Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОЧЕВЫХ И ОСЕДЛЫХ НАРОДОВ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ О ХОЗЯЙСТВЕННО - КУЛЬТУРНЫХ ТИПАХ'

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОЧЕВЫХ И ОСЕДЛЫХ НАРОДОВ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ О ХОЗЯЙСТВЕННО - КУЛЬТУРНЫХ ТИПАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
303
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ / ПОДВИЖНОСТЬ И УТИЛИЗАЦИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ВСАДНИЧЕСТВО / АРИДНАЯ ЗОНА / МОТЫЖНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ / ПАСТУШЕСКОЕ ЖИВОТНОВОДСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахметова Асия Аликовна, Мухамадеева Ирина Александровна

В последнее время особое внимание уделяется вопросу взаимодействия кочевых и оседлых народов. Если рассматривать взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций как объективный процесс, определяемый различными хозяйственно-культурными типами, сложившимися в период исторического разделения труда и становления производительных хозяйств, то научное познание почувствовало настоятельную потребность в выявлении основных закономерностей межхозяйственного взаимодействия на различных этапах развития человеческого общества и в изучении региональных особенностей этого процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОЧЕВЫХ И ОСЕДЛЫХ НАРОДОВ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ О ХОЗЯЙСТВЕННО - КУЛЬТУРНЫХ ТИПАХ»

УДК 397

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОЧЕВЫХ И ОСЕДЛЫХ НАРОДОВ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ О ХОЗЯЙСТВЕННО - КУЛЬТУРНЫХ ТИПАХ

Ахметова А.А., Мухамадеева И.А.

Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В последнее время особое внимание уделяется вопросу взаимодействия кочевых и оседлых народов. Если рассматривать взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций как объективный процесс, определяемый различными хозяйственно-культурными типами, сложившимися в период исторического разделения труда и становления производительных хозяйств, то научное познание почувствовало настоятельную потребность в выявлении основных закономерностей межхозяйственного взаимодействия на различных этапах развития человеческого общества и в изучении региональных особенностей этого процесса.

Ключевые слова: хозяйственно-культурные типы, подвижность и утилизация природных ресурсов, хозяйственно-культурная

дифференциация, всадничество, аридная зона, мотыжное земледелие, пастушеское животноводство.

Для цитирования: Ахметова, А.А. Историческое взаимодействие кочевых и оседлых народов в свете концепции о хозяйственно - культурных типах. / А.А. Ахметова, И.А. Мухамадеева // Наука и реальность. - 2022. - № 4 (12). -С. 60-64.

Проблема взаимодействия кочевых и оседлых народов в последнее время является предметом споров и разногласий среди исследователей. Отдельные исследователи считают, что между кочевниками и оседлыми народами существует лишь взаимное недопонимание, которое ведет к постоянным конфликтам, и даже приводит к завоевательным войнам. В то же время часть исследователей придерживаются мнения, что именно кочевым народам принадлежит активная и агрессивная роль. Другая группа исследователей по данной проблематики пытается приуменьшить, принизить значение кочевников и, в крайнем случае, называют их разрушителями оседлой культуры, т. е. ее пользователями. Отношение оседлых жителей к кочевникам всегда было двойственным. Миф о кочевнике едва ли не старше мифа о «благородном дикаре» [1].

Кочевые народы в первую очередь всегда ассоциируются с мобильностью, подвижностью и использованием географической среды, природных ресурсов, что все эти особые характеристики скотоводов связывают их с охотниками-собирателями. Мнения

исследователей и выдвигаемые гипотезы многих ученых по этому вопросу также имеют противоречивый характер. Многие исследователи считают, что оседлый образ жизни и мобильность сами по себе не могут определить и продиктовать условия общего направления хозяйственной и культурной деятельности народов. Все основные виды и характеристики хозяйственно-экономической деятельности более ликвидны и малоподвижны. Более того, даже в рамках одной и той же хозяйственно-экономической системы разные районы, группы, семьи и отдельные лица могут иметь особенно различную степень мобильности и оседлости.

Многие существующие вопросы об особенностях взаимодействии кочевых народов и земледельческих цивилизаций считаются разрешением, которые тесно связано с изучением истории формирования и развития хозяйственно-культурных типов, и многие исследователи интересовались взаимосвязью особенностями хозяйства и развитием культуры, тем самым подталкивая многих исследователей к пониманию взаимосвязи экономики и понимания исторически сложившийся комплекс культур. И приходят к заключению, то как и кочевники и оседлое население имеют разное формирование и происхождение, но проживают в сходных географических условиях и географической среде и имеют примерно одинаковый уровень социально-хозяйственное развития.

В науке, занимающей по данной проблематике было установлено, что хозяйственно-экономическая направленность, географические условия и географическая среда во многом определило особенности традиционных и материальных культур разных народов, это в основном являются: типы их местообитания и виды поселений, жилища и их разнообразия, использование многих видов орудий труда, многообразие одежды, виды транспорта особенности приготовления пища и т. д. Материальна и духовная культура всегда имеет связь с особыми универсальными законами происходящих всемирно-исторических процессов, которые во многом определили особый способ производства и носит развитие многообразие характерных особенностей разных социальных систем. Как уже известно исторической науке, что основные формы хозяйственной деятельности народов в доиндустриальном этапе развития общества - охота, собирательство, рыболовство, приведшее к производящим типах хозяйственной деятельности земледелию и скотоводству - претерпевали значительные изменения в ходе происходящих исторических процессов, как и в развитии общественного производства. В процессе изучения исторических процессов, многими известными этнологами, были выявлены факты, которые в быстро меняющихся событиях и взаимоотношения, взаимодействия между развитием земледелия и скотоводства, основными их формами производственного хозяйства, особенностями экономическими и культурными типами привели к образованию и формированию отдельных хозяйственно-культурных групп.

Самым крупным достижением в научной дисциплине является реконструкция сложных взаимосвязанных исторических путей хозяйственной и культурной

дифференциации всех народов мира в различных историко-культурных районах, регионах и частях света.

К началу XX века многие исследователи сформировали гипотезу, что все хозяйственно-культурные типы возможно объединить в несколько крупных генетических, градуированных типологических групп. Которые сформировались и прошли процесс развития, отдельные группы из них произошли конвергентно, а многие другие являлись результатом дивергентных исторических процессов. Все сформировавшие группы различаются по своему основному направлению хозяйственной деятельности, особенностями разделения труда, уровню производительности труда, увеличению количества производящей продукции и культурному развитию.

т/* и и и I/

К самой первой выделившейся группе с производящим натуральным хозяйством развития относились хозяйственно-культурные типы охотников-собирателей, которые до XX сохранились в отдельных районах. Второй - тип с переходной экономикой к производящему типу хозяйства, то есть к развитию земледелия и скотоводства. Третий тип отличался развитием мотыжного земледелия и скотоводство. Последнюю группу, так называемый четвёртый тип, к которому относится земледелие и скотоводство с особыми местами обитания, в которых кочевые народы занимают засушливые районы, горные районы, а земледельцы приозерные и речные долины.

Форма хозяйственной деятельности скотоводство, которая была основана на содержании и разведении скота, прошло много этапов своего развития, включающее следующие виды: пастбищное, отгонно-пастбищное, полукочевое и кочевое. Возникновение скотоводство относят к времени примерно в то же, что и возникновение земледелия в древних районах, но отличалось разными темпами развития, в том числе то обгоняя земледелие, то на много этапов отставая от процессов развития земледелия. Многие связывают что с развитием скотоводства началось интенсивное хозяйственное освоение многих пустынь и полупустынь, и засушливых районов, которые были мало пригодных в то время для развития земледелия как орошаемого, так и богарное.

Освоение новых регионов и ранее неосвоенных районах, хозяйственно-культурные типы, которые были основаны на пастушеском господстве, сыграли огромную роль в истории хозяйственного развития и миграционных процессах. Представители скотоводческого хозяйственно-культурного типа принесли в охотничье-собирательские районы навыки продуктивного хозяйства и изменили охотничье-собирательский образ жизни. Археологические источники раскрывают сложное взаимодействие хозяйственно-культурных типов - скотоводов и земледельцев, сложившихся на протяжении тысячелетий на обширных историко-культурных территориях Средней Азии и Казахстана. Каждая эпоха истории имела свои исторические, хозяйственные, этнографические и культурные общности, границы которых не были устойчивыми, внутри которых исторически постепенно развивались черты взаимного территориального приспособления и формировались различные хозяйственно-культурные типы.

В III - начало II тыс. до н.э. в степных районах Евразии, произошел процесс обособления от среды полуоседлых скотоводов-земледельцев и приведший к формированию более высоко мобильных скотоводов. Евразийские степи и пустыни и полупустыни, с усилением миграции населения, прошли путь от географических факторов, разделяющих и обособивших отдельные историко-культурные области и племена, до культурных контактов и технических достижений, производственных приемов и различных духовных ценностей, которые стали единым фактором. В конце II и в начале I тыс. до н.э. бронзовые орудия труда начали заменяться железными, и начался век так называемых железных лопат и топоров. Использование железа в производстве пахотных орудий труда, что привело к резкому расширению территорию плужного земледелия в Европе и Азии, и в то же время привело к дальнейшей специализации скотоводов в полупустынных и степных районах Евразии. Это послужило к увеличению ареалов миграции, повысилась мобильность населения и ускорилось развитие прогрессивных и особенных черт в хозяйстве и культуре. Материальная культура народов, населявших евразийские степные районы улучшилась, так была усовершенствована упряжь, появилась более удобная одежда, изменились конструкции подвижных жилищ и т. д.

На проблему возникновения и развития кочевых народов, существуют разные точки зрения, в том числе и в историко-культурных государствах Средней Азии и Казахстана. Многие советские исследователи того времени искали кочевые истоки среди кочующих степных охотников. Это направление развивал в своей работе С.И. Вайнштейн. Он считает, что формирование хозяйственно-культурного типа кочевого народа в умеренной Евразии сложилось лишь в середине I тыс. н. э. [2] В это время преобладало большое разнообразие легких и прочных орудий из дерева, металла и войлока, их особый сдвиг в этнографическую современность, когда формируются мигрирующие формы жизни. Другая часть исследователей считают, что, хозяйственный и культурный типы кочевников мало претерпели изменения и до XIX века.

Многолетние археологические и этнографические исследования истории возникновения и развития орошаемого и неполивного земледелия в Средней Азии и сопредельных районах Казахстана выявили различные формы хозяйствования и взаимосвязь между земледелием и скотоводством. Развитие ирригационной техники имело большое значение почти для всех засушливых районов. Однако каждая природная зона историко-культурных народов характеризовалась своими особенностями в развитии ирригации [3]. Поэтому в горных районах и по берегам малых рек начало орошения связано с борьбой с наводнениями и регулированием паводков, требующими широкого сотрудничества населения. В долинах и дельтах крупных рек орошение осуществлялось более сложными способами. Развитие сельского хозяйства на заболоченных территориях и до строительства крупных защитных дамб, сложных ирригационных систем, борьбы с сезонными паводками на крупных водоемах и борьбы с наводнениями; организация

ирригационного хозяйства все эти процессы привели к формированию и сложению первых государственных объединениях.

Таким образом, после интенсивного развития производительности, кочевое скотоводство и его хозяйственный и культурный уклад, основанный на этой основной хозяйственно-экономической деятельности, достигли своего расцвета в средние века, но вскоре начался хозяйственно-экономический и культурный упадок, ставший характерным для новой эпохи.

Библиографический список

1. Хазанов А. М. Кочевники и внешний мир. Изд. 3-е, доп. - Алматы: Дайк-Пресс, 2002. - 604 с.

2. Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. - Алма-Ата: Наука,1989. - 464 с.

3. Масанов Н. Э. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. Алматы «Социнвест» - Москва «Горизонт», 1995. - 320 с.

Мухамадеева Ирина Александровна, кандидат исторических наук, профессор кафедры международных отношений, истории и социальной работы, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

|Ш|

I_I: irina.iae.69@mail.ru

Ахметова Асия Аликовна, магистрант, Кокшетауского университета имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

: asiya.ahmetova.84@mail.ru

Дата поступления: 19.12.2022

© Мухамадеева И.А., Ахметова А.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.