УДК 81'36:371
ЦЕЛОСТНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ВИДА РУССКОГО ГЛАГОЛА КАБАРДИНСКИХ УЧАЩИХСЯ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ШКОЛЬНОГО КУРСА
© Ляна Исмаиловна ЛИЕВА
Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик, Российская Федерация, аспирант, кафедра методики дошкольного и начального образования, e-mail: [email protected]
Рассмотрено описание системы обучения кабардинских учащихся русскому языку на материале грамматической категории вида глагола.
Ключевые слова: методика обучения русскому языку; национальная школа; неродной язык.
Трудности в усвоении видов русского глагола, а также малочисленность работ по обучению кабардинских учащихся 4-6 классов грамматической категории вида русского глагола обусловливают актуальность нашего исследования.
Цель нашего исследования - разработка наиболее рациональных и продуктивных способов и приемов обучения категории вида русского глагола учащихся (начальной и средней кабардинской школы) в практическом курсе русского языка.
Сложность изучения русского глагола в кабардинской школе заключается в том, что кабардинские учащиеся с трудом усваивают глагольные категории, отсутствующие в родном языке. Разрешению этой проблемы способствует целостная методическая система уроков и упражнений в 4-6 классах с применением информационно-коммуника-
тивных технологии (ИКТ). В настоящее время в кабардинской школе учитель продолжает давать определенную сумму грамматических знаний, не вооружая учащихся умениями употреблять изучаемые грамматические категории глагола в речи с учетом их функционирования в тексте. Это препятствует сознательно-практическому овладению неродным языком. Нельзя считать вполне удовлетворительной и систему упражнений по глаголу, представленную в учебниках по русскому языку для кабардинских школ, одной из отрицательных сторон которой является слабое отражение связи грамматики с синтаксисом текста.
Для улучшения качества русской устной, а затем и письменной речи учащихся нацио-
нальной (кабардинской) школы, необходима интенсивная практика по употреблению языковых единиц, а учебный процесс должен быть пронизан коммуникативной или условно-коммуникативной речевой деятельностью. В связи с этим надо больше внимания уделять отбору языкового материала. Из сказанного следует, что на уроках необходимо предусмотреть практическое усвоение лингвистического материала, позволяющего
строить различные высказывания. К таким единицам, по нашему мнению, можно отнести слова и словосочетания, структурные схемы предложения, которые являются основными единицами синтаксического уровня и служат для формулирования мысли в процессе речи. На основе таких лексических единиц может создаваться монологический текст как конечный продукт речевой деятельности.
При изучении видов русского глагола, как и при изучении любых тем, необходимо придерживаться принципа от простого к сложному. Мы предлагаем начинать обучение с элементарных правил: различения несовершенного и совершенного видов как семантически, так и формально, образование видовых пар и форм настоящего, будущего и прошедшего времени. Наше исследование показывает, что недостаточное внимание на начальном этапе обучения категории вида учащимися вызывает в дальнейшем большие трудности при изучении русского языка. Нами была разработана система уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий.
В 4-м классе изучение вида носит чисто практический характер, без усвоения определений, что такое вид, видовая пара и т. д. Преподаватель должен стремиться дать обе видовые формы глаголов, с которыми ученикам приходится иметь дело в повседневной речевой практике. Работа над видовыми парами хорошо связывается с изучением вопросов Что делаю? Что делал? Что сделал? (читал стихотворение - прочитал стихотворение; учил стихотворение - выучил стихотворение; строил дом - построил дом; рабочие строят дом - рабочие построили дом и т. п.). Так как здесь изучаются формы всех трех времен (настоящее, прошедшее, будущее сложное; изъятие будущего простого ничем не мотивировано), можно строить противопоставления типа: Я пишу письмо -Я буду писать письмо; я писал письмо - я написал письмо - я напишу письмо и т. п. Чтобы такая работа была эффективной, необходимо вести ее систематически.
На первом этапе учащиеся знакомятся с общим грамматическим значением глаголов совершенного и несовершенного вида и с отдельными способами его выражения. И то и другое усваивается на более простом, понятном материале: на видовых корреляциях с суффиксами -а-(-я-)-и- (решать - решить). Это «дает возможность организовать работу по усвоению семантических и структурных особенностей видовых корреляций на глаголах, имеющих полную семантическую соотнесенность» [1].
Знакомство с морфологическим механизмом должно начинаться с 5-го класса. В связи с изучением фонетического строя русского языка можно остановиться на чередовании звуков при образовании видовых пар глаголов. Сравните: спросить - спрашивать, собирать - собрать и т. п. На видовые отличия можно указать при обучении состава слова - приставок, суффиксов: писать - написать, рисовать - нарисовать, чертить -начертить, делать - сделать и др. Новые слова нужно давать в словесном окружении (в словосочетаниях и предложениях).
На втором этапе рассматриваются закономерности видового словообразования. Работа по овладению грамматической формой будет занимать большее место, чем работа по углублению знаний о видовых значениях.
Видовое противопоставление пронизывает всю систему глагола, все грамматические категории и формы глагола. Сравните: ставлю - поставлю, ставишь - поставишь, ставит - поставит, ставим - поставим, ставите - поставите, ставят - поставят; буду ставить - поставлю, будешь ставить -поставишь, будет ставить - поставит; ставил (-а, -о) - поставил (-а, -о), ставили -поставили; ставил (-а, -о, -и) бы - поставил (-а, -о, -и) бы; ставь - поставь; ставящий (ставящего и т. п.) - поставивший (поставившего и т. д.); ставивший - поставивший; ставя - поставив и т. п. Члены видовых пар взаимно дополняют друг друга и только вместе образуют полную парадигму глагольного слова. Так, например, глаголы совершенного вида сделать, рассказать только вместе с глаголами делать, рассказывать способны образовать полную парадигму времен: сделал (делал) - делаю - сделаю (буду делать); рассказал (рассказывал) - рассказываю - расскажу (буду рассказывать).
Все это выдвигает вполне определенные методические требования к преподаванию видов: русское глагольное слово необходимо давать кабардинским учащимся в видовой паре. Только в этом случае русская глагольная лексема поступит в их распоряжение в полном объеме своей семантики и во всей системе своих грамматических форм, только в этом случае русское глагольное слово войдет в активный запас кабардинских учащихся. При работе над употреблением видов глагола большую роль играет выяснение возможностей замены одного вида другим в данном контексте. В тех случаях, когда возможна замена одного вида другим, но при этом изменяется смысл высказывания, обычно ярко раскрываются значения видов и их противопоставленность. Сравните: Он опаздывал на поезд - Он опоздал на поезд; Я прочитал книгу за час - Я прочитывал книгу за час (контекст не препятствует замене вида, но значения выражаются разные).
Ряд случаев употребления видов глагола обусловлен наличием в контексте определенных слов, с которыми связано закрепленное в речевой практике обязательное употребление одного из видов. Чаще всего такие случаи употребления видов, связанные с узким контекстом, возникают на основе широкого контекста и соответствуют семантике
вида. Однако при изучении видов глагола выделение слов, требующих определенного вида, значительно облегчает дело. Например, наречия упорно и настойчиво сочетаются только с несовершенным видом, только несовершенный вид употребляется в прошедшем времени и с обстоятельствами долго, всегда и т. п. В предложениях с союзом как только употребляется совершенный вид (при неповторяющихся действиях), а в предложениях с союзом по мере того, как - несовершенный, при союзе пока - несовершенный, а при союзе пока не - совершенный и т. д. [2, с. 7]. Так называемые «обязательные случаи» употребления видов не требуют от учащихся осмысления, поэтому в ряде случаев с них можно начинать знакомство с употреблением видов глагола в речи [3]. Работа над употреблением видов состоит в выделении основных значений видов как свойственных всем глагольным формам, так и свойственных именно данной глагольной форме, в уяснении общего смысла контекста, в котором проявляется видовое значение, и в выделении частных случаев контекста, обусловливающих употребление одного вида.
На третьем этапе у учащихся вырабатываются умения правильно употреблять виды глагола в устной и письменной речи. Более детальное изучение видовых значений на третьем этапе стало возможным благодаря тому, что грамматическая форма была отработана на предыдущем этапе и распознавание видов глагола не требует от учащихся особых усилий.
При выполнении упражнений с целью распознавания вида ученик совершает последовательные операции по видовому словообразованию. Действия производятся многократно, в строго постоянном порядке. Психологически это способствует быстрому запоминанию закономерностей видового словообразования и морфемных примет глаголов совершенного и несовершенного вида. Действие по распознаванию вида может быть доведено до автоматизма только в процессе выполнения специальных упражнений. Запомнить закономерности видового словообразования и морфемные показатели видов глагола поможет видовая «лестница».
Упражнение 1. Объяснить, как образованы глаголы совершенного и несовершенного вида.
Играть, проиграть, проигрывать; петь, запеть, запевать; делать, переделать.
Глагол лечить не имеет приставки. Это -глагол несовершенного вида. Он стоит на первой ступеньке. От глагола лечить с помощью приставки образовался глагол совершенного вида залечить. Он занимает вторую ступеньку. На третьей ступеньке стоит глагол залечивать. Он образован от приставочного глагола совершенного вида с помощью суффикса -ва. Суффикс -ва указывает на несовершенный вид глагола.
Подражая образцу, ученики должны объяснить закономерности видового образования еще нескольких глаголов. Использование этого приема дисциплинирует мысль учащихся и учит их последовательно рассуждать; повышает самостоятельность уча-щихся-кабардинцев в выполнении работы и активизирует их речь, экономит время.
Упражнение 2. Объяснить, как образованы глаголы совершенного и несовершенного вида. Расставить их по ступенькам.
Рассмотреть, смотреть, рассматривать; выиграть, выигрывать, играть; перечитать, читать, перечитывать.
Это упражнение сложнее предыдущего: «тройки» глаголов даны не в последовательности видового образования, а вперемешку внутри каждой. Нужно установить, в какой последовательности видов образованы глаголы друг от друга и, логически рассуждая, расставить их по ступенькам.
Далее мы провели систематическую словообразовательную работу в 5-6-х классах кабардинской школы по методике М.Ш. Ше-кихачевой (использование словообразовательного типа - СТ).
Глаголы, обозначающие действие и его результат; состояние и приход в такое состояние.
Глаголы совершенного вида, образованные от глаголов несовершенного вида:
- от глагола несовершенного вида;
- при помощи приставки вз- или (вс-), вы-, по-, про-, раз-(рас-),с-(со-), о-(об-), от-(то-);
- образуем глагол совершенного вида;
- со значениями: а) «совершить» (довести до результата действие) или б) «прийти в состояние, названное производящим глаголом».
Модель СТ № 1.
I II III
растить -вз + растить = взрастить-IV
«совершить, довести до результата действие по глаголу «растить».
Учащимся даются производящие глаголы несовершенного вида для обогащения лексики по СТ № 1 [4].
Данная работа расширила и углубила знания учащихся об аффиксах русских глаголов, их значениях, увеличила активный словарный запас учащихся.
Из сказанного следует, что надо больше внимания уделять отбору языкового материала на уроках русского языка, необходимо предусмотреть практическое усвоение лингвистического материала, позволяющего строить различные высказывания. К таким единицам, по нашему мнению, можно отнести слова и словосочетания, структурные схемы предложения, которые являются основными единицами синтаксического уровня
и служат для формулирования мысли в процессе речи. На основе таких лексических единиц может создаваться монологический текст как конечный продукт речевой деятельности.
1. Шакирова Л.З. Научные основы обучения категории вида и времени русского глагола в тюркоязычной (татарской и башкирской) школе: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1973.
2. Соколовская К.А. 300 глаголов совершенного и несовершенного вида в речевых ситуациях. М., 2002.
3. Рассудова О.П. Виды в системе русского глагола и методика работы над видами глагола. М., 1967. С. 152-155.
4. Шекихачева М.Ш. Русское слово. Нальчик, 2000.
Поступила в редакцию 15.12.2012 г.
UDC 81'36:371
INTEGRAL LEARNING METHODICAL SYSTEM OF GRAMMATICAL CATEGORY OF RUSSIAN VERB FORM OF KABARDIAN STUDENTS AT DIFFERENT LEVELS OF SCHOOL COURSE
Lyana Ismailovna LIYEVA, Kabardino-Balkaria State University, Nalchik, Russian Federation, Post-graduate Student, Methods of Pre-School and Primary Education Department, e-mail: [email protected]
The description of an integral methodological system of teaching grammatical category of Russian verbal aspect to Ka-bardian students is observed.
Key words: Russian language teaching methodics; national school; non-native language.