Научная статья на тему 'САКРАЛЬНЫЙ КАЗАХСТАН - ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ'

САКРАЛЬНЫЙ КАЗАХСТАН - ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
227
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САКРАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ДУХОВНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯТЫНИ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мухамадеева Ирина Александровна, Енглисова Гулжанат Ермековна

В последнее время особое внимание уделяется вопросу духовного самосознания граждан и исторической культуре. В связи с этим государство создает программы для сохранения исторической культуры и распространения знаний о сакральных объектах обществу. Взаимодействие культур и обществ влияние на человеческое сознание, развитие патриотизма и любовь к родине неотъемлемая часть жизни человека и его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Мухамадеева Ирина Александровна, Енглисова Гулжанат Ермековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САКРАЛЬНЫЙ КАЗАХСТАН - ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ»

УДК 378.147 Научная статья

САКРАЛЬНЫЙ КАЗАХСТАН - ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

Енглисова Г.Е., Мухамадеева И.А. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В последнее время особое внимание уделяется вопросу духовного самосознания граждан и исторической культуре. В связи с этим государство создает программы для сохранения исторической культуры и распространения знаний о сакральных объектах обществу. Взаимодействие культур и обществ влияние на человеческое сознание, развитие патриотизма и любовь к родине неотъемлемая часть жизни человека и его развития.

Ключевые слова: сакральный объект, историко-культурное наследие, духовная модернизация, государство, духовные ценности, историческая память, общенациональные святыни, культурное наследие.

Для цитирования: Енглисова, Г.Е. Сакральный Казахстан - возвращение к истокам./ Г.Е. Енглисова, И.А.Мухамадеева // Наука и реальность. - 2023. - № 1 (13). - С. 113-116.

Государство и нация - живой развивающийся организм. Глобальная реальность пришла ко всем поэтому задачи модернизации стоят перед всеми странами. Время не останавливается, а модернизация продолжающийся процесс. Активное развитие мира принуждает забывать о ценностях, которые идут в крови, эпоха глобализации сказывается на исторической памяти как забвение. Люди забывают о духовном наполнении. Задача государства заключается в недопущении подобных упущений в укреплении в сознании народа и в исторической памяти общенациональных святынь - «Сакральная география Казахстана». Сакральные объекты признаны средством консолидации и идентичности нации. На всей территории страны расположены сакральные объекты и каждое имеет свою значимость в исторической памяти. К сакральным объектам относятся не только почитаемые памятники природного ландшафта и культурного наследия, светской и культовой архитектуры, мавзолеи, а также места, связанные с историческими и политическими событиями, имеющим непроходящую ценность в памяти народа Казахстана.

В сакральной географии изучаются виды объектов, их местонахождение, история возникновения, современные традиции, связанные с этими объектами, их значение в жизни народа и другие свойства.

Этнограф В. Л. Огудин, изучая почитаемые объекты, выделил шесть функций, которые эти объекты выполняют для населения, проживающего на прилегающей к ним территории. В их числе следующие:

1) консолидирующая - объединяющая функция — культовый объект выступает как условный центр определенной территории, в пределах которой проживают члены родовых групп или религиозных общин;

2) медиаторная - посредническая функция — культовый объект играет посредническую роль между человеком и богом в религиозной структуре мироздания;

3) коммуникативная - собирательная функция — культовый объект является центром общественной жизни;

4) протекторная - защитная функция — объект или стоящие за ним силы защищают людей, проживающих на определенной территории или входящих в определенную социальную группу;

5) лечебная функция — объект способствует оздоровлению;

6) природоохранная функция — объект способствует сохранению и преумножению животного и растительного мира на окружающей территории.

Список общенациональных сакральных объектов поделен на шесть категорий: особо почитаемые памятники природного наследия; археологические и архитектурные памятники; крупные средневековые городские центры и столицы Казахского ханства; религиозные и культовые объекты, являющиеся местами поклонения; сакральные места, связанные с историческими личностями; места, связанные с историческими и политическими событиями. В списке - гора Акмешит (Улытау), пик Хан-Тенгри, гора Белуха (Алтай), Чарынский каньон, Боралдайские и Иссыкские сакские курганы, поселение Ботай, городища Сарайшык, Сыганак, Сауран, мавзолеи Х. А. Ясави, Арыстан-Баб, Айша Биби, Кабанбай батыра, некрополи и подземные мечети Мангистау, поляна Абылай хана, монументы "Астана-Байтерек" и "^азац ЕлГ', Вознесенский кафедральный собор[1].

Изучение «Сакральной карты Казахстана» развивает чувство казахстанского патриотизма, миролюбия, углубление и расширение знаний о родной земле. В целях реализации специального проекта «Сакральная география Казахстана» в 2017 году при Национальном музее Республики Казахстан создан специализированный научно -исследовательский центр «Сакральный Казахстан». В центре работают 40 специалистов Научно-экспертного совета, которые занимаются выявлением и актуализацией общенациональных и местных сакральных мест. В работе совета принимают участие видные ученые, краеведы и общественные деятели Казахстана[2].

С начала реализации спецпроекта на сегодняшний день в список сакральных объектов общенационального значения включено 205 объектов (из них на 23 памятниках истории и культуры завершены научно-реставрационные работы) и на объекты местного значения -575 объектов. Полная визуализация сакральных объектов доступно на платформе виртуальной карты qazmaps.kz. В этот домен была загружена виртуальная карта с 3D-турами общенациональных сакральных объектов (100 штук) и интерактивная карта региональных сакральных объектов (500 штук). Также в этом году данные карты будут дополнены. В целях популяризации сакральных объектов за три года 28 сакральных объектов общенационального значения были переведены в 3D формат. В 2020 году ведется работа по пополнению многопрофильной виртуальной карты с 3D-съемкой новыми 85 объектами. В рамках программы состоялась презентация трех томов энциклопедии «Сакральный Казахстан». В 2020 году планируется презентация IV тома. В настоящее время работа по сбору материалов для энциклопедии завершена. В IV томе энциклопедии содержатся подробные сведения по сакральным объектам ВКО, СКО и Павлодара. Проведена дистанционная работа с краеведами регионов по изданию энциклопедии, разобраны собранные материалы. Также в сборнике собран казахский и русский текст книги "^он,ыр эулие YH,гiрi - киелi орын"[3].

На территории Акмолинской области сохранилось свыше тысячи памятников археологии. Это поселения, стоянки, могильники, курганы, местонахождения, выработки. Первые сведения о археологических раскопках на территории Акмолинской области относятся к сентябрю 1924 года историк-краевед, основатель Кокчетавского краеведческого музея С.И. Хохлов произвел раскопки древнего погребения на правом берегу р. Чаглинки в

20 км от г. Кокчетава. В Чаглинском погребении вместе со скелетом человека находились несколько костей ног и два черепа лошади, кремневые и костяные наконечники стрел, четыре глиняных сосуда, каменные орудия труда - молоток, утюжок и другой погребальный инвентарь. Найденные скелет человека и костяной наконечник стрелы были отправлены в Пермский университет профессору Ансерову. В 1925 г. С.И. Хохлов раскопал древнюю могилу на сопке Ащиозек. были обнаружены скелет человека и несколько костей лошади. В том же году им раскопан курган возле конезавода в Зерендинском районе [4].

Историко-культурное наследие как совокупность ценностей, оставленных нам предками, воплощено в продуктах сотворчества человека и природы, в образе жизни людей, обычаях, навыках, духовно-культурных феноменах. Любой объект культурного наследия, созданный в определенный период эпохи, всегда носит конкретноисторический характер. Поэтому неслучайно термины «культурное наследие» и «историко-культурное наследие» имеют взаимосвязь, тесно переплетены и пересекаются в трактовках, в размышлениях, которые для человека имеют ценность и вызывают желание сохранить, передать это наследие будущим поколениям.

Культурное наследие обозначает «явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений от предшественников». В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства Нурсултан Назарбаев определил задачи, стоящие перед общественностью Казахстана: «Нам нужен проект «Духовные святыни Казахстана» или, как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана». Иными словами - священное, это все, что связывало и связывает человека с культурным и духовным наследием предков. Сакральные объекты Казахстана имеют древнюю историю. Среди них культовые архитектурные сооружения, городища, поселения, курганы, некрополи, святилища, наскальные рисунки, исторические ландшафты. История изучения культуры казахского народа показывает, что география, которую можно назвать сакральной, уникальна и многолика. Познание ее требует слаженных усилий многих научных коллективов. Начата огромная работа по систематизации сакральных мест Казахстана. Составлен реестр, включающий многочисленные значимые объекты природы и историко-культурного наследия, на основе коллегиального отбора научными коллективами трех организаций: Института археологии им. А. Х. Маргулана, Института истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова, Института истории государства. Сотрудники институтов, основываясь на своей специализации, материалах архивно-библиографического характера, полевых исследованиях, сформировали реестр с характеристикой объектов от древнейших времен до современности. Внутренний и внешний культурный туризм должен опираться на это символическое наследие народа. Указ о переносе административного центра Южно-Казахстанской области из Шымкента в Туркестан и переименовании региона в Туркестанскую область, безусловно, даст толчок развитию исторической столицы Казахстана. Это по праву, и не только потому, что там находится мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Туркестан - один из самых влиятельных исторических, религиозных, экономических центров Казахстана на протяжении многих веков. По своему культурному значению город имеет не просто национальное или континентальное значение - это глобальная величина. Это решение придаст импульс развитию города и региона в целом Культ знаний, открытость новым идеям, сохранение национального кода и эволюционный путь развития Казахстана - вот источники, которые формируют прочную основу общенационального исторического сознания и единых ценностей [5].

Знание истории своей страны, дает уверенность поколению. В каждом регионе есть места сакрального значения, которые занимают определенное место у каждого казахстанца.

И все эти места связывают нас с духовным наследием наших предков. Поэтому наша задача сохранить и помогать развитию у молодежи патриотического духа.

Библиографический список

1. ¥ 46 ¥ЛЫ ДАЛА ЕЛ1 / СТРАНА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ / A COUNTRY OF THE GREAT STEPPE. / Амангелдi М^цан. - Алматы: «Сардар» баспа y™, 2017. - 240 бет. -^азацша, орысша, агылшынша.

2. Толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. М.: 2008.

3. Историко-культурное наследие Акмолинской области: Свод памятников. -Алматы: НИПФ РГП «Казреставрация», 2008. - 496 с.

4. Программная статья Первого Президента Республики Казахстан, Лидера нации Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12 апреля 2017 года.

5. Молдабекова Ж.Ж., Шашаева Г.К. Духовное наследие казахского народа как объединяющая идея и фактор обновления культуры общества // Казахский национальный университет имени аль-Фараби. Алматы, 2008.

Мухамадеева Ирина Александровна, кандидат исторических наук, профессор кафедры международных отношений, истории и социальной работы, Кокшетауский университета имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Енглисова Гулжанат Ермековна, магистрант, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

: englisovag@mail.ru Дата поступления: 02.02.2023

© Енглисова Г.Е., Мухамадеева И.А, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.