Научная статья на тему 'Саммит Россия - Евросоюз (Рим, 6 ноября 2003 г. )'

Саммит Россия - Евросоюз (Рим, 6 ноября 2003 г. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Саммит Россия - Евросоюз (Рим, 6 ноября 2003 г. )»

ДОКУМЕНТЫ

САММИТ РОССИЯ - ЕС (Рим, 6 ноября 2003 года)

С О Г Л А Ш Е Н И Е о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией

Российская Федерация и Европейская полицейская организация (именуемая "Евро-пол ),

отдельно именуемые "Сторона" и совместно именуемые "Стороны",

сознавая, что расширение сотрудничества в правоохранительной области отвечает общим интересам,

принимая во внимание, что Совет Европейского союза предоставил Европолу полномочия заключить с Российской Федерацией соглашение о сотрудничестве,

согласились о нижеследующем:

С т а т ь я 1

Целью настоящего Соглашения является расширение сотрудничества между Российской Федерацией и государствами-членами Европейского союза, действующими через Европол, в борьбе с опасными формами транснациональной преступной деятельности, определенными в статье 4.

С т а т ь я 2

Настоящее Соглашение не затрагивает вопросы обмена персональными данными. Обмен персональными данными будет осуществляться на основе отдельного соглашения между Сторонами.

С т а т ь я 3

Стороны осуществляют сотрудничество в соответствии с положениями настоящего Соглашения при соблюдении Российской Федерацией своего законодательства и международных обязательств, а Европол - в пределах своей компетенции.

С т а т ь я 4

1. Стороны взаимодействуют в сфере предупреждения, выявления, пресечения и расследования преступлений, в частности, в отношении следующих правонарушений:

a) против жизни и здоровья человека;

b) связанных с терроризмом и его финансированием;

c) связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

ф связанных с незаконным оборотом культурных ценностей;

е) связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих веществ, ядерных и радиоактивных материалов;

£) в отношении имущества, включая мошенничество, хищение и незаконный оборот автотранспортных средств;

§) связанных с легализацией (отмыванием) доходов;

Ь) связанных с незаконной миграцией, торговлей людьми и проституцией и эксплуатацией проституции третьими лицами.

2. Европол осуществляет взаимодействие по вопросам, перечисленным в пункте 1 настоящей статьи, в рамках своего мандата.

С т а т ь я 5

В целях реализации целей, изложенных в статье 3 настоящего Соглашения, Стороны осуществляют сотрудничество в следующих формах:

1) обмен представляющей взаимный интерес стратегической и технической информацией, в частности информацией:

— о формах, методах и средствах совершения преступлений;

— о новых видах наркотических средств и психотропных веществ, обнаруженных в незаконном обороте, технологиях их изготовления и используемых при этом веществах, а также новых методах исследования и идентификации наркотических средств и психотропных веществ;

— о каналах перевода денежных средств, полученных преступным путем;

— о состоянии и развитии преступности, оценках угроз ее распространения;

— о новых формах и методах противодействия преступности;

— о мерах организационно-правового характера по совершенствованию основных направлений правоохранительной деятельности;

— о современных методах проведения полицейских расследований преступлений и криминалистических экспертиз;

— о передовых формах и методах подготовки кадров;

— о центрах повышения квалификации кадров;

— о методах обработки и анализа информации;

— о критериях оценки деятельности подразделений правоохранительных органов;

2) обмен опытом работы в правоохранительной сфере, в том числе проведение научно-практических конференций, стажировок, консультаций и семинаров;

3) обмен нормативными правовыми актами, методическими пособиями, научно-технической литературой и другими материалами, касающимися правоохранительной деятельности;

4) подготовка кадров.

С т а т ь я 6

1. В целях осуществления сотрудничества в соответствии с настоящим Соглашением Российская Федерация определяет ответственные за выполнение настоящего Соглашения органы, в компетенцию которых входит предотвращение и борьба с преступлениями, определенными в статье 4 настоящего Соглашения, в том числе центральный компетентный орган, через который эти компетентные органы будут осуществлять контакты с Европолом. Перечень данных органов содержится в приложении № 1 к настоящему Соглашению.

2. В случае внесения изменений в перечень компетентных органов, указанных в приложении № 1 к настоящему Соглашению, Российская Федерация извещает об этом Европол в течение 30 дней после внесения таких изменений.

С т а т ь я 7

1. Сотрудничество в рамках настоящего Соглашения осуществляется на основании запросов заинтересованной Стороны об оказании содействия или по инициативе одной из Сторон, предполагающей, что такое содействие представляет интерес для другой Стороны.

2. Запрос об оказании содействия направляется в письменной форме. При возникновении сомнения в подлинности или содержании запроса может быть запрошено дополнительное подтверждение.

3. Запрос об оказании содействия должен содержать:

— наименования органа, запрашивающего содействие, и запрашиваемого органа;

— указание цели и обоснование запроса;

— изложение существа дела и, если возможно, его деталей;

— описание содержания запрашиваемого содействия;

— любую другую информацию, которая может быть полезна для надлежащего исполнения запроса.

4. Запросы об оказании содействия должны подписываться лицами, определяемыми Сторонами, о которых они письменно уведомляют друг друга по дипломатическим каналам в течение 60 дней с даты подписания настоящего Соглашения.

С т а т ь я 8

1. В оказании содействия в рамках настоящего Соглашения может быть отказано полностью или частично, если:

— Российская Федерация полагает, что выполнение запроса может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенным государственным интересам либо противоречит ее законодательству или международным обязательствам;

— Европол полагает, что выполнение запроса противоречит его целям и задачам.

2. При возможности запрашиваемая Сторона до вынесения решения об отказе в оказании содействия на основании пункта 1 настоящей статьи проводит консультации с запрашивающей Стороной для рассмотрения вопроса о том, может ли содействие быть оказано при соблюдении тех условий, которые запрашиваемая Сторона считает необходимыми. Запрашивающая Сторона соблюдает условия, на основе которых ей оказывается содействие.

3. Запрашивающая Сторона письменно уведомляется о полном или частичном отказе в исполнении запроса с указанием причин отказа.

С т а т ь я 9

1. Запрашиваемая Сторона принимает все необходимые меры для обеспечения быстрого и полного исполнения запроса. Запрашивающая Сторона незамедлительно уведомляется об обстоятельствах, препятствующих исполнению запроса или существенно задерживающих его исполнение.

2. Запрашиваемая Сторона вправе запросить дополнительные сведения, необходимые, по ее мнению, для надлежащего исполнения запроса.

3. Запрашиваемая Сторона по просьбе Стороны, запрашивающей о содействии, принимает необходимые меры для обеспечения конфиденциальности факта поступления запроса, содержания этого запроса и сопровождающих его документов, а также факта оказания содействия.

В случае невозможности исполнения запроса без нарушения конфиденциальности запрашиваемая Сторона информирует об этом запрашивающую Сторону, которая решает, приемлемо ли исполнять запрос на таких условиях.

4. Запрашиваемая Сторона в возможно более короткие сроки информирует запрашивающую Сторону о результатах исполнения запроса.

С т а т ь я 10

1. Каждая Сторона, обеспечивая конфиденциальность получаемой от другой Стороны информации, принимает такие меры ее защиты, которые осуществляются в отношении этой информации передавшей Стороной. Сопоставимость таких мер защиты подлежит определению по взаимному согласию Сторон путем обмена нотами.

Меры защиты информации могут изменяться получившей ее Стороной по требованию передавшей Стороны либо с ее письменного согласия в соответствии с действующими в получившей информацию Стороне нормами и правилами в области обеспечения конфиденциальности информации.

2. Сторона, предоставившая информацию, может оговорить условия ее дальнейшего использования. Изменения условий использования информации, а также снятие ограничений в ее распространении возможно только с письменного согласия передавшей информацию Стороны.

3. Информация, полученная на основании настоящего Соглашения, без согласия передавшей Стороны не может быть использована в иных целях, чем те, в которых она была предоставлена.

4. Информация, полученная на основании настоящего Соглашения, не может быть передана третьим сторонам, кроме государств-членов Европейского союза, без предварительного согласия передавшей Стороны.

С т а т ь я 11

1. Представители Сторон регулярно проводят рабочие встречи и консультации в целях рассмотрения вопросов укрепления и повышения эффективности сотрудничества на основании настоящего Соглашения.

2. Представители Российской Федерации по приглашению Европола могут принимать участие во встречах глав национальных подразделений Европола.

С т а т ь я 12

Стороны могут обмениваться офицерами связи, для чего при необходимости заключается отдельное соглашение.

С т а т ь я 13

Положения настоящего Соглашения не затрагивают прав и обязательств, вытекающих из других двусторонних или многосторонних договоров, в том числе о правовой помощи, участниками которых являются Российская Федерация или Европол, а также не наносят ущерба сложившемуся взаимодействию правоохранительных органов Российской Федерации и любого государства-члена Европейского союза.

С т а т ь я 14

Стороны самостоятельно несут расходы, которые будут возникать в ходе выполнения настоящего Соглашения, если в каждом конкретном случае не будет согласован иной порядок.

С т а т ь я 15

Стороны при осуществлении сотрудничества на основании настоящего Соглашения пользуются русским и английским языками.

С т а т ь я 16

Споры, возникающие в связи с толкованием или применением положений настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров между представителями Сторон.

С т а т ь я 17

В настоящее Соглашение по взаимному согласию Российской Федерации и Евро-пола могут вноситься изменения.

Европол дает согласие на внесение таких изменений только после единогласного их одобрения Советом Европейского союза.

С т а т ь я 18

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания и будет действовать до истечения трех месяцев с даты получения одной из Сторон письменного уведомления другой Стороны о ее намерении прекратить его действие.

Совершено в г. Риме 6 ноября 2003 года в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

За Российскую Федерацию За Европейскую полицейскую

организацию

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

К СОГЛАШЕНИЮ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Компетентные органы Российской Федерации, осуществляющие в соответствии с национальным законодательством предотвращение и борьбу с преступлениями, определенными в статье 4 (1) Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией:

1. Министерство внутренних дел Российской Федерации — головной компетентный орган

2. Федеральная служба безопасности Российской Федерации

3. Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

4. Государственный таможенный комитет Российской Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу

Совместная декларация

Российской Федерации и Европейского союза об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности

Саммит в Санкт-Петербурге подтвердил стратегическое партнерство между Российской Федерацией и Европейским союзом, основанное на общих ценностях и целях. Мы согласились укреплять наше сотрудничество по политическим вопросам и вопросам безопасности с целью создания пространства сотрудничества в области внешней безопасности.

Мы с удовлетворением отмечаем прогресс, достигнутый в двустороннем политическом диалоге и сотрудничестве по политическим вопросам и вопросам безопасности. Российская Федерация и Европейский союз поддерживали тесные консультации и сотрудничество по вопросам, относящимся к международной безопасности и стабильности в Европе и за ее пределами. Они также осуществили конкретное сотрудничество в контексте Полицейской миссии Европейского союза в Боснии и Герцеговине. Кроме того, Российская Федерация была приглашена Европейским союзом принять участие в активной фазе совместных учений ЕС—НАТО по регулированию кризисами СМЕ/СМХ 03. Мы приветствуем первые шаги по установлению нашего сотрудничества в области гражданской защиты.

Борьба с терроризмом и наше обязательство по предотвращению распространения оружия массового уничтожения являются краеугольными камнями нашего сотрудничества в области безопасности. Наша общая цель — всеобщая приверженность соответствующим международным инструментам, а также создание надежного и эффективного мониторинга выполнения и создание средств, обеспечивающих развитие и реализацию этих международных инструментов. Мы активно привержены основанным на сотрудничестве усилиям в области нераспространения, разоружения и контроля над вооружениями.

Российская Федерация и Европейский союз активно поддерживают подписание, ратификацию и выполнение всех 12 конвенций и протоколов ООН о борьбе против терроризма.

Мы укрепляем и развиваем наш диалог по вопросам безопасности. В связи с этим:

— Россия и ЕС будут укреплять диалог по вопросам нераспространения, разоружения и контроля над вооружениями для дальнейшего сближения позиций и возможной координации действий в рамках имеющихся международных механизмов;

— В рамках продолжающегося диалога по вопросам безопасности Российская Федерация и Европейский союз обменяются мнениями о развитии ОВПБ/ЕПБО и Европейской стратегии безопасности;

— Они будут обмениваться мнениями о российской внешней политике и концепции безопасности и их развитии;

— Россия и ЕС вновь заявляют о своем желании работать в направлении определения совместного подхода в области управления кризисами. Эксперты России и ЕС будут в этом контексте обмениваться мнениями по вопросам, связанным с реакцией России и ЕС на кризисные ситуации;

— С учетом этого Российская Федерация и Европейский союз начали переговоры, нацеленные на определение постоянных рамок по юридическим, финансовым и другим аспектам с целью облегчить сотрудничество в операциях по управлению кризисами;

— Россия и ЕС подтверждают свое желание установить сотрудничество в области широкофюзеляжного авиатранспорта;

— Между Институтом по исследованию проблем безопасности ЕС и сетью российских академических организаций может быть осуществлен обмен научными сотрудниками с целью совместных исследований.

Российская Федерация и Европейский союз вновь подтверждают особое внимание, которое они уделяют развитию международного сотрудничества в области гражданской защиты, и высоко оценивают возможное усиление координации для наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов. С целью повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации они, в частности, решили установить соответствующие связи между компетентными органами в Москве и Брюсселе и продолжить обсуждение возможных практических шагов по сотрудничеству в области гражданской защиты.

С О Г Л А Ш Е Н И Е

о возобновлении действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий

Правительство Российской Федерации, с одной стороны, и

Европейское сообщество (далее Сообщество), с другой стороны, именуемые в дальнейшем Сторонами,

принимая во внимание важность науки и технологий для их экономического и социального развития,

признавая, что Российская Федерация и Сообщество осуществляют научно-техническую деятельность в ряде областей, представляющих общий интерес, и что участие в научно-исследовательской деятельности на основе взаимности будет взаимовыгодно,

принимая во внимание Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий, заключенное в Брюсселе 16 ноября 2000 года и прекратившее свое действие 31 декабря 2002 года,

желая развивать сотрудничество в области научных и технологических исследований в официальных рамках, определенных Соглашением, согласились о нижеследующем:

Статья 1

Действие Соглашения между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий, заключенного в Брюсселе 16 ноября 2000 года и прекратившего свое действие 31 декабря 2002 года, возобновляется на дополнительный пятилетний период.

Статья 2

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты письменного уведомления Сторонами друг друга о выполнении ими соответствующих внутренних процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу.

Статья 3

Совершено в двух экземплярах, каждый на русском, английском, нидерландском, греческом, датском, испанском, итальянском, немецком, португальском, финском, французском и шведском языках, при этом каждый из текстов имеет одинаковую силу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.