил с визитами Россию, Беларусь и Казахстан. В результате встреч подписаны совместные заявления о сотрудничестве в состыковке строительства Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза, с казахстанской экономической стратегией развития «Светлый путь», в строительстве китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», в сооружении высокоскоростной магистрали «Москва-Казань».
Вместе с тем, ориентация России только на одного крупного партнера — Китая может стать источником значительных рисков вследствие нарушения стратегического баланса сил. Соглашение ЕАЭС о зоне свободной торговли с Вьетнамом от 29 мая 2015 г. является подтверждением как азиатского внешнеэкономического вектора России, так и одного из элементов формирования сбалансированной системы взаимодействия со странами АСЕАН.
Современные реалии наполняют интеграционные процессы «Россия - Восток», «Россия - Азия» новым содержанием, значительно обогащая их, придавая им дополнительный импульс. Безусловно, Россия, находящаяся в центре Евразии, объективно связана с Евросоюзом, странами Ближнего Востока и другими регионами континента. В настоящее время речь не идет о «полном
развороте» от Запада. При первой же политической возможности интеграционные процессы, в том числе «Россия - Евросоюз», начнут восстанавливаться. В перспективе, с изменением геополитической ситуации актуальной станет задача формирования комплексного подхода к евразийской интеграции.
Литература-
1. Ардаев В. Как обвал китайских рынков повлияет на Россию. Режим доступа: http:// ria.ru/analytics/20150804/1162022316.html (06.08.2015 г.)
2. Бжезинский 3. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). М.: Междунар. отношения, 1998. 256 с.
3. Как России выработать дорожную карту, чтобы не заблудиться на пути в тысячу ли под руку с Китаем. Режим доступа: http://asiarussia.ru/ news/7985/ (10.07.2015 г.)
4. Ковалев А. Китайский «Шелковый путь»: как объединить три континента. Режим доступа: http: / / ruposters. ru / news/28_05_2015 /kitaj skij_ shelkovyj_put_kak (20.07.2015 г.)
5. Королева А. Россия пойдет по «шелковому пути» с Монголией. Режим доступа: http://expert. ru/2015/04/2/rossiya-pojdet-po-shelkovomu-puti-s-mongoliej/ (15.07.2015 г.)
6. Обвал рынка Китая сравнили с крахом 1929 года в США. Режим доступа: http://www. vestifinance.ru/articles/60616 (30.07.2015 г.)
7. Платонова Е. Индия обходит Китай. Режим доступа: http://worldcrisis.ru/crisis/1890049 (30.07.2015 г.)
8. Саммерс: экономическому чуду Азии недолго жить. Режим доступа: http://www.interfax.ru/ business/342331 (27.07.2015 г.)
9. Стивенсон Т. Куда идут американо-китайские отношения? Режим доступа: http://www. bbc. com / russian/uk/2015/05/150501 _brit_press (20.07.2015 г.)
10. Транстихоокеанское и Трансатлантическое «партнёрства» в новой глобальной
_References
1. Ardaev V. Kak obval kitayskih rynkov pov-liyaet na Rossiyu (How the collapse of the Chinese market will affect Russia) Available at: http://ria.ru/ analytics/20150804/1162022316.html (accessed 06 August 2015).
2. Bzhezinskiy Z. Velikaya shahmatnaya doska (Gospodstvo Ameriki i ego geostrategicheskie impera-tivy) [The Grand Chessboard (American primacy and its geostrategic imperatives)]. Moscow: «International Relations», 1998. 256 p.
3. Kak Rossii vyrabotat dorozhnuyu kartu, chtoby ne zabluditsya na puti v tysyachu li pod ruku s Kitaem (How should Russia develop a road map to avoid getting lost on the road of a thousand miles together China) Available at: http://asiarussia.ru/ news/7985/ (accessed 10 July 2015).
4. Kovalev A. Kitaiskiy «Shelkovy put»: kak obedinit tri kontinenta («Silk way»: how to combine three continents) Available at: http://ruposters.ru/ news/28_05_2015/ (accessed 20 July 2015).
5. Koroleva A. Rossiya poidet po «shelkovo-mu puti» s Mongoliey (Russia will follow the «Silk Road» with Mongolia) Available at: http://expert. ru/2015/04/2 (accessed 15 July 2015).
6. Obval rynka Kitaya sravnili s krahom 1929 goda v SShA (The collapse of the Chinese market compared to the 1929 crash in the United States) Available at: http://www.vestifinance.ru/articles/60616 (accessed 30 July 2015).
7. Platonova E. Indiya obhodit Kitay (India leaves behind China) Available at: http://worldcrisis. ru/crisis/1890049 (accessed 30 July 2015).
8. Sammers: Ekonomicheskomu chudu Azii nedolgo zhit (Asian economic miracle long to live) Available at: http://www.interfax.ru/busi-ness/342331 (accessed 27 July 2015).
9. Stivenson T. Kuda idut amerikano-kitay-skie otnosheniya? (Where are US-China relations?) Available at: http://www.bbc.com/russian/ uk/2015/05/150501_brit_press (accessed 20 July 2015).
10. Transtihookeanskoe i Transatlanticheskoe «partnyorstva» v novoy globalnoy igre (Trans-Pacif-
игре. Режим доступа: http://geopolitics.by/ analytics/transtihookeanskoe-i-transatlanticheskoe-partnyorstva-v-novoy-globalnoy-igre (05.07.2015 г.)
11. Шестаков В. Азия: стерпится, слюбится? Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/07/10/ asiya-site.html (07.08.2015 г.)
12. Экономика Вьетнама способна сильно удивить: в Азии появляется новый «тигр». Режим доступа: http: //zn.ua/ECONOMICS/v-azii-mozhet-poyavitsya-novyy-tigr-ekonomika-vetnama-stremitelno-rastet-170610_.html (29.07.2015 г.)
13. Малышев Е.А. Теоретико-методологический подход к выбору приоритетов инновационного развития приграничного региона. Екатеринбург: Изд-во ИЭ УрО РАН, 2012. 451 с.
Коротко об авторах _
НамхановаМ.В., д-р экон. наук, доцент, ведущий науч. сотрудник научно-исследовательского центра института экономики и управления, Бурятский государственный университет. г. Улан-Удэ, Россия mv_namhanova@bk .ru
Научные интересы: мировая экономика и международные экономические отношения
Каурова O.A., д-р экон. наук, профессор, зав. каф. «Трудовое право и правовое регулирование управления персоналом», Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Россия olganovak@yandex. ru
Научные интересы: мировая экономика и международные экономические отношения
Осодоева O.A., д-р экон. наук, профессор, зав. каф. «Экономическая теория, национальная и мировая экономика», Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Россия [email protected]
Научные интересы: мировая экономика и международные экономические отношения
ic and trans-Atlantic «partnership» in the new global game) Available at: http://geopolitics.by/analytics/ transtihookeanskoe-i-transatlanticheskoe-partnyorst-va-v-novoy-globalnoy-igre (accessed 05 July 2015).
11. Shestakov V. Aziya: sterpitsya, slyubitsya? (Asia: get used to or fall in love?) Available at: http:// www.rg.ru/2014/07/10/asiya-site. html (accessed 07 August 2015).
12. Ekonomika Vietnama sposobna silno udivit: v Azii poyavlyaetsya novy «tigr» (The economy of Vietnam is capable of much surprise: there is a new Asian «tiger») Available at: http://zn.ua/ECONOMICS/v-azii-mozhet-poyavitsya-novyy-tigr-ekonomika-vetna-ma-stremitelno-rastet-170610_.html (accessed 29 July 2015).
13. Malyshev E.A. Teoretiko-metodologicheskiy podhod k vyboru prioritetov innovatsionnogo razvitiya prigranichnogo regiona [Theoretical and methodological approach to the choice of priorities of innovative development of the border region]. Yekaterinburg: Publishing house of IE OURO RAHN, 2012. 451 p.
_Briefly about the authors
M. Namkhanova, doctor of economic sciences, professor, Buryat State University, Ulan-Ude, Russia
Scientific interests: world economy and international economic relations
O. Kaurova, doctor of economic sciences, professor, East Siberia State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Russia
Scientific interests: world economy and international economic relations
O. Osodoeva, doctor of economic sciences, professor, East Siberia State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Russia
Scientific interests: world economy and international economic relations