ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
САКРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ КАЗАХСТАНА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДУХОВНОГО СОЗНАНИЯ Мусабаев Т.Т.1, Иманжанова К.К.2 Em ail: Musabaev677@scientifictext.ru
'Мусабаев Турлыбек Туркпенович - доктор технических наук, профессор ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, академик НИА РК, Почетный строитель, Почетный архитектор, Заслуженный работник науки Казахстана, генеральный директор, Республиканский центр государственного градостроительного планирования и кадастра, Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан;
2Иманжанова Кулизат Каргабаевна — главный специалист, отдел экологии и чрезвычайных ситуаций, управление территориального планирования, Республиканский центр государственного градостроительного планирования и кадастра, Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, г. Нур-Султан, Республика Казахстан
Аннотация: в статье анализируются сакральные объекты Казахстана, являющиеся основной частью фонда национального наследия, их содержание, реставрация, ход исполнения исследовательских работ по их изучению и сохранению, а также преданию широкому освещению для распространения знаний о них в последующих поколениях. Изучение, исследование, исполнение разработанных мероприятий по сохранению и дальнейшие действия по объекту историко-культурного наследия — это целое направление в градостроении и кадастре, так как все данные объекты хранит в себе земля, на которой мы строим дороги, здания, производства, берем в учет. В этом контексте, в рамках Межрегиональных схем развития территорий Республики Казахстан были обследованы ряд объектов, в том числе вошедших в Сакральную карту Казахстана как составляющие каркаса национальной идентичности, изучены проблемы и предложены меры по их сохранению.
Ключевые слова: сакральные объекты, Сакральная карта Казахстана, национальная идентичность, историко-культурное наследие, духовное наследие Межрегиональные схемы развития территорий Республики Казахстан.
SACRED OBJECTS OF KAZAKHSTAN AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF NATIONAL SPIRITUAL CONSCIOUSNESS Musabaev T.T.1, Imanjanova K.K.2
'Musabaev Talgat Turkpenovich — PhD in Technical Sciences, professor of Eurasian National Universiti named after Gumilyov L.N., Academician of National Engineering Academy of the Republic of Kazakhstan, Honorary builder, Honorary architect, Honored Worker of Science of Kazakhstan, General Director, REPUBLICAN CENTER OF STATE URBAN PLANNING AND CADASTRE, THE COMMITTEE ON AFFAIRS OF CONSTRUCTION AND HOUSING AND COMMUNAL SERVICES MINISTRY OF INDUSTRY AND INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN; 2Imanjanova Kulizat Kargabaevna — Chief Specialist, DEPARTAMENT OF ECOLOGY AND EMERGENCY SITUATIONS,
OFFICE OF SPATIAL PLANING, REPUBLICAN CENTER FOR STATE PLANNING AND CADASTRE, COMMITTEE FOR CONSTRUCTION, HOUSING AND UTILITIES MINISTRY OF INDUSTRY AND INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT, NUR-SULTAN, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: the article analyzes the sacred objects of Kazakhstan, which are the main part of the national heritage fund, their contents, restoration, the progress of research work on their study and preservation, as well as the legend of wide coverage for the dissemination of knowledge about them in subsequent generations. The study, research, implementation of the developed conservation measures and further actions on the object of historical and cultural heritage is a whole direction in urban planning and cadastre, since all these objects are stored in the land on which we build roads,
buildings, production, we take into account. In this context, within the framework of the Interregional Development Schemes of the Territories of the Republic of Kazakhstan, a number of objects were examined, including those included in the Sacred Map of Kazakhstan as components of a national identity framework, problems were studied and measures to preserve them were proposed. Keywords: sacred objects, Sacred map of Kazakhstan, national identity, historical and cultural heritage, spiritual heritage Interregional schemes for the development of territories of the Republic of Kazakhstan.
УДК2.13:316.7 (574)
«В новой реальности внутреннее стремление к обновлению — это ключевой принцип нашего развития.
Чтобы выжить, надо измениться. Тот, кто не сделает этого, будет занесен тяжелым песком истории»,
Н.А. Назарбаев [1].
В условиях глобализации казахстанской культуры одним из приоритетных направлений духовной политики является сохранение и развитие культурного наследия нации. Важность историко-культурного наследия для Казахстана определяется и историческими предпосылками. В настоящее время перед государством стоит главная задача сохранения национально-культурной идентичности, как основополагающего фундамента исторического сознания и заботе о будущем казахстанского народа.
Оказавшись вовлеченной в общемировой процесс глобализации, наша страна сегодня находится под влиянием его противоречивого воздействия: расширения культурных контактов между народами - с одной стороны и опасности утраты своей культурной самобытности - с другой. Открытость границ заставляют ученых говорить о процессе глобализации современной культуры [2].
Актуальность этой проблемы для Казахстана объясняется ускорением интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств, средств массовой информации и экономических, политических связей. Сегодня в стране необходима выработка ведущей государственно-национальной идеи, духовно-смысловых ориентиров: сохранение исторической памяти, гордость за предков, толерантность, социальная востребованность, трудолюбие, качественное образование, высокий уровень культуры, здравоохранения. В решении поставленной задачи крайне важна опора на историко-культурное наследие, которое является фактором стабильности и одновременно неиссякаемым источником развития и созидания во всех сферах жизни народов Казахстана.
За тысячелетия истории человечеством создано множество творений.
Историко-культурное наследие как совокупность ценностей, оставленных нам предками, воплощено в продуктах сотворчества человека и природы, в образе жизни людей, обычаях, навыках, духовно-культурных феноменах.
Любой объект культурного наследия, созданный в определенный период эпохи, всегда носит конкретно-исторический характер. Поэтому неслучайно термины «культурное наследие» и «историко-культурное наследие» имеют взаимосвязь, тесно переплетены и пересекаются в трактовках, в размышлениях, которые для человека имеют ценность и вызывают желание сохранить, передать это наследие будущим поколениям. Культурное наследие обозначает как «явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений от предшественников» [3]. С точки зрения современных проблем его сохранения обозначает «систему материальных и интеллектуально-духовных ценностей, созданных и сбереженных предыдущими поколениями и представляющих исключительную важность для сохранения культурного и природного генофонда Земли и для ее дальнейшего развития» [4].
В современный период построения правового демократического государства и консолидации общества особое место занимает национальная идея. Так, Президент Республики Казахстан отметил роль национальной и духовной культуры казахстанского общества в своем выступлении на III Съезде Лидеров мировых и традиционных религий, прошедшем 1 июля 2009 года в г. Астане. Национальная идея - это часть духовной и культурной жизни нации, она предопределяет жизненную правдивость и особенность национальной жизнедеятельности общества, это широкое понятие, отражающее действительность в сознании человека и определяющее его отношение к реальности и является основополагающим принципом мировоззрения [5].
В условиях мировых информационных перемен духовное сотрудничество в Казахстане укрепляет механизм объединения народа и является фактором обновления культуры общества,
развития национального духовного сознания. Казахский народ дорожит своей многовековой духовной культурой.
«Одна из главных задач нашего государства сегодня - воспитание поколения, хорошо знающего традиции родной культуры, любящего историю своего народа — поколения, которому можно доверить будущее стран. В стране растет активное и целеустремленное молодое поколение, свободно владеющее несколькими языками, освоившее современные информационные технологии. И это поколение должно знать историю своего народа, корни, осознавать себя наследниками и продолжателями великой степной культуры, иначе оно, не усвоившее духовные ценности своего народа, уроки родной истории, может захлебнуться волной глобализации и пойти на поводу различных догматических течений. Это означает, что наш долг - воспитать молодых казахстанцев в духе патриотизма, любви к родному народу» -Н.А. Назарбаев [1].
Сохранение духовного наследия свидетельствует о величии народа и становлении его целостной картины мира. Казахстан - многонациональная страна с колоритным жизненным бытием и многогранной ментальностью. Современный подход к богатому духовному наследию предполагает преодоление замкнутости традиционных культур и их стереотипов, признание плюрализма культурных кодов и множественности их смыслов в новом культурно-пространственном измерении.
Изучение культурно-исторических корней и идейно-мировозренческих основ наследия казахского народа осуществляется как «духовная целостность - духовная свобода - духовная чистота», органичность которых составляет стержень социального пробуждения, интеллектуального наследия и тип национальной идентичности. Оно базируется на соотношении трех измерений - культурной общности, межкультурного диалога и духовного опыта. Единство этих трех моментов и форм активности составляет основу формирования целостной личности и источником ее самосовершенствования, дает человеку возможность непрерывного самосозидания и восхождения к постижению вневременной истины.
Использование основ казахской духовной культуры, выявление ее богатейших возможностей позволяет решать актуальные проблемы нашего времени: формирование национального самосознания и использование духовного наследия наших предков для обьединения представителей разных народностей страны. Казахская традиционная культура обладает огромным мобилизующим потенциалом. В ней воплощены образы-идеалы, веками служившие основой воспитания и просвещения народа.
Духовная культура включает огромное количество элементов, которые формируют основные понятия, это общие моральные устои, научные обоснования, богатство языка и другие элементы. На нее невозможно повлиять, она формируется, благодаря воспитанию родителей и знаниям, полученным путем самообразования и обучения. С ее помощью взращивается личность человека, имеющая собственные взгляды по поводу разных аспектов жизни.
Чтобы понять, как человек может духовно развиваться, стоит обратить внимание на сферы влияния этой системы. Духовная культура и духовная жизнь основывается на общественном и личностном развитии в нравственном, экономическом, политическом, религиозном и других направлениях. Получение новых знаний в сфере науки, искусства и образования, дает человеку шанс развиваться, достигая новых культурных высот. Должно быть желание совершенствоваться, постоянно работая над собой, искоренение недостатков и развитие положительных сторон, тем самым расширять свой кругозор и развивать внутренний мир [6].
В апреле 2017 года была опубликована программная статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
«..На наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха. Первое условие модернизации нового типа -это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук. Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены. Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа. Убежден: важнейшая миссия духовной модернизации заключается и в примирении различных полюсов национального сознания.
Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, определенные культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика.
Культурно-географический пояс святынь Казахстана - это и есть такая символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века.
История Независимости нашего государства - это всего лишь четверть века. Исторический масштаб свершений не вызывает сомнений. Однако часто за рядом цифр и фактов не видно живых человеческих судеб. Разных, ярких, драматических и счастливых» - Н.А. Назарбаев [1].
После выхода статьи Н. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Министерство культуры и спорта РК приступило к реализации программы Главы государства. Предложенные Президентом проекты нашли широкий отклик среди творческой интеллигенции страны, общественности, каждый с готовностью включается в реализацию таких проектов, как «Туган жер», «Сакральная география Казахстана», «Современная казахстанская культура в глобальном мире», «100 новых лиц Казахстана». Разработка карты ведется в рамках проекта «Духовные святыни Казахстана» и «Сакральная география Казахстана», Государственная программа «Рухани жангыру» («Духовное обновление»).
По программе «Рухани жангыру» определен список из 185 общенациональных сакральных объектов Казахстана. Это особо почитаемые памятники природного и культурного наследия, имеющие непреходящую ценность в памяти казахского народа и выступающие в качестве символа национального единства и возрождения. В качестве сакральных памятников выступают природно-ландшафтные объекты, такие как «священные» горы, пещеры, реки, урочища, древние городища, места необычных природных явлений, родовые святилища, курганы и захоронения, объекты религиозного культа, места памятных битв и подвигов, места жизни великих людей, святых, мавзолеи, храмы и иные памятники природного культурного и исторического наследия, где поклонение составляет одно из оснований духовных традиций нашего народа [7].
Список общенациональных сакральных объектов поделен на шесть категорий: особо почитаемые памятники природного наследия; археологические и архитектурные памятники; крупные средневековые городские центры и столицы Казахского ханства; религиозные и культовые объекты, являющиеся местами поклонения; сакральные места, связанные с историческими личностями; места, связанные с историческими и политическими событиями.
Каркас национальной идентичности составили комплекс памятников вокруг Улытау, мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи, захоронения Бекет ата, Восточного Казахстана, древних памятников Тараза, сакральных мест Семиречья. Список дополняют загадочное древнее городище Акыртас в Жамбыльской области, урочище Тамгалы в Алматинской области, которое славится своими уникальными петроглифами и вызывает интерес у ученых со всего мира; пик Хан-Тенгри, гора Белуха (Алтай), Чарынский каньон, Боралдайские и Иссыкские сакские курганы, поселение Ботай, городища Сарайшык, Сыганак, Сауран, мавзолеи Х.А. Ясави, Арыстан-Баб, Айша Биби, Кабанбай батыра, некрополи и подземные мечети Мангистау, поляна Абылай хана, монументы «Астана-Байтерек» и «^аза; ЕлЬ>, Вознесенский кафедральный собор.
Проект «Сакральный Казахстан» находится на стыке интересов трех сторон: человека, науки и государства, поэтому в список вошли столь разноплановые объекты, которые являются символом единения нашего народа. Например, в Алматы это площадь Республики, где находится монумент Независимости - символ обретения нашей страной суверенитета. Список также включил мемориальный комплекс жертв политических репрессий АЛЖИР в Акмолинской области и монумент, посвященный жертвам Семипалатинского полигона, «Сильнее смерти» в Семее. Мы должны помнить и чтить эти святые места, где находятся могилы наших соотечественников. Как должны помнить и сакральные места национальной гордости в Алматинской области, где проходили Орбулакская и Булантинская битвы, местность Ордабасы близ Шымкента, где в 1726 году состоялся всеказахский курултай. Или Танбалы тас - скала между Улытау и Туркестаном, на которой были выбиты тамги всех жузов - символ единства казахского народа.
Данная Карта формируется с участием историков, археологов, этнографов и туристических организаций. К Сакральной карте будет обеспечен виртуальный доступ через всевозможные мультимедийные приложения, координаты мест будут определяться через навигационные приборы GPS, кроме того она будет доступна в поисковой системе Google. Государство будет по-новому подходить к историческим памятникам, которые находятся на территории особо охраняемых природных территорий. Нужно изучать свою культуру, свои сакральные места для
того, чтобы стать интересными и войти в тренд международного туризма. Например, та же Италия не может похвастаться своими сакральными местами.
В каждом регионе нашей страны есть какое-то священное место, которое обладает совершенно особой космической энергетикой, и туда люди едут оздоравливаться, исполняются многие желания. Каждое место имеет какую-то свою историю, легенду. Сакральная карта создается для наших казахстанцев, чтобы они знали все исторические, легендарные места своей родины, а также для того, чтобы презентовать природные данные Казахстана мировому сообществу. На сегодняшний день в Казахстане насчитывается около 35 тысяч архитектурных, археологических и исторических памятников. 8 археологических памятников Казахстана, в том числе Акыртас, вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе «Объектов Великого Шелкового пути в Чанъань-Тянь-Шанском коридоре».
В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства Нурсултан Назарбаев определил задачи, стоящие перед общественностью Казахстана: «Нам нужен проект «Духовные святыни Казахстана» или, как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана». Иными словами - священное, это все, что связывало и связывает человека с культурным и духовным наследием предков. Сакральные объекты Казахстана имеют древнюю историю. Среди них культовые архитектурные сооружения, городища, поселения, курганы, некрополи, святилища, наскальные рисунки, исторические ландшафты. История изучения культуры казахского народа показывает, что география, которую можно назвать сакральной, уникальна и многолика. Познание ее требует слаженных усилий многих научных коллективов. Начата огромная работа по систематизации сакральных мест Казахстана. Составлен реестр, включающий многочисленные значимые объекты природы и историко-культурного наследия, на основе коллегиального отбора научными коллективами трех организаций: Института археологии им. А. Х. Маргулана, Института истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова, Института истории государства. Сотрудники институтов, основываясь на своей специализации, материалах архивно-библиографического характера, полевых исследованиях, сформировали реестр с характеристикой объектов от древнейших времен до современности.
Внутренний и внешний культурный туризм должен опираться на это символическое наследие народа. Указ о переносе административного центра Южно-Казахстанской области из Шымкента в Туркестан и переименовании региона в Туркестанскую область, безусловно, даст толчок развитию исторической столицы Казахстана. Это по праву, и не только потому, что там находится мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Туркестан - один из самых влиятельных исторических, религиозных, экономических центров Казахстана на протяжении многих веков. По своему культурному значению город имеет не просто национальное или континентальное значение - это глобальная величина. Это решение придаст импульс развитию города и региона в целом.
В этом контексте, в рамках разработки Межрегиональных схем развития территорий Республики Казахстан были исследованы объекты историко-культурного наследия, проведен анализ состояния объектов, изучены проблемы и предложены меры по их сохранению. Некоторые их них вошли в список сакральной карты Казахстана, являющимися составляющим каркаса национальной идентичности. Разработанными проектами предлагаются следующие меры, в том числе памятников, вошедших в Список сакральных объектов Казахстана:
- ограждение мусульманского кладбища Караоткель в городе Нур-Султан, где захоронена группа соратников хана Кенесары, место захоронения Смагула Садуакасова;
- создание музея под открытым небом на территории историко-археологических комплексов Боралдай в городе Алматы, Танбалы (Тамгалы) тас, Иссык в Алматинской области; Бокей Ордасы в Западно-Казахстанской области; Берель в Восточно-Казахстанской области; Шымкентский городок в городе Шымкент;
- реставрация памятника жертвам политических репрессий в селе Жаналык Алматинской области.
Обеспечение сохранности:
- древних городищ - Койлык в Алматинской области; Сарайшык в Атырауской области; Тараз в Жамбылской области, Сайрам (Исфиджаб) в Туркестанской области;
- поселения Ботай в Северо-Казахстанской области;
- памятников республиканского значения - мавзолеев Абат-Байтак в Актюбинской области; Бекет ата в местности Огыланды, Шопан ата, древний Бейнеу, некрополь Сисемата в Мангистауской области, Аппак-Ишана в Туркестанской области;
- памятника международного значения мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи в городе Туркестан.
Если мы будем знать свою историю, мы будем гораздо увереннее смотреть в будущее. Находя какие-то орудия труда, предметы утвари, оружие, украшения, мы понимаем, как жили наши предки, как трудились, какими были мастерами. А между тем они были великими мастерами, и сегодняшние реставраторы утверждают, что никогда не смогут достичь высочайшего уровня мастерства наших предков. К примеру, наши предки обрабатывали золото таким образом, что через золотую фольгу можно видеть свет солнца. Аналогичного уровня профессионализма и мастерства достичь сегодня невозможно, несмотря на развитие высоких технологий. Как этого добивались наши предки при кочевом образе жизни без такого инструментария как сейчас - большой вопрос. И поэтому, находя эти артефакты, реставрируя и показывая их в музеях и на всевозможных выставках, мы не только обогащаемся сами, но и вносим лепту в мировую культуру. Сегодня мы возвращаемся к своим истокам, возвращаемся к прошлому, чтобы стать сильнее.
«Я помню время, когда главная святыня Туркестана была закрыта на амбарный замок. Там гнездились птицы и летучие мыши, кругом - саксаул и бурьян. А сегодня мы восстанавливаем нашу уникальную культуру по крупицам. Вот в этом ключе и работают археология и археологи, по кирпичику воссоздавая нашу богатую историю. Модернизация общественного сознания абсолютно невозможна без истории, культуры и летописи предков. Вот все звенья. Мы можем строить свое будущее, только взяв за основу наследие наших предков».
Список литературы / References
1. Программная статья Первого Президента Республики Казахстан, Лидера нации Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12 апреля 2017 года.
2. Демина С.А. Историко-культурное наследие как фактор сохранения национально-культурной идентичности России // Электронный научно-практический журнал Казанского государственного университета культуры и искусств «История и археология». - Казань: 2019.
3. Толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. М.: 2008.
4. Ведин Ю.А. Наследие и государственная культурная политика // Институт наследия. М., 1996.
5. Выступление Н. Назарбаева на III Съезде лидеров мировых и традиционных религий, Астана, 1 июля 2009 года;
6. IQAP.KZ - онлайн-журнал о духовно-нравственном наследии Великой Степи, 23.01.2019.
7. Молдабекова Ж.Ж., Шашаева Г.К. Духовное наследие казахского народа как объединяющая идея и фактор обновления культуры общества // Казахский национальный университет имени аль-Фараби. Алматы, 2008.