УДК 808.2; 37.022(075.8)
«САМАЯ ОГНЕПЫШУЩАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ»
(на материале произведений амурского поэта О.Маслова)
ФАКУЛЬТАТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ В 6 КЛАССЕ
Пискеева Галина Геннадьевна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№15, г.Благовещенск
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: художественная картина мира, литературное краеведение, региональный компонент, внеурочная работа со школьниками
АННОТАЦИЯ: Представлен план факультативного занятия по лингвистическому краеведению.
Найти верный глагол для фразы - значит дать движение фразе.
А.Н.Толстой.
Цели урока:
1. Обучающая: уметь находить глагол в тексте, определять его грамматические формы, находить взаимосвязь формы и содержания.
2. Развивающая: учиться анализировать, обобщать материал, делать выводы на основе наблюдений.
3. Воспитательная: на основе фактов биографии амурского поэта О.К. Маслова воспитывать уважение к человеку, беззаветно отдающему себя избранной профессии и творчеству.
Оборудование:
1. Маслов О.К. «Мой век». Благовещенск, 1994.
2. Таблицы «Значение глагольных суффиксов», «Глагольные приставки, их значение».
3. Раздаточный материал: высказывания лингвистов А.М.Пешковского и И.Б.Голуб о глаголе, русских писателей о языке.
Предварительная подготовка:
1. Подготовить сообщение «Жизненный и творческий путь О.К.Маслова».
2. Используя книгу «Русские писатели о языке», найти высказывания писателей, поэтов о глаголе как средстве выразительности.
3. Подготовить сообщение «Частотность глаголов в различных стилях речи».
Ход урока
I. Вступительное слово учителя:
Глагол - необыкновенная часть речи. Обозначая действие, обладает огромным потенциалом для выражения мыслей. Кроме содержательной насыщенности, он обладает еще и высокой эстетической ценностью. Это достоинство глагола отметили не только ученые-лингвисты, но и писатели, поэты, литературные критики. Подлинным гимном глаголу звучат слова В.Г.Белинского: «Какое богатство для изображения явлений действительности заключается в глаголах русских, имеющих виды!» Вторят ему ученые-филологи А.М.Пешковский и И.Б.Голуб (работа с раздаточным материалом): «У каждой части речи свои стилистические достоинства. Главное достоинство глагола - это способность управлять: выстраивать вокруг себя длинную шеренгу разнообразных и последовательно зависящих друг от друга слов и предложений... К этому достоинству присоединяются два добавочных: видовые и залоговые оттенки»
(А.М.Пешковский).
«Современные исследователи утверждают, что в глаголе течет самая алая, самая артериальная кровь русского языка. Глагол во всем богатстве его семантики, со свойственными
ему значениями грамматических форм и возможностями синтаксических связей, при многообразии стилистических приемов образного употребления является неисчерпаемым источником экспрессии» (И.Б.Голуб).
Посмотрим, как наш амурский поэт Олег Константинович Маслов использует глаголы в своем творчестве. Но прежде познакомимся с биографией поэта.
Сообщение ученика на тему «Жизнь и творчество амурского поэта О.К.Маслова».
II. Анализ изобразительных возможностей глагола в стихотворении О.К.Маслова «Сосны Сибири».
Громыхают на рельсах колеса,
Свищет ветер, плывут облака,
И стоят остроиглые сосны,
Как стояли и до Ермака.
Не спеша потеснятся немного,
Уступая идущему путь,
И шумят по-над самой дорогой,
И не сдвинутся дальше ничуть.
Промелькнут города и селенья,
И опять же, куда ни взгляни,
Сколько хватит терпенья и зренья,
Все они, и они, и они...
Будто знают в изменчивом мире,
Что без стойкости их вековой И Сибирь не была бы Сибирью,
И тайга не была бы тайгой.
И хранят первозданность веками На огромном просторе земном -Меж собою сцепились корнями И стоят до конца на своем.
Вопросы к учащимся:
- Какой философский подтекст имеет это стихотворение?
- Какое настроение оно передает?
- Какими средствами выразительности создается это настроение?
- Определите идею стихотворения.
- Какие языковые средства и фигуры речи придают динамичность тексту?
- Какова частотность использования глаголов в данном стихотворении? (в 30 строках - 17 глаголов).
Задания учащимся:
1. Пользуясь толковым словарем, определите значения использованных поэтом глаголов.
(Громыхают, свищет, шумят - обозначения звуковых явлений; плывут, промелькнут,
потеснятся, не сдвинутся - обозначения перемещения в пространстве; хватит, взгляни -обозначение действий и состояний человека. Преобладающими в тексте являются глаголы со значением перемещения в пространстве, которые придают стихотворению динамичность. Глаголы, обозначающие звуковые явления, позволяют «услышать» происходящее. Глаголы, обозначающие действия и состояния человека, позволяют почувствовать авторское отношение к событиям).
2. Определите значение приставок, пользуясь таблицей «Глагольные приставки, их значение», сделайте вывод о целесообразности использования в стихотворении глаголов с такими приставками.
(В слове потеснятся - приставка по- имеет значение «доведение действия до результата; сцепились - приставка с— значение «движение с разных сторон к одной точке»; сдвинуться -приставка с— «удаление чего-нибудь»; промелькнут - приставка про— «движение мимо чего-
либо», взгляни - приставка вз— «быстрое проявление какого-либо действия». Приставки в словах «сдвинуться» и «сцепились» являются омонимичными).
3. Выпишите глаголы и определите значение суффиксов с помощью таблицы «Значение глагольных суффиксов».
(Суффиксы глаголов передают различные лексические и грамматические значения).
Итоговый вопрос к учащимся: Какова роль используемых автором глагольных морфем?
(Глагольные морфемы придают тексту дополнительные оттенки, «помогая» автору не только передать мысли и чувства, но и живописать повествование).
III. Анализ функционирования неопределенной формы глагола (инфинитива) в художественном тексте.
Учитель: Может ли инфинитив являться средством выразительности? В качестве материала для анализа используйте стихотворение «Кабы знать бы наперед».
Кабы знать бы наперед,
Что меня в грядущем ждет,
Постелил бы я солому Там, где суждено упасть,
И не вышел бы из дому,
Коль на улице напасть.
Но зачем на свете жить,
Если нечем дорожить -Что победа, что удача,
Если жизнь скучна равно,
Как решенная задача?
Как повторное кино?
Вопросы к учащимся:
- Назовите инфинитивы из этого стихотворения, определите их лексическое значение
(Знать - значение мыслительной деятельности; упасть - значение движение, перемещение
в пространстве и т.д.).
- Какой из инфинитивов передает значение условного наклонения?
(Знать).
- Какую грамматическую информацию передает инфинитив?
(Значение вида и возвратности).
- Можно ли отнести инфинитив к средствам выразительности?
(Инфинитив называет действие как отвлеченное понятие, и вневременной, внеличностный характер инфинитива способствует передаче обобщенного действия, поэтому инфинитив может являться средством создания экспрессии).
Задание для самостоятельной работы на уроке.
Найдите в сборнике О.К.Маслова «Мой век» стихотворения, насыщенные инфинитивами. Определите назначение инфинитива в поэтических текстах. Докажите, что глагол - «самая огнепышущая, самая живая часть речи» (А.Югов).
Высказывания учащихся.
IV. Работа в группах.
Задание. Найдите олицетворения в следующих стихотворениях. С какой целью автор использует этот стилистический прием?
1 группа: «Весенний снег»;
2 группа: «Еще зима, еще морозы»;
3 группа: «Лето»;
4 группа: «Летняя гроза».
V. Подведение итогов занятия.
Сегодня вы узнали много нового о глаголе: о многообразии передаваемых им значениях и выполняемых функциях. Возможно, вы удивились тому, что эта часть речи предстала перед вами «знакомым незнакомцем». Надеюсь, это побудит вас к глубокому исследованию других частей речи.
VI. Домашнее задание.
Сочинение-размышление «Глагол! Как много в этом слове...»