Научная статья на тему 'САДОВОДЧЕСКИЕ И БАХЧЕВОДЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ У КАРАКАЛПАКОВ'

САДОВОДЧЕСКИЕ И БАХЧЕВОДЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ У КАРАКАЛПАКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
125
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЕ ТРАДИЦИИ / НАРОДНЫЕ ЗНАНИЯ / САДОВОДСТВО / БАХЧЕВОДСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курбанова Земфира Ибрагимовна

В статье поднимается проблема развития у каракалпаков традиционных отраслей земледелия - садоводства и бахчеводства. Целью статьи является рассмотрение особенностей традиционных аграрных практик у каракалпаков, их значение в современной жизни народа, выявление в них трансформаций. Для создания полной картины анализируются методы и навыки, накопленные народом и позволяющие ему успешно заниматься земледелием. Среди них многовековой опыт использования ирригационной системы в дельте Амударьи, выщелачивание, удобрение почвы, использование различных технологий местным населением при обработке земли, виды плодовых культур, земледельческий календарь, с помощью которого определялось ведение сельскохозяйственных работ, фенологический календарь, предсказывающий погоду. Исследование показало, что природно-географические особенности Каракалпакстана сформировали у жителей региона собственную земледельческую культуру и способствовали выработке определенных навыков в этой отрасли, благодаря которым удавалось получать высокие урожаи. Помимо анализа литературных источников автор привлекает собственные полевые материалы, сбор которых проходил во время этнографической экспедиции в районы с наиболее развитыми аграрными традициями. Полученные сведения позволили проследить развитие садоводства и бахчеводства, влияние экологического кризиса на эти отрасли хозяйствования, выявить особенности традиционных аграрных навыков и знаний, показать их значение в современной жизни каракалпаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HORTICULTURAL AND MELON-GROWING TRADITIONS AMONG THE KARAKALPAKS

The article raises the problem of the development of traditional agriculture branches among the Karakalpaks - horticulture and melon growing. The purpose of the article is to consider the features of traditional agrarian practices among the Karakalpaks, their significance in the modern life of the people, and the identification of transformations in them. To build a fuller picture, the methods and skills accumulated by the people and allowing them to engage successfully in agriculture have been analyzed. The include the centuries-old experience of using the irrigation system in the Amu Darya delta, leaching, soil fertilization, the use of various technologies by the local population in cultivating the land, types of fruit crops, an agricultural calendar which was used to determine agricultural work, a phenological calendar that predicts the weather. The study showed that the natural and geographical features of Karakalpakstan formed their own agricultural culture among the inhabitants of the region and contributed to the development of certain skills in this industry, thanks to which it was possible to obtain high yields. In addition to analyzing literary sources, the author draws on his own field materials, which were collected during an ethnographic expedition to the areas with the most developed agrarian traditions. The obtained information provided an opportunity to trace the development of horticulture and melon growing, the impact of the ecological crisis on these branches of management, to identify the features of traditional agricultural skills and knowledge, and demonstrate their importance in the modern life of Karakalpaks.

Текст научной работы на тему «САДОВОДЧЕСКИЕ И БАХЧЕВОДЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ У КАРАКАЛПАКОВ»

УДК 394

САДОВОДЧЕСКИЕ И БАХЧЕВОДЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ У КАРАКАЛПАКОВ

З.И. Курбанова

Каракалпакский научно-исследовательский институт гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан Нукус, Каракалпакстан, Республика Узбекистан sapphire.ethno@gmail.com

В статье поднимается проблема развития у каракалпаков традиционных отраслей земледелия - садоводства и бахчеводства. Целью статьи является рассмотрение особенностей традиционных аграрных практик у каракалпаков, их значение в современной жизни народа, выявление в них трансформаций. Для создания полной картины анализируются методы и навыки, накопленные народом и позволяющие ему успешно заниматься земледелием. Среди них многовековой опыт использования ирригационной системы в дельте Амуда-рьи, выщелачивание, удобрение почвы, использование различных технологий местным населением при обработке земли, виды плодовых культур, земледельческий календарь, с помощью которого определялось ведение сельскохозяйственных работ, фенологический календарь, предсказывающий погоду.

Исследование показало, что природно-географические особенности Ка-ракалпакстана сформировали у жителей региона собственную земледельческую культуру и способствовали выработке определенных навыков в этой отрасли, благодаря которым удавалось получать высокие урожаи. Помимо анализа литературных источников автор привлекает собственные полевые материалы, сбор которых проходил во время этнографической экспедиции в районы с наиболее развитыми аграрными традициями. Полученные сведения позволили проследить развитие садоводства и бахчеводства, влияние экологического кризиса на эти отрасли хозяйствования, выявить особенности традиционных аграрных навыков и знаний, показать их значение в современной жизни каракалпаков.

Ключевые слова: аграрные традиции, народные знания, садоводство, бахчеводство, экологический кризис.

Для цитирования: Курбанова З.И. Садоводческие и бахчеводческие традиции у каракалпаков // Историческая этнология. 2022. Т. 7, № 3. С. 371387. https://doi.org/10.22378/he.2022-7-3.371-387

Последствия экологического кризиса, охватившего Центрально-Азиатский регион с эпицентром в Южном Приаралье, продолжают сказываться на социально-экономическом, культурно-эстетическом, морально-этическом и, главным образом, экологическом изменении региона. Восстановление нарушенного антропогенной деятельностью равновесия, следствием которого стал разразившийся экологический кризис, стало на сегодняшний день одной из актуальных задач. В сложившихся обстоятельствах достижение устойчивого развития возможно не только благодаря научно-техническому прогрессу, но и возрождению накопленного на протяжении веков ценного народного опыта, традиционных методов земле- и водопользования. Традиционный аграрный опыт, сложившийся на протяжении длительного времени, разных исторических эпох, адаптированный к конкретным условиям естественно-географической среды становится в современном мире полезным знанием для рационального природопользования. Целью статьи является рассмотрение особенностей традиционных аграрных практик у каракалпаков, их значение в современной жизни народа, выявление в них трансформаций. Для создания полной картины анализируются методы и навыки, накопленные народом и позволяющие ему успешно заниматься земледелием.

Историография аграрных отношений в Центральной Азии

Завоевание территорий Средней Азии Российской империей активизировало исследовательские проекты в низовьях Амударьи. Результатом проведенных научных работ стал ряд публикаций, где нашли освещение такие проблемы, как ирригационная сеть, хозяйство, расселение народностей, обитающих в дельте. Определенный интерес для нас составляют труды А.В. Каульбарса, Н.Н. Каразина, А.Л. Куна, О. Шкап-ского, содержащие ценные этнографические сведения о земледелии (Каульбарс 1973; Каразин 1875; Кун 1976; Шкапский 1900).

Детальное изучение аграрных отношений в центральноазиатском регионе началось в первой половине XX в. В исследованиях В.В. Бар-тольда, Г.В. Шарапова, А.М. Юлдашева нашли отражение вопросы, связанные с экономикой и земледелием в Центральной Азии, уровнем развития земледелия у населения Южного Приаралья, который определен учеными как достаточно высокий (Бартольд 2002; Шарапов 1961; Юлдашев 1969).

Развитие аграрных отношений в Каракалпакстане получило освещение в исследования Я.Г. Гулямова, С.П. Толстова, К. Сарыбаева (Толстов 1948; Гулямов 1957; Сарыбаев 1995). Отдельные аспекты аграрных отношений затронуты в трудах Т.А. Жданко, Р. Косбергенова, У.Х. Шалекенова, Я.М. Досумова, С.К. Камалова, Б.В. Андрианова и

др. (Жданко 1952; Косбергенов 1958; Шалекенов 1958; Досумов 1960; Камалов 1968; Андрианов 1969).

Несмотря на значительный пласт исследований аграрных отношений у каракалпаков, вопросы садоводства и бахчеводства не получили должного освещения в трудах, посвященных земледелию Каракалпак-стана. Данная статья направлена на восполнение этого пробела.

Исторические источники, свидетельствующие о древности аграрных традиций каракалпаков, находят подтверждение в публикациях исследователей-археологов. С.П. Толстов, подчеркивая древность земледельческой культуры, писал: «Материал афригидских памятников позволяет достаточно полно осветить ряд значительных вопросов социально-экономической истории Хорезма в У1-УШ вв. Находки хорошо сохранившихся в развалинах органических остатков с большой полнотой рисуют хозяйство изучаемой эпохи. Запасы проса, маша, винограда, хлопка, сушеных груш, тыквы и т.д. ярко рисуют состав сельскохозяйственных культур этого времени» (Толстов 1948: 150). Сведения о возделываемых культурах находим у Е.Е. Неразик. «Судя по находкам в усадьбах семян и косточек растений, население оазисов выращивало просо, ячмень, пшеницу, бахчевые и некоторые огородные культуры. В садах вызревали сливы, вишни, яблоки, виноград, абрикосы, персики» (Неразик 1999: 42). Известны и более ранние свидетельства культивирования в Хорезмском оазисе садовых и бахчевых культур. Это косточки абрикоса, персика, винограда, обнаруженные при раскопках Кой-крылган-калы (Воробьева, Рапопорт 1967: 64, 69, 74) и Топрак-калы (Рапопорт 1984: 146, 148), датирующиеся последним веком до н.э. - первыми веками н.э. Яркие свидетельства культивирования садовых культур представлены в настенных росписях, барельефных изображениях и эпиграфике Топрак-калы (Рапопорт 1984: 57, 91, 93, 141, 186; Трудновская 1984: 216; Лившиц 1984: 262).

Особенности традиционных аграрных навыков и знаний у каракалпаков

За многовековую историю развития аграрных отношений у каракалпаков сложились собственные методы ведения хозяйства и бережного отношения к окружающей среде. Свой отпечаток на методы природопользования и хозяйственной деятельности наложили климат и природно-ландшафтные условия.

Земледелие у каракалпаков характеризовалось искусственным орошением, использованием каирных влажных земель, островов и пойм в дельте реки, дна осушенных озер, многочисленных заливов -лиманов. Искусственное орошение зависело от главного водного источника - Амударьи. От нее брали начало основные водные артерии -

Кегейли, Куаныш-жарма, Шортанбай, Шоманай, Кыят-Жарган. На основе «примитивных форм каирного и лиманного земледелия были выработаны приемы мелиорации заболоченных участков, регулирования паводковых разливов и переуглубления замирающих дельтовых протоков и стариц. Из них выводили короткие арыки, по берегам которых располагались небольшие поля» (Андрианов 1969: 223).

Земледелие, основанное на использовании искусственных оросительных систем, требовало колоссального физического труда и опыта. От Амударьи отводился магистральный канал (взек, арна, жармыш), от него прорывался арык (жап), от арыка - канава (салма), которая доводила воду к полю.

Лиманное и каирное земледелие являлось вспомогательной отраслью хозяйства. Интересные детали лиманного земледелия приведены в работе автора середины XIX в.: «Вся эта низменность ежегодно наводняется при половодье Амударьи. Лишь только сбудет вода, каракалпаки принимаются за обработку увлажненной почвы, засевая ее преимущественно дынями, просом и ячменем» (Базинер 1848: 163). Этот метод, занимавший некогда важную роль в земледельческих практиках, в современных условиях перестал использоваться. Причиной тому обмеление Амударьи, как следствие, отсутствие разливов. В некоторые засушливые сезоны вода не поступает даже в ирригационные системы.

Почва в регионе характеризовалась преобладанием засоленных земель, требовавших выщелачивания и частого удобрения. Каракалпаки накопили значительный опыт в мелиорации и выщелачивании почвы. Засоление почвы в условиях Каракалпакстана всегда была серьезной проблемой. Выщелачивание состояло из нескольких этапов. «Поле, предназначенное к обработке, очищается от сорных трав, выравнивается, разбивается на площади, расположенные террасообразно, затем проводятся арыки, земля, вынутая после прорытия каналов, складывается по бокам арыков. По окончании этой процедуры приступают к выщелачиванию солей из почвы, для чего поле заливают водой и спускают соленый раствор. Выщелачивание необходимо производить ежегодно. После выщелачивания повторно вспахивают поле. После вспашки приступают к удобрению, состоящему из навоза, песка и ила, приносимого ирригационной водой» (Хозяйство Каракалпакии 1972: 54). Такой метод выщелачивания остается сегодня одним из самых действенных в борьбе с засолением почвы. На него ориентирована современная агротехника в Каракалпакастане. Технология способствует вымыванию глубоколежащих солей почвы, но и имеет определенные недостатки. Ее использование приводит к образованию большого количества сбросных, высокоминерализованных вод, которые скапливаются и образуют многочисленные хранилища.

При всех успехах индустриализации и развития научно-технического прогресса традиционные знания и навыки природопользования не перестают быть актуальными. Современные практики выщелачивания почвы в целом сохраняют опыт предыдущих поколений. Это подтверждают полевые материалы. «Если не промывать соль заниматься земледелием невозможно, ничего не вырастит. В настоящее время используют лазерный нивелир, раньше же по 2-3 га поднимали бульдозером, затем полностью заливали водой. Работы по выведению солей начинали в январе-феврале. После полива вода на полях замерзает и всю зиму лежит лед, который с приходом весны тает. Благодаря этому приему земля как-бы дважды промывается. Современные методы не подходят для нашей почвы. Промывка почвы от соли и сейчас применяется, но только воды нет. Недостаток воды привел к тому, что работы, которые должны производится в зимнее время, проводятся весной» (ПМА 2022: Садуллаев).

Существовали и другие способы улучшения плодородия почвы. Одним из них являлось выращивание на поле культур, улучшающих качественные характеристики почвы. Для этого сеяли рис, кукурузу. Рис - это культура, требующая особых условий выращивания. Благодаря тому, что он растет прямо на воде, а также из-за его разветвленной корневой системы, почва на рисовой плантации становится более проницаемой и изменяет направление обменных процессов. Возделывание риса при правильной организации оросительной и развитой глубокой дренажной сети позволяет улучшить, освоить и ввести в хозяйственное использование земли низкого качества. В личных хозяйствах из-за сложной технологии выращивания риса нередко для улучшения почвы используют кукурузу. «Для улучшения качества почвы сажают кукурузу. Кроме того, остатки корма домашнего скота, в том числе кукурузы, измельчают и раскидывают по огороду. Это тоже способствует улучшению плодородия» (ПМА 2022: Юсупов).

Для повышения урожайности использовались органические удобрения. Среди органических удобрений применялся навоз, ил, торф, компост, птичий помет. Сегодня используют минеральные удобрения, содержащие главные элементы пищи растений - азот, фосфор, калий и микроэлементы. К промышленным минеральным удобрениям относится, в частности, суперфосфат.

Наиболее эффективным способом для удобрения почвы является навоз, который обогащает ее микроэлементами и органическими веществами. В земледельческих районах Центральной Азии традиционным методом для увеличения плодородия почвы был осенний выпас скота на полях после уборки урожая. Скот нагуливал вес, а почва удобрялись навозом. Действенным способом являлось использование ила, богатого органикой, который скапливался в ирригационных системах. Полезные

свойства ила ценились очень высоко. Илистая речная вода содержала в себе различные элементы, полезные для растений. Эти вещества способствовали повышению плодородия земли, за счет ила увеличивался почвенный слой (Юнусова, Усаров 2018: 43).

Существовали и другие методы удобрения почвы. «Прежде чем сажать саженцы, готовили почву, удобряли ее гумусом. На 1 га использовали 35-40 тонн гумуса, затем вспахивали и один сезон сажали кукурузу, либо джугару. Осенью это поле выравнивали, поливали, весной вновь вспахивали и приступали к севу. Результат был хороший. Саженцы принимались на 95%» (ПМА 2022: Калжанов).

Компост использовался как для удобрения почвы, так и для ее увлажнения. В засушливые сезоны он выполнял влагосберегающие функции, а при внезапных заморозках согревал. «Компост, используемый для удобрения, был очень полезен при маловодье. Поверх него посыпали песок, затем орошали. В течение 25-30 дней компост сохраняет влажность. Если удобрить компостом, то не нужно много воды. При холодах же благодаря компосту сохраняется теплая температура. Чтобы удобрение равномерно распределилось по всему полю, в первый год его кладут в горизонтально сформированные грядки, во второй год - в вертикальные, т.е. в шахматном порядке. Таким образом, достигается охват всего пространства» (ПМА 2022: Садуллаев).

Многолетние наблюдения народа за природой привели к появлению фенологических и аграрных календарей. Пользуясь ими, предсказывалась погода, давались прогнозы на урожай, устанавливались сроки начала земледельческих работ. Аграрный календарь был необходим для установления сроков ведения тех или иных сельскохозяйственных работ (Камалов 1968: 97). Он основывался на трудовом опыте и учитывал местные природные условия. Календарь делился на летний и зимний циклы, в которых обозначались более маленькие периоды.

У узбеков аграрный календарь состоял из 40-дневного (цирц), 90-дневного (туцсон) и 100-дневного (юз) периодов (Аширов и др. 2011: 441). Подробного описания аграрного календаря у каракалпаков не сохранилось. Мы предполагаем, что он был аналогичным системе исчисления земледельческих работ у населения Приаральского региона. Год делился на периоды, в определенные дни полагалось выполнять конкретные земледельческие работы.

Земледельческие традиции хорошо сохранились в народных поговорках: «Жерди CYрсен, гуз с}р. Г1з сурмесец жуз сур» (Пахать землю надо осенью. Иначе надо будет пахать сто раз), «Жаузада жаудай егис» (В месяце жауза (май) - сев).

Описание одного этапа земледельческого календаря - жуз (сто дней) - приведено С. Камаловым. В это время сеяли рис, джугар, просо. Работы начинались в первых числах мая. Отсчет вели по мере

уменьшения числа, оставшегося до 100 дней, после одного месяца - 70, двух месяцев - 40 и т.д. (Камалов 1968: 97). А. Утемисов дополняет сведения о ж^з, предполагая, что он мог составлять промежуток времени с 25 апреля по 5 августа. Это был основной период вегетации посевов и созревания урожая 32 дацыл (сельскохозяйственных культур) (Утемисов 1980: 186).

Каракалпаки определяли времена года или время наступления сельскохозяйственных работ по движению солнца. Использовались и фенологические наблюдения. Например, срок проведения сельскохозяйственных работ определяли по прилету и отлету птиц, по цветению конкретных трав и других растений (цамыс, жантац), по различным явлениям природы. Так, прилет кукушки указывал на время начала пахоты земли.

Существовали народные метеорологи - предсказатели погоды. Их называли есапшы (от есап - считать, высчитывать). Они следили за движением солнца: вбивали в землю шест и по его тени определяли сколько продлился день, рассчитывали время начала сева или сбора урожая (Утемисов 1980: 196). Наблюдая за погодой в день равноденствия (21-23 марта), они предсказывали погоду на 17-21 сентября. Так народные метеорологи определяли как пройдут бес цонац1 - пять дней, которые могли быть опасными для озимых из-за возникающих в это время заморозков или появления инея. Если 21-23 марта выпадала роса или проходил дождь, то 17-21 сентября выпадал иней. Если 21-23 марта был иней, тогда 17-21 сентября выпадет роса (Утемисов 1980: 196).

В этой связи приведем интересный случай, где народные знания ставились выше официальных директив. «В одном из хозяйств Ход-жейлийского района начало сева согласно графику посевной было назначено на определенную дату. Глава района, проверяя готовность хозяйств к посевной, лично объезжал поля. Подойдя к одному из полей, он попросил лопату и сделал пару вскопов, потоптал ее, затем отправился в другую часть поля, там помял землю в руках, понюхал, отошел на 15 м, сделал еще пару вскопов. Уточнил у председателя колхоза, на какую дату назначен сев. Узнав, что через 3 дня возразил, что работы необходимо начать сегодня же. Всю имеющуюся в наличии технику перегнать на вспашку этого поля, в тот же день, часам к 4 начать сев. Если промедлите хоть один день - уже не взойдет» (ПМА 2022: Турымбетов). Несмотря на появление новых более совершенных методов в агрономии, народный опыт природопользования продолжает сохраняться, приспосабливаясь к новым условиям. Он имеет как прикладное, так и научное значение.

1 Бес цонац (букв. - «пять гостей») - пять холодных дней осени.

Садоводство и бахчеводство как отрасли хозяйствования.

Влияние экологического кризиса.

К началу XX в. садоводство и бахчеводство были широко распространены во всем Туркестане и в какой-то степени служили источником семейного бюджета. «Садоводство имеет специально промышленный характер, в большинстве же оседлых поселений края каждый более или менее зажиточный оседлый земледелец устраивает около усадьбы небольшой садик, служащий летом местом отдохновения для него и семьи и дающий некоторый побочный доход, помимо дохода от прямых его занятий» (Малаховский 1909: 19).

У каракалпаков бахчевые культуры - дыня, арбуз и тыква - были широко распространёнными культурами. «Бахчи же, на которых сажали дыни, арбузы, суу цабац2 пр., были почти у всего земледельческого населения» (Косбергенов 1958: 282). Каждое хозяйство отводило под бахчу небольшой участок земли. Бахчевые культуры «составляли здесь народную пищу в течение нескольких месяцев» (Каульбарс 1873: 339).

Подробное описание подготовки для сева бахчевых, в частности дыни, дано О. Шкапским. «Когда поле обработано начинают городить гряды, для чего по полю роют арычки, складывая землю по краям. Для дынь, тыкв, огурцов и арбузов арычки проводят аршина на три один от другого, а для моркови, свеклы, капусты и марены - на один аршин. Кроме арыков продольных, прорывают еще поперечные, так чтобы получилась гряда сажень 7-8 в длину. Так как землю при прорытии арычков складывают по бокам, то гряды получаются с боков выше, чем посредине. Широкие гряды тщательно не разделывают, а по краям делают на аршин друг от друга большие крупные лунки, в которых и взрыхляют землю. В лунки сеют по несколько семян дынь, огурцов, арбузов и тыкв, смотря по тому, что сеют. После посева каждую лунку заглаживают лопатой. Эти лунки устраивают наклонно к середине гряды, чтобы вода не заливала бы лунок, а если зальет, то чтобы могла сбежать» (Шкапский 1900: 39).

Современные сельчане для сева дыни используют поле, где раньше произрастала кукуруза, пшеница или морковь. Семена дыни должны быть не более двухлетней сохранности. Ранние сорта дынь необходимо поливать, когда появится росток, но не позже этого срока. Поливать лучше во второй половине дня, либо ночью. Весной, когда почва влажная, семена дыни сажают, смешивая с небольшим количеством песка, чтобы уберечь их от поедания червями. Лунку часто рыхлят, чтобы земля прогревалась солнечными лучами.

У каракалпаков были издавна известны три основных сорта дыни, которые выращиваются и поныне - тэрнек, жамбылша, цауын. С кон-

2 Тыква, используемая в качестве сосуда для воды и некоторых продуктов.

ца мая начинал поспевать тэрнек (его употребляли в неспелом виде), после чего в начале июля - жамбылша - ац (белая) и цара (черная). Белая жамбылша поспевала раньше, чем черная. За ней сразу поспевал цауын. Дыни были двух видов - жаз цауын (летняя) и гуз цауын или генже кауын (осенняя, поздно поспевающая). Сорта жаз цауын -азгын, торнабад, жийде жапрац, элекке или гYрбек, секерпара - начинали поспевать в августе. Они отличались по внешнему виду, вкусу и весу. Раньше всех поспевали азгын, торнабад, жийде жапрац, а потом остальные (Камалов 1968: 95).

Были и другие сорта - шийринпешек, аццытай, царацытай, квк гулабы, бубазшыйцы, шаббазы. Эти дыни поспевают за 55-70 дней, их снимают во второй половине июля.

Осенние дыни гYЗ цауын были нескольких сортов - аццашбийшек, гулабы, цамба цауын. Они созревали в течение 75-85 дней, к середине сентября. Эти дыни зимостойкие и сохранялись до мая следующего года. Чем больше они лежали, тем становились вкуснее.

Самыми сладкими и сочными считались дыни, выращенные на ка-ирных и залежных землях. На каирных землях они росли без полива и лишь в редких случаях поливались один раз за сезон. Засеянные на целинных и залежных землях дыни поливались 1-2 раза. Все виды дыни в вегетативный период требовали обработки кетменем (мотыга) (рыхление почвы) (Хозяйство Каракалпакии 1972: 62).

Арбузы выращивали двух сортов: цара - темные, крупные, толстокожие, и ала - небольшие тонкокожие. Ала арбуз, как утверждает О. Шкапский, не местный сорт, привезен из Астрахани во второй половине XIX в. (Шкапский 1900: 39).

Тыквы были четырех сортов - цара асцабац, сэлле асцабац, палау гади и суу цабац. Первые три сорта употреблялись в пищу, четвертый использовался для изготовления сосудов.

Основными садоводческими культурами были джида, урюк, персики, яблоки, вишня. Большое предпочтение отдавали садовой джиде, из нее, а также из дикорастущей джиды (шигилдик жийде) изготавливали специальные блюда жийде тахан3, свк тахан4, ижан5 и др. (Камалов 1968: 99).

3 Жийде тахан - блюдо из прожаренного пшена с добавлением плодов лоха (жийде). Для этого жийде, предварительно подсушенную на солнце, толкли в ступке, просеивали полученную муку, смешивали с пшеном, затем мололи на ручной мельнице.

4 Свк тахан - блюдо из прожаренного пшена без добавления жийде.

5 Ижан - блюдо, приготовляемое из кунжута. Для этого брали очищенный кунжут, поджаривали без масла, толкли в ступе, спустя некоторое время туда крошили горячие лепешки из джугаровой (сорго) муки, и продолжали толочь до полного смешения.

Еще в недавнем прошлом, в 1960-1970 годы в каждом хозяйстве небольшая часть земли отводилась под бахчу и садовые деревья. «В те времена не было ни одного дома без виноградника, яблок и персиков. Возле каждого дома располагался огород в 40-50 соток, из которых 10-12 соток обязательно отводились под сад» (ПМА 2022: Садулла-ев). Подобные практики сохраняются по сей день, однако, площадь, выделяемая под бахчу или садовые, значительно сократилась. Со слов респондента, сейчас «максимум 10-15 плодовых деревьев имеют в личных хозяйствах. У меня в огороде только два абрикосовых дерева есть, одному уже 10 лет, второму 3 года. Есть яблоня, груша, в прошлом году в теплице гранат вырастил, который потом в огород пересадил» (ПМА 2022: Садуллаев).

Одно из первых садоводческих хозяйств в Каракалпакстане было образовано в 1960-е годы. На месте пионерского лагеря «Гулбаг» в отделении «Цызыл эскер» на площади в 10 га в экспериментальном порядке были высажены плодовые саженцы. Занимался этим известный на всю округу садовод Ризамат Мусамухаммедов. Всяческую помощь в развитии садоводческого хозяйства оказывал Научно-исследовательский институт садоводства и виноградарства им. Р. Шредера. Здесь же готовили садоводов, проходили стажировку бригадиры (10 человек ежегодно), получая навыки и знания по садоводству. В результате совхоз стал опытной школой в Каракалпакстане.

Высаженные в 1963 г. саженцы к 1980 г. превратились в большое садоводческое хозяйство в 500 га. Аграрии ежегодно увеличивали площадь, высаживая новые саженцы. Первоначально плодовые саженцы привозились из разных уголков Узбекистана, большинство из них погибало, не адаптируясь к местной почве. Учитывая это, в 1985 г. в самом совхозе был организован питомник с плодовыми саженцами. Результат превзошел все ожидания. Адаптированные к местным условиям плодовые саженцы принимались на 95-97%. Завозить саженцы с других областей перестали. Особенно хорошо адаптировались к почве такие сорта яблок как Первенец Самарканда, Ташкентская баратинка (летний), Золотое Грайма, Жанатин (осенний), Кандиль синап, Ренет Симиренко, Делишес; груш - Лесная красавица, Любимица Клаппа, Нашвоти; абрикоса - Испарик, Арзами, Хурма; сливы - Бертон, Исполинский; персиков - Лола, Чемпион. С одного гектара получали урожай в 70-80 центнеров.

Существовали методы повышения урожайности плодовых деревьев. Одним из них являлось кронирование. Ежегодно проводилась обработка фруктовых деревьев и удаление разросшихся веток. За такую работу отвечал бригадир. Сегодня для борьбы с вредителями используют современные препараты. Наиболее эффективным средством является «Каратэ». «В год обработку производят 4-5 раз. В первый раз - в пе-

риод почкования, во второй - в период цветения, в третий - когда начинает образовываться плод, и в четвертый раз - через 20, 25, 27 дней. Иногда дополнительную обработку проводят в июне-июле. До появления почек деревья нельзя повергать обработке, иначе плоды не разовьются, будут мелкими. Обрабатывать можно только после того, как полностью появятся почки, тогда плоды будут крупные, сочные. Или иногда начинают обрабатывать после того, как опадут цветы. Некоторые плодовые деревья сначала распускают цветы, потом появляются листья (абрикос, вишня). Яблоки, груши - сначала появляются листья, затем цветут, поэтому каждый нуждается в индивидуальном подходе. Дыню тоже необходимо подвергать обработке от вредителей, потому что часто поражается дынным червем. Еще в период цветения паразит откладывает яйца, плод развивается, а паразит остается внутри нее и тоже продолжает свою жизнедеятельность» (ПМА 2022: Садуллаев).

Для повышения урожайности использовали метод пересадки. Благотворно влияет пересадка на такие деревья, как персики, абрикосы -те, которые произрастают из семян. Эти деревья хорошо переносят пересадку с одного места на другое, быстро адаптируются. Яблоня или груша могут зазеленеть, даже с сорванной ветки. Но ветка, предназначенная для посадки, должна быть сломана таким образом, чтобы кора свисала со сломанной ветки. Тогда она быстрее примется. Если через год пересадить саженец в другое место, это будет способствовать быстрому росту дерева.

Народные методы природопользования особенно важны в современных условиях, когда большое количество земель стало непригодным в результате бесконтрольной химизации, механизации. Возврат к традиционным приемам хозяйственной деятельности дает возможность не только получать экологически чистые продукты, но и позволяет повысить урожайность. Влияние экологического кризиса на земледелие налицо. «Раньше хорошие урожаи получали даже без обработки, сейчас же, если не обработаешь, урожай не получишь, все это влияние экологии. Каждый год появляются все новые виды заболеваний, они наносят вред не только человечеству, но всей окружающей среде. В 2018 г. была пыле-солевая буря. Она нанесла огромный урон земледелию. Несколько раз пришлось промывать деревья, чтобы смыть соль. Из-за ухудшившейся экологии урожайность снизилась. Первым делом ухудшение экологии сказывается на почве, меняется структура почвы, это сказывается на ее урожайности» (ПМА 2022: Садуллаев).

В современных условиях одним из оптимальных способов земледелия может стать совмещение традиционных методов земледелия с новыми технологиями. Это направление является одним из перспективных в дальнейшем развитии этой отрасли хозяйствования.

* * *

В условиях Аральского кризиса устойчивое управление земельными ресурсами является одним из главных условий сохранения окружающей среды, повышения жизненного уровня населения. Природно-климатические и политические условия Южного Приаралья определили развитие земледелия. Политические события конца XIX - первой четверти XX вв., коллективизация, масштабное строительство оросительный сетей, освоение целинных и залежных земель, централизованное управление сельским хозяйством, распад СССР и последовавшим за этим события привели к трагическим последствиям, оказавшим негативное воздействие на природу и социально-экономическое положение людей. Чрезмерное использование сельскохозяйственных угодий привело к безвозвратным процессам деградации пашни. Культивирование монокультуры хлопчатника способствовало ветровой эрозии (пыльные бури) и катастрофической потере гумуса богарной пашни.

Традиционные знания, методы, опыт рационального использования природных условий, прошедшие проверку временем, близки населению, воспринимаются им, и в дальнейшем могут сослужить важную роль при проведении земледельческих работ.

Современность требует возврата к традиционным приемам и методам природопользования в земледелии. Развитие аграрных технологий на протяжении истории развития предполагает одно укоренившееся свойство - неизменность сельскохозяйственного производства, основанного на земле. В связи с этим колоссальный опыт, накопленный народом в области аграрных отношений, имеет непреходящее значение.

ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ

ПМА 2022 - Полевые материалы экспедиции автора в Ходжейлийский район Республики Каракалпакстан, февраль 2022 г. (запись № 3).

ПМА 2022 - Полевые материалы экспедиции автора в Кегейлийский район Республики Каракалпакстан, март 2022 г. (запись № 6).

ПМА 2022 - Полевые материалы экспедиции автора в Ходжейлийский район Республики Каракалпакстан, март 2022 г. (записи № 7,8).

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Андрианов Б.В. Древние оросительные системы Приаралья (В связи с историей возникновения и развития орошаемого земледелия). М.: Наука, 1969.

Аширов А.А., Зунунова Г.Ш., Саримсаков А.А. Календарные праздники, обычаи и обряды // Народы и культуры. Узбеки / Отв. ред. В.А. Тишков, С.В. Чешко. М.: Наука, 2011. С. 438-460.

Базинер Т.Ф. Путешествие через киргизские степи в Хиву в 18421843 гг. // Туркестанские ведомости, 1873. № 31, 46.

Бартольд В.В. Работы по исторической географии. М.: РАН, 2002.

Воробьева М.Г., Рапопорт Ю.А. Археологическое описание памятника // Кой-крылган-кала - памятник культуры древнего Хорезма IV в. до н.э. - IV в. н.э. Труды ХАЭЭ. Т.У / Под редакцией С.П. Толстова, Б.И. Вайнберг. М.: Издательство Академии наук СССР, 1967. С. 21-101.

Гулямов Я. История орошения Хорезма. Ташкент, 1957.

Досумов Я.М. Очерки истории Кара-Калпакской АССР (1917-1927 гг.). Ташкент: Издательство Академии наук, 1960.

Жданко Т.А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. Родопле-менная структура и расселение в XIX - нач. XX в. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950.

Камалов С.К. Каракалпаки в XVIII-XIX вв. (К истории взаимоотношений с Россией и среднеазиатскими ханствами). Ташкент: ФАН, 1968.

Каразин Н.Н. В низовьях Аму: Путевые очерки // Вестник Европы. 1875. № 3.С. 186-229.

Каульбарс А.В. Низовья Аму-Дарьи, описанные по собственным исследованиям в 1873 г. // ЗИРГО по общей географии. Т IX. СПб., 1881.

Косбергенов Р. Положение каракалпакского населения в Хивинском ханстве в конце XIX - нач. XX в. // Труды ХАЭЭ. Т.Ш / Под редакцией С.П. Толстова. М.: Издательство Академии наук СССР, 1958. С. 207-268.

Кун А.Л. От Хивы до Кунграда // Материалы для статистики Туркестанского края / Под редакцией Н.А. Маева. Вып. IV. СПб., 1876. С. 203-222.

Лившиц В.А. Документы // Топрак-кала. Дворец. Труды ХАЭЭ. Т.^^ / Под редакцией Ю.А. Рапопорт, Е.Е. Неразик. М.: Наука, 1984. С. 251-286.

Неразик Е.Е. Хорезм в VП-VШ вв. // Средняя Азия и Дальний Восток в эпоху средневековья. Средняя Азия в раннем средневековье. Археология. Красная серия. М.: Наука, 1999. С 37-50.

Производительные силы Туркестана. Вып. I. Составитель Н.И. Малаховский. СПб., 1909.

Рапопорт Ю.А. Центральный массив // Топрак-кала. Дворец. Труды ХАЭЭ. Т^^ / Под редакцией Ю.А. Рапопорт, Е.Е. Неразик. М.: Наука, 1984. С. 53-193.

Сарыбаев К. История орошения Каракалпакстана (с конца XIX века до наших дней). Нукус: Каракалпакстан, 1995.

Толстов С.П. Древний Хорезм. Опыт историко-археологического исследования. М.: МГУ, 1948.

Трудновская С.А. Инвентарь, полученный при раскопках дворца // Топ-рак-кала. Дворец. Труды ХАЭЭ. Т^^ / Под редакцией Ю.А. Рапопорт, Е.Е. Неразик. М.: Наука, 1984. С. 195-215.

Утемисов А. Верования и обряды, связанные с земледелием // Этнография каракалпаков XIX - начало XX в. (материалы и исследования) / Отв. редакторы Т.А. Жданко, С.К. Камалов. Ташкент: ФАН, 1980. С. 185-191.

Шалекенов У. Быт каракалпакского крестьянства Чимбайского района в прошлом и настоящем // Труды ХАЭЭ. Т.Ш / Под редакцией С.П. Толстова. М.: Издательство Академии наук СССР, 1958. С. 269-272.

Шарапов Г.В. Разрешение аграрного вопроса в России после победы Октябрьской революции. М., 1961.

Шкапский О. Аму-Дарьинские очерки. К аграрному вопросу на нижней Аму-Дарье. Ташкент: Типо-литография В.М. Ильина, 1900.

Шкапский О. Как хивинцы ведут полевое хозяйство на своих безводных землях // Рассказы о Средней Азии. Кн.1. М., 1900.

Юнусова Х.Э., Усаров У.А. Некоторые суждения об истории земледельческой культуры в Средней Азии // Наука, техника и образование, 2018. С. 42-46.

Сведения об авторе: Курбанова Земфира Ибрагимовна, доктор исторических наук, заведующая отделом этнографии Каракалпакского научно-исследовательского института гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан (230100, ул. Амира Темура, 179А, Нукус, Каракалпакстан, Республика Узбекистан); sapphire.ethno@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила 03.06.2022 Принята к публикации 26.07.2022

HORTICULTURAL AND MELON-GROWING TRADITIONS AMONG THE KARAKALPAKS

Z.I. Kurbanova

Karakalpak Research Institute for the Humanities, Karakalpak Branch of the Uzbekistan Academy of Sciences Nukus, Karakalpakstan, Republic of Uzbekistan sapphire.ethno@gmail.com

The article raises the problem of the development of traditional agriculture branches among the Karakalpaks - horticulture and melon growing. The purpose of the article is to consider the features of traditional agrarian practices among the Karakalpaks, their significance in the modern life of the people, and the identification of transformations in them. To build a fuller picture, the methods and skills accumulated by the people and allowing them to engage successfully in agriculture have been analyzed. The include the centuries-old experience of using the irrigation system in the Amu Darya delta, leaching, soil fertilization, the use of various technologies by the local population in cultivating the land, types of fruit crops, an agricultural calendar which was used to determine agricultural work, a phenological calendar that predicts the weather.

The study showed that the natural and geographical features of Karakal-pakstan formed their own agricultural culture among the inhabitants of the region

and contributed to the development of certain skills in this industry, thanks to which it was possible to obtain high yields. In addition to analyzing literary sources, the author draws on his own field materials, which were collected during an ethnographic expedition to the areas with the most developed agrarian traditions. The obtained information provided an opportunity to trace the development of horticulture and melon growing, the impact of the ecological crisis on these branches of management, to identify the features of traditional agricultural skills and knowledge, and demonstrate their importance in the modern life of Karakalpaks.

Keywords: agrarian traditions, folk knowledge, horticulture, melon growing, ecological crisis.

For citation: Kurbanova Z.I. Sadovodcheskie i bakhchevodcheskie traditsii u karakalpakov [Horticultural and melon-growing traditions among the karakalpaks]. Istoricheskaya etnologiya, 2022, vol. 7, no. 3, pp. 371-387. https://doi.org /10.22378/he.2022-7-3.371-387 (In Russian)

REFERENCES

Andrianov B.V. Drevnie orositel'nye sistemy Priaral'ya (V svyazi s istoriey vozniknoveniya i razvitiya oroshaemogo zemledeliya) [Ancient Irrigation Systems of the Aral Sea Region (In Relation to The History of the Emerging and Development of Irrigated Agriculture)]. Moscow: Nauka Publ., 1969. (In Russian)

Ashirov A.A., Zununova G.Sh., Sarimsakov A.A. Kalendarnye prazdniki, obychai i obryady [Calendar Holidays, Customs and Rituals]. Narody i kul'tury. Uzbeki. Chief ed. V.A. Tishkov, S.V. Cheshko. Moscow: Nauka Publ., 2011, pp. 438-460. (In Russian)

Baziner T.F. Puteshestvie cherez kirgizskie stepi v Khivu v 1842-1843 gg. [Journey through the Kirghiz Steppes to Khiva in 1842-1843]. Turkestanskie vedomosti, 1873, no. 31, 46. (In Russian)

Bartol'd V.V. Raboty po istoricheskoy geografii [Works on Historical Geography]. Moscow: Russian Academy of Sciences Publ., 2002. (In Russian)

Dosumov Ya.M. Ocherki istorii Kara-Kalpakskoy ASSR (1917-1927 gg.) [Essays on the History of the Kara-Kalpak ASSR (1917-1927)]. Tashkent: Academy of Sciences Publ., 1960. (In Russian)

Gulyamov Ya. Istoriya orosheniya Khorezma [The History of Irrigation of Khorezm]. Tashkent, 1957. (In Russian)

Zhdanko T.A. Ocherki istoricheskoy etnografii karakalpakov. Rodople-mennaya struktura i rasselenie v XIX - nach. XX v. [Essays on the Historical Ethnography of the Karakalpaks. Tribal Structure and Resettlement in the 19th - early 20t Centuries]. Moscow - Lenigrad: USSR Academy of Sciences Publ., 1950. (In Russian)

Kamalov S.K. Karakalpaki v XVIII-XIX vv. (K istorii vzaimootnosheniy s Rossiey i sredneaziatskimi khanstvami) [The Karakalpaks in the 18-19 Centu-

ries. (On the History of Relations with Russia and the Central Asian Khanates)]. Tashkent: Fan Publ., 1968. (In Russian)

Karazin N.N. V nizov'yakh Amu: Putevye ocherki [In the Lower Reaches of the Amu: Travel Essays]. Vestnik Evropy. 1875, no 3, pp. 186-229. (In Russian)

Kaul'bars A.V. Nizov'ya Amu-Dar'i, opisannye po sobstvennym issledo-vaniyam v 1873 g. [The Lower Reaches of the Amu Darya, Described according to their own Research in 1873]. ZIRGO po obshchey geografii. Vol. IX. St. Petersburg, 1881. (In Russian)

Kosbergenov R. Polozhenie karakalpakskogo naseleniya v Khivinskom khanstve v kontse XIX - nach. XX v. [The Position of the Karakalpak Population in the Khiva Khanate in the late 19th - early 20th Centuries]. Trudy KhAEE. Vol. III. Ed. S.P. Tolstova. Moscow: USSR Academy of Sciences Publ, 1958, pp. 207-268. (In Russian)

Kun A.L. Ot Khivy do Kungrada [From Khiva to Kungrad]. Materialy dlya statistiki Turkestanskogo kraya. Ed. N.A. Maeva. Issue IV. St. Petersburg, 1876, pp. 203-222. (In Russian)

Livshits V.A. Dokumenty [The Documents]. Toprak-kala. Dvorets. Trudy KhAEE. Vol. XIV. Ed. Yu.A. Rapoport, E.E. Nerazik. Moscow: Nauka Publ., 1984, pp. 251-286. (In Russian)

Nerazik E.E. Khorezm v VII-VIII vv. [Khorezm in the 7th-8th centuries]. Srednyaya Aziya i Dal'my Vostok v epokhu srednevekov'ya. Srednyaya Aziya v rannem srednevekov'e. Arkheologiya. Krasnaya seriya. Moscow: Nauka Publ., 1999, pp. 30-49. (In Russian)

Proizvoditel'nye sily Turkestana [Productive Forces of Turkestan]. Issue I. Sostavitel' N.I. Malakhovskiy. St. Petersburg, 1909. (In Russian)

Rapoport Yu.A. Tsentral'nyy massiv [The Central Massif]. Toprak-kala. Dvorets. Trudy KhAEE. Vol. XIV. Ed. Yu.A. Rapoport, E.E. Nerazik. Moscow: Nauka Publ., 1984. Pp. 53-193. (In Russian)

Sarybaev K. Istoriya orosheniya Karakalpakstana (s kontsa XIX veka do nashikh dney) [The History of Irrigation in Karakalpakstan (From the end of the 19th Century to the Present Day)]. Nukus: Karakalpakstan, 1995. (In Russian)

Shalekenov U. Byt karakalpakskogo krest'yanstva Chimbayskogo rayona v proshlom i nastoyashchem [Life of the Karakalpak Peasantry of the Chimbay Region in the Past and Present]. Trudy KhAEE. Vol. III. Ed. S.P. Tolstova. Moscow: USSR Academy of Sciences Publ., 1958, pp. 269-272. (In Russian)

Sharapov G.V. Razreshenie agrarnogo voprosa v Rossii posle pobedy Oktyabr'skoy revolyutsii [Resolution of the Agrarian Issue in Russia after the Victory of the October Revolution]. Moscow, 1961. (In Russian)

Shkapskiy O. Amu-Dar'inskie ocherki. K agrarnomu voprosu na nizhney Amu-Dar'e [Amu-Darya Essays. On the Agrarian Question on the Lower Amu-Darya]. Tashkent: V.M. Il'in's Tipo-litografiy, 1900. (In Russian)

Shkapskiy O. Kak khivintsy vedut polevoe khozyaystvo na svoikh bezvodnykh zemlyakh [How the Khivans Conduct Field Farming on their Waterless Lands]. Rasskazy o Sredney Azii. Book 1. Moscow, 1900. (In Russian)

Tolstov S.P. Drevniy Khorezm. Opyt istoriko-arkheologicheskogo issledo-vaniya [Ancient Khorezm. An Experience of Historical and Archaeological Research]. Moscow: Moscow State University Publ., 1948. (In Russian)

Trudnovskaya S.A. Inventar', poluchennyy pri raskopkakh dvortsa [Inventory Obtained during the Excavation of the Palace]. Toprak-kala. Dvorets. Trudy KhAEE. Vol. XIV. Ed. Yu.A. Rapoport, E.E. Nerazik. Moscow: Nauka Publ., 1984, pp. 195-215. (In Russian)

Utemisov A. Verovaniya i obryady, svyazannye s zemledeliem [Beliefs and Rituals Associated with Agriculture]. Etnografiya karakalpakov XIX - nachalo XXv. (materialy i issledovaniya). Publ. ed. T.A. Zhdanko, S.K. Kamalov. Tashkent: FAN Publ., 1980, pp. 185-191. (In Russian)

Vorob'yeva M.G., Rapoport Yu.A. Arkheologicheskoe opisanie pamyatnika [Archaeological description of the site]. Koy-krylgan-kala - pamyatnik kul'tury drevnego Khorezma IV v. do n.e. - IV v. n.e. Trudy KhAEE. Vol. V. Ed. S.P. Tols-tova, B.I. Vaynberg. Moscow: USSR Academy of Sciencwes Publ., 1967, pp. 21101. (In Russian)

Yunusova Kh.E., Usarov U.A. Nekotorye suzhdeniya ob istorii zemle-del'cheskoy kul'tury v Sredney Azii [Certain Perceptions of the History of Agricultural Culture in Central Asia]. Nauka, tekhnika i obrazovanie, 2018, pp. 42-46. (In Russian)

About the author: Zemfira I. Kurbanova, Dr. Sc. (History), Head of the Department of Ethnography, Karakalpak Research Institute for the Humanities, Karakalpak Branch of the Uzbekistan Academy of Sciences (179A, Amir Temur St., Nukus 230100, Karakalpakstan, Republic of Uzbekistan); sapphire.ethno @gmail.com

Received June 3, 2022 Accepted for publication July 26, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.