Научная статья на тему 'Обучение грамматической категории вида русского глагола на разных ступенях школьного образования (на материале кабардинской школы)'

Обучение грамматической категории вида русского глагола на разных ступенях школьного образования (на материале кабардинской школы) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
790
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОДИДАКТИКА / ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ВИДА РУССКОГО ГЛАГОЛА / СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЯЗЫКОВ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ИКТ / LINGUADIDACTICS / TEACHING THE GRAMMATICAL ASPECT OF A RUSSIAN VERB / COMPARATIVE DESCRIPTION OF LANGUAGES / EXPERIMENTAL TEACHING / ELABORATION OF A SYSTEM OF TASKS AND EXERCISES USING INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Загаштоков Айса Хусинович, Лиева Ляна Исмаиловна

Cтатья посвящена проблеме обучения грамматической категории вида русского глагола на разных ступенях школьного образования (на материале кабардинской школы). Публикация является продолжением статьи «Теория и практика обучения грамматической категории вида русского глагола в начальной и средней (кабардинской) школе», вышедшей в 2010 году в журнале «Культурная жизнь Юга России». В данной статье изложены основные практические результаты проведенного нами исследования по обучению учащихся категории вида русского глагола на разных этапах обучения в кабардинской школе. Полученные в ходе экспериментального обучения результаты свидетельствуют об эффективности разработанной нами методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Загаштоков Айса Хусинович, Лиева Ляна Исмаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING GRAMMATICAL ASPECT OF THE RUSSIAN VERB AT DIFFERENT STAGES OF SCHOOL EDUCATION (FROM MATERIAL OF THE KABARDIAN SCHOOL)

This paper discusses the method of teaching the grammatical aspect of a Russian verb at different stages of school education (using materials of the Kabardian School). This piece of work develops the main idea of the article Theory and practice of teaching the grammatical aspect of a Russian verb at primary and secondary school, which was published in 2010 in a journal The cultural life of the South of Russia. The main practical results of the conducted investigations are studied in this work. The obtained results prove the effectiveness of the used methodology.

Текст научной работы на тему «Обучение грамматической категории вида русского глагола на разных ступенях школьного образования (на материале кабардинской школы)»

УДК 372.881.161.1 ББК 74.261.3 З 14

А.Х. Загаштоков

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики дошкольного и начального образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова; E-mail: zagasht@mail. ru

Л.И. Лиева

Аспирантка кафедры методики дошкольного и начального образования педагогического факультета Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова; Email: lielyana@yandex. ru

ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ВИДА РУССКОГО ГЛАГОЛА НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ

КАБАРДИНСКОЙ ШКОЛЫ)

(Рецензирована)

Аннотация. Огатья посвящена проблеме обучения грамматической категории вида русского глагола на разных ступенях школьного образования (на материале кабардинской школы). Публикация является продолжением статьи «Теория и практика обучения грамматической категории вида русского глагола в начальной и средней (кабардинской) школе», вышедшей в 2010 году в журнале «Культурная жизнь Юга России». В данной статье изложены основные практические результаты проведенного нами исследования по обучению учащихся категории вида русского глагола на разных этапах обучения в кабардинской школе. Полученные в ходе экспериментального обучения результаты свидетельствуют об эффективности разработанной нами методики.

Ключевые слова: лингводидактика, обучение грамматической категории вида русского глагола, сопоставительное описание языков, экспериментальное обучение, разработка системы заданий и упражнений с помощью ИКТ.

A.Kh. Zagashtokov

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Depoartment of Technique of Pre-School and Primary Education, Kabardino-Balkarian State University named after Kh.M. Berbekov; E-mail: zagasht@mail. ru

L.I. Lieva

Post-graduate student of Methods of Preschool and Primary Education Department of the Pedagogical Faculty, Kabardino-Balkarian State University named after Kh.M. Berbekov; E-mail: lielyana@yandex.ru

TEACHING GRAMMATICAL ASPECT OF THE RUSSIAN VERB AT DIFFERENT STAGES OF SCHOOL EDUCATION (FROM MATERIAL OF THE KABARDIAN

SCHOOL)

Abstract. This paper discusses the method of teaching the grammatical aspect of a Russian verb at different stages of school education (using materials of the Kabardian School). This piece of work develops the main idea of the article “Theory and practice of teaching the grammatical aspect of a Russian verb at primary and secondary school”, which was published in 2010 in a journal “The cultural life of the South of Russia”. The main practical results of the conducted investigations are studied in this work. The obtained results prove the effectiveness of the used methodology.

Keywords: linguadidactics, teaching the grammatical aspect of a Russian verb, comparative description of languages, experimental teaching, elaboration of a system of tasks and exercises using Information Technologies.

В русском языке, как и во многих других славянских языках, вид является грамматической категорией: это значит, что каждый глагол охарактеризован как относящийся либо к совершенному, либо к несовершенному виду (за исключением небольшого числа двувидовых глаголов типа «обещать, «стартовать», «обжаловать» и др.). Кроме собственно аспектуальных значений, виды различаются и морфологически: присоединение одного и того же набора окончаний даёт будущее время в случае глаголов совершенного вида и настоящее

— в случае несовершенного вида (а будущее образуется аналитической конструкцией с глаголом «быть»). Сложность категории вида в русском языке, недостаточная изученность данной проблемы в кабардино-черкесском и большие сложности в усвоении этого материала определяют актуальность проблемы. Целью данной статьи явилось теоретическое обоснование системы обучения русскому глагольному виду учащихся начальной и средней кабардинской школы с учётом научных достижений аспектологии и сопоставительнотипологического описания русского и родного языка учащихся [1], разработка наиболее рациональных и продуктивных способов и приёмов обучения категории видов русского глагола учащихся начальной и средней кабардинской школы, формирование у учащихся умения правильно употреблять виды глаголов в речевом общении. В соответствии с выше изложенным нами был отобран языковой материал для обучения виду глагола, были учтены особенности глагола кабардино-черкесского языка, что позволило использовать глагольные формы данного языка для раскрытия отобранных видовых значений русского глагола. В ходе экспериментального обучения был реализован комплексный подход к ознакомлению учащихся с видами русских глаголов и раскрытию их семантического содержания; представлена система работы с грамматической категорией вида как во временных формах, так и в инфинитиве, в императиве и в отрицательных конструкциях; предложена методика работы над видами глагола с помощью использования ИКТ в учебном процессе.

В последние годы методическая литература обогатилась новыми исследованиями по преподаванию видов в нерусской школе. Однако из-за недостаточной изученности самих видов многие предлагаемые методические приемы их изучения остаются пока малоэффективными. Так, А.А. Спагис основными причинами считает следующие недостатки в преподавании этой темы: 1) «учащимся недостаточно дается упражнений на закрепление изученного материала, поэтому у них не вырабатывается нужных навыков»; 2) «в наших учебных и методических пособиях до сих пор дается неточное, а иногда неверное объяснение значений глаголов несовершенного и совершенного вида, часто вводящее учащихся в заблуждение»; 3) «при анализе видовых значений мы не показываем обучающимся, как один и тот же глагол может менять видовые значения в зависимости от контекста, в котором он употреблен. И у обучающихся складывается неправильное представление о видовых значениях глагола: они думают, что один и тот же глагол во всех случаях имеет только одно, определенное видовое значение»; 4) «до сих пор тема «Значение видов глагола» изучается нами как тема чисто грамматическая, т.е. при изучении видовых значений не принимаются во внимание лексические значения слов», т.е. не учитывается, что «видовые значения связаны с лексическими значениями глаголов и, можно сказать, зависят от последних»; 5) не уделяется достаточного внимания употреблению видовых форм глаголов в сочетании с обстоятельствами времени и образа действия [2]. Это все сильно тормозит успешную работу над видами глагола. На наш взгляд, главная причина здесь заключается в том, что в учебниках и методических пособиях недостаточно учитывается та основа, на которой опирается категория вида в русском языке. Это- парность, коррелятивность видов. Известно, что речевая деятельность человека осуществляется на уровне автоматизированных умений, выработанных путём множественного повторения речевых действий. Следовательно, для улучшения качества русской устной, а затем и письменной речи учащихся национальной (кабардинской) школы необходима интенсивная практика по употреблению языковых единиц, а учебный процесс должен быть пронизан коммуникативной или условно-коммуникативной речевой деятельностью. В связи с этим

нами был осуществлен отбор необходимого языкового материала и разработана система заданий и упражнений по формированию у учащихся-кабарднцев употребления в речи грамматической категории вида глагола. Практика показывает, что если уделять этому недостаточно внимания на начальном этапе обучения видам, то в дальнейшем учащиеся будут испытывать большие трудности. Например, могут быть использованы следующие упражнения в 4 классе:

1. Определите время глаголов:

Читал/седжащ, читаю/соджэ/, буду читать /седжэнущ/.

Решил/сщіащ/, решаю/сощ1/, буду решать/ сщ1ынущ/.

Пел/уэрэд жыс1ащ/, пою/уэрэд жызо1э/, буду петь/уэрэд жыс1ынущ/.

Прочитал/ седжащ/, читаю/соджэ/, прочитаю/седжэнущ/.

2. Поставь вопросы к данным глаголам: что делали? Что делает? Что делают? Что делали? Что сделали? Что сделал?

Прибегает (жэрыгъэк1э къок1уэж), я принес (къэсхьащ), сидел (щысащ), летят мэлъатэ), кричат (мэк1ийхэр), закричал (къэк1иящ) мчится (псынщ1у къожэ), ловят(къаубыд), отлетели(1улъэтыжахэщ), сидит(щысщ), я нагнулся(зезгъэзыхащ), ходит(къек1ухь), думали(гупсысахэщ), я взял(къэсщтащ).

Примерные задания для 5 класса: Упражнение 1. Спишите, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова (уже или еще) и выбирая из скобок глагол нужного вида.

1. Я ... не (читать, прочитать) этой книги. 2. В этом году мой брат ... (читать, прочитать) двадцать книг. 3. Брат (завтракать, позавтракать), а я ... не (умываться, умыться 4. Поезд из Саранска . не (прибывать, прибыть).

2. Найдите глаголы несовершенного и совершенного вида прошедшего времени.

Писал-написал; прочитал-читал; считал-сосчитал; делал-сделал; послушал-слушал;

смотрел-посмотрел; решал-решил; перевёл-переводил; повторял-повторил; отвечал-ответил.

Видовое противопоставление пронизывает всю систему глагола, все грамматические категории и формы глагола. Сравни: ставлю — поставлю, ставишь — поставишь, ставит

— поставит, ставим — поставим, ставите — поставите, ставят — поставят; буду ставить — поставлю, будешь ставить — поставишь, будет ставить — поставит; ставил (-а, -о) — поставил (-а, -о), ставили — поставили; ставил (-а, -о, -и) бы — поставил (-а, -о, -и) бы; ставь — поставь; ставящий (ставящего и т. П.) — поставивший (поставившего и т.д.); ставивший — поставивший; ставя — поставив и т.п. Члены видовых пар взаимно дополняют друг друга и только вместе образуют полную парадигму глагольного слова. Так, например, глаголы совершенного вида сделать, рассказать только вместе с глаголами сделать, рассказывать способны образовать полную парадигму времен: сделал (делал) — делаю — сделаю (буду делать); рассказал (рассказывал) — рассказываю — расскажу (буду рассказывать).

Все это выдвигает вполне определенные методические требования к преподаванию видов: русское глагольное слово необходимо давать кабардинским учащимся в видовой паре. Только в этом случае русская глагольная лексема поступит в их распоряжение в полном объеме своей семантики и во всей системе своих грамматических форм, только в этом случае русское глагольное слово войдет в активный запас кабардинских учащихся. При работе над употреблением видов глагола большую роль играет выяснение возможностей замены одного вида другим в данном контексте. В тех случаях, когда возможна замена одного вида другим, но при этом изменяется смысл высказывания, обычно ярко раскрываются значения видов и их противопоставленность. Сравните: Он опаздывал на поезд — Он опоздал на поезд; Я прочитал книгу за час — Я прочитывал книгу за час (контекст не препятствует замене вида, но значения выражаются разные).

Ряд случаев употребления видов глагола обусловлен наличием в контексте определенных слов, с которыми связано закрепленное в речевой практике обязательное употребление одного из видов. Чаще всего такие случаи употребления видов, связанные с узким контекстом, возникают на основе широкого контекста и соответствуют семантике вида.

Однако при изучении видов глагола выделение слов, требующих определенного вида, значительно облегчает дело. Например, наречия упорно и настойчиво сочетаются только с несовершенным видом, только несовершенный вид употребляется в прошедшем времени и с обстоятельствами долго, всегда и т. П. В предложениях с союзом как только употребляется совершенный вид (при неповторяющихся действиях), а в предложениях с союзом по мере того, как- несовершенный, при союзе пока — несовершенный, а при союзе пока не — совершенный и т.д. [3]. Так называемые «обязательные случаи» употребления видов не требуют от учащихся осмысления, поэтому в ряде случаев с них можно начинать знакомство с употреблением видов глагола в речи [4]. Работа над употреблением видов состоит, таким образом, в выделении основных значений видов как свойственных всем глагольным формам, так и свойственных именно данной глагольной форме, в уяснении общего смысла контекста, в котором проявляется видовое значение, и в выделении частных случаев контекста, обусловливающих употребление одного вида.

Примерные упражнения для учащихся 6 класса: Упражнение 1. Прочитайте предложения. Определите вид выделенных глаголов и объясните их употребление.

1. Фатима читала книгу три дня /Фатимэ тхылъым махуищ хъуауэ йоджэ. Фатима прочитала книгу и вернула её подруге./Фатимэ тхылъым еджэри и ныбжьэгъум иритыжащ.

2. Задача была трудная для Мурата, и он решал её целый час./ Хьисэпыр Мурат дежк1э гугъут, арати сыхьэт псок1э ищ1ыжу бгъэдэсащ. Наконец он решил её./Ик1эм и к1эжым абы ар ищ1ыжащ. 3. Мадина убирала книги со стола./Мадинэ тхылъхэр столым трихащ. Мадина уже убрала книги со стола/ Мадинэ тхылъхэр столым трихак1эщ.

Упражнение 2. Запомните, какие слова и словосочетания употребляются с глаголами несовершенного, а какие — с глаголами совершённого вида.

С глаголами несовершенного вида употребляются:

Каждый день, каждый месяц, ежедневно, ежемесячно, ежегодно; целую неделю, весь день, весь год, целый час, целый год, весь урок, всё утро; часто, иногда, обычно, всегда, постоянно, изредка; по утрам, по вечерам, с утра до вечера, по целым дням, по временам, по субботам, по выходным дням, по праздникам.

С глаголами совершённого вида употребляются:

Однажды, как-то, как-то раз, как-то ночью; внезапно, мгновенно, вдруг, сразу, тотчас.

Говоря об употреблении видов в инфинитиве, можно выделить ряд случаев обязательного употребления инфинитива только одного вида. Во-первых, после определенных слов независимо от наличия отрицания и, во-вторых, после определенных слов с отрицанием. Это случаи зависимости инфинитива от частных условий контекста. Так, инфинитив только несовершенного вида употребляется после многих глаголов: начать, стать, продолжать, кончить и т.п.. надоесть, устать, запретить, привыкнуть, полюбить и других. (Мне надоело возражать вам). Наоборот, инфинитив только совершенного вида употребляется после глаголов удаться, успеть, спешить, торопиться, забыть: Я написал письмо, но забыл опустить его в почтовый ящик.

Обязательно употребление инфинитива несовершенного вида после слов не надо, не нужно, не следует, не стоит, не полагается и т. П. Эти случаи употребления видов в инфинитиве не представляют трудностей для понимания их учащимися, они усваиваются только путем заучивания и тренировочных упражнений. Поэтому с этих случаев можно начать работу над употреблением видов в инфинитиве и основное внимание уделить здесь автоматизации указанных форм в речи учащихся.

Главная трудность, связанная с усвоением кабардинскими учащимися образования видов, состоит в многообразии способов образования видов глагола в русском языке (приставки, суффиксы, изменения в корне, лексические средства). Поэтому для того, чтобы этот материал был хорошо усвоен, необходимо вводить его постепенно и постоянно, в дозах, поддающихся запоминанию. Сначала образование видов не выделяется как специальная грамматическая тема. Нужные учащимся для речи глаголы постепенно записываются и заучиваются в двух видовых формах. Преподаватель обращает внимание на то, как

образованы видовые формы у данного глагола. В дальнейшем, на достаточной лексической базе дается обобщение знакомого материала, выделяются основные способы образования видов [5] и проводятся упражнения, которые являются средством повторения введенных ранее видовых пар. При обобщении способов образования видов полезно использовать информационно - коммуникационные технологии (ИКТ). В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на учащегося, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Ранее информацию по любой теме ученик мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Данный метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания учащегося, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс, - интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на эффективное, реально полезное расширение сектора самостоятельной учебной работы. Можно подать следующий материал, используя ИКТ:

Действие по распознаванию вида может быть доведено до автоматизма только в процессе выполнения специальных упражнений.

Усвоить закономерности видового словообразования глаголов поможет учащимся соответствующая тренировка.

Упражнение 1. Объяснить, как образованы глаголы совершенного и несовершенного

вида.

Играть, проиграть, проигрывать; петь, запеть, запевать; делать, переделать.

Дается образец рассуждения. Расставляем глаголы по ступенькам.

Залечивать

залечить

лечить

Учитель говорит: «Глагол лечить не имеет приставки. Это - глагол несовершенного вида. Он стоит на первой ступеньке. От глагола лечить с помощью приставки образовался глагол совершенного вида залечить. Он занимает вторую ступеньку. На третьей ступеньке стоит глагол залечивать. Он образован от приставочного глагола совершенного вида с помощью суффикса -ва. Суффикс -ва указывает на несовершенный вид глагола».

Подражая образцу, ученики должны объяснить закономерности видового образования еще нескольких глаголов. Использование этого приема дисциплинирует мысль учащихся и учит их последовательно рассуждать; повышает самостоятельность учащихся-кабардинцев в выполнении работы и активизирует их речь, экономит время.

Упражнение 2. Объяснить, как образованы глаголы совершенного и несовершенного вида. Расставить их по ступенькам.

Рассмотреть, смотреть, рассматривать; выиграть, выигрывать, играть; перечитать, читать, перечитывать.

Это упражнение сложнее предыдущего: «тройки» глаголов даны не в

последовательности видового образования, а вперемешку внутри каждой. Нужно установить, в какой последовательности видов образованы глаголы друг от друга и, логически рассуждая, расставить их по ступенькам.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к

урокам в начальной школе и средней школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ [6]. Для формирования навыка и умения правильного употребления грамматической категории вида в речи двуязычных учащихся- кабардинцев в «МОУ СОШ №1», «МОУ СОШ№ 2» с.п. Шалушка, «МОУ СОШ№ 2» с.п. Лечинкая, «МОУ СОШ №1» с.п. Нартана Чегемского района Кабардино-Балкарии. Из сказанного следует, что надо больше внимания уделять отбору языкового материала. На уроках русского языка, необходимо предусмотреть практическое усвоение лингвистического материала, позволяющего строить различные высказывания. К таким единицам, по нашему мнению, можно отнести слова и словосочетания, структурные схемы предложения, которые являются основными единицами синтаксического уровня и служат для формулирования мысли в процессе речи. На основе таких лексических единиц может создаваться монологический текст как конечный продукт речевой деятельности. При изучении видов русского глагола, как и при изучении любых тем, мы придерживались принципа от простого к сложному, мы предлагаем начинать обучение с элементарных правил: различения несовершенного и совершенного видов как семантически, так и формально, образования видовых пар и форм настоящего, будущего и прошедшего времени. Практика показывает, что если уделять этому недостаточно внимания на начальном этапе обучения видам, то в дальнейшем учащиеся будут испытывать большие трудности.

Сказанное выше позволяет нам сделать следующие выводы:

1) описание категории вида глагола в учебных целях проводится на функциональносемантической основе;

2) учитывая отсутствие в кабардино-черкесском языке грамматической категории, аналогичной категории вида русского глагола, в рамках коммуникативно-деятельностной компетенции целесообразно привлекать положения сознательно-сопоставительной методики;

2) сопоставительный анализ русского и кабардино-черкесского языков позволяет выявить особенности системы кабардино-черкесского глагола (формы завершенного и незавершенного глагольного времени), на которые ограниченно можно опираться при первом ознакомлении с понятием категории вида в русском языке. Однако в качестве основного выступает сопоставительно-семантический способ презентации, с помощью которого раскрываются глагольные и неглагольные способы передачи значений вида русского глагола средствами кабардино-черкесского языка;

3) сформировать элементарную лингвистическую и коммуникативную компетенцию учащихся начальной и средней национальной (кабардинской) школы за счёт введения комплекса необходимых знаний о составе и функционировании изучаемых языковых явлений и дополнения в системе упражнений специальными заданиями и упражнениями, направленными на формирование функционально-коммуникативных умений с использованием ИКТ в учебном процессе.

Примечания:

1. Загаштоков А.Х.Сопоставительно-типологическое описание русского и кабардино-черкесского языков в учебных целях. Нальчик, 2009. С. 178.

2. Спагис А.А. Об изучении видов глагола в нерусской аудитории // Материалы к совещанию по вопросам преподавания русского языка в вузах союзных республик. М., 1963, С. 85-92.

3. Соколовская К.А. 300 глаголов совершенного и несовершенного вида в речевых ситуациях. М., 2002. С. 7.

4. Рассудова О.П. Виды в системе русского глагола и методика работы над видами глагола. М., 1967.С. 152-155.

5. Пулькина И.М., Захава-Некрасова Е.Б. Русский язык. Практическая грамматика с упражнениями. М., 2002. С. 27-34.

6. Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин. иЯЪ: http://www.uch-portal.ru/load/131-1-0-4075

1. Zagashtokov A.Kh. Comparative typological description of the Russian and Kabardian-Circassian languages for educational purposes. Nalchik, 2009. P. 178.

2. Spagis A.A. On studying the types of verbs in a non-Russian audience // Materials for the meeting on problems of teaching the Russian language in higher schools of Union Republics. M., 1963, Page 85-92.

3. Sokolovskaya K.A. 300 perfect and imperfect verb forms in speech situations. M., 2002. P. 7.

4. Rassudova O.P. Aspects in the system of a Russian verb and methods of work at verb aspects. M., 1967. P. 152-155.

5. Pulkina I.M., Zakhava-Nekrasova E.B. The Russian language. Practical grammar with exercises. M., 2002. P. 27-34.

6. The use of IKT in teaching various school disciplines. URL: http://www.uchportal.ru/load/131-1-

0-4075.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.