Научная статья на тему 'САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ ЯЗУЛЫ'

САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ ЯЗУЛЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ ЯЗУЛЫ»

Список респондентов:

Алексей Иосифович Петпенеков (с. Язула, 1967 г. р.),

Агнесса Мергеновна (Игоревна) Темдекова (с. Язула, 2006 г. р.),

Байрам Альбертович Кайчин (с. Язула, 1998 г. р.),

Лилия Петровна Сандяева (с. Язула, 1951 г. р.),

Римма Робертовна Чалчикова (с. Язула, г. р. неизвестен),

Чечек Юрьевна Темдекова (с. Балыктуюль, 1984 г. р.),

Айшар (фамилия, отчество и год рождения неизвестны, с. Язула).

Сакральная география Язулы

Авторы:

Гритчина Юлия, Мустафина Наиля, Логинова Надежда

Научный консультант:

Обухов

Алексей Сергеевич,

к. психол. н.

Молельные места: места весеннего и осеннего моления у реки Баштаус (фото 2003 года)

Группа «Социокультурная психология и антропология» летом 2019 года проводила исследования в селение Язула Ула-ганского района Республики Алтай, где проживают алтайцы-те-ленгиты. Это вторая экспедиция в это селение — первая была в 2003 году. И тогда одной из тем исследований стала сакральная география селения.

Язула — селение, имеющее множество очень важных для местных жителей и интересных для гостей мест. Некоторые из почитаемых мест находятся в самой Язуле или рядом с ней, но есть и такие, до которых трудно добраться. Это могут быть как природные, так и рукотворные объекты. Под термином «сакральная география» в нашей работе мы подразумеваем общность мест, которые жители села Язула считают особенными и священными.

Еще в начале нашего исследования у нас появилась гипотеза, связанная с тем, что в Язуле на данный момент сливаются две религии: язычество и православие. С древних времен сохранилось много языческих культов и обрядов, которые, соответственно, связаны с местами их проведения или появления. Можно заметить, что традиционное язычество распространено больше, однако многие жители села крещены и верят в бога. Раньше люди больше верили в духов и почитали их, почти в каждой деревне был кам (шаман) или даже несколько, сейчас же жители намного меньше уделяют этому внимания, все больше людей из села посещают церковь в городе, а камов в небольших деревнях, как, например, Язула, и вовсе уже нет. Интересно то, что люди по-разному отзываются о вере.

Опросив нескольких респондентов с различными религиозными представлениями, мы поняли, что семьи, в которых уже несколько поколений принадлежат православной вере, считают, что большинство жителей уже приняло православие и что язычников в деревне почти не осталось. Другая же часть местных считает, что сейчас пошла мода креститься, но верящих в бога все же сильно меньше. Также довольно много представителей среднего поколения приняли нейтральную

Участники экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология»

позицию в вопросе о их религии. «Я крещенная, но я не забываю о культах и обрядах, передающихся из поколения в поколение. Я молюсь и туда, и туда, богу и небу» (Темдекова Юлия Альбертовна, 1989 г. р.). По нашему предположению, такие люди были крещены при рождении, но они, так же как и язычники, не оставляют культы поклонения духам. Недавно мы спросили у православной семьи, как же все-таки священнослужители относится к тому, что тут так связаны две разные веры. Нам ответили, что они совсем не против выполнения обрядов, культов, почитания духов воды, огня и так далее.

По словам Людмилы Васильевны 1952 г. р., «иногда по праздникам в церковь ездим, иногда по дороге в Горно-Алтайск, чтобы помолиться, грехи замолить. Вот мы крестимся, а с алтайскими обычаями что делать? [Говорит, что спрашивала у батюшки]. Раз вы крещенные, соблюдайте христианские праздники и свои тоже. Что там душа должна быть чистой, что здесь».

Мы предположили, что смена поколений сказалась на формах мифологических текстов и легенд о сакральной географии Язулы.

В своей работе мы разделяли все выясненные нами места на 5 групп с более узким делением на подгруппы, ниже можно увидеть эту классификацию с некоторыми сносками на полученные нами интервью.

Молельные места: места весеннего и осеннего моления у реки Баштаус (фото 2019 года)

Священные места культового характера:

1. Гора Джетиколь (Семь озер, 10 километров северо-восточнее Язулы). Одна из самых высоких гор Алтая. Считается, что на гору Джетиколь люди никогда не могли подняться, на середине горы начинался град с неба и люди не могли идти дальше. Также рассказывают, что на середине есть плот, когда случился всемирный потоп — там сделали этот плот и спаслись. Респондентка ездила вокруг горы, с одной стороны видна снежная верхушка, с противоположенной стороны кажется, что это три холма и никакой растительности. В 1990-е там собирали черную траву, сушили и делали чай (Тарабашева Айгуль Алексеевна, 1989 г. р.).

2. Молельное место за рекой (около 200 метров от Язулы по направлении на восток). На это место собираются представители всех сеоков селения весной и осенью (когда тайга становится зеленой и когда желтой).

3. Места, связанные с православием, фундамент церкви (остатки фундамента на окраине села), крест (на месте бывшего селения Чодро), молельный дом (в центре села).

Крест, что стоит на месте бывшего селения Чодор, был поставлен приехавшим священником. Это было сделано для отгона чертей, и люди говорят, что чертей и правда стало меньше (Темдекова Айгуль Алексеевна, 1989 г. р.).

Обетный крест вблизи стойбища (от Язулы ниже по реке Чулышман)

Игрушка кермесов вблизи пещер на реке Чулышман

Кладбище (одно из трех в селении - самое новое)

На месте фундамента стали строить дом, и он сгорел несколько лет назад, в нем погибло два ребенка. Ряд жителей связывает это с тем, что не надо было строить на месте храма.

Природные места:

1. Перевалы — это место, где, проезжая, люди останавливаются, чтобы, повязав ленточки на деревья, попросить удачи в делах или здоровья. Там есть специальные насыпи камней, куда люди кладут камень вместо ленточки. Камней, также как и лент, обычно три штуки. Проезжая перевалы, в машине отключают музыку и обязательно останавливаются, независимо от погоды. Ночью останавливаться нельзя, ведь это может быть опасно. Также нельзя шуметь, чтобы не потревожить духов, обитающих в этом месте (Темдекова Айгуль Алексеевна, 1989 г. р.).

О перевалах также говорят: «Там есть Алтай, чего не надо трогать, ну, я так говорю, ну, Алтай»; «Все люди туда ходят, что-то там говорят»; «Лежат камни горкой, когда идут, собирают камни, ночью не надо через перевал, днем можно, но зависит от луны» (Карабашева Русана Игнатьевна, 2000 г. р.).

2. Аржаны (есть на северной окраине селения и в 3-4 километрах от Язулы) — это родники, аналог священным источникам. «Есть источники — источник, помогающий со сглазом» (Карабашева Русана Игнатьевна, 2000 г. р.). «Родники помогают каждый от чего-то своего. Родникам подносят монеты/ пуговицы. Там также завязывают ленточки. Если ты едешь конкретно для излечения от болезни, то нужно оставаться там минимум на три дня. Делаешь там обряды, привозишь еду. На родниках нельзя шуметь и рвать траву» (Темдекова Айгуль Алексеевна, 1989 г. р.).

3. Пещеры кёрмёсов (или алмыс) у Чулышмана (чуть больше километра в сторону юга от Язулы, на берегу реки Чулышман). На этом месте есть две вымытых в скале пещеры и находят «игрушки алмыс» — алмыс-таш, также нельзя трогать/брать, иначе алмыс будет приходить с попытками забрать игрушку обратно. За школой также есть небольшая пещера — чарыш — детьми считается как аналог пещеры алмыс (Темдекова Айгуль Алексеевна, 1989 г. р.).

4. Камни Толбанова — большие валуны, которыми, по преданию, откидывался батор Толбанов от медведей.

Кладбища:

1. Кладбища людей (их три в самой Язуле и за ее границей). Предки считали, что на могилы ходить нельзя, сейчас уже молодые ходят. У алтайцев если крест упадет, нельзя ставить, менять что-либо. Хорошо, если вообще забудут, где могила. Когда были некрещеные — ставили столбы, выцарапывали на них

Участники экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология»

имена. Раньше могилы загораживали бревнами, теперь ограды делают (Темдекова (Акулова) Светлана Сергеевна).

2. Кам-див/Кам-деми (кладбища шаманов, северо-запад Язу-лы, вниз по Чулышману 5 километров — на высоком выступе в каньоне реки). Считается, что ходить нельзя, брать ничего нельзя. Есть история про человека, который взял там узду и чайник, человек был алтаец, но обрусевший, а «свои» так не делают, боятся. Кам приходил к человеку наяву. На горе, где кам похоронен, слышится бубен.

Исторические места:

1. Чертов мост (мост Толбанова, около 8 километров от Язулы на юго-восток). Его строительство связывают с батором Толбановым (в момент экспедиции 2003 года в селении была жива его внучка).

2. Застава/кордон — исторический комлекс строений, построенный в 1933 году как пограничная застава с Тувой. После вхождения Тувы в состав РСФСР стала кордоном Алтайского заповедника.

3. Солдатский мост за заставой (сгорел недавно).

4. Места сражений (18-19 километров от Язулы на северо-запад). Это место — долина вниз по реке, где проходило жестокое сражение. Было много погибших, и люди говорят, что сейчас на месте сражения множество мечей и луков, которые остались от погибших воинов. Кто-то даже говорил, что там есть рука, торчащая из земли, пальцами крепко сжимающая меч. Никакого оружия и всего остального с поля брать нельзя, чтобы не потревожить духи умерших. Никто точно не знает, что это было за сражение (Темдекова Айгуль Алексеевна, 1989 г. р.). Про это место молодая часть жителей Язулы в основном не знает.

5. Оленные камни (Кезер-таш) и древние курганы (около 1,5 километров южнее Язулы, часть курганов есть в центре селения у старого кладбища). Кто-то рассказывает, что за деревней можно найти гигантские камни, врытые в землю. На них высечены лица. Считается, что это могилы богатырей. По слухам, существует целое скопление этих камней — «общие» могилы.

Как было упомянуто выше, многие из изучаемых нами локаций имеют свой сакральный смысл и соответствующий мифологический контекст. В ходе работы с респондентами мы встретили множество вариаций легенд, связанных с интересующими нас объектами. Полученные нами версии мы хотели соотнести с возрастом информантов, предположив прямую связь между поколением и содержанием. (К сожалению, множество из используемых нами пересказов не имеют четко установленного авторства, поэтому провести предполагаемое выше соотношение не представляется возможным).

Могила кама (шамана) на Камдив (кам теми) (фото 2003 года)

Стремя на месте остатков могилы кама на Камдив (кам теми) (фото 2019 года)

Таблица 1. Вариативность легенд об особых местах язулы

Название Легенды

Чертов мост Легенда 1: Алик Толбанов, 34 года Мост был построен богатырем Толбановым. Деревья, которые он должен был использовать для постройки моста, он специально помечал. Вместе с ним деревья помечал и медведь. После того, как Толбанов пометил то же дерево, что уже было помечено медведем, медведь выследил богатыря и произошла жестокая схватка. Медведь был убит, а богатырь ранен, по другой версии оба погибли. Легенда 2: Мост был успешно построен, и на его стражу был поставлен местный житель (или сам богатырь). Как-то раз ему привиделось (приснилось), что темной ночью через мост перешел странный всадник на черном коне. После этого мост прозвали чертовым, потому что считают, что там поселился сам черт. Легенда 3: Через мост шел черный пастух, который гнал черных коз. Все они по непонятным обстоятельствам попали воду и бурным течением унесенные тела так и не были найдены

Гора Джетиколь Легенда 1: Чтобы зайти на гору надо произнести специальные слова, но их все давно забыли, и теперь никто не может прийти сюда. Если взойти на Джетиколь, не произнеся этих слов, начнется буря и ураган. Легенда 2 Во время Всемирного потопа люди причалили на плотах к этой горе, потому что ее верхушка была единственным кусочком суши. Люди спаслись на этой горе, а где-то на середине пути к вершине до сих пор лежат остатки плотов

Кладбища Легенда 1: Темдекова (Акулова) Светлана Сергеевна 1962 г. р. На могилы ходить нельзя, но сейчас некоторые нарушают этот запрет. Так же нельзя ничего чинить, чистить и менять. Иногда бывает, что люди вообще забывают где похоронен человек. Если же приходишь на кладбище, нельзя ходить с непокрытой головой, иначе дух, зацепившись за волосы, принесет беду в семью

Камдив/ кам теми Легенда 1 : Темдекова (Акулова) Светлана Сергеевна, 1962 г. р. ходить нельзя, брать ничего нельзя. Есть история про человека, который взял там узду и чайник, человек был алтаец, но обрусевший, а «свои» так не делают, боятся. Шаман приходил к человеку наяву. На горе, где шаман похоронен, слышится бубен

Пещеры кёрмёсов (алмыс) (Чарыш) Легенда 1: Темдекова Самира 2009 г. р. Раньше в этой пещере жили древние люди. По соседству с ними жили страшные чудовища, которые приходили к ним каждую ночь. В одну из таких ночей чудовища убили всех, кто жил в пещере. Главу убитой семьи звали Чарыш, поэтому сейчас пещера так и называется. Легенда 1: В далекой пещере жил демон по имени Алмыс. Днем он превращался в прекрасную девушку. Однажды охотник забрел далеко в горы и встретил ее. Они полюбили друг друга и стали вместе жить в горах. Как-то, вернувшись поздно с охоты, он увидел, как демон в своем настоящем обличии готовил пищу из тела девушки, в облике которой он был. Охотник сбежал в ужасе, и больше его никто не видел. Легенда 1: В пещерах живут чудовища, которых называют кермесы (все могут описывать их облик по-разному, кто-то говорит, что это быстрые и сильные оборотни, а кто-то просто говорит, что это большие чудища). У них свои игрушки, то есть омытые водой камни, которые приняли странную форму. Эти игрушки брать ни в коем случае нельзя, иначе придет беда и кермес будет приходить в дом каждую ночь, пытаясь забрать свою игрушку обратно. Если все же игрушка была унесена, то нужно непременно ее вернуть в пещеру

Участники экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология»

Церковь, крест, молельный дом Легенда 1: В центре деревни раньше стояла церковь. По неизвестным причинам она была разрушена (по похожей версии - сгорела). На этом месте остался лишь фундамент. Несколько лет назад какая-то семья пыталась построить там дом, но он сгорел. Это была большая трагедия, так как в пожаре погибли двое детей. Некоторые считают, что дом сгорел по причине того, что стоял на фундаменте церкви. Легенда 1: Темдекова Айгуль Алексеевна, 1989 г. р. Крест, что стоит на месте бывшего селения Чодор, был поставлен приехавшим священником. Это было сделано для отгона чертей, и люди говорят, что чертей и правда стало меньше

Оленные камни, курганы Легенда 1: Темдекова Айгуль Алексеевна, 1989 г. р. Кто-то рассказывает, что за деревней можно найти гигантские камни, врытые в землю. На них высечены лица. Считается, что это могилы богатырей. По слухам, существует целое скопление этих камней - «общие» могилы. Но где захоронен Толбанов - неизвестно

Перевалы Легенда 1: Аржан Сергеевич 1995 г. р. На перевалах обитают духи, которые часто стоят на обочинах дорог в образе людей. Так же они могут голосовать, но останавливаться ни в коем случае нельзя. Три года назад один мужчина ехал по перевалу и увидел на обочине голосующую девушку в белом платье. Не долго думая он посадил ее к себе в машину, однако во время пути девушка прикоснулась к нему, и он почувствовал холод. Осознав, что это дух, он запаниковал и полез в багажник за ружьем. Девушка начала убегать, но он успел выстрелить. Через 3 дня мужчина скончался по непонятным причинам. Легенда 1: Темдекова Айгуль Алексеевна, 1989 г. р. Люди говорят, что на перевалах живет дух, который останавливает всадника. Когда едешь по перевалу, конь может остановиться как вкопанный, будто его ноги связаны. Чтобы избавиться от чар духа, нужно обрезать невидимые путы, проведя между ног коня ножом

Камни Толбанова Легенда 1: Ни один из респондентов не упоминал в разговоре о «камнях», люди не помнят о них, в то время как в 2003 году о них ходили легенды. По 2003 году: Богатырь Толбанов кидал огромные камни, защищаясь от медведя

Места сражений Легенда 1: Лишь одна респондентка упомянула об этих местах, однако сказала, что это лишь слухи. Темдекова Айгуль Алексеевна, 1989 г. р. Это место - долина вниз по реке, где проходило жестокое сражение. Было много погибших, и люди говорят, что сейчас на месте сражения множество мечей и луков, которые остались от погибших воинов (кто-то даже говорил, что там есть рука, торчащая из земли пальцами, крепко сжимающая меч). Никакого оружия и всего остального с поля брать нельзя, чтобы не потревожить духи умерших

Работая с респондентами, мы сделали еще одно предположение о возможности разделения изучаемых нами территорий по следующим категориям:

• Первая категория подразумевает еще одно деление, определяющееся положительной, отрицательной или нейтральной оценкой со стороны местных сакрального смысла.

• Следующая категория напрямую связана с предыдущей. Она складывается из представления о месте у респондентов, его сакральности. Бывают случаи, когда запреты на посещение нарушаются самими местными, которые не

Джалома на переправе через реку Баштаус

придают этим объектам сакральный смысл. Чаще это происходит из-за интереса человека не к самому месту, как к священному, а как к запретному.

• Дальше запреты складываются скорее из включенности посторонних людей в сообщество Язулы — непросвещенности туристов. В данном случае люди могут не пренебрегать сакральностью, а не знать вкладываемого смысла.

Посещаемость сакральных мест

Название Оценка Разрешение посещения жителям Разрешение посещение туристам Посещаемость местными жителями Посещаемость туристами

Чертов мост Достопримечательность Открытое Открытое Редко Часто

Аржаны Хорошие Открытое Закрытое Часто Иногда

Гора Джетиколь Хорошие Закрытое Закрытое Никогда Редко

Кладбища Плохие Закрытое Закрытое Никогда Редко

Молельные места Хорошие Открытые Закрытое Часто Никогда

Камдив/кам теми Плохие Открытое Открытое Редко Иногда

Пещеры кермесов Плохие Открытое Открытое Иногда Иногда

Церковь, крест, молельный дом Нейтральные открытое Открытое Редко Редко

Оленные камни, курганы Нейтральные Открытое Открытое Редко Редко

Перевалы Нейтральные Открытое Открытое Часто Часто

Камни Толбанова Нейтральные Открытое Открытое Иногда Редко

Места сражений Плохие Открытое Открытое Редко Редко

Солдатский мост (сгорел) Достопримечательность Открытое Открытое Посещался ранее Посещался ранее

Элементы сакральной географии в представлениях жителей Язулы по сравнению с материалами 2003 года несколько изменилась. Увеличилась вариативность ряда историй. Например, связанных с мостом Толбанова. Ряд значимых мест, о которых мы узнали в 2003 году, перестал быть актуальным для большинства жителей — места сражений, камни Толбанова, Ке-зер-Таш. Кам-деби (кладбище камов) оказалось разоренным, могилы сожжены. При этом, пожалуй, еще более усилилась запретность и скрытость для сторонних лиц мест, связанных с традиционными молениями — гора Джетиколь и место весенних и осенних молений у деревни. Актуализировалось (в связи с пожаром дома) место, где раньше была церковь (про это место в 2003 году не было записей).

В целом мы видим устойчивость элементов сакральной географии селения. Изменения в ее представленности нам местными жителями во многом связана:

Чертов мост (мост Тобанова)

Доклады участников экспедиции по итогам исследований в селении Язула__

Участники экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология»

• с открытостью/закрытостью жителей для внешних людей;

• с выходом из актуальной памяти не столь значимых мест для младших поколений (десакрализация ряда отдаленных мест или забывание ряда исторических);

• с актуализацией мест из-за недавних событий (как пожар дома).

Литература

Гусев 2004 — Гусев И. Исследовательская работа «Сакральная география Язулы» [рукопись]. М., 2004.

Жизненный уклад и устремления жителей селения язула

В современном мире в жизни происходят крупные изменения: принимают другие формы устои, язык, отношения в семье. Изменения касаются даже самых отдаленных сёл России, а различия в поколениях (в своей работе мы разделили респондентов на три возрастных категории: младшего, среднего и старшего поколения), соответственно, становятся показательными в этом отношении. Особенно для нас интересны возможности изменений в жизни для жителей Язулы. Также мы будем рассматривать отличия в сферах жизни у разных поколений селения Язула, влияние на изменения семьи в условиях глубокой родовой связи, свойственной сельским местностям. Сравнив экспедиционные материалы 2003 и 2019 года, мы поняли, что важный аспект изменений социокультурной ситуации в селении — язык.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие респонденты отмечали ограниченное количество мест для работы. Как оплачиваемая деятельность воспринимается работа в школе, полиции, больнице, клубе. Помимо вышеперечисленного, по информации местного жителя Аржана Игоревича Колтакова 1972 года рождения и Алексея Осиповича Петпенекова 1967 года рождения, местные жители промышляют собирательством рогов маралов, лекарственного золотого корня и кедровых шишек, востребованных в городе. Собственный огород (преимущественно включающий в себя такие культуры, как картофель, морковь, свекла, лук) и скот есть фактически у всех, но многие сейчас платят за выпас, а не занимаются этим лично. Зато в сенокосе ежегодно участвуют все жители от маленьких детей до старшего поколения, чье физическое состояние это позволяет. Также стоит отметить, что такая работа является преимущественно сезонной, что характерно для деревенского уклада. За исключением времени занятости этой деятельностью, по словам наших респондентов, работы в деревне нет.

Сам по себе пенсионный возраст, по мнению Алексея Осиповича и Светланы Исааковны Темдековой 1965 года рождения

Авторы:

Анна Шумова, Агата Монандеева

Научный консультант:

Обухов

Алексей Сергеевич,

к. психол. н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.