Участники экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология»
Доклады участников экспедиции по итогам исследований в селении язула
Reports of the expedition participants on the results of research in the village of Yazula
Аннотация. В финале комплексных исследовательских экспедиций Школы № 1553 имени В. И. Вернадского все экспедиционные группы собираются в одном месте изучаемого региона и проводят итоговую конференцию. На ней участники экспедиционных групп представляют первичные описания и обобщения итогов полевой работы. В этой публикации мы представляем доклады участников экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология», которые были подготовлены к итоговой конференции экспедиции «Алтай 2019» и представлены 26-28 июля на поляне между селами Боочи и Кулада Онгудайского района Республики Алтай. Все тексты написаны в ходе экспедиции в селении Язула Улаганского района Республики Алтай и отражают разные аспекты традиционной культуры теленгитов, проживающих в данном регионе, а также историю и современность кордона Язула. Исследовательские темы выделялись из общего материала экспедиционной группы участниками в зависимости от их интересов и содержания собранных материалов. Тексты представлены в авторской редакции. Публикация сопровождается фотографиями из материалов экспедиционной группы.
Ключевые слова: Алтай, алтайцы, теленгиты, селение Язула, кордон Язула, традиционная культура, обиходная жизнь, жизненный уклад, жизненные устремления, обряды жизненного цикла, верования, культ огня, культ воды, отношение к природе, сакральная география, социальная идентичность, аил, алтайская кухня, музыкальная культура, культура детей
Abstract. At the end of the complex research expeditions of Vernadsky School 1553, all the expedition groups gather in one place and hold a final conference, where the members of the expeditionary groups present primary descriptions and generalizations of the results of their field work. In this article, we present the reports of the participants of the expeditionary group "Sociocultural Psychology and Anthropology", which were prepared for the final conference
Авторы:
Участники экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология»
Школы № 1553 имени В. И. Вернадского (7-10 классы), г. Москва
Руководитель экспедиционной группы:
Обухов Алексей Сергеевич,
к. психол. н., ведущий эксперт Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, руководитель исследовательской специализации «Социокультурная психология и антропология» Школы № 1553 имени В. И. Вернадского e-mail: [email protected]
Author:
Members of the expeditionary group "Sociocultural Psychology and Anthropology" Vernadsky School 1553 (grades 7-10), Moscow
Tutor:
Alexey Obukhov,
Ph. D. in Psychology, Leading Expert of the Center for Contemporary Childhood Research at the Institute of Education, National Research University Higher School of Economics, Leader of the "Sociocultural Psychology and Anthropology" club, Vernadsky School 1553
of the expedition "Altai 2019" and presented on July 26-28 in a clearing between the villages of Boochi and Kulada, Ongudai region of the Altai Republic. All texts were written during the expedition in the village of Yazula, Ulagan region of the Altai Republic and reflect various aspects of the traditional culture of Telengits living in that region, as well as the history and modern life of the Yazula cordon. Research topics were selected from the general material of the expeditionary group by the participants themselves, depending on their interests and the content of the collected materials. The texts are presented in the authors' edition. The article is accompanied by photographs from the materials of the expeditionary group. Keywords: Altai, Altaians, Telengits, Yazula village, Yazula cordon, traditional culture, everyday life, way of life, life aspirations, rituals of the life cycle, beliefs, cult of fire, cult of water, attitude to nature, sacred geography, social identity, ail, Altai cuisine, musical culture, culture of children
Авторы:
Воейкова Елизавета, Лаврова Таисия, Антонов Максим
Научный консультант:
Ежова
Оксана Федоровна
Отношение алтайцев к природе
В этом году наша группа «Социокультурная психология и антропология» работала в селении Язула Улаганского района Республики Алтай. Мы исследовали сохранившиеся алтайские традиции. Население Язулы моноэтническое — здесь живут только теленгиты (этнотерриториальная группа алтайцев).
Целью нашего исследования было выявить характер отношения жителей селения Язула к окружающей их природе и ее использованию (земле, воде, животным, растениям).
Методами нашего исследования являлись: наблюдение, аудио-, фото- и видеосъемка и интервьюирование. Чтобы подготовиться к интервью, мы ознакомились с ранее проводившимися исследованиями, описанными в статьях и книгах по истории и культуре Алтая (см. список литературы в конце доклада).
Отношение к природе у коренных алтайцев
Группа Школы № 1553 имени В. И. Вернадского уже была в этом селе в 2003 году, и мы также пользовались собранными ими материалами. Из них мы узнали, что в 2003 году Алтайцы относились к природе с почтением, не загрязняли леса и поля.
«Каждая этническая культура самобытна, ибо она сформировалась во взаимодействии человека с определенной природ-но-ландшафтной средой путем адаптации к ней.
«Народы Сибири» считали за грех рубить в лесу деревья, чтобы развести огонь, — для этой цели предпочитали брать сушняк. Охотники не убивали дичи больше, чем было нужно для пропитания или уплаты ясака. Общество, благосостояние которого всецело зависит от Природы, всегда внимательно относится к ее сохранению» [Ултургашева 2013, 389].
Участники экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология»
В отличие от литературного источника, Алексей Иосифович Петпенеков, 1967 г. р., рассказывал о том, что в 1990-е годы, когда развалились колхозы, людям стало нечем зарабатывать, и из-за этого охотники стали забивать множество оленей ради продажи их рогов туристам и практически истребили поголовье вокруг села Язулы.
Хозяин Алтая, духи гор, леса
По изученным нами источникам, алтайцы молятся духу, которого называют Алтай Хан или Алтай-Ээзи — «Хозяин Алтая». Алтай Хана алтайцы чтят и в случае опасности могут молиться этому Богу, Деревне или Алтаю. Эту информацию подтвердил житель селения — Алексей Иосифович Петпенеков, 1967 г. р. «Мы ему зимой и осенью ленточки вяжем, белая ленточка — хозяин тайги, красная ленточка — хозяйке огня, а синяя ленточка — небу».
Также можно попросить у духов какие-либо предметы. Чтобы попросить у духов Алтая или у духов Горы что-либо, надо прийти на молельное место, помолиться и привязать белую или цветную ленточку (Кляому или Джалму) к ветке лиственного дерева. На лиственницу тоже можно повесить ленточку, а на сосну и елку нельзя. Ленточка также не должна быть отрезана, ее должны порвать руками.
Агнесса, житель Язулы 2006 г. р., говорит: «Мы вяжем эти ленточки, чтобы быть счастливыми. Если в семье кто-то умер, год нельзя вешать ленточки — воняет покойником, не принимает он нас, а если в деревне кто-то умер — 40 дней нельзя».
В каждой деревне есть молельное (одно на деревню) место — Ажу. Оно находится недалеко от деревни, но туристов туда не водят. Его посещают два раза в год — зимой и осенью. Респондентка Чечек Юрьевна Темдекова (в девичестве Орто-нулова), 1984 г. р., слышала от старших про молельные места: там нельзя шуметь, играть, ругаться. На молебен ходят в 3-й (5 и 15) день новолуния.
Как таковых обрядов и духов, связанных с лесом, нами обнаружено не было. В статье же Н. Р. Ойноткинова мы узнали, что ранее жертвоприношения приносились Земле или Алтаю, а также горам (горным духам). Жертвоприношения Земле проводились на протяжении всего года дважды: конце мая, в пору распустившейся зелени (после чего начинается подготовка к перекочевке на летние пастбища), и в середине осени (после окончания сборки урожая).
У жертвоприношений горам даже есть свое название — обоо, священное место пребывания духа-хозяина конкретного места. Оно выглядит как большая груда камней, чаще всего в начале перевала.
Как рассказывали местные жители Язулы, обоо предотвращают завалы на перевале. Путники в начале пути кормят духов,
Вид на центральную часть селения Язула
Моленное место с видом на Джетикель (священную гору Семь озер). Фото 2003 года
Захоронение коня на дереве на окраине Язулы
Всю основную информацию по медицине мы получили у Риммы Робертовны Чалчи-ковой (с. Язула, г. р. неизвестен).
обитающих там, просят удачного пути. Останавливаться на перевалах можно в любую погоду, оставляют там пуговицы, конфеты, булочки. Когда ты едешь, на перевале нельзя шуметь, громко кричать, рвать траву. Также там нельзя останавливаться после заката.
Аржаны
Недалеко от нашего села находится священный и целебный родник — аржан. Каждый из них помогает от чего-то своего (глаза, почки, печень и т. д.). Родникам подносят монеты или пуговицы, завязывают ленты.
Лилия Петровна Сандяева (с. Язула, 1951 г. р.): «Аржан — это святая речка. Туда ходят обычно весной просить что-либо».
«Если ты едешь конкретно для излечения от болезни, то нужно оставаться там минимум на три дня. Делаешь там обряды, привозишь еду. У каждого родника или реки есть свои духи, каждому духу родника поклоняются», — говорил Байрам Альбертович Кайчин (с. Язула, 1998 г. р.).
Священные животные
У алтайцев лошадь считается священным животным. На лошадях начинают учиться ездить с трех лет. Свою первую лошадь дети получают либо сразу с рождения, либо с 6-12 лет.
«Меня посадили на коня в 6 лет, сначала меня катал отец, а потом мы с ним ходили в тайгу на коне, потом я уже сам ездил и научился кататься без седла. То есть я сам ездил на коне уже в 9 лет», — Алексей Иосифович Петпенеков, 1967 г. р.
«...Лошадь для современных алтайцев не просто хозяйственно полезное животное. Это — символ их культуры, в том числе символ мужественности, согласно традиционной гендер-ной модели, мужчиной может считаться тот, кто сидит в седле, пасет свой скот и ездит на охоту; и этнической идентичности» [Тюхтнеева 2011, 123].
Орел также считается священным животным на Алтае: нельзя убивать орла и разорять его гнезда.
Медицина, лечебные растения, шаманы
Также Алтай богат своими травами. Травы используются не только в медицине, но и для различных обрядов и ритуалов, будь то свадьба или похороны. Например, можжевельник используют для того, чтобы выгнать злых духов.
Собирают можжевельник мужчины, на растущую луну и нечетным количеством веточек. Его поджигают и окуривают им дом или аил, а также другие важные в жизни и быте вещи (например, машину). Как сами жители говорят: «Духи не переносят запах можжевельника»1.
В Язуле есть больница и аптека, но лечатся местные жители не только таблетками и микстурами, а также с помощью народной медицины.
Участники экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология»
Самым известным растением, которое лечит от многих болезней, является копеечник. В народе его называют золотой корень, также есть красный корень. Золотой и красный корни — это не одно и то же, но это два близких вида. Золотой корень используют гораздо чаще, т. к. за сбор красного корня нужно выплачивать большой штраф (не уточнено, в каком размере).
Еще в алтайской народной медицине используют тысячелистник (причем розовым лечат женщин, а белым мужчин), чабрец, крапиву, бруснику, полынь и другие растения, которые можно найти в лесу и поле.
На Алтае тем не менее сохраняются люди, которые продолжают лечиться с помощью обрядов и шаманов. Дед респондента Айшара (не назвал фамилию, отчество, год рождения) лечил людей, поэтому теперь сам Айшар может видеть духов и чертей.
Они выглядят как маленькие девочки в белых платьях, с черными волосами и синеватой кожей. Они иногда приходят к нему по ночам, стоят в углах или подходят к кровати, начинают душить, а если попытаться прогнать их как-нибудь — разозлятся, будут вредить. Айшар считает, что нужно ладить с ними, пока они только пугают его.
Есть люди, которые видят призраков самоубийц, но обычно они об этом не рассказывают. У респондентки Чечек Юрьевны Темдековой (1984 г. р., с. Балыктуюль) нет таких знакомых, но она что-то слышала об этом. Такие способности передаются по наследству и проявляются у человека, чей предок обладал ими. Также, если у кого-то предки были шаманами, он может видеть каких-то призраков (самоубийц или еще какого-то духа) или умеет лечить руками.
Джалома у аржана на окраине селения Язула
Выводы
Коренные алтайцы, в том числе теленгиты, продолжают обожествлять природу и ее отдельные элементы, но по сравнению с описанной ранее практикой правила охоты, рыбалки и в целом отношение к пользованию природой больше основывается не на их традиционных верованиях, а на практической выгоде и пользе.
Народная медицина осталась в практике, а вера в шаманов сохранилась у некоторых респондентов, причем некоторые верят, что шаманы помогают как врачи или как психологи.
Литература
Ойноткинова 2018 — Ойноткинова Н. Р. Лексика обряда поклонения земле у южных алтайцев // Фольклор, литература и этнокультурное воспитание в условиях интеграции культур. 2018.
Тюхтнеева 2011 — Тюхтнеева С. П. Скотоводство у современных алтайцев // Гуманитарный вектор. 2011. № 3. С. 120-123.
Ултургашева 2013 — Ултургашева Н. Т. Обряды защиты жизни в традиционной культуре тюрков Сибири в современный период (на примере похоронно-поминальной обрядности) // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 5. С. 389-391.
Список респондентов:
Алексей Иосифович Петпенеков (с. Язула, 1967 г. р.),
Агнесса Мергеновна (Игоревна) Темдекова (с. Язула, 2006 г. р.),
Байрам Альбертович Кайчин (с. Язула, 1998 г. р.),
Лилия Петровна Сандяева (с. Язула, 1951 г. р.),
Римма Робертовна Чалчикова (с. Язула, г. р. неизвестен),
Чечек Юрьевна Темдекова (с. Балыктуюль, 1984 г. р.),
Айшар (фамилия, отчество и год рождения неизвестны, с. Язула).
Сакральная география язулы
Авторы:
Гритчина Юлия, Мустафина Наиля, Логинова Надежда
Научный консультант:
Обухов
Алексей Сергеевич,
к. психол. н.
Молельные места: места весеннего и осеннего моления у реки Баштаус (фото 2003 года)
Группа «Социокультурная психология и антропология» летом 2019 года проводила исследования в селение Язула Ула-ганского района Республики Алтай, где проживают алтайцы-те-ленгиты. Это вторая экспедиция в это селение — первая была в 2003 году. И тогда одной из тем исследований стала сакральная география селения.
Язула — селение, имеющее множество очень важных для местных жителей и интересных для гостей мест. Некоторые из почитаемых мест находятся в самой Язуле или рядом с ней, но есть и такие, до которых трудно добраться. Это могут быть как природные, так и рукотворные объекты. Под термином «сакральная география» в нашей работе мы подразумеваем общность мест, которые жители села Язула считают особенными и священными.
Еще в начале нашего исследования у нас появилась гипотеза, связанная с тем, что в Язуле на данный момент сливаются две религии: язычество и православие. С древних времен сохранилось много языческих культов и обрядов, которые, соответственно, связаны с местами их проведения или появления. Можно заметить, что традиционное язычество распространено больше, однако многие жители села крещены и верят в бога. Раньше люди больше верили в духов и почитали их, почти в каждой деревне был кам (шаман) или даже несколько, сейчас же жители намного меньше уделяют этому внимания, все больше людей из села посещают церковь в городе, а камов в небольших деревнях, как, например, Язула, и вовсе уже нет. Интересно то, что люди по-разному отзываются о вере.
Опросив нескольких респондентов с различными религиозными представлениями, мы поняли, что семьи, в которых уже несколько поколений принадлежат православной вере, считают, что большинство жителей уже приняло православие и что язычников в деревне почти не осталось. Другая же часть местных считает, что сейчас пошла мода креститься, но верящих в бога все же сильно меньше. Также довольно много представителей среднего поколения приняли нейтральную