Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1 • 2015
Экспериментальные площадки
Крючкова В.В.
Разнообразие видов деятельности на уроках литературы
Аннотация. В статье предлагается разработка урока по литературе в 5-м классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Автор обосновывает необходимость смены заданий, демонстрируя возможные варианты деятельности учащихся.
Ключевые слова:
ФГОС, литература, 5-й класс, игра, аудирование, выразительное чтение, комментирование, диалог.
Каким должен быть урок литературы? Очевидно, что в каждом классе методология его преподавания должна быть разной: в зависимости от возраста, уровня, способностей учащихся [1, 3, 5, 7, 11]. Однако в любом случае он должен быть насыщен разнообразными формами деятельности, ведь отбить желание к чтению можно быстро и легко, а вот привить...
Казалось бы, все просто: залог успешного освоения прочитанного произведения — диалог в рамках его анализа. Но это далеко не так. Одним диалогом литературу полюбить не заставишь, особенно в среднем школьном возрасте, когда для любви к дискуссиям еще недостаточно жизненного опыта. Следовательно, урок необходимо наполнять множеством заданий, цель которых — заставить учащихся непрерывно работать, регулярно переключая внимание [2, 4, 9, 12, 13].
Остановимся подробнее на формах работы в пятом классе. В возрасте одиннадцати лет учащимся, только перешедшим из начальной школы в среднее звено, еще хочется игр, движения, всевозможной активности, поэтому сменяющие друг друга различные формы работы станут залогом успешно проведенного урока. В качестве наглядного материала по видам деятельности на уроках литературы предлагаю мой урок в пятом классе на тему «Неразрывная связь с родной природой, родительским домом в лирике С.А. Есенина».
Цели:
1) познакомить с биографией и миром поэзии С. Есенина;
2) показать образ дома в лирике С. Есенина в неразрывной связи с родной природой и Родиной;
3) отработать анализ лирического произведения;
4) воспитать любовь к Отечеству, продемонстрировать образец нравственных идеалов.
Тип урока: урок — изучение нового материала, чтение и обсуждение произведений.
Оборудование: на доске справа развешан иллюстративный материал (картинки с изображением русских просторов, крестьянской избы, дома в Константинове, где родился поэт); портрет поэта; раздаточный материал — карточка с таблицей, две карточки с «солнышками» + стихотворение «Спит ковыль, равнина дорогая.»; два аудиофайла; презентация к уроку на мультимедийном проекторе; учебник литературы, 5-й класс [8]; ресурсы сети Интернет [14-17].
На левой доске записан эпиграф:
Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.
С.А. Есенин
Ход урока
1. Организационный момент
— Смотрю, как класс готов к уроку. Молодцы! Здравствуйте, садитесь, пожалуйста.
2. Сообщение целей урока
— Сегодня у нас с вами урок поэзии. А значит, что мы будем делать? Наслаждаться! Ведь обычно поэзия навевает на нас состояние умиротворения и радости. Давайте вспомним, с творчеством каких русских поэтов мы уже успели познакомиться? (С творчеством М.В. Ломоносова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А Некрасова, А.А. Фета и др.)
— Какие темы они поднимали в своих произведениях? (Патриотизма, добра и зла, нравственности, судьбы русского народа, красоты жизни, родины и прог.)
— Как вы считаете, в чем особенность этого лирического рода литературы? [Пробуждать чувства.] Поэтому, надеюсь, сегодняшний урок не оставит нас равнодушными.
3. Работа по теме урока
1. — Много мы знаем поэтов, но для нашей школы есть главный поэт, именем которого она названа, — это. Сергей Александрович Есенин. Именно его лирике и будет посвящен наш сегодняшний урок. (Прикрепляю портрет к доске.)
2. — Откроем тетради, запишем:
Сергей Александрович Есенин. (Открываю слайд на презентации с портретом С. Есенина.)
— Что вам известно о нем? (Это известный русский поэт, который написал немало стихотворений для детей и взрослых.)
42
Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1 • 2015
— К сегодняшнему уроку Соня подготовила для нас презентацию, благодаря которой мы сможем расширить свои знания о жизни и творчестве этого поэта.
3. — Соня расскажет нам о нем, а мы проведем традиционную работу: запишем основные сведения, которые будут для нас полезны. Обратим внимание на доску, где представлен алгоритм, на что вам следует обратить особенное внимание и выписать:
1) годы жизни и смерти;
2) место рождения и проведения детства;
3) способности, увлечения;
4) образование.
4. — Итак, послушаем, что вы отметили для себя. Валера, прочитай, пожалуйста, что ты записал (записываю годы жизни под Ф. И. О. на доске).
Сергей Александрович Есенин (1895-1925 гг.) [6]. Родился в с. Константиново Рязанской губернии. Родители были крестьянами. С детства, благодаря бабушке, рассказывающей сказки, и дедушке, читающему внуку Библию и Священное Писание, был приобщен к миру художественного слова. В с. Спас-Клепики окончил учительскую школу, в которой стали проявляться его поэтические наклонности. После окончания школы отправляется в Москву, где посещает литературно-музыкальный кружок им. И. Сурикова и постепенно становится известным поэтом.
5. — А чем дополнит учебник полученные нами знания о поэте? Откроем учебники на странице пятьдесят второй и прочитаем небольшую справку о Сергее Есенине, первый абзац.
— Что узнали полезного? (1. Фамилия «Есенин» — русская, коренная, в ней звучат языческие корни — овсень, тау-сень, осень, связанные с плодородием, с дарами земли. 2. Детство будущего поэта прошло среди полей и степей, поэтому он и свою собственную участь не отделяет от судьбы природы.)
— Каковы основные идеи его творчества? (Любовь к жизни, своим близким, родительскому дому, родной природе.)
— Таким образом, авторы учебника нам показывают, в чем особенности творчества Сергея Есенина. Давайте сформулируем их одним предложением. Это и будет являться темой нашего сегодняшнего урока: «Неразрывная связь с родной природой, родительским домом в лирике С.А. Есенина».
Запишем ее в тетрадки (записываю тему на доске).
Открываю доску с эпиграфом.
— Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к нашему сегодняшнему уроку: Все равно остался я поэтом / Золотой бревенчатой избы. С. Есенин.
— Можем ли мы соотнести его с заявленной темой? Конечно!
6. — Давайте докажем эту мысль, обратившись к стихотворениям поэта, представленным в учебнике. Учебники у нас уже открыты на 52-й странице, где мы увидим стихотворение «Я покинул родимый дом...». Прослушаем его в исполнении актера Бориса Галкина. Приготовьтесь после этого ответить на мои вопросы. (Слушаем аудиозапись.)
— Обратите внимание на удивительно красивое, плавное звучание стихотворения. Каким настроением оно окрашено? Основная тональность его — это грусть. Но тяжелая ли это грусть? Трагическая? Нет. Эта грусть светла.
7. — Посмотрим, при помощи каких изобразительно-выразительных средств автор создает такое настроение.
У вас на столах лежат карточки с таблицей, где представлены два стихотворения. Возьмите их, пожалуйста, и выполните следующую работу с прослушанным стихотворением. (Подпишите их с обратной стороны!)
— В первую очередь запишем, каким настроением оно проникнуто — «светлая грусть» (беру карточку, показываю, где надо записать это). Далее вам нужно выявить, какой художественный прием использован в каждом словосочетании. Художественные приемы приведены ниже, под таблицей. Ваша задача — соотнести словосочетание с художественным приемом, вписать напротив верную цифру ответа. (Открываю закрытую до этого левую доску с таблицей и все показываю на ней.)
— Работаем в парах. На выполнение задания у вас полторы минуты.
— Итак, анализируем. Диана, какие изобразительно-выразительные средства ты определила в первом столбике? (Читает.) Согласны ли вы с ней? Давайте разберемся, о чем идет речь, вчитаемся в стихотворение глубже. Обратим внимание на дату его создания — 1918 г. Мы уже знаем, что после окончания школы будущий поэт отправился в Москву. Это было в 1912 г. Сколько лет прошло с момента его отъезда из родительского дома? Шесть. Есенину было 23 года. Как он отзывается о родных местах по прошествии этого времени?
(Смотрим в учебнике текст стихотворения.)
Я покинул родимый дом...
Задание по стихотворениям «Я покинул родимый дом...», 1918 г. «Низкий дом с голубыми ставнями.», 1924 г.
Настроение
Художественные приемы / «родимый дом» — ... эпитет — ...
словосочетания «голубую Русь» — ... эпитет —...
«березняк теплит грусть» —... эпитет — ...
«золотою лягушкой луна распласталась на тихой метафора — ...
воде» — ...
«словно яблонный цвет, седина пролилась у отца в бороде» — ... эпитет — ...
«стережет голубую Русь старый клен на одной эпитет — ...
ноге» — ...
1. Метафора 1. «Принакрытые сереньким ситцем этих
2. Олицетворение северных бедных небес»
3. Эпитет 2. «Нежность грустная»
4. Сравнение 3. «Седых журавлей» 4. «Тощие дали» 5. «Ракитник кривой и безлистый» 6. «Родимая выть»
Разнообразие видов деятельности на уроках литературы
43
— Почему автор использует эпитет родимый вместо родной? В чем разница этих слов?
Родной — стилистически нейтральное прилагательное, в отличие от слова родимый, которое отражает нежность и душевную близость.
Голубую оставил Русь.
— Почему для Руси поэт выбирает эпитет голубую?
Голубой — это цвет небес, возвышенности, святости.
Это значит, что Русь для него — нечто святое.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Перед нами метафора («березняк теплит»). Что значит «теплит»? Это значит, что березовая роща словно поддерживает огонек материнской грусти по сыну, будто лампадка в церкви.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
— Мы видим также метафору. Отражение луны в воде сравнивается с царевной-лягушкой.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
— Такое необычное сравнение (словно яблонный цвет) и олицетворение («седина пролилась») помогают нам одновременно представить и весну, и отца, ждущего сына в деревне, т. е. поэт через природу создает образ уже обоих родителей. А в конце автор метафорически изображает старый клен, который, словно одноногий сторож, охраняет старинные традиции и создает особую атмосферу русской деревни.
Вывод о прочитанном стихотворении:
— Так почему же грусть о доме у поэта светлая? И каким предстает образ родного дома в стихотворении «Я покинул родимый дом...»?
(Есенина закрутил круговорот событий, но мысли о родной рязанской земле, связь с природой давали поэту силы. Малая родина стала восприниматься как сказочная земля, где все осталось по-прежнему, где его ждут отец и мать. Родной дом — это не просто жилище, это воплощение тепла, уюта.)
— Давайте попробуем прочитать это стихотворение выразительно, стараясь передать те чувства, о которых мы только что говорили. Саша, прочитай, пожалуйста.
— Как вы думаете, получилось ли у Саши передать настроение? (После комментариев учеников чтение оценивает учитель.)
8. — Прослушаем следующее стихотворение — «Низкий дом с голубыми ставнями...». В нашем учебнике оно представлено на странице 53. Включаю стихотворение в исполнении того же актера.
— Как вы считаете, отличаются ли интонации этих стихотворений? В каком грусть больше безмятежная, а в каком чувства поэта обострены и ощущается неизбывная тоска по родным краям?
Во втором стихотворении грусть тяжелее, горше. Запишем во второй столбик нашей таблички настроение — «горькая тоска» (по родным краям).
9. — Выполним похожую работу. Теперь нам следует выявить, какими художественными приемами будут являться указанные ниже таблицы словосочетания. Задание выполнять нужно так же, как и предыдущее. Работаем также в парах полторы минуты.
— Пожалуйста, Катя, прочитай, что у тебя получилось. (Читает.)
Все согласны?
— Посмотрим, что поэт хотел передать при помощи указанных изобразительно-выразительных средств. Обратимся к стихотворению в учебнике.
— Каким годом оно датировано? 1924-м. Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом.»? Шесть. Что же теперь звучит в душе поэта? Какие нотки? (Поэт прямо говорит о любви к родной земле, но теперь это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит ее еще больше.)
— Какие строчки подтверждают это мнение? Найдите в тексте.
Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться, И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть.
— В этом стихотворении изобразительно-выразительных средств меньше, и окрашены они в печальные, серые тона. Метафора одна — «северные бедные небеса» кажутся поэту «принакрытыми сереньким ситцем».
Эпитеты также являют собой тусклые, бледные тона: «бедных небес», «нежность грустная», «седых журавлей», «тощие дали», «ракитник кривой и безлистый», «родимая выть».
10. — Сравним эти два стихотворения. Обратите внимание на две строчки из них: «родимый дом» в первом и «родимая выть» во втором стихотворении. Что такое «выть»? Посмотрим в нашем учебнике сноску на странице 54. Прочитаем: диалектное рязанское слово, обозначающее вспаханное поле, пашню.
— Что воплощают в этих двух стихотворениях для поэта данные понятия? (Землю, на которой вырос поэт, природу, Родину.)
— Каков образ родного дома в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями.»? Сделаем вывод. (Представление о доме во втором стихотворении будто расширяется. Дом для поэта — это уже не только та изба, где жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский народ, природа.)
— Прочитаем это стихотворение, также пытаясь передать интонацию непроходящей тоски поэта по родному краю и все более нарастающей любви к нему. Ваня, прочитай, пожалуйста! (Читает.)
— Получилось ли у Вани передать эти чувства? (Отвечают.)
11. — Мы сравнили два стихотворения С.А. Есенина, выявили художественные приемы, при помощи которых он передает свои чувства. А теперь поработаем над лексикой его стихотворения. У вас на партах листочки со стихотворением и «солнышками». Возьмите их. Стихотворение называется по первой строке — «Спит ковыль.» [10]. Я прочитаю вам его, а вы внимательно слушайте.
Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси — Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси.
44
Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1 • 2015
Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!
1925 г.
— Ваша задача взять листочки с «солнышками», на которых в центре написаны слова обыденное, возвышенное. Что они значат? (Отвечают.)
— Сопоставьте их, пожалуйста, со словами, подписанными ниже: какие из них мы могли бы отнести к категории «Возвышенное», а какие — к категории «Обыденное»? Запишите слова в кружочки на лучиках. У вас одна минута на выполнение задания.
— Проверяем, как вы распределили слова. Артем, назови, пожалуйста. (К обыденному — ковыль, равнина, полынь, тополя, изба, луга; к возвышенному — Русь, родина.)
— Слова какой категории преобладают? Обыденное. Как вы думаете, почему? Значит ли это, что поэзия Есенина обыденна? Нет.
Эти слова имеют для поэта возвышенное значение. Они заключают в себе самое дорогое, к чему он тяготеет, — родную природу, родную землю, дом.
— Увидели ли мы слова о доме в этом стихотворении? Найдите их. Строки:
Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.
— Где мы их уже видели сегодня? Конечно, это эпиграф к нашему уроку. Какой вывод мы можем сделать? Почему поэтом избы? (Изба, дом для поэта — это не только жилище, это олицетворение Родины, семейного очага, родной природы, любовь к которым он воплощал в своей поэзии.)
4. Вывод
— Посмотрите на доску и ответьте на мой вопрос: какая из этих фраз может стать выводом нашего сегодняшнего урока?
На мультимедийной доске представлены три фразы:
1. «Патриотизм — это любовь к Родине, а любовь к Родине начинается с семьи» — Ф. Бэкон (английский философ).
2. «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине» — С. Есенин.
3. «Высшее и прекраснейшее в человеческой природе — любовь к родной земле» — И. Гёте.
(Выбираем цитату Есенина.)
5. Рефлексия
— Урок наш подходит к концу, давайте подведем итоги. О чем он заставил нас задуматься? (Родной дом — это так много для человека. Это его малая родина, связь с которой он неразрывно ощущает на протяжении всей своей жизни.)
— Что было интересно? (Интересно было работать в табличке и с «солнышком», узнать много нового про С. Есенина.)
— Что особенно понравилось? (Слушать стихотворения в актерском исполнении, а затем самостоятельно читать их.)
— Что мы хотели бы пожелать друг другу? (Беречь родных и близких, потому что дом — это место, где тебя всегда любят и ждут.)
6. Домашнее задание
1. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения С.А. Есенина «С добрым утром!».
2. Выписать значения слов затон, брезжит, плетень, перламутр из указанного стихотворения.
3. Прочитать про село Константиново на с. 288-290 учебника.
7. Оценки за работу на уроке
Итак, на моем уроке ребята сталкивались со следующими видами деятельности:
• диалог (с учителем и друг с другом);
• письменная работа по алгоритму (с презентацией);
• поиск необходимой информации в учебнике;
• аудирование (по актерскому чтению);
• выразительное чтение;
• комментирование чтения стихотворений;
• работа в парах на сравнение стихотворений и выявление художественных приемов;
Разнообразие видов деятельности на уроках литературы
45
• самостоятельная работа над лексикой (в игровой форме).
Благодаря своей универсальности каждый из обозначенных видов деятельности гармонично впишется в любой урок литературы и при изучении прозаических произведений, в том числе в старших классах.
Литература
1. Анушкевич И.Г., Пожидаева З.А. Литературное занятие: лирический жанр дружеского послания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 6. С. 31-36.
2. Апухтина Л.М. Роль уроков литературы в формировании ключевых компетенций учащихся / / Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С. 6-8.
3. Бабкина Н.В. Реализация компетентностного подхода при обучении литературе в основной школе / / Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 6. С. 29-36.
4. Белякова М.М. Дидактические возможности структурно-логических схем в изучении литературы / / Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4. С. 16-27.
5. Давыдова Н.Н. Формирование системы управления инновационной деятельностью учреждений современной научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2012. № 1. С. 98-105.
6. Лекманов О., Свердлов М. Есенин. Биография. М.: Corpus, 2011.
7. КазачихинаМ.В. Формирование установки на инновационную деятельность у педагогов // Образование и наука. 2011. № 2. С. 42-56.
8. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2012.
9. Морозова Л.П. Урок литературы «Очей очарованье» // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 3. С. 77-79.
10. Сергей Есенин. Собр. соч.: В 3 т. СПб.: Азбука, 2012. Т. 1.
11. Сиденко Е.А. К вопросу адаптации младшего подростка в социуме / / Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 1. С. 73-76.
12. Соловьева Г.С. Роль слова и речевого материала в преподавании русского языка и литературы / / Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 1. С. 65-68.
13. Третьякова А.Н., Шишкина Н.М. Интерактивные формы обучения на уроках литературы и во внеурочной деятельности / / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1. С. 48-52.
14. http://www.museum-esenin.ru/M1644
15. http://esenin.ru/
16. http://www.esenin-sergej.ru/
17. http://esenin.ouc.ru/