Научная статья на тему 'МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТЮРКОВ КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХОВ'

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТЮРКОВ КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
428
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ФИЛОСОФСКОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / КОНФИГУРАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ УБЕЖДЕНИЙ / ФЕНОМЕН "ДУХОВНОСТЬ" / ПРОЦЕСС ТЮРКИЗАЦИИ / ТЮРКСКИЕ НАДПИСИ / АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ / НАСЛЕДИЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мухамадеева Ирина Александровна, Покидюк Анна Владимировна

Одной из решений основных задач на сегодняшний день, государство ставит возрождения национальной истории. Важно понять мировоззренческую систему тюрков, и определить какое влияние они оказала на основу духовной культуры казахов. Имеется в виду об активизации роли и развитии пределов исторического разума нации, оно служит одной из важнейших духовно- нравственных основ своей государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТЮРКОВ КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХОВ»

УДК 39

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТЮРКОВ КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

КАЗАХОВ

Мухамадеева И.А., Покидюк А.В.

Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Одной из решений основных задач на сегодняшний день, государство ставит возрождения национальной истории. Важно понять мировоззренческую систему тюрков, и определить какое влияние они оказала на основу духовной культуры казахов. Имеется в виду об активизации роли и развитии пределов исторического разума нации, оно служит одной из важнейших духовно-нравственных основ своей государственности.

Ключевые слова: нравственно-духовная культура, мировоззренческая система, философское и религиозное мировоззрение, конфигурация ценностных убеждений, феномен «духовность», процесс тюркизации, тюркские надписи, архитектурные памятники, наследие казахского народа.

Традиционные истоки и верования современных казахстанцев, заключаются в тысячелетних исторических событиях края. Нравственно-духовная культура древнего Казахстана отличается религиозным многообразием и синкретизмом. Там, органично располагались культы, в основе чего был зороастризм и тенгрианство, манихейство и несторианство, шаманизм и вера в бога Митру.

Мировоззрение — конфигурация взглядов, убеждений, принципов, оценок, определяющая восприятие мира в целом, определяющая место личности в нем, выявляющая отношение к окружающей реальности. Собственно мировоззрение, не объем знаний личности определяет его действие и поступки.

Типы мировоззрений: * мифологическое (ничего нет немыслимого, растолковывает, это и есть мировоззрение, формировалось у народа архаического понимания, народа доисторического общества.Смысл мифологического типа мировоззрения содержится в одухотворении окружающего настоящего мира. Мифологическое мировоззрение в символах проявляется); *религиозное (налагает на личность предназначенные требования - заповеди. Суть религиозного мировоззрения находится в удваивании мира на мир настоящий и мир духовный [1, с.25].

Базой появления религиозного мировоззрения представляет из себя вера.

Религиозное мировоззрение бывает в виде образов: *научное (конфигурация знаний, их личность обретает по итогам специализированной подготовки, которая практически наделяет его профессионализмом); *философское (способность и возможность личности лицезреть вселенную, абсолютно всей ее целостности и разнообразии. Философское мировидение вглядывается во вселенную, по мнению его предельных, новейших оснований. Данный тип мировоззрения выделяет законы мира, силы те, которые правят вселенной. В базе философского мировоззрения содержится логическое доказательство [2].

Философия представляет собой как мировоззренческая дисциплина (наука), в общем, её основной задачей является обзор мира, исследование ответов на особенно важные вопросы.

Возможное существование мировоззрениявовне философии, но она непременно имеет непосредственное отношение к созданию мировоззрение.

Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Философия исчисляет теоретическую основу миропонимания, или его теоретическое ядро, что появляется возле аналша духовное облако целостного обыденного созерцания житейской премудрости, которое насчитывае тнасущно важную степень мировоззрения.

Философия и мировоззрение неделимы, есть занятие не только для каждой размышляющей личности, а Также для всего человечества, так как индивидуальная личность, не сможет жить одними исключительно логическими умазаключениями, но реализуется собственная духовная жизнь во всем ее красочном, целостном многообр^ии моментов. Миропонимание бывает в форме конфигурации ценностных ориентации, убеждений, идеалов, и верований, проявляется посредством образа жизни личности и социума [1,с.25].

Проясняя семантически смысл феномена «духовность», мы не очень задумываемся над его отличием от материального. Как часто мы употребляем выражения«духовное обогащение», «духовные смыслы», «духовные поиски», в последнее время все чаще — «духовная деградация», «духовная дезинтеграция», «духовная нищепа» и порой апплицируем их на какие-то внешние формы обыденности, за которыми утрачивается и ускольйает смысл духовности. Но что же такое духовность? В различных философских и энциклопедических словарях под духовностью понимается соотнесенность с духом, с Вечным, с Богом, с душой. Кстати, надо заметить, что в последних философских словарях «духовность» не является предметом философской рефлексии и этот печальный факт нашей эпохи, постмодерна и поспистории (надеюсь, не постдуховности), возможно, знаковый [3].

В первых столетиях н.э. начинается активный и повсеместный процесс тюркийации степного населения Центральной Азии. Меняется его этноязыковой облик, но в силу сохранения тех же условий окружающей среды и способа хозяйственной деятельности, мировоззренческая картина не могла измениться кардинально. Часть космогонических символов обрела тюркские обозначения, другая сохранила прежние. И это при том неоспоримом факте, что тюркская этнокультурная среда не могла не наполнить их новым или обновленным содержанием [4, с.44].

Исходя из ряда разных источников духовная культура тюрков является достаточно сложной и развитой.В исключении от большинства других центрально - ^иатских народов античности и средневековья, сведения о культуре , которых мы черпаем из отрывочных упоминаний о них, оставленных соседями, у тюрковбылисвои письменные памятники, предоставляющие возможность реконструировать мировоззренческую картину вселенной. Начальной подготовкой для этой реконструкции спало представление древнетюркской религии памятники Орхона. В предисловии эпитафии в честь Кюль-тешна так объясняется концепция начала мира: наверху появился свод Тенгри голубой, а бурая земля раскинулась внизу, меж ними род людской был утвержден и жил. Над людскими сынами - род тюркских кшанов, "содействующая и устраивающая" государство и закон тюркского народа, и если не всего рода людского, то его лучшей и достойной части. [6,с.27-28 ].

Исследуя предметы, которые были извлечены из погребший тюрков, подтверждают, что они предавались вере в загробный мир. Основным объектом верования являлось поклонение огню. Многие уже знают, что до приема у тюркского кагана посол с Византии проходил ритуал очищения, проходил между большими кострами. Только тогда, когда прошел обряд, посол мог отправиться на переговоры с кшаном. До сих пор во многих регионах нашей страны сохранились пережитки обряда поклонению огню.

Тюрки почитали так же и силы природы. Как гласит надпись в честь Кюль-тегина: Родственники усопших чаще всего устанавливали на холме юрту, жертвовали скотом, после чего труп усопшего сжигали, а также его личные вещи и коня. Когда человек умирает в летнее время года, пепел впоследствии сж^ания люди собирали и сохраняли до осени, лишь только начинает желтеть трава, потом пепел предавали земле. Если же человек умирает в зимнее время года, пепел хранился до весенних дней, позеленеет трава, распустятся листья на деревьях, затем рыли погребение и хоронили пепел. Все это служит доказательством того, что тюркские народы всем четырем временам года поклонялись [5].

Повелителем, верховным божеством еще с древних времен у тюрков являлся бог Тенгри (Небо). Именуется кёк (голубое/синее небо). Бог Тенгри контролирует все, что происходит в мире, в первую очередь судьбами людей. Тенгри -определяет время жизни человека. Олицетворением женского начала, богиня "сынов человеческих" новорожденных, а также плодородия является Умай. Она совместно с Богом Тенгри благоволит воинам. Вместе они олицетворяли

божественную пару верховных повелителей. Как каган схожий(своеобразно) с Тенгри, так и его жена по имени Хатун-имеет сходства с Умай. Тенгри наделяет кагану масть и мудрость, наделяет санкцию по управлению народом, "организовывая и устраивая" его, карает согрешивших против его воли, а также власти кагана.

Основным божеством средневековья была покровительствующая тюркским племенам "Священная Вода- Земля " (ЫдукЙер-Суб). Именно там располагалась священная земля тюркских племен - Отюкен-иш. Исходя от тюркских надписей, каганы, по их представлениям, управляли не только силой синего неба, также силой "земли-воды": Вверху Небеса, а снизу Мать-Земля (т.е. Священная Земля-Вода) сказали тюркским племенам: "Вы не смейте умирать!" "Пусть не исчезнет эль - и будет жить великий народ!" - так Небо и Земля их обязали быть [6,с.30-31].

Если рассматривать освоение культурного и духовного наследия к^ахского народа, оно всегда осуществлялось с позиции личностного подхода. Абай Кунанбаев в своем творчестве, как и мы сегодня, не только философствует над прошлым, оно является его духовной опорой. В текстах мыслитель носталмирует по номадической открытости, безыскусной простоте, императивам нравственности. Не зная прошлого своего народа, невозможно глубоко понять настоящее, а тем более будущее, стать духовно богатой личностью. Философия тюрков и номадов существовала в художественно-поэпической форме. Поэтому важно познание современной молодежью исторического бытия собственного народа, необходима сама трансляция социокультурных предпосылок, ценностей и особенностей богатой и уникальной философии кочевников[3].

По сей день среди казахов сохранились такие высказывание: «Пусть щедро одарит бог Тенгри»; когда проклинают, твердят: «Пусть подчиняет Небо». Тюркские племена верили в богиню плодородия Умай Ана(«Мать Умай»). Она также оберегала домашний очаг. В письменных памятниках встречается: «Родословная Умай Ана, когда десяти лет на счастье матери Умай Ана младший брат, которого нарекли Культегин на-зпан батыром, бог Тенгри, Умай Ана, священная Земля и Вода сохраняют нас, помните о них.». Там находиться призыв к сплоченности, солидарности тюркских племен. Известный казахский писатель Шокан Валиханов, рассказывал о поклонении казахов Семиречья богине Умай Ане.

Тюркские племена также почитали и культ Кок бора(Волка). В известной поэме «Огуз-наме», где к Огуз-кшан встречается с Волком о предложении командовать его войско, когда будет поход. Достоверностью поклонения Волку является отстранение от обиходного названия волка «каскыр», признавая «бори». Для того, чтобы сохранить своих детей, а также скаковых лошадей от беды и сгл^а тюркские племена из глаз, когтей животных, шерсти, и языка волка делали обереги (талисманы) -ту маары, в некоторых регионах сохранились до наших дней.

В Южном Казахстане и в Жетысу существовали и многие другие языческие (многобожьи)обычаи, обряды. Начиная с VIII века на территории получило распространение новая молодая исламская религия.Главными центральными городами распространения ислама стали Туркестан, Отрар,Тараз, Сайрам (Испиджаб)[5].

Археологические памятники тюркского времени в Центральной Азии и Сибири, выявленные и изученные исследователями, образуют сложную этнокультурную общность, которая характеризуется тремя основными видами памятников: захоронение с конем, поминальные сооружения, изваяния, схематические изображения горных козлов. Эта общность и может быть названа алтае-телесскими тюрками Этнокультурные традиции этих племен оказали впоследствии определяющее влияние на особенности культуры практически всех средневековых кочевых тюркских народов Евразии [5].

В серии «Философское наследие казахского народа» были изданы труды таких мыслителей, которые наметили важные подходы к феноменологии тенгрианства и феноменологии ислама. В этих учениях явно проглядывает модель непрерывного философского образования, смысл которой заключен в непрерывности процесса духовного становления человека.

Возможно ли создать систему образования как систему духовного становления личности, не имея духовных истоков? Невозможно. Только имея наличный богатый духовно-нравственный опыт, духовно-гуманитарный капитал, передающийся от поколения к поколению, соединивший в себе традиции, обычаи, духовную высоту, мы можем создать концепцию нравственной

философии. Все эти годы мы помнили, что эту дорогу начали прокладывать наши великие предки более полутора тысяч лет назад, создавшие тюркские кшанаты, а позже Кыпчакскую конфедерацию и Казахское ханство.

Традиции к^ахского народа, религия, весь строй души и мыслей входят в структуру и содержание философии образования, которая ориентирует на созидание гуманистического потенциала, развивающего феномен духовности в контексте общечеловеческих и казахских ценностей.

Таким образом, сегодня этот вопрос актуален и сложен, ведь под духовным становлением личности мы должны понимать и процесс воспитания, а значит, в него вовлекается проблема соотношения не только традиционных и общечеловеческих ценностей, но и ценностей религиозных. Невозможно понять душу той или иной культуры вне религаии.

Библиографический список

1. Орынбеков М.С. Генезис религиозности в Казахстане. -Алматы, 2005, 25 с.

2. Ы^:// studореdiа.su/15_101926_mirоvоzzrеniе-kаk-fеnоmеn-duhоvnоу-kulturi-оbshсhеstvа-istоriсhеskiе-tiрi-mirоvоzzrеniуа-mirоvоzzrеniе-i-filоsоfiуа.html

3. Выступление Н.А. Назарбаева на заседании Общественного Совета по реализации Госпрограммы «Культурное наследие». Опубликовано 19.02.2007 // Пресс-служба Президента РК,14.02.2007.

4. Ю.А.Зуев Ранние тюрки, очерки истории и идеологии.- Алматы: «Дайк-Пресс», 2002,

44с.

5. Ы^:/ЛаЫ;о-еП;.пе^риЫ/8-1 -0-169

6. С.Г. Кляшторный, Д.Г.Савинов Степные империи Евр^ии, СПб: Фарн, 1994, 27-31с.

Мухамадеева Ирина Александровна, кандидат исторических наук, профессор кафедры международных отношений, истории и социальной работы, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г.Кокшетау).

Покидюк Анна Владимировна, магистрант, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г.Кокшетау).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.