Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ НАРОДА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ'

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ НАРОДА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
227
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТЮРКОВ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мухамадеева Ирина Александровна, Мукатаева Алия Акановна

Политическое сознание народа Великой Степи как фактор формирования нового исторического времени является одним из факторов социализации этносов, гармоничности межэтнических отношений, укрепления гражданского мира и согласия. Национальная история объединяет и консолидирует полиэтническое общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ НАРОДА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ»

УДК 930.85

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ НАРОДА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ

Мухамадеева И.А., Мукатаева А. А. Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Политическое сознание народа Великой Степи как фактор формирования нового исторического времени является одним из факторов социализации этносов, гармоничности межэтнических отношений, укрепления гражданского мира и согласия. Национальная история объединяет и консолидирует полиэтническое общество.

Ключевые слова: религиозная идентичность, полиэтническое общество, религиозные системы, традиционная культура, мировоззрение тюрков, духовная культура.

Анализ основных исследований религиозной идентичности показывает, что в настоящее время мировоззрение в Казахстане является критическим контуром процесса идентификации. Мы можем отметить элементы разнообразной идентичности, где в ходе жизнедеятельности приобретаются новые идентичности, а старые основные идеи советского прошлого утрачиваются; или мы можем отметить элементы ренессанса и ностальгии по утраченному. В тоже время глобализация открыла границы для новых аксиологических ориентиров в казахстанском обществе, особенно в отношении новых форм «исламского», «христианского» и других идентичностей. Современные процессы религиозной идентификации показывают нам, что принадлежность к той или иной религии не определяет положение человека в этом мире и обществе, также, как и в географическом, так и этническом аспекте, так как тождественные отношения между религиозными

(конфессиональными) и этническими принадлежностями могут быть в разных сферах. Нас интересует современное состояние динамики процессов мировоззрения и трансформаций религиозной идентичности в казахстанском обществе.

Основой стабильного сосуществования этносов, проживающих на территории

Казахстана в настоящее время, являются следующие факторы.

Во-первых, религиозная толерантность казахского народа на протяжении всей его истории формировалась в условиях географического положения транзитного государства и длительного периода кочевого образа жизни, а также положительного влияния Великого Шелкового пути.

Во-вторых, Казахстан-это полиэтническое общество, где другие национальности соединены друг с другом, проживают вместе с казахским народом. Они несут ценности своего миропонимания, такие как ненасилие, любовь к ближнему, трудовая этика и другие.

Третий фактор - выбранная стратегия государства, направленная на поддержание мира и согласия в условиях межэтнического и межконфессионального многообразия.

Религия как основной компонент социальной жизни в традиционной культуре казахского общества играла важную роль на протяжении всего периода его истории. Имманентные формы духовности, стоящие за содержанием казахской культуры, впитали в себя различные компоненты религиозных систем и отмечены влиянием тенгрианства, зороастризма, шаманизма, буддизма, христианства, манихейства и ислама.

Современная эпоха требует поиска путей мирного взаимодействия стран и континентов,

где мы можем наблюдать эскалацию напряженности, особенно на Ближнем востоке.

Исследователи отмечают, что казахская традиционная культура представляет собой устойчивую неподвижную систему, не подверженную никаким изменениям. Эта система сформировалась под воздействием различных жизненных функций, внешних факторов (природных, климатических, экономических, военных и др.). Кроме того, неподвижность традиционной культуры кочевых народов, точнее, ее основной части, обеспечиваются в целом статичными климатическими и природными условиями Центральной Азии [1].

Развернутая полемика в вопросе о духовно-культурных основаниях, религиозной идентичности казахского народа (тюркского мира), особенно в сфере религии, вызывает комплекс проблем, и в зависимости от мировоззренческой линии, философского направления и духовно-интеллектуальных усилий казахских исследователей выдвигаются альтернативные решения [2].

М.С. Орынбеков считает, что анализ древних верований в Казахстане открыл их преемственность. Начиная с тенгрианства и шаманизма, от поклонения Митре до зороастризма, они являются как бы выражением уникальной сущности -религиозной идеологии кочевого общества, которая продолжает оставаться неизменимой во всех своих аспектах. В религиозной структуре казахского мировоззрения реликты и рудименты тенгрианства и шаманизма (в меньшей степени митраизм и зороастризм) продолжают функционировать в обрядах и традициях, ценностях и социальных условностях.

Тенгри, Жер-Су, Умай присутствуют в общественном сознании казахов и в настоящем времени, которое рассматривает зороастризм как доказательство оптимизма степняков [3, с. 185].

Преемственность культуры этого этноса проявляется в сохранении некоторых элементов духовного и недуховного наследия сакских племен.

Сакас (перевод с древнеперсидского Saka, с классического греческого Еакаг, латинского Sacae) - собирательное название иранских языков кочевых и полукочевых племен в I веке

до н. э. в древних источниках. Знаменитая императрица массагетов Томирис, как рассказывает о ней Геродот, обращались как к «Солнцу, Владыке массагетов». Этот факт доказывает, что существовал культ высокого божественного в ярких солнечных цветах. Возможно, это был Ахура-Мазда, или Митра, или Митра-Ахура, у разных племен господствовала разная ипостась божественного

[4].

М.С. Орынбеков уточняет, что зороастризм был «идеологией кочевников», которая легла в основу свободы и независимости, ставшей неотъемлемой частью их менталитета. Она пришла через нормы и традиции, ценности и формы.

Особенности формирования религиозной идентичности в истории Казахстана, в поведении и культуре кочевников в целом и в определенной мере повлияли на духовную жизнь жителей степей. «Духовные умонастроения зороастризма с его идеями эндогенности и острым чувством родины и патриотизм стал религией монахов Казахстана» [5, с. 81]. Он позволяет судить и представлять всю историю казахского общества как уникальную цивилизацию с взаимными далекими и близкими корнями, вести диалог культур разных времен и пространств с одним и тем же народом, исследовать преемственность прошлого и настоящего в жизни казахского народа. Становится возможным сопоставлять истории и представления культур разных эпох, отделять качественную определенность, лежащую в основе этноса.

Великий Шелковый путь имел первостепенное значение, он связывал Византию и Китай, имеющий такую разнообразную палитру религиозных конфессий, которые мирно сосуществовали на протяжении многих веков.

Это и буддийские монастыри, и зороастрийские общины, и христианские секты несторианского толка, и мусульманские мечети, и суфийские секты, сочетающие свою проповедь с традиционной концепцией туркмен - тенгрианством (поклонением небу и природе). В дальнейшем все это синкретически повлияло на мировоззрение казахского народа и формирование его толерантности.

Однако эта этноконфессиональная целостность тенгрийской культуры не была разрушена с приходом буддизма, который привнес дополнительный смысл, сохранив свою структурную целостность и оригинальную культовую семантику. «Пришествие шамана-буддиста синкретизм со своей структурой и функциями стал результатом взаимодействия традиционных верований» [6].

Современный Казахстан полиэтничен по своей структуре, что вызвало духовные изменения в основе казахской идентичности. Это связано с колонизацией территории Казахстана Россией. В 1911 году 67,2% населения области составляли казахи, 28,5% -русские и украинцы. ХХ век показал убыль казахского народа, а в 1999 году их было 53,4 % казахов и 33,6% русских и украинцев, 13% других народов [7]. Представители христианства в полной мере представлены в Казахстане, они оказывают влияние на религиозные процессы и идентичность страны. Христианство в Казахстане представлено тремя основными видами: православием,

католицизмом и протестантизмом.

Нынешняя казахстанская

действительность в своей основе содержит некоторые исторические реалии,

сформировавшиеся не только за последние два столетия.

Казахская культура менялась вместе с историческими событиями страны и на сегодняшний день активно участвует в процессах межцивилизационного диалога.

Тюркская цивилизация дала толчок развитию и процветанию общечеловеческой культуры. Идеи и открытия тюрков были восприняты и развиты другими народами. Важно помнить о том, что достигнутое сегодня цивилизованным миром, основано на той базе, которая была создана тюркскими народами.

Мировоззрение тюрков формировалось в течение нескольких тысячелетий, оно отличается своей оригинальностью и самобытностью, но, несмотря на это, его основные положения вполне современны и актуальны в наше время. В наше время происходит стремление к укреплению тюркского мира. Как подчеркнул Н.Назарбаев, «целью Тюркского Совета является достижение единства братских государств» [8].

«Великий Тюркский Эль - это наша прародина с общими предками и героями, общими духовными богатствами. Это наше совместное великое наследие» [9].

Алтай считался колыбелью тюркского государства, а великий тюркский каганат возник в шестом веке, в 552 году. За короткие полвека своего существования тюркам удалось упрочить свою власть на огромной территории, и их высоко оценили такие могущественные государства, как Византия, Иран и две китайские династии того времени.

Только гражданские беспорядки, начало борьбы за власть, привели к упадку ханства, сначала на его месте возникли западно-тюркские и восточно-тюркские каганаты, а затем мелкие государственные образования и десятки тюркских народов, состоявших из племен, из которых тюркские этносы. На протяжении веков превратности разных судеб разделили потомков древних тюрков по разным направлениям [10].

Отрадно и то, что единство тюркского народа, начавшееся в эпоху тюркского каганата, продолжилось и в начале третьего тысячелетия. Сегодня одним из главных факторов единства тюрков является укрепление единства и продолжение сохранения ценностей тюркского мира. По случаю годовщины Казахского ханства Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призвал: «Тюркский народ, разделенный волею судьбы, но имеющий общее происхождение, язык, менталитет, религию, должен в 21 веке укреплять политическое, экономическое, научно-техническое сотрудничество и взаимные отношения. Это то, чего требует от нас наша общая древняя история».

В современной истории, начиная с первой половины 20-го века, появилось стремление укрепления единства тюркского мира. Как подчеркивал Н. А. Назарбаев, «цель Тюркского совета - достичь единства Братского государства, о котором мечтал АТАТЮРК». В октябре 1920 года он сказал: «Там, в Советском Союзе, словами, верой живут наши братья, мы за них, и должны быть готовы оказать руку помощи! Подготовка не означает молчаливое ожидание. Вы должны быть готовы. Как страны будут к этому готовиться? Язык - один из мостов помощи. Вера - тоже один из мостов. История также является одним из мостов. Мы

должны рассмотреть наши корни, наши истоки и еще раз узнать начало начала...» [11].

Тюркский мир сегодня усиливается. Он охватывает большой географический ареал, наши народы имеют древние связи, мы вместе жили, были опорой друг для друга. Сегодня же в качестве независимых государств мы вместе по многим вопросам, и всегда должны быть вместе.

21 век должен стать веком тюркского мира. Его поддержали все участники форума, а Президент Казахстана Н.НАЗАРБАЕВ заявил: «Сегодня тюркский мир имеет все возможности для экономического, транспортного и культурного сотрудничества. И это является новым трендом под названием «Тюркский тренд».

По сути, сегодня мы являемся очевидцами полной интеграции тюркского мира. Как отметил казахстанский лидер в своем выступлении на недавнем пятом саммите Тюркской комиссии в Астане «Государства-члены Тюркской комиссии имеют возможность стать межконтинентальными транзитными мостами, соединяющими экономические и коммуникационные сети Китая, России, Европы, Ближнего Востока, Кавказа и Центральной Азии». И это в новых геополитических и геоэкономических условиях, сложившихся в начале нового третьего тысячелетия, означает возрождение и процветание древнетюркского мира, усиление его роли и влияния на мировой арене [12].

В итоге можно провести краткий обзор основных выводов исследования, выделить традиционные духовные ценности характерные для тюркского периода.

Изучение тюркской культуры как основы духовного наследия современного

казахстанского общества поможет нам лучше проявить духовные, морально-этические ценности, которые складывались на протяжении многих тысячелетий, которые помогут нам строить свою культуру в соответствии с народной памятью и памятью предков.

Кроме этого, этнокультурные

потребности требуют формирования и развития основной идеи, определяющей деятельность нашего государства по реализации этнокультурных образовательных интересов, которой станет идея гармоничного обучения,

совмещенная с этнонацинализмом и патриотизмом.

Все этносы в Казахстане должны получить равные возможности для удовлетворения образовательных

потребностей, в то же время каждый этнос и этническая группа требуют особого внимания, специфического подхода, а также учитывать и использовать этнокультурные особенности учащихся [13].

Республика Казахстан является единственным правовым и историческим наследием многовековой государственности казахского народа, а также естественным продолжением его политического и государственного строя. Казахстан принял все меры для защиты своей независимости и укрепления своего государства.

История страны помнит много драматических страниц. Когда-то давным-давно существование людей, их язык и культура находились под угрозой исчезновения. Народ Казахстана не только выжил, пройдя серьезное испытание, но и создал свою страну и обрел независимость.

Народная мудрость и толерантность-это начало укрепления единства для всех граждан новой страны, независимо от их этнической, социальной, религиозной или иной принадлежности [14].

Стержень воспитания духовной культуры тюрков - это патриотизм, основанный на идентичности каждого человека, диалоге и взаимопроникновении культур народов, их взаимном обогащении.

Цивилизация тюрков стала одной из фундаментальных основ для развития общечеловеческой культуры. На сегодняшний день мы должны не только сохранить в памяти вклад тюркского народа в наше наследие, но и обогатить эту основу для дальнейшего развития и процветания общемировой цивилизации.

Библиографический список

1. Акинер Ш. Формирование казахского самопознания. От племени к национальному государству. - Алматы: Гылым, 1998 - 136 с.

2. Оразбаева А.И. Философия истории кочевого общества // Вопросы истории, историографии и этнологии Казахстана (Сборник молодых ученых). - Алматы, 1993. -Вып.5. - С. 43-45.

3. Дахшлейгер Г.Ф. Оседание и традиционные социальные институты бывших кочевников (на примере казахского народа) // IX Международный конгресс антропологических и этнографических наук. Чикаго, сентябрь, 1973 год, доклады советской делегации. М.: Наука, 1973. -Т.1.

4. Оразбаева А.И. Философия истории кочевого общества // Вопросы истории, историографии и этнологии Казахстана (Сборник молодых ученых). - Алматы, 1993. -Вып.5. - С. 43-45.

5. Орынбеков М. С. Генезис религиозности в Казахстане. - 2-е изд., перераб. и доп. - Алматы : ИФПР КН МОН РК, 2013. -204 с.

6. Краткий экскурс в историю Казахстана // www.heritagenet.unesco 16 Бисенбаев А. К. Другая Центральная Азия. -http://www.centrasia.ru/

7. Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы, 1999 г.

8. Рол Дэвид. Генезис цивилизации., М.: Издательство ЭКСМО, 2003, с. 353).

9. Амреев Б. Ради единства тюркского мира: [резонанс статьи Президента РК "Семь

граней Великой степи"] / Б. Амреев // Казахстанская правда. - 2018. - 11 дек. - С. 4

10. Назарбаев Н.А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания // Ачык саясат плюс. - №48 от 22.12.2017. - С.10

11. Тусупбекова Л., Курятов В. На принципах согласия, толерантности и единства в многообразии / http://old.kostanayakz

12. Жумагулов Б. Национальная идея «Мэцгшк Ел» и проблемы укрепления межнационального согласия / «От казахского ханства к Независимому Казахстану». Материалы международной научно-практической конференции. (22-23 мая 2015 года) / Под общей редакцией Б.Г. Аягана. -Астана: Институт истории государства, 2015. -С. 342-346.

13. Аяган Б.Г. Введение / Горизонты национальной истории (Развитие исторической науки Казахстана в эру Независимости). Коллективная монография. Под редакцией Б.Г. Аягана. - Астана: ТОО «Дэме», 2018,- С. 5-13.

14. Дoктpинa нaциoнaльнoгo единcтвa Кaзaхcтaнa // assembly.kz, 26.10.2009

Мухамадеева Ирина Александровна, кандидат исторических наук, профессор кафедры международных отношений, истории и социальной работы, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) e-mail: irinam.69@mail.ru

Мукатаева Алия Акановна, магистрант 2 курса, специальность «История», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) e-mail: kdrv.a97@gmail.com

Дата поступления статьи: 28.04.2021

© Мухамадеева И.А., Мукатаева А.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.