Научная статья на тему '«САМАЯ ОГНЕПЫШУЩАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ» (на материале произведений амурского поэта О.Маслова)'

«САМАЯ ОГНЕПЫШУЩАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ» (на материале произведений амурского поэта О.Маслова) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
546
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная картина мира / литературное краеведение / региональный компонент / внеурочная работа со школьниками

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пискеева Галина Геннадьевна

Представлен план факультативного занятия по лингвистическому краеведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Пискеева Галина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««САМАЯ ОГНЕПЫШУЩАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ» (на материале произведений амурского поэта О.Маслова)»

УДК 808.2; 37.022(075.8)

«САМАЯ ОГНЕПЫШУЩАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ»

(на материале произведений амурского поэта О.Маслова)

ФАКУЛЬТАТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ В 6 КЛАССЕ

Пискеева Галина Геннадьевна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№15, г.Благовещенск

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: художественная картина мира, литературное краеведение, региональный компонент, внеурочная работа со школьниками

АННОТАЦИЯ: Представлен план факультативного занятия по лингвистическому краеведению.

Найти верный глагол для фразы - значит дать движение фразе.

А.Н.Толстой.

Цели урока:

1. Обучающая: уметь находить глагол в тексте, определять его грамматические формы, находить взаимосвязь формы и содержания.

2. Развивающая: учиться анализировать, обобщать материал, делать выводы на основе наблюдений.

3. Воспитательная: на основе фактов биографии амурского поэта О.К. Маслова воспитывать уважение к человеку, беззаветно отдающему себя избранной профессии и творчеству.

Оборудование:

1. Маслов О.К. «Мой век». Благовещенск, 1994.

2. Таблицы «Значение глагольных суффиксов», «Глагольные приставки, их значение».

3. Раздаточный материал: высказывания лингвистов А.М.Пешковского и И.Б.Голуб о глаголе, русских писателей о языке.

Предварительная подготовка:

1. Подготовить сообщение «Жизненный и творческий путь О.К.Маслова».

2. Используя книгу «Русские писатели о языке», найти высказывания писателей, поэтов о глаголе как средстве выразительности.

3. Подготовить сообщение «Частотность глаголов в различных стилях речи».

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

Глагол - необыкновенная часть речи. Обозначая действие, обладает огромным потенциалом для выражения мыслей. Кроме содержательной насыщенности, он обладает еще и высокой эстетической ценностью. Это достоинство глагола отметили не только ученые-лингвисты, но и писатели, поэты, литературные критики. Подлинным гимном глаголу звучат слова В.Г.Белинского: «Какое богатство для изображения явлений действительности заключается в глаголах русских, имеющих виды!» Вторят ему ученые-филологи А.М.Пешковский и И.Б.Голуб (работа с раздаточным материалом): «У каждой части речи свои стилистические достоинства. Главное достоинство глагола - это способность управлять: выстраивать вокруг себя длинную шеренгу разнообразных и последовательно зависящих друг от друга слов и предложений... К этому достоинству присоединяются два добавочных: видовые и залоговые оттенки»

(А.М.Пешковский).

«Современные исследователи утверждают, что в глаголе течет самая алая, самая артериальная кровь русского языка. Глагол во всем богатстве его семантики, со свойственными

ему значениями грамматических форм и возможностями синтаксических связей, при многообразии стилистических приемов образного употребления является неисчерпаемым источником экспрессии» (И.Б.Голуб).

Посмотрим, как наш амурский поэт Олег Константинович Маслов использует глаголы в своем творчестве. Но прежде познакомимся с биографией поэта.

Сообщение ученика на тему «Жизнь и творчество амурского поэта О.К.Маслова».

II. Анализ изобразительных возможностей глагола в стихотворении О.К.Маслова «Сосны Сибири».

Громыхают на рельсах колеса,

Свищет ветер, плывут облака,

И стоят остроиглые сосны,

Как стояли и до Ермака.

Не спеша потеснятся немного,

Уступая идущему путь,

И шумят по-над самой дорогой,

И не сдвинутся дальше ничуть.

Промелькнут города и селенья,

И опять же, куда ни взгляни,

Сколько хватит терпенья и зренья,

Все они, и они, и они...

Будто знают в изменчивом мире,

Что без стойкости их вековой И Сибирь не была бы Сибирью,

И тайга не была бы тайгой.

И хранят первозданность веками На огромном просторе земном -Меж собою сцепились корнями И стоят до конца на своем.

Вопросы к учащимся:

- Какой философский подтекст имеет это стихотворение?

- Какое настроение оно передает?

- Какими средствами выразительности создается это настроение?

- Определите идею стихотворения.

- Какие языковые средства и фигуры речи придают динамичность тексту?

- Какова частотность использования глаголов в данном стихотворении? (в 30 строках - 17 глаголов).

Задания учащимся:

1. Пользуясь толковым словарем, определите значения использованных поэтом глаголов.

(Громыхают, свищет, шумят - обозначения звуковых явлений; плывут, промелькнут,

потеснятся, не сдвинутся - обозначения перемещения в пространстве; хватит, взгляни -обозначение действий и состояний человека. Преобладающими в тексте являются глаголы со значением перемещения в пространстве, которые придают стихотворению динамичность. Глаголы, обозначающие звуковые явления, позволяют «услышать» происходящее. Глаголы, обозначающие действия и состояния человека, позволяют почувствовать авторское отношение к событиям).

2. Определите значение приставок, пользуясь таблицей «Глагольные приставки, их значение», сделайте вывод о целесообразности использования в стихотворении глаголов с такими приставками.

(В слове потеснятся - приставка по- имеет значение «доведение действия до результата; сцепились - приставка с— значение «движение с разных сторон к одной точке»; сдвинуться -приставка с— «удаление чего-нибудь»; промелькнут - приставка про— «движение мимо чего-

либо», взгляни - приставка вз— «быстрое проявление какого-либо действия». Приставки в словах «сдвинуться» и «сцепились» являются омонимичными).

3. Выпишите глаголы и определите значение суффиксов с помощью таблицы «Значение глагольных суффиксов».

(Суффиксы глаголов передают различные лексические и грамматические значения).

Итоговый вопрос к учащимся: Какова роль используемых автором глагольных морфем?

(Глагольные морфемы придают тексту дополнительные оттенки, «помогая» автору не только передать мысли и чувства, но и живописать повествование).

III. Анализ функционирования неопределенной формы глагола (инфинитива) в художественном тексте.

Учитель: Может ли инфинитив являться средством выразительности? В качестве материала для анализа используйте стихотворение «Кабы знать бы наперед».

Кабы знать бы наперед,

Что меня в грядущем ждет,

Постелил бы я солому Там, где суждено упасть,

И не вышел бы из дому,

Коль на улице напасть.

Но зачем на свете жить,

Если нечем дорожить -Что победа, что удача,

Если жизнь скучна равно,

Как решенная задача?

Как повторное кино?

Вопросы к учащимся:

- Назовите инфинитивы из этого стихотворения, определите их лексическое значение

(Знать - значение мыслительной деятельности; упасть - значение движение, перемещение

в пространстве и т.д.).

- Какой из инфинитивов передает значение условного наклонения?

(Знать).

- Какую грамматическую информацию передает инфинитив?

(Значение вида и возвратности).

- Можно ли отнести инфинитив к средствам выразительности?

(Инфинитив называет действие как отвлеченное понятие, и вневременной, внеличностный характер инфинитива способствует передаче обобщенного действия, поэтому инфинитив может являться средством создания экспрессии).

Задание для самостоятельной работы на уроке.

Найдите в сборнике О.К.Маслова «Мой век» стихотворения, насыщенные инфинитивами. Определите назначение инфинитива в поэтических текстах. Докажите, что глагол - «самая огнепышущая, самая живая часть речи» (А.Югов).

Высказывания учащихся.

IV. Работа в группах.

Задание. Найдите олицетворения в следующих стихотворениях. С какой целью автор использует этот стилистический прием?

1 группа: «Весенний снег»;

2 группа: «Еще зима, еще морозы»;

3 группа: «Лето»;

4 группа: «Летняя гроза».

V. Подведение итогов занятия.

Сегодня вы узнали много нового о глаголе: о многообразии передаваемых им значениях и выполняемых функциях. Возможно, вы удивились тому, что эта часть речи предстала перед вами «знакомым незнакомцем». Надеюсь, это побудит вас к глубокому исследованию других частей речи.

VI. Домашнее задание.

Сочинение-размышление «Глагол! Как много в этом слове...»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.