Научная статья на тему 'ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕСТОИМЕНИЯ (на материале произведений амурского поэта О.Маслова)'

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕСТОИМЕНИЯ (на материале произведений амурского поэта О.Маслова) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
280
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная картина мира / литературное краеведение / региональный компонент / внеурочная работа со школьниками

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пискеева Галина Геннадьевна

Предлагается план занятия по теме «Местоимение», построенного на региональном материале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕСТОИМЕНИЯ (на материале произведений амурского поэта О.Маслова)»

УДК 808.2; 37.022(075.8)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕСТОИМЕНИЯ (на материале произведений амурского поэта О.Маслова)

ФАКУЛЬТАТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ В 6 КЛАССЕ

Пискеева Галина Геннадьевна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№15, г.Благовещенск

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: художественная картина мира, литературное краеведение, региональный компонент, внеурочная работа со школьниками

АННОТАЦИЯ: Предлагается план занятия по теме «Местоимение», построенного на

региональном материале.

Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет перелива, красок настоящего живого слова.

Они «выходят на поле», когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова.

ААРеформатский.

Каждую грамматическую форму можно и должно осветить с точки зрения заложенных в ней изобразительных и выразительных возможностей.

М.М.Бахтин.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с творчеством амурского поэта О.Маслова и языковыми особенностями его произведений.

2. Проанализировать изобразительные возможности местоимений в произведениях О.Маслова.

3. Познакомить со стилистическим приемом «обманутое ожидание».

4. Проанализировать семантические особенности личных и притяжательных местоимений, их экспрессивное значение.

5. Развивать навык выразительного чтения.

6. Воспитывать уважение к поэтическому наследию поэтов Приамурья.

Оборудование:

1. Маслов O.K. Мой век. Благовещенск, 1994.

2. Маслов O.K. Еще не спето столько песен... Благовещенск, 1995.

3. Фотопортрет О.К.Маслова.

Предварительная подготовка:

Индивидуальные задания:

1. Выучить наизусть стихотворения О.Маслова «Мой крест», «Помню я, как бабка Агриппина».

2. Провести исследовательскую работу по группам на тему: «Частотность использования местоимений в лирике О.К.Маслова»:

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

Небольшой по объему, но крайне интересный по содержанию и функционированию в языке класс местоимений привлекает внимание лингвистов. Благодаря своей «коммуникабельности», умению стать незаменимыми во многих речевых ситуациях, местоимения используются как в письменной, так и в устной речи.

Вы уже знакомы с основами английского и немецкого языков. Скажите, есть в этих языках местоимения?

Ответы учащихся.

Действительно, слова этой части речи есть во всех языках мира. По подсчетам лингвистов, местоимения занимают третье место по частотности употребления среди других слов языка.

Проверим, так ли это. Предварительно часть учеников получила задание исследовать поэтические тексты амурского поэта О.К.Маслова и определить частотность использования местоимений различных разрядов в его произведениях.

Сделайте вывод о частотности использования местоимений в стихотворениях поэта. Используйте данные таблиц, заполненных вами по итогам исследования.

Частотность использования местоимений в лирике О.К.IV аслова

Название Количество Количество Количество Количество

стихотворения существительных прилагательных глаголов местоимении,

Итого:

II. Выступления учеников.

Выступление от 1 группы, исследовавшей философскую лирику («О славе и о власти мечтал Наполеон...», «Человек всегда живет надеждой», «Фронтовой врач», «Мне не забыть вовек то утро»).

Выступление от 2 группы, исследовавшей стихотворения, относящиеся к пейзажной лирике («В море», «Лето», «Летняя гроза», «Опять под крылом неторопко»).

Выступление 3 группы, исследовавшей любовную лирику («Я удивлялся искренне...», «И мне не позабыть мгновенья», «Песня», «Уснула дальняя слободка»).

III. Анализ стилистических возможностей местоимений в поэтическом тексте.

Учитель: На предыдущих занятиях мы с вами анализировали изобразительные

возможности различных частей речи: существительного, глагола, причастия, деепричастия, прилагательного, - и пришли к выводу, что вышеупомянутые части речи обладают большими изобразительными и экспрессивными возможностями.

Лингвист Александр Александрович Реформатский об изобразительных возможностях местоимений сказал следующее (обращение к эпиграфу): Местоимения удобны прагматичны, но в них нет перелива, красок настоящего живого слова. Они... «выходят на поле», когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова.

Попробуем, проводя анализ местоимений в поэтическом тексте, доказать или опровергнуть слова А.А.Реформатского.

IV. Работа с таблицей «Частотность использования местоимений в лирике О.КМаслова».

Вопросы к учащимся:

- Местоимения какого разряда преобладают в стихотворениях поэта? {Личные).

- После прослушивания стихотворения сделайте вывод, почему именно личные местоимения преобладают не только в данном стихотворении, но и во всей лирике О.К.Маслова?

Чтение наизусть стихотворения «Помню я, как бабка Агриппина..»

Помню я, как бабка Агриппина,

Ненароком заглянув в свой сад,

Парила мне спину хворостиной,

Причитая: «Ах ты, азият!»

Впрочем, на нее я не в обиде -Видит бог, она была права:

Сколько я с тех пор ни перевидел,

Где я только ни перебывал,

Но, кружась и странствуя по свету,

Познавая новые места,

Сердцем неизменно был по эту Сторону уральского хребта.

На просторах края-великана,

Как нигде, сродни душе моей Ширь земли, дыханье океана,

Животворность солнечных лучей.

Не хочу сказать, что где-то худо,

И неправда, будто я забыл Земли те российские, откуда Прадед мой к Амуру уходил.

Но затем и шел он в эти сопки,

Сильный, смелый русский человек,

Чтоб его достойные потомки Обрели здесь родину навек.

Для меня его деянья святы,

Я живу, завет его храня,

И не зря когда-то азиатом Окрестила бабушка меня.

(Личные местоимения придают стихотворению оттенок искренности, душевности).

V. Стилистический анализ местоимения.

Учитель: Писатели и поэты очень часто используют стилистический прием, который называется приемом «обманутого ожидания». Попытайтесь, прослушав бардовскую миниатюру, сами дать определение этому термину.

Пение под гитару бардовской песни «Моя дорогая».

Моя дорогая не блещет красою,

Ни тонкостью стана,

Ни пышной косою,

Ни пышной косою,

Ни тонкостью стана,

Всем тем, чем плетают Г ероини романа,

Мохнатое платье Серого цвета Она не снимает От лета до лета,

И как ни стыжусь я Признаться, не скрою:

Мою дорогую купаю и мою,

Мою дорогую ...

(картошку в мундире)

Вопрос к учащимся:

- Как вы считаете, какое значение имеет термин «обманутое ожидание»? В чем его эффект? {«Обманутое ожидание» - стилистический приём, основанный на использовании личных и притяжательных местоимений, так как местоимение не называет конкретное лицо, только в конце открывает имя, которое до сих пор скрывало местоимение).

Задание учащимся (работа по вариантам)'.

Вам предложены стихотворения, в которых умышленно удалены названия. Попробуйте определить, о ком или о чём идёт речь. Когда вам стало понятно, кто или что является героем стихотворений?

1 вариант (Стихотворение «Врач»),

Торопитесь делать добро.

Ф.П. Гаав

Когда его однажды вызвал зав И стал в сердцах отчитывать за что-то,

Едва улыбку горькую сдержав,

Он лишь подумал: мне б твои заботы!

А в голове острейшей из заноз Сверлила мысль о том, что не минется -Вот через полчаса пройдет наркоз И пациент его совсем проснется.

И он его улыбкой ободрит И объяснит как другу, без утайки,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что рана очень скоро отболит,

А там, внутри, всего-то были спайки.

Беда не только в том, что все не так -В конце концов никто из нас не вечен -Но мало прожил на земле чудак,

А жил - как будто с вечностью обвенчан.

2 вариант (Стихотворение «До тебя, как до истины>>).

До тебя, как до истины,

Был нелегок мой путь -Неторопок и выстрадан,

Как библейская суть.

Не звездою залетною Вдруг явилась ты мне,

А открытием родины На родной стороне.

... Не кори за искания И за то не вини,

Что не первым свиданием Стать твою оценил.

Видно, тут для прозрения Нужны были года,

Чтоб прийти с откровением Насовсем, навсегда.

(1 вариант: за местоимением «его» скрывается врач, на что указывает двустишие «Вот через полчаса пройдет наркоз //И пациент его проснется»).

(2 вариант: за местоимением «тебе» скрывается образ родины: «открытием родины //На родной стороне»).

VI. Стилистические функции различных разрядов местоимений в художественном тексте.

Учитель: Не меньшее значение в создании экспрессивности стихотворения играют неопределенные местоимения.

Анализ стихотворения «Просьба».

Когда оставят искушенья И в тягость станет бренный путь,

Пошли мне, Бог, для воскрешенья Кого-нибудь, кого-нибудь.

И если он своим участьем Сумеет жизнь в мета вдохнуть,

Воздай ему за это счастьем Когда-нибудь, когда-нибудь.

Вопросы и задания:

- Прочитайте стихотворение.

- Какое настроение оно вызывает?

- Определите идею стихотворения.

- Проанализируйте изобразительно-выразительные средства, использованные автором.

- Каким образом автор сумел создать столь проникновенное стихотворение?

- Какое лексическое значение имеют неопределенные местоимения?

- Какие оттенки привносят неопределенные местоимения в поэтический текст?

(Неопределенные местоимения как бы отдаляют события, предметы, о которых идет речь в тексте).

- Лингвист И.Б.Голуб, исследуя особенности использования местоимений А.Блоком, отмечала, что у поэта 92 стихотворения начинаются местоимением «я», 49 стихотворений местоимением «ты». Второе место по частотности в начале стихотворений, по подсчетам И.Б.Голуб, занимают притяжательные местоимения. Их, в общей сложности, - 23.

Подсчитайте частотность использования местоимений в началах стихотворений О.К.Маслова, определите их разряд.

{Из 136 стихотворений сборника «Мой век» 78 начинаются личными и притяжательными местоимениями).

Чтение наизусть стихотворения «Мой крест».

Мой Красный крест, тяжелый крест,

Навек врученный мне судьбою,

Мне никогда не надоест Нести тебя перед собою.

Ты кровью светишься во мгле И утверждаешь, что от века Одна есть вера на земле -В земную жизнь и человека.

И на путях страды земной Не ведать мне душевной стыни,

Пока горит передо мной Моя бесценная святыня.

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

- В прямом или переносном значении используется выражение с притяжательным местоимением «мой крест»?

VII. Подведение итогов урока.

Обратимся еще раз к словам А.А.Реформатского, вынесенным в эпиграф занятия. Можно ли безоговорочно согласиться с его мнением?

Высказывания учеников.

Учитель: Действительно, местоимение имеет свои, присущие только ему изобразительные и экспрессивные возможности, подтверждением тому служат наше занятие и слова знаменитого филолога и философа Михаила Михайловича Бахтина {обращение ко второму эпиграфу)'. «Каждую грамматическую форму можно и должно осветить с точки зрения заложенных в ней изобразительных и выразительных возможностей».

VIII. Домашнее задание.

Сочинение-рассуждение «Роль местоимений в речи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.